НРАВСТВЕННЫЕ ЗАВЕТЫ «ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НРАВСТВЕННЫЕ ЗАВЕТЫ «ПОУЧЕНИЯ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

Ларин А.Б. 1
1МБОУ СОШ п.Дуки
Калинина А.Н. 1
1Никифорова 11
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

М.Ю.Лермонтов. «Дума»

Эти строки были написаны почти 200 лет тому назад ,в 1838 году. Однако их можно отнести и к нашему времени. Сегодня молодые люди зачастую не имеют высоких жизненных стремлений, принципов, идеалов. Самым ярким проявлением бездуховности является приоритет личного над общественным. Многие люди совершенно не задумываются о любви к Родине, о всеобщем благе. В нашем классе часто бывает так, что, когда нужно готовиться к какому-либо важному мероприятию, большинство рассуждает, что это их якобы не касается, хотя это совместное дело и от сплоченности коллектива зависит успех любого начинания. Мои ровесники зачастую не проявляют уважения к старшим, а, становясь более взрослыми, молодые люди забывают и о собственных родителях, когда те так сильно нуждаются в их помощи. Настоящие ценности утеряны, душа разучилась трудиться. Я стал задумываться: «Почему мы не прислушиваемся к советам старших , более опытных людей, ведь они, воспитывая нас, желают нам добра, хотят, чтобы мы были лучше, чище, добрее?» После изучения на уроках литературы «Поучения Владимира Мономаха», я не только увидел мудрого правителя и писателя Древней Руси, но и понял, что произведение, написанное почти десять веков назад, до сих пор современно. Наставления Владимира Мономаха можно воспринимать как советы- назидания для потомков всех времен. Так появилась данная исследовательская работа на тему: «Нравственные заветы «Поучения Владимира Мономаха».

Цель нашего исследования – осмысление значения древнейшего культурного и литературного памятника Древней Руси как руководства к воспитанию современной молодежи.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение ряда задач:

-вспомнить, что мы знаем о Владимире Мономахе из истории;

-познакомиться с поучениями;

-найти общее в моральных устоях древности и в сегодняшних нравственных нормах;

-составить поучения своему сверстнику;

Предметом работы является исследование художественного текста «Поучения Владимира Мономаха». В качестве объектаисследования послужили изречения- назидания писателя Древней Руси.

Гипотеза исследовательской работы: я предполагаю, что «Поучение Владимира Мономаха» способно повлиять на умы людей современной России.

В работе были использованы такие методы, как описательный, поисковый, включающие следующие приемы: анкетирование, анализ, поиск, обработка информации, обобщение.

Практическая ценность работы состоит в возможности использовании материала и результатов данного исследования на уроках литературы, истории, МХК, в воспитательных мероприятиях нравственного и патриотического характера. В ходе исследования использовались работы Водовозова Н.В «История древней русской литературы», Грушевского М. «Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия», Переверзеева«Литература ДревнейРуси», а также Большой Энциклопедический Словарь под редакцией А.Д.Прохорова.

Глава 1. «Поучение Владимира Мономаха» -памятник Древней Руси

§1.1.Князь Владимир Мономах (немного истории)

В те давние-давние времена, когда земля русская терпела постоянные набеги от захватчиков – кочевников, когда христианству на Руси было всего около ста лет, государством правил Владимир Всеволодович (1053-1125),прозванный Мономахом, великий князь киевский, сын В.Ярославича- самый талантливейший из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память. Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отец-Всеволод Ярославич. По матери - внук византийского императора Константина 9 Мономаха. Родовое имя последнего и перешло к русскому князю. Современники любили и уважали князя Владимира за его ратные подвиги во имя объединения русских земель, за то, что сумел усмирить кочевников.

За 12 лет княжения (1113-1125) Владимир Мономах

Усмирил половцев;

Строил церкви и общественные дома, обводил каменными стенами старые города и возводил новые;

Построил мост через Днепр под Киевом;

Под властью Владимира Мономаха Русь объединяется и от пассивной обороны переходит к активному наступлению на Степь;

Написал духовное завещание детям своим

Этот князь снискал уважение современников прежде всего своими ратными подвигами во имя объединения русских земель тем, что усмирил кочевников. Прожив жизнь, полную подвигов, он пишет поучение для своих сыновей, где перечисляет примеры из своей жизни, которые считает достойными подражания: «А теперь поведаю вам, дети мои, труд свой, как трудился я, в разъездах и на охотах, с тринадцати лет…Ловил с отцом всякого зверя, коней диких своими руками связал в пущах десять и двадцать живых коней, а кроме того, по степи ездя, тех же коней диких своими руками ловил.

