«РЕАЛИИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«РЕАЛИИ ПРИКЛЮЧЕНИЙ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ»

Панферов А.Ю. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя школа №1
Лисина О.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павловская средняя школа №1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В девятилетнем возрасте Александр Грин сказал: «Поиски интересного чтения были для меня своего рода путешествием» . Мне десять лет и я полностью согласен с его высказыванием , так как во время чтения книги мы отправляемся в увлекательное путешествие в мир эмоций и чувств, сопереживаем героям, напряженно следим за перипетиями сюжета. Но, когда мне предложили поработать над данным проектом, изучить природные географические объекты, которые встречаются в произведениях , то я открыл для себя обратную сторону чтения . Все дело в том, что при чтении я стал больше обращаться к справочникам, атласам, словарям , таким образом круг моих знаний в различных предметных областях увеличился, а это и история, география, биология, математика. На самом деле любая книга откроет свои тайны только тому человеку, кто умеет смотреть и видеть, тому кто умеет удивляться и воспринимать новое, тому кто умеет сам добывать знания и отвечать на интересующие его вопросы.

Для своего исследования я выбрал книгу из списка «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых для самостоятельного прочтения, «Приключения капитана Врунгеля » Андрея Некрасова. Эта книга есть в моей домашней библиотеке. Я читал её и раньше, однако кроме увлекательных приключений главных героев , я не о чем больше не задумывался. Полистав страницы книги, я обнаружил, что, оказывается, отлично помню и самого Христофора Бонифатьевича Врунгеля, и его старшего помощника, здоровяка Лома, и его матроса, хитромудрого Фукса. И отлично помню все – от первого до последнего – их приключения на яхте «Беда» и вы ,наверное, думаете, что все их приключения – небылицы, выдумки, сказки!» Однако, как сказал Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок...» Фантастика? Верно! Небылицы? Точно! Да еще какие смешные , но фокус в том, что, сами того не замечая, мы узнаем много интересного, поучительного – и кстати, вполне достоверного! – о разных странах («Беда» ведь обошла весь мир!), о морском деле, а главное, о том, как должно себя вести достойным и смелым людям... В вышесказанном я и вижу актуальность своей темы.

Во время своего исследования мною было проведено анкетирование среди учащихся 2-4 классов (Приложение №1). Вопросы были связаны с прочтением книги «Приключения Капитана Врунгеля» , и я столкнулся с таким противоречием , что одни учащиеся не читали книгу, а смотрели только мультипликационный фильм, а другие начали читать, но не дочитали , или с трудом дочитали до конца , а третьей группе учащихся книга понравилась и легко читалась.

Гипотеза:

если собрать сведения о природных географических объектах, где побывал капитан Врунгель в своем кругосветном плавании, и создать виртуальный сопроводительный справочник его путешествия, то может быть книгу станет читать интереснее?

Объект исследования : книга Андрея Некрасова «Приключение капитана Врунгеля»

Предмет исследования: природные географические объекты , встречающиеся в произведении.

Цель исследования:

создать виртуальный сопроводительный справочник кругосветного плавания капитана Врунгеля, в котором познакомить читателя с реальными природными географическими объектами, которые посетил капитан Врунгель.

Задачи:

1-выявить все природные объекты и географические названия, встречающиеся в книге;

2-проверить их реальное существование;

3-изучить путь капитана Врунгеля и доказать, что путешествие является кругосветным.

Этапы исследовательской работы :

I этап – подготовительный (сроки : ноябрь-январь 2015-16 год);

II этап – экспериментально-исследовательский (сроки : февраль - март 2016год.)

III этап- теоретический - обобщение полученных результатов (сроки: март 2016г.)

Методы исследования :

1-теоретический

2-эмпирический ( наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документации, продуктов деятельности).

  1. Теоретическая часть.

    1. Основные понятия работы

Географические объекты — существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением (см. географическое положение) целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города Федерального значения, автономная область, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты.

Географическое положение — «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…»

Кругосветное путешествие («кругосветка») — путешествие, маршрут которого в системе отсчёта, связанной с Землёй, однократно огибает земную ось и завершается в исходной точке. Если такое путешествие осуществляется без оказания внешней помощи, без пополнения запасов воды, провизии, оборудования и пр., то такое путешествие называется кругосветным безостановочным путешествием.

Теоретически, обойдя по окружности небольшого радиуса один из полюсов, можно за короткое время пересечь все меридианы и таким образом совершить кругосветное путешествие. Однако обычно под «кругосветным» понимают такое путешествие, при котором путешественник не только пересекает все меридианы, но и обходит Землю по большому кругу.

Виртуа́льность — вымышленный, воображаемый (возможно, для некоторых определённых целей) объект, субъект, категория, отношение, действие и тп. , не присутствующий в данный момент в реальном мире, а созданный лишь игрой воображения человеческой мысли.Зачастую объекты виртуальности (виртуального мира) обладают свойствами, соответствующими объектам реального мира, но, в принципе, могут иметь и свойства, отличающиеся от них (вплоть до противоположных) — к примеру в виртуальности достаточно легко представлять (сфантазировать) «антигравитацию» или «вечную жизнь» , а также предметы с какими угодно свойствами и возможностями. Также в виртуальности допустимо нарушать и причинно-следственные связи.

Используется во многих сферах современной жизни: существуют виртуальные приборы, виртуальный хоккей, виртуальное обучение и даже

виртуальное государство.

