Содержание
Введение…………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………………12
Литература ………………………………………………………………13
Введение.
Наша школа уже четвертый год принимает участие в Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие»,проводимой ПСТГУ. Темами олимпиады ОВИО 2015-2016 учебного года были: «Русские сказки»,«Сказки русских писателей XIX века»,«Былины»,«Басни русских писателей».
После проведения школьного тура олимпиады, мы с одноклассниками обсуждали ответы на вопросы. Наши ответы очень сильно расходились. Во многих своих ответах я была уверена, так как я часто перечитываю многие русские сказки. Мне стало интересно, насколько хорошо я и мои одноклассники знаем русские сказки, былины и басни.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 июня 2014 г. № 426 в Российской Федерации 2015 год был объявлен Годом литературы.1 Это одно из важнейших культурных событий, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и литературе, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам. Поэтому данное исследование является для меня актуальным.
Цель работы: анализ знаний учащихся 5-11 классов басней, былин, сказок русских писателей 19 века. Задачи: 1. Проанализировать результаты олимпиады «Наше наследие».
2.По результатам анкетирования выяснить, какие мультфильмы и сказочные герои популярны у современных школьников.
Основная часть
Важное значение, для развития ребенка, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, имеет сказка. Сказка вбирает и хранит в себе народную мудрость, особенности национального характера, общечеловеческие ценности и идеалы. Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил, - говорится в словаре С.И. Ожегова.2
Сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.3
Сказка — хранилище народной мудрости, черт национального характера, реалий быта минувших дней, общечеловеческих ценностей и идеалов. Она оказывает влияние на формирование жизненного сценария, развитие этнического характера, который лежит в основе индивидуального. Каждый народ имеет свои национальные сюжеты. В сказку вкладывается народная жизненная и социальная философия, определяемая бытом и историей народа. Особенно важна именно народная сказка, передающаяся из поколения в поколение. Она претерпевает изменения, вносимые многими людьми. Над сказкой трудятся миллионы людей, отбрасывая неважные детали, что делает ее сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания.4 Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек").
Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.5
Ход исследования.
Исследование проводились в сентябре 2015 года. Всего было проанализировано 150 работ всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие», учеников 5-11 классов МОУ средней общеобразовательной школы № 2 г.Малоярославца имени А.Н.Радищева.
Рис.1 Распределение количества участников олимпиады по классам.
Задания олимпиады распределены на 3 блока:
— тест на эрудицию (10 заданий),
— кроссворд,
— логические задачи.
Нас в данном случае интересует тестовая часть. (Приложение 1)
На вопрос № 1
1. Высшая цель, во имя которой живут герои русских былин:
А. Вольный труд на мирной земле
Б. Завоевание новых земель
В. Наказать всех врагов
Г. Прославить своё имя
Рис.2. Варианты ответа на вопрос №1.
Верный ответ «А» дали 66 % учащихся, неверный 34%. Больше всего правильных ответов у учеников 9 классов, меньше всего у учеников 11 класса.
2. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, часто в таком произведении высмеиваются пороки и недостатки людей.
А. Басня
Б. Былина
В. Поэма
Г. Сказка
Рис. 3. Варианты ответа на вопрос № 2.
Верный ответ «А» дали 84 % учащихся, неверный 16%. Больше всего правильных ответов у учеников 9 классов, меньше всего у учеников 10 класса.
3. В какой сказке А. С. Пушкина есть поговорка «Не садися не в свои сани»?
А. Сказка о золотом петушке
Б. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
В. Сказка о рыбаке и рыбке
Г. Сказка о царе Салтане…
Рис. 4. Варианты ответа на вопрос № 3.
Верный ответ «В» дали 21 % учащихся, неверный 79%. Больше всего правильных ответов у учеников 9 классов, меньше всего у учеников 5 классов.
4. Какие крылатые слова НЕ принадлежат И. А. Крылову?
А. А Васька слушает, да ест
Б. А ларчик просто открывался
В. Да только воз и ныне там
Г. Остаться у разбитого корыта
Рис. 5. Варианты ответа на вопрос № 4.
Верный ответ «Г» дали 76 % учащихся, неверный 24%. Больше всего правильных ответов у учеников 5 классов, меньше всего у учеников 9 классов.
