БИБЛИОТЕКА – ДУШИ АПТЕКА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БИБЛИОТЕКА – ДУШИ АПТЕКА

Погодина Е. 1
1
Головачева Г.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………….......

Глава 1. Библиотека: прошлое и настоящее……………………………………………………...

Глава 2. Исследование отношения учащихся к чтению, выявление читательских интересов младших школьников……………………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………………………...

Литература…………………………………………………………………………………………

Приложение 1. Анкета………………………………………………………………………….....

Приложение 2. Графические проекты учащихся «Библиотека будущего»………………………

Книга-учитель,

Книга – наставник,

Книга - бесценный

Товарищ и друг.

Ум, как ручей,

Высыхает и старится

Если ты выпустишь

Книгу из рук.

Введение

Человек, любящий и умеющий читать – счастливый человек. Его окружает множество верных, умных и добрых друзей. Друзья – это книги. Они встречают нас с самого раннего детства и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас развиваться.

В школе мы учимся многому, но какие знания без книг умных, интересных, поучительных. Дома невозможно собрать все книги. Они не поместятся в нашей квартире. Да и нет в этом необходимости. Всегда можно взять книгу … угадайте – где?

Снаружи смотришь -

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Собрались сказки старины:

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй, отгадай!

(Правильно, это библиотека).

Взрослые говорят, что мы живем в век техники, электроники, информационных технологий. В связи с этим, конечно, у нас есть много различных увлечений – компьютерные игры, игры в интернет-сети, общение в социальных сетях. Но вместе с тем родители с детства привили в нас любовь к чтению. Однако в классе мы часто слышим от одноклассников, что чтение – это скучно и неинтересно. Мне захотелось узнать, кто и как среди наших сверстников относится к чтению.

Объект исследования: учащиеся 3 класса (возраст 8-9 лет).

Предмет исследования: отношение к чтению и читательские интересы учащихся 3-Б класса.

Цель исследования: изучение отношения учащихся 3-Б класса к чтению, выявление их читательских интересов.

Задачи исследования:

  1. Собрать информацию об истории возникновения библиотек;

  2. Провести исследование отношения учащихся 3-Б класса к чтению, выявить их читательские интересы;

  3. Создать банк графических проектов библиотеки будущего.

Гипотеза:Я предположила, что мои одноклассники проявляют недостаточное внимание и заинтересованность к чтению, предпочитая заниматься чем-либо другим в свободное время.

Методы: изучение и анализ литературы, анкетирование, опрос, обработка данных, практическая работа по созданию банка графических проектов библиотеки будущего.

Этапы:

  1. Изучение и анализ литературы;

  2. Опрос (анкетирование) учащихся 3-Б класса;

  3. Анализ полученных данных;

  4. Создание банка графических проектов;

  5. Оформление результатов исследования.

Проект включает в себя данные исследования, проведенного среди учащихся 3-б класса ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области. Диагностический инструментарий: анкета. Сроки проведения исследования: октябрь-ноябрь 2015 года.

Глава 1. Библиотека: прошлое и настоящее.

Используя интернет, я узнала много нового.

Библиотека – это собрание материалов для чтения (а иногда также собрание музыки и видеоматериалов), доступных для того, чтобы люди могли ими пользоваться, но не покупать.

Слово «библиотека» происходит от слов «библио» - книга и «тека» - помещение, где хранятся книги.

Первая библиотека возникла 8000 лет назад. Жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин». Их способ письма известен как клинопись.

Библиотеки Древнего Египта находились в храмах, их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.

В конце периода Средневековья, когда были построены величественные соборы, люди стали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты тоже стали коллекционировать книги.

Самая первая государственная библиотека возникла на Руси в городе Киеве. Ее основателем был Ярослав Мудрый.

В настоящее время неподалеку от Кремля находится самая большая в России Российская государственная библиотека. Раньше она называлась библиотекой имени Ленина, а еще раньше - Румянцевской. Граф Румянцев создавал библиотеку на собственные средства. Эту библиотеку Румянцев передал в дар своему народу. Сейчас в ней 40 млн. книг на 247 языках.

А ещё я теперь знаю, что день 27 мая считается общероссийским Днем библиотек.

Сегодня большая часть средств, необходимых для работы публичных библиотек в населенных пунктах, поступает из налогов, которые платят люди, живущие в больших и маленьких городах.

Можно сказать, что в каком-то смысле ты и все остальные жители твоего города или селения являетесь совместными владельцами местной публичной библиотеки и всех замечательных книг, видеоматериалов, компакт-дисков и других материалов в ней. Какую лучшую причину можно придумать для того, чтобы ты относился бережно к материалам, которые берешь в библиотеке? Получается, что к ним нужно относиться с тем же уважением, с каким ты относишься к собственным вещам и вещам своего друга. Не стоит забывать и о том, что материалы, которые ты берешь в библиотеке, нужно вовремя возвращать, ведь кто-то еще ждет своей очереди.

