ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗОИ САГГ «ДЕВУШКА ONLINE»)

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗОИ САГГ «ДЕВУШКА ONLINE»)

Герасимова А.Л. 1
1МБОУ СОШ № 15 с УИОП г.Заринска
Жданова Е.Г. 1
1МБОУ СОШ № 15 с УИОП
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава I. Подросток в психологии и литературе. …………………………5

1.1 Особенности подросткового возраста…………………………………5

1.2 Образ героя-подростка в современной литературе…………………...6

Глава II. Проблемы молодежи в современной литературе………………9

2.1. Анализ произведения Зои Сагг «Девушка online»…………………..9

2.2. Анализ результатов анкетирования………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………17

Список источников и литературы……………………………………….18

Приложения………………………………………………………………..19

Введение

Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Всерьёз я задумалась над проблемой моих сверстников, когда прочитала произведение Зои Сагг «Девушка online». Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Но сейчас она представляется мне особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях. Интерес писателей к "подростковой" теме обусловлен, прежде всего, открывающейся возможностью исследовать начальный, сложный и драматический процесс формирования человека, его мировоззрения, этических основ личности. Образ подростка в литературе показан в динамике: изменяется морально-этическое содержание, способ характеристики героя.

Объект – молодежный роман Зои Сагг «Девушка online»

Предмет – проблемы героев произведения Зои Сагг «Девушка online»и подростков нашей школы.

Гипотеза: если рассмотреть роман Зои Сагг «Девушка online», то можно выявить круг проблем молодежи и доказать, что они соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».

Цель данной работы: выявить круг проблем подростков, отраженных в современной литературе (на примере произведения Зои Сагг «Девушка online») и в жизни.

Задачи:

-изучить теоретический материал об особенностях подросткового возраста;

- рассмотреть, как изображается образ подростка в современной литературе;

- прочитать и проанализировать произведение Зои Сагг «Девушка online»;

-изучить характеры героев повести, мотивы их поступков;

-выявить сложные ситуации в мире персонажей романа и причины их возникновения;

- провести анкетирование на выявление круга проблем подростков;

-проанализировать анкеты учащихся 7-9 классов;

-обобщить проблемы в жизни подростков и сделать выводы.

Работа представляет собой опыт самостоятельного исследования. Методика исследования:

- изучение теоретического материала,

- анализ произведения Зои Сагг «Девушка online»

- анкетирование учащихся;

- анализ полученных результатов;

- составление диаграмм,

- выступление перед учениками.

Структура работы представляет: введение, 2 главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава I. Подросток в психологии и литературе.

1.1 Особенности подросткового возраста

Кого можно считать подростком и каково значение данного периода в становлении личности? Этому вопросу посвящены труды многих исследователей в области психологии, философии и социологии.

Человечество не всегда имело в своем словаре понятие "подросток". Как отмечает Ф.Ариес, в доиндустриальной Европе не различали детство и отрочество, а само понятие "подростковый возраст" возникло лишь в 19 веке. Первым предложил рассмотреть этот период как переходный от детства к взрослости Ст. Холл.

При рассмотрении образа подростка с точки зрения его психологических особенностей следует отметить, что в науке нет точного определения возрастных границ подросткового периода. Медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разные границы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-18 лет, 12-20 лет и т.д. В данном исследовании мы опираемся на мнение сторонников социального подхода (Аверин, Дольто)[1] при определении границ подросткового периода, т.е. главным критерием считаем социальное влияние на развитие личности. По мнению Т.М. Простаковой, "развитие личности по своему содержанию определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает, какие задачи ставит перед ним на разных возрастных этапах".[2]

Изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. Не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Подростковый возраст (отрочество) – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», формирования социальных установок.

Особенностью подросткового возраста является задача нравственного взросления, т. е. определения собственного отношения к себе и миру, формирования мировоззрения и нравственных ценностей, норм и личностных смыслов.

Известно, что нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Как правило, подростки в поисках правильного ответа на нравственные вопросы обращаются к источникам, таким, как научная и популярная, художественная литература, произведения искусства, печать, телевидение.

Оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли взрослым, когда бешеный ритм жизни и борьба за существование не оставляют времени подумать даже о себе.

Для подросткового периода свойственно подражание образцам. Как отмечает современный ученый-психотерапевт А.А. Щёголев, подросток со свойственным ему максимализмом старается не только скопировать, но и во многом превзойти своего идола. [4]Важно, чтобы таким образцом для подражания оказался достойный, эстетически возвышенный и морально устойчивый пример. Таким примером, на наш взгляд, может стать художественный образ литературы.

