Введение
«Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.
Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включаются в соответствующие образовательные стандарты.
Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь соответствующим органам исполнительной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах».
Из закона РФ «О безопасности дорожного движения» [1]
Во всем мире интенсивно растет количество автомобилей, они становятся все более совершенными. В то же время наблюдается увеличение числа аварий с тяжёлыми исходами. Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности. (Из доклада рабочей группы Президиума Государственного совета Российской Федерации). [2]
По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%. И этим Земля будет обязана странам с низким и средним уровнем доходов населения, где из-за плохих дорог, старых автомобилей и отсутствия водительской культуры рост смертности может достичь 83%.
За 3 месяца 2016 года на дорогах г. Новосибирска и районов области зарегистрировано 461 ДТП, в которых 51 человек погиб и 578 травмированы. [3]
ДТП по вине пешеходов
За 3 месяца 2016 года на дорогах г. Новосибирска и районов области по вине пешеходов зарегистрировано 111 ДТП, в которых 10 человек погибли и 104 травмированы.
ДТП с участием детей
За 3 месяца 2016 года на дорогах г. Новосибирска и районов области с участием детей в возрасте до 16 лет зарегистрировано 48 ДТП, в которых 1 ребенок погиб и 51 травмирован. По сравнению с прошлым годом количество происшествий сократилось на 15 фактов, количество погибших сократилось на 1 человека, количество травмированных сократилось на 37 человек.
Наш поселок не исключение, ежегодно регистрируются ДТП с участием пешеходов. За 3 месяца 2016 года по вине пешеходов зарегистрировано 5 ДПТ. Главная причина, по мнению инспекторов Ордынского ГИБДД – не соблюдение Правил ДД, как пешеходами, так и водителями, а также нарушение скоростного режима владельцами автотранспорта.
Хотя стоит отметить, что все чаще на улицах нашего поселка можно заметить сотрудников ГИБДД, останавливающих не только водителей нарушающих правила, но и пешеходов, переходящих улицу в неположенном месте. А так же приняты меры безопасности вблизи школ поселка, установлены знаки пешеходного перехода и установлены так называемые «лежачие» полицейские. И тем ни менее проблема снижения ДТП с участием пешеходов остается.
Так в чем же все-таки основные причины ДТП? Что должны учитывать водители при движении, особенно в населенных пунктах? Что мы, пешеходы, должны учитывать в целях своей безопасности при движении по улицам? И возможно ли повлиять на улучшение ситуации с ДТП в поселке Ордынское?
На эти и многие другие вопросы, касающиеся причин ДТП, я решила ответить в ходе своей работы.
Цель работы - выявить возможные причины дорожно-транспортных происшествий в р. п. Ордынское. Определить, как можно повлиять на уменьшение ДТП в своем поселке.
Задачи, которые надо решить в ходе выполнения работы:
Подобрать и изучить научную литературу по данному вопросу.
Узнать информацию о ДТП в Ордынском ГИБДД.
Сравнить показатели ДТП в Ордынском районе и других районах Новосибирской области.
Изучить понятие «тормозной путь»; выяснить, отчего зависит тормозной путь автомобиля.
Проанализировать размещение дорожных знаков в нашем поселке.
Проблемные вопросы, на которые буду искать ответы:
Почему у нас в поселке стоят дорожные знаки ограничения скорости до 40км/ч? И как ограничение скорости влияет на уменьшение ДТП?
Все ли территории вблизи школ нашего поселка оборудованы пешеходными переходами?
Есть ли в нашем поселке участки, на которых надо добавить дорожные знаки, которые помогут улучшить дорожную ситуацию?
Методы исследования:
Подборка, изучение и обработка информации из различных источников по данному вопросу.
Получение информации у сотрудников ГИБДД.
Беседа с водителями с различным стажем вождения.
Анкетирование сверстников и их родителей.
Исследование «Памятки пешехода».
Измерения расстояний между знаками в соответствии с ГОСТ.
Основная часть
"Дорожно-транспортное происшествие" – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. [1]
Понятие ДТП включает в себя следующие основные признаки:
1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства. Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, не является.
