ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЁННЫХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭТНОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЁННЫХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА

Рашидов Р.Ф. 1
1
Махмудова З.А. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Необходимость изучения данной темы не нова для мировой географической науки этнологии. Данному вопросу посвящены труды многих отечественных и зарубежных специалистов, таких как Б.В.Миллер, В.Ф.Минорский, Н.В.Ханыков, П.М.Власов, И.Ф. Бларамберг, Черкасова Е,Жигалина О.И ,Гасратян М.А. и другие..

Данная проблема актуальна для многих регионов мира , например басков в Испании и во Франции1, народов северной Европы- саамов, вексов (финно- угорские народы) живущих частью в Карелии, частью в Финляндии .

С нашей точки зрения самой проблемной территорией является Передняя Азия (юго- западная), а именно, проблема азербайджанцев Ирана и Азербайджана (ведь по некоторым данным в Иране их больше). Но и конечно, самой «болевой» является проблема многострадального курдского народа2.

Вся история существования проблемы разделенных народов - это история борьбы народа-этноса за права на самоопределение, объединение и восстановление своей национальной целостности. В последние десятилетия эта проблема значительно актуализировалась. Это вызвано крушением биполярного мира, связанного с распадом мировой социалистической системы3.

Разделенные народы - постоянный источник международной напряженности и этнополитических конфликтов. Об этом сегодня красноречиво свидетельствуют события не только на территории бывшего социалистического лагеря, но и в других странах земного шара.

К настоящему времени мировое сообщество еще не выработало каких-либо универсальных рецептов урегулирования данной проблемы, однако государства, сталкивающиеся с ней, в течение последнего столетия сумели создать целый ряд механизмов, позволяющих относительно эффективно управлять ирредентистскими и автономистскими настроениями обозначенных этносов. Ситуация усложняется тем, что проблема разделенных народов, помимо всего прочего, является достаточно удобным и эффективным инструментом внешней политики государств, претендующих на доминирование в том или ином регионе.

Однако,нас в наибольшей степени волнуют и интересуют проблемы имеющие непосредственное отношение к нашей республике. Среди дагестанских народов, ставших разделенными- лезгины, аварцы, цахуры, рутульцы, ногайцы и др. Большая часть этих народов разделена между Россией, Азербайджаном и Грузией, и соответственно,одними из самых обостренных проблем в Дагестане являются лезгино-азербайджанская и грузино-аварская. Государственная граница между Азербайджаном, Грузией и Россией разделила лезгинский и аварский народы на несколько частей.Слабо перекрытая для проникновения контрабанды и преступных элементов российско-азербайджанская и российско-грузинская границы оказались серьезным барьером для общения разделенных народов. Пограничные правила оказались слишком строги, из за них из одной республики в другую не могут переправиться похоронные и свадебные церемонии, возникают большие трудности в контакте с родственниками, в товарообмене, таможенные проблемы. Именно поэтому, данные проблемы взяты за основу наших исследований.

Одна из сложнейших проблем- проблема разделённых народов способна воздействовать и на стабильность политического пространства РФ, и на конструктивность отношений между РФ и АР и Грузией. Сложившаяся ситуация диктует необходимость дальнейшего совершенствования инструментов регулирования лезгинской и аварской проблем, направленных, в частности на стабилизацию этностатусного положения лезгин и аварцев по обе стороны границы и обеспечение их более «плотной» вовлеченности в политический процесс в РД.

В связи с этим, тема научного исследования заявлена, как "Этногеографические проблемы разделённых народов Дагестана». Об этом и пойдёт речь в данной работе.

Актуальность исследуемой проблемы: необходимость теоретического исследования данного вопроса через понятие «право народа-нации на самоопределение» и принцип «территориальная целостность государства». Также как и для всех этносов, для разделённых народов характерно стремление к созданию государства или автономии на своей этнической территории.

Основная гипотеза исследования: суждение о том, что разделенные между Россией, Грузией и Азербайджаном народы Дагестана, будучи не в силах решить нарастающий ком проблем, появляющихся по причине их разделенности, не находят поддержки в их преодолении и у властей соседних государств.

Цель работы: изучение исторических причин возникновения проблем исследуемых народов (лезгин, аварцев) и возможных путей их решения.

Задачи:сбор и обобщение информации по исследуемой проблеме; разработка конкретных предложений для сужения существующих проблем по каждому этносу.

