ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ОТТО КОЦЕБУ – ПУТЬ ОТ КАДЕТА ДО ЮНГИ И КАПИТАНА»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «ОТТО КОЦЕБУ – ПУТЬ ОТ КАДЕТА ДО ЮНГИ И КАПИТАНА»

Тарасов В.А. 1
1МБОУ "Каменногорский ЦО"
Леонтьева В.П. 1
1МБОУ "Каменногорский ЦО"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Содержание работы

Название главы

Номер страницы

1

Введение

3-4

2

Воспитание в семье

5

3

Традиции обучения и воспитания в Санкт- Петербургском сухопутном кадетском корпусе

6- 15

3.1

Учеба и воспитание юных кадет сухопутного корпуса

8- 12

3.2

Коренные преобразования М.И. Кутузова

13 - 15

4.

Путь Отто Коцебу от кадета до юнги и капитана

16-18

5

Выводы

19

6

Список используемых источников

20

7

Приложения

21-28

Приложение 1

Значимые личности в истории Санкт- Петербургского кадетского корпуса

21 -22

Приложение 2

Нагрудные знаки и мундир кадет сухопутного корпуса

23

Приложение 3

Первое кругосветное плавание Отто Коцебу

24

Приложение 4

Второе кругосветное плавание Отто Коцебу

25

Приложение 5

Третье кругосветное плавание Отто Коцебу

26

Приложение 6

Фото: посещение военно-морского музея

26

Приложение 7

Фото: посещение Меншиковского дворца

27

 

Приложение 7

Интервью с капитаном 2 ранга Мараевым В.М.

28

  1. Введение

О. Е. Коцебу — известный русский мореплаватель, трижды совершивший кругосветное плавание: один раз — в качестве гардемарина и дважды — командира корабля.

Результаты научных исследований — географических, океанографических и естественноисторических, произведенных во время двух кругосветных плаваний под начальством Коцебу (на «Рюрике» в 1815 — 1818 гг. и на «Предприятии» в 1823 — 1826 гг.), чрезвычайно плодотворны и значительны.

Было открыто, обследовано и нанесено на карту много островов в Океании и в северной части Тихого океана. Произведенные под руководством Коцебу океанографические исследования благодаря участию (во второй экспедиции) выдающегося русского ученого — физика Э. X. Ленца, по словам Ю. М. Шокальского, «представляют во многих отношениях не только важный вклад в науку, но и действительное начало точных наблюдений в океанографии, чем русский флот и русская наука могут гордиться». [6]

Кроме того, в 1808 — 1809 гг. Отто Коцебу, уже в чине мичмана, принимал участие в войне со шведами, командуя трофейным шведским транспортным судном «Фрау Корнелия», затем был командиром небольших военных судов на Балтике, в 1811 — 1814 гг. в чине лейтенанта командовал на Белом море яхтой «Ласточка».

Имя Коцебу заслуженно стоит в ряду имен знаменитых мореплавателей — кругосветных путешественников, и труды его в географической науке высоко оцениваются.

Цель проекта:узнать, основы каких знаний, заветов, традиций и воспитания юного Отто Коцебу позволили ему стать примером беззаветного служения Отечеству и славой России.

Исходя из цели проекта, в работе ставились следующие задачи:

  1. Изучить литературу по воспитанию и формированию кадетов Санкт – Петербургского сухопутного кадетского корпуса.

  2. Изучить биографию О.Е. Коцебу и его путь от кадета до юнги и капитана.

  3. Установить связь между воспитанием и обучением этого человека и его достижениями.

  4. Подготовить выступление по данной теме на школьной и районной НПК.

Гипотеза: учеба в Санкт- Петербургском сухопутном кадетском корпусе позволила Отто Коцебу получить превосходное образование и воспитание, а опыт первого кругосветного плавания - стать выдающимся мореплавателем и исследователем, патриотом и защитником Русского Отечества.

