СЕМАНТИКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО МИФА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СЕМАНТИКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО МИФА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖ. Р. Р. ТОЛКИНА

Красюков В.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 4 Ворошиловского района Волгограда»
Гузенко И.В. 1
1МОУ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 Оглавление

Введение…………………………………………………………………...

3

Глава I. Миф как категория культуры……………….........................

5

  1.  
    1. Определение категории «мифа»…………………………………...

5

  1.  
    1. Осмысление мифа в художественном тексте…………………….

6

  1.  
    1. Мифологические истоки творчества Дж. Р.Р. Толкина………….

7

Глава II. Мифотворчество Дж. Р.Р. Толкина………………………...

9

2.1. Мифические существа в произведениях Дж. Р.Р. Толкина……….

9

2.2. Мифологические прообразы персонажей. Гэндальф Серый………

11

2.3. Мифологические символы и предметы……………………………..

12

Заключение………………………………………………………………...

14

Список источников и литературы………………………………………..

15

Введение

Творчество Дж.Р.Р. Толкина во второй половине ХХ века и начале XXI века вызвало широкий резонанс в русскоязычной культурной и литературной среде. Это проявилось в создании сообществ, объединявших людей общим интересом к текстам писателя, проведении ролевых игр по эпизодам толкиновских произведений, организации фестивалей. Не менее важным результатом такого резонанса является появление большого количества произведений в жанре фэнтези.

Интерес к книгам Дж.Р.Р. Толкина вызвал всплеск многочисленных теорий, благодаря которым можно проследить изменение объектов исследования текстов писателя, многообразие подходов к изучению его произведений, а также полемику по их поводу.

Один из исследователей произведений Толкина Д.О. Виноходов отмечает: «В русскоязычном культурном пространстве творчество Толкина получило широкую известность сравнительно поздно - лишь в 70-80-х гг. прошлого века. В первые годы века нынешнего российская толкинистика завершает период первоначального накопления информации» [Виноходов: Электронный ресурс]. К этому времени основная часть произведений Толкина («Хоббит», «Властелин Колец», «Сильмариллион», «Неоконченные сказания», «История Средиземья» в тринадцати томах, «Письма», малая проза, теоретические работы и т.д.) становится доступной российскому читателю, большинство из них переведено на русский язык. Также переводятся труды зарубежных исследователей, в частности, «Джон Р.Р. Толкин. Биография» Х. Карпентера (2002), «Джон Р.Р. Толкиен. Биография» М. Уайта (2002), «Дорога в Средьземелье » Т. Шиппи (2003), «Толкин русскими глазами» М. Хукера (2003).

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена не только всевозрастающей популярностью творчества Дж. Толкина в нашей стране, но и неутихающими дискуссиями по поводу источников мифологии в его произведениях.

Мифологическая основа творчества Толкина вызывает особый интерес исследователей. В качестве примеров можно назвать работы О. Потаповой «Мифотворчество Дж.Р.Р. Толкина: «Сильмариллион» в контексте современной теории мифа», Е. Ярощук «Миф в Сильмариллионе», Р. Кабакова «Повелитель Колец» Дж.Р.Р. Толкина и проблема современного литературного мифотворчества». Научная новизна данного исследования обусловлена составленной нами классификацией отдельных групп мифов: мифических существ, мифических персонажей, мифических символов и предметов.

Целью исследования является выявление источников мифологии, которые используются и трансформируются писателем в его творчестве, в первую очередь в эпопее «Властелин колец».

Поставленная цель определила круг задач:

- изучение биографии писателя и исследований творчества Дж.Р.Р. Толкина;

- определение категории мифа, осмысление использования категории мифа в тексте;

- выявление мифологических основ эпопеи Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец»;

- классификация отдельных мифологических групп в эпопее автора.

Объектом исследования стал роман Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец».

Предметом исследования являются мифы в эпопее Дж.Р.Р. Толкина.

В основу исследования положена следующая гипотеза: в эпопее Дж.Р.Р. Толкина содержатся разные группы мифов, основанные на различных источниках мифологии; мифы в произведении писателя можно классифицировать.

Работа состоит из Введения, Главы I, Главы II, Выводов по каждой главе, Заключения, Списка литературы и Интернет-источников.