Два тура рогами меня бросали с конем. Олень один меня бодал, и два лося один ногами топтал, а другой рогами бодал. Вепрь на бедре у меня меч оторвал; медведь мне у колена потник укусил; лютый зверь на бедра ко мне вскочил и вместе с конем меня повалил – и Бог меня невредимым сохранил.

И с коня падал много: голову разбивал себе дважды, и руки и ноги повреждал…» (Перевод А.Ю.Карпова)

§ 1.2. «Поучение Владимира Мономаха» как литературное произведение

Прежде всего обратимся к энциклопедическим изданиям и выясним значение слова «поучение». Согласно Толковому словарю Ефремовой «поучение – это назидательный совет, наставление». Аналогичное определение этого слова звучит и в словаре под редакцией Ушакова: «поучение - назидательный совет, наставление». А в литературной энциклопедии это понятие трактуется как «дидактическое высказывание, обращенное к слушателям или читателям». Если говорить о Поучении с точки зрения литературоведения, то нужно отметить ,что поучение – это особый жанр древнерусской литературы, в котором дается образец поведения для простых людей, обличаются пороки1 и прославляются добродетели2.

«Поучение» Владимира Мономаха – это литературный памятник 11-12 веков, написанный великим князем Мономахом. Это произведение называется первой светской проповедью.Владимир Мономах предстает перед нами как высокообразованный книжный человек, эрудированный, замечательно разбирающийся в литературе своего времени, что видно по многочисленным цитатам, которые он приводит. Постепенно "Поучение" перерастает в автобиографию, в которой князь рассказывает, что был участником 82 больших воинских походов. Собственную жизнь Мономах строил по тем же заповедям, о которых пишет сыновьям. Мономах предстает в своем сочинении человеком необычайно деятельным, личностью, борющейся за просвещение. Он полагает, что в быту князь должен быть эталоном для всех, отношения в семье нужно строить на доверии и уважении. В "Поучении" Мономах охватывает широкий круг разнообразных явлений жизни, дает ответы на многие социальные и нравственные вопросы своей эпохи.

Структура «Поучения» представлена следующим образом:

-вступление-смиренная просьба не посмеяться над его рассуждением

-само наставление;

--объяснение смысла поведения

"Поучение" повествует о событиях 1096 года. Оно искусственно вставлено в летопись. А написано не ранее 1117 года, когда Мономаху было уже 64 года. Поводом к написанию первой части его "Поучения" послужил приход послов от его братьев с предложением:

"Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей, и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить".

"Потъснися к нам, да выженемъ Ростиславича и волость ихъ отъимем; иже ли не поидеши с нами, то мы собh будем, а ты собh". И рhхъ: "Аще вы ся и гнhваете, не могу вы я ити, ни креста переступити"

Князь Владимир для того, чтобы понять волю Божью, по традиции открывает Псалтирь и читает первые строки, воспринимая их как руководство к действию:

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей".

"Вскую печална еси, душе моя? Вскую смущаеши мя? Уповаи на бога, яко исповhмся ему". "Не ревнуй лукавнующимъ, ни завиди творящимъ безаконье, зане лукавнующии потребятся, терпящии же господа, - ти обладають землею.

Основные наставления «Поучения»

Не ленитесь, но за всем наблюдайте!

Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…

Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.

Напоите и накормите просящего

Убогих не забывайте и подавайте сироте.

Ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его..

Соблюдайте свое слово…

Гордости не имейте в сердце и в уме..

Не уклоняйтесь учить увлекающихся властью

Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев

Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны

Не пропустите человека, не приветив его

Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь

Размышления о прочитанном

В центре внимания князя – семейственность и государственность. В государственный принцип он возводит библейский завет: «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены». Князь также учит «увлекающихся властью» избегать суеты и «ни во что ставить общий почёт», ибо «мы что такое, люди грешные и худые? – сегодня живы, а завтра мертвы, сегодня в славе и в чести, а завтра в гробу и забыты, - другие собранное нами разделят».

В первую очередь Мономах адресует свое поучение своим детям, ибо надеется на то, что они прислушаются к его слову:

.

«Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться».

Молодым своим современникам он советует: :

«Иметь душу чистую и непорочную, беседу кроткую, при старых молчать, старшим покоряться, беседовать без лукавства, не хулить в беседе, душу держать ввысь»А властителям, т.е. сильным мира сего он со свойственной ему мудростью указывает:«Избавляйте обижаемого, давайте суд сироте, оправдывайте вдовицу»

Не забывает Мономах и о помощи убогим, вдовицам и сиротам

Фразой «Дети мои, разумейте, что Человеколюбец Бог милостив и премилостив» великий князь дает понять, насколько важно быть в жизни гуманным и милосердным.

