СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ, ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ, ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ

Лезина Д.С. 1
1
Волкова Т.П. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 отация

Жизнедеятельность человека направлена на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания. Развитие науки, техники и современных технологий вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Увеличилась вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Цель данной работы: узнать природу техногенных катастроф, назвать их причины, последствия и влияние на нашу жизнь.

В соответствии с поставленной целью определены задачи:

- дать понятие техногенным катастрофам и рассмотреть их классификацию;

- выявить причины техногенных катастроф;

- исследовать последствия;

- и проанализировав результаты анкетирования среди обучающихся 1 и 3 курсов по знанию причин возникновения техногенным катастрофам, правил поведения и действий при ЧС, сделать выводы о роли предмета «Безопасность жизнедеятельности» в жизни людей.

Объектом исследования является совокупность техногенных катастроф, их влияние на жизнедеятельность людей и общество, роль предмета «Безопасность жизнедеятельности» в жизни человека, попавшего в чрезвычайную ситуацию, в том числе и техногенную катастрофу.

Выбор темы обусловлен моим личным желанием и заинтересованностью более подробно изучить с помощью компетентных источников данную тему, в связи с частыми обрушениями зданий, происходящих при техногенных ЧС, событиями, приносящих большие материальные потери, а иногда человеческие жертвы.

В работе рассмотрены проблемы обеспечения безопасности в современном мире:

- на основе обзора литературы:

  • дано понятие «техногенные катастрофы», определены виды техногенных катастроф и их причины;

  • рассмотрен вопрос об обеспечении безопасности при техногенных катастрофах в Тюменской области.

- на основе анализа проведенного анкетирования обучающихся Медколледжа рассмотрен вопрос о значении, роли уроков БЖ в жизни человека, в том числе действий, для предотвращения техногенных катастроф.

Для написания данной работы использовались самые разные источники, такие как научные статьи, популярные книги, современные энциклопедии и интернет. Были проанализированы книги таких авторов, как Абрамов В.В., Арустамов Э.А и другие.

Исследование данной темы волнует нас с точки зрения обеспечения безопасности.

Введение

На заре человечества людям угрожали опасности природных явлений, но впоследствии творцом опасностей стал сам человек, который искал способы защиты от этих опасностей. Опасное вмешательство человека в природу резко увеличилось, расширился объем этого вмешательства, оно стало более разнообразным и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Происхождение опасностей может быть различным – природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические, социальные.

Остановимся на рассмотрении одной из них - техногенные катастрофы, потому что их создает сам человек, и он же может их не допустить. Технический прогресс существенно повышает риск трагедий. На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объемами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ, которые в случае чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле Жизнь. Тем более, что количество ЧС за последние 20 лет выросло в 2 раза, а по числу погибших ЧС находятся на третьем месте среди всех видов стихийных бедствий. Так в августе 2009 г. на крупнейшей гидроэлектростанции России – Саяно-Шушенской ГЭС из-за целого ряда причин технического характера и человеческого фактора произошла индустриальная техногенная катастрофа, в результате которой погибли 75 (76 — одна женщина была беременна) человек, пострадали 13 человек, оборудованию и помещениям станции был нанесен серьезный ущерб. В 2011 г. ЧС привели к гибели 751 человека, еще 1134 человек получили травмы. В 2015 году по статистическим данным произошло 155 техногенных катастроф, в которых более 7000 человек погибло или пропало без вести, и это в два раза превышает количество жертв в 2014 году.

Кроме этого, техногенные катастрофы имеют начало, но не имеют окончания, они совершенно непредсказуемы, а степень ущерба после них не уменьшается с годами, поскольку негативные факторы продолжают действовать в среде еще многие годы. Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например – Чернобыль).

Виды техногенных катастроф, их причины и последствия

Техногенная катастрофа — крупная авария, следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев), влекущая за собой гибель людей и даже экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность.

Характер техногенной катастрофы зависит от причин, ее вызвавшей; ее масштабов; особенности предприятия, на котором она возникла.