Методы проведенных исследований:

  • Теоретические методы (работа с информационными источниками)

  • Эмпирические (наблюдение, сравнение)

  • Математические (статистический)

  • Интервьюирование

  • Картографический

  • Экскурсия в морской музей г.Санкт-Петербурга, музей Меншикова.

Практическая значимость:

Популяризировать географические открытия, славные страницы истории русских путешественников на примере беззаветного служения Отечеству О. Коцебу, ставшего славой и гордостью нашей страны. Расширить знания учащихся о традициях обучения и воспитания офицерского корпуса России. Через представление проектной работы воспитывать у обучающихся чувство гордости за свое государство и людей, создававших славу России, формировать желание и стремление продолжать обучение в высших военно-морских заведениях.

2.Воспитание в семье

Род Коцебу берет свое начало в XV столетии. Генеалогическое дерево Коцебу находится в Морском музее Эстонии в Таллинне. Его фамилия очевидно указывает на западнославянские корни его предков из Западной Пруссии.

Отец — знаменитый писатель и драматург Август Фридрих Фердинанд

Коцебу (1761—1819). Мать его, Фредерика фон Эссен, происходила из известной эстляндской фамилии. [5] Недолго воспитывала она маленького Отто. Малышу не исполнилось и трех лет, когда она умерла. Домашнее образование маленького Отто сочеталось с учебой в Ревельской школе для дворянских детей, которая находилась в Вышгороде. В 1794 году Август Коцебу женился вторично на Кристине фон Крузенштерн. Магдалена Кристина фон Крузенштерн приходилась двоюродной сестрой адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна. Именно по её просьбе пятнадцатилетний Отто Коцебу был определен юнгой на шлюп «Надежда» в команду И.Ф. Крузенштерна.

Вывод: Отто Евстафьевич Коцебу родился и воспитывался первые семь лет в семье старинного дворянского рода, способной дать хорошее образование и воспитание.

3.Учеба в Санкт- Петербургском сухопутном кадетском корпусе

До XVIII в. в России для дворянства, которое обязано было нести для государства военную службу и получать образование, почти не было школ ни для специального военного, ни для общего образования. Мысль об учреждении такого учебного заведения, которое могло бы подготовить будущих офицеров для армии, впервые была высказана сподвижником Петра Великого — графом П.И. Ягужинским и был подготовлен доклад об учреждении в Петербурге Корпуса кадетов.

Императрица Анна Иоанновна указом 29 июля 1731 года повелела учредить в Санкт -Петербурге корпус кадетов на 200 человек шляхетских детей. Таким образом, разрешился весьма важный государственный вопрос в комплектовании русской армии, - появилась возможность выпускать хорошо подготовленных офицеров.

В декабре 1731 г. были обнародованы указы, которыми дворяне приглашались записывать своих детей в корпус и в которых разъяснялись дворянству все выгоды, предоставлявшиеся ему учреждением корпуса.

Корпус решено было открыть в столице — в Петербурге, в доме на Васильевском Острове, ранее принадлежавшем фавориту Петра I князю Меншикову. В том же доме обязаны были проживать священник, часть офицеров, учителя и надзиратели.

В корпус принимались исключительно дворянские дети, уже научившиеся читать и писать.

Императрица Анна Иоанновна принимала весьма активное участие в учебно-воспитательном процессе корпуса и была осведомлена обо всем, что в нем происходило. По утвержденному Ее Величеством уставу три раза в году проводились экзамены в присутствии самой Императрицы, а в случае Ее отсутствия -"при министрах, генералитете и прочих духовных и гражданских знатных персонах". [1]

В мае 1796 года Отто Коцебу в восьмилетнем возрасте был определен в Санкт- Петербургский сухопутный кадетский корпус.

Главный фасад Первого кадетского корпуса на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

Бывший дворец Меншикова 1710 г.*

К моменту его учебы в корпусе сложились традиции, которые заложили основу воспитания Отто, определили круг его знаний и развития.

