НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБЩЕНИИ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ОБЩЕНИИ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО

Гришугина М.А. 1
1ГБОУ СОШ №531
Синица А.И. 1
1ГБОУ СОШ №531
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Оглавление 

Введение 3

Глава 1.Невербальная коммуникация 4

§1 Изучение невербального общения 4

§2 Краткая характеристика основных компонентов невербального общения 5

Глава 2. Анализ невербальной коммуникации на примере текстов Михаила Зощенко. 7

Заключение 10

Литература 11

Введение

В современном мире, чтобы понять человека, достаточно посмотреть на то, как человек жестикулирует, двигается, делает определённые интонации в своей речи. Ведь, по мнению психологов, до 60% коммуникаций осуществляется за счёт невербальных средств. Рассматривая данное высказывание необходимо принять во внимание особенности используемых в разговоре жестов, мимики, так как именно эти элементы невербального общения становятся часто причиной непонимания в процессе коммуникации. Многие литературные произведения до сих пор многим читателям не понятны в полной мере именно по причине непонимания поступков некоторых героев. Однако при глубоком анализе как вербальной коммуникации, так и невербальной, указанные герои стали бы более понятны читателям. Этим и обусловлена достаточная актуальность выбранной мною темы.

Цель моего исследования — проанализировать природу невербальной коммуникации и выделить роль невербальной коммуникации в системе общения героев произведений М.Зощенко.

Задачи, необходимые для достижения указанной цели:

  • определить сущность понятия невербальной коммуникации и выделить средства невербальной коммуникации;

  • определить основные функции невербальной коммуникации;

  • обозначить роль невербальной коммуникации в процессе речевого общения героев в произведениях Михаила Зощенко;

Гипотеза: анализ невербальной коммуникации общения героев способствует лучшему пониманию текста.

Методы исследования:

  • теоретический анализ и обобщение научной литературы,

  • изучение и анализ художественной литературы,

  • фиксация отдельных поведенческих проявлений,

  • выделение необходимых компонентов и обобщение материала.

Первая глава учебно-исследовательской работы «Невербальная коммуникация» посвящена ознакомлению с теоретическим материалом по вопросу невербальной коммуникации. Глава разделена на два параграфа, один из которых посвящен конкретным мнениям ведущих психолингвистиков относительно необходимости учёта невербальной коммуникации при анализе общения людей. Второй параграф направлен на ознакомление с различными компонентами невербальной коммуникации, так как именно на них будет направлено внимание в практической части работы.

Вторая глава посвящена анализу подобранных литературных текстов по рассказам Михаила Зощенко с точки зрения использованных автором компонентов невербальной коммуникации в диалогах его литературных героев. В ходе анализа необходимо рассмотреть роль невербальной коммуникации во взаимопонимании людей, в выражении собственных эмоций.

Глава 1.Невербальная коммуникация §1 Изучение невербального общения

Невербальное общение — это коммуникация без использования слов. Это наиболее древняя форма общения. Ещё наши предки успешно общались между собой, используя жесты, наклоны тела, мимику, особый взгляд. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. К проблеме невербального общения в разные времена обращались психологи, философы, лингвисты, искусствоведы и даже артисты.

Например, в произведениях М.Зощенко используется мимика человека:

«Я посмотрел на супругу Митрофана Семёныча. А та улыбнулась этак криво и говорит:

Ах да, говорит, мы теперь, знаете ли, на кухне бросили стряпать... Без плиты обходимся. В столовую ходим.

Из произведения Михаила Зощенко «Семейное счастье»».

В XX веке интерес к невербальному общению так возрос, что выделилась особая область исследования — кинесика. Термин был придуман американским антропологом Рэем Бердвистелом, и означает он «изучение в комплексе: лицевой экспрессии, позы, походки и видимых движений руками и тела». передаётся при помощи невербальных средств.

Р.Бердвистел считает, что только 35% информации передаётся при помощи слов, остальная часть приходится не невербальную экспрессию. Учёный Мейерабиан и профессор Бердвил провели аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей и обнаружили, что более 65% информации передаётся при помощи невербальных средств.

Дж.Фаст, Дж. Неренберг, А.Пиз раскрыли закономерности влияния невербальных способов общения на установление контакта и взаимопонимания между партнёрами.

