ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОФЕССИИ СПАСАТЕЛЯ МЧС

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРОФЕССИИ СПАСАТЕЛЯ МЧС

Уромов Г.Д. 1
1МБОУ "Школа №141" г.Н. Новгорода, 10 класс
Пантелеева Е.А. 1
1МБОУ "Школа №141" г. Н.Новгорода
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. Вся история человечества так или иначе тесно связана с развитием производственной сферы и возникновением целого спектра новых для каждого исторического периода профессий. Изменения в социальной, экономической и политической сфере порождают не только новые профессии, но и диктуют принципиально новые требования к профессиональным и личностным качествам представителей востребованных сфер деятельности. Это свидетельствует о необходимости овладения комплексом определенных качеств, определяющих успешность карьеры.

Человечество достигло новых высот в сфере информационных технологий, производства, техники и других сферах, облегчающих жизнь людей, но одновременно с ростом влияния на окружающее пространство увеличился риск возникновения различного рода экологических техногенных и социальных катастроф, аварий, экстремальных ситуаций, возникающих и в повседневной жизни. В нашем государстве за последние 30 лет пострадало более 10 млн. людей, от различных катастроф, из них погибло около 600 тыс. Это свидетельствует о наличии крайней необходимости присутствия в современном технологически оснащенном государстве действенного универсального инструмента по предупреждению, устранению и ликвидации последствий аварий на самых различных объектах. Об этом говорится в Концепции Национальной Безопасности России: «увеличение количества и расширение масштабов чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера влекут за собой материальные и людские потери нередко сопоставимые с потерями в вооруженных конфликтах, делают крайне актуальной проблему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в природно-техногенной и экологической сферах» [10].

Возможность оказания оперативной профессиональной помощи является залогом спасения десятков и сотен человеческих жизней, а так же многих миллионов рублей материальных ценностей в масштабах всей страны, что приводит к существенному экономическому эффекту. И главную роль здесь играет именно спасатель [1].

Кроме того, рост угрозы терроризма по всему миру, в последнее время влечет за собой разрушения вследствие терактов с большим количеством человеческих жертв и разрушений. В поиске людей из-под завалов, когда счет жизни идет на минуты, одними из первых на место трагедии приезжают спасатели.

Актуальность темы исследования определяется не только экологической и социо-политической ситуацией, но и жизненным опытом окружающих. Мой папа долгое время работал в пожарной охране, и, приходя домой рассказывал с гордостью, как им удалось спасти человеческие жизни, и как он огорчался, когда на диспетчерский пункт поступала информация «01», что обозначает количество трупов. Благодаря профессионализму и героизму пожарных при тушении пожара в медицинском училище №3 Сормовского района г.Н.Новгорода были спасены десятки моих ровесников, в 2 случаях – ценой жизни спасателей.

Моя мама работает с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. На первый взгляд, эта профессия очень далека от спасателя, но это неверное утверждение. Я был неоднократным свидетелем профессиональных действий с ее стороны, когда речь шла о необходимости принять быстрое решение, от которого зависела и жизнь ее подопечных: купировать приступ эпилепсии и «вести» ребенка до приезда скорой помощи, проводить реанимационные действия в поезде, где не нашлось ни одного медика, а они целый час пытались реанимировать коллегу так, чтобы спасти и не напугать окружающих. Я до сих пор вспоминаю, как она переживала, что не оказалось на протяжении многих километров и минут ни одной службы, которые могли помочь.

Моих родителей объединяет желание в любой момент придти на помощь людям, в тот момент, когда они остро в этом нуждаются. Неоднозначность внешних проявлений политики государства в отношении службы МЧС наличия готовности людей оказывать профессиональную помощь такого рода и оценки необходимости в спасателях послужило отправной точкой исследования проблемы востребованности профессии спасателя МЧС. Кроме того, актуальность определяется наличием противоречия между тем, что говорят нам с экранов телевизора о том, что в стране появилась новая служба – МЧС и спасения с более широким спектром действия, и реальным отсутствием этой службы на местах.

Объект исследования: профессия «спасатель МЧС».

Предмет исследования: востребованность профессии спасателя МЧС.

Цель работы: на основе анализа социологических и информационных данных о рейтинге профессии спасателя МЧС разработать анкету и эмпирическим путем изучить востребованность данной профессии у разных групп населения.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по проблеме исследования и определить важнейшие составляющие профессии спасателя МЧС.

  2. Проанализировать востребованность профессии спасателя МЧС на основе анализа системы профессиональной подготовки соответствующих кадров в РФ.

  3. Разработать вопросник рейтинговой оценки различных профессий населением, и провести анкетирование выборки жителей г.Н.Новгорода.

  4. Оценить степень информированности людей о профессии спасателя МЧС и ее востребованности у разных слоев населения на основе результатов анкетирования.

  1. Теоретический анализ понятия «спасатель МЧС»

Профессия спасателя достаточна молодая (дата образования службы 27.12.1991 г.) для нашей страны и едва ли не самая героическая. Ее история смогла доказать свою необходимость и завоевала невероятную популярность в российском обществе. Об этом свидетельствует концепция Правительства РФ, обозначившая задачи первостепенной важности, которые заключаются в том, чтобы уменьшить урон от чрезвычайных ситуаций и понизить уровень смертности [10]. Решение этих задач является частью обеспечения национальной безопасности нашей страны. При этом каждая из ситуаций, с последствиями которой борются спасатели – по-своему экстремальна. Это не наука, и никаких стандартов здесь быть не может. Главной причиной ЧС является человек: его беспечность и безответственность. А спасатель МЧС России – специалист, которые в любое время суток и в любых условиях придет на помощь. И помощь будет немедленной и высокопрофессиональной.

Технический прогресс и современное общество диктует жесткие требования к профессии «спасатель». Особенно это характерно для России, сложность которой с точки зрения организации деятельности спасателей заключается в том, что:

- это огромная территория, на которой «разбросаны» миллионы людей;

- наличие различных климатических зон, а, следовательно, вариативность характера экстремальных и чрезвычайных ситуаций;

- разнообразие предприятий, на производстве которых используется огромное количество опасных для жизни веществ.