Глава I. Миф как категория культуры

  1.  
    1. Определение категории «мифа»

Мифология как наука о мифах имеет богатую и продолжительную историю. Первые попытки переосмысления мифологического материала были предприняты еще в античности. Изучением мифов в разные периоды времени занимались: Эвгемер, Вико, Шеллинг, Мюллер, Афанасьев, Потебня, Фрейзер, Леви-Строс, Малиновский, Леви-Брюль, Кассирер, Фрейд, Юнг, Лосев, Топоров, Мелетинский, Фрейденберг, Элиаде и многие другие. Но до настоящего времени так и не оформилось единого общепринятого мнения о мифе.

Представители различных научных школ рассматривают разные стороны мифа. Например, Ф. Рэглан (Кембриджская ритуальная школа) определяет мифы как ритуальные тексты, Э. Кассирер (представитель символической теории) говорит об их символичности, А.Ф. Лосев (теория мифопоэтизма) указывает на совпадение в мифе общей идеи и чувственного образа, А.Н. Афанасьев называет миф древнейшей поэзией, Р. Барт - коммуникативной системой. Существующие теории изложены в книге Е.М. Мелетинского «Поэтика мифа» [Мелетинский, 1976].

Слово «мифология» происходит от греческих «mythos» - предание, сказание и «logos» - слово, понятие, учение [Словари и энциклопедии на Академике: Электронный ресурс]. Слово может означать как древний фольклор и народные сказания (мифы, эпосы, сказки и т.п.), так и изучение этого материала в рамках научных дисциплин (например, сравнительная мифология) [Википедия: Электронный ресурс]. В нашей научной работе мы будем использовать первое толкование данного термина.

Вслед за А. А. Радугиным мы считаем, что миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. Миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души [Радугин, 1999].

Таким образом, мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

1.2. Осмысление мифа в художественном тексте

Древняя мифология – общепризнанный историко-культурный факт, который оказал огромное влияние на развитие мировой литературы. Практически непрерывно, но с различной степенью интенсивности, миф воздействовал на литературу следующих эпох в качестве стилистического и сюжетообразующего фактора, обладающего огромным набором образов и символов.

Для нашего исследовании важным является тот факт, что миф есть первичная модель мировидения, но в то же время это продукт нового сознательного и индивидуального мифотворчества, воспроизводящего или имитирующего черты первичного коллективного мифа.

Н. Г. Медведева в своей работе «Миф как форма художественной условности» выделяет три способа использования мифа в литературных произведениях. Во-первых, использование традиционных мифологических параллелей или целостных сюжетов. Герои могут действовать в иной обстановке, в другом времени, носить другие имена, но ситуация остается неизменной.

Во-вторых, произведения, в которых хорошо известный мифологический сюжет творчески продолжается, домысливается. В-третьих, так называемые «авторские» мифы, в которых символическая модель мира создается по аналогии с мифопоэтическими представлениями или структурными чертами мифа. Здесь на первом плане повествования – события и проблемы современности [Медведева: Электронный ресурс].

Таким образом, авторское мышление накладывается на мышление мифопоэтическое, рождая как бы новый миф, несколько отличный от первоисточника, своего прототипа. Именно в разнице между источником и авторским мифом кроется заложенный писателем смысл ил подтекст, ради выражения которого автор использовал миф.

1.3. Мифологические истоки творчества Дж. Р.Р. Толкина.

Одним из крупных направлений литературоведческого анализа творчества Дж.Р.Р. Толкина можно назвать мифологическим (Р. Кабаков, Дж. Пирс, В. Флигер, К. Килби, Дж. Ганс, Т. Шиппи, С. Лузина и др.). Представители данного направления анализируют мифологические и эпические элементы произведений писателя, в частности, эпопеи «Властелин Колец», с разных позиций, определяя ее то как миф, то как эпос, то как мифоэпическое произведение. Представители «мифологического» направления ограничивают эпопею «Властелин Колец» мифоэпическими рамками, обнаруживая в ней героические элементы.

Особое значение для нашего исследования имеют критические замечания по данной проблеме, высказанные самим Дж. Р.Р. Толкином в эссе «О волшебных историях». Дж. Р.Р. Толкин различает классические, древние мифы и современные волшебные истории, написанные по их образу и подобию, считает их обращенными к современности и интересными не только для детей, но и для взрослых, а основным требованием к ним выдвигает их органическую и непротиворечивую целостность со своей собственной логикой развития. Именно на этой основе писатель конструирует свой собственный миф о своем собственном мире, опираясь на основные законы жанра.

Миф Дж. Р.Р. Толкина, таким образом, построен в соответствии с основными мифологическими принципами: природосообразности и синкретичности (то есть слитности, неразделенности). Как и классический миф, миф писателя выполняет функцию объяснения мира. Он объясняет два мира: с одной стороны, тот, что описан в эпопее, с другой стороны, наш, современный Толкину мир людей, изобличая его пороки и показывая пути спасения.