1.2 Образ героя-подростка в современной литературе

Одной из главных эстетических функций литературы является формирование полноценно развитой личности. Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей.

Наряду с меняющейся жизнью меняется и образ литературного героя, что особенно ярко проявляется в произведениях подростковой литературы. Усложняется процесс вхождения подростка во взрослую жизнь в связи с изменениями социально-экономических и общественно-культурных условий.

Современная подростковая проза, достойно продолжая традиции классики, отражает реалии современной жизни и служит ее иллюстрацией; к тому же она создает ощущение живого образа подростков.

На сегодняшний день современная подростковая проза претерпевает некоторый застой. Как отмечает Сергей Колосов, в настоящее время, несмотря на то, что книжная индустрия переживает бурный подъем (книжные прилавки буквально давятся от всевозможных книг: от фривольно-детективного «чтива» в дешевых переплетах до увесистых фолиантов, стоящих порой не одну тысячу рублей), литература о подростках терпит серьезный крах. "Не видно может быть самой важной серии книг – о современных 13-16 летних подростках. Наших российских" .

Но не все так плохо, как кажется. В настоящее время работают несколько интересных писателей, которые в своем творчестве уделили и уделяют немалое внимание подростковой теме. Это такие авторы, как Л. Матвеева, Т. Крюкова, Г. Горлиенко, О. Дзюба, Е. Липатова, Т. Михеева, В. Железников, Е. Мурашова.

Жанровое своеобразие небогато, это: фантастическая повесть (произведения Т. Крюковой), повесть социально-психологического характера (произведения Е. Мурашовой, В. Железникова) и любовные романы (произведения Г. Гордиенко, Т. Михеевой, Л. Матвеевой, Е. Липатовой).

Как правило, герои современной подростковой прозы – обычные, на первый взгляд ничем не примечательные девушки и юноши. Герои-подростки стремятся обрести социальную независимость при отсутствии таковой возможности. Однако ситуации, в которые они попадают, помогают обрести уверенность в себе и осознать собственную значимость.

Глава II. Проблемы молодежи в современной литературе.

2.1 Анализ произведения Зои Сагг «Девушка online»

Выбор произведения для анализа не случаен. Не смотря на наличие произведений о подростках российских писателей, учащиеся нашей школы отдают предпочтение зарубежной литературе. Именно произведение Зои Сагг «Девушка online» стало буквально «настольной» книгой наших учащихся. Подростки наперебой читают это произведение. Что их привлекает в этой книге? Возможно, мир подростков и проблемы, описанные автором, близки нашим школьникам. Попробуем в этом разобраться.

Зои Сагг, известная как Zoella (Зоэлла), – двадцатичетырехлетний блогер (видеоблогер) из Брайтона, Великобритания. Ее блоги о красоте, моде и стиле жизни привлекли миллионы подписчиков на YouTube, а количество просмотров видео растет с каждым месяцем. Она выиграла награду «Космополитан» за лучший блог о красоте в 2011 году, а в следующем была признана лучшим бьюти-блогером. Зои получила звание самого популярного британского блогера в 2013 году на Radio 1 Teen Awards, а в 2014 удостоилась звания самого любимого блогера Великобритании на Nickelodeon Kid́s Choice Awards. На награждении Teen Choice Awards 2014 года Зои назвали «Веб-звездой» красоты и моды.

«Жизнь героини Пенни Портер – один сплошной «неловкий момент». Друзья, мальчики, школа, ее сумасшедшая семейка, неуверенность в себе и панические атаки – всем этим она делится со своими читателями в анонимном блоге под названием «Девушка Online». Когда очередной неловкий момент превращает ее жизнь настоящий ад, она сбегает в Нью-Йорк. И накануне Рождества встречает Ноя: очаровательного, искреннего и доброго. Могла ли девушка представить, что у Ноя тоже есть секрет, который полностью изменит ее жизнь…» [3]

Прочитав и проанализировав произведение «Девушка Online», нам удалось выделить следующие проблемы, волнующие главных героев-подростков:

1. Неуверенность в себе, закомплексованность

Главная героиня неуверенная в себе и имеет огромное количество комплексов. Мы можем понять это, прочитав эпизоды, где она говорит о своей неуклюжести и панических атаках, которых крайне стесняется.