*фото с сайта: http://belstory.ru/goroda/belgorod/posledniy-pravitely-gubernii.html

3.1. Изучаемые дисциплины и воспитание кадет

Организован корпус был по военному типу и делился на две роты по 100 человек. Кадеты жили в комнатах по 6-7 человек, причем один из них назначался старшим. По корпусу назначались дежурные офицеры, которые не имели права покидать здание корпуса.

Организация учебного процесса была связана с определенными трудностями, многое приходилось делать впервые, поэтому были ошибки. Принятая в корпусе под командованием первого генерал-директора Миниха система обучения была далека от совершенства. Преподаватели редко объясняли материал, а требовали от учащихся вызубривания разделов, самостоятельная работа кадет также ограничивалась зубрежкой.

Процесс обучения был однообразным, скучным и не возбуждал интереса у учащихся. Хотя уже и тогда были попытки хоть как-то разнообразить занятия, вводя определенные элементы наглядности.

Общая ориентация кадетского корпуса на подготовку не только офицеров, но и гражданских чиновников, влекла за собой появление многопредметносги, от которой военно-учебные заведения не могли избавиться. В те времена чиновничий аппарат во многом формировался из числа вышедших в отставку офицеров, поэтому они должны были хорошо ориентироваться в вопросах юриспруденции; военным инженерам поручалось строительство портов, дорог, мостов, что требовало знания гражданской архитектуры и т.д.

В первые годы существования корпуса повторялись старые ошибки, кадеты рассматривались как «нижние чины», и соответственно требования к ним ничем не отличались от требований командира роты к своим солдатам. Их так же, как и солдат, наказывали за нарушение установленных порядков и правил. И так продолжалось до тех пор, пока корпус не возглавил Иван Иванович Бецкой (но другим источникам — Бецкий). [1]

И.И.Бецкой ко времени вступления в должность директора корпуса (7 марта 1765 года) уже имел солидный педагогический опыт (был директором Сиротского дома, Коммерческого училища и Института благородных девиц).

Екатерина II поддерживала его начинания и считала, что отпрысков дворянских семей следует с молодых лот воспитывать соответствующим образом и готовить дли военной и государственной службы.

В 1766 году И.И.Бецкой составил «Устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса для воспитания и обучения благородного российского юношества».

Было ликвидировано деление воспитанников на роты; уставом вводилось пять возрастов, каждый состоял из пяти отделений, где учились и дворянские дети, и гимназисты — то есть дети разночинцев. Из гимназистов мыслилось готовить учителей для корпуса, и они на равных правах должны были воспитываться и обучаться с кадетами. Этим Бецкой намеревался как бы сблизить молодое поколение различных сословий и избежать в будущем разногласий между ними.

В первый возраст стали набирать 5-6-летних мальчиков, в каждом возрасте они должны были проучиться по 3 года и из корпуса выпускались лет в 20, причем на протяжении всех 15 лет учебы родители не могли требовать их возвращения домой. Тем не менее желающих отдать своих детей в корпус было очень много, да это и не удивительно, так как дворяне в те времена не признавали ни Греко-Латинской академии, ни Академии наук, ни других гражданских учебных заведений, считая их недостойными для своих отпрысков, и единственным путем, сулившим в будущем большие перспективы, оставались кадетские корпуса. И.И.Бецкой, однако, стал отдавать преимущество при поступлении в корпус детям, родители которых погибли или были ранены на войне, или обедневшим дворянам, которые на свои средства не могли дать приличного образования детям (этот принцип приема в русские кадетские корпуса сохранялся и в дальнейшем). [1]

В таблице 1 представлено, чему обучали кадет пяти отделений:

отделение

возраст

особенности воспитания

изучаемые предметы

1

5-6

  • под присмотром дам, или надзирательниц

  • отделение располагалось в отдельном здании

  • забота о здоровье воспитанников, прогулки, закаливание

  • прививали хорошие манеры

  • занятия по Закону божьему

  • изучение русского и иностранных языков

  • уроки рисования и танцев

2

9-12

  • под наблюдением гувернеров-мужчин, которые не должны были «обходиться с детьми сурово, наблюдать, чтоб сами собой подавали пример кротости и умеренности и чтоб время воспитания и учения без пользы не проходило»

  • приучение воспитанников к самообслуживанию

  • выявление способностей воспитанников

  • предметы, начатые в первом отделении

  • изучение:

географии, хронологии, историю, мифологии, арифметики, геометрии

  • старославянский язык.