В своих произведениях Джон Толкин использовал прототипы из разных мифологических источников. В ходе исследований (установления соответствий) мы обнаружили, что больше всего информации писатель взял из скандинавской и английской мифологии.

Скандинавская мифология – это совокупность различных мифов стран Скандинавии. К ним относятся Дания, Швеция и Норвегия. Иногда сюда же включают Финляндию, Исландию и острова Северной Арктики [Википедия: Электронный ресурс].К источникам скандинавской мифологии относятся «Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Песнь о Нибелунгах» и другие сказания.

Старшая Эдда – это сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории. На наш взгляд, данный документ – это наиболее яркий пример скандинавского фольклора [Электронная библиотека «Мифы и Легенды»: Электронный ресурс]. Еще одно произведение, относящееся к скандинавской мифологии – это «Младшая Эдда». В отличие от «Старшей Эдды», этот документ был создан конкретным автором. «Младшая Эдда» была написана в 1222-1225 годах исландским скальдом Снорри Стурлусоном [Северная Слава: Электронный ресурс].

Еще одним источником, значительно повлиявшим на формирование произведений Толкина, является «Песнь о Нибелунгах». «Песнь о Нибелу́нгах» (нем. DasNibelungenlied) - средневековая германская эпическая поэма неизвестного автора конца XII –начала XIII века. Принадлежит к числу наиболее известных эпических произведений. [Википедия: Электронный ресурс].

Глава II. Мифотворчество Дж. Р.Р. Толкина

2.1. Мифические существа в произведениях Дж. Р.Р. Толкина

Герой Толкина – это не только люди. Среди этих персонажей есть и такие, образы которых Толкин позаимствовал из скандинавской, германской и английской мифологии. К ним относятся эльфы, тролли, гномы, драконы и прочие вымышленные существа. Данная глава нашей работы посвящена как раз этим группам персонажей из легендариума Толкина.

  1. Гномы

Гномы – одни из самых распространенных рас в произведениях Толкина. В мифологической традиции гномы – это антропоморфные существа, обитающие под землей, в горах или в лесу. В приложении к «Властелину колец» описываются как «один из свободных народов Средиземья, рудокопы, рудознатцы, искусные камнерезы, ювелиры и кузнецы. Согласно легендам после смерти превращаются в камень. Вспыльчивы, алчны и упрямы» [Толкин, 2014: 1232]. Гномы Толкина – сборный образ из разных мифологических источников. Например, существует сходство гномов у Толкина и Нибелунгов из «Песни о Нибелунгах». Нибелунги описываются как существа (часто карлики), обладающие несметными подземными сокровищами [Легенды народов мира: Электронный ресурс].

У Толкина гномы довольно добродушны, живут в горах, где добывают подземные сокровища. Мужчины все с бородами и носят боевые топоры. Основная черта гномов Толкина – жажда богатства, которая заложена в них со времен сотворения мира. В отличие от классических гномов они доброжелательны и неагрессивны.

Еще один и, по мнению многих исследователей творчества Толкина, основной прототип его гномов – это свартальвы (нижние альвы) из «Старшей Эдды». Они действительно обладают некоторыми сходствами с гномами из произведений профессора: они «невелики ростом, темны лицом». Также из-за проклятья богов они превращаются в камень, если до утра не успеют спрятаться в пещеры [Википедия: Электронный ресурс]. Помимо этого Толкин позаимствовал имена для гномов из той же «Старшей Эдды». Например, он взял оттуда такие имена, как Торин, Дурин, Бомбур, Фили, Кили и др. [Библиотека электронных книг: Электронный ресурс].

  1. Эльфы

Еще одной распространенной расой в произведениях Толкина являются эльфы. В мифологии разных стран есть несколько разных описаний эльфов: в некоторых графствах Англии люди верят в более или менее добрых, хотя и озорных эльфов. В других же — в жестоких, злых и уродливых человечков, так же называющихся эльфами [Википедия: Электронный ресурс].

Дж Р.Р. Толкин этот образ в своих произведениях не использовал и даже критиковал. Он критически отзывался об эльфах, упомянутых Уильямом Шекспиром в своем письме к Милтону Уолдмену: «Это слово (эльфы) я употребляю в первоначальном значении, которому следовал еще Спенсер, - и чума на Уилла Шекспира с его пресловутыми крылатыми малютками» [Библиотека Coleressea: Электронный ресурс]. Толкин в качестве прообраза использовал эльфов не из английских легенд, а из скандинавских сказаний. Например, в «Старшей Эдде» эльфы описываются как духи природы. Они живут в своей стране Альвхейме. Обликом своим они прекраснее солнца [Википедия: Электронный ресурс].

