ПОДРОСТКИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОДРОСТКИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ: БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Усова А.А. 1
1МБОУ Николо-Урюпинская ООШ
Никифорова Г.В. 1
1МБОУ Николо-Урюпинская ООШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема безопасности подростков в сети интернет важна и актуальна, потому что стремительное развитие компьютерных технологий, наряду с глобальной информатизацией общества, качественно меняет окружающую нас жизнь и порождает множество новых проблем, в частности, проблему формирования информационной культуры и безопасности среди подрастающего поколения.

На данный момент в мире возникло устойчивое понимание того, что проблема безопасности детей в интернете — это проблема, требующая срочного вмешательства специалистов. Новым и самым эффективным механизмом решения этой проблемы может и должно стать формирование информационной культуры личности — родителей и детей, а также профессиональной информационной культуры учителей.

Взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования.Существуют различные мнения о том, когда нужно давать детям доступ в Интернет. Зарубежные специалисты сходятся в том, что запрет на Интернет может быть действенным только до тех пор, пока это не ограничивает потребности ребенка в сфере образования.

По данным Госкомстата России, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Фонда общественного мнения:

  • в России насчитывается около 8-10 млн. пользователей Интернета в возрасте до 14 лет, (для сравнения, лишь треть взрослых пользуется интернетом, в то время как среди школьников интернетом пользуются 90% учащихся);

  • в среднем по России дети начинают выходить в сеть в 10 лет;

  • 25% пятилетних детей используют Интернет;

  • порядка 6,3 млн. детей выходят в Интернет из школы;

  • две трети детей, выходящих в сеть из дома, делают это самостоятельно

По оценке европейских исследователей самую большую угрозу представляет выманивание и распространение личной информации в Сети. Больше половины опрошенных старшеклассников часто дают в интернете номер своего домашнего телефона (79%), номер мобильного (65%), номер школы или класса (60%), свои фотографии и фотографии родственников (58%), адрес своей электронной почты (51%).

Таким образом, ученые констатируют недостаточный уровень информированности детей о безопасности в Интернетепри высоком уровне рисков, которым подвергает себя ребенок. К тому же совершенно недостаточным является уровень вовлеченности учителей в процесс воспитания культуры безопасного пользования Интернетом среди детей, в том числе из-за проблемы осведомленности.

Для того, чтобы обеспечить безопасность использования подростками социальных сетей важно выявить основные проблемы связанные с их использованием.

Это определило цель нашего исследования: выявить основные риски взаимодействия подростков в социальных сетях.

В качестве основных задач мы определили:

  1. Изучение источников литературы, отражающих состояние проблемы на современном этапе.

  2. Проведение анкетирования среди учащихся старших классов, для выявления особенностей поведения подростков в социальных сетях.

Объектом нашего исследования является взаимодействие подростков в социальных сетях. Предмет – безопасность взаимодействия в социальных сетях.

Согласно нашей гипотезе, подростки недостаточно осведомлены об опасностях социальных сетей, не задумываются о возможных последствиях необдуманного поведения в социальных сетях и не реализуют безопасного поведения в них.

Для выявления ее достоверности нами было проведено анкетирование учащихся 7-9 классов МБОУ Николо-Урюпинская ООШ с использованием анкеты «Безопасность в социальных сетях», разработанной совместно с руководителем работы.

Глава 1.Проблемы безопасности в социальных сетях

1.1. Общая характеристика социальных сетей, как средства взаимодействия подростков

Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно, а в Facebook уже зарегистрирован миллиард человек, что является одной седьмой всех жителей планеты.

«Новый тренд» в Интернете, социальные сети, начались в 1995 году с американского портала Classmates.com («Одноклассники» являются его русским аналогом). Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление десятка похожих сервисов. Но официальным началом бума социальных сетей принято считать 2003—2004 годы, когда были запущены LinkedIn, MySpace и Facebook. В Россию мода на социальные сети пришла двумя годами позже — в 2006-м, с появлением Одноклассников и ВКонтакте.

И если LinkedIn создавалась с целью установления деловых контактов, то владельцы MySpace и Facebook сделали ставку в первую очередь на удовлетворение человеческой потребности в самовыражении. Социальные сети стали своего рода Интернет-пристанищем, где каждый может найти базу для создания своего виртуального «Я». При этом каждый пользователь получил возможность не просто общаться и творить, но и делиться плодами своего творчества с многомиллионной аудиторией той или иной социальной сети.

Однако многие пользователи не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе не обязательно с благими намерениями. Информацию об участниках социальных сетей могут найти их работодатели, бывшие или настоящие жены или мужья, сборщики долгов, преступники, правоохранительные органы и так далее.

