Научно-исследовательская работа
Тема работы
«Определение компьютерной зависимости у подростков»
Выполнила:
Батюк Светлана Александровна
учащаяся 10 класса
МБОУ «Курумканская СОШ №1»
Руководитель:
Зарубина Валентина Павловна
учитель биологии
МБОУ «Курумканская СОШ №1»
Оглавление
Введение ………………………………………………………….. стр. 3
Методика исследования ………………………………………... стр. 5
Основные этапы исследования …………………………………. стр. 6
Выводы …………………………………………………………. стр. 12
Заключение……………………………………………………… стр.13
Литература ………………………………………………………… стр.14
Приложения …………………………………………………….. стр.15
Смена исторических эпох
определяется сменой
коммуникационных технологий…
Герберт Маршалл Маклюэн
Введение
В современном обществе сегодня очень трудно себя представить без использования информационных технологий и интернета. В жизни современного человека это один из важных факторов развития. Если перефразировать известное высказывание, то «компьютер сегодня не роскошь, а средство продвижения». Продвижения в научных исследованиях, в общении, установлении внешних связей и многое другое.
Мы можем говорить об информационной революции (эволюции), поскольку происходит переход общества на качественно новый уровень взаимодействия. Формируется новое общество – информационное. В информационном обществе главным средством познания становятся информационные технологии.
Как и любые технологии, они не будут нейтральными и неизбежно внесут в нашу жизнь изменения, которые нельзя недооценивать или бояться и, конечно нельзя безоговорочно принимать их. А эффективность общества будет зависеть от того как используются эти ресурсы. В идеале хочется видеть современное общество, в котором у каждого человека будут развиты способности к саморегуляции и самообразованию, а значит и самосовершенствованию.
Сегодня информационные технологии доступны для людей любого возраста, не требуют дополнительной многолетней подготовки и поэтому должны быть очень эффективны. Однако усиление зависимости общества от информационных технологий может привести к сужению нашего окружающего мира, до виртуального отредактированного мира. Поэтому новые технологии будут затрагивать саму сущность человека.
По данным Международного союза электросвязи в 2015 году количество пользователей интернета на Земле выросло до 3,2 миллиардов человек. За 15 лет это количество выросло в 8 раз. В докладе союза на форуме ООН в Женеве было отмечено, что «Всемирной паутиной» уже охвачено 43 % жителей Земли.
Данные проведённого нами опроса показывают, что практически в каждой семье учащихся нашей школы есть современный доступ к информационным ресурсам.
Постановка проблемы: у современных подростков стала чаще проявляться психологическая зависимость от использования компьютера и интернета, которая оказывает серьёзное влияние на качество жизни и психическое здоровье.
Гипотеза: в ходе проведения эксперимента можно определить признаки зависимости и определить её уровень.
Объектом исследования является экспериментальная группа учащихся школы.
Предметом исследования является влияние компьютерных и интернет технологий на психическое здоровье подростков.
Целью данной работы является исследование компьютерной и интернет зависимости
Задачи, решаемые в ходе выполнения работы:
изучить активность использования современных информационных технологий учащихся школы;
установить влияние использования компьютера на здоровье подростков;
провести эксперимент;
установить признаки зависимости членов экспериментальной группы;
определить, уровень компьютерной и интернет зависимости у членов экспериментальной группы.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, чтобы показать возможность появления психологической зависимости при использовании компьютера в повседневной жизни у подростков и определить признаки психологической зависимости с целью дальнейшей корректировки поведения.
Актуальность данного исследования заключается в определении признаков зависимости у подростков разных возрастных групп, что необходимо для оценки уровня зависимости.
Методы исследования:
Изучение литературы по медицине и психологии;
Наблюдение для сбора психологической информации;
Психологический эксперимент;
Интернет-опрос и анкетирование;
Беседа с участниками эксперимента.
В работе были использованы методы, которые позволили получить эмпирические данные. Эти методы позволили накопить, зафиксировать, классифицировать и обобщить полученный материал психологического исследования.