«Вы знаете, что будет, если открыть банку колы, которую перед этим хорошо взболтали? Вот именно так я себя и чувствую. Мысли просто захлестывают меня, переполняют – но я слишком не уверена в себе, чтобы говорить об этом вслух» [3;7]

Из-за пережитой аварии девушку часто преследуют панические атаки, которых она боится и скрывает от всех, кроме лучшего друга Эллиота.

«К горлу подступает ком. Я молюсь, чтобы недавний кошмар не повторился, и тут мне становится невыносимо жарко. Я не могу дышать. Кажется, будто все знаменитости, чьи фото развешаны на стенах кафе, пристально смотрят на меня. Песня из музыкального автомата вдруг звучит слишком громко. Красная обивка стульев режет глаз. Я не могу контролировать свои ощущения. Ладони покрываются испариной, а сердце стучит как бешеное» [3;28]

Как мы можем увидеть, девушка крайне неуклюжа. Из-за этого у нее возникает комплекс, что все будут смеяться над ней, если она прилюдно упадет или запнется

«я спотыкаюсь, и меня заносит в сторону, как заядлого алкаша. Здесь полно ям, и все они словно специально созданы и расположены так, чтобы я обязательно в них угодила! Я делаю вид, что это был такой специальный маневр…» [3;15]

Все изменяется в жизни Пенни при встрече с Ноем. Ной-это парень из Нью-Йорка, который помогает главной героине раскрыться и обрести уверенность в себе.

«Сейчас я чувствую себя по-новому, и дело не в этой поездке, не в знакомстве с Ноем. Просто впервые в жизни я уверена, что эта жизнь – моя, что я сама строю свою судьбу. Не просто реагирую, как раньше, на чужие слова и поступки, нет. Со встречи с Ноем, моим переломным моментом, я начинаю сама писать сценарий своей жизни…» [3;187]

«Вот мои три цели на наступивший год:

Цель первая: быть счастливой.

Цель вторая: побороть свои страхи.

Цель третья: поверить в себя.

Пока я печатала, мне вот какая мысль пришла в голову.

Если бы не Бруклинский Парень, то я ни о каких целях сейчас бы и не думала.

Честно говоря, он уже помог мне начать путь к их достижению…» [3;275]

Имя Ной в переводе с древнееврейского — «успокаивающий», «умиротворяющий». Неслучайно автор наделяет героя именно этим именем. Ной помог Пенни справиться с паническими атаками, успокаивал ее и помог ей быть собой. [6]

2. Давление со стороны общества, стереотипы

Главная героиня испытывает давление со стороны общества, в данном случае общества одноклассников. В этом небольшом мире подростков складывается определенный список стереотипов и манер поведения.

«Хит-парад заморочек девочки-подростка

Ты обязана всегда выглядеть на все сто;

Но это невозможно, когда твои гормоны сходят с ума;

И поэтому у тебя сейчас столько прыщей, сколько не будет больше за всю жизнь (что делает пункт номер один невыполнимым);

Мало того, теперь ты сама решаешь, когда и сколько шоколадок купить (что обостряет проблему из пункта три);

Всем вдруг становится небезразлично, что на тебе надето;

И твоя одежда тоже должна выглядеть на все сто;

Ты должна уметь позировать как супермодель;

Чтобы делать селфи каждый божий день;

И выкладывать их в соцсетях на всеобщее обозрение;

А после всего этого тебе еще нужно быть чертовски привлекательной для противоположного пола» [3;9]

Девушка пытается соответствовать данным стереотипам. Одним из путей достижения этого, она выбирает смену имени. Она меняет собственное имя, с Пенни Портер на « девушку онлайн», и это не случайно. Проанализируем значение ее имени и фамилии.

Имя Пенни с греческого обозначает «торопливое». [6] И действительно, девушка часто торопит события и накручивает себя по мелочам.

«Внутренний голос твердит: «А что, если он не придет? Что, если это розыгрыш? Что, если я упаду в тот момент, когда он захочет меня поцеловать? Боже мой! Что, если он захочет меня поцеловать? Нет, наивная какая, не захочет он с тобой целоваться…» [3;61]

Фамилия Портер от английского porter "носильщик, швейцар". [7] Девушка все время пытается всем угодить, потакает всем и не в состоянии отказывать в просьбах, т.к. боится, что после этого от нее могут отвернуться и перестать общаться: молодому человеку, который ей нравится; подруге и т.д.

«– У тебя с собой фотоаппарат?

– Да. А что? – спрашиваю я.