  1. Драконы

Драко́ны (англ. Dragons) — существа, фигурирующие в легендариуме Дж. Р. Р. Толкина. Практически полностью позаимствованы Толкином из европейской мифологии [Википедия: Электронный ресурс]. Как и многие другие авторы, Толкин описывает драконов как змееподобных существ. Иногда они способны к полету [Википедия: Электронный ресурс]. В приложении к «Властелину колец» есть такое описание: «Пресмыкающиеся огнедышащие твари… были непомерно алчны и обладали гипнотическим даром» [Толкин, 2014: 1234].

  1.  
    1. Мифологические прообразы персонажей. Гэндальф Серый

Гэндальф Серый, или Митрандир – это один из центральных персонажей произведений Толкина. Этот герой играет большую роль в сюжете как «Хоббита» так и «Властелина колец». Митрандир – «Серебряный Странник», один из исстари (магов); был хранителем Красного Кольца. Северяне звали его Гэндальф, а его имя в Валиноре было Олорин [Толкин,2014: 1240]. Имя Гэндальфа, как и многие другие имена в произведениях Толкина, взято из «Старшей Эдды». Там оно звучало как Гандальв и принадлежало одному из свартальвов (карликов) [Мифы и легенды: Электронный ресурс].

По мнению литературоведа Гарольда Блума, в образе Гэндальфа нашли отражение отдельные черты скандинавского бога Одина [Harold Bloom, 2008: 73]. Это подтверждается в одном из писем Толкина, где он пишет, что представлял Гэндальфа «странником в духе Одина» [Википедия: Электронный ресурс]. Действительно, в «Старшей Эдде» один из обликов Одина – это седовласый странник в сером плаще, что, по сути, повторяет облик Гэндальфа из произведений Толкина.

Во «Властелине колец» Митрандир проходит своеобразные обряд инициации, сражаясь с демоном Балрогом. После чего Гэндальф Серый становится Гэндальфом Белым, что, можно сказать, возвышает его среди других истари [Толкин, 2014: 447]. Подобный обряд проходит и Один. Он висит вверх ногами на Мировом Дереве, а в награду получает руны и ключ. После этого он и становится верховным божеством [Дневники: Электронный ресурс].

  1.  
    1. Мифологические символы и предметы

В произведениях Толкина фигурирует множество предметов и символов, которые так или иначе связаны с мифологией. В этой части нашей работы мы разберем некоторые подобные случаи.

  1. Кольцо всевластия.

Кольцо Всевластия в произведениях Толкина – это один из ключевых объектов, влияющих на ход сюжета. Именно из-за кольца началось путешествие главного героя «Властелина Колец» хоббита Фродо Бэггинса. Даже в названии произведения Толкин говорит о важности этого артефакта.

В данный момент никто точно не знает, что именно послужило прототипом для кольца. Многие считают, что Толкина вдохновила его работа со старинным кольцом, найденным археологом Робертом Эриком Мортимером Уилером. В 1932 году археолог обратился к Толкину за помощью в расшифровке надписей на кольце. Первым версию о том, что прототипом кольца во «Властелине колец» и «Хоббите» высказало английское издание «The Guardian» [Независимая Информационно-Аналитическая Служба: Электронный ресурс]. Несмотря на существование данного мнения, мы считаем, что у «кольца всевластия» Толкина есть и мифологические прообразы. Например, кольцо карлика Андвари из скандинавской мифологии. В «Старшей Эдде» описывается сцена, в которой бог Локи отбирает у карлика его кольцо, за что тот проклинает украшение.

В произведениях Толкина «кольцо всевластия» также проклято. Оно несет своему обладателю только зло. Во «Властелине Колец» есть такие строки: «Могущество у него (кольца) такое, что сломит любого смертного. Сломит и овладеет им… Смертные, которым доверено владеть Магическими Кольцами, не умирают, но и не живут по-настоящему: они просто тянут лямку времени…» [Толкин, 2014: 219].

Еще одно свойство « Кольца Всевластия» в произведениях Толкина – это придание невидимости своему хозяину. Подобное свойство встречалось в европейской мифологии. Например, в легендах о Короле Артуре встречается кольцо, придающее невидимость, если его зажать в кулаке. Кольцо, согласно легенде, принадлежало Овэйну, сыну Уриена, который являлся рыцарем короля Артура [Наследие предков: Электронный ресурс].