Очень гневно обличает князь Владимир леность, которая губит все добрые начинания и призывает к трудолюбию: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее; пусть не застанет вас солнце в постели». Далее идет ряд самых разных поучений, которые немедленно нужно прочитать моим современникам. Он выступает против гордыни в сердце, просит почитать пожилых людей, как отца, а молодых, как братьев. В хозяйстве не лениться, не полагаться на домоправителей и смотреть за всем самому.

Предлагает Мономах поучения и военного характера - не полагаться на воевод, не предаваться питью или еде, или спанью, самому расставлять стражу со всех сторон; ложиться спать около воинов и рано вставать.

Он также советует остерегаться лжи, пьянства и блуда, от которых гибнет и душа, и тело.

Во время военных походов Владимир Мономах советует поить и кормить нищих людей, которые будут встречаться на пути и почитать гостя, откуда бы ни был гость и кем бы он ни был. Именно подобными поступками приобретается доброе имя человека. Так считал Владимир Мономах: «ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым». Встречаем мы также призывы со стороны старого князя навестить больного, не пропустить человека, не поприветствовав его. Все эти советы- назидания очень уместны и сегодня, особенно, если вспомнить, что в 21 веке люди, погрузившись в компьютерные технологии, совершенно перестали замечать друг друга, что в свою очередь не может не вызывать тревогу в обществе.

Выводы: Таким образом, изучив литературу по произведению «Поучение Владимира Мономаха» можно сделать следующие выводы:

-Мономах представлен как великий князь, древнерусский государственный деятель, военачальник, храбрый воин, законодатель. Он:

- мудрый политик, заинтересованный в прекращении княжеских междоусобиц и в сплочении сил Руси для отпора половцам;

- - миротворец, желающий Отечеству мира и добра: «Русскую землю не погубим»;

- истинный патриот Отечества: «Не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле»;

- человек Совести, не желающий гореть на ее костре;

- человек великодушный, справедливый, искренний, душевный, добрый;

« «Поучение Владимира Мономаха» - произведение, описывающее тот идеал, к которому стремился каждый христианин Древней Руси и должен стремиться каждый гражданин современной России, кладезь полезных советов и мудрости для будущих поколений.

§1.3. В чем смысл «Поучения»?

Зачем людям 21 века нужно читать «Поучение» Владимира Мономаха?

Поучение» великого князя Владимира – это не скучное нравоучение, а настоящий русский духовно-нравственный кодекс. Напомнить о нём особенно важно в нынешней российской ситуации, когда все больше людей становится эгоистов, думающих лишь о собственном благополучии, но никак ни о том, что происходит с ближним твоим. Именно от этого вся разруха, рушатся семьи, искажены все ценности и понятия.

Великий князь - собиратель русских земель - уже в древности осознавал, что семья обладает абсолютной ценностью. Это основа любого государства, главное условие сохранения духовной истории народа. К сожалению, эти простые и ясные истины сегодня размываются. Обесценивание наших национальных духовных сокровищ, в том числе - крепких семейных основ - ведет к вымиранию страны. Конечно же, очень трудно порой бывает нам, подросткам, действовать и поступать так, как нас воспитывают. Есть такое выражение «ум с сердцем не в ладу», т.е. разумом ты понимаешь, что нужно меняться в лучшую сторону, но пылкий юный дух противится и не желает жить в ладу с разумом. Можно вспомнить, сколько раз обещал сам себе не привирать, быть дисциплинированным, соблюдать режим дня. А сколько раз подростки оговариваются со старшими, когда им делают замечания. Оказывается, идти дорогой добра – это великий труд. И для того, чтобы быть хорошим человеком, нужно неустанно работать над собой

Глава 2. Практическое исследование

§2.1. Анкетирование на тему «Мое отношение к «Поучению» Владимира Мономаха»

Мы провели анкетирование среди учащихся МБОУ СОШ п.Дуки на тему «Мое отношение к «Поучению Владимира Мономаха». Было опрошено 40 учащихся (6-9 классов) В анкете был вопрос: «Как вы считаете, люди в наше время проявляют милосердие?»

54 % опрошенных ответили «нет»;

16 % воздержались от ответа

Лишь 30 % сошлись в ответе «да»;

На вопрос «Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на ту семью, в которой вы растете?» положительный ответ «да» дали лишь 18 %, 82 % учащихся дали отрицательный ответ

На вопрос «Какие качества можно воспитать в себе современному школьнику, читая «Поучение» Владимира Мономаха?» ответы распределились следующим образом: «дисциплинированность» - 36% (из 100%)

«уважительное отношение к старшим» - 63 % (из 100%);

«трудолюбие» - 52% (из 100);

«патриотизм» - 28 % (из 100%);

«доброта и любовь к людям» - 32 % (из 100%)

«Нужно ли вашим сверстникам сегодня читать наставления «Поучения» Владимира Мономаха?» Наш опрос дал следующие результаты:

- 72 % ответили «да»

-28 % ответили «нет».