Объекты могут сами являться потенциальными источниками техногенной катастрофы, а также могут оказаться в зоне действия поражающих факторов техногенной катастрофы, возникшей по независящей от них причинам.

Специалисты разделяют техногенные катастрофы на 10 типов по характеру объекта и природы происхождения:

  • транспортные аварии и катастрофы;

  • пожары, взрывы, угрозы взрывов;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;

  • аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;

  • внезапное обрушение зданий, сооружений;

  • аварии в электроэнергетических системах;

  • аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;

  • аварии на очистных сооружениях;

  • гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

Возникновение любой техногенной катастрофы вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов, создающих причинный ряд событий. Непосредственными причинами техногенных катастроф могут быть:

- внешние по отношению к инженерной системе воздействия (стихийные бедствия, военно-диверсионные акции и т.д.), условия и обстоятельства, связанные непосредственно с данной системой:

  • просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

  • некачественное строительство или отступление от проекта;

  • непродуманное размещение производства;

  • технические неисправности, отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших, отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;

- человеческий фактор:

  • нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала;

  • невнимательность,

  • грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования.

Последним, согласно статистике и мнению специалистов, принадлежит главная роль в возникновении техногенных катастроф. По оценке экспертов, человеческие ошибки обусловливают 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф и 80% катастроф на море.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Абсолютной безаварийности не существует. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Последствиями производственных аварий и техногенных катастроф могут быть:

  • большие разрушения промышленных объектов (производственных зданий, сооружений, коммунальных и инженерных сетей), городов (общественных и жилых зданий, коммуникаций), транспортных средств и т.д.;

  • заражение окружающей среды радиоактивными веществами, АХОВ, бактериологическими средствами;

  • уничтожение материальных ценностей.

Значение безопасности в чрезвычайных ситуациях

для населения и территорий Тюменской области

Тюменская область, являясь одним из важнейших в экономическом плане регионов России, требует особого внимания и подходов в вопросах защиты ее населения, территорий и экономического потенциала от ЧС. Опасность техносферы для населения области и окружающей среды обуславливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества пожаро-, химически-, взрывоопасных производств и технологий; ростом производительности и интенсификации производств; концентрацией отдельных предприятий в промышленные комплексы и размещением их в непосредственной близости от мест проживания.

На территории области расположено около 300 промышленных производственных объектов, 137 электроподстанций, 311 автозаправочных комплексов. Функционируют предприятия, располагающие значительными объемами запасов высокотоксичных и токсичных веществ. Это предприятия нефтепереработки, объекты, использующие аммиак и хлор, хранилища нефти и нефтепродуктов, магистральные газо- и нефтепроводы и другие.

Основными источниками возникновения техногенных катастроф могут быть:

- Химическая опасность, так как на территории юга Тюменской области расположено 45 химически опасных объектов. Наибольшую опасность представляют химические опасные объекты в городах Тобольск, Тюмень.

Например, на ОАО «Тобольский водоканал» единовременное количество хлора может достигать 150 т. При возникновении техногенной катастрофы в зону возможного заражения может попасть около 601,5 тыс. человек г. Тобольска и Тобольского района, обеспеченность которых средствами защиты органов дыхания не достаточная. Приобретение новых средств индивидуальной защиты (СИЗ) на территории области проводится в основном объектами экономики города Тюмени, частично организациями г. Ишима. В муниципальных образованиях СИЗ своевременно не освежаются.

- Наиболее вероятными источниками техногенных катастроф на нефтегазопродуктопроводах являются компрессорные и дожимные станции, газорегуляторные пункты, нити трубопроводов. Как правило, аварии (разрыв трубопроводов, находящихся под давлением, выброс перекачиваемых продуктов с последующим возгоранием) связаны с низким качеством монтажных работ по прокладке трубопроводов, длительным сроком их эксплуатации, а так же несогласованными действиями при проведении работ вблизи трубопроводов с использованием инженерной техники.