Методы, использованные в работе:

анализ публикаций по исследуемой проблеме в советский и российский периоды;

теоретический (предсказательный в отношении изучаемых проблем);

аналитический – основан на анализе состоявшихся событий и перспективных предположений.

Основной приём использованный в работе: равноудалённость от политизации изучаемого вопроса. Мы не призываем к пересмотру государственных границ, не считаем, что один народ прав, другой не очень.

Основная часть

1.Дагестан и Республика Азербайджан: проблема лезгинского народа

При решении социально- политических проблем с соседними республиками и народами руководство Дагестана в межнациональной политике всегда опирается на принципы добрососедства. И это очень важно не только для сохранения мира и спокойствия в Дагестане и на его границах. Это необходимо и для разумного решения ряда других проблем, которых у нас к сожалению много. Одной из таких проблем является проблема разделённого лезгинского народа. Это непростая проблема, имеющая глубокие исторические корни и причины, о которых пойдёт речь в данной главе.

После того, как была подавлена национально- освободительная борьба горцев под предводительством имама Шамиля, весь Кавказ перешёл в руки царизма. Началась административная реформа края, исходящая исключительно из интересов колониальной политики. При этом, не были учтены интересы коренных народов, их веками сложившиеся традиции, языковые различия и т. д. Налицо, продемонстрированный царской Россией известный на весь мир колониальный метод «разделяй и властвуй». 5 апреля 1860 года главнокомандующий Кавказской армией утвердил «Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом». Согласно этому «Положению» была создана Дагестанская область, куда включили бывший Прикаспийский край без Кубинского уезда. Согласно новому положению Кубинский уезд вошёл в состав Бакинской губернии. В составе Прикаспийского края Кубинский уезд занимал территории Кубинского, Кусарского, Хачмасского и часть Девичинского районов современного Азербайджана. Подавляющую часть населения здесь составляли лезгины. С этого акта царской администрации и начинается трагическая история разделения лезгинского народа на две части. Вот уже более века живут лезгины как разделённый народ со своими национальными проблемами. Во взаимоотношения лезгин и азербайджанцев и в надежду лезгин на объединение вбили клин. Самыми печальными оказались для лезгин последствия этого акта. До сих пор нерешённой остаётся проблема лезгинского народа, и более того, с годами стала ещё острее и превратилась взамедленного действия бомбу. На Кавказе немало разделённых народов, но особое место занимает лезгинский вопрос. Проблема в том, что лезгинский народ разделили на две одинаковые части не только по территории, но и по населению. Ещё ни один народ на Кавказе не был разделён подобно лезгинскому. По данным переписи населения 2009 года, всего лезгин насчитывается от 680тыс. – до 850тыс.человек, из них в Российской Федерации(в Дагестане) – 476 228 человек, в Азербайджане – 180 300 человек (по другим неофициальным оценкам – 350тыс. человек).(рис.1)

Рис.1

Но, не стоит забывать и о том, что большинство лезгин проживающие в Азербайджане по собственной воле или, точнее, вопреки ей вынуждены были записывать себя азербайджанцами. Для десятков народов, населяющих Азербайджан, название республики превратилось в этноним и уже тогда начался обмен паспортов. Но обмен был чисто конъюктурного, политического характера. Чтобы записать максимальное количество народов азербайджанцами, власти Баку использовали все возможные и невозможные средства. Проживающих в Азербайджане лезгин фактически значительно больше, чем официальные статистические данные переписи. Но, суть дела не в численности лезгин в Азербайджане, на тысячу больше или меньше. Для лезгинского народа идёт драматический процесс искусственной и естественной ассимиляции, отсюда и негативные последствия. К великому сожалению, при существующей социально – экономической обстановке нереально предотвратить этот процесс.