3

12-15

  • под наблюдением гувернеров-мужчин

  • самоопределение кадет

  • предметы, начатые в первом - втором отделении

  • латинский язык

  • основы военной и гражданской архитектуры

  • бухгалтерия

  • заканчивалась общеобразовательная подготовка кадет

4-5

16-20

  • этими возрастами командовал подполковник

  • требовалось обращаться с кадетами твердо, но в то же время не внушая им страха

  • обучение кадет военным наукам: фортификации, осаде и обороне крепостей, артиллерии

  • строевая подготовка

  • с 1775 года обязательными учебными предметами стали физика и химия.

  • курсы гражданской архитектуры

  • юриспруденция

  • углублялись знания французского, немецкого, латинского (или итальянского) языков

  • фехтование и верховая езда

  • декламация

  • игра на музыкальных инструментах

По мнению И.И.Бецкого и его преемника графа Федора Евстафьевича Ангальта, кадеты должны были учиться легко, без принуждения преподавателей. Как отмечал в своих «Записках» бывший воспитанник Сухопутного шляхетского кадетского корпуса С.Н. Глинка, «деспотизм азиатский вреден и в делах человеческих, и в области учения» [7]. Эту мысль разделяли воспитатели и преподаватели корпуса, стараясь принуждение кадет к занятиям заменить возбуждением интереса к изучаемым предметам, убеждением в пользу знаний, в их необходимости для молодого человека, решившего посвятить себя служению Отечеству.

В корпусе была собрана богатая библиотека отечественной и зарубежной литературы, разбит ботанический сад, представлявший флору не только России, но и некоторых других стран, были также учебный арсенал, механическая и архитектурная «каморы»» и даже небольшая картинная галерея.

Иван Иванович Бецкой был ярым противником телесных наказании. Он писал: «Желательно б было, чтоб не только телесные, но и всякого рода наказания вовсе уничтожить, но…что таковые имеют быть наказуемые выговорами при собрании своих товарищей, штрафным столом (то есть питанием отдельно от товарищей), сажанием под арест и на осла (дворянин мог ездить только на лошади, посадить его на осла было бесчестьем), лишением постели и подушек, одеванием в китель (специальный штрафной китель черного цвета), содержанием прочим кадетам во время кушанья (обслуживание кадет во время обеда), сажанием на хлеб и воду, лишением на время мундира, заключением в железа (пребывание под арестом в кандалах)». [1]

Огромное значение в воспитании юношей имело личное общение с ними начальника корпуса. Бецкой практиковал приглашения хорошо успевающих кадет к себе домой на чай, это рассматривалось как поощрение. Малолетних кадет приглашала к себе и императрица Екатерина II, чтобы они играли с ее внуками.

Граф Ф.Е. Ангальт, сменивший Бецкого на посту директора Сухопутного кадетского корпуса, также приглашал к себе отличившихся в учебе и дисциплине учащихся. Бывший воспитанник Сухопутного шляхетского кадетского корпуса С.Н. Глинка в воспоминаниях пишет: «Лейбница называют живою библиотекою; таким был и граф Ангальт.»[7].

3.2. Коренные преобразования М.И. Кутузова

Отто Коцебу учился и воспитывался на традициях, заложенных М.И. Кутузовым, который принял под свое командование корпус в 1794 году, после смерти графа Ангальта.