Потенциально-опасные участки магистральных трубопроводов расположены на территории Уватского, Тобольского, Ярковского, Тюменского и Исетского районов.

Транспортировка нефти от месторождений Среднего Приобья, а также Северной группы месторождений, производится по 4 магистральным нефтепроводам в направлении городов Томск, Омск, Альметьевск, Челябинск.

ОАО «Сибнефтепровод» эксплуатирует 2,653 тыс. км магистральных нефтепроводов, проходящих в основном по местности с большим количеством рек, озёр, водотоков и водоёмов. Магистральные нефтепроводы 33 раза пересекают реки Иртыш, Тавда, Тура, Демьянка и другие. Эти нефтепроводы представляют серьёзную потенциальную угрозу экологической безопасности территорий. В случае порыва трубопровода и попадания нефти в реку возможно катастрофическое загрязнение водных бассейнов.

Транспорт природного газа в пределах области осуществляется по системе магистральных газопроводов общей длиной 1,479 тыс. км.

- Опасности возникновения ЧС техногенного характера на объектах ЖКХ, связаны в основном с изношенностью основных фондов (износ сетей составляет в среднем 40-50%); гидравлическими испытаниями теплотрасс; повреждениями трасс, связанные с некачественным ремонтом; подвижка грунта в весенний период.

Риск возникновения чрезвычайных ситуаций на тепловых сетях повышается, особенно в холодное время года. Но на сегодняшний день на объектах ЖКХ в системах теплоснабжения, канализации, газоснабжения, водоснабжения периодически возникавшие аварийные ситуации и инциденты зарегистрированы не выше местного уровня, чрезвычайных ситуаций не зарегистрировано.

Так же как и не зарегистрировано чрезвычайных ситуаций, связанных с авариями, на магистральных нефтегазопродуктопроводах.

Несмотря на то, что на территории Тюменской области нет радиационно-опасных объектов, атомных электростанций, объектов ядерного топливного цикла, исследовательских реакторов, оказывающих влияние на радиационную обстановку, специалистами территориальных органов Роспотребнадзора и Росгидромета (Тюменского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) постоянно проводится радиационный контроль. Случаев обнаружения бесхозных источников ионизирующих излучений пока не зарегистрировано.

Захоронение источников ионизирующего излучения (ИИИ), обнаруженных на территории области проводится путем заключения договора с филиалом «Уральский территориальный округ» ФГУП «РосРАО» г. Екатеринбург. Радиационная обстановка в течение 2015 года в целом была спокойная и расценивается как благополучная.

Администрация области, муниципальных образований постоянно и планомерно проводят работу по обеспечению безопасности для населения и территорий Тюменской области.

Так, в целях оповещения населения, попадающего в зону химического заражения, на 6 ХОО созданы локальные системы оповещения.

На территории городского округа город Ишим расположено 3 ХОО, контроль АХОВ на которых проводится газоанализаторами «Хоббит» и «Колион-701».

В результате проводимых мероприятий по снижению запасов аварийно химически опасных веществ на объектах ОСВ-1, ОСВ-3, ОСК ОАО «Водоканал» города Ишима, количество хлора снижено на 51,7%. Планируется постепенный переход производства на безопасные технологии (УФО - ультрафиолетовое обеззараживание), в настоящее время на ОСК хлор вывезен.

В городе Тобольске завершены работы по выводу из эксплуатации аммиачно - холодильной установки ОАО «Номос». Согласно акту сдачи-приемки от 07.11.2012г. аммиак в количестве 4т, передан ООО «Кургантрансаммиак».

Роль БЖ в поведении человека при ЧС

Каждая опасная и чрезвычайная ситуация имеет свою специфику, зависит от многих условий (место, время, причины, ее вызвавшие, и другие факторы) и требует конкретных действий человека с учетом реально складывающейся обстановки. Тем не менее, есть целый ряд общих положений поведения человека для обеспечения личной безопасности при чрезвычайных ситуациях,

Прежде всего, каждый человек должен выполнять ряд общих правил, позволяющих ему подготовиться к наиболее вероятным для мест проживания чрезвычайным ситуациям, чтобы они не застали врасплох.