§2 Краткая характеристика основных компонентов невербального общения

Все элементы невербального общения: мимика, походка, жесты, поза, тактильные средства, акустические (не связанные с речью, например, тембр голоса, интонация) средства, зоны общения, запахи, кожные реакции и многие другие - выполняют функцию дополнения и замещения речи, создают психологический контакт между партнёрами, пeредают эмоциональное состояние партнёров по общению, отражают истолкование ситуации.

Инструментом такого «общения» является тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Это позволяет не только лучше понять собеседника, но и предвидеть, какое впечатление произведёт на него услышанное ещё до того, как он выскажется по данному поводу. Такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять своё поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. Рассмотрим некоторые компоненты невербального общения.

Поза — это положение тела, которое способно принимать около 1000 устойчивых различных положений. Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе, субординацию, стремление к совместной деятельности и т.п. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринуждённую позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации. Не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: например, широко расставленные на столе локти, зажатые в кулаки или сцепленные пальцы, чуть наклонённая вперёд голова, насупленные брови.

Открытой считается поза, в которой ноги и руки не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развёрнуты к партнёру по общению. Это – поза доверия, согласия, доброжелательности и психологического комфорта. Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряжённом состоянии, с развёрнутыми плечами; человек, которому не нужно подчёркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринуждённой позе.

Походка — это стиль передвижения человека. По походке можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте, о таких эмоциях, как гнев, страдание, гордость, счастье и т.п. Психологи выяснили, что «тяжёлая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, лёгкая – для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетённая, такой человек редко глядит вверх. Люди, которые быстро ходят и размахивают руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы её реализовать. Тот, кто всегда держит руки в карманах, скорее всего, очень критичен и скрытен и, как правило, ему нравится подавлять других людей. Люди, занятые решением проблем, часто ходят в позе «мыслителя»: голова опущена, руки сцеплены за спиной, походка медленная. Самодовольные люди ходят с высоко поднятым подбородком. Руки двигаются подчёркнуто энергично, а ноги словно деревянные.

Мимика — движение мышц лица, и это главный показатель чувств. Исследования психологов показывают, что при неподвижном лице теряется до 15% информации. Ведь в мимическом выражении лица 6 основных эмоциональных состояний: гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение. Основную информативную нагрузку при этом несут брови.

Особую роль в общении играет визуальный контакт. Если мы смотрим на говорящего, это помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, то есть основание полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо. А если слишком много, то это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжёт или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнёра менее 1/3 времени разговора.

Самым значимым компонентом невербального общения являются жесты. Жесты – это движения руками или другие телодвижения. Знаменитый оратор древности Деосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: «Жесты, жесты, жесты». Говоря об их значении, учёный Кони отмечает: «Жест уточняет мысль, оживляет её, в сочетании со словами усиливает её эмоциональное значение, способствует лучшему восприятию речи».

По своему назначению жесты делятся на следующие группы:

1.Механические жесты, которые вольно или невольно призваны отвлекать внимание человека. Это своеобразный аналог слов–паразитов.

2.Ритмические жесты, связанные непосредственно с ритмикой речи и призваны подчёркивать логическое ударение, замедление и ускорение речи.

3.Эмоциональные жесты, которые передают разнообразные оттенки чувств.

4.Указательные жесты, которые требуются для выделения какого-то предмета из ряда других.

5.Изобразительные жесты, с помощью которых человек как бы изображает предмет, наглядно показывает его.

Глава 2. Анализ невербальной коммуникации на примере текстов Михаила Зощенко.

С помощью невербальных коммуникаций мы можем определить точность действий и фраз. Без добавления невербальных коммуникаций в произведения смысл сделанных действий или смысл сказанных слов мог бы кардинально поменяться. Рассмотрим уже указанный в первой главе пример:

«Я посмотрел на супругу Митрофана Семёныча. А та улыбнулась этак криво и говорит:

Ах да, говорит, мы теперь, знаете ли, на кухне бросили стряпать... Без плиты обходимся. В столовую ходим».

Из произведения Михаила Зощенко «Семейное счастье».

Без использования мимики и интонации нам было бы непонятно, что супруга Митрофана Семёныча вовсе не была рада новым изменениям. Таким образом, интонацией и своим выражением лица, она хотела показать мужу то, что думает об этом на самом деле[1]. Однако муж не считал ее за полноправного человека, что подтверждают эти строки «Пущай и баба свободу узнает... Такой же она человек, как и я. (воскликнул довольный хозяин )». Героиня его фразы расшифровала и сделала для себя вывод, что её мнение выражать с помощью вербальной коммуникации будет бессмысленно.