В преддверии военного лихолетья русской армии нужны были хорошо подготовленные офицеры, способные вести солдат в бой против отлично вооруженного, обученного и закаленного и сражениях противника. Между тем Сухопутный шляхетский кадетский корпус задачу эту в полном объеме не решал. Это прежде всего понял Михаил Илларионович Кутузов. За плечами Кутузова к атому времени уже была преподавательская работа в Артиллерийской и инженерной школе, строевая служба и самое главное — участие в боевых действиях против Оттоманской Порты; он хорошо знал потребности армии в подготовленных офицерах.

Преобразования М.И.Кутузова:

1.Вместо пяти возрастов вводились четыре мушкетерские роты и одна гренадерская по 96 кадетов в каждой.

2.Вместо первого возраста стало так называемое малолетнее отделение, куда зачислялись дворянские дети в возрасте 4-7 лет, или не имевшие родителей, или дети тех офицеров, которые вынуждены были постоянно переезжать с места на место, часто менять гарнизоны.

3. В новом малолетнем отделении учебных занятий не было —мальчиков старались закаливать во время активных игр и прогулок на свежем воздухе каждый день, в любую погоду.

4. Из лучших кадет гренадерской и мушкетерских рот назначались унтер-офицеры, имевшие определенные знаки различия, преимущества по службе и повышенное денежное содержание. Причем в гренадерскую роту отбирались кадеты, наиболее подготовленные в строевом отношении, — служить в гренадерской роте считалось более почетно, чем в мушкетерских.

5. Преобразования повлияло на повышение дисциплины, приближало к армейской действительности.

6. Кутузов ввел в корпусе занятия по тактике и военной истории.

7. В этот период преподавание военных дисциплин приобрело ярко выраженную практическую направленность.

8.Занятия для старших воспитанников из классных комнат переносились на два месяца в летние лагеря, ставшие затем традиционными во всех военно-учебных заведениях. В лагере кадеты вставали в 6 часов утра по сигналу барабана. Начало занятий, завтрак, обед, ужин и конец занятий также возвещались барабанными сигналами. В лагере кадеты отрабатывали различные тактические приемы, стреляли из ружей и артиллерийских орудий, получали определенные командирские навыки, учились работать с картой, делать топографическую съемку местности, распознавать сигналы, по команде перестраиваться и во всем «весьма по-солдатски поступать». Чтобы приучить кадет к несению службы, их назначали в караулы «к некоторым честнейшим постам». Во время обеда один из них зачитывал вслух для всех «несколько из артикулов, регламентов и указов, а также из историев или газетов».

9. В свободное от учебных занятий время кадеты купались, загорали, занимались физическими упражнениями, что способствовало укреплению здоровья и чему повышенное внимание уделял директор корпуса.

10. М.И. Кутузов ставил в пример тех, кто хорошо учился. В одном из своих приказов он выражал благодарность личному составу корпуса за отлично проведенные занятия в лагере.

11. Плохо успевающие кадеты в лагере обязаны были заниматься учебными предметами во время, отведенное для отдыха. В отличие от предыдущих директоров М.И. Кутузов по отношению к кадетам действовал не только методом убеждения, но и принуждения.

12. Перевод кадет в следующий класс осуществлялся теперь после успешной сдачи экзаменов по определенным дисциплинам.

13. Особое внимание уделялось качеству питания воспитанников и требовалось подавать «ежедневно записки, какое прошедшего дня для господ воспитанников было кушанье, и объяснить во оных о доброте припасов»

14. Вводились зимние и летние каникулы. На протяжении многих лет совместной учебы класс становился дружной семьей, и это чувство товарищества сохранялось и в дальнейшей службе.

А вот что говорил Кутузов, прощаясь с офицерами уже после выпуска из корпуса: «Господа,… знаете ли вы, что такое солдат? Я получил и чины, и ленты, и раны; но лучшею наградою почитаю то, когда обо мне говорят — он настоящий русский солдат».[2]

Вывод: Михаилу Илларионовичу Кутузову удалось решить многие вопросы обучения и воспитания будущих офицеров, добиваясь главной задачи — подготовить профессионально грамотных командиров пехотных и кавалерийских подразделений, способных защитить Отечество. Блестящий ум и широта интересов сочетались в Кутузове с большими знаниями. Он был глубоко верующим человеком и честно преданным своей Государыне Императрице офицером.