2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство. Например, не является ДТП попадание в пешехода выброшенного из окна автомобиля, какого- то предмета. А вот упавший с автомобиля на пешехода велосипед является транспортным средством, причем падающий велосипед находится в движении, следовательно, такая ситуация является ДТП.
3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни и здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб. [1]
Анализ ДТП в районах Новосибирской области (за 5 месяцев 2016 года):
Баганский: всего 1 ДТП (-1), погиб 1 человек (-1), ранено 0 человек (0)
Барабинский: всего 17 ДТП (-3), погибло 4 человека (-4), ранено 20 человек (-8)
г. Бердск: всего 19 ДТП (-6), погибло 3 человека (0), ранено 19 человек (-10)
Болотнинский: всего 7 ДТП (-1), погибло 3 человека (0), ранено 7 человек (+1)
Венгеровский: всего 1 ДТП (-1), погиб 1 человек (+1), ранено 0 человек (-3)
Доволенский: всего 3 ДТП (-2), погибло 2 человека (+1), ранено 2 человека (-2)
Здвинский: всего 4 ДТП (0), погиб 1 человек (-1), ранено 4 человека (+2)
Искитимский: всего 39 ДТП (-5), погибло 9 человек (-4), ранено 47 человек (-9)
Карасукский: всего 2 ДТП (0), погибло 0 человек (-1), ранено 2 человека (+1)
Каргатский: всего 4 ДТП (-2), погиб 1 человек (-4), ранено 7 человек (+1)
Колыванский: всего 3 ДТП (-5), погиб 1 человек (0), ранено 2 человека (-8)
Коченевский: всего 15 ДТП (+4), погибло 3 человека (+1), ранен 21 человек (+7)
Кочковский: всего 2 ДТП (-3), погибло 0 человек (-3), ранено 2 человека (-5)
Краснозерский: всего 5 ДТП (+1), погиб 1 человек (+1), ранено 5 человек (0)
Куйбышевский: всего 10 ДТП (-6), погибло 2 человека (0), ранено 12 человек (-5)
Купинский: всего 6 ДТП (0), погибло 2 человека (+2), ранено 4 человека (-2)
Кыштовский: всего 0 ДТП (-1), погибло 0 человек (0), ранено 0 человек (-1)
Маслянинский: всего 7 ДТП (+4), погибло 3 человека (+2), ранено 5 человек (+2)
Мошковский: всего 19 ДТП (+3), погибло 9 человек (-2), ранено 24 человека (+7)
Новосибирский: всего 50 ДТП (-4), погибло 15 человек (+2), ранено 64 человека (-6)
Ордынский: всего 11 ДТП (+2), погибло 2 человека (-4), ранено 17 человек (+7)
Северный: всего 4 ДТП (+2), погибло 0 человек (0), ранено 4 человека (+1)
Сузунский: всего 2 ДТП (-4), погибло 0 человек (-3), ранено 2 человека (-3)
Татарский: всего 11 ДТП (+4), погибло 5 человек (+4), ранено 14 человек (+6)
Тогучинский: всего 19 ДТП (-10), погибло 6 человек (-2), ранено 26 человек (-27)
Убинский: всего 5 ДТП (+2), погибло 0 человек (-2), ранено 11 человек (+8)
Усть-Таркский: всего 2 ДТП (0), погибло 0 человек (0), ранено 2 человека (-1)
Чановский: всего 4 ДТП (-1), погибло 5 человек (+3), ранено 4 человека (-1)
Черепановский: всего 15 ДТП (-2), погибло 8 человек (+2), ранено 11 человек (-8)
Чистоозерный: всего 0 ДТП (-2), погибло 0 человек (-1), ранено 0 человек (-5)
Чулымский: всего 3 ДТП (0), погибло 2 человека (+1), ранено 3 человека (+1)
г. Обь: всего 4 ДТП (-1), погибло 0 человек (0), ранено 4 человека (-2)
п. Кольцово: всего 2 ДТП (+1), погибло 0 человек (0), ранено 2 человека (+1).