Подбор участников эксперимента:
Для проведения психологического исследования важен правильный подбор участников, поскольку от этого зависят результаты эксперимента. Для проведения эксперимента были подобраны четыре возрастные категории подростков: 5 классы, 7 классы, 9 классы, 11 классы. В каждой возрастной категории были определены по 3 человека, которые были согласны на условия эксперимента. Всего в эксперименте приняли участие 12 человек.
Члены экспериментальной группы были подобраны по типу темперамента. Наиболее подходящими для данного эксперимента были подростки с уравновешенным типом темперамента и наименее подверженные психологическому воздействию. Выявленные у участников в ходе эксперимента изменения будут минимальными. Это может служить доказательством того, что изменения на психологическом уровне возможны и зависимость может проявиться.
Основные этапы исследования:
Изучение активности использования современных информационных технологий.
С использованием социальных сетей был проведён опрос среди подростков, который состоял из 5 вопросов. Опрос проводился среди подростков 9 – 11 классов в течение 3-х дней анонимно (11-13.01.2016). Для достоверности полученных результатов доступ был открыт только для этой категории подростков. Были получены следующие результаты:
Ежедневно пользуются компьютером 80% респондентов. Редко используют компьютер всего 4,6 % подростков.
Среди опрошенных подростков 43 % используют компьютер для общения, 30,9 % используют его для учёбы. Для развлечений используют компьютеры 25,5 % подростков.
Воспринимают равнодушно возможность отсутствия интернета 53,3% и испытывают раздражение 28,3% подростков.
Смогли бы долгое время обойтись без компьютера 57,8 % опрошенных и не смогли бы обойтись без интернета 23,4% подростков.
Среди опрошенных крайне отрицательно отнеслись бы к запрету пользования интернетом 69,4% подростков и 21% могли бы поддержать такую инициативу.
Подробные данные опроса представлены таблицей 1 в приложении 1.
Для учащихся 5 и 7 классов было подготовлено и проведено анкетирование. Результаты анкетирования представлены в приложении 2 таблицами 2 и 3.
Данные анкетирования 5-классников показали необходимость ежедневного использования компьютера для учёбы (76%), развлечений (56%) и общения (40%), но смогли бы с лёгкостью обойтись и без него (63,3%).
Данные анкетирования 7-классников показали что всем, без исключения нужно ежедневное использование компьютера для развлечений и 80% не смогли бы вообще обойтись от компьютера.
Установление влияния чрезмерного использования компьютера на здоровье подростков.
Продолжительное использование компьютера может привести к негативным последствиям. Большое количество опрошенных подростков и участников эксперимента отмечают раздражимость, недовольство и даже озлобленность, если не имеют возможности использовать компьютер или лишены доступа в интернет.
По результатам эксперимента условно определилось 3 группы подростков: без выраженной зависимости, игроманы и интернет-зависимые. Учащиеся 11 классов смогли наиболее чётко сформулировать несколько причин ощущения чувства недовольства: нехватка времени, быстрый ритм жизни, условия учёбы, большой объём домашнего задания, изменение привычного образа жизни. Все эти факторы приводят к тому, что психика не может с этим справиться и возникает масса негативных эмоций, которые у неуравновешенных подростков могут вызвать психические расстройства.
Изучение изменений в поведении участников во время эксперимента.
Наблюдение участников экспериментальной группы заключалось в планомерном, целенаправленном и систематическом восприятии и фиксации психологических явлений и процессов. Наблюдение было длительным (6 дней), носило оценивающий характер. В ходе наблюдения участники эксперимента регистрировали наблюдения в заранее подготовленные дневники. Дневники велись хронологически, без перерыва. Ведение дневников это самый удобный способ долговременного наблюдения.
Участники эксперимента фиксировали своё психологическое состояние каждый раз в момент необходимости использования компьютера.
Наблюдение проводилось по следующим параметрам:
Отметка уровня тревожности по собственным ощущениям (низкий, средний, высокий);
Отметка уровня нервного возбуждения по собственным ощущениям (низкий, средний, высокий);
Отметка уровня недовольства по собственным ощущениям (низкий, средний, высокий);
Отметка уровня раздражительности по собственным ощущениям (низкий, средний, высокий);
Установление признаков зависимости членов экспериментальной группы.
