ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ РОЖДАЕМОСТИ ОТ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СШ № 137.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИЗУЧЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ УРОВНЯ РОЖДАЕМОСТИ ОТ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НА ПРИМЕРЕ МБОУ СШ № 137.

Шевченко В.С. 1
1МБОУ СШ № 137
Пяткова Т.И. 1
1МБОУ СШ № 137
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 I. Введение 

Актуальность темы заключается в том, что уменьшение рождаемости является главной проблемой демографии. Уровень рождаемости определяет темпы воспроизводства населения и демографическую ситуацию в России. В последние десятилетия демографические проблемы привлекают внимание как специалистов, так и общественности, приобретая при этом все большее значение. В работе рассмотрены аспекты зависимости количества детей в семье от образования матери и её занятости в общественном производстве как проявление общей статистической гипотезы, выдвинутой учеными-демографами.

За последние пять лет в нашей школе становится все больше учащихся младших классов. И связано это не только со строительством новых домов в микрорайоне, повышением авторитета школы среди родителей, но и увеличением количества детей в семьях.

Изучением процессов воспроизводства населения занимается наука демография.

В Википедии дается следующее определение «Демогра́фия — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических и природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению». В числе процессов, влияющих на численность населения, отмечаются естественные, в том числе рождаемость и смертность.

Рождаемость – это показатель, характеризующий отношение количества рождений за определённый период на 1000 жителей.

Уровень рождаемости зависит от многих причин: социально-экономической структуры общества, от условий жизни людей, от состояния здоровья женщин, от роста доходов, от занятости женщин карьерой и т.д.

В мировой практике господствует мнение о том, что чем больше детей, тем хуже материальное положение родителей.

II. Географические аспекты рождаемости

1. Мировые тенденции изменения рождаемости

В XIX в. коэффициенты рождаемости были высокими во всех странах мира, включая страны Европы. На рубеже XIX–XX вв. рождаемость стабилизировалась, а в 1930–е гг. стала резко падать. Это явилось следствием повышения среднего возраста вступления в брак. Но в это же время было и исключение; так, в Германии росла рождаемость населения, что объясняется военными действиями этого государства на другие территории, пропагандой нацистами особой роли немцев в мире.

После Второй мировой войны во всех странах, принимавших в ней участие, рождаемость быстро увеличилась в течение двух десятилетий, а начиная со второй половины 1960–х гг., она вновь стала падать.

В Северной Америке к началу 1920–х гг. для США был характерен бурный приток иммигрантов, затем он спал, а в последнюю четверть XX в. снова возрос. После Второй мировой войны в этой стране начался сильный рост рождаемости. В 1957 г. он достиг своего пика, а затем стал снижаться, так как к 1980 году доля взрослых людей, не состоящих в браке, составляла 22%.

Большим своеобразием характеризуются процессы рождаемости в странах Азии. Первой страной, перешедшей к уменьшению рождаемости, стала Япония. В 1980–е гг. в ней в среднем на семью приходилось менее двух детей. Подобная тенденция наблюдалась и в других странах Азиатского континента – на Тайване, в Китае, Сингапуре, Южной Корее.

В Латинской Америке рождаемость за 1980–е гг. в целом сократилась, особенно в зоне Карибского бассейна и в Центральной Америке . Например, в Коста-Рике 15–20 лет назад 45–49–летние женщины имели по 7–10 детей и более, а в начале 1990–х гг. на одну семью стало приходиться в среднем менее трех детей.

В африканских странах на протяжении всей последней четверти XX в. рождаемость удерживалась на высоком уровне.

2. Рождаемость в России. История, современное состояние и перспективы

Снижение рождаемости в нашей стране началось более 100 лет назад. В 1914 г. классик нашей демографии, академик медицины Сергей Александрович Новосельский в статье, посвященной этому вопросу отметил «прогрессирующее распространение среди населения такой практики среди городского и сельского населения. С конца 1960х гг., казалось, наметилась переломная тенденция: общие коэффициенты рождаемости начали повышаться.

Однако, после небольшого и незначительного подъема в 1968—1972 гг., он неуклонно снижался.. В период 1958—1970 гг. общий коэффициент рождаемости сократился почти на 40% , при этом у сельского населения это сокращение было большим, чем у городского, соответственно на 47 и 31%.