Глава 2. Исследование отношения учащихся к чтению, выявление читательских интересов школьников 3-Б класса

Мною было проведено исследование с целью выявления отношения учащихся к чтению и определению их читательских интересов. В исследовании принимали участие учащиеся 3-б класса нашей школы – всего 21 человек. Диагностический инструментарий: анкета. Сроки проведения исследования: октябрь-ноябрь 2015 года. В результате проведенного исследования были получены следующие данные:

На вопрос анкеты « Что ты предпочитаешь делать в свободное время?» шесть человек ответили – гулять, восемь – играть на компьютере, а читают в свободное время только 7 школьников.

Интересно, что при этом на второй вопрос «Любишь ли ты читать?» 20 моих одноклассников ответили положительно.

На вопрос «Сколько времени ты уделяешь чтению?» мы получили такие ответы: 10 учащихся читают 15-20 минут в день, 6 человек - час перед сном и ещё 5 - только по выходным. А есть в нашем классе ребята, чтение которых ограничивается только выполнением домашнего задания.

Таблица 1

Варианты ответов

Количество учащихся

15 минут в день

10

1 час перед сном

6

По выходным

5

Каждую свободную минуту

0

Выполнение домашнего задания

0

На вопрос «Посещаешь ли ты библиотеку?» больше половины школьников ответили – да, с удовольствием. Но при этом мы обратили внимание, что 7 учащихся не приходят в библиотеку за книгами.

Следующий вопрос помог выявить нам читательские интересы наших одноклассников - «О чем ты любишь читать?». Мы узнали, что семь учащихся любит читать о животных и еще семь – о приключениях, 6 - читают обо всем.

Таблица 2

Варианты ответов

% от всех учащихся

О животных

7

О приключениях

7

Обо всем

6

О природе

0

О детях

1

Кроме этого я получила самые разнообразные ответы на вопрос «Назови свою любимую книгу»: Простоквашино, Кир Булычев «Сто лет тому вперед», рассказы Кира Булычева, Азбука зверей, Волшебницы Винкс, Черепашки Ниндзя, Фунтик и его друзья и другие.

Заключение

Я в своей работе «Библиотека – души аптека» познакомилась с понятием, историей возникновения библиотек.

Мною было проведено исследование с целью выявления отношения учащихся к чтению и определению их читательских интересов. В результате проведенного исследования я узнала, что учащиеся 3-б класса любят читать, но уделяют чтению всего 15 минут в день, а в свободное время предпочитают погулять или поиграть в компьютер. Больше всего мои одноклассники любят читать о животных и о приключениях.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: мои одноклассники проявляют недостаточное внимание и заинтересованность к чтению.

Получив такие результаты, я решила помочь сверстникам приобщиться к удивительному и увлекательному миру чтения. А заинтересовала я их для начала творческим заданием – создать графический проект библиотеки будущего. У нас получился целый банк самых разнообразных идей, и ребята остались довольными. Я думаю, что первый шаг удался, а впереди еще много-много работы.

Литература

  1. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 10 п.л.

  2. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт.-сост. Е.М. Зуева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 336 с.

  3. Дьяченко Н.П. «Рождение книги» - Москва: 1990.

  4. Ожегов С.И. «Словарь русского языка» - Москва: 1990.

  5. Тимофеева, И. Н. Дети. Время. Книга: пособие для руководителей детским чтением / И. Н. Тимофеева. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009. – 408 с.

  6. Тихомирова, И. И. Как воспитать талантливого читателя: сб. статей: в 2-х ч. Ч.1.Чтение как творчество. Ч.2.Растим читателя-творца / авт.-сост. И.И. Тихомирова; предисл., коммент., прилож. И.И. Тихомирова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2009.

  7. Что такое библиотека? - http://www.pochemu-chka.ru

Приложение 1

Анкета

  1. В свободное время ты предпочитаешь:

- смотреть телевизор

- гулять

- слушать музыку

- танцевать

- читать

- спать

- другое

  1. Любишь ли ты читать?

- да

- нет

  1. Сколько времени ты уделяешь чтению?

- 15 минут в день

- час перед сном

- каждую свободную минуту

- по выходным

- другое

  1. О чем ты любишь читать?

– о природе

- о животных

- о детях

- о приключениях

- обо всем

  1. Назови свою любимую книгу.

  2. Посещаешь ли ты библиотеку?

- да, с удовольствием

- когда задает учитель

- нет

Приложение 2

Примеры графических проектов

учащихся 3-б класса

«Библиотека будущего»

11

Просмотров работы: 580