Я живу в Самарском крае и вижу, как почтительно мои родственники относятся к земле. Они с любовью обрабатывают почву, сажают в нее растения, удобряют и при этом называют её волшебной. Однажды, я у них спросил, почему земля волшебная? На что они мне ответили, что сажаешь одно маленькое семечко в землю, а вырастает растение. Они мне рассказали, что люди издавна относились с уважением к земле и даже один из героев сказки на вопрос: «Что самое ценное на свете?», сказал: «Самое ценное на свете – земля. На ней мы рождаемся и живём, она наша кормилица. Поэтому земля – дороже жемчуга и злата».
А что же такое земля, почва, что за волшебное вещество, если оно способно прокормить целое человечество? Какие виды почв есть в России и родном Самарском крае? Какое значение играет почва для жизнедеятельности человека? Как влияет почва на рост растений? Меня очень заинтересовали эти вопросы, что я решил для полного изучения данной темы провести исследование.
Актуальность вопроса обусловлена глобальной проблемой природного и антропогенного уничтожения почвенного слоя, необходимостью бережного отношения к природным ресурсам, защиты от нерационального использования.
Цели моей работы: Получить базовое представление о почве как об источнике плодородных земель, выяснить, как влияет состав почвы на рост растений.
Объект исследования - почва.
Задачи исследования:
изучить литературу по данной теме;
собрать и изучить информацию об образовании и свойствах почвы;
4
рассмотреть типы почв России, собрать коллекцию;
узнать о проблемах почвы и её охране;
подобрать дома и в школьной лаборатории доступное оборудование, материалы, вещества и провести опыты с почвой;
провести наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;
изучить условия роста растений в различных почвах;
сделать выводы.
С информацией о почве я познакомился в книгах:
Агрохимическая характеристика почв СССР. (Почвенно-агрохимическое районирование). – М.: Наука, 1976г.
Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс, М., 2013г.
Виленский Д.Г. История почвоведения в России. – М.: Советская наука, 1958г.
Докучаев В.В. Какие общие меры могли бы способствовать поднятию крайне низкого уровня почвоведения в России. Труды Вольного экономического общества. –СПб., 1881г. Т. 1
Докучаев В.В. Русский чернозем. Издание Императорского Вольного экономического общества. – СПб., 1883г.
Романенко Г.А., Комов Н.В., Тютюнников А.И. Земельные ресурсы России, эффективность их использования. – Москва, 1996г.
Русский чернозем. 100 лет после Докучаева. – М.: Наука, 1983г.
5
Раздел 1 Понятие, свойства и образование почвы
1.1 Понятие и образование почвы.
Почва является средой и основным условием развития растений. В почве растения укореняются и из нее черпают все необходимые для жизнедеятельности питательные вещества и воду.
Ещё в старину наши предки называли землю кормилицей, матушкой родимой. Люди всегда бережно относились к земле. В русских народных пословицах говорится: «Кто о земле беспокоится, того и земля кормит», «Поклонись матушке-землице, наградит тебя сторицей!». О значении земли в жизни людей говорят и образные выражения, например: земной поклон.
Слово земля имеет различные значения. Земля– третья от Солнца планета Солнечной системы. Родина для русского человека, как и земля, всегда имела огромное значение. В былинах звучит название нашей страны, государства «Мать-Сыра-Земля». «Добра мать для своих детей, а земля - для всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает!». От нее напитывались русские богатыри силой, она помогала им в их подвигах. Её брали с собой в далёкие странствия, потому что считали, что она придаёт силы и помогает во всём в чужих краях.
Из книг я узнал, что почвой называют верхний, рыхлый слой земной коры, измененный под влиянием климатических условий (воды, тепла, света, воздуха), растительных и животных организмов, а также под воздействием человека. Важнейшее свойство почвы, отличающее ее от материнской горной породы, из которой она образовалась, — плодородие, то есть способность производить урожай растений. Однако плодородие почвы не является постоянным, а непрерывно изменяется. Над её созданием беспрерывно трудятся солнце и ветер. Бактерии и лишайники превращают горные породы в песок и глину. Отмершие остатки растений и животных образуют перегной
6
– самый плодородный слой почвы. Проходит 300 лет, пока появится 1 см такого слоя. Как долго, тщательно трудится природа над созданием почвы!