Примечание: в скобках указано количество к аналогичному периоду прошлого года. [3]
За 5 месяцев 2016 года на дорогах области зарегистрировано:
- 381 столкновение
- 61 опрокидывание
- 20 наездов на стоящие транспортные средства
- 59 наездов на препятствия
- 367 наездов на пешеходов
- 10 наездов на велосипедистов
- 18 падений пассажиров
- 3 иных ДТП
ДТП по видам, времени суток и дням недели
По дням недели:
- понедельник 118 ДТП
- вторник 123 ДТП
- среда 124 ДТП
- четверг 166 ДТП
- пятница 150 ДТП
- суббота 135 ДТП
- воскресенье 103 ДТП [3]
Пик ДТП приходится на середину недели.
По времени суток наиболее аварийно-опасным часом является период с 17.00 до 18.00 - 68ДТП.
По времени суток наименее аварийно-опасным часом является период с 05.00 до 06.00 - 7 ДТП.
Проанализировав данные из различных источников, я пришла к выводу, что ДТП зависят от объективных и субъективных причин
Субъективные причины |
Объективные причины |
Профессиональная подготовка водителя; Состояние водителя: психическое состояние алкоголь переутомление Поведение пешехода |
Техническое состояние автомобиля Качество дорог Метеоусловия Время суток Время года |
Тормозной путь
Прежде чем найти ответ от чего зависит тормозной путь автомобиля, я провела опрос 20 водителей со стажем вождения 5 и более лет. Все считают, что тормозной путь напрямую зависит от состояния водителя, покрытия дороги, скорости автомобиля. А вот на вопрос: зависит ли тормозной путь от массы автомобиля, большинство ответило «нет», но некоторые все же упорно отстаивали свою точку зрения, что зависит.
Оказалось, это не так. Тормозной путь автомобиля не зависит от его массы (хотя инерцию надо учитывать. Инерция – явление сохранения скорости тела, если на него не действуют другие тела).
Найдем тормозной путь автомобиля
Исходя из теоремы об изменении кинетической энергии: изменение кинетической энергии тела за некоторый промежуток времени равно работе, совершенной за это же время силой, действующей на тело.
А = Е2 - Е1= ΔЕ
В процессе торможения на автомобиль действует сила тяжести, сила реакции опоры и сила трения. Сила тяжести и сила реакции опоры направлены перпендикулярно перемещению автомобиля, поэтому их работа равна нулю. Это означает, что суммарная работа всех сил равна работе силы трения скольжения.
А тр = ΔЕ
ΔЕ = - mV12 /2, т.к. Е2 = 0 (V2 = 0, автомобиль останавливается)
Учитывая, что сила направлена противоположно перемещению, то
Fтр = - µN = - µmg
Находим работу силы трения (работа силы равна произведению модулей силы и перемещения)
А тр = - µmgL
Произведем подстановку
µmgL= mV12 /2
Выразим тормозной пут
L = V12 /2 µg
Следовательно, тормозной путь не зависит от массы автомобиля. Тормозной путь прямо пропорционален квадрату скорости и обратно пропорционален коэффициенту трения.
Исходя из анализа полученного результата, можно ответить на вопрос, почему в нашем поселке стоят знаки ограничения скорости до
40 кмч: если увеличить скорость в 2 раза, то тормозной путь увеличится в 4 раза, что может привести к трагическим последствиям, а так же из формулы видно, что тормозной путь зависит от коэффициента трения.
Из дополнительных источников [4] я узнала, чему равен коэффициент трения:
Шина по влажному асфальту Шина по сухой грунтовой или гравийной дороге Шина по заснеженной дороге Шина по влажной грунтовой или гравийной дороге Шина по гладкому льду Шина по сухому асфальту |
0,35-0,45 0,40-0,50 0,52 0,30-0,40 0,15-0,25 0,50-0,75 |
Дорожные знаки
Для того, чтобы ответить на вопрос, есть ли в нашем поселке участки, на которых надо добавить дорожные знаки, которые помогут улучшить дорожную ситуацию или все участки дороги абсолютно безопасны, я проанализировала дорожную ситуацию нашего поселка. Помощь мне оказали сотрудники ГИБДД.