5. Этот фильм был снят по мотивам русских народных сказок во время Великой Отечественной войны и вошёл в золотой фонд советского кинематографа:
А. «Кащей Бессмертный»
Б. «Сказка о царе Салтане»
В. «Старик Хоттабыч»
Г. «Три богатыря на дальних берегах».
Рис. 6. Варианты ответа на вопрос № 5.
Верный ответ «А» дали 29 % учащихся, неверный 71%. Больше всего правильных ответов у учеников 8 классов, меньше всего у учеников 9 классов.
6. Какого роста был Конёк-Горбунок?
А. в один аршин;
Б. в три вершка;
В. в две сажени;
Г. с дюйм.
Рис. 7. Варианты ответа на вопрос № 6.
Верный ответ «Б» дали 79 % учащихся, неверный 21%. Больше всего правильных ответов у учеников 9 классов, меньше всего у учеников 8 классов.
7. Всем известна знаменитая фраза: «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» А кто автор этих слов?
А. Гоголь Н. В.
Б. Крылов И.А.
В. Лермонтов М.Ю.
Г. Пушкин А.С.
Рис. 8. Варианты ответа на вопрос № 7.
Верный ответ «Г» дали 64 % учащихся, неверный 36 %. Больше всего правильных ответов у учеников 5 классов, меньше всего у учеников 9 классов.
8.«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»
Так начинается басня одного из самых известных русских баснописцев. Эта басня носит название:
А. «Волк и лисица»
Б. «Волк и ягненок»
В. «Ворона и лисица»
Г. «Мартышка и очки»
Рис. 9. Варианты ответа на вопрос № 8.
Верный ответ «В» дали 81 % учащихся, неверный 29 %. Больше всего правильных ответов у учеников 11 класса, меньше всего у учеников 5 классов.
9. Этот напиток, популярный у наших предков, стал одним из символов благополучия на Руси, благодаря русским народным сказкам, и дал название сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина:
А. Квас
Б. Кисель
В. Морс
Г. Сбитень
Рис. 10. Варианты ответа на вопрос № 9.
Верный ответ «Б» дали 21,4 % учащихся, неверный 78,6 %. Больше всего правильных ответов у учеников 11 класса, меньше всего у учеников 5 классов.
10. Имя героини мультфильма «Летучий корабль», созданного по мотивам русской народной сказки:
А. Василиса Премудрая
Б. Елена Прекрасная
В. Забава
Г. Марья
Рис. 11. Варианты ответа на вопрос № 10.
Верный ответ «В» дали 56 % учащихся, неверный 44 %. Больше всего правильных ответов у учеников 10 класса, меньше всего у учеников 8 классов.
Мы провели анкетирование с целью выяснить, какие популярные герои сказок, мультфильмов у современных школьников. Для этого мы разработали свою анкету, состоящую из 7 вопросов. (Приложение 2)
На вопрос: «Твой любимый сказочный персонаж?» самым популярным ответом стал «Золушка» - 14,2 % учащихся. Одинаковое количество учащихся выбрали иностранных персонажей: Микки-Мауса, Губку Боба, Свинку Пеппу, Джеки Чана, Смурфиков, Пупырку, Черепашек-Ниндзя: по 3,5%. Единичные ответы: Мальвина, Змей Горыныч, Баба Яга, Питер Пен, Арнольд Шварценеггер (!), конь Юлий, Винни-Пух.
На вопрос: «Твой любимый мультфильм?», самые популярные ответы: «Губка Боб» и «Свинка Пеппа» - 7,1%. Одинаковое количество учащихся выбрали мультфильмы – «Гулливер», «Том и Джерри», «Смурфики», «Три богатыря» 2,3%. Единичные ответы: «Маши и медведь», «Ну, погоди!», «Карлосон», «Белоснежка и семь гномов». На вопрос: «Твоя любимая сказка?» самый популярный ответ: «Золушка» (8.9%). Одинаковое количество учащихся выбрали иностранные сказки: «София Прекрасная», «Принцесса Мария», «Приключения Гулливера» (по 1,5 %). Выбирают и русские сказки: «Морозко» (4%), «Теремок» (3,5 %), «Сказка о рыбаке и рыбке» (3 %). Единичные ответы: «Суп из колбасной палочки», «Огниво», «Кот в сапогах».