Образование почв происходило в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.
Большой вклад в изучении почвы внес-
Василий Васильевич Докучаев (1846—1903)— крупнейший русский ученый-естествоиспытатель. Он впервые (в 1886 г.) дал определение почвы как плодородного поверхностного слоя Земли, созданного совместным воздействием всех компонентов природы. Он же является одним из основоположников современной физической географии.
В 1877 г. В. В. Докучаев отправляется в первое «черноземное» путешествие по России. Преодолев в общей сложности 10 тыс. км, Докучаев собрал тысячи проб почвы. По результатам своих путешествий ученый, обобщив все полученные материалы, подготовил классический труд «Русский чернозем»,
7
в котором он доказал, что почва — не горная порода, а совершенно самостоятельное тело природы. Этим были заложены основы новой науки — почвоведения.
1.2 Свойства и состав почвы.
Водопроницаемость — свойство почвы как пористого тела пропускать воду. Она зависит от механического состава, структурного состояния и сложения почвы.
Влагоемкость характеризует способность почвы удерживать влагу.
Водоподъемная способность — способность почвы медленно поднимать воду по капиллярным порам под действием менисковых сил (сцепление воды с почвенными частицами).
Почва состоит из различных твердых частиц, воздуха и воды. Чем больше пространство между частицами, тем более проницаемой для воздуха и воды является почва. Твердые частицы, по сути, и являются основной почвенной массой и могут быть органического и неорганического происхождения.
8
Раздел № 2 Виды почв России.
Особенности почвенного покрова Самарской области
2.1. Виды почв России.
Чтобы изучить виды почв, я обратился к почвенной карте России. Итак начнем своё путешествие и проследим смену почв с севера на юг на территории Русской равнины.
Арктические почвы, тундрово-глеевые почвы, подзолистые почвы, дерново-подзолистые почвы, серые лесные почвы, чернозёмные почвы, каштановые почвы, бурые и серо-бурые почвы.
9
2.2. Особенности почвенного покрова Самарской области
Почвенный покровСамарской областипредставлен самыми разнообразными типами почв. К ним относятся дерново-подзолистые, подзолы, серыеи темно-серые, бурозёмы тёмные и светлые, черноземы всех типов, каштановые, карбо-петрозёмы , карболитозёмы , тёмно-гумусовые и серогумусовые, гипо-литозёмы, стратозёмы, разнообразные аллювиальные почвы, солончаки, солоди и солонцы, агросерые, агродерновоподзолистые, агрочернозёмы, агрокашатновые, агро-текстурно-дифференцированные, агрозёмы, техноземы.
Самарская область – своеобразный почвенный музей Европейской России. Благодаря тому, что ее территория расположена на границе лесостепи и степи, а также очень большому разнообразию почвообразующих пород и форм рельефа. Почвенный покров здесь очень сложный, контрастный. Наибольшим разнообразием почв характеризуется Самарская Лука, где разнообразие почвообразующих пород способствует соседству самых разнообразных зональных типов почв – от дерново-подзолистых до чернозёмов сегрегационных. На северных склонах Жигулей зафиксированы редчайшие для континентальной лесостепи почвы – бурозёмы. Вершины Жигулёвских гор представлены самыми древними почвеннорастительными комплексами – степями на дерново-карбонатных почвах – карбо-петрозёмах и карбо-литозёмах.Низкое Заволжье и поймы р.Волги представлены древними и современными аллювиальными почвами, южнее г. Самарыв пределах плоских равнины проявляются солончаки (пухлые, мокрые, чёрные). Солонцы характерны для восточных и юго-восточных районов области, где они образуются на плоских аккумулятивных равнинах. На возвышенностях юга Самарской областираспространены своеобразные чернозёмы.
