ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Асапова А.У. 1
1МБОУ Николо-Урюпинская ООШ
Никифорова Г.В. 1
1МБОУ Николо-Урюпинская ООШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема здорового образа жизни (ЗОЖ) в современном обществе сегодня является одной из самых актуальных. Эта проблема требует к себе особого внимания, если касаться детей и подростков. Культура здорового образа жизни выступает как один из основных компонентов общей культуры человека и является почти полным синонимом понятия «культура самосохранения». Несмотря на то, что школа уделяет этой проблеме большое внимание, на практике очень немногие ребята действительно ведут здоровый образ жизни. Обучающиеся пропускают уроки физкультуры, едят вредную еду, просиживают ночами в социальных сетях. Многие мальчики и девочки курят уже с седьмого класса. В результате с каждым годом все больше и больше ребят занимаются физкультурой в подготовительных и специальных группах по состоянию здоровья.

Вот почему вопрос о формировании у подростков ценностного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих его людей, использованию полученных знаний о здоровом образе жизни, воспитание в себе негативного отношения к вредным привычкам является не только актуальным, но и одним из самых важных для подрастающего поколения.

Темой нашей работы мы избрали «Особенности отношения мальчиков и девочек подросткового возраста к здоровому образу жизни». Это обусловлено тем, что, по мнению педагогов и родителей, современные подростки достаточно хорошо знают о необходимости соблюдать здоровый образ жизни, и относятся к здоровью как к большой ценности. В то же время, практика школы показывает, что подростки не готовы к тому, чтобы соблюдать правила ЗОЖ в реальной жизни. При этом, по нашим наблюдениям, правила ЗОЖ, которым уделяют внимание мальчики и девочки различны. Поэтому целью нашего исследования было выявление особенностей отношения подростков к здоровому образу жизни в зависимости от пола.

Гипотезы исследования.

- Здоровье является важной ценностью для подростков, и они осознают значение здорового образа жизни для его сохранения и укрепления. В то же время, подростки не готовы в полной мере реализовывать правила здорового образа жизни на в своей жизни

- Существуют различия в отношении к здоровому образу жизни у мальчиков и девочек подросткового возраста.

Для доказательства этих гипотез мы провели исследование отношения к здоровому образу жизни 48 учащихся седьмого, восьмого и девятого классов нашей школы. При исследовании мы использовали анкету, составленную совместно с руководителем научно-исследовательской работы (Приложение 1).

Полученные данные могут быть использованы при планировании практической работы учителей по воспитанию здорового образа жизни подростков.

Глава 1. Здоровье и здоровый образ жизни.

  1.  
    1. Роль здорового образа жизни в сохранении и укреплении здоровья.

Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов [5]. Здоровье человеческого общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов.

«Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни» [3].

С формальной точки зрения, ЗОЖ – это комплекс устойчивых полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку юношеском или старшем возрасте едва ли рационально: мешают устоявшиеся нездоровые привычки и лень. В детстве же, при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы, комплекс привычек к ЗОЖ вырабатывается легко и закрепляется прочно на всю жизнь. Здоровый образ жизни – единственное средство защиты от всех болезней сразу! Молодое поколение наиболее восприимчиво к различным формирующим и обучающим воздействиям.

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье.

1.2. Факторы здорового образа жизни

Рассмотрим основные факторы здорового образа жизни.

Прежде всего, следует назвать труд, являющийся важнейшим условием благополучия в широком смысле этого слова (социального, психологического, физического и т.д.). В труде большие нагрузки повышают резервные возможности организма.

Для продления жизни необходимы умеренный образ жизни, разумная гимнастика, свежий воздух, прогулки. Физические упражнения должны стать неотъемлемой частью здорового образа жизни каждого человека.

Весьма существенным является рациональное питание. Важн6ым его принципом является сбалансированность приема основных пищевых веществ: белков жиров и углеводов.

Другим важнейшим условием является нормальный сон. Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения.

Следующее условие – психологическое состояние: хорошее настроение, положительные эмоции и т.п. Их обеспечивают доброжелательное отношение к другим людям, юмор и оптимизм.

Исключение вредных привычек: отказ от курения и алкоголя, категорический запрет на употребление психоактивных веществ.

Особое место принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.

Закаливание организма. Под закаливанием понимают процесс приспособления организма к неблагоприятным внешним воздействиям, главным образом, холоду. Причем приспособление это достигается путем использования естественных сил природы: воздуха, солнечных лучей, воды.