– Можешь пофотографировать меня на пляже? Парочку фото для моего актерского портфолио на сайте нужно сделать. Ты ведь у нас такой хороший фотограф. – Олли одаривает меня ослепительной улыбкой.

– Ясно, конечно...» [3;62]

Таким образом, меняя свое имя, она пытается переделать себя, избавиться от тех качеств, которые связаны с ее истинным именем.

Смену имени можно объяснить еще и тем, что девушке хочется завести друзей. В интернете она создает себе образ, к которому она стремится и иллюзию, что ее читатели – это ее друзья. Однако ничто не заменит ей друзей реальных.

«Спасибо за комментарии к моему посту о дружбе. Понимаю, прозвучит наивно, ведь я ни с кем из вас не знакома лично, но мне кажется, что вы все – мои друзья. Вы такие милые и добрые, а ваша поддержка значит для меня очень много…» [3;97]

3. Попытка оставаться собой, скрываясь за «масками»

Главная героиня стремится оставаться собой, но при этом скрывается за «масками» в общении с людьми.

«Именно поэтому я буду вести блог анонимно, скрываясь за ником.

Тогда я смогу остаться собой…

Ну а пока я буду искренней только в своем блоге. А в реале придется оставаться ненастоящей…» [3;9]

Она делает это, потому что не хочет показаться людям смешной или не оправдать их ожиданий. Примером служит ее общения с Олли, парнем, который ей нравится. Она не показывает свое отношение к нему, скрываясь за маской безразличия.

«Только снимай меня с лучшей стороны, – тихо просит Олли, чье лицо едва видно под огромным козырьком украшенной черными стразами бейсболки.

– Напомни, какая сторона – лучшая?

Олли смотрит на меня как на дурочку.

– Просто сложно выбрать, – шепчу я в ответ, заливаясь краской.

Олли только хмурит брови.

– У тебя обе стороны симпатичные, – в отчаянье выпаливаю я. Боже, да что это такое со мной творится?!» [3;14]

Пенни при общении с подругой также прячется за «маской». Хотя она и понимает, что их общение уже давно изменилось не в лучшую сторону, все равно пытается как-то возродить их дружбу.

«Я пытаюсь ее как-то занять, но на все мои предложения она или пожимает плечами, или цедит сквозь зубы «чего-то не хочется»… И о чем я думала, когда ее приглашала? Я вздыхаю про себя. Как глупо было надеяться, что эта пижамная вечеринка будет такой же веселой, как в старые добрые времена…» [3;50]

4. Проблема одиночества

Главная героиня одинока. Чтобы понять это, рассмотрим краски города, в котором она живет, ее отношение к этому месту.

«И с этими словами я проваливаюсь в яму. Вот именно за это я и ненавижу Брайтон…» [3;15]

«Я закатываю глаза. Вот что еще меня раздражает в Брайтоне, кроме ям: каждую пятницу к нам приезжает толпа народа, чтобы погулять на девичнике или мальчишнике…» [3;19]

Все в ее городе кажется серым и скучным. Попав в Нью-Йорк , девушка попадает в мир новых, интересных и ярких красок.

«Я смотрю, как желтые такси увозят пассажиров, и мне представляется, что из самолета мы попали прямиком в американский фильм. Все кругом кажется необычным, но при этом уже где-то виденным.» [3;106]

Единственное, что нравится девушке в Брайтоне - это море. Она очень часто говорит о море, как о предмете, который ее успокаивает.

«Спокойное море сияет в лучах зимнего солнца. Я глубоко вдыхаю соленый воздух…» [3;61]

«Я закрываю глаза и медленно втягиваю воздух. Еще раз. Я представляю море: волна накатывает, отступает, снова накатывает и отступает. Понемногу, тело перестает дрожать…» [3;93]

Почему это происходит? Почему именно море ее успокаивает? Посмотрим на символическое значение моря. Во всех древних высказываниях в даосизме образ моря символизирует путь в обход препятствий, олицетворение победы видимой слабости над силой. В буддизме – символ бурного потока бытия – неутомимая вода. Как правило, во всех легендах и сказаниях море – двустороннее зеркало, разделяющее естественный и сверхъестественный миры.[9] Таким образом, можно сказать, что главная героиня видит в море источник силы, так как оно для нее символизирует победу слабости над силой. А именно «слабой» она чувствует себя в «сильном» мире сверстников-подростков.