Хотя Отто Коцебу и не закончил сухопутный кадетский корпус, он получил блестящее образование, основанное на традициях, заложенных прогрессивным директорским составом корпуса: И.И. Бельским, Ф.Е. Ангальтом, М.И. Кутузовым. Именно здесь заключался «цвет молодого русского дворянства», корпус с 1765 года состоял под непосредственным ведением самой Императрицы, которая называла его лестным названием «рассадника великих людей». [1]

Самое главное достижение Санкт- Петербургского корпуса – воспитание плеяды офицеров, которые составили честь и славу нашего Отечества, позволили стать нашей стране великой державой.

4. Путь Отто Коцебу от кадета до юнги и капитана

Только в Тихом океане Отто Евстафьевич Коцебу открыл 399 островов. Были в его кругосветных плаваниях еще Атлантический и Индийский океаны, заливы, проливы, описание течений и природы океанов, борьба с контрабандистами, замеры глубин, картография океанов и многое другое. Именем Коцебу названы залив, гора, населенный пункт, ручей на Аляске (Чукотское море) и атолл в Тихом океане.

Отто Евстафьевичу везло в жизни. И когда его отец, известный драматург Август Коцебу, в восемь лет определил сына в Санкт – Петербургский сухопутный кадетский корпус. И когда овдовевший отец выбрал в жены сестру самого Ивана Федоровича Крузенштерна, Магдалену Кристину фон Крузенштерн.

И когда Отто, уже будучи капитаном корабля «Рюрик», во втором кругосветном плавании, в шторм успел схватиться за канат и чудом спасся от волны, уже готовой смыть его за борт.

Отто стал офицером, получившим всестороннее превосходное образование для своего времени, изучившим морское дело в первом кругосветном плавании под руководством И.Ф.Крузенштерна, гуманиста и замечательного морского офицера.

Отвага путешественнику в длительном, кругосветном плавании, особенно необходима. Отвага Коцебу – черта его характера. Отто Евстафьевич умел сочетать ее с точным расчетом и тщательной подготовкой. Он был готов рисковать – и, если надо, то и собственной жизнью. Однако прекрасно понимал: экспедиция – не его личное дело, на нем лежит ответственность за судьбу вверенного ему корабля и жизнь членов экипажа.

А еще Отто Коцебу обладал научным складом ума: например, он первым высказал догадку, что в древности материки Евразия и Америка были соединены перемычкой, и талантом писателя. И потому его книги, словно хорошее вино, со временем становится еще лучше, приобретает новый, особенный вкус.

Прошло уже более 200 лет с тех пор, как восьмилетний юнга Отто был отдан на обучение в кадетский корпус и пятнадцатилетний кадет Коцебу добровольно определился юнгой на парусный шлюп «Надежда» в первое российское кругосветное плавание под командованием И. Ф. Крузенштерна. Три года (с 1803 по 1806), проведенные в плавании, сделали из юноши настоящего моряка.

Впоследствии И. Ф. Крузенштерн, вспоминая о Коцебу, писал: «В весьма молодых летах сопутствовал он мне, будучи кадетом, на корабле “Надежда”, и в сем путешествии положил весьма хорошее основание к познаниям по той службе, которой решился себя посвятить». [4]

Похвала отнюдь не была дежурной. Было трудно, иногда очень трудно, но лучшей школы для моряка придумать невозможно. Юнга Коцебу учится наблюдать и описывать свои наблюдения, постигает астрономию и навигацию на практике, а не по книгам. И, что самое главное, он учится жизни в команде и извлекает из трехлетнего плавания важнейший урок: матрос – это не бездушная машина для выполнения приказаний, это человек, а значит, будущему офицеру нужно понимать и знать матросские нужды и привычки. Он многому научился у капитана И. Ф. Крузенштерна, главными добродетелями которого были не только гуманизм, офицерская честь, но и высокий профессионализм и верность морскому делу, преданность и служение Отечеству.