Кроме того, наше государство никогда не оставляет без внимания любое другое государство, на территории которого произошла крупная авария. Каждый день благодаря средствам массовой информации можно наблюдать за работой сотрудников МЧС во всех уголках мира. Такое количество чрезвычайных ситуаций различного характера требует универсальной подготовки. Эти данные породили необходимость создания новых подразделений и профессий в сфере оказания помощи населению, с одной стороны, и ужесточения требований к профессиональным навыкам спасателя.

До 1990 г. в нашем государстве основной специальностью в этой области была профессия «пожарный». И только в 1990 г. впервые в России был создан Российский корпус спасателей с целью прогнозирования, предотвращения и быстрой ликвидации различных чрезвычайных ситуаций.

В 1992 году была создана поисково-спасательная служба МЧС России. Спасатели МЧС России всегда первые там, где людям нужна помощь: в завалах разрушенных строений, в огне пожаров, в местах выброса опасных и вредных веществ. В 1994 году указом Президента РФ на базе ГКЧС России образовано Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) [10].

Перечень экстремальных ситуаций настолько разнообразен, что риск оказаться каждого гражданина в ней достигает порядка 50%, при этом 75-80% - составляют техногенные ЧС на фоне социальных факторов, с чем и связано расширение профессиональных компетенций [7, 8, 9]. Со статистикой можно познакомиться в таблицах 1, 2 приложения 2 [6].

Какой же он, современный спасатель? Во-первых, это профессионал, который обладает знаниями целого ряда смежных профессий: медицинской подготовкой, навыками пожаротушения, вождения, оказания не только ПМП, но и психологической поддержки, умениями проводить подводные работы, альпинистскую подготовку, умение производить высотные работы, поисково-спасательные работы на различной местности и т.п., что позволяет оптимизировать работу в службе МЧС. С другой стороны – это совершенно иной тип ответственности и морально-психологической нагрузки на человека, которая требует длительной комплексной подготовки в специализированных условиях. На мой взгляд, ограниченность только курсами подготовки спасателей, ведет к формализму и снижением рейтинга данной профессии, что доказывают данные статистики, представленные на различных сайтах [5, 4].

Столь стремительные изменения названия и реорганизации привычных для населения структур спасательной службы привели к тому, что в настоящее время наблюдаются противоречия как на уровне понятий: спасатель и сотрудник МЧС, так и на уровне действующего законодательства определяющего единство терминологии. Поэтому остановимся более подробно на понимании истинного назначения спасателя и исходящих из этого профессиональных требований [3]:

Таблица1.

Профессиональные требования к сотрудникам службы спасения МЧС

Спе

циаль

ность

Суть профессии

Требования к профессиона

льным знаниям

Требования к личностным качествам

Пожарный

Сотрудник по жарной охраны, который зани мается спасени ем людей из огня и тушени ем пожаров

Тактика ведения профдействий; ос новы оказания ПМП (элементы медицинских зна ний); знания психологии

Крепкая нервная система, ловкость и физическая сила, желание помогать людям, отвага, хорошая реакция, взаимовыручка, сообрази тельность, дисциплинированность, умение брать ответственность на себя

Сотрудник МЧС

Оказывает по мощь пострадав- шим и оказав шимся в экстре мальных ситуа циях (приложение 1).

Пожарное дело, навыки автовожде- ния; основы меди- цинских знаний одновременно

Решительность, смелость, организо ванность, выносливость, ответствен ность, уверенность, находчивость, умение работать в команде, быстро та реакции, твердый характер, устойчивая н. система

Спасатель

Пожарное дело, медицинская под готовка, психоло гическая подгото вка, водолазное дело, альпинистс кие навыки, зна ния подрывника, топографическая подготовка и т.д.

Моральная выносливость, собран ность, дисциплинированность, внимательность, навыки командной работы, умение принимать решение и нести за него ответственность, устойчивость нервной системы

Как показывает таблица 1, понятия «сотрудник МЧС» и «Спасатель» можно рассматривать как равноценные по своей сути и более широкие, чем просто «пожарный».

Подводя итог выше сказанному, хочу привести слова А.М. Еремеева,начальника Спецотряда ГУ МЧС России по Республике Крым: «Совершенно очевидно, что это работа для людей мужественных, сильных, решительных, выносливых, готовых рисковать собственной жизнью. Думаю, что это уже больше, чем профессия – это уже образ жизни» [1].

  1. Анализ востребованности профессии спасателя

В предыдущем пункте мы попытались раскрыть суть профессии спасателя и основных требований к сотрудникам МЧС, рассматриваемых как тождественные понятия, а также обнаружили ряд противоречий, вносящих некоторую размытость понимания истинного назначения, что в комплексе снижает популярность данной профессии среди населения.

Обратимся к анализу востребованности данной специальности. Анализ статистики, наиболее востребованных профессий в период с 2015 по 2020 г. показал наиболее нужных государству: 1)IT-специалистов;2)инженеры; 3) специалисты в сфере маркетинга; 4) представители социальных профессий (педагоги, врачи); 5) переводчики [2, 4].

Данный список наглядно демонстрирует, что профессия спасателя не входит в число востребованных профессий. По данным проведенного анкетирования 1758 школьников г. Москвы, в число популярных и востребованных конкретных профессий мы также не обнаружим этой области профессиональных предпочтений [4]. По мнению абитуриентов, принявших участие в интерактивном опросе в 2015 г. профессия пожарного входит в 10 наиболее престижных профессий, занимая 7 строчку (91%), а профессия спасателя занимает 11 строку (90%) среди 300 других. Однако по аналогичным данным за 2016 г. рейтинг рассматриваемых профессий заметно упал: «пожарный» занимает лишь 26 строку, а профессию спасателя не обнаруживаем в топ-100 [5].

Анализ готовности ВУЗов обеспечить страну профессиональными кадрами в профессиональной области обеспечения безопасности жизнедеятельности, предотвращения и ликвидации ЧС показал наличие в стране 7 ВУЗов в 5 субъектах РФ, из них только два в Азиатской части РФ, при этом история одного из них насчитывает менее года, а три – сосредоточены в Московской области (приложение 2, таблица 1).