Ученые определили, что состояние здоровья человека больше всего – на 50% зависит от образа жизни, а остальные 50% приходятся на экологию (20%), наследственность (20%), медицину (10%). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет 30% от упомянутых ранее 50%.

  1.  
    1. Отношение к здоровому образу жизни в подростковом возрасте

К сожалению, в настоящее время в России наблюдается тенденция к ухудшению физического здоровья и психического состояния подрастающего поколения. Формирование и укрепление здоровья молодежи в современном мире является одной из важнейших задач. Однако, работа по формированию ценностного отношения к здоровью будет более эффективна, если учитывать особенности конкретной возрастной группы и гендерные отличия.

Рассмотрим особенности отношения к здоровому образу жизни в подростковом возрасте.

Подростковый период развития охватывает возраст приблизительно с 10-11 до 14-15 лет.

Психологические особенности этого возраста рассматриваются, как кризисные и связаны с перестройкой в трех основных сферах: телесной, психологической и социальной.

На этапе подросткового возраста как раз и определяется, будет ли тот или иной человек вести здоровый образ жизни, закладываются основные привычки и стереотипы.

Сам по себе подростковый возраст является периодом повышенной опасности с точки зрения телесного и психологического здоровья. Серьезной угрозой физическому здоровью является склонность подростков к рискованному поведению, которое обусловлено их стремлением казаться старше, стать своим в группе сверстников. Большим риском возникновения проблем со здоровьем служит склонность тинэйджеров к экспериментам с алкоголем, наркотиками, табаком. По данным социологов, в период между 11 и 15 годами, доля молодых людей, указывающих в анкетах, что курят и употребляют алкоголь еженедельно, возрастает на 17%. Многие из них продолжают вести такой образ жизни и во взрослом возрасте [4].

Характерно, что молодые люди часто относятся к проблеме здоровья как к чему-то важному и значимому, но не имеющему к ним прямого отношения. В их системе ценностей первое место занимают, прежде всего, материальные блага и успех в жизни. Здоровый образ жизни в глазах подростков не обладает на настоящий момент достаточной ценностью.

По данным экспериментальных исследований можно сделать вывод, что многие подростки понимают важность здоровья и относятся к нему с достаточным вниманием, но, в то же время, они не готовы прикладывать усилия для сохранения этого здоровья, не готовы менять свой образ жизни, отказываться от рискованного поведения и вредных привычек, не занимаются профилактикой заболеваний и укреплением здоровья. Получается, что знания о ценности здоровья не ведут автоматически к формированию здорового образа жизни у подростков.

Многочисленные исследования показывают, что значительная часть современной молодежи не ориентирована на сохранение собственного здоровья и в 80-85% случаев отмечаются нарушения в состоянии организма молодых людей. Особую тревогу вызывает состояние здоровья девушек.

Женщина – продолжательница человеческого рода, и от ее психофизического состояния зависит нравственное и физическое здоровье порастающего поколения.

  1.  
    1. Гендерные особенности отношения к здоровью и здоровому образу жизни в подростковом возрасте

Следует обратить внимание на то, что отношение к здоровью и здоровому образу жизни имеет гендерные отличия, т.е. отличия, определяемые социальной ролью мужчин и женщин, социальным полом.

Взгляды мужчин и женщин на способы поддержания своего здоровья имеют как сходство, так и различия. Женщины чаще придерживаются здорового питания, избегают вредных привычек, значительно чаще посещают врача в целях профилактики, регулярно применяю лекарства. Парадоксально, но при этом мужчины в два раза чаще считают, что для поддержания здоровья они делают достаточно.

У мальчиков и девочек также формируются различные формы поведения, которые можно отнести к здоровому и нездоровому образу жизни. Мальчики с большей вероятностью участвуют в драках и причинении вреда другим людям, что является фактором риска для здоровья. Девочки больше внимания уделяют своей внешности, поэтому для них свойственны нарушения питания и негативные последствия экспериментов со своим телом [4].

По данным исследований, здоровье является большей ценностью для девочек, нежели для мальчиков [1]. Девушки больше мотивированы сохранять и укреплять его. По данным отчета ВОЗ в 2012 году, девочки лучше усваивают формы поведения, которые обеспечивают сохранение здоровья, такие, например, как употребление фруктов, личная гигиена, чистка зубов и т.п.

В то же время, мальчики больше склонны следовать рекомендациям по соблюдению физической активности.

В ситуациях, когда со здоровьем все благополучно, юноши испытывают более позитивные эмоции, чем девушки. Они в большей мере спокойны, уверены в себе, довольны, удовлетворены, испытывают чувство внутренней свободы.

