ИСТОРИЗМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА, В. Т. ШАЛАМОВА И С. А. АЛЕКСИЕВИЧ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЗМ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА, В. Т. ШАЛАМОВА И С. А. АЛЕКСИЕВИЧ

Догадов М.А. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ. П. П. ЕДУНОВА
Алексеева Л.А. 1
1МОУ-НОВОЩАПОВСКАЯ СОШ ИМ. П. П. ЕДУНОВА
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На уроках литературы мы познакомились с романом «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, предваряя его изучение знакомством с его историческими произведениями и историзмом – «одним из тех свойств художественного гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма». [Коровин, 2013; с. 215]. Эта тема заинтересовала меня, так как летом я прочитал сборник В.Т. Шаламова «Кто он, майор Пугачев?», в котором также описывается конкретная историческая действительность, но иначе, я это почувствовал. А затем мы узнали, что лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2015 году стала С. Алексиевич, по книге которой у нас в школе в прошлом учебном году была поставлена инсценировка ко Дню Победы, и я захотел проследить, как пишут о конкретных исторических явлениях живущие в разное историческое время писатели. Прочитать и сопоставить книги, «написанные конкретным человеком, живущим в конкретную историческую эпоху, человеком, познающим и оценивающим действительность в определенной исторической обстановке» [Тимофеев, 1975; с. 4].

Цель настоящей работы – изучение особенностей воспроизведения исторической действительности в прозе А.С. Пушкина, В.Т. Шаламова и С.А. Алексиевич, т.е. в прозе классический и современной литературы.

В соответствии с поставленной целью в работе ре­шаются следующие задачи:

  1. Изучить понятия «стиль», «метод», «историзм».

  2. Выявить сходство и различия творчества и особенности воспроизведения исторической действительности А. С. Пушкина, В.Т. Шаламова и С.А. Алексиевич.

  3. Сопоставить изображения конкретных исторических событий в прозе А. С. Пушкина, В.Т. Шаламова и С.А. Алексиевич и сделать их сопоставительный анализ.

Материаломисследования являются тексты повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», рассказа В.Т. Шаламова «Кто он, майор Пугачев?» и Книги недетских рассказов «Последние свидетели» С.А. Алексиевич.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава I. О стиле, методе и историзме в художественной литературе.

ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛДДДДДДД

В этой главе я постараюсь разобраться с такими понятиями литературоведения, как стиль, метод и историзм в художественной литературе, и попытаюсь дать абрисно характеристику особенностей прозы А.С. Пушкина, В.Т. Шаламова и С.А. Алексиевич.

Эта глава теоретическая, построена она на конспекте книги Тимофеева Л.И. «Основы теории литературы». Так, что же такое стиль и метод? «Свокупность особенностей и идейных, и художественных, творчества писателя, которые повторяются в его произведениях: основные идеи, определяющие мировоззрение писателя и содержание его произведений называют стилем. Стиль писателя, особенности его творчества обусловлен общественно-историческими условиями, в которых творит писатель. Писатель не одинок в своем творческом методе. На основе близости метода возникает литературное течение. Термин этот собой представляет непрерывно расширяющуюся метонимию. Первоначально стилем называли палочку, имевшую на одном конце острие, на другом – лопаточку; такую палочку Римляне употребляли для того чтобы стереть написанное ранее или исправить ошибку. Затем в порядке замены явления каким-либо одним его признаком, стилем стали называть почерк человека (узнать по стилю - узнать по почерку). Затем это метонимия еще более расширилась, стали называть стилем самую манеру письма, особенности языка, слог. И, наконец, о стиле говорят, имея в виду все индивидуальные особенности творчества писателя в целом, руководствуясь известным афоризмом: «Стиль - это человек» [Тимофеев, 1975; с. 257]. Стиль - это в общем смысле слова повторяющееся в многообразии отдельных проявлений единство основных особенностей, присущих творчеству писателя в целом, короче, стиль - это единство в многообразии. Иногда термин «стиль» трактуют еще более широко, говоря о стиле ряда писателей, сходных по своимиосновным творческимиособенностям. Ноиво избежание путаницы и нечеткости в терминологии мы будем говоритьтолько о стиле писателя. Понятия стиля и метода соотносятся друг с другом. «В методе основные, решающие вопросы, которые встают перед писателем в его творчестве в тех жизненных условиях, в которых он находится, которые диктует ему современности; стиль же - живая художественная практика писателя, те конкретные, индивидуальные ответы, которые он находит в своих произведениях.» [Тимофеев, 1975; с. 368]. В литературном процессе мы постоянно наблюдаем повторяемость его элементов, прежде всего эту повторяемость мы замечаем, сравнивая ряд произведений, принадлежащих одному и тому же писателю. Эта повторяемость лежит в основе того, что мы называем стилем и методом писателя. Метод – понятие, в основе которого лежит принцип отбора и оценки писателем явлений действительности. Художественный метод в искусстве « проявляется в исторически обусловленном единстве принципов ряда писателей, выражающемся в общей трактовке основных проблем, которые возникают в определенном историческом периоде. И стиль, и метод писателя – понятия исторические.