Таким образом, на всей такой огромной территории России всего 7 ВУЗов, готовящих сотрудников службы МЧС, причем Сибирская академия действует с 15.05.2015 г., в то время как страна переживает экономический кризис. Это является доказательством заинтересованности государства в профессиональных кадрах службы МЧС. При этом данные учреждения традиционно готовят сотрудников службы пожарной охраны, и только в последние 5 лет появилась новая специальность «техносферная безопасность».

Спасателями МЧС в истинном их понимании готовят только в системе дополнительного образования, самый известный из которых - 40-й Российский центр подготовки спасателей (ДО) готовит по 14 специальностям, связанным с проведением спасательных работ при различных ЧС с учетом местности (г. Ногинск, Московская обл.).

Анализ статистических данных возможности получения образования по специальности «спасатель» наглядно демонстрирует наличие единичных ВУЗов с типичным представительством подготовки специалистов пожарной безопасности, в то время как спасателей готовят только на базе уже полученных специальностей в единственном центре России, что значительно удлиняет путь к получению выбранной профессии.

Парадокс, на мой взгляд, заключается в том, что при наличии потенциальной востребованности профессии спасателя МЧС в условиях высокой степени риска возникновения экстремальных ситуаций в любом месте по всей территории РФ (перечень статистических данных по ЭС и ЧС и количеству человеческих потерь представлен в приложении 3, таблицах 2 и 3), данная профессия не рассматривается как одна из престижных. Это связано с наличием политического и социального кризиса на фоне гонки в информационном пространстве и сфере высоких технологий, рассматриваемых с точки зрения развития человечества, т.е. глобально.

Выше приведенные данные статистического анализа послужили основанием для проведения собственного исследования степени информированности населения о профессии спасателя МЧС и проанализировать практическую значимость и востребованность данной профессии.

  1. Экспериментальное исследование значимости профессии спасателя МЧС

Для оценки понимания востребованности профессии спасателя МЧС нами была разработана анкета (приложение 3). Анкета содержит в себе как вопросы, связанные с оценкой популярности и «нужности» профессии спасателя в обыденной жизни как одного из факторов, влияющих на заинтересованность государства в соответствующих инвестициях, субъективную оценку качества профессионализма службы спасения, так и вопросы, направленные на само понимание сущности данной профессии.

Мы постарались задействовать в исследовании людей разного возраста, пола и профессий для получения более независимых и объективных результатов. Всего в анкетировании приняло участие 102 человека:

Таблица 2.

Характеристика группы участников анкетирования

№ п/п

Пол

Возрастная группа (n лет)

до 18

18-35

35-45

45-60

старше 60

Всего

1

Мужской

4

19

5

9

5

42

2

Женский

4

19

13

19

5

60

Итого

8

38

18

28

10

102

Как видно из таблицы 2, нами были опрошены различные возрастные категории, самую большую группу составили люди в возрасте от 18 до 35 лет (37,2%). В этом возрасте одни стоят на пороге окончательного профессионального выбора (31,6 % из этой группы), а в остальных случаях – это люди рабочих специальностей или работники бюджетной сферы (по 26,3%). А вторую по численности (27,5%) группу представляют люди 45-60 лет, когда уже человек достиг определенных результатов в профессиональной деятельности, твердо стоит на ногах и имеет достаточный жизненный опыт для объективной оценки полезности в обычной жизни той или иной профессии (приложение 5, таблица 4).

Рассмотрим более подробно результаты анкетирования.

Для определения основных направлений вложений государства в развитие различных сфер профессиональной деятельности мы воспользовались информацией, представленной на сайте министерства труда.

Наиболее востребованными профессиями, в которые государство должно вкладывать материальные и человеческие ресурсы, оказались следующие: 1. Образование (76,5%) 2. Здравоохранение (74,5%). 3. Безопасность жизнедеятельности (42,2%). 4. Транспорт и инфраструктура (39.2%). 5. Наука и исследования (32,4%). Более подробно результаты по данному пункту можно увидеть в таблице 5 приложения 5.

Данные рейтинга, представленные в этой таблице, показывают, что профессия МЧС как одна из основных структур, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности населения, оказалась в тройке лидеров и требует, по мнению людей, инвестиций со стороны государства. А значит, моя будущая профессия актуальна для страны в целом и имеет все шансы являться одной из значимых и востребованных профессий.

Следующий вопрос был связан с личным определением наиболее востребованных профессий для реальной жизни среднестатистического жителя г. Н.Новгорода. В отличие от первого вопроса разброс мнений оказался более значительным, что может быть связано с наличием определенного жизненного опыта каждого опрошенного. Наиболее востребованными оказались следующие профессии: 1. Профессии, связанные с медициной (82,4%). 2. Педагогические специальности (учитель, преподаватель, тренер, воспитатель) - 78,4%. 3. Спасатели и водители набрали одинаковое количество предпочтений (по 28,4%). 4. Рабочие специальности (26,5%). 5. Работники правоохранительных органов (полиция) – 25,5%. Более подробно результаты по данному пункту можно увидеть в приложении 5 (таблица 6).

Данные ответов на 2 вопрос подтверждают наше предположение о том, что служба спасения МЧС (3 место) действительно занимает одно из ведущих мест в жизни населения.

Однако, известно, что востребованность не всегда совпадает с популярностью, что может повлиять на статус профессии на рынке труда и определить сложность или успех поступления в образовательную организацию, готовящую людей данной специальности. Поэтому следующий вопрос касался выбора наиболее популярных профессий в данное время. По результатам пятерку самых популярных профессий составили следующие профессии:1. Юрист (60,8%). 2. Менеджер, маркетолог (54%). 3. Врач (в т.ч. фармацевты, стоматологи) – 49%. 4. Работники в сфере торговли (в т.ч. продавцы, консультанты, менчендайзеры) - 36,3%. 5. Экономисты (33,3%).

К сожалению, профессия спасателя МЧС оказалась лишь на 9 месте (приложение 5, таблица 7), уступив таким профессиям, как водитель и работник образования, бухгалтер, программисты и рабочие специальности. Такая низкая популярность данной профессии, на наш взгляд, может быть связана с более низким заработком на фоне высокого риска для жизни и тяжестью обучения и профессиональной подготовки.

Далее мы попытались выделить и другие факторы, которые могут повлиять на такое несоответствие востребованность и популярности. Для этого мы предложили следующие 2 вопроса, касающиеся половых предпочтений в профессиональной сфере. В рейтинге самых «мужских» профессий сотрудники МЧС (в т.ч. к этой категории мы отнесли ответы «пожарный», «спасатель») стали лидерами, получив 76,5% выборов, следующая профессия «военнослужащий» (51,9%) отстала на 24,6% (приложение 5, таблица 8). Между тем, как в рейтинге самых «женских» профессий спасатель не упоминался ни разу. Это лишь подтверждает наши догадки о наличии половых барьеров в общем рейтинге профессиональных предпочтений.

При ответах на вопрос о том, кого готовы вызвать люди в экстренных случаях, мы обратили внимание, что практически все знают службы быстрого реагирования, однако путаются в выборе МЧС и пожарных, т.к. единый телефон спасения вошел в оборот сравнительно недавно. В пользу этого говорит и выборы специальностей, входящих в структуру службы спасения МЧС: назывались такие, как военные, полицейские и т.п. (приложение 5, таблица 12). Также обнаружилась путаница номеров 112 и 911, что связано, к сожалению, с преимущественным показом документальных хроник, направленных на популяризацию профессии спасателя, западных источников, а не Российских. Об этом свидетельствует и последний вопрос о том, пожелали бы расширить знания о работе спасателя МЧС в СМИ – более 60% опрошенных ответили положительно. Вместе с тем, радует, что население знает не только телефон пожарных, представительство которых бесспорно в спасательной службе, но и готовность доверить службе спасения собственные жизнь (число ответов типа «112, а специалист перенаправит звонок» - более 10%).

Вместе с тем, чтобы оценить работу спасателей в целом, а также проверить знание служб быстрого реагирования, входящих в состав службы спасения МЧС, мы попросили оценить профессиональные действия таких сотрудников как спасатель, пожарный, сотрудник МЧС, военнослужащий, полицейский. Результаты служат доказательством того, что население нечетко представляет себе структуру службы спасения МЧС России, давая разные оценки первым 3 подразделениям. 1 место занимает сотрудник МЧС набравший 8,8 баллов, 2 – «спасатель» (8,7 баллов), 3 место – пожарный 8,5 баллов. 4 и 5 места – военнослужащие (7,6 баллов) и последнее место занимают представители полиции (7,3 балла). Таким образом, спасатели МЧС имеют преимущество в рейтинге профессий, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека. Подробнее с данными рейтинга можно познакомиться в таблице 9 (приложение 5).

Чтобы выяснить, какими профессиональными навыками должен обладать истинный спасатель, был задан соответствующий вопрос. По доминирующим ответам можно нарисовать портрет профессионала-спасателя: это человек, обладающий кроме основных медицинскими знаниями (67,6% выборов), психологической подготовкой (53%), физической подготовкой (29,4%) и целым набором технических знаний (27,4%), в круг которых по разным оценкам вошли знания физики, химии, электрики, слесарные умения и т.п. Умения пожарного упомянули только 16,6% участников. Что, наверное, связано с тем, что профессия спасателя у большинства ассоциируется с пожарным, в первую очередь, и люди посчитали эту область профессиональных знаний как основную, а не смежную. Положительно то, что в числе ответов прозвучали и такие умения как альпинизм, водитель, знания РС, иностранного языка и юридические знания (приложение 5, таблица 10).

Наконец, вопрос «Если бы Ваш ребенок изъявил желание получить профессию сотрудника МЧС, то оцените Ваши «за» и «против» такого решения», на самом деле предполагал кроме основного и скрытый подтекст, касающийся собственной реальной готовности выбора данной профессии, и ее оценки с точки зрения важности для жизни других людей. Количество положительных выборов имеет абсолютное преимущество: «за» - 44,1%, «скорее за, чем против» - 41,2%. Среди 6 равнодушных оказались преимущественно мужчины – 5 человек (приложение 5, таблица 11).

Таким образом, данные анкетирования показали востребованность профессии спасателя МЧС как на уровне государства, так и для обеспечения безопасной жизни простых граждан, высокий уровень доверия к этой службе со стороны населения, готовых вызвать профессионалов-спасателей, о чем также свидетельствует и высокий рейтинг оценки профессиональной подготовки по сравнению с другими аналогичными структурами.

Заключение

В данной исследовательской работе была рассмотрена проблема востребованности профессии «спасатель МЧС», с которой хотелось бы связать свою дальнейшую жизнь.

Для решения основной цели нами были изучены статистические данные по различным экстренным ситуациям, произошедшим на территории России за последние 5 лет (пожары, ЧС различного происхождения), проанализированы число ВУЗов, занимающихся подготовкой профессионалов-спасателей, составили анкету и провели опрос 102 человек различных возрастных групп и социального статуса.

Обобщив данные, мы пришли к выводу: профессия спасателя МЧС занимает одно из ведущих мест по степени востребованности как на государственном уровне, так и для обычного гражданина на фоне низкой популярности. Такое противоречие может быть связано с требованиями к физической подготовке и трудности, в том числе моральной и психологической. Истинный спасатель – это профессионал, обладающий не только физической подготовкой, но и целым комплексом профессиональных знаний в области медицины, психологии, навыки вождения, промышленного альпинизма, умениями ориентировки на различной местности, набором технических знаний в области физики, химии, математики. Спасатель МЧС должен обладать целым рядом личностных характеристик: психологической устойчивостью, моральной выносливостью, дисциплинированностью, собранностью, навыками командной работы, умением принимать решение и нести за него ответственность, ответственностью, склонностью к разумному риску и желанием помогать людям в целом.

Подводя итог данной работе, можно сделать ввод о том, что профессия «спасатель МЧС» имеет реальное право не только на существование, но и является востребованной с точки зрения государства. Однако стремительность перемен и модернизации структуры МЧС.

Список использованных источников и литературы

  1. Еремеев А.М. Спасатель - это больше, чем профессия, это образ жизни [электронный ресурс] / Интервью. – 30. 10.2014 - 12:00 – URL: http://82.mchs.gov.ru/pressroom/intervju/item/587505/ (дата обращения 15.02.2016)

  2. Нужные профессии в России 2017- 2018. Статистика и рейтинги профессий [электронный ресурс] . - URL: http://www.proprof.ru/stati/caree (дата обращения 19.10.2016)

  3. Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах: Приказ Минздравсоцразвития России №242 от 27 мая 2008. [электронный ресурс]. - URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mzsr/orders/556(дата обращения 21.10.2016)

  4. Популярность и востребованность профессий // Информационно-справочная система выбора профессии «В помощь ШКОЛЬНИКУ.ру» [электронный ресурс]. - URL: http://www.shkolniky.ru/node/21 (дата обращения 21.10.2016)

  5. Рейтинг самых востребованных профессий [электронный ресурс]. - URL: www.moeobrazovanie.ru/reiting_professii_top_300 (дата обращения 06.11.2016)

  6. Сведения о чрезвычайных ситуациях, происшедших на территории Российской Федерации [электронный ресурс]. – URL: http://www.mchs.gov.ru/activities/stats (дата обращения 19.10.2016)

  7. Справочник спасателя: Книга 1: Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Права и обязанности спасателей / ВНИИ ГОЧС. М., 2006. – 88 с.

  8. Справочник спасателя: Книга 2: Спасательные работы при ликвидации последствий землетрясений, взрывов, бурь, смерчей и тайфунов / ВНИИ ГОЧС. M., 2006. – 180 с.

  9. Справочник спасателя: Книга 5: Спасательные и другие неотложные работы при пожарах / ВНИИ ГОЧС. М., 2006. – 88 с.

  10. Учебник спасателя / С. К. Шойгу, М. И. Фалеев, Г. Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Краснодар: «Сов. Кубань», 2002. — 528 с.

Приложение 1.

Разновидности экстремальных ситуаций

 

Социальные ЧС

Стихийные бедствия

Техногенные ЧС

 

 

землетрясения

войны

пожары

 

 

наводнения, цунами

терроризм

 

 

холода, сильные снегопады

жара, засуха

грозы

лавины

оползни, сели

природные пожары

ураганы, бури, метели

град, ливни

политические конфликты

преступные действия

массовые беспорядки

массовые скопления людей

похищение людей

транспортные аварии и катастрофы

выбросы в окружающую природную среду отравляющих веществ

радиация

взрывы

 

Приложение 2

Таблица 1.

Анализ учебных заведений МЧС России

п/п

ВУЗ

Специальности

Субъект РФ

1

Академия гражданской защиты МЧС России

«Защита в ЧС»

«Математическое обеспечение исследований вооружения, техники и применения сил гражданской защиты»

«Техносферная безопасность»

г. Химки, Московская обл.

2

Академия государственной противопожарной службы МЧС России

«Пожарная безопасность»

«Пожарная и промышленная безопасность»

«Безопасность в ЧС»

«Техносферная безопасность»

г.Москва

3

Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России

«Пожарная безопасность»

«Прикладная математика (инженер пожбезопасности; техник пожбезопасности)»

«Безопасность жизнедеятельности. Пожарная безопасность»

г. Санкт-Петер бург

4

Уральский институт госу дарственной противопожарной службы МЧС России

«Пожарная безопасность»

«Техносферная безопасность»

«Защита в ЧС»

Свердловская обл.,

г.Екатеринбург

5

Ивановский институт госу дарственной противопожар

ной службы МЧС России

«Техник пожарной безопасности»

«Инженер пожарной безопасности»

«Техносферная безопасность»

г. Иваново

6.

Воронежское пожарно-техни ческое учили ще МЧС России

«Пожарная безопасность»

г. Воронеж

7.

Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

«Пожарная безопасность»

«Специалист диспетчерских служб системы МЧС России»

Красноярский край,

г.Железногородск

Приложение 3.

Таблица 2

Статистика экстремальных ситуаций, возникавших с России в период с 2011 г. по 2015 г. (по данным сайта ГУ МЧС РФ) [6]

Период

(год)

Наименование показателя

2011

2012

2013

2014

2015 (9 месяцев)

Общее кол-во

Погибших

Постра

давших

Общее кол-во

Погиб

ших

Постра

давших

Общее кол-во

Погиб

ших

Постра

давших

Общее кол-во

Погиб

ших

Постра

давших

Общее кол-во

Погиб

ших

Постра

давших

  1. Пожары

Количество пожаров

168528

12028

12457

162975

11635

11962

153208

10560

11101

153002

10253

11089

106179

6402

8208

  1. ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС

Аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов

11

6

3

14

1

4

17

2

187

21

32

244

6

0

11

Аварии грузовых и пассажирских судов

9

148

157

7

11

34

5

22

83

1

0

0

5

64

142

Авиационные катастрофы

47

162

149

38

93

152

31

132

171

39

79

117

23

38

69

ДТП с тяжкими последствиями*

88

403

488

109

432

1067

75

366

834

87

381

968

78

357

924

Аварии на магистральных трубопроводах, нефтепроводах и газопроводах

4

1

10

15

0

0

9

0

0

5

0

0

4

0

0

Обнаружение (утрата) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ

1

0

12

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Аварии с выбросом (угрозой выброса) АХОВ

1

0

113

2

3

24

6

2

34

0

0

0

1

0

0

Аварии с выбросом (угрозой выброса) РВ

0

0

0

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Аварии с выбросом (угрозой выброса) ОБВ

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Внезапное обрушение производственных зданий, сооружений, пород

2

4

7

3

9

26

0

0

0

3

8

12

1

5

6

Обрушение зданий и сооруже ний жилого, соц/бытового и культурного назначения

5

4

18

5

10

29

6

8

178

4

5

19

3

26

51

Аварии на электроэнергетичес ких системах

8

1

0

9

0

0

4

0

0

4

0

0

0

0

0

Аварии на тепловых сетях в холодное время года

0

0

0

7

0

22429

0

0

0

1

0

0

0

0

0

Гидродинамические аварии

0

0

0

2

0

120

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Взрывы в зданиях, на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных и с/х объектах