Во-первых, меня интересовали территории, прилегающие к школам. В нашем поселке три общеобразовательных школы, одна санаторная и две школы, где обучаются только начальные классы. Я выяснила, что около всех школ установлены знаки пешеходного перехода и «лежачие» полицейские, что соответствует ГОСТ Р 52289 - 2004 (см. Приложение 1).
Во-вторых, я решила выяснить удобно ли для всех участников движения в нашем поселке расположены пешеходные переходы, достаточно ли их для безопасности. Проведя опрос жителей поселка (одноклассников и их родителей) я выяснила, что, по их мнению, недостаточно пешеходных переходов в центре Ордынского на ул. Пр. Революции в районе ЦРБ.
И действительно я произвела измерения, и оказалось, что между ближайшими пешеходными переходами от магазина «Мясная лавка» до здания детской библиотеки ≈ 750 метров, следовательно, чтобы попасть в больницу человеку, соблюдающему правила дорожного движения, придется пройти как минимум половину этого пути. Не соответствует ГОСТу Р 52766 - 2007 (см. Приложение 2).
В-третьих, наш поселок пересекает федеральная, достаточно оживленная трасса, пересечь которую иногда не безопасно для своей жизни, особенно в летний период, когда плотный транспортный поток.
Расположение пешеходных переходов на трассе по моему мнению тоже не достаточно удобно для безопасности пешеходов. В летний период, когда большинство детей находятся на каникулах и спешат на речку, они пересекают трассу в районе базы «Сосновка», где нет пешеходного перехода. Ближайший пешеходный переход находится ≈ 600 метров (справа, в районе Пищекомбината) и ≈ 2000 метров (слева, в районе Автовокзала). А в зимний период это излюбленное место для лыжников, поэтому им тоже приходится пересекать трассу, нарушая ПДД.
В-четвертых, я решила проанализировать, все ли перекрестки нашего поселка являются безопасными, как для водителей, так и для пешеходов. Вот несколько перекрестков, которые мне назвали в ГИБДД, как самые опасные по численности аварий - пересечение улиц Кирова и Мичурина, улицы Мичурина и Пр. Революции, улицы Октябрьская и Пр. Ленина.
В-пятых, анализу я подвергла дорожную ситуацию в нашем поселке, через призму тех рекомендаций, которые диктует памятка юного пешехода (сообщение классного руководителя на классном часе, посвященном дорожной безопасности). (См. Приложение 3). Первый пункт этой памятки гласит - пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам.
На многих улицах нашего поселка отсутствую, тротуары. Получается, что комфортные условия созданы только для тех участников движения, которые передвигаются на автомобилях. А как же быть пешеходам, особенно зимой на заснеженных дорогах?
Результаты анкетирования
Чтобы выяснить, насколько хорошо знаниями о ПДД владеют наши одноклассники и их родители я провела анкетирование (было опрошено 24 одноклассника и 15 родителей). (См. Приложение 4).
И получила следующие результаты: на вопрос хорошо ли вы знаете ПДД 58% опрошенных ответили утвердительно, а 42% признались, что не знают. При ответе на второй вопрос, когда вы впервые узнали о том, как нужно вести себя на дороге?
Был получен следующий результат – большинство, а именно 62,5% ребят впервые получили знания о ПДД в семье, 21% опрошенных – в детском саду, 16, 5% - только, когда пришли в школу.
Третий вопрос - всегда ли вы соблюдаете ПДД, показал следующий результат
На четвертый вопрос - когда вы переходите улицу, сосредотачиваете ли вы свое внимание или бываете, рассеяны, более 50 % дали положительный ответ, но настораживает то, что не все внимательны при переходе улицы. На вопросы под номером пять и семь все ребята дали правильные ответы, пешеходы должны ходить по тротуарам, а переходить проезжую часть по «зебре», а вот вопросы как необходимо обходить транспорт и как вести себя на перекрестках вызвал затруднения, верных ответов оказалось всего пять. На девятый вопрос были названы знаки: пешеходный переход, осторожно дети, знаки ограничения скорости. Анализируя ответы на десятый вопрос, я обнаружила, что чаще называются причины связанные с превышением скорости автомобилей на дорогах и не соблюдением правил участниками движения. Двенадцатый вопрос оказался самым легким, не сговариваясь, ребята пришли к выводу, что необходимо быть взаимовежливыми и соблюдать правила дорожного движения.