Все люди, с которыми общается главная героиня, по-своему одиноки: Эллиота не понимают родители, а Ной потерял родителей в детстве.

5. Неприятие тебя как личности

Главную героиню не принимают ее одноклассники из-за внешности и характера.

«У меня уже выработался рефлекс: посмотрела в зеркало – вздохнула. На этот раз причина не в веснушках, которых у меня на щеках не меньше, чем крапинок на перепелином яйце. В свете свечей их совсем не видно. На этот раз дело в волосах. Удивительно: если ветер растреплет волосы Олли, то он становится похожим на красавчика-серфера, а если мои, то они смотрятся так, будто я два пальца в розетку сунула…»

Подруга не хочет принимать ее за необычный характер, что сильно ранит девушку

«– Ты такая… необычная, Пенни.

Чаще всего «необычная» – своего рода комплимент. Но из уст Меган это слово звучит как оскорбление...» [3;52]

Когда она приезжает в Нью-Йорк, ей удается осознать, что не все люди считают ее страшной и не хотят принимать.

«Отличный выбор, мэм, – замечает улыбчивый мужчина за кассой.

– Спасибо, – отвечаю я. Меня распирает от гордости за то, что я пришла в винтажный музыкальный магазин в Бруклине и сделала «отличный выбор», пускай и по чистой случайности.

Продавец улыбается еще шире.

– Приятный акцент. Откуда приехали?

– Из Англии.

– Вот это да! – Он берет мою руку и энергично ее пожимает. – День прожит не зря…» [3;224]

6. Стремление выделиться из толпы.

Эту проблему можно рассмотреть через увлечение Эллиота ярко и неординарно выглядеть.

Эллиот - лучший друг главной героини, любит ярко одеваться. Во всем романе именно его одежда описывается наиболее подробно. В его одежде чаще всего присутствуют предметы красного цвета или оттенков красного.

«На нем старомодный костюм в тонкую полоску, подтяжки и красные конверсы – повседневный вариант...» [3;24]

«Он хмурит брови, но по искоркам в глазах, спрятанных за очками в красной оправе, я вижу, что он едва сдерживает улыбку…» [3;36]

«На Эллиоте дутая куртка бордового цвета, огромные зеленые резиновые сапоги и меховая шапка-ушанка – в очередной раз ему удалось создать интересный ансамбль...» [3;323]

Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Его символические значения очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. [8]

Таким образом, отдавая предпочтение красному цвету при выборе одежды, Эллиот пытается не только выделиться из толпы, но и выразить протест окружающему миру.

7. Непонимание со стороны взрослых (отношения Эллиота с его родителями)

Еще во 2 главе книги мы узнаем, что у Эллиота не самые лучшие отношения с родителями. Возникает чувство, что они совершенно чужие друг другу люди.

«Родные мама и папа Эллиота – юристы. Они все время пропадают на работе и даже придя домой не отдыхают, а зарываются в бумаги. Эллиот уверен, что его подменили в роддоме. Мать и отец его никогда не слушали и не понимали…» [3;24]

В противопоставление семьи Эллиота можно поставить семью главной героини. Родители любят ее, заботятся и понимают, и любят Эллиота.

«Раздается звонок в дверь, и я слышу внизу голоса мамы и Эллиота. Он наверняка похвалил ее свадебное платье, он обожает мою маму, а она – Эллиота. У нас вся семья от него в восторге, Эллиот нам как родной. Будь наша воля, усыновили бы его…» [3;24]

Тем не менее, главная героиня многое скрывает от своих родителей, пытаясь защитить и оградить их от своих проблем.

«У меня на душе невыносимо тяжело. Хочется сказать маме и папе правду: я вся покрываюсь холодным потом от одной только мысли, что у меня начнется паническая атака в самолете, посреди неба. Но я не могу. Не могу волновать родителей. Если они узнают, что со мной творится, то никуда не поедут и упустят нужные нашей семье деньги. Будет лучше, если они полетят в Америку, а я останусь здесь.» [3;72]

2.2 Анализ результатов анкетирования

Неблагополучные семьи, неустроенность в жизни, недостаток чуткого отношения, большие материальные проблемы – вот мир современных подростков.

Среди учащихся нашей школы (7, 8, 9 классы) была проведена анкета. (Приложение 1)

Один из вопросов анкеты: «Какие подростковые проблемы вы можете выделить?». В качестве ответов на этот вопрос были предложены те проблемы, которые мы выявили в произведении.