4

8

116

0

0

0

2

20

87

7

31

90

3

4

18

Взрывы в зданиях, сооружениях жилого и социально-бытового назначения

4

12

60

6

13

31

6

11

47

10

20

170

6

7

51

Всего техногенных ЧС

185

751

1134

229

613

24093

166

563

1621

186

556

1620

132

501

1272

  1. Социальные ЧС

Крупные тер/акты

5

38

161

5

33

137

7

51

247

1

0

14

23

0

0

  1. ПРИРОДНЫЕ ЧС

Землетрясения**, извержение вулканов

4

0

0

2

0

0

5

0

12475

0

0

0

0

0

0

Опасные геологические явле-ния (оползни, сели, обвалы)

0

0

0

1

0

0

1

0

33

1

0

0

0

0

0

Повышение уровня грунтовых вод

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

3

0

1742

Бури, ураганы, смерчи, шквалы, сильные метели

2

1

5

9

0

1412

6

0

27

10

8

2649

3

0

1204

Сильный дождь, сильный снегопад, крупный град

2

0

0

12

177

54231

20

0

12987

16

3

118562

11

1

1050

Снежные лавины

0

0

0

0

0

0

1

6

7

0

0

0

0

0

0

Заморозки, засуха, суховей, пыльные бури

2

0

0

18

0

0

48

0

0

3

0

0

15

0

0

Морские опасные гидрологические явления (сильное волнение, напор льдов, обледенение судов)

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

Отрыв прибрежных льдов

13

0

429

8

0

131

4

0

83

2

0

85

0

0

0

Опасные гидрологические явления

17

0

21984

21

0

15029

19

0

183696

7

0

6937

2

0

0

Крупные природные пожары

25

1

1

77

8

13

11

0

0

5

0

0

7

36

5330

Всего ЧС природного характера

65

2

22419

150

189

76680

116

6

215947

44

11

128233

41

37

9326

Таблица 3.

Статистика экстремальных ситуаций, возникавших на территории Нижегородской области в период с 2012 г. по 2015 г.

(по данным сайта ГУ МЧС РФ по Нижегородской области)

 

2012

2013

2014

6 мес. 2015

Общее кол-во

Погиб

ших

Постра

давших

Спасен

ных

Общее кол-во

Погиб

ших

Постра

давших

Спасен

ных

Общее кол-во

Погиб

ших

Постра

давших

Спасен

ных

Общее кол-во

Погиб

ших

Постра

давших

Спасен

ных

Пожары

3497

336

367

5593

3114

317

305

5714

2961

274

299

5458

657

92

74

1584

Техногенные ЧС

 

20

29

29

4

17

59

42

5

25

68

43

1

2

14

12

ЧС природного характера

 

1

1

 

Кол-во выездов

ДТП

4626

4645

5014

694

поисково-спасательные работы

5722

7039

6951

1663

Ложные вызовы

 

7603

7518

 

Приложение 4.

Анкета

1. Укажите ваш возраст

А) до 18 лет

Б) 18-35 лет

В) 35-45 лет

Г) 45-60 лет

Д) старше 60 лет

2. Ваш пол

А) мужской

Б) женский

3. Ваша сфера занятости

А) обучающийся, студент

Б) работник социальной сферы

В) государственный служащий (в т.ч. юристы, экономисты, бухгалтерия и т.п.)

Г) рабочий

Д) предприниматель, в сфере частного бизнеса

Е) военнослужащий (в т.ч. полиция, МЧС и т.д.)

Ж) пенсионер

З) работник бюджетной сферы (образование, здравоохранение)

И) другое __________________________________

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в анкете, касающейся Вашего отношения к профессиям. Для этого Вам необходимо ответить на 10 вопросов. Анкета носит анонимный характер.

  1. По каким направлениям профессиональной деятельности государство, по Вашему мнению, должно увеличить расходы и расширить штат в целях обеспечения нормальной жизнедеятельности населения? (Количество выборов не ограничено).

  1. Компании

  2. Правосудие

  3. Наблюдение за планетой, экологическая деятельность и технологии

  4. Образование

  5. Безопасность жизнедеятельности

  6. Здравоохранение

  7. Наука и исследования

  8. Социальная мобильность

  9. Статистика и логистика

  10. Маркетология

  11. Транспорт и инфраструктура

  12. Информационные технологии

  13. Другое _____________________________

  1. Перечислите 5 наиболее востребованных для Вашей жизни профессий

  1. _____________________________________________________

  2. _____________________________________________________

  3. _____________________________________________________

  4. _____________________________________________________

  5. _____________________________________________________

  1. Перечислите 5 наиболее популярных профессий

  1. _____________________________________________________

  2. _____________________________________________________

  3. _____________________________________________________

  4. _____________________________________________________

  5. _____________________________________________________

  1. Назовите 5 самых «мужских» профессий

  1. _____________________________________________________

  2. _____________________________________________________

  3. _____________________________________________________

  4. _____________________________________________________

  5. _____________________________________________________

V. Назовите 5 самых «женских» профессий

  1. _____________________________________________________

  2. _____________________________________________________

  3. _____________________________________________________

  4. _____________________________________________________

  5. _____________________________________________________

  1. Какие службы Вы готовы вызвать при возникновении экстренных ситуаций в нашем регионе?

  1. _____________________________________________________

  2. _____________________________________________________

  3. _____________________________________________________

  4. _____________________________________________________

  5. _____________________________________________________

  1. Если бы Вы проводили оценку самых востребованных, нужных специальностей, то какой балл из 10 поставили профессии:

  1. Спасателя - ____

  2. Военнослужащего - ____

  3. Пожарного - ____

  4. Полицейского - ____

  5. Сотрудника МЧС - ____

  1. Какими профессиональными знаниями / смежными профессиями должен обладать сотрудник МЧС, чтобы повысить свой рейтинг на рынке труда?

  1. _____________________________________________________

  2. _____________________________________________________

  3. _____________________________________________________

  4. _____________________________________________________

  5. _____________________________________________________

IX. Если бы Ваш ребенок изъявил желание получить профессию сотрудника МЧС, то оцените Ваши «за» и «против» такого решения:

  1. «За»

  2. Скорее «за», чем «против»

  3. Скорее «против», чем «за»

  4. «Против»

  5. Мне все равно

Х. Какие специальности МЧС Вы знаете? Хотели бы Вы получать больше информации об этих службах в открытом доступе?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие в анкетировании!