Результаты анкетирования родителей
Вопрос |
Количество человек |
Проценты |
Где вы узнаёте о дорожных происшествиях, связанных с детьми? |
В школе – 3 чел Из разговоров – 3 чел По телевидению – 9 чел |
20% 20% 60% |
Как ваш ребёнок знает Правила движения? |
На «5» - 0 чел На «4» - 3 чел На «3» - 12 чел На «2» - 0 чел |
0% 20% 80% 0% |
Кто научил ребёнка соблюдать правила? |
Детский сад – 3 чел Школа – 3 чел Родители – 8 чел Бабушка, дедушка – 1 чел |
20% 20% 53% 7% |
Как часто вы говорите ребёнку о необходимости соблюдать Правила? |
Ежедневно – 1 чел Иногда – 13 чел Очень редко – 1 чел Не говорим на эту тему – 0 чел |
7% 86% 7% 0% |
Соблюдаете ли вы сами Правила движения? |
Всегда – 1 чел Не всегда – 14 чел Не соблюдаем – 0 чел |
7% 93% 0% |
Нарушаете ли вы Правила, когда идёте вместе с ребёнком? |
Нет – 10 чел Иногда – 5 чел |
67% 23% |
Проанализировав результаты анкетирования родителей, я пришла к выводу, что не случайно лидируют ДТП с участием пешеходов, ведь знаниям Правил ДД не уделяется должного внимания, даже со стороны взрослых, которые должны знать к чему может привести нарушение на дороге.
Чтобы узнать, насколько оценивают свои водительские навыки водители автомобилей, я опросили 20 человек, со стажем вождения пять и более лет. И у меня получился такой результат: 10% считает, что их навыки высокие; 30% - достаточные в большинстве случаев, 60% считают, что им еще есть чему учиться.
Следовательно, получается, что многие автомобилисты знают, что смогут справиться не со всеми дорожными ситуациями, они чувствуют себя неуверенно на дорогах и поэтому могут подвергнуть опасности других участников движения. Но сейчас делается все возможное, чтобы на дорогах были достаточно опытные и умелые водители. Например, курсы по обучению вождению продлены до 6 месяцев, в отличие от прежних 3 месяцев. Сдавать практику вождения, теперь
обучающиеся должны в городе Новосибирске, где высокая интенсивность движения. В правах делается особая отметка, если водитель учился на автомобиле с автоматически приводом. Для безопасности ДД введены новые правила прохождения технического осмотра автомобиля (например, с 2010 года запрещено тонировать лобовые и передние боковые стекла). Хочется так же отметить, что большую опасность на дороге все же представляет автомобиль, а не пешеход. Хотя от культуры поведения пешехода многое зависит, в том числе и его собственная безопасность.
Хотя стоит отметить, что ведется разъяснительная работа через средства массовой информации нашего поселка.
Ордынская газета
№15 – 16 от 01.02 2011
Заключение
Вероятные причины ДТП в р.п. Ордынское – это, во-первых, низкая культура водителей и пешеходов. Иногда никто из участников не хочет уступать, пешеходы пользуются тем, что сейчас ужесточено наказание для водителей, а водители забывают о том, что сами могут оказаться на месте пешеходов. Всем участникам движения нужно быть взаимовежливыми.
Во – вторых не соблюдается, а подчас и грубо нарушается скоростной режим на улицах нашего поселка. Не все водители знают, что тормозной путь находится в квадратной зависимости от скорости. Так, если скорость автомобиля увеличивается в 3 раза, то тормозной путь возрастает в 9 раз.
В – третьих определенная часть пешеходов не знает или не выполняет Правил дорожного движения. Поэтому водитель должен знать психологию пешехода и предвидеть его поведение. Особенно опасно появление на дороге детей, поведение которых может быть самым неординарным.
А так же проанализировав дорожную ситуацию, я пришла к выводу что в нашем поселке делается много для безопасности дорожного движения:
Ведется работа по пропаганде ПДД в дошкольных и общеобразовательных учреждениях поселка, как педагогами, так и сотрудниками ГИБДД.