10
На границе с Саратовской областью существует ареал каштановых почв. Высокое Заволжье ввиду доминирования красноцветных почвообразующих пород представлено особыми родами тёмно-серых краснопрофильных почв и чернозёмов глинисто-иллювиальных и миграционно-мицелярных краснопрофильных. Здесь же встречаются тёмно-гумусовые краснопрофильные почвы. На Сокских Ярах обнаружен вариант чернозёмов дисперсно-карбонатных, не характерных для Европейской территории России, а распространённых в Сибири. В Бузулукском борудоминируют серогумусовые почвы, а также разнообразные варианты слаборазвитых альфегумусовых почв. На С. и С.-З. области много песчаных и супесчаных почв, что связано в наличием древних аллювиев Волги. Преобладающим типом почв на суглинистых породах являются тёмно-серые почвы. Агрогенные почвы распространены во всех районах Самарской обл. и образованы в результате сельскохозяйственного освоения природных почв. В Самаре и Тольятти существуют локальные ареалы техногенных искусственных почв – технозёмов и городских почв – урбанозёмов и урбоестественных почв. (1) (Приложение №3)
2.3. Сбор образцов почв для коллекции
Я начал собирать коллекцию почв России. Моя коллекция (Приложение № 4)
№1-почва из Вольского района Саратовской области
11
№2-почва Пензенской области
№3- лесная почва Самарской области
12
№ №4, 5,6-почвы Краснодарского края (Анапа, Геленджик, глинистая)
№ 7 Чернозём Павловского района Ульяновской области
13
Раздел 3. Значение почвы для жизни и деятельности человека. Охрана почв.
Значение почвы для жизни и деятельности человека. Без преувеличения можно сказать, что своим существованием человечество обязано почве. Почва — главный источник получения сельскохозяйственных продуктов и сырья для промышленности, 88% пищи человечество получает в виде урожаев с обработанной земли. Если же учесть и продукты животноводства, за счет выращивания скота на лугах и пастбищах, то эта цифра возрастет до 98%.
Но ценность почвы определяется не только ее значением для производства продуктов питания и сырья для промышленности, но и той великой экологической ролью, которую играет почва в жизни биосферы.
Через почвенный покров суши — эту тончайшую ее поверхностную оболочку — идут сложнейшие процессы обмена веществом и энергией между земной корой, атмосферой, гидросферой и всеми живущими в почве организмами.
Охрана почв – острейшая глобальная проблема сегодняшнего дня, с которой непосредственно связана проблема обеспечения продовольствием все возрастающего населения планеты. Охрана и использование земель – это система мероприятий, направленная на защиту, качественное улучшение и рациональное использование земельных ресурсов. Охрана почв необходима для сохранения и приумножения плодородия почв, для поддержания устойчивости в биосфере. Основные потери продуктивных земель и их плодородия связаны с эрозией почвы, вторичным заселением орошаемых почв, уничтожением
14
растительности и почв в связи с разработкой ископаемых, проведением различных строительных работ, а также в связи с загрязнением различными вредными веществами, потерей гумуса и др.
Значительное влияние на почвы оказывает деятельность человека. Используя почвы, человек меняет их свойства и в лучшую и в худшую сторону. Для охраны почв от отрицательных последствий деятельности людей в нашей стране приняты «Основы земельного законодательства» — главный правовой документ по вопросам использования земельных ресурсов. В научно-исследовательских институтах изучаются вопросы о защите почв от ветровой и водной эрозии, разрабатываются комплексные меры защиты почвенных ресурсов, способы рационального их использования.
От чего нужно охранять почву? Почва относится к легко-разрушаемым и практически невосполнимым видам природных ресурсов. Естественные враги почвы — это водная и ветровая эрозия. Резко усиливает эрозию хозяйственная деятельность человека. Возделывая почву под сельскохозяйственные культуры, человек лишает все большие площади земли естественного травяного покрова, а распаханные, не защищенные скрепляющей дерниной почвы подвергаются смыву и размыву.