Из этого следует, что функцией невербальных коммуникаций является уточнение и пояснение речи. Точность фраз поможет нам разобраться в ситуации полностью. Невербальная коммуникация нужна нам для того, чтобы понять реакцию человека на заданный вопрос или сделанное действие:

«У нас, например, можно на чай не дать. Ничего такого не произойдёт. Ну скривит официант морду или стулом двинет — дескать, сидел тоже, рыжий пёс... И всё».

Из произведения Михаила Зощенко «Хамство».

«Скривит морду» — этим действием герой показал то, что он возмущён, разочарован и, возможно, зол, потому что обслуживал клиента, а тот его не отблагодарил.

Также можно представить еще один пример:

«- Чего, — спрашиваю, — возитесь, хозяюшка? А она рукой машет.

-Я, — говорит, — милый человек, и не думала, что так бедновато живу».

Из произведения Михаила Зощенко «Бедность».

Если бы не жест (эмоциональный жест — взмах руки), который показала хозяйка, нам бы не была понятна реакция на заданный вопрос. Махнув рукой, она показала, что расстроена и не хочет отвечать на вопрос, как будто отмахивается от него. То есть невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, т. е. фактически заменять текст[3].

Также с помощью невербальных коммуникаций можно понять, как человек относится к другому человеку. Рассмотрим на примере:

«-Ты что ж это, бродяга! — кричала баба, доходя в некоторых словах до полного визгу. — Ты кого же посадил-то, черт рваный? Обормот, горе твое луковое! Мой мужик оглянулся назад и усмехнулся в бороденку».

Из произведения Михаила Зощенко «Именинница».

«Оглянулся назад и усмехнулся в бороденку» — этими действиями мужик показал свое неуважение к жене. Даже не смотря на то, что он изначально отвозил жену за покупками, так как она именинница, он сочтёт верным взять пассажира, а не довести свою жену домой, как должен был. этими действиями он показал, что он не только не уважал свою жену, но еще и пренебрегал ей.

«Когда шаги грабителя стали совершенно неслышны, Вася Чесноков заёрзалвдруг ногами по снегу и закричал тонким, пронзительным голосом:

- Караул! Грабят!

Потом сорвался с места и побежал по снегу, в ужасе подпрыгивая и дёргая ногами. Машенька осталась у решётки».

Из произведения Михаила Зощенко «Любовь».

Своим действием Вася Чесноков показал, как он действительно относился к Машеньке, что не совпадало с его словами. Убежав он показал, что ему уже все равно, что дальше случится с Машенькой. Он эгоист. Ему было главное, чтобы люди узнали о его проблеме, а ему нужно, как можно быстрее, от нее убежать[2].

«Давеча на улице какой-то молодой парнишка бутылку разбил.

«…»

Разбил, чёрт такой, и пошёл дальше.»

Из рассказа М. Зощенко «Бутылка»

Своими действиями молодой человек показал, что он не уважает окружающих его людей. Что ему будет все равно если кто-то наступит и поранится этой бутылкой.

С помощью действий или жестов можно понять, как человек относится к другому, но также об этом нам подскажет интонация произнесенной фразы. Узнать заинтересован ли человек в беседе или ему наоборот скучно разговаривать.

«- Больна я, — сказала Анисья. — То есть вся насквозь больная. Каждая косточка ноет и трясётся. Сердце гниёт заживо.

- С чего бы это? — равнодушно спросил фельдшер».

Из произведения Михаила Зощенко «Пациентка».

В этой фразе мы может увидеть, что фельдшер совсем не заинтересован в проблеме Анисьи, что ему все равно. Возможно, он даже не поверил девушке, так как первый вопрос, который он задал, был: «С чего бы это?», выражающий, скорее, равнодушие, а не удивление или заинтересованность. Автор усиливает эту интонацию наречием «равнодушно».

С помощью интонации, мимики и жестам, можно узнать в каком настроении находится собеседник или какие эмоции он испытывает [1]:

«- Можно, можно, — передразнил он жену.— Ты, Мотя, всегда недовольна. Другая бы прыгала и скакала, что её раскрепостили, а ты надуешься, как мышь на крупу, и молчишь... Ведь небось довольна, что не приходится на кухне торчать? Ну отвечай же гостю!»

Из произведения Михаила Зощенко «Семейное счастье».

С помощью интонаций героя, а именно передразнивания, мы понимаем, что хозяин дома раздражён, он не понимает, почему его жена так реагирует и из-за этого направляет свое раздражение в ее адрес.