Вскоре после возвращения «Надежды» на родину в 1806 г. Отто Коцебу получил первый офицерский чин – мичмана, через пять лет он стал лейтенантом.

Результаты научных исследований двух самостоятельных кругосветных путешествий Отто Евстафьевича Коцебу, географических, океанографических и естественноисторических, произведенных на «Рюрике» в 1815 — 1818 гг. и на «Предприятии» в 1823 — 1826 гг., чрезвычайно плодотворны и значительны. Было открыто, обследовано и нанесено на карту много островов в Океании и в северной части Тихого океана (в частности, был открыт залив Коцебу на Аляске).

Произведенные под руководством Коцебу океанографические исследования «представляют во многих отношениях не только важный вклад в науку, но и действительное начало точных наблюдений в океанографии, чем русский флот и русская наука могут гордиться». [6]

Заключение.

Плеяда офицерского корпуса России, взращенная со времен Петра I, являлась бесценной ратью и защитой нашей страны.

И в наше время - офицер есть благородный защитник Отечества, имя честное, звание высочайшее. Честь – его внутреннее достоинство, верность, доблесть, благородство души, чистая совесть, почет и уважение. Она является главной драгоценностью для офицера, священный долг которого сохранять ее в чистоте и безупречности. Честь оберегает достоинство офицерского звания, обязывает совершать отличные поступки, великие дела, ратные подвиги. [2, с.626]

Высокий смысл звания и призвания русского офицера – защита России от внешних и внутренних угроз. Одной доблести для этого мало. Нужны образование, инициатива, но главное – любовь к Родине, ответственность перед Отечеством.[2, с.627]

Выводы:

1. О. Е. Коцебу — известный русский мореплаватель, трижды совершивший кругосветное плавание: один раз — в качестве гардемарина и дважды — командира корабля.

2. Блестящее образование офицера О. Е. Коцебу было заложено в Санкт – Петербургском сухопутном кадетском корпусе, славном традициями, заложенными прогрессивными директора корпуса: И.И. Бельским, Ф.Е. Ангальтом, М.И. Кутузовым. Именно здесь формировался «цвет молодого русского дворянства».

3. Практика юнги Коцебу, пройденная им во время первого кругосветного путешествия на корабле «Надежда» под руководством И.Ф.Крузенштерна, определила дальнейшее будущее и заложила основы становления личности выдающего исследователя - мореплавателя, позволила ему стать примером беззаветного служения Отечеству, славой и гордостью нашей страны.

Использованная литература:

  1. А. Висковатов «Краткая история Первого кадетского корпуса 1731-1831 гг» http://www.ruscadet.ru/history/rkk_1701_1918/1883_1918/1kk/1-kk.htm - электронная версия книги

  2. Ю.Галушко, А.Колесников « Исторический справочник» М, Школа Российского офицерства, 1993

3. Каменев А.И., Домнин И.В.,. Белов Ю.Т, Савинкин А.Е. «Офицерский корпус Русской армии. Опыт самопознания.» М, Военный университет, Русский путь, 2000, с.627, с.542

3. Коротков А.С. «Морской кадетский корпус. Крат. ист. очерк.» СПб., 1901 – 227 с.

4. http://az.lib.ru/g/glinka_s_n/text_1895_zapiski-1776-1796.shtml - С. Н. Глинка

«Записки (с 1776 по 1796)» - электронная версия книги

5.http://big-archive.ru

6.http://universalinternetlibrary.ru

7. http://rus-travelers.ru/kruzenshtern-ivan fedorovich/https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Значимые личности в истории

Санкт- Петербургского кадетского корпуса

Должность

Значимые дела и преобразования

в истории

Санкт- Петербургского кадетского корпуса

 

Граф Павел Иванович Ягужинский

русский государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра I, первый в русской истории генерал-прокурор

Инициатива создания в России кадетских корпусов для дворян

 

Анна Иоановна (1693—1740), российская императрица (с 1730 г.).