Известен случай проявления психологического расстройства на почве зависимости от общения в социальных сетях. В Белграде девушка Снежана Павлович попала в психиатрическую клинику после того, как её заметка в социальной сети Facebook не вызвала интереса среди её друзей. Врачи клиники назвали этот случай «синдром Снежаны», объясняя поведение пациентки как обычный стресс от неудовлетворенности социальной потребности индивидуума в современном мире.

1.2.Социальные сети как угроза безопасности жизнедеятельности подростка

Самый главный риск общения в социальных сетях – это потеря персональных данных и информации для доступа к аккаунту. Потеря контроля за профайлом (краткие сведения о пользователе: дата рождения, имя, ник, когда зарегистрирован, увлечения и прочая информация) может привести к различным последствиям, таким как рассылка спама и зараженных файлов от твоего имени или опубликование твоей переписки с друзьями;

  • Информация, которая появляется в интернете в отношении подростка, может очень повлиять на него сейчас и в будущем. Например, подросток может показывать, что ты лентяй или может быть очень вульгарным в общении в социальной сети, что характеризует тебя с плохой стороны. Именно такой вывод сделает менеджер по персоналу, который будет принимать решение о приеме на работу.

  • Подросток может заинтересовать не только кибер, но и других преступников. Например, размещая информацию о своей квартире, благосостоянии своей семьи, сообщая куда он с семьей поедет на каникулы, ребенок может заинтересовать воров.

  • Подросток может спровоцировать травлю себя со стороны пользователей сети.

  • Также через социальные сети возможно заражение его компьютера.

Стоит отдельно рассказать про взлом профайла, и о том, как злоумышленники получают доступ к аккаунту. Вот некоторые самые популярные методы получения пароля:

  • Метод обмана – очень распространенный метод доступа к личным данным. Сюда входят различие предложения, которые кажутся очень интересными.

  • Программные методы. Этот метод взлома доступен знающим людям и состоит в поиске ошибок в коде сайтов, позволяющих получить доступ к базе данных с паролями. В таком случае данные могут восстановить только администраторы.

  • Получить доступ к профайлу можно через отсылку письма с просьбой перейти по ссылке и там ввести свои данные, или просто выслать свои данные для перерегистрации, представляясь сотрудниками портала. Вариантов много, а цель одна – через письмо человек вводит свой пароль, а злоумышленники его получают. В этом случае пользователь практически безвозвратно теряет свою почту и все свои аккаунты, зарегистрированные на нее.

  • В интернет-кафе, а также у друзей, которые хотели бы получить чужой пароль. Киберпреступники могут использовать программы, называемые KeyLogger-ами – это клавиатурные шпионы, перехватывающие нажатия на клавиатуру и записывающие их в файл, таким образом, злоумышленник сможет получить любой пароль. Такая программа может быть установлена на любом общественном компьютере, в том числе в интернет-кафе.

  • Путем прямого контакта с жертвой и выяснения, что может быть паролем. Метод очень опасен для подростка, если применяется опытным человеком. Не надо никому сообщать свои личные данные, даже если этот человек будет представляться сотрудником техподдержки или администрации.

  • Посредством перебора пароля по словарю или ручного подбора самых часто используемых простых паролей.

    •  
      • Предложениями скачать всевозможные программы, на самом деле являющиеся опасными вирусами, которые не всегда сразу определяются антивирусами, загрузить фото вместо граффити, установить новые смайлики, отправить cookies, логин и пароль в адрес неких людей, которые представляются сотрудниками техподдержки или администрации.

  • Взлом твоего компьютера, где киберпреступники находят пароли. Это очень сложный способ и очень часто антивирусные программы замечают подобную деятельность. Обычно используются троянские программы.

  1.  
    1. Правила безопасного поведения в социальных сетях

Тонны сокровенных подробностей, о которых сказать незнакомому человеку на улице даже в голову не придёт, выкладываются в социальные сети, где к этим деталям личной жизни потенциально имеют доступ миллионы незнакомых людей. «Чепуха! Очередная паранойя. Я могу себя чувствовать уютно и в безопасности в кругу своих друзей, т.к. безупречная настройка приватности меня защитит» - то о чём, скорее всего, Вы подумали сейчас.

Только проблема в том, что своей личной жизнью мы делимся не лично с человеком, а с его аккаунтом... Наивно полагать, что его аккаунт полностью защищён. Он может быть взломан.

А возможно, ваш друг не сильно заботится о конфиденциальности своего общения в сети и у него все время активно подключение к социальным сетям или включено автозаполнение паролей, дабы экономить время, а вход в операционную систему без пароля. Чем и не преминул воспользоваться только что вышедший на волю жуткий троюродный брат по двоюродной тётке вашего друга, зашедший к нему в гости.