Вывод: Результаты опроса неутешительные. Роль семьи в наше время потеряла свою ценность, если ребята в большинстве своем не желают видеть свою нынешнюю семью эталоном для подражания (82%). Семейные узы не имеют прежней силы, а ведь великий мудрец Мономах говорил о семье как об основе государственности.

Нынешние ребята уже не верят в силу милосердия. Только 30% учащихся посчитали, что милосердие имеет место в современной жизни. Хорошо было бы надеяться, что столь категоричные ответы свойственны подростковому максимализму моих ровесников. Однако этот пессимизм имеет ,как нам кажется, под собой определенную почву.

Очень замечательно, что ребята увидели положительное воспитательное воздействие «Поучения» Владимира Мономаха. Они увидели все те добродетели, которые воспитывает в нас «Поучение» (дисциплинированность, трудолюбие, уважительное отношение к старшим, доброта и любовь людям). И ответ на последний вопрос, когда 72 % учащихся посчитали, что их сверстникам необходимо читать наставления «Поучения» говорит о том, что «Поучение» требует неоднократного перечитывания и переосмысления, ибо это тот источник, который поможет стать нам чище и добрее.

Заключение

Подводя итоги всему сказанному, следует сказать, что нравственность – это категория вечная. Именно от ответа на вопрос «Какой ты, Человек?» зависит и наше настоящее, и наше будущее. Жить по чести и совести –вот основы духовно-нравственных традиций русского народа еще с древних времен. А «Поучение» Владимира Мономаха – это заветы прошлых веков о морали, это забота о нас с вами. И сегодня «Поучение Владимира Мономаха» имеет как никогда огромное значение. Несомненно, вечные истины, изложенные великим князем, живы и сейчас. Люди убивают друг друга, грабят, обманывают, разжигают войны. Все это безбожно, противоестественно, античеловечно. Мономах учил добру и послушанию, честности и человеколюбию, верности своему гражданскому долгу. Вновь и вновь хочется вернуться к его словам: «Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков»

Я убедился в величии духовно-нравственного подвига создателя «Поучения», а советы Владимира Мономаха стали близки по духу.

Приложение № 1

2.2.Памятка современным подросткам на тему:

«Как нужно вести себя в обществе?»

(собственного сочинения)

На основе прочитанного я решил составить свой свод советов. И вот что у меня получилось.

1. Ни при каких обстоятельствах не лги родителям, ибо все тайное со временем становится явным.

2. Твори каждый день добро, и все благое, что ты делал людям, непременно вернется к тебе через этих и других людей.

3. Береги природу, ибо даже во сне человек не может представить ничего прекраснее природы.

4. Относись хорошо к животным и не обижай их, ведь они не способны высказать печаль и боль свою.

5. Не имей привычки судить о других, научись судить о себе самом.

6. Не смейся над старостью, т.к. когда- то мы все становимся немощными.

7. Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-нибудь другой.

8.Будь трудолюбивым, помни, что труд – это основа

9.Не причиняй никому зла, так как наступит тот день, когда будешь испытывать страдание, но люди от тебя отвернутся.

10.Люби свою Родину, так как родная земля –это колыбель твоя, помнить о которой ты будешь всю жизнь

.

Список источников:

1.Брюсова В.Г.К вопросу о происхождении Владимира Мономаха. – Византийский временник. Т. 8, 1968.

2.Водовозов Н.В. История древней русской литературы. - М., 1968.

3.Грушевский М. Очерк истории киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. - Киев, 1891.

4.Древнерусская литература. Изображение общества. - М., 1991.

5.Еремин И.П. Лекции по древней русской литературе. - М., 1968.

6.Ищенко А.С. Владимир Мономах в русском общественно-историческом сознании: мифологический образ и историческая реальность. - Ростов-на-Дону: Антей, 2014.

7.Каргалов В., Сахаров А. Полководцы Древней Руси. — М.: Молодая гвардия, 1986.

8.Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. - Л., 1986.

9.Памятники литературы Древней Руси. - М., 1978.

10.Переверзеев В.Ф. Литература Древней Руси. - М., 1971.

11.Понырко Н.В. Эпистолярное наследие Древней Руси. - СПб., 1992.

12.Фроянов И. Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М.: Русский издательский центр, 2012.

:

Просмотров работы: 20000