При выявлении гендерных различий в осознании здоровья было установлено, что девочек меньше волнует физиологический аспект болезни, чем социальный. Для мальчиков же они равноценны.

Девушки в большей мере, чем юноши подвержены влиянию различных внешних источников информации о здоровье, поэтому профилактическая работа с ними дает лучшие результаты.

Таким образом, согласно изученным источникам, существуют серьезные гендерные различия в отношении к здоровью и здоровому образу жизни.

По мнению многих авторов, основную роль в формировании здорового образа жизни у подрастающего поколения выполняют семья и школа.

Глава 2. Отношение подростков к здоровому образу жизни.

2.1. Исследование ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни.

Для того, чтобы выяснить как относятся современные подростки к здоровому образу жизни мы провели анонимное анкетирование учащихся седьмого, восьмого и девятого классов в соответствии с составленной нами анкетой (Приложение 1).

В исследовании приняли участие 48 подростков, обучающихся в МБОУ Николо-Урюпинская ООШ.

В результате опроса были получены следующие результаты (рис.1).

Рис. 1. Связь здоровья и образа жизни, который ведет человек.

По мнению большинства учеников (17) , образ жизни оказывает серьезное влияние на состояние здоровья, а 21 ученик из 48 считает, что это самое важное, что определяет состояние здоровья человека.

При ответе на вопрос о том, необходимо ли самому ученику вести здоровый образ жизни, мнению распределились следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Необходимость здорового образа жизни для отвечающего.

Как мы видим, подавляющее большинство учеников (42) считают, что им необходимо вести здоровый образ жизни.

В то же время, при ответе на вопрос о том, является ли здоровым образ жизни, который ведут наши ученики, были получены следующие результаты (рис.3).

Рис. 3. Ведут ли ученики здоровый образ жизни.

Как мы видим, лишь половина опрошенных учеников ведет здоровый образ жизни. Остальные соблюдают правила ЗОЖ лишь отчасти.

При определении наиболее важных факторов жизни ученикам нужно было оценить значимость каждого фактора по пятибалльной системе. В результате были получены следующие ответы (рис.4).

Рис.4. Оценка значимости факторов жизни.

Из диаграммы мы видим, что наибольшее значение учениками придается фактору здоровья.

Для того, чтобы определить, насколько наши ученики готовы вести здоровый образ жизни, мы включили в анкету два вопроса с одинаковыми вариантами ответов. Первый из них о значимости для отвечающего здорового образа жизни, второй о том, придерживается ли он этих норм. Ниже приведены полученные результаты (Таблица 1).

Таблица 1.

Сравнение значимости правил ЗОЖ и готовности к их соблюдению подростками.

Правила ЗОЖ

Значимость правил ЗОЖ

(баллы)

Соблюдение правила ЗОЖ

(баллы)

Отказ от вредных привычек

4,4

3,8

Рациональное полноценное питание

4,1

3,8

Двигательная активность

4,4

4,3

Закаливание

3,3

2,8

Личная гигиена

4,3

4,6

Положительное эмоциональное состояние

3,8

3,6

Отказ от экстремальных развлечений и видов спорта

2,6

2,4

Полноценный и длительный отдых и сон

3,5

3,8

Регулярное посещение врачей

2,8

2,2

Режим дня

3,5

3,4

Таблица 1.

Как видно из таблицы, несмотря на правильную оценку факторов здорового образа жизни, ученики не готовы соблюдать их в полной мере. По большинству показателей расхождение составляет 0,2-0,3 балла. Значительное расхождение наблюдается по факторам: «отказ от вредных привычек», «закаливание», «регулярное посещение врачей».

Это именно те правила, которые ученики не готовы соблюдать из-за нехватки силы воли.

Все приведенные выше данные показывают, что ученики знают правила здорового образа жизни и понимают важность их соблюдения, но не готовы следовать им в должной мере. Таким образом, наша первая гипотеза подтвердилась.

2.2. Сравнительный анализ отношения к здоровому образу жизни подростков мужского и женского пола

Согласно второй нашей гипотезе мальчики и девочки подросткового возраста относятся проблемам здоровья и здорового образа жизни неодинаково. Для того, чтобы выяснить так ли это, мы провели сравнение данных, полученных при обследовании подростков мужского и женского пола.

Полученные результаты позволяют говорить о следующем.