Рис.2

Бесспорно, в этнически сложном регионе чисто однонациональных республик не бывает. Но, другое дело, когда один народ, как бы хирургическим ножом разрезан на две половины: одна в одном государстве, другая – в другом. После распада СССР, когда на его территории образовались суверенные государства – Россия и Азербайджан, когда появилась государственная граница с пограничниками и таможенной службой, эта проблема приобрела особо опасный характер. При Советском Союзе лезгины свободно общались, без каких либо препятствий и психологически особого значения не придавали административному делению. Но, с появлением государственной границы дело приняло иной оборот. Обостряет и усугубляет положение невозможность свободного общения и что самое печальное, в нереальную мечту превращаются надежды лезгинского народа на мирное объединение.(рис.2)

В последние годы часто слышим призывы к окончательному воссоединению лезгинского народа. Хотим добавить, что это – утопия. Те, кто выступают с подобными призывами радикализма – это далёкие от истины люди, это верхоглядство и недопонимание сущности проблемы. Мы считаем, что вопрос о возрождении единой этнической общности лезгин должны поставить во главу угла. И задача в первую очередь возлагается на интеллегенцию: учёных, учителей, литераторов, СМИ. Они должны помочь сохранить и возродить национальный дух народа. Лезгин прежде всего должен чувствовать себя лезгином, но ни в коем случае это не означает проявление чванства или национального эгоизма. Должны быть дружба и взаимопонимание между народами, обмен ценностями культуры, экономики, быта. И при всём этом, лезгин должен постоянно чувствовать себя полноправным представителем своего народа, знающим свою историю, культуру, литературу, своих национальных героев, поэтов, писателей, учёных и т.д. Мы, современники, должны как зеницу ока беречь завещанные нашими дедами и прадедами национальные черты, традиции, образ жизни. Национальные идеи должны отвечать всем параметрам, духу времени нынешнего столетия. Никакая ассимиляция, ни национальная ограниченность не будут нам угрожать, если лезгины осознают всё это и каждый сделает для себя вывод. Только подобными путями можно решить в будущем проблему разделённого лезгинского народа.

2.Проблема аварского населения в республиках Закавказья

Чтобы разобраться в данной проблеме заглянем немного в историю. На территории нынешней Кахетии, входящей в состав современной республики Грузия столетиями происходили этнополитические трансформации. С I по VI в.в большая часть Кахетии входила в Кавказскую Албанию, которая представляла собой племенной союз 26 народностей. В южной части Кахетии, на правом берегу реки Алазань, преимущественно жили удины ( лезгинская подгруппа нахско-дагестанской языковой группы). В северной же части, на левобережье жили цунтинцы, дидойцы( цезская подгруппа аварской группы) и другие аварские народности. И только в начале ХII века, с распадом аварского государства в этих краях появились первые грузины.

Рис.3.

Спустя несколько столетий начались частичные вытеснения и нападения на аварское население. По данным журнала «Кавказский календарь» (1910г.) к началу ХХ века на левом берегу Алазани осталось лишь четыре аварских селения: Чантлис-куре, Сарусо, Тихлисцкаро и Тиви.(рис.3) На сегодняшний день в Кварельском и Лагодехском районах Грузии продолжают проживать кварельские аварцы и притом в крайне тяжёлом положении4. Тяжёлое социально – экономическое положение кварельских аварцев связано с закрытием российско- грузинской границы. Они находятся в полной изоляции от остального аварского этноса. Возникли проблемы и со скотоводством, т.к. дагестанские горы испокон веков служили летними пастбищами. Отсюда видим традиционные и тесные связи кварельских и дагестанских аварцев, и в то же время и непостоянство во взаимоотношениях. Более легкоосуществима связь кварельских аварцев с аварцами Азербайджана живущими в Белоканском и Закатальском районах, но в связи с отсутствием близких родственных связей интенсивность контактов сильно сдерживается. Протягивая руку помощи кварельским аварцам, руководство Дагестана посчитало необходимым открыть дагестанский культурный центр в районе(рис.4). Основная задача центра – решение проблем местного аварского населения. По завершению данного проекта за 8-10 лет возможно восстановление численности кварельских аварцев хотя бы до уровня 1989 года. Для развития этнической ситуации в регионе возможны два варианта. Если Российская Федерация попытается предотвратить отток аварского этнического меньшинства из региона это будет первый возможный вариант. Для этого необходимо открыть и содержать хотя бы две аварские школы и арендовать для развития сельского хозяйства земельные участки.

Рис.4.

Более пессимистичен второй вариант развития, т. е сохранение нынешней плачевной ситуации до неопределённых времён. В этой ситуации, в ближайшие 10 – 15 лет аварское население практически полностью покинет регион и это будет конец развитию аварского этноса в верховьях Алазани. Увы, этноним «кварельские аварцы» навсегда займёт своё место в списке «исчезнувших народов Кавказа»(рис.5). Если учитывать политику грузинского руководства в аварском вопросе, то на наш взгляд более вероятен второй вариант5. Сравнивая положение кварельских аварцев с соседним Азербайджаном, ситуация в Грузии можем сказать, вполне сносная, но это вовсе не означает что проблем нет. Власти Грузии и Дагестана пока не могут прийти к единому мнению в вопросе грузинских аварцев. Да и возможность самого диалога под большим вопросом в сложившейся дипломатической ситуации.