В 1978—1987 гг. общий коэффициент рождаемости увеличился на 8,5%, в том числе у городского — на 5,1, у сельского — на 16,2%. Это был результат постановления правительства, принятого в январе 1981 г., об усилении государственной помощи семьям с детьми. В 1987-1995г. происходит падение рождаемости.

Низкая рождаемость является важнейшим фактором, создающим угрозу существованию русского народа и других народов России. Она опустилась до уровня 1,3 ребенка на женщину, что почти в два раза ниже уровня простого воспроизводства населения. Даже если продолжительность значительно увеличится, при такой рождаемости народ сократится в 10 раз за 125 лет и в 100 раз за 250 лет. Однако рождаемость может и уменьшиться до 1- 0,9, если не принимать эффективных мер по её повышению.

Падение рождаемости началось России в середине 19 века. Это связано с распадом патриархального общества, в которой дети были работниками и «живой пенсией» родителей, и приходом общества, основанного на наемном труде, при котором работниками являются чужие люди, начисляется государственная пенсия. При общей тенденции к падению от 7,3 детей на женщину в 19 веке до 1,3 детей в настоящее время, рождаемость имела некоторые колебания, которые отражали исторические процессы, происходившие в России, и меры по её стимулированию, предпринимавшиеся в СССР.

Последний большой всплеск рождаемости наблюдался в 1919 году, после того, как в 1917 году крестьяне в массе получили землю, и встал вопрос о том, кто её будет обрабатывать. Резкое падение рождаемости наблюдалось в 1992 году, что связано с инфляцией, уменьшением доходов населения и необходимостью больше отдавать времени работе за счет детей для сохранения привычного жизненного уровня.

Увеличение рождаемости, которое наблюдается сегодня, связано с тем, что в репродуктивный возраст вошло поколение людей, родившихся в период активной демографической политики, проводившейся в СССР в конце 1980-х годов. Есть влияние и современной демографической политики, в результате которой рождаемость растет, прежде всего, в семьях, для которых пособия матерям являются существенными – это алкоголики, наркоманы, другие асоциальные слои (так происходит, например, в Приморье).

3. Факторы, влияющие на рождаемость.

К группе экономических факторов относится экономическая выгода от детей. Если дети приносят доход, равный или превышающий доход от других видов деятельности, рождаемость устанавливается на максимально возможном уровне, который ограничивается только уровнем детской смертности и распространением бесплодия. До первых десятилетий 20-го века в России работающие дети приносили основной доход в крестьянские семьи и были единственной опорой в старости, что определяло высокую экономическую потребность в детях и удерживало рождаемость на уровне 7 детей на семью.

В современной России, в условиях, когда семейный труд вытеснен наемным, когда государственная пенсия сделала ненужной поддержку детей в старости, экономическая выгода от детей сводится к помощи в преклонном возрасте, когда родители уже не могут себя обслуживать и даже распоряжаться своими сбережениями. Только детям можно доверить оплату услуг, выбор больницы, уход за беспомощными родителями. Это соображение заставляет заводить 1-2 детей. Семьи по 7-10 детей экономически невозможны из-за подавляющего превышения расходов на детей над доходами от них. В тех районах (например, на Кавказе), где традиции взаимопомощи родственников и в первую очередь помощи детей родителям еще живы, а также у цыган, которые эксплуатируют детей при сборе подаяний, многодетность сохранилась до сих пор. В условиях экономической невыгодности детей рождаемость устанавливается на минимальном уровне, определяемом внеэкономическими факторами рождаемости.

Уровень расходов на детей является вторым экономическим фактором, влияющим на рождаемость. Многие женщины, находящиеся на грани нищеты, не заводят детей, потому что не могут их прокормить. Беременность в таких случаях заканчивается абортом или же ребенка оставляют в роддоме. Общественно принятый уровень расходов на детей также ограничивает рождаемость «желанных», то есть, рожденных по внеэкономическим причинам, детей.

Третий фактор связан с тем, что молодые люди становятся «работоголиками», старающимися повысить свой материальный доход. Чем выше доход родителей, тем выгоднее заниматься работой, тем меньше времени остается на детей. Конкуренция между рождением детей и производством материальных ценностей является третьим экономическим фактором, влияющим на число детей в семье. Богатые семьи малодетны.