С точки зрения психологии зависимость – это несвобода от чего-либо. О формировании зависимости можно говорить тогда, когда какой-то фактор становится для человека единственным или основным источником положительной эмоции.
Зависимость у участников экспериментальной группы проявлялась при изменении привычных условий, т.е. участников эксперимента попросили в течение 6 дней не использовать компьютер и не пользоваться интернетом. Участников попросили проследить за изменениями, которые будут происходить с ними за этот промежуток времени.
Основными признаками, которые наблюдали члены экспериментальной и контрольной группы были:
Тревожность
Нервное возбуждение
Недовольство
Раздражительность
Это те состояния, которые характерны для психологически зависимых людей. Во время эксперимента 2 учащихся 7 класса хотели прекратить эксперимент, отметив, что им очень нужен компьютер и надоело участие в эксперименте.
Таблица 4 – выраженность признаков зависимости у учащихся во время проведения эксперимента по частоте встречаемости. (11-17.01.2016)
Группа | Тревожность | Нервное возбуждение | Недовольство | Раздражительность | |||||||||||
н | ср | в | н | ср | в | н | ср | в | н | ср | В | ||||
5 класс | |||||||||||||||
1 участник | + | + | + | + | |||||||||||
2 участник | + | + | + | + | |||||||||||
3 участник | + | + | + | + | |||||||||||
7 класс | |||||||||||||||
1 участник | + | + | + | + | |||||||||||
2 участник | + | + | + | + | |||||||||||
3 участник | + | + | + | + | |||||||||||
9 класс | |||||||||||||||
1 участник | + | + | + | + | |||||||||||
2 участник | + | + | + | + | |||||||||||
3 участник | + | + | + | + | |||||||||||
11 класс | |||||||||||||||
1 участник | + | + | + | + | |||||||||||
2 участник | + | + | + | + | |||||||||||
3 участник | + | + | + | + |
Примечание: н - низкий уровень, ср - средний уровень, в - высокий уровень.
Учащиеся 5 класса показывают самый низкий уровень по всем показателям. Безусловно, что эти данные могут иметь погрешность, поскольку в силу своего возраста не могут всегда правильно дать оценку своим ощущениям. Тем не менее, по результатам беседы после окончания эксперимента 5-классники отметили, что старались постоянно фиксировать данные. Пожалуй, из всех испытуемых – это была самая дисциплинированная группа. Один из участников эксперимента отметил, что каждый очень хотел поиграть в компьютерные игры, так как постоянно оставался дома один, и ему было скучно.
Показатели эксперимента совпадают с данными анкетирования, где 63,3% 5-классников легко смогли бы обойтись без компьютера. Данные анкетирования необходимости ежедневного использования компьютера (60%) объясняются введением в обучение федеральных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО).
Учащиеся 7 и 9 классов показывают самый высокий уровень зависимости и поясняют, что это связано с поиском ГДЗ (готовых домашних заданий), с перепиской в контакте. Для 7 классов самым сложным оказалось отсутствие компьютерных игр, которое их очень раздражало и нервировало.
Учащимся 11 классов особенно важно быстро найти в интернете нужную информацию для уроков и заняться подготовкой к ЕГЭ. Также для них было важно общение, поэтому у них самый высокий показатель недовольства. Учащиеся 9 классов своё недовольство с ОГЭ не связали. Для них было важнее общение с друзьями.
По результатам исследований было выявлено два основных признака компьютерной зависимости в экспериментальной группе:
Частые приступы раздражительности
Недовольство
Определение уровня зависимости от пользования компьютером у членов экспериментальной группы.
Определив признаки зависимости в исследуемых группах можно определить уровень зависимости, так как с увеличением времени проведения эксперимента они проявляются всё чаще.
По результатам работы условно выделено три уровня зависимости:
условная величина оценки низкого уровня - 1,
условная величина оценки среднего уровня - 2,
условная величина оценки высокого уровня – 3.
Данные занесены в таблицу 5 и отражены в динамике на рисунке 1(приложение 3).
Таблица 5. Показатели уровня зависимости по классам по средней величине.