Приложение 5.

Сводные результаты анкетирования

Таблица 4.

Сфера профессиональной деятельности участников анкетирования

Пол, возрастная группа

Сфера деятельности

Мужчины

Женщины

Общее кол-во

до 18

лет

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

до 18л

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

 

Учащийся, студент

4

3

     

7

4

9

     

13

20

Соц. сфера

   

1

   

1

     

3

 

3

4

Гос/служащий (юристы, экономисты, политики)

 

2

1

   

3

 

1

2

1

 

4

7

Рабочий

 

9

2

1

1

13

 

1

 

2

1

4

17

Сфера бизнеса

 

2

     

2

 

1

1

2

 

4

6

Военнослуж., вт.ч. полиция, МЧС

 

1

 

1

 

2

     

1

 

1

3

Бюджетная сфера (образ, здр/охранение)

 

2

1

4

 

7

 

7

7

10

3

27

34

Пенсионер

     

1

4

5

       

1

1

6

Другое

     

2

 

2

   

3 д/хозяйка

   

3

5

Таблица 5.

Анализ наиболее значимых для государственного инвестирования в развитие направлений профессиональной деятельности

Пол, возрастная группа

Направления проф/деятель-

ности

Мужчины

Женщины

Общее кол-во

до 18 лет

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

до 18л

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

 

Компании

         

0

         

0

0

Правосудие

3

7

2

2

 

14

 

6

1

1

 

8

22

Наблюдение за планетой, экологическая деятельность

2

4

2

2

 

10

3

8

2

3

2

18

28

Образование

3

12

4

7

1

27

3

17

11

15

5

51

78

Безопасность жизнедеятельности

1

7

4

3

1

16

 

8

8

7

4

27

43

Здравоохранение

1

13

4

5

3

26

1

17

12

15

5

50

76

Наука и исследования

4

7

2

5

1

19

1

3

2

7

1

14

33

Социальная мобильность

1

3

 

1

 

5

 

1

4

3

2

10

15

Статистика и логистика

     

1

 

1

   

1

   

1

2

Маркетология

     

1

 

1

1

       

1

2

Транспорт и инфраструктура

1

8

3

3

 

15

 

10

4

10

1

25

40

Информационные технологии

2

1

1

1

 

5

2

4

2

 

1

9

14

Другое

 

спорт

   

Рабочие специальности, с/х

     

Военная промышленность

       

Таблица 6.

Рейтинг востребованных для жизни профессий по данным анкетирования

Пол, возрастная группа

Профессии

Мужчины

Женщины

Общее кол-во

до 18 лет

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

до 18л

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

 

Врач

3

12

2

7

2

26

4

20

14

16

4

58

84

Педагог, пре подаватель, воспитатель

3

10

3

7

4

27

3

17

15

15

3

53

80

Спасатель, пожарный, МЧС

2

7

1

1

 

11

1

8

6

2

1

18

29

Водитель

2

 

2

2

3

9

 

5

3

9

3

20

29

Рабочие спе циальности

 

4

4

2

7

17

 

2

 

7

1

10

27

Полицейский

2

6

 

1

1

10

 

9

1

4

2

16

26

Юрист

 

2

 

2

1

5

4

7

3

2

2

18

23

Продавец, работник торговли

   

2

1

2

5

 

6

3

5

3

17

22

Строитель

1

3

1

4

1

10

2

4

 

4

 

10

20

Работники сф. услуг и соц/ обслуживания населения

     

1

 

1

 

2

7

6

2

17

18

Повар, кули нар, кондитер

1

1

 

1

 

3

3

4

1

3

 

11

14

с/хозяйство, фермерство

1

2

2

4

 

9

   

2

2

 

4

13

Военный

1

4

1

4

 

10

 

1

 

2

 

3

13

Инженер

1

4

2

2

 

9

 

2

1

1

 

4

13

Экономисты

 

3

3

1

 

7

1

1

1

2

1

6

13

Психологи

     

1

 

1

1

1

3

 

1

6

7

Администратор

 

2

     

2

1

   

1

 

2

4

Индустрия красоты

1

       

1

 

1

1

1

 

3

4

Информационные технологи

 

2

     

2

 

1

     

1

3

Наука

 

1

     

1

 

2

     

2

3

Прочие, набравшие менее 3 голосов

ж/д работник, швея, порт- ной, синоптик, предприни- матель (по 1 голосу)

1 ответ: «Все, на чем можно заработать»

 

Логист -2 голоса; госслужащий, энергетик, химик, архитектор, ЧП, швея, работник культуры

   

Не ответившие

 

2

 

1

3

Таблица 7.

Рейтинг наиболее популярных профессий по данным анкетирования

Пол, возрастная группа

Профессии

Мужчины

Женщины

Общее кол-во

до 18 лет

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

до 18л

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

 

Юристы, в т.ч. адвокаты

1

11

2

4

4

22

4

17

7

9

3

40

62

Менеджмент, маркетинг

2

9

2

5

4

22

1

15

6

9

2

33

55

Врачи

3

4

2

3

3

15

3

10

7

10

5

35

50

Работники торговли

 

10

4

3

2

19

 

3

2

12

1

18

37

Экономист

 

9

1

3

1

14

1

7

4

6

2

20

34

Педагоги

2

3

1

1

1

8

2

2

5

7

2

18

26

Водитель

2

6

 

3

2

13

 

2

2

8

1

13

26

Финансист, бухгалтер

1

3

1

3

 

8

1

5

4

2

1

13

21

Программист

2

4

 

1

1

8

1

6

   

2

9

17

Рабочие

3

5

     

8

 

3

1

4

1

9

17

Полицейский

1

5

   

1

7

   

2

5

 

7

14

Спасатель МЧС

1

2

1

   

4

1

2

3

4

1

10

14

Строитель

3

2

1

1

 

7

 

1

1

4

1

7

14

Работник сф. обслуживания

 

1

   

1

2

1

1

3

2

1

8

10

Военный

1

3

 

1

 

5

 

1

1

1

 

3

8

Психолог

1

 

1

1

 

3

   

5

   

5

8

Артист, актер

1

   

2

 

3

 

1

1

1

 

3

6

Политик,

дипломат

1

   

1

 

2

   

2

1

1

4

6

Бизнесмен

       

1

1

 

3

1

1

 

5

6

IT

1

   

1

 

2

1

1

2

   

4

6

Инженер

         

0

 

5

1

   

6

6

Индустрия красоты

1

 

2

   

3

 

1

 

1

 

2

5

Прочие, набравшие менее 5 голосов

Туризм, грузчик, риелтор, корреспондент, банковский работник, повар, дизайнер, чиновник (по 1 голосу);

Логист, госслужащий (по 2)

 

Стриптизер, эколог, депутат (по 1 голосу);

Банковский работник, СМИ,, работник села (по 2); Дизайнер (3)

   

Не ответившие

 

1

 

0

1

Таблица 8.