Пенсия, заменяющая помощь детей в нетрудоспособном возрасте, является четвертым экономическим фактором, ограничивающим потребность в детях.

Первым внеэкономическим фактором, влияющим на рождаемость, является внеэкономическая потребность в детях, родительский инстинкт. Эта потребность удовлетворяется 1-2 детьми. Но часто люди удовлетворяют потребность заботиться о беспомощном маленьком существе, заводя кошек и собак.

Еще одним внеэкономическим фактором, влияющим на потребность иметь детей, является социально-психологический климат в обществе. Неуверенность в будущем своих детей сдерживает рождаемость.

В целом действие этих факторов определяет рождаемость в современной России на уровне 1,3 ребенка на женщину. Но так как в некоторых странах рождаемость еще ниже, ученые считают, что рождаемость в России будет снижаться и дальше, до уровня 0,9- 1 ребенка на женщину за всю её жизнь. При таком уровне рождаемости коренное население России будет сокращаться вдвое каждые 25 лет, и через 100 лет уменьшится до 20 миллионов человек. (Проект пенсионной реформы Валерия Акпарова,, кандидата химических наук, общественного деятеля)

Главной проблемой современной демографической ситуации является очень низкая рождаемость, которая предопределяет сокращение численности населения и ведет к старению как всего населения, так и его трудоспособной части.

4. Географический аспект рождаемости на территории Красноярского края, Красноярска

В Красноярском крае показатель рождаемости - 14,4 на 1 000 человек населения (РФ – 13,3 на 1 000 человек населения; СФО – 14,9 на 1 000 человек населения).

За период с 2003 по 2013 годы в Красноярском крае произошел рост

показателя на 29,7 %, с 11,1 до 14,4 на 1 000 человек населения.

В 2013 году среди всех субъектов Российской Федерации по общему коэффициенту рождаемости Красноярский край занимает 27 место. Если же рассматривать место края внутри Сибирского федерального округа , то по общему коэффициенту рождаемости Красноярский край занимает 8 место.

Уровень рождаемости в различных территориальных образованиях

Красноярского края существенно отличается. Сельские районы отличаются

более высокими коэффициентами, так коэффициент рождаемости в сельской

местности колеблется от 11,4 ‰ (Северо-Енисейский район) до 19,0 ‰

(Шарыповский район), в городах от 12,1 ‰ (г. Дивногорск) до 15,8 ‰

(г. Боготол).

(Государственный доклад о состоянии здоровья населения

и деятельности здравоохранения Красноярского края в 2013 году. –

Красноярск, 2014 , стр 19)

В каждой школе ежегодно составляется социальный паспорт школы. Для исследования данного вопроса я проанализировала данные о соотношении уровня образования женщин и числа детей в семье .

В школе 664 семьи, из них

Количество детей в семье

Количество семей

%

1 ребенок

336

39,5

2 ребенка

423

50

3 ребенка

68

7

4 ребенка

15

1,8

5 и более детей

4

0,4

Из данной таблицы следует, что в школе абсолютное большинство семей имеют 1-2 ребенка. Доля таких семей в школе составляет 89,5%.

Уровень образования родителей

Образование

количество

%

Высшее

810

54.6

Неоконченное высшее

3

0,2

Средне-специальное

514

43

Среднее

160

10,6

9 кл. и меньше

9

0,6

Среди родителей школы 54,8% имеют высшее и неоконченное высшее образование. Соответственно, на долю имеющих образование среднее и ниже приходится 54,2%.

Но меня интересовал вопрос о соотношении уровня образования матери и ее занятости и количества детей в семье.

В первоисточнике (Население России.2003-2204/XI-XII-й ежегодный демографический доклад Центра демографии и экологии человека ИНП РАН.М.Наука.2006) я обнаружила данные, представленные в таблице.

Среднее число детей и доля женщин, родивших ребенка за 2005–2007 гг.

по образовательным группам, чел. и % в группе

Уровень образования

в 2004

Среднее

число детей

в 2004 г

Среднее

число детей

в 2007 г

Начальное профессио-

нальное и ниже

1,39

1,47

Среднее специальное

1,35

1,41

Высшее, в том числе

незавершенное и после-

вузовское

1,07

1,17

Данные исследования подтверждают тот факт, что существует зависимость между образованием матери и числом детей в семье. Исследователи делают вывод, что повышение уровня образования женщин снижает число детей. Увеличение числа детей в 2007 году отмечается во всех группах по сравнению с 2004 годом. Но в семьях, где мать имеет высшее образование, по-прежнему детей меньше. Эта тенденция характерна для развитых стран. При этом больше, чем один ребенок, отмечается в семьях, где матери не заняты в общественном производстве.