Многие люди любят оповещать о своём местонахождении в социальных сетях. Особенно, если в этом месте потрясающая архитектура или песок, солнце и океан. Тем, кто имеет доступ к вашей странице не нужно знать, где Вы находитесь в режиме 24/7.

Касательно вашего месторасположения нужно использовать только прошедшее время, а не настоящее и будущее.Не размещайте в социальных сетях ту информацию, разглашение которой нежелательно для Вас, даже если Вы на сто процентов уверенны, что она будет доступна только определённым людям.

Цифровая репутация - это негативная или позитивная информация в сети о тебе. Компрометирующая информация размещенная в интернете может серьезным образом отразиться на твоей реальной жизни.

Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Ты даже не сможешь догадаться о том, что фотография, размещенная 5 лет назад, стала причиной отказа принять тебя на работу.

[blockquote]Цифровая репутация» - это твой имидж, который формируется из информации о тебе в интернете. Твое место жительства, учебы, твое финансовое положение, особенности характера и рассказы о близких – все это накапливается в сети. [/blockquote]

Комментарии, размещение твоих фотографий и другие действия могут не исчезнуть даже после того, как ты их удалишь. Ты не знаешь, кто сохранил эту информацию, попала ли она в поисковые системы и сохранилась ли она, а главное: что подумают о тебе окружающее люди, которые найдут и увидят это. Найти информацию много лет спустя сможет любой – как из добрых побуждений, так и с намерением причинить вред. Это может быть кто угодно.

В мире цифровых технологий может быть непросто сформировать свой новый образ. Даже если ты не хочешь, чтобы о твоих старых приятелях стало известно, эта информация остается в Интернете, и любой сможет ее найти. Свидетельства неприличного поведения тоже будет невозможно скрыть.

То, что когда-то казалось подходящим для публикации, в один прекрасный день может всплыть на поверхности и причинить тебе различные неприятности.

Если ты хочешь узнать, что о тебе можно узнать, то набери свое имя и фамилию в поисковую систему и посмотри, какая информация выдается. Если что-то тебе не понравится, то постарайся удалить это.

Но у всего есть и хорошая сторона. Если ты формируешь свой положительный образ, то ты делаешь все правильно. Например, это может быть размещение информации об участии в каком-то конкурсе, ссылка на твою статью в школьной газете или просто грамота. Также это позволяет продемонстрировать сферу твоих достижений, что пригодится в будущем при обучении и продвижении по карьерной лестнице, а также позволит установить связи с людьми, имеющими схожие интересы. Важно, что это должно быть правдой.

Около 85% сотрудников отделов кадров говорят, что учитывают цифровую репутацию, решая, принять ли человека на работу. Поэтому твоя цифровая репутация очень важна, а думать над этим лучше уже сейчас.

Одна из опасностей социальных сетей-секстинг. Это пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством современных средств связи: сотовых телефонов, электронной почты, социальных интернет-сетей.

Обычно наши ровесники используют камеры, встроенные в мобильные телефоны, чтобы сфотографировать себя в обнаженном или полуобнаженном виде и отправить эти картинки своим друзьям, подругам или одноклассникам. Некоторые отправляют эти фотографии только одному человеку, а уже тот в свою очередь пересылает их другим людям.

Секстинг выглядит как забава или какая-то игра до тех пор, пока кто-нибудь не пострадает, а скорее всего, пострадаешь именно ты. Проблема секстинга заключается в том, что конфиденциальные фотки могут быстро стать достоянием общественности. Смелая фотка, отправленная сегодня твоему другу или подруге, завтра может начать бесконтрольно распространяться, в результате чего автор станет посмешищем в школе, на него выльется много грязи и сплетен. Когда фотография становится доступной в Интернете, то практически невозможно удалить все ее копии.

В некоторых странах, в частности в Российской Федерации, секстинг является уголовным преступлением, а если на интимных фотографиях изображен несовершеннолетний, то это считается детской порнографией. Причём виновными могут быть признаны оба: как человек, отправивший фотографии, так и получивший их — это классифицируется как производство и хранение детской порнографии соответственно. Кроме того, лицу, пославшему свои фотографии в обнажённом виде, могут быть предъявлены обвинения в сексуальном домогательстве.

Глава 2. Поведение подростков в социальных сетях

2.1. Исследование особенностей поведения подростков в социальных сетях

В целях выявления поведения подростков в социальных сетях мы провели анонимное анкетирование учащихся седьмого, восьмого и девятого классов в соответствии с составленной нами анкетой (Приложение 1).