  1. Символика числа девять

Число девять не раз встречается в произведениях Толкина. На наш взгляд, его употребление зачастую неслучайно. В данном разделе мы разберем случаи употребления числа девять и постараемся связать их с теми или иными явлениями в мифологии.

В произведениях Толкина есть существа, называемые Валарами. В приложении к «Властелину Колец» Валары описываются, как «айнуры, пришедшие в Эа; Мир Сущий, в начале времен правители и хранители Арды» [Толкин, 2014: 1230]. Айнуры в «Сильмариллионе» - это существа, первыми созданные богом Эру Илуватаром. Они наделены особыми способностями, которые помогли создать им Арду (Землю). То есть, валары – это эквивалент богов в мифологии [Википедия: Электронный ресурс]. В произведениях Толкина дявять Валар. В «Старшей Эдде» также описывается девять главных богов, почитаемых скандинавами [Fenrir: Электронный ресурс]. Таким образом, можно провести параллель. Во «Властелине Колец» существует так называемое «братство кольца». Оно также состоит из девятерых человек. В «Старшей Эдде» есть множество команд, состоящих из такого же числа людей [Fenrir: Электронный ресурс].

Таким образом, Дж. Р.Р. Толкин использует и переосмысляет различные мифы из многочисленных культурных источников.

Заключение Наше исследование показало, что Дж. Р.Р. Толкин активно использовал западноевропейскую мифологию как основу мифотворчества в своих произведениях, особенно в эпопее «Властелин колец». Писатель разрабатывал мифологические сюжеты, темы, конструируя свой миф о собственном мире. Исследуя биографию Дж. Р.Р. Толкина, мы пришли к выводу, что высокий уровень образованности, научная деятельность автора позволили ему создать свой собственный сложный и многогранный мифический мир, в котором переплетаются различные мифологические сюжеты, герои, события. Основными образами в произведениях Толкина становятся эльфы, драконы, гномы. Но это не просто мифические герои, это трансформированные автором мифы, приобретающие особое значение. Немалую роль играют мифические персонажи, например Гэндальф Серый, или Митрандир как один из центральных персонажей. Этот герой играет большую роль в сюжете как «Хоббита» так и «Властелина колец». В произведениях Дж. Р.Р. Толкина также фигурирует множество предметов и символов, которые так или иначе связаны с мифологией. В нашем исследовании мы обратили внимание на символику числа девять и Кольцо Всевластия как один из ключевых объектов, влияющих на ход сюжета «Властелина колец». Проведенное исследование позволило проанализировать лишь некоторые особенности мифопоэтики Дж. Р.Р. Толкина. Однако мы видим значительные перспективы исследования: функционирование других мифов из различных культурологических источников, исследование особенностей построения сюжета эпопеи Толкина, анализ особенностей создания образов героев в произведениях Толкина. Используемая литература:
  1. Карпентер, X., Джон Роналд Толкин Биография. - М. ЭКСИО-Пресс, 2002.- 432 с.

  2. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 406с.

  3. Радугин, А. А. Культурология. – М., 1999. С. 138.

  4. Шелогурова, Г. Об интерпретации мифа в литературе русского символизма//Из истории русского реализма конца 19 - начала 20 веков под ред. Соколова А.Г. - Издательство Московского университета, 1986.

Интернет-источники

  1. Библиотека электронных книг [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.litlib.net/bk/1908/read

  2. Википедия [Электронный ресурс]: Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki.

  3. Кабаков, Р. И.«Повелитель колец» Дж. Р. Р. Толкина и проблема современного литературного мифотворчества // Автореф. дис. на соис. уч. степ. канд. филол. наук, Ленинград – 1989. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.fandom.ru/about_fan/kabakovr_1.htm

  4. Легенды народов мира [Электронный ресурс]: Режим доступа:www. onelegend.ru/nibelungi.html

  5. Марк, Т. Хукер. Толкин русскими глазами. Tolkienistica Rossica Magna , 2003. – 302 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://fantlab.ru/edition87995

  6. Медведева, Н.Г. Миф как форма художественной условности: диссертация . кандидата филологических наук: 10.01.08. М., 1984. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/mif-kak-forma-khudozhestvennoi-uslovnosti

  7. Мифы и легенды: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://fbit.ru/free/myth/texty/sedda/volusp.htm

  8. Наследие предков [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://annerbe.ucoz.com/forum/52-66-1.

Просмотров работы: 1157