Ну вот появилось однокоренное слово к историзму. Что же обозначает этот термин? «Правдивое отражение в художественном произведении конкретно-исторических, характерных черт изображаемой действительности называется в литературоведении историзмом. Историзм – это воспроизведение правды времени, в том числе и правды современности» [Тимофеев, 1963; с. 64].

Давно известно, что Пушкину в высшей степени присуще историческое чувство и историческое мышление. «Историзм - одним из тех свойств художественного гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма» [Коровин, 2013; с. 215]. В том смысле можно принять распространенное определение реализма как метода, основной чертой которого является создание типических образов. В свое время Белинский говорил, что «правдивость внешнего описания в реалистическом образе должна способствовать верности передачи внутреннего содержания.». [Тимофеев, 1975; с. 104]. Пушкинское изображение исторических явлений существенно отличалось от официальных источников, в его романе социальные проблемы и сами события отступают на второй план, ибо писателя интересуют люди – их миропонимание, характеры, их представления о вечных ценностях. [Кожевников, 2013; с. 105].

Говоря о прозе В. Шаламова, важно привести очень точный отзыв Н.Я Мандельштам, которая познакомившись летом 1965 года с «Колымскими рассказами» Шаламова написала ему, что «по-моему, это лучшая проза в России за многие и многие годы. Читая, я так следила за фактами, что не в достаточной мере оценила глубочайшую внутреннюю музыку целого» [Есипов, 2012; с. 273]. Шаламов, писатель XX века, пишущий очень реалистично, подчас грубо и жестко, но за фактами чувствуется гармония новой, поэтически ритмизованной и философско-символической прозы.

Документальная литература, нон-фикшн (от анг. Non-fiction) — литературное творчество, жестко привязанное к конкретным и реальным фактам жизни, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла стала визитной карточкой белорусской писательницы и журналиста Светланы Алексиевич, автора цикла книг-вербатимов «Голоса утопии». Она создавала его на протяжении 35 лет, бесконечно разговаривая с людьми, скурупулезно записывая и расшифровывая голоса очевидцев.

Ее документальная проза основана на воспоминаниях очевидцев, документах. Также могут использоваться воспоминания самого автора. При этом авторская точка зрения проявляется в отборе и структурировании материала, а также в оценке событий. На суд читателя предлагается законченная версия событий, существенно дополняющая, а зачастую и опрокидывающая, предлагавшуюся прежде.

От журналистики документальная проза отличается большим периодом времени, прошедшим со времени описываемых событий, а также большим объёмом. От научно-исторических исследований документальная проза отличается воссозданием яркой, живой картины событий, психологического облика людей. Это литература, основанная на реальных фактах, так сказать "никакой фикции".

Выводы по первой главе

ООООООООООООООООООООООООО

  1. Определены и приведены определения понятий «стиль», «метод», «историзм».

  2. Определен общий метод в творчестве А.С. Пушкина, В.Т. Шаламова и С.А. Алексиевич – это реализм – полное и верное отражение жизни, сохранение жизненного правдолюбия в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности [Тимофеев, 1963; с. 127].

  3. Выявлены и различия в особенностях воспроизведения исторической действительности данных авторов:

А.С. Пушкин - «социальные проблемы и сами события отступают на второй план, ибо писателя интересуют люди – их миропонимание, характеры, их представления о вечных ценностях»;

В.Т. Шаламов – «пишущий очень реалистично, подчас грубо и жестко, но за фактами чувствуется гармония новой, поэтически ритмизованной и философско-символической прозы»

С.А. Алексиевич - литература, основанная на реальных фактах (при чем, не важно каких), так сказать "никакой фикции".

Глава II. Особенности воспроизведения исторической действительности в произведениях А.С. Пушкина, В.Т. Шаламова и С.А. Алексиевич

От «пушкинских» до наших времен прошло уже много лет, но животрепещущие человеческие проблемы прошлого , актуальны и сейчас: равнодушие, доброта, любовь, грусть, ненависть, вражда, смерть - эти вечные проблемы и темы будут существовать в мире нашем всегда.Но одинаковы ли приемы, методы писателей прошлого и сегодняшнего дня в «воспроизведении правды времени, в том числе и правды современности», т.е. историзме? Что именно изменилось в изображении исторической действительности от Пушкина – «наше все» до нобелевского лауреата Алексиевич?

В этой главе я попытаюсь, проанализировав отдельные эпизоды произведений А.С. Пушкина, В.Т. Шаламова и С.А. Алексиевич, посвященных воспроизведению исторической действительности и описывающих смерть человеческую, сопоставить их и сделать вывод о схожести или различии историзма в их творчестве, а также понять, изменилось ли применение этого метода в литературе со времени А.С. Пушкина до С. А. Алексиевич.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

«Капитанская дочка»- произведение, которое Александр Сергеевич Пушкин написал незадолго до смерти. В этой повести рассказывается о страшных исторических событиях, произошедших в 18 веке: в 1773 году началась крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, т.е. в основе реальные исторические события, реальные исторические герои. Итак, эпизод, рассказывающий о казни Иван Кузмича и его жены Василисы Егоровны.

Глава «Приступ» Жители начали присягать. Они подходили один за другим, целуя распятие и потом кланяясь самозванцу. Гарнизонные солдаты стояли тут же. Ