Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………….......
Глава 1. Библиотека: прошлое и настоящее……………………………………………………...
Глава 2. Исследование отношения учащихся к чтению, выявление читательских интересов младших школьников……………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………...
Литература…………………………………………………………………………………………
Приложение 1. Анкета………………………………………………………………………….....
Приложение 2. Графические проекты учащихся «Библиотека будущего»………………………
Книга-учитель,
Книга – наставник,
Книга - бесценный
Товарищ и друг.
Ум, как ручей,
Высыхает и старится
Если ты выпустишь
Книгу из рук.
Введение
Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Его окружает множество верных, умных и добрых друзей. Друзья – это книги. Они встречают нас с самого раннего детства и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас развиваться.
В школе мы учимся многому, но какие знания без книг умных, интересных, поучительных. Дома невозможно собрать все книги. Они не поместятся в нашей квартире. Да и нет в этом необходимости. Всегда можно взять книгу … угадайте – где?
Снаружи смотришь -
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём,
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Собрались сказки старины:
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай!
(Правильно, это библиотека).
Взрослые говорят, что мы живем в век техники, электроники, информационных технологий. В связи с этим, конечно, у нас есть много различных увлечений – компьютерные игры, игры в интернет-сети, общение в социальных сетях. Но вместе с тем родители с детства привили в нас любовь к чтению. Однако в классе мы часто слышим от одноклассников, что чтение – это скучно и неинтересно. Мне захотелось узнать, кто и как среди наших сверстников относится к чтению.
Объект исследования: учащиеся 3 класса (возраст 8-9 лет).
Предмет исследования: отношение к чтению и читательские интересы учащихся 3-Б класса.
Цель исследования: изучение отношения учащихся 3-Б класса к чтению, выявление их читательских интересов.
Задачи исследования:
Собрать информацию об истории возникновения библиотек;
Провести исследование отношения учащихся 3-Б класса к чтению, выявить их читательские интересы;
Создать банк графических проектов библиотеки будущего.
Гипотеза:Я предположила, что мои одноклассники проявляют недостаточное внимание и заинтересованность к чтению, предпочитая заниматься чем-либо другим в свободное время.
Методы: изучение и анализ литературы, анкетирование, опрос, обработка данных, практическая работа по созданию банка графических проектов библиотеки будущего.
Этапы:
Изучение и анализ литературы;
Опрос (анкетирование) учащихся 3-Б класса;
Анализ полученных данных;
Создание банка графических проектов;
Оформление результатов исследования.
Проект включает в себя данные исследования, проведенного среди учащихся 3-б класса ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области. Диагностический инструментарий: анкета. Сроки проведения исследования: октябрь-ноябрь 2015 года.
Глава 1. Библиотека: прошлое и настоящее.
Используя интернет, я узнала много нового.
Библиотека – это собрание материалов для чтения (а иногда также собрание музыки и видеоматериалов), доступных для того, чтобы люди могли ими пользоваться, но не покупать.
Слово «библиотека» происходит от слов «библио» - книга и «тека» - помещение, где хранятся книги.
Первая библиотека возникла 8000 лет назад. Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин». Их способ письма известен как клинопись.
Библиотеки Древнего Египта находились в храмах, их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.
В конце периода Средневековья, когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты тоже стали коллекционировать книги.
Самая первая государственная библиотека возникла на Руси в городе Киеве. Ее основателем был Ярослав Мудрый.
В настоящее время неподалеку от Кремля находится самая большая в России Российская государственная библиотека. Раньше она называлась библиотекой имени Ленина, а еще раньше - Румянцевской. Граф Румянцев создавал библиотеку на собственные средства. Эту библиотеку Румянцев передал в дар своему народу. Сейчас в ней 40 млн. книг на 247 языках.
А ещё я теперь знаю, что день 27 мая считается общероссийским Днем библиотек.
Сегодня большая часть средств, необходимых для работы публичных библиотек в населенных пунктах, поступает из налогов, которые платят люди, живущие в больших и маленьких городах.
Можно сказать, что в каком-то смысле ты и все остальные жители твоего города или селения являетесь совместными владельцами местной публичной библиотеки и всех замечательных книг, видеоматериалов, компакт-дисков и других материалов в ней. Какую лучшую причину можно придумать для того, чтобы ты относился бережно к материалам, которые берешь в библиотеке? Получается, что к ним нужно относиться с тем же уважением, с каким ты относишься к собственным вещам и вещам своего друга. Не стоит забывать и о том, что материалы, которые ты берешь в библиотеке, нужно вовремя возвращать, ведь кто-то еще ждет своей очереди.