В исследовании приняли участие 49 подростков, обучающихся в МБОУ Николо-Урюпинская ООШ.

В результате опроса были получены следующие данные (рис.1).

Рис. 1. Регистрация подростков в социальных сетях.

Ответы на третий вопрос анкеты позволяют сделать вывод о том, что подавляющее большинство старшеклассников пользуются социальными сетями.

Наибольшее число ответов на вопрос о целях использования социальных сетей указывают, на использование соцсетей для общения с реальными знакомыми. Вместе с тем, отвечая на этот вопрос, 34 учащихся указали также на различные варианты взаимодействия с незнакомыми людьми (рис.2).

Рис. 2. Цели использования социальных сетей.

Интересную информацию предоставило сопоставление данных вопросов 6 и 7. В анкете мы попросили указать количество друзей на странице в социальной сети (рис.3). Следующий вопрос был направлен на выявление количества реальных контактов (рис.4).

Рис. 3. Количество «друзей» в социальных сетях.

Рис. 4.Количество общения с друзьями из соцсетей.

Таким образом, согласно полученным данным, многие подростки имеют более 50 «друзей» в социальных сетях и, при этом, регулярно общаются с ними в реальной жизни. Такое утверждение кажется маловероятным. Предположительно данные ответы не были сознательной попыткой обмануть, а заблуждением самых самих отвечающих, которые не осознавали, сколько почти незнакомых людей являются их «друзьями».

Таким образом, анализ ответов на вопросы 3, 5, 6, 7 анкеты позволяют сделать вывод о том, что подавляющее большинство подростков зарегистрированы в социальных сетях и поддерживают активные контакты с малознакомыми или незнакомыми людьми.

Для выявления осведомленности школьников о возможных опасностях использования социальных сетей, был задан вопрос об угрозах от социальных сетей. Были получены следующие результаты (рис.5).

Рис. 5. Реальность угроз соцсетей.

Сравнение данных показывает, ни одна из выделяемых специалистами наиболее распространенных угроз не оценивается подавляющим большинством подростков как реальная. Это указывает на недооценку подростками опасностей со стороны соцсетей.

Следующая группа вопросов была призвана выявить особенности соблюдения правил безопасности в сети подростками.

Получены следующие данные:

– 16 из 47 опрошенных делились с «друзьями» в социальной сети информацией, разглашения которой они не хотели бы. Еще 5 человек не помнят, были ли такие эпизоды;

– 12 школьников размещают в соцсетях личную информацию: номер домашнего телефона, школы и класса, личные данные и фотографии, что может спровоцировать опасные для них ситуации;

– 6 учащихся вступают в сетях в переписку с незнакомыми людьми, а 4 обмениваются с ними фотографиями.

Из этого можно сделать вывод о том, что многие школьники ведут себя в социальных сетях небезопасно, что подтверждает нашу гипотезу.

Заключение

Целью научно-исследовательской работы Подростки в социальных сетях: безопасное поведение являлось выявление основных рисков поведения подростков в социальных сетях.

В качестве рабочей гипотезы мы предположили, что главными рисками являются:

  • недостаточная осведомленность об опасностях социальных сетей,

  • недостаточное внимание подростков к соблюдению безопасного поведения в социальных сетях и, как следствие,

  • небезопасное реальное поведение в социальных сетях.

Нами было проведено исследование учащихся 7-9 классов нашей школы с помощью специально разработанной анкеты.

Полученные данные позволили сделать следующие выводы:

  • подавляющее большинство подростков зарегистрированы в социальных сетях и поддерживают активные контакты с малознакомыми или незнакомыми людьми;

  • подростки недооценивают и игнорируют опасности, которые могут угрожать им при взаимодействии в социальных сетях;

  • поведение подростков в социальных сетях небезопасно.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Литература

  1. Безопасность в социальных сетях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://welcom-comp.ru/antivir_pc/27-bezopasnost-v-socialnyh-setyah.html.

  2. Болотина, Т,В. и др. Методические рекомендации по рганизации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока, посвященного Интернет безопасности детей /Болотина Т.В., Павлова С.А., Прутченков А.С. - ФГАОУ АПК и ППРО, - М., 2016.

  3. Дубовер, Д. Медиаграмотность - Донской государственный технический университет. – Ростов-на-Дону, - 2015.

  4. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации образовательных событий, посвящённых памятным датам российской истории, государственным и национальным праздникам Российской Федерации, включенным в Календарь образовательных событий на 2015/2016 учебный год, 2016/2017 учебный год, - 2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--b1afankxqj2c.xn--p1ai/.