Однако, термин виртуализация применяется в основном по отношению к киберпространству (реальности, создаваемой при помощи компьютеров).

Справочник — издание практического назначения, с кратким изложением сведений в систематической форме, в расчёте на выборочное чтение, на то, чтобы можно было быстро и легко навести по нему справку.

  1. Исследовательская часть

  1.  
    1. Комментарии по географическим и природным объектам произведения «Путешествия капитана Врунгеля» .

На втором этапе своей работы, изучая книгу Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», я выявил пункты маршрута , где побывал Врунгель. Отметил места пребывания на глобусе и определил, что Врунгель на самом деле проделал кругосветное путешествие, он обогнул земную ось и завершил свой поход в исходной точке.

Далее был подобран материал , который комментировал название того или иного географического объекта. А также в каждом месте пребывания, мы пытались найти реальные объекты живой и неживой природы, и доказали их существование, либо опровергая то, о чем «говорил» Врунгель. Основным источником получения информации была Википедия - свободная энциклопедия (https://ru.wikipedia.org/ ), энциклопедия животных (http://www.animalsglobe.ru ), справочная литература.

Таким образом, был подобран материал с комментариями и иллюстрациями природных географических объектов для создания виртуального справочника . (Приложение №2)

  1. Практическая часть

  1.  
    1. Создание виртуального сопроводительного справочника по природным географическим объектам произведения

Страничка виртуального сопроводительного справочника «Путешествие капитана Врунгеля» находится на официальном школьном сайте МБОУ Павловской средней школы №1, рубрика «Наши проекты» (http://pavlsoch1.lbihost.ru )

Структура виртуального справочника следующая :

- на главной web- странице имеются гиперссылки для каждого места, где находился Врунгель. По этим гиперссылкам, можно перейти в любой пункт пребывания.

- на каждой web- странице маршрута имеет отрывок из произведения (обозначенный знаком ) , в котором говорится о природном , либо географическом объекте и комментарий к нему с дополнительными ссылками, а также подобрана иллюстрация . Данные комментарии , либо доказывают, либо опровергают информацию в произведение .

- на каждой странице имеются указательные элементы, с помощью которых можно быстро переходит на главную страницу, либо на начало страницы.

Заключение

В ходе своего исследования , мною было доказано предположение , что произведения нужно не читать , а изучать материал, написанный в них . В результате чего, во- первых чтение будет более интересным и увлекательным, во- вторых можно получить новые знания из разных областей наук.

Изучение природных географических объектов позволило мне накопить материал для виртуального справочника, с помощью которого чтение произведения А.Некрасова «Приключение капитана Врунгеля», станет более полезным и поучительным.

Таким образом , все поставленные мной задачи решены . Были выявлены природные объекты и географические названия, встречающиеся в книге, проверено их реальное существование, изучен путь капитана Врунгеля и доказано, что путешествие является кругосветным.

Цель достигнута, был создан виртуальный сопроводительный справочник кругосветного плавания капитана Врунгеля, с помощью которого читатели смогут познакомиться с реальными природными географическими объектами, которые посетил капитан Врунгель.

Продуктом моей исследовательской работы является виртуальный сопроводительный справочник «Путешествие капитана Врунгеля», расположенный на официальном школьном сайте.

Используемая литература и источники сети интернет

  1. Некрасов А.С. Приключения капитана Врунгеля. – М.: Эксмо, 2012

  2. Википедия - свободная энциклопедия (https://ru.wikipedia.org/ ),

  3. Энциклопедия животных (http://www.animalsglobe.ru )

Приложение 1.

Результаты опроса.

В опросе приняло участие 80 учащихся 2-4 классов : 2 класс(25 человек), 3 класс (22 человека), 4 класс ( 33 человека).

Учащимся были заданы следующие вопросы.

  1. Любите ли вы читать?

  2. Почему, с какой целью вы читаете произведения?

  3. Смотрели и вы мультипликационный фильм «Приключения капитана Врунгеля»?

  4. Читали ли Вы данное произведение?

  5. Дочитали книгу до конца?

Интерпретация результатов 1 вопроса.

  1. Любите ли вы читать?

Таким образом , 71 учащихся любят читать, 2 ученика не любят читать, 7 учеников читают иногда.

Интерпретация результатов 2 вопроса.

  1. Почему, с какой целью вы читаете произведения?

Класс

Интересно/

Нравится читать

(человек)

Чтобы

получить

знания

(человек)

Из – за сюжета

(человек)

Прочее

(человек)

2 класс

(25ч)

15/2

4

3

1-улучшить технику чтения

3 класс

(22 ч)

6/2

10

0

1/1-чтобы думать, развивать память;

1-чтобы быстро прочитать;

1-заставляют

4 класс

(33ч)

18

12

2

1-чтобы хорошо читать

Таким образом, 43 ученика читают , потому что интересно,26 – чтобы поучить новые знания, 5 из за сюжета, 6 – прочее.

Интерпретация результатов 3 вопроса.

  1. Смотрели и вы мультипликационный фильм «Приключения капитана Врунгеля»?

Таким образом, 54 человека смотрели мультипликационный фильм.

Интерпретация результатов 4 ,5 вопроса.

  1. Читали ли Вы данное произведение?

  2. Дочитали книгу до конца?

Таким образом, видим, что 28 человек читали произведение «Приключение капитана Врунгеля», из которых 19 человек дочитали до конца, 43 человека книгу не читали.

0

Просмотров работы: 724