Доля женщин, имеющих ребенка в 2005–2007 гг., в зависимости от положения на рынке труда женщины

Характеристики

Первый ребенок

Второй ребенок и более

Статус женщины на рынке труда

Не занята

21,9

7,6

Занята

26,2

5,3

Из этих данных видно, что среди работающих женщин доля имеющих одного ребенка даже выше, чем среди неработающих. Но на второго ребенка решаются гораздо меньше работающих. Исследователи отмечают тот факт, что приоритеты хорошо оплачиваемой работы, карьера побеждают в вопросе о рождении второго и последующих детей.

Следующим моим шагом было проведение анкетирования среди учащихся школы. В анкете предлагались вопросы о количестве детей в семье и образовании матери. Для анализа была взята группа учащихся в количестве 100 человек. Результаты проведенного анкетирования представлены в таблице

Соотношение образования матерей, их занятости и количества детей в семье МБОУ СШ № 137

Образование

 

1 ребенок

2 ребенка

3 ребенка и более

высшее

занята

19

38

2

Не занята

-

4

-

Среднее и средне специальное

Занята

8

24

1

Не занята

-

5

-

9 кл. и ниже

Занята

-

-

-

Не занята

-

-

3

Выводы: 1. В семьях, где мамы имеют высшее образование и работают, 96% имеют 1-2 детей. В семьях, где мамы имеют образование 9 классов, 100% мам не работают и такие семьи многодетные.

Сопоставив данные, я пришла к следующим выводам. Чем выше уровень образования матери, тем более она занята в общественном производстве. Поэтому в таких семьях имеется 1-2 ребенка. В семьях, где уровень образования мам 9 классов и ниже , мамы ведут домашнее хозяйство и имеют 3 и больше детей. Но в последние годы происходило увеличение количества детей в семье. Это связываю с экономическими мерами в стране, особенно с введением материнского капитала.

IV. Заключение

Подводя итог своему исследованию, я делаю следующие выводы.

Вопросы, связанные с решением демографических проблем общества,

являются одним из важнейших направлений российской демографии. В современных условиях жизни общества важным остается необходимость увеличения численности населения страны. Но в связи с тем, что многодетным семьям в жизни приходится достаточно трудно, то и многие семьи отказывают себе в большем количестве детей. Нормой стало иметь 1-2 ребенка. Современные женщины предпочитают реализовать себя в общественной жизни, а не в семье. Небольшое исследование, проведенное мною в рамках свой школы, являются подтверждением той мысли, которую высказывают демографы: чем выше уровень образования женщины, тем меньше детей она имеет; чем меньше женщина занята в общественном производстве, тем больше детей она имеет.

V. Литература.

Государственный доклад о состоянии здоровья населения и деятельности здравоохранения Красноярского края в 2013 году. – Красноярск, 2014 – 278 с.

Население России.2003-2204/XI-XII-й ежегодный демографический доклад Центра демографии и экологии человека ИНП РАН.М.Наука.2006.

Рождаемость в современной России Синявская О.В., Тындик А.О. Рождаемость в современной России: от планов к действиям? Стр. 9 (в сб. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ, МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ В СЕМЬЕ И ОБЩЕСТВЕ ПО МАТЕРИАЛАМ ОДНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СБОРНИК АНАЛИТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ Выпуск 2 Под науч. ред. С.В. Захарова, Т.М. Малевой, О.В. Синявской Москва НИСП 2009)

https://ru.wikipedia.org

http://big-archive.ru/geography/geography_of_the_USSR/22.php

http://festival.1september.ru/articles/575992/

http://mir-studenta.com/statyi/ucheba/2014-02-06-07-23-02.html

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=658082

http://www.medical-enc.ru/16/rozhdaemost.shtml

http://socsfera.narod.ru/pdf/MosakovaEA.pdf

http://www.rg.ru/2014/02/07/rozhdaemost-site.html

 

13

 

Просмотров работы: 1029