Рис.5.

Если анализировать сложившуюся на данный момент ситуацию с правами закавказских аварцев, то к сожалению приходится согласиться с тем, что ни в Азербайджане, ни в Грузии у аварского народа нет ни социальной, ни политической, ни экономической базы для сохранения и развития своей самобытности и культуры. Ни одна сфера не финансируется государством, а в некоторых случаях даже препятствуют самому народу развивать их своими силами.

Рис.6

Заключение

Обсуждаемая в данной работе проблема разделённости лезгинского и аварского народов одна из тех, вопросы которого, в силу своей сложности решаются трудно, болезненно и не так быстро, как того хотелось бы.

Сложности в районах проживания разделенных народов, на наш взгляд, вызваны следующими обстоятельствами:

- исследуемые районы превращены в депрессивные (нарушены производственные и экономические связи в целом, многие объекты социальной сферы стали недоступны, оказавшись на территории другого государства), вследствие чего резко выросла безработица и имеет место отток населения в более благополучные регионы;

- пограничный режим (исчезновение свободного общения и перемещения населения между частями единой в прошлом территории, отчуждение земель, в том числе имеющих большую природную и хозяйственную ценность);

- неотработанность законодательной базы, обеспечивающей возможности репатриации на историческую родину: закон "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" в его новой редакции дает возможности для получения гражданства РФ, но программы по развитию и укреплению связей с соотечественниками имеют ограниченный период действия.

Но тем не менее, сегодня в республике очевидно всем, что вопрос разделенных народов находился и находится в центре внимания Народного собрания и Правительства РД. Кроме того, в последние годы трезвое восприятие того, что лезгинская и аварская проблемы, ставшие межгосударственными, могут быть решены поэтапно, по мере становления гражданского общества и подлинно правовых государств в Российской Федерации, Грузии и Азербайджанской Республике включилось в глубинные структуры национального самосознания этих народов. Все эти моменты позволяют надеяться на то, что в ближайшей перспективе проблема разделенных народов получит позитивное разрешение.

Вывод: в перспективе, возможно и в недалёкой, придёт неизбежное понимание необходимости решения проблем не только данных этносов, но и других, которые находятся в аналогичной ситуации, но не являлись объектом нашего исследования.

Хочется подчеркнуть, что мы являемся противниками пересмотра межгосударственных границ (рис.6). Территориальная целостность любой страны незыблема. Это аксиома, о которой даже и не стоит мечтать.

Список литературы.

  1. Балашов Ю.А. Проблема разделенных народов в постбиполярном мире // Мировая экономика и международные отношения в начале XXI века. Актуальные проблемы глазами молодых ученых. М.: ИМЭМО РАН, 2004. С. 9–10.

  2. Гасратян М.А. Курдская проблема в Турции. М.: ИВ РАН, 2001. С. 63.

  3. Жигалина О.И. Этносоциальная эволюция иранского общества. М.: «Восточная литература», 1996. С. 141–157.

  4. Черкасова Е . Страна Басков: терроризм и борьба за самоопределение // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10.

  5. "Проблемы кварельских аварцев", "Народы Дагестана". Махачкала.№3. 1999 г., с.

  6. "Продолжится ли противостояние?","Комсомолец Дагестана",Махачкала. No29. 21 июля 1990 г., с. 6.

1Черкасова Е . Страна Басков: терроризм и борьба за самоопределение // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10

2Гасратян М.А. Курдская проблема в Турции. М.: ИВ РАН, 2001. С. 63.

3Балашов Ю.А. Проблема разделенных народов в постбиполярном мире // Мировая экономика и международные отношения в начале XXI века. Актуальные проблемы глазами молодых ученых. М.: ИМЭМО РАН, 2004. С. 9–10.

4"Проблемы кварельских аварцев", "Народы Дагестана". Махачкала. №3. 1999

5"Продолжится ли противостояние?", "Комсомолец Дагестана", Махачкала. No29. 21 июля 1990 г., с. 6.

Просмотров работы: 834