Из-за эрозии урожайность полей снижается на 20—40% . Поэтому борьба с эрозией — важнейшее средство поддержания плодородия, обеспечения высоких урожаев.
15
Причины эрозии почв
Главные противоэрозионные мероприятия: внедрение правильных почвозащитных севооборотов; строгое соблюдение агротехники; полезащитные и противоэрозионные лесонасаждения; специальные гидротехнические сооружения.
В решении проблемы охраны и повышения плодородия почв важную роль играют разные науки: география, биология, химия и др. Задача географии — изучить и выявить районы, требующие мелиоративных работ, предсказать возможные влияния мелиорации на почвы и другие компоненты природы. Например, большой осторожности требует осушительная мелиорация. Излишнее осушение земель может привести к обмелению рек и озер, питаемых заболоченными землями, а также и иссушению лесов.
16
Раздел 4. Исследовательская работа.
Почему же почва плодородна? Наверное, в ней содержится то, что необходимо растениям для жизни. Чтобы узнать состав почвы я провел исследования.
Исследование №1
Исследование состава почвы.
Опыт 1. Бросили комочек сухой почвы в стакан с водой. В стакане появились мелкие пузырьки.
Значит, в состав почвы входит воздух.
Опыт 2. Насыпали немного почвы на лоток и накрыли стеклянным стаканом.Поставили к батарее отопления. Стакан запотел, а через час на стекле появились капельки воды.
Вывод: В почве есть вода.
17
Опыт 3. Почву на асбестовой пластине поместили на металлическую решётку. Закрепили конструкцию на штативе, поместив внизу спиртовку.Опыт требует осторожности! Я выполнял его вместе с учителем.
Нагрели почву над спиртовкой. Появился лёгкий дымок и неприятный запах!
Вывод. Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Перегной влияет на плодородие почвы.
18
Опыт 4. Слегка прокалённую почву, в которой перегной частично выгорел, насыпали в стакан с водой и размешаем.Вода стала мутной. Когда осели частички почвы, мы рассмотрели различные её слои. На дне видны песчинки песка и глины. Сверху – перегной.
Но когда часть перегноя сгорела, образовался пепел серого цвета. Он осел поверх всех слоёв.
Вывод.В состав почвы входят песок и глина.
19
Опыт 5. Профильтровали воду через почву и глину. Отметили, что через почву вода проходит хорошо, но в стакане есть частички земли. Через глину
вода проходит медленнее, чем сквозь почву, но в стакане оказалась чистая, прозрачная вода.
Вывод.Почва хорошо пропускает воду. А глина является природным фильтром.
Опыт 6. Несколько капель раствора после фильтрации палочкой поместили на стеклянную пластинку. Оставили на некоторое время у батареи
20
отопления. Вода испарилась, а на стекле остался белый налёт. Это минеральные соли.
Вывод.В почве содержатся минеральные соли, которые растворяются в воде.
Проводя опыты, мы доказали, чтов состав почвы входят: воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.
Корни растений дышат воздухом, всасывают из почвы воду. Вместе с водой получают растворённые в ней минеральные соли – питательные вещества.
Опыт показал, что солей в почве мало. Благодаря перегною запас солей в почве постоянно пополняется. Животные, обитающие в почве, дождевые черви, рыхлят, делают в ней ходы, куда легко проникает вода и воздух, обогащают остатками своей пищи. (Приложение № 1)
Исследование № 2
Исследование плодородия почвы.
Время исследования-июль.
Ход исследования
Приготовили мясной бульон и поместили туда небольшое количество почвенной взвеси, которую приготовили следующим образом. Взяли навеску
21
почвы, поместили в дистиллированную воду и размешали. В чашку №1- почву с огорода, а № 2- почву около дороги.Поставили на 7 дней в теплое место. Затем рассмотрели обе чашки:
Описание колоний микроорганизмов по исследованию почвы с огорода:
-Величина колоний крупная, диаметром в 3-4мм;
-Форма колоний амебовидная;
-Не прозрачны, нет блеска;
-Цвет колоний - желтый;
-Края колонии волнистые;
-Консистенция колонии при приготовлении мазка с помощью иглы
тестообразная.