Ответы на вопрос: «Кто в детстве рассказывал тебе сказки?» распределились следующим образом – мама (81 %), бабушка (10 %), папа (9%). На вопрос: «Басня, которая тебе лучше всего запомнилась?» самый популярный ответ: «Обоз» (39,2%). Одинаковое количество учащихся выбрали басни: «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Осёл и соловей» (по 6,7%). Единичные ответы: «Свинья под дубом», «Лиса и журавль» (!), «Руслан и Людмила»(!), «Зеркало и обезьяна», «Добрыня Никитич» (!), «Смешарики»(!),«Колобок»(!). На вопрос: «Какая русская народная сказка тебе нравится?», самыми популярными ответами стали: «Морозко» (8,9%). Одинаковое количество учащихся выбрали: «Царевна – Лягушка» и «Колобок» (по 7,5%). Единичные ответы: «Конек-Горбунок», «Три богатыря» (!), «Про Федота стрельца», «Красная шапочка» (!), «Летучий корабль», «Спящая царевна и семь богатырей», «Крошечка-Хаврошечка», «Каша из топора». На вопрос: «Какого героя из былин ты помнишь?», самые популярные ответы: Илью Муромца (23,2%), трех богатырей (10%), Алёшу Поповича (8,9%). Единичные ответы: Золотая рыбка (!), Иван-дурак, Князь Игорь, Владимир Великий, кот, муха, Иван-царевич, мартышка, ворона.
Заключение
Проанализировав результаты олимпиады, было выявлено, что больше всего неправильных ответов получено на вопросы № 3 «В какой сказке А. С. Пушкина есть поговорка «Не садись не в свои сани»?, № 5 «Этот фильм был снят по мотивам русских народных сказок во время Великой Отечественной войны и вошёл в золотой фонд советского кинематографа», и № 9 «Этот напиток, популярный у наших предков, стал одним из символов благополучия на Руси благодаря русским народным сказкам и дал название сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина». Вопросы, которые не вызвали затруднения у учащихся № 2: «Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, часто в таком произведении высмеиваются пороки и недостатки людей», № 6 «Какого роста был Конёк-Горбунок?» и № 8«Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок» Так начинается басня одного из самых известных русских баснописцев. Эта басня носит название...»
Проанализировав результаты анкетирования, мы выяснили, что современные школьники предпочитают смотреть мультфильмы иностранного производства, преимущественно современные. Русские сказки, басни и былины школьники читают. Путают героев сказок и былин, вместо русских народных сказок называют современные сказки и сказки зарубежных авторов. Сказки чаще всего рассказывают мамы, а вот старших братьев и сестер не указал никто.
2016 год в Российской Федерации объявлен Годом Российского кино, в связи с этим хотелось, чтобы современные школьники больше смотрели мультфильмы по мотивам русских народных сказок и знали культуру своего народа, так как, по мнению многих ученых исследователей, сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом.
Литература
Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 1977
Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 1980
Клюева Н.В. Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. М. Владос-Пресс. 2006
Клюева Н. В., Батракова С. Н., Варенова Ю. А., Кабанова Т. Б., Кашапов М. М., Рожков М. И., Смирнов А. А, Субботина Л. Ю., Третьякова Г. Ф Педагогическая психология. http://www.libok.net/writer/11302/kniga/62291/-_kollektiv_avtorov/pedagogicheskaya_psihologiya_uchebnik_dlya_vuzov/read/30
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Мир и Образование.2008.Пресс. 2006
Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е.Е.Зубаревой - М.: Просвещение
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям http://www.fapmc.ru/rospechat/newsandevents/newsagency/2014/12/item21.html
1Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям http://www.fapmc.ru/rospechat/newsandevents/newsagency/2014/12/item21.html
2 С.И.Ожегов Словарь русского языка. Мир и Образование.2008.
3 Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977
4 Н.В.Клюева Педагогическая психология. Учебник для ВУЗов. М. Владос-Пресс. 2006
5 Клюева Н. В., Батракова С. Н., Варенова Ю. А., Кабанова Т. Б., Кашапов М. М., Рожков М. И., Смирнов А. А, Субботина Л. Ю., Третьякова Г. Ф Педагогическая психология. http://www.libok.net/writer/11302/kniga/62291/-_kollektiv_avtorov/pedagogicheskaya_psihologiya_uchebnik_dlya_vuzov/read/30
13