Более половины мальчиков полагает, что состояние здоровья человека определяется образом жизни (11 из 21). Среди девочек таких чуть более трети (10 из 27). Девочки в большей мере склонны считать, что здоровье человека зависит от многих факторов (13 из 27), в то время как мальчиков считающих также всего четверо.

Необходимость ведения здорового образа жизни примерно в равной мере признается и мальчиками и девочками (18 и 24 соответственно).

Девочки более критично относятся к своему образу жизни. 14 из 27, т.е. чуть более половины считают, что их образ жизни лишь отчасти является здоровым. В то время как таких мальчиков лишь 8, а более половины (11) называют свой образ жизни совершенно здоровым.

При определении значимости жизненных факторов ответы распределились следующим образом (рис. 5)

Рис.5 Значимость жизненных факторов в зависимости от гендерной принадлежности.

Как видно из рисунка независимо от пола, подростки одинаково оценивают значимость здоровья в своей жизни. По большинству других параметров также наблюдается совпадение.

Гораздо больше различий между мальчиками и девочками мы обнаруживаем при сравнении их представлений о значимости тех или иных составляющих здорового образа жизни (Таблица 2).

Таблица 2.

Представления о значимости составляющих здорового образа жизни у подростков мужского и женского пола.

Правила ЗОЖ

Ответы мальчиков (баллы)

Ответы девочек

(баллы)

Отказ от вредных привычек

4,2

4,6

Рациональное полноценное питание

4

4,3

Двигательная активность

4,6

4,5

Закаливание

3,2

3,3

Личная гигиена

4,3

4,3

Положительное эмоциональное состояние

4

3,6

Отказ от экстремальных развлечений и видов спорта

2,3

2,8

Полноценный и длительный отдых и сон

4,1

4

Регулярное посещение врачей

2,4

3,1

Режим дня

3,6

3,4

Из таблицы мы видим, что общая направленность оценивания факторов здорового образа мальчиками и девочками совпадает у обеих групп. В то же время наблюдаются преобладание значимости в глазах девочек таких факторов, как «отказ от вредных привычек», «отказ от экстремальных видов деятельности», «регулярное посещение врачей». Мальчики, в свою очередь уделяют больше внимания положительному эмоциональному состоянию.

Рассмотрим в свою очередь самооценку соблюдения подростками основных правил ЗОЖ (Таблица 3).

Таблица 3.

Сравнение соблюдения подростками основных правил здорового образа жизни в зависимости от гендерного признака.

Правила ЗОЖ

Ответы мальчиков (баллы)

Ответы девочек

(баллы)

Отказ от вредных привычек

3,8

3,9

Рациональное полноценное питание

3,9

3,6

Двигательная активность

4,2

4,3

Закаливание

2,9

2,8

Личная гигиена

4,2

4,7

Положительное эмоциональное состояние

3,3

3,9

Отказ от экстремальных развлечений и видов спорта

2,1

2,7

Полноценный и длительный отдых и сон

3,9

3,6

Регулярное посещение врачей

2

2,4

Режим дня

3,4

3,5

Приведенная таблица позволяет сделать вывод о наличии выраженных различий в соблюдении здорового образа жизни подростками мужского и женского пола. Девочки в большей мере чем мальчики склонных соблюдать такие правила ЖОЖ, как «личная гигиена», «обеспечение положительного эмоционального состояния», «отказ от экстремальных видов спорта и отдыха», «регулярное поседение врачей». Мальчику, в свою очередь, больше внимания уделяют полноценному рациональному питанию и полноценному отдыху.

Полученные в ходе исследования данные позволяют сделать вывод о наличии выраженных различий в отношении к здоровому образу жизни подростков разного пола, что подтверждает нашу вторую гипотезу. Заключение

Научно-исследовательская работа «Особенности отношения мальчиков и девочек подросткового возраста к здоровому образу жизни» направлена на изучение характера отношения подростков к проблеме здорового образа жизни, выявления гендерных различий этих отношений.

На основе анализа литературных источников нами были сформулированы две гипотезы.

  1. Отношение подростков к здоровому образу жизни носит неоднозначный характер. Здоровье рассматривается подростками как серьезная ценность. Они понимают значимость и важность ведения здорового образа жизни. В то же время, подростки не готовы реализовать свои знания о ЗОЖ на практике.

  2. Подростки мужского и женского пола по-разному относятся к различным аспектам здорового образа жизни.

Для проверки наших гипотез нами было проведено анкетирование учащихся 7-9 классов Николо-Урюпинской ООШ с помощью специально разработанной анкеты.