2.Описание колоний микроорганизмов по исследованию почвы с участка около дороги:
-Величина колоний средняя, диаметром 2-4мм;
-Форма колоний неровная;
-Блеска нет;
-Цвет серо-желтый;
-Рассматривая через лупу, обнаружили края колоний волнистые;
-Консистенция колоний при приготовлении мазка маслянистая.
Вывод. Во 1-ой чашке колоний на порядок больше, чем в 2-ом опыте. Исходя из этого, можно судить о том, что почва на огороде более плодородная, а около дороги почва недостаточно насыщенная, ее требуется удобрять. (Приложение № 5)
22
4.3. Исследование № 3
Влияние состава почв на рост растений.
Я провёл ещё одну исследовательскую работу (конец августа- начало сентября), чтобы узнать, как чувствуют себя растения в различных по составу почвах? При каких условиях растения развиваются лучше, активнее? Для эксперимента взял семена фасоли, овса, гороха, пшеницы, луковицы. Набрали чернозём в 4 стакана, в 2 стакана набрали песочную почву, в 1 стакан - глиняную почву. В стакан набрали воду. В богатую перегноем почву высадили фасоль, овёс и лук. В песчаную почву посадили горох и пшеницу. Лук пробовали прорастить в воде без почвы и в глинистом грунте. (Приложение № 6)
Наблюдаем первые 14 дней:
-Дружно взошёл овёс, но в земле богатой перегноем побеги гуще и выше, корни сильнее, хорошо просматриваются;
-Из 4-х семян фасоли в плодородной почве взошло сначала одно, только позднее появились ещё два ростка
-Наблюдаем за ростом луковиц: В почве лук пророс быстрее, перья крепкие, сочные. И в воде лучок хорошо чувствует себя! А вот в глинистой почве –луковка лежит, не прорастает совсем!
-Из 4-х семян пшеницы в рыхлой почве с большим содержанием песка проросло только одно.
-Горох дал дружные всходы и в песчаной почве, и в плодородной почве. (Приложение № 6)
В течение месяца:
-Горох дружно растёт в песчаной почве и в плодородной почве.
23
-У фасоли появились настоящие листочки;
-Луковица в почве продолжает лидировать. Хорошо луковке и в воде. В глине луковица сгнила;
-Овёс одинаково активно растёт в почве разного состава.
Можно подвести итоги эксперимента. Для растения необходима рыхлая, богатая минеральными солями, влажная почва. Только тогда они будут чувствовать себя хорошо. У здоровых растений активно развивается корневая система. Мощные, сильные корни всасывают больше питательных веществ, растение хорошо растёт и развивается. При недостатке какого-либо компонента растение хуже растёт, а иногда и погибает.
По итогам исследовательской работы мы сделали такие выводы:
состав почвы влияет на рост растений;
при благоприятных условиях: высадке в богатую питательными веществами почву растения дают дружные всходы, хорошо и быстро растут;
растения нуждаются в почве разного состава: одни хорошо растут в чернозёмной почве, другие – в песчаной;
всем растениям нужна вода и воздух, содержащиеся в почве;
при неблагоприятных условиях, неправильном подборе почвы, условий содержания, растения слабеют, а иногда и погибают;
несмотря на то, что глина входит в состав почвы, она плохо пропускает воду, содержит мало воздуха, растения в глинистых почвах растут плохо;
почва подвержена разрушению, а восстанавливается очень медленно. (Приложение № 6)
24
Заключение
Считаю, что цели и задачи моей работы достигнуты:
-получено базовое представление о почве как об источнике плодородных земель, выяснено, как влияет состав почвы на рост растений.