Класс | Тревожность | Нервное возбуждение | Недовольство | Раздражительность | Уровень зависимости |
5 класс | низкий | низкий | средний | низкий | 1,25 |
7 класс | низкий | средний | высокий | высокий | 2,25 |
9 класс | средний | средний | высокий | высокий | 2,5 |
11 класс | средний | низкий | высокий | средний | 2 |
Таблица 6. Показатели уровня зависимости по участникам по средней величине.
Участник | Тревожность | Нервное возбуждение | Недовольство | Раздражительность | Уро вень | |||||||||||
н | ср | в | н | ср | в | н | ср | в | н | ср | В | |||||
5 класс | ||||||||||||||||
Диана | + | + | + | + | 1,25 | |||||||||||
Катя | + | + | + | + | 1 | |||||||||||
Солбон | + | + | + | + | 1,25 | |||||||||||
7 класс | ||||||||||||||||
Даша | + | + | + | + | 2,25 | |||||||||||
Саша | + | + | + | + | 2,75 | |||||||||||
Зорик | + | + | + | + | 1,75 | |||||||||||
9 класс | ||||||||||||||||
Аня | + | + | + | + | 2 | |||||||||||
Алдар | + | + | + | + | 2,5 | |||||||||||
Алина | + | + | + | + | 2,25 | |||||||||||
11 класс | ||||||||||||||||
Алтана | + | + | + | + | 2 | |||||||||||
Рита | + | + | + | + | 2 | |||||||||||
Владик | + | + | + | + | 2 |
Данные отражены на рисунке 2 (приложение 4).
Таким образом, можно проследить следующие закономерности:
1. У учащихся 5 классов компьютерная зависимость не выражена;
2. Зависимость повышается к 7, 9 классу и снижается к 11 классу;
3. Самый высокий уровень зависимости показывают учащиеся 7 и 9 классов.
Выводы
По результатам эксперимента были выявлены четыре основных показателя зависимости у подростков: тревожность, нервное возбуждение, недовольство, раздражительность. Наиболее выражены в экспериментальной группе, показатели недовольства и раздражительности. Следовательно, эти могут быть основными для определения компьютерной зависимости у подростков.
Сравнительные данные, полученные в ходе эксперимента, показывают незначительный уровень компьютерной зависимости у учащихся 5 классов. Повышение зависимости наблюдается к 7-9 классу. Незначительное уменьшение зависимости наблюдается к 11 классу, связано это с более практичным использованием компьютера и ресурсов интернет выпускниками. Немаловажное значение сыграл и фактор ответственности у учащихся 5 и 11 классов. Проявление зависимости в стандартных условиях будет зависеть от продолжительности пользования компьютером.
Данные проведённого исследования подтверждаются данными опроса, анкетирования и собеседования.
Проведённое исследование позволяет показать, что каждый подросток и его родители могут самостоятельно определить уровень зависимости, используя данную методику.
В области психологической диагностики определение уровня зависимости в различных условиях может быть необходимо для объективной оценки состояния нервной системы организма подростка.
Заключение
Жизнь современных подростков стала более динамичной, возникает постоянная нехватка времени. К этому прибавляются ещё и перегрузки домашним заданием, подготовка к экзаменам, а также и состояние здоровья. Все эти факторы приводят к тому, что психика подростков становится не в состоянии справиться с возникшими перегрузками. Дополнительное чрезмерное увлечение компьютерными играми или частое использование интернет ресурсов может привести к негативным последствиям.
Определение уровня зависимости подростков позволяет дать объективную оценку функциональному состоянию организма и помогает определить степень воздействия на него факторов психологической зависимости.
Ведущим методом исследования был эксперимент, проведённый с участие учащихся 5, 7, 9, 11 классов школы. В ходе эксперимента были выявлены показатели зависимости по отдельным учащимся и по классам, а также определён уровень зависимости каждой возрастной группы.
Для проведения расчётов были использованы методы математической статистики. Итоговый материал был обработан методом вариационной статистики. Показатели результатов исследования отражены в таблицах и графиках.
Для достоверности получения результатов экспериментальные группы были подобраны по психологическим параметрам, с учётом темперамента участников. В начале эксперимента при стандартных неизменённых условиях у подростков зависимость выражена незначительно. Однако при изменении этих условий наблюдается изменение показателей зависимости, которая зависит от возраста подростков.