Проблемы, которые волнуют подростков:

- Непонимание со стороны взрослых– 60%;

- Неприятие тебя как личности– 50%;

- Проблема одиночества– 37%;

- Давление со стороны общества, стереотипы– 53%;

- Неуверенность в себе, закомплексованность– 33%

- Стремление выделиться из толпы– 27%.

- Попытка оставаться собой, скрываясь за «масками» - 25%

Наиболее значимыми оказались проблемы: давление со стороны общества, стереотипы и непонимание со стороны взрослых (родителей и учителей) (Приложение 2)

Таким образом, мы доказали, что проблемы моих ровесников, описанные в произведении Зои Сагг «Девушка online», находят подтверждение в жизни.

Участники анкетирования предложили способы решения данных проблем следующим образом:

- быть ответственным;

- проводить мероприятия по сплочению коллектива;

- учиться понимать друг друга;

- проводить классные часы совместно с родителями.

Следующий вопрос был направлен на выявление «аутсайдера» в классе. По результатам можем сделать вывод, что таких учеников в нашем коллективе 4. Эти подростки являются «лишними» в классе, они не пользуются уважением, с ними общаются на уровне знакомых.

Заключение

Таким образом, в литературе XXI века проблема нравственного становления личности имеет несколько аспектов. Важнейший из них — обретение подростком самостоятельности, своего места в жизни. Подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления.

Проанализировав художественное произведение Зои Сагг «Девушка online», соотнеся его с психолого-педагогической литературой по подростковому возрасту, можно сделать следующие выводы:

  1. Идея победы добра над злом – главная идея произведений современной прозы о подростках, эта мысль утверждается через изображение противоречий, конфликтов, которые ранят людей, особенно юных.

  2. В основе сюжетов произведений современной прозы о подростках заложен психолого-педагогический подтекст.

  3. Произведение охватывают не только проблемы нравственного взросления, но и социальные проблемы современного общества.

  4. Произведение несет в себе не только духовную функцию, но и служат практическим материалом для воспитания подростков.

  5. Герои – подростки живут реальной жизнью, их характеры соответствуют современному психолого-педагогическому понятию «подросток».

Обработка анкет, размышления над ними – это как будто вторая часть Зои Сагг «Девушка online». Герои книжные, ребята в жизни – они так похожи, и так похожи их проблемы. Произведение заставляет размышлять о себе и о жизни всех людей.

Список источников и литературы

Список литературы

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: уч. пособие – 2-е издание, перераб. –Спб: изд-во Михайлова В.А., 1998. – 379с.

2. «Литературная газета» №37 от 17-23 сентября 2008 года.

3. Зои Сагг «Девушка online»– Москва: АСТ, 2015. – 352 с.

4. Учителям и родителям о психологии подростка./ Сост. Г.Г Аракелов и др. М., Высш. шк., 1990. - 304 с.

5. Фельдштейн Д. И. «Психологические аспекты изучения современного подростка». Вопросы психологии, 1985, № 1. – с. 34-43

Интернет-источники:

6. Значение имени Пенни [Электронный ресурс]/ Толкование имени. Создание и продвижение сайтов Компания «Дифокус»,2015- Режим доступа:http://www.my-dreams.ru/names/p/penni.html (10.11.2015 )

7. Значение имени [Электронный ресурс]/Значение-Имен.рф - тайный код имени, 2013-2015 – Режим доступа:http://imya.com/name/30998 (10.11.2015 )

8. Значение красного цвета [Электронный ресурс] / Магия цвета, 2009 – Режим доступа : http://magicofcolour.ru/znachenie-krasnogo-cveta/(10.11.2015 )

9. Море [Электронный ресурс] / Краткая энциклопедия символов, 2013 – Режим доступа : http://symbolarium.ru/index.php/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D0%B5 (10.11.2015 )

Приложение 1

Анкета

1) Какие подростковые проблемы вы можете выделить?

  1. Неуверенность в себе, закомплексованность

  2. Давление со стороны общества, стереотипы

  3. Попытка оставаться собой, скрываясь за «масками»

  4. Проблема одиночества

  5. Неприятие тебя как личности

  6. Стремление выделиться из толпы.

  7. Непонимание со стороны взрослых

  8. другие______________________________________________________________

2) Как решить эти проблемы? __________________________________________________

3. Представьте, что на ваш День Рождение можно позвать только одного человека из класса. Напишите его фамилию_____________________________________________

Приложение 2

Проблемы, которые волнуют современных подростков.

Просмотров работы: 14337