-изучена литература по данной теме;
-рассмотрены типы почв России, собрана коллекция ;
-собрана информация об образовании и свойствах почвы;
- изучены вопросы охраны почв;
-проведены опыты с почвой;
-проведены наблюдения за ростом растений в почвах различного состава;
-изучены условия роста растений в различных почвах;
В результате проделанной работы мною выявлено, что неспроста почве (земле) оказывается такое почтение! Всё, что растёт и живёт на Земле обязано почве – тонкому слою, который укрывает бесплодный грунт. В ней из семян рождаются зелёные росточки, она кормит и поит весь необъятный растительный мир. Как сохранить землю, как поддержать и приумножить ее плодородие — должны знать все. Бережное отношение к лесным насаждениям, травяному покрову во время походов, экскурсий, в повседневной жизни — это посильный вклад каждого человека в дело защиты почв.
25
Использованная литература:
Абакумов Е.В., Гагарина Э.И. Почвы Самарской Луки: разнообразие, генезис, охрана. СПб., 2008.
Агрохимическая характеристика почв СССР. (Почвенно-агрохимическое районирование). - М.: Наука, 1976г.
Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс, М., 2013г.
Виленский Д.Г. История почвоведения в России. - М.: Советская наука, 1958г.
Государственный доклад « О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 г. Газета «Зеленый мир» - Российская экологическая газета. 25, 26. 1998г.
Докучаев В.В. Какие общие меры могли бы способствовать поднятию крайне низкого уровня почвоведения в России. Труды Вольного экономического общества. -СПб., 1881г. Т. 1
Докучаев В.В. Русский чернозем. Издание Императорского Вольного экономического общества. - СПб., 1883г.
Карта почвенно-географического районирования СССР (масштаб 1:8 000 000).Изд. ГУГК, 1983г.
Природно-сельскохозяйственное районирование земельного фонда СССР. -М.: Колос, 1975г.
Романенко Г.А., Комов Н.В., Тютюнников А.И. Земельные ресурсы России, эффективность их использования. - Москва, 1996г.
Русский чернозем. 100 лет после Докучаева. - М.: Наука, 1983г.
1
Приложение №1
2
Приложение №2
Главные почвы России
Типы почв |
Условия почвообразования |
Содержание гумуса |
Свойства почвы |
Природная зона |
1. Арктические |
Мало тепла и растительности |
нет |
Не плодородная |
Арктическая пустыня |
2. Тундрово-глеевые |
Вечная мерзлота, мало тепла, переувлажнение |
1,5% |
Маломощные, имеют глеевой слой |
Тундра |
3. Подзолистые |
К увл. > 1 Прохладно. Растительные остатки – хвоя |
1,5 – 2% |
Промывные, кислые, малоплодородные. |
Тайга |
4. Дерново-подзолистые |
К увл. > 1 Больше растительных остатков, промыв почв весной |
2 – 2,5% |
Более плодородные, кислые |
Смешанные леса |
5. Серые лесные, бурые лесные |
К увл. = 1Умеренно-континентальный климат, остатки лесной и травянистой растительности |
2 – 5% |
Плодородные |
Широколист- венные леса |
6. Чернозёмы |
К увл. 1.Много тепла и растительных остатков |
10 – 12% |
Самые плодородные, зернистая |
Степи |
7. Каштановые |
К увл. = 0,8, 0,7 Много тепла |
3 – 5% |
Плодородные |
Сухие степи |
8. Бурые и серо-бурые |
К увл. < 0,5 Сухой климат, мало растительности |
1% |
Засоление почв |
Полупустыни |
3
Приложение № 3
Почвы Самарской области
4
Приложение 4
Коллекция почв
5
Приложение № 5
Исследование плодородия почвы
6
Приложение № 6
Фотографии к исследовательской части
(Начало эксперимента)
6
8
(Наблюдаем первые 14 дней)
9
10
11
Наблюдения в течение месяца
(Конец эксперимента)
12
13
14