Рейтинг самых «мужских» профессий по данным анкетирования

Пол, возрастная группа

Профессии

Мужчины

Женщины

Общее кол-во

до 18 лет

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше

60 лет

итого

до 18л

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

 

Спасатели МЧС, пожарные

1

14

2

8

3

28

3

17

14

13

3

50

78

Военнослужащий

2

15

1

7

2

27

1

7

5

10

3

26

53

Водитель

2

9

2

3

3

19

 

8

5

14

3

30

49

Строитель

1

5

3

3

3

15

1

8

6

6

3

24

39

Полицейский

1

6

 

2

 

9

2

10

4

9

1

26

35

Рабочие спе- циальности: токарь, плот ник, кузнец, слесарь

3

13

3

1

 

20

1

6

3

3

1

14

34

Врач, в т.ч. хирург

 

2

 

2

1

5

3

6

3

5

4

21

26

Летчик, космонавт

 

2

 

5

3

10

 

1

5

5

2

13

23

Сварщик

2

3

2

 

1

8

 

3

1

5

 

9

17

Механик, в т. ч.автомеханик

1

2

2

   

5

 

3

1

3

 

7

12

Сантехник

 

3

3

   

6

1

3

1

1

 

6

12

Грузчик

 

3

 

2

1

6

1

1

2

 

1

5

11

Шахтер

1

3

2

1

 

7

 

1

2

   

3

10

Программист

1

2

     

3

2

3

1

   

6

9

Инженер

2

2

     

4

 

4

 

1

 

5

9

Руководитель

 

4

     

4

 

1

1

2

1

5

9

Охранник

1

   

1

1

3

 

1

2

1

 

4

7

Сталевар

 

3

 

2

1

6

         

0

6

Прочие, наб равшие менее 6 голосов

Тренер

(по 1 голосу)

 

Тренер

   

Не ответившие

 

2

 

1

3

Таблица 9.

Рейтинг профессий, направленных на обеспечение безопасности граждан по данным анкетирования

Пол, возрастная группа

Профессии

Мужчины

Женщины

Средний балл

до 18 лет

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

до 18лет

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

 

Сотрудник МЧС

31

175

38

76

37

357

35

178

99

177

50

539

8,8

Спасатель

33

171

39

79

28

350

38

176

107

176

37

534

8,7

Пожарный

34

162

48

87

29

360

39

149

105

164

49

506

8,5

Военнослу-

жащий

31

142

35

70

23

301

33

161

97

150

36

477

7,6

Полицейс-

кий

32

140

27

75

25

299

28

151

106

124

30

445

7,3

Таблица 10.

Рейтинг профессиональных знаний, которыми должен обладать спасатель по данным анкетирования

Пол, возрастная группа

Профессии

Мужчины

Женщины

Общее кол-во

до 18 лет

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

до 18л

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

 

Медицинские

2

11

3

8

4

24

3

14

10

15

3

45

69

Психологические

2

8

2

7

2

21

3

12

7

9

2

33

54

Физическая подготовка

2

6

 

3

2

13

 

7

2

5

2

16

29

Технические, в т.ч. электри ки, физики, химии

1

4

1

4

3

13

 

2

4

9

 

15

28

Пожарные

 

3

 

2

1

6

 

1

2

5

1

9

17

Навыки водителя

     

3

2

5

1

2

3

3

1

10

15

Альпинизм

 

1

2

1

 

4

   

3

2

 

5

9

Юридические

 

2

2

1

1

6

 

3

     

3

9

ОБЖ

1

       

1

1

4

1

   

6

7

РС

2

   

1

1

4

 

2

1

   

3

7

Иностранный язык

 

3

   

1

4

 

1

1

   

2

6

Прочие, набравшие менее 5 голосов

Охранник, топографичес- кие знания (по 3 голоса);

Водолаз, биология (по 2 голоса);

Системный администратор, социальный работник, инженер (по 1 голосу)

 

Спасатель (3 голоса);

Руководитель, полицейс-кий (по 1 голосу);

1 ответ: «Всеми»

   

Не ответившие

Не понял задания

1

 

2

3

Отражение не профессий, а личностных качеств

   

мобильность, быстрота реакции, эмоциональная устойчивость

   

Таблица 11.

Готовность населения сделать профессиональный выбор в пользу получения образования спасателя по данным анкетирования

Пол, возрастная группа

Выбор

Мужчины

Женщины

Общее кол-во

до 18 лет

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

до 18л

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

 

«За»

1

7

2

6

4

20

3

9

4

6

3

25

45

Скорее «за», чем «против»

1

9

3

2

 

15

1

9

5

12

 

27

42

Скорее «против», чем «за»

 

1

     

1

 

1

1

 

1

3

4

«Против»

 

1

     

1

   

2

1

 

3

4

«Мне все равно»

2

1

 

1

1

5

   

1

   

1

6

Таблица 12.

Информированность населения о профессии спасателя МЧС по данным анкетирования

Пол, возрастная группа

Качество знаний

Мужчины

Женщины

Общее кол-во

до 18 лет

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

до 18

лет

18-35 лет

35-45 лет

45-60 лет

старше 60 лет

итого

 

Знает в полной мере

1

4

1

3

1

10

 

3

2

1

 

6

16

Отдельные знания

1

7

2

4

2

16

 

1

1

10

2

14

30

Не знает

2

8

2

2

2

16

4

15

10

8

3

39

56

Просмотров работы: 7821