«Приезжий москвич, еле ворочая языком, говорит администрации:

Тысчонки бы за две нельзя? В крайнем случае не надо мне ставить этих херувимов. Не такое сейчас время, чтоб платить за этих самых херувимов...»

Из рассказа М. Зощенко «Водяная феерия».

В данной ситуации его действия, еле ворочил языком, можно объяснить тем что москвич был напуган и ему было страшно. Из-за этого его речь была несвойственна герою.

«Молодая, интересная собой кондукторша ядовито говорит пассажиру:

Что же вы думаете: даром я вас повезу? Платите, короче говоря, деньги или сойдите с моего вагона.»

Из рассказа М.Зощенко «Облака»

С помощью наречия «Ядовито» мы можем обнаружить невербальную коммуникацию, такую как тон. Мы можем понять, что кондукторша была возмущена и своим тоном показала это пассажиру.

Как видите невербальные коммуникации скрываются за каждым нашим действием и словом, будь она выражена мимикой лица или интонацией произношения.

В указанном далее примере можно поначалу не заметить невербальную коммуникацию, однако она присутствует и выражена тоном, интонацией, мимикой и избеганием визуального контакта:

«Она одернула свои юбки, не глядя на мужа, просто сказала: — Выгружать, что ли? — Конечно, выгружать, — сказал мужик.— Не до лету лежать товару».

Из произведения Михаила Зощенко «Именинница».

Своим тоном и словами жена «мужика» показала, что она обижена, ведь тот, действительно, задел ее своими действиями. Однако женщина не высказала свою обиду мужу, так как знала, что ее слова для него ничего не значат, потому что ее муж пренебрегал ей.

Коммуникация изначально делятся на вербальную и невербальную, а вот уже невербальная в свою очередь может делиться на коммуникации как человека с человеком, так и человека с животным, что подтвердил нам следующий пример:

«Он сидел на передке, свесив вниз ноги, и непре­станно цокал на лошадь языком.

Между прочим, цокал он языком абсолютно всю дорогу.»

Из произведения Михаила Зощенко «Именинница».

«Непрестанно цокал, цокал языком абсолютно все дорогу» —таким звукоподражанием мужик общался с лошадью, так он указывал ей, что делать, если бы он перестал цокать лошадь бы поняла и остановилась. Лошади так было легче воспринимать мужика. Этим действием мужик не хотел надоедать главному герою произведения, а, всего на всего, взаимодействовал со своей лошадью[4].

Заключение

Удалось выяснить, что невербальной коммуникации общения героев способствует лучшему пониманию текста. В ходе исследования подтвердили, что невербальная коммуникация играет значимую роль в общении, как человека с человеком, так и человека с животными. На первом плане в произведениях всегда стоят вербальные коммуникации, однако сухие диалоги без добавления в них жестов или интонаций были бы нам непонятны.

Михаил Зощенко был сатириком, поэтому в своих рассказах хотел именно показать, высмеять какую-то определённую деталь характера героя, взаимоотношение между людьми. Чтобы подчеркнуть это, он использовал слова-сигналы, однако, чтобы характер данных сигналов стал понятен читателям, он добавлял элементы невербальной коммуникации. Отсюда можно сделать вывод, что именно невербальная коммуникация очень важна для сатирических рассказов Михаила Зощенко, потому что именно эти мелкие делали помогают нам определить именно ту проблему, которую пытается нам показать автор. С помощью невербальных описаний мы можем лучше понять и проанализировать героя.

Можно сказать, что М.Зощенко создал свой художественный стиль. Самый рассвет таланта Зощенко был в двадцатых годах двадцатого века. Автор описал о самых не подходящих на это место вещах, таких как пьянство, о бытовых делах, о людях которые терпят одни неудачи в своей жизни. Он не мог бы описать все те вещи, так что бы передать правильную мысль читателю, одними словами, не использовав различные интонации, жесты и мимику героев.

В дальнейших исследованиях я бы хотела изучить произведения Ф.М.Достоевского и выявить роль невербальных коммуникаций в его психологических романах. Результаты моего исследования поспособствуют читателю лучше понимать текст произведений.

Литература
  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М, 1982.

  2. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л, 1971.

  3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. М, 1980.

  4. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту,1974.

  5. Сборник рассказов Михаила Зощенко//Электронный ресурс URL: http://ostrovok.de/old/classics/zoshchenko/

3

Просмотров работы: 13497