Глава 2. Исследование отношения учащихся к чтению, выявление читательских интересов школьников 3-Б класса
Мною было проведено исследование с целью выявления отношения учащихся к чтению и определению их читательских интересов. В исследовании принимали участие учащиеся 3-б класса нашей школы – всего 21 человек. Диагностический инструментарий: анкета. Сроки проведения исследования: октябрь-ноябрь 2015 года. В результате проведенного исследования были получены следующие данные:
На вопрос анкеты « Что ты предпочитаешь делать в свободное время?» шесть человек ответили – гулять, восемь – играть на компьютере, а читают в свободное время только 7 школьников.
Интересно, что при этом на второй вопрос «Любишь ли ты читать?» 20 моих одноклассников ответили положительно.
На вопрос «Сколько времени ты уделяешь чтению?» мы получили такие ответы: 10 учащихся читают 15-20 минут в день, 6 человек - час перед сном и ещё 5 - только по выходным. А есть в нашем классе ребята, чтение которых ограничивается только выполнением домашнего задания.
Таблица 1
Варианты ответов |
Количество учащихся |
15 минут в день |
10 |
1 час перед сном |
6 |
По выходным |
5 |
Каждую свободную минуту |
0 |
Выполнение домашнего задания |
0 |
На вопрос «Посещаешь ли ты библиотеку?» больше половины школьников ответили – да, с удовольствием. Но при этом мы обратили внимание, что 7 учащихся не приходят в библиотеку за книгами.
Следующий вопрос помог выявить нам читательские интересы наших одноклассников - «О чем ты любишь читать?». Мы узнали, что семь учащихся любит читать о животных и еще семь – о приключениях, 6 - читают обо всем.
Таблица 2
Варианты ответов |
% от всех учащихся |
О животных |
7 |
О приключениях |
7 |
Обо всем |
6 |
О природе |
0 |
О детях |
1 |
Кроме этого я получила самые разнообразные ответы на вопрос «Назови свою любимую книгу»: Простоквашино, Кир Булычев «Сто лет тому вперед», рассказы Кира Булычева, Азбука зверей, Волшебницы Винкс, Черепашки Ниндзя, Фунтик и его друзья и другие.
Заключение
Я в своей работе «Библиотека – души аптека» познакомилась с понятием, историей возникновения библиотек.
Мною было проведено исследование с целью выявления отношения учащихся к чтению и определению их читательских интересов. В результате проведенного исследования я узнала, что учащиеся 3-б класса любят читать, но уделяют чтению всего 15 минут в день, а в свободное время предпочитают погулять или поиграть в компьютер. Больше всего мои одноклассники любят читать о животных и о приключениях.
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: мои одноклассники проявляют недостаточное внимание и заинтересованность к чтению.
Получив такие результаты, я решила помочь сверстникам приобщиться к удивительному и увлекательному миру чтения. А заинтересовала я их для начала творческим заданием – создать графический проект библиотеки будущего. У нас получился целый банк самых разнообразных идей, и ребята остались довольными. Я думаю, что первый шаг удался, а впереди еще много-много работы.
Литература
Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 10 п.л.
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт.-сост. Е.М. Зуева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 336 с.
Дьяченко Н.П. «Рождение книги» - Москва: 1990.
Ожегов С.И. «Словарь русского языка» - Москва: 1990.
Тимофеева, И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением / И. Н. Тимофеева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – 408 с.
Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч.1.Чтение как творчество. Ч.2.Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомирова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.
Что такое библиотека? - http://www.pochemu-chka.ru
Приложение 1
Анкета
В свободное время ты предпочитаешь:
- смотреть телевизор
- гулять
- слушать музыку
- танцевать
- читать
- спать
- другое
Любишь ли ты читать?
- да
- нет
Сколько времени ты уделяешь чтению?
- 15 минут в день
- час перед сном
- каждую свободную минуту
- по выходным
- другое
О чем ты любишь читать?
– о природе
- о животных
- о детях
- о приключениях
- обо всем
Назови свою любимую книгу.
Посещаешь ли ты библиотеку?
- да, с удовольствием
- когда задает учитель
- нет
Приложение 2
Примеры графических проектов
учащихся 3-б класса
«Библиотека будущего»
11