Литература
Информационные технологии в учебном процессе. О.Н.Черненко, Волгоград, 2007 год.
Информатизация общего среднего образования. Д.Ш.Матрос, Москва, 2004 год.
Методы и методология психолого-педагогического исследования. П.И.Образцов, Москва, 2004 год.
Психологическое тестирование. А.Анастази, Москва, 1982 год.
Психологическое тестирование. В.К. Гайда, В.П. Захаров, ленинград, 1982 год.
Развитие высших психических функций. П.С.Выгодский, Москва, 1996 год.
Приложение 1
Таблица 1. Данные социологического интернет-опроса
Как часто вы пользуетесь компьютером(интернетом) ?
Ежедневно | |
52 | 80% |
По необходимости | |
10 | 15.4% |
Редко | |
3 | 4.6% |
Проголосовало 65 человек.
С какой целью вы пользуетесь (компьютером) интернетом?
Для учебы | |
17 | 30.9% |
Для развлечения | |
14 | 25.5% |
Для общения | |
24 | 43.6% |
Проголосовало 55 человек.
Какие чувства вы испытываете, если нет доступа к интернету?
Раздражение | |
17 | 28.3% |
Всё равно | |
32 | 53.3% |
Затрудняюсь ответить | |
11 | 18.3% |
Проголосовало 60 человек.
Приложение 1 (продолжение)
Смогли бы вы обойтись без интернета длительное время?
Нет | |
15 | 23.4% |
Да, легко | |
37 | 57.8% |
Затрудняюсь ответить | |
12 | 18.8% |
Проголосовало 64 человека.
Как вы отнесетесь, если законодательство введет запрет на пользование компьютером (интернетом) лицам не достигшим 17 лет?
Крайне отрицательно | |
43 | 69.4% |
Положительно | |
13 | 21% |
Затрудняюсь ответить | |
6 | 9.7% |
Проголосовало 62 человека.
Приложение 2
Таблица 2. Данные анкетирования среди учащихся 5 классов
(опрошено 30 учащихся)
№ | Вопрос | Варианты ответа | Результат |
1 | Как часто вы пользуетесь компьютером (интернетом)? | ежедневно | 18 (60%) |
по необходимости | 10 (33,3%) | ||
редко | 2 (6,7%) | ||
2 | С какой целью вы пользуетесь (компьютером) интернетом? | для учёбы | 23 (76,7%) |
для развлечений | 17 (56,7%) | ||
для общения | 12 (40%) | ||
3 | Какие чувства вы испытываете, если нет доступа к интернету? | раздражение | 5 (16,7%) |
всё равно | 21 (70%) | ||
затрудняюсь ответить | 4 (13,3%) | ||
4 | Смогли бы вы обойтись без интернета длительное время? | нет | 3 (10%) |
да, легко | 19 (63,3%) | ||
затрудняюсь ответить | 8 (26,7%) |
Примечание: вопрос 2 предусматривает несколько вариантов ответов.
Приложение 2 (продолжение)
Таблица 3. Данные анкетирования среди учащихся 7 классов
(опрошено 30 учащихся)
№ | Вопрос | Варианты ответа | Результат |
1 | Как часто вы пользуетесь компьютером (интернетом)? | ежедневно | 30 (100%) |
по необходимости | - | ||
редко | - | ||
2 | С какой целью вы пользуетесь (компьютером) интернетом? | для учёбы | 23 (76,7%) |
для развлечений | 30 (100%) | ||
для общения | 25 (83,3%) | ||
3 | Какие чувства вы испытываете, если нет доступа к интернету? | раздражение | 19 (63,3%) |
всё равно | 4 (13,3%) | ||
затрудняюсь ответить | 7 (23,3%) | ||
4 | Смогли бы вы обойтись без интернета длительное время? | нет | 24 (80%) |
да, легко | 3 (10%) | ||
затрудняюсь ответить | 3 (10%) |
Примечание: вопрос 2 предусматривает несколько вариантов ответов.
Приложение 3
Рисунок 1. Динамика зависимости по показателям в экспериментальной группе.
Приложение 4
Рисунок 2. Показатели уровня зависимости по участникам по средней величине.
20