Каждый человек должен знать сигналы оповещения и порядок информирования населения при чрезвычайных ситуациях.

В каждом доме необходимо иметь адреса и телефоны организаций (противопожарная служба, полиция, Скорая помощь, орган ГОЧС), в которые в случае чрезвычайной ситуации можно обратиться за помощью.

Важно самому уметь изготавливать простейшие средства индивидуальной защиты и изолировать жилище от внешней среды с помощью необходимых для этого материалов.

На случай эвакуации нужно предусмотреть минимальный набор предметов первой необходимости (документы, одежда, обувь, продукты питания и др.).

К сожалению, результаты проведенного анкетирования среди обучающихся 1 курса нашего учебного учреждения говорят о том, что молодые люди много из этого не знают, считают, что в жизни им это не пригодится. Поэтому и к предмету БЖ относятся иногда несерьёзно, что доказывают результаты анкетирования студентов Ишимского медицинского колледжа в рамках исследования данной работы. Так, 74 % всех опрошенных студентов первого курса считают БЖ одним из лёгких предметов, при этом, учитывая, что в школе изучался предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», затруднились ответить на ряд вопросов, например таких как, причины возникновения техногенных катастроф, правила поведения при ЧС, оказание первой медицинской помощи пострадавшим и т.д.

А ведь, безопасность жизнедеятельности (БЖ) как предмет образовательной программы – это целая система знаний и умений по приобретению навыков для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях, оказание первой медицинской помощи, психологической помощи пострадавшим. И самое главное это то, что предмет БЖ формирует сознание, мировоззрение, характер, воспитывает в человеке самые высокие принципы нравственности и морали. Он неразрывно связан с самой жизнью. Этот предмет максимально приближен к реальной действительности, которая окружает обучающихся в стенах образовательного учреждения и за его стенами на улице, среди посторонних людей, в семье, в обществе и т.д.

В нашем учреждении к изучению этого предмета относятся очень ответственно и не только потому, что мы будущие медицинские работники. На занятиях БЖ, включающих в себя основы знаний многих предметов, формируется и воспитывается личность с такими качествами характера как воля, сила духа, выносливость, мужество, честность, терпение, выдержка, психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, ответственность за собственные поступки и слова. А это важно и в плане предотвращения ЧС, в том числе и техногенных катастроф, ведь одной из основных причин катастроф является человеческий фактор (недисциплинированность, безответственность, халатное отношение к своим должностным обязанностям).

Ни в одном из предметов образовательной программы, как в уроках безопасности жизнедеятельности так явно не прослеживается связь между знанием и воспитанием. Потому что, не знание предмета БЖ может стоить слишком дорого: здоровья, разрушений или чьей-то жизни, а чтобы применить эти знания требуются определенные качества характера. Поэтому на уроках и факультативных занятиях в нашем учебном учреждении закладывается умение ориентироваться в сложной ситуации, не растеряться, а при необходимости оказать необходимую помощь пострадавшим. Полученные знания и навыки закрепляются при практическом выполнении нормативов, в ходе объектовых тренировок и семинарских учебных занятий. Обучающиеся второго, третьего курсов нашего учебного учреждения активно принимают участия в конкурсах, конференциях не только городского, но и областного и регионального уровня по БЖ, занимая призовые места. От курса к курсу у обучающихся меняется отношения к данному предмету. Уже 81% обучающихся третьего курса считают знания, полученные на уроках БЖ необходимыми; 21% обучающихся уже применили в жизни знания, полученные в стенах учебного учреждения. Также на 25% повысился уровень самоконтроля, ценностных ориентиров, профессиональных интересов у обучающихся выпускных курсов по сравнению с первокурсниками.