Указом императрицы Анны Иоановны Сенату от 29 июля 1731 года предписывалось учредить кадетский корпус

 

Граф Бурхард Кристоф фон Мюнних,

в России был известен как Христофо́р Анто́нович Ми́них,

первый директор Санкт- Петербургского шляхетского кадетского корпуса

  • Основал в Петербурге первый в России Шляхетский кадетский корпус, «дабы в нём от четырёх до пяти сот молодых дворян и офицерских детей воспитывать и обучать как телесным и военным упражнениям, так и чужестранным языкам, художествам и наукам».

  • Поскольку не все ученики имели склонность к военной службе, а государству «не менее нужно политическое и гражданское обучение», в нём полагалось преподавать историю, географию, юриспруденцию, танцы, музыку и «прочия полезныя науки».

  • Кадеты имели право посещать лекции академических профессоров с тем, чтобы иметь возможность поступить на гражданскую службу, а для их экзаменов привлекались профессора и адмиралы Академии.

  • Миних многие годы опекал Шляхетский корпус, будучи в 1732—1741 годах его начальником.

 

Генерал-поручик

граф

Федор Евстафьевич

Ангальт

1786-1794

Главный Начальник

  • Продолжил основы разностороннего воспитания и образования кадет корпуса, заложенного на принципах гуманизма

 

Генерал-поручик

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов

1794-1797

Генерал-Директор

  • М.И.Кутузову удалось решить многие вопросы обучения и воспитания будущих офицеров, добиваясь главной задачи — подготовить профессионально грамотных командиров пехотных и кавалерийских подразделений, способных защитить Отечество

Приложение 2

Нагрудные знаки кадет сухопутного корпуса

фото с сайта http://regiment.ru/reg/VI/D/1/1.htm - Русская императорская армия

Мундир кадета Сухопутного шляхетного кадетского корпуса (1793)

фото с сайта http://1812.nsad.ru/116 - война 1812 года, военное образование в России

Приложение 3

Первое кругосветное плавание

В 15 лет в качестве юнги-добровольца Отто Коцебу стал участником первого кругосветного плавания (с 1803 по 1806 годы) на парусном шлюпе «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна.

Карта сайта: http://rus-travelers.ru/kruzenshtern-ivan-fedorovich/

Шлюп «Надежда» и капитан шлюпа И.Ф.Крузенштерн

Фото с сайта: https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 4

Второе кругосветное плавание

Второй раз Отто Коцебу отправился в путешествие вокруг света с 1815 по 1818 год на бриге «Рюрик». По представлению Крузенштерна начальником экспедиции был назначен О. Е. Коцебу. Результат: открыл в Тихом океане 399 островов и к юго-востоку от Берингова пролива — залив Коцебу, а в январе 1817 года — архипелаг Румянцева.

Фото с сайта : https://www.google.ru/search

Приложение 5

Третье кругосветное плавание

В 1823—1826 годах О. Е. Коцебу совершил на 24-пушечном шлюпе «Предприятие» своё третье кругосветное путешествие. Предстояло доставить груз на Камчатку, а затем в течение года находиться у побережья Русской Америки для борьбы с контрабандистами и для защиты русских поселений от возможных нападений местных племён.

Фото с сайта: http://shipwiki.ru/parusnye_suda/shlyup_predpriyatie_rossiya_1823_god.html

Приложение 6

Знакомство с Центральным военно - морским музеем

и Дворцом Меншикова, г. Санкт-Петербург, личные фотографии

Приложение 7

Интервью с капитаном 2 ранга Мараевым Виктором Михайловичем

30

Просмотров работы: 764