Полученные данные полностью подтвердили наши гипотезы, выявив расхождения между ценностным отношением подростков к здоровому образу жизни и их реальным образом жизни. Кроме того, сравнение результатов анкетирования мальчиков и девочек позволили подтвердить гипотезу о различии отношения к отдельным аспектам здорового образа жизни.

В ходе исследования обе наши гипотезы были подтверждены, цель исследования достигнута.

Литература

  1. Барканова О.В. Исследование половых и гендерных различий отношения к здоровью старших подростков. [Эл. ресурс] URL: http://pandia.ru/text/78/409/41515.php.

  2. Курашов, Ю. Проблема здорового образа жизни у подростков. Исследовательская работа. [Эл.ресурс]. URL: http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2015/06/16/problema-zdorovogo-obraza-zhizni-u.

  3. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. [Эл.ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/5908710/.

  4. Отчет ВОЗ выявляет тот факт, что здоровью подростков уделяется недостаточно внимания [Эл. ресурс]. URL:http://www.euro.who.int/ru/what-we-publish/information-for-the-media/sections/latest-press-releases/who-report-reveals-teenagers-do-not-get-a-fair-deal-on-health.

  5. Преамбула к Уставу(Конституции) Всемирной организации здравоохранения. [Эл.ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/901977493.

  6. Румянцева А.В. Проблема здоровья в представлении юношей и девушек// Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-Запада России: Материалы международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 28 - 30 марта 2003 г. - Петрозаводск: КГПУ, 2003. – с. 232-235

  7. Чешейко, В.В. Гендерные особенности отношения к здоровью в подростковом возрасте.[Эл.ресурс] Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http://www.jurnal.org/articles/2012/psih8.html.

Приложение 1.

Анкета «Здоровый образ жизни»

  1. Ваш возраст:

а) 16 лет и старше

в) 14 лет

б) 15 лет

г) 13 лет и моложе

  1. Ваш пол:

а) мужской

 

б) женский

 
  1. Связаны ли, с вашей точки зрения, здоровье и образ жизни, который ведет человек?

а) Образ жизни полностью определяет состояние здоровья человека.

б) Здоровье человека зависит от многих факторов и здоровый образ жизни – лишь один из них.

в) Здоровье определяется наследственностью и мало зависит от образа жизни.

г) Не задумывался об этом.

  1. Считаешь ли ты, что тебе необходимо вести здоровый образ жизни?

а) Да, конечно.

б) О здоровом образе жизни стоит задумываться тому, у кого есть проблемы со здоровьем. Меня это не касается.

в) Нет, мое здоровье меня не подведет при любом образе жизни.

г) Никогда не думал об этом.

  1. Является ли твой образ жизни здоровым?

а) да

в) нет

б) отчасти

г) не знаю

  1. От чего, в первую очередь, зависит, ведет ли человек здоровый образ жизни?

а) От условий его жизни, в том числе материальных.

б) От него самого, его желания и целеустремленности.

в) От его окружения: семьи, друзей, коллектива.

г) От государства.

  1. Определи, какие из перечисленных факторов имеют для тебя большее значение, а какие менее важны. Для этого напротив каждого из факторов расставь оценки от одного до пяти, где пять – очень важно, один – почти не важно.

а) хорошие отметки

 

д) материальный достаток

б) крепкое здоровье

 

е) уважение окружающих

в) возможность развлекаться и отдыхать

 

ж) крепкая семья

г) красивая внешность

 

з) успех у противоположного пола

  1. Определи значимость составляющих здорового образа жизни. Для этого напротив каждой из составляющих расставь оценки от одного до пяти, где пять – очень значимая составляющая, а один – малозначимая.

а) отказ от вредных привычек;

б) рациональное полноценное питание;

в) двигательная активность;

г) закаливание;

д) личная гигиена;

е) положительное эмоциональное состояние;

ж) отказ от экстремальных развлечений и видов спорта;

з) полноценный и длительный отдых и сон;

и) регулярное посещение врачей;

к) режим дня.

  1. Какие правила ЗОЖ соблюдаешь ты? Для ответа на вопрос, оцени каждый из пунктов по пятибалльной шкале, где пять означает неукоснительное соблюдение правила, а один – практически полное отсутствие внимания к нему.

а) отказ от вредных привычек;

б) рациональное полноценное питание;

в) двигательная активность;

г) закаливание;

д) личная гигиена;

е) положительное эмоциональное состояние;

ж) отказ от экстремальных развлечений и видов спорта;

з) полноценный и длительный отдых и сон;

и) регулярное посещение врачей;

к) режим дня.

Просмотров работы: 4503