Анализируя данные анкеты нельзя не согласиться с высказыванием Л.Н. Толстого: «Есть знания, необходимые каждому человеку. Пока человек не усвоит всех этих знаний, все другие знания будут во вред ему». Ведь если не заложены в человеке основные воспитательные моменты, высокие принципы морали, будь он сто пядей во лбу, толку от этого бывает мало, а то и вовсе только один вред. Вот потому то и необходимо уделять большое внимание воспитанию обучающихся на уроках БЖ.

Хочется верить, что знания и умения, заложенные на уроках БЖ, в последующем обучающиеся смогут применить на практике уже без помощи преподавателя. Это ещё раз доказывает, что такой необходимый предмет как «Безопасность жизнедеятельности» можно охарактеризовать философским высказыванием Абуль Хасан Рудаки: «Знание – броня от всех бед».

Заключение

Продолжающийся рост количества и доли используемых в промышленности пожаро-, взрыво-, химически опасных технологий, обязывает обратить внимание вопросам природно-техногенной безопасности в государстве.

В настоящее время в России насчитывается огромное количество производственных объектов, которые относятся к потенциально опасным (вероятным).

По данным монографии «Безопасность России» на территории Российской Федерации в настоящее время функционирует около 100 тысяч потенциально-опасных предприятий и объектов, в том числе около 2300 ядерно- и радиационно-опасных, 3500 химически опасных, 70 уникальных инженерных комплексов, включающих плотины и дамбы, более 150 предприятий чёрной и цветной металлургии и около 30 тысяч потенциально опасных объектов транспортного комплекса. В эксплуатации находится более 240 тысяч километров магистральных трубопроводов и почти такая же протяжённость внутрипромысловых трубопроводов.

Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что многие потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на 60-70%. Это относится в первую очередь к объектам энергетики, химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, чёрной и цветной металлургии, газовой промышленности. В критическом состоянии находятся объекты жилищно-коммунального хозяйства, особенно системы теплоснабжения и водоразводящей сети.

Обеспечение защиты населения и территорий РФ от ЧС, в том числе и от техногенных катастроф, является одной из важнейших задач государственной политики в области национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития страны.

К сожалению, многие стихийные бедствия предотвратить невозможно в принципе, а вероятность крупных промышленных аварий и катастроф имеет конечную величину и, судя по мировой статистике, частота крупных аварий, сопровождающихся многочисленными человеческими жертвами и значительным ущербом для окружающей природной среды, имеет тенденцию к возрастанию.

Если учесть тот факт, что в большинстве случаев причиной техногенных катастроф является человеческий фактор, то понятно значение роли уроков БЖ в жизни человека. Даже в древности знание считалось очень сильным оружием и защитой для людей. К тому же знание должно быть именно то, которое действительно полезно для практического применения, которое способно предотвратить беду или защитить в чрезвычайной ситуации. «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны» - считал древнегреческий драматург Эсхил.

Список используемой литературы

  1. Абрамов В.В. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов/- СПб.: Питер. – 2013. – 365 с

  2. Алымов В.Т. Техногенный риск. Анализ и оценка : учеб. пособие для вузов по специальности «Охрана окр. среды и рацион. использование природ. Ресурсов»/ В. Т. Алымов, Н. П. Тарасова. - М. : Академкнига, 2004. – 224 с.

  3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/ С.В.Белов, А.Ф. Козьяков, А.В. Ильницкая. Исправ. и допол.- М.: Высш.шк.; 2006.

  4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студ. сред. Б40 учеб. заведений / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. — М.: Издательский центр «Академия», 2014 — 176 с.

  5. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: учебник для колледжей/ – М. 2012 – 274 с.

  6. Маньяков В.Д. Безопасность общества и человека в современном мире: Учебное пособие. — СПб.: Политехника, 2005.

  7. Михайлов Л.А, Соломин В.П., Михайлов А.Л., Старостенко А.В. и др.. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / — СПб.: Питер. — 302 с.: ил.. 2006

  8. Сергеев В.С. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. – М. 2010

  9. Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях Учебно-практическое пособие/Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. — М. , 2005. — 226с.

19

Просмотров работы: 28055