  5. Не запрещать, а научить – безопасность подростков в социальных сетях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://itworked.com.ua/article/view/bezopasnost-podrostkov-v-socialnyh-setyah/.

  6. Толотов, А.С. Агрессивное поведение подростков в сети интернет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b17.ru/article/22892/.

Приложение 1.

Анкета «Безопасность в социальных сетях»

  1. Ваш возраст:

а) 16 лет и старше

в) 14 лет

б) 15 лет

г) 13 лет и моложе

  1. Ваш пол:

а) мужской

 

б) женский

 
  1. Зарегистрированы ли вы в социальных сетях?

а) да

 

б) нет

 
  1. Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

а) Менее 1 часа в день

в) от 3 до 5 часов в день

б) От 1 до 3 часов в день

г) более 5 часов в день

5. Для каких целей вы используете социальные сети. Выберите главное.

а) Общение с реальными знакомыми.

г) Игра в он-лайн игры.

б) Новые знакомства.

д) Способ «убить» время

в) Общение по интересам.

е) Другое (что именно?)

6. Укажите, сколько человек у вас в друзьях на странице в социальной сети - ___

7. Укажите, с кем из них вы поддерживаете контакты в реальной жизни.

а) Со всеми.

в) Кое с кем.

б) Почти со всеми.

г) Почти ни с кем

8. Отметьте все те угрозы, исходящие от социальных сетей, которые, по вашему мнению, являются реальными.

а) Нежелательное распространение в сети информации о вас, в том числе, негативно влияющей на вашу репутацию.

б) Потеря персональных данных и, как следствие, возможность использования вашего аккаунта для рассылки спама или зараженных файлов.

в) Привлечение к вам внимания лиц с преступными намерениями или психически нездоровых.

г) Сетевой троллинг.

д) Взлом или заражение вашего компьютера.

е) Возможность возникновения интернет-зависимости.

9. Каковы настройки конфиденциальности вашей учетной записи в социальной сети?

а) Все пользователи.

б) Друзья и друзья друзей.

в) Все, кроме…

г) Друзья и друзья друзей.

д) Никто.

е) Не помню.

10. Делитесь ли вы с друзьями в социальной сети информацией, разглашения которой вы бы не хотели?

а) да

б) нет

в) не помню.

11. Размещаете ли вы в социальных сетях личную информацию: номер домашнего телефона, номер школы и класса, свои личные данные и фотографии?

а) да

б) нет

в) не помню.

12. Вступаете ли вы в социальных сетях в переписку с незнакомыми людьми?

а) да

б) нет

13. Случалось ли вам обмениваться фотографиями с незнакомыми людьми в социальных сетях?

а) да

б) нет

14. Сталкивались ли вы когда-нибудь с проблемами, связанными с использованием социальных сетей?

а) да

б) нет

Приложение 2.

Памятка по технике безопасности в социальных сетях

  • Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей.

  • Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;

  • Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;

  • Используй настройки конфиденциальности аккаунта. Настрой просмотр содержимого твоей учетной записи "только для друзей”. Таким образом, незнакомые люди не увидят твою личную информацию;

  • Принимай запросы в друзья только от тех людей, которых ты знаешь и которым доверяешь;

  • Не используй веб-камеру для общения с людьми, которых ты не знаешь;

  • Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;

  • Будь осторожен - некоторые пользователи могут представляться кем угодно;

  • Если ты действительно хочешь встретиться с человеком, с которым познакомился в интернете, то договорись о встрече в общественном месте и желательно взять с собой кого-то еще, например, друга. Если твой сетевой друг считает, что присутствие кого-то еще плохая идея, то стоит отказаться от встречи;

  • Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;

  • При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;

  • Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу;

  • Не размещай фотографии и видео со своими друзьями без их разрешения. Обращайся к друзьям, чтобы они также соблюдали конфиденциальность и не размещали твои фотографии и видео в общем доступе;

  • Никогда не открывай подозрительные ссылки, даже если они пришли от твоих друзей. Удостоверься в том, что друг тебе выслал эту ссылку сам, а его аккаунт не контролирует киберпреступник. После взлома аккаунта злоумышленники в первую очередь делают рассылку по адресной книге, а поскольку доверие друзей друг другу выше, то вероятность заражения вирусами резко вырастает;

  • Чтобы попасть в свою социальную сеть или на какой-либо другой сайт лучше используй закладки или окно быстрого доступа. Таким образом, ты точно попадешь на те порталы, которые безопасны и которыми ты пользуешься. При наборе адреса есть риск того, что ты ошибешься с адресом и не заметишь этого.

Просмотров работы: 20594