Около школьные территории можно назвать безопасными, т.к. они оборудованы знаками.
Ограничена скорость передвижения по поселку до 40 км/ч.
На оживленных улицах (Пр.Революции, Пр.Ленина, ул.Октябрьская и т.д.) установлены пешеходные переходы.
На улицах поселка дежурят сотрудники ГИБДД, ведущие профилактические беседы, как с владельцами транспортных средств, так и с пешеходами нарушающими ПДД.
Мы вместе с ребятами сформулировали предложения, с которыми хотели бы обратиться в Ордынское ГИБДД
Разместить в нашем поселке как можно больше баннеров с пропагандой социальной рекламы о ДТП.
Отвести специальные места для велосипедных прогулок.
Проводить не только беседы, но и обучающую работу с дошкольниками и ребятами школьного возраста, и их родителями. Разработать практикумы по ПДД и проводить их с садовского возраста, на улицах поселка с переходом на противоположную сторону улицы и прохождение перекрестков. Считаем, сочетание теории с практикой, принесут большую пользу.
Добавить пешеходные переходы около больницы и через трассу в районе «Сосновки».
Работая над данной темой, я убедилась в том, что и пешеходы и водители должны в равной степени знать и соблюдать Правила дорожного движения. Конечно, водитель проходит специальное обучение и сдает экзамен (хотя иногда нарушает правила!!!), но знания пешехода до сих пор остается его личным делом. Думаю, что необходимо ввести обязательный экзамен элементарных правил для пешеходов, для детей, идущих в первый класс.
Основой для предотвращения ДТП является знание и соблюдение Правил дорожного движения — закона дороги. Любое отклонение от Правил создает сложную, а порой и аварийную ситуацию. Пешеходам необходимо особое внимание при переходе улиц с интенсивным движением, необходимо соблюдать правила дорожного движения и переходить улицу в местах оборудованных знаками. Помните, ни одно, даже самое важное дело, не стоит вашей жизни.
Главный вывод, который я сделала в ходе работы по данной теме:
от каждого из нас, в частности, и от всех вместе, зависит безопасность на дорогах, в том числе и в нашем поселке.
Список использованной литературы
http://www.consultant.ru/
http://www.gibdd.ru/ (официальный сайт Госавтоинспекции МВД России)
http://www.gibddnso.ru/ (официальный сайт Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области)
http://tehtab.ru/
Приложение 4.
Анкетирование
Анкета для одноклассников
Хорошо ли вы знаете Правила ДД для пешеходов?
Когда вы впервые узнали о том, как нужно вести себя на дороге?
Всегда ли вы соблюдаете ПДД?
Когда вы переходите улицу, сосредотачиваете ли вы свое внимание или бываете рассеяны?
Где должны ходить пешеходы?
Как правильно нужно обходить транспорт?
Как правильно переходить проезжую часть?
Родители рассказывают вам, как правильно вести себя на дороге?
Какие дорожные знаки вы знаете?
Назови несколько причин ДТП.
Знаете ли, вы как вести себя на перекрестках?
В чем на ваш взгляд заключается культура поведения на дороге?
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(Подчеркнуть ответ.)
1. Имеется ли в семье свой личный транспорт? (Да, нет.)
2. Есть ли в семье водители-профессионалы? (Да, нет.)
Где вы узнаёте о дорожных происшествиях, связанных с детьми:
на собраниях в школе;
из разговоров;
по телевидению, радио, в печати?
Как ваш ребёнок знает Правила движения?
Считаю, что знает на «5», «4», «3», «2».
Кто научил ребёнка соблюдать правила:
детский сад;
школа;
сами родители;
бабушка, дедушка.
Как часто вы говорите ребёнку о необходимости соблюдать Правила:ежедневно;
иногда;
очень редко;
не говорим на эту тему.
7. Соблюдаете ли вы сами Правила движения:всегда соблюдаю; не всегда; не соблюдаю.
8. Нарушаете ли вы Правила, когда идёте вместе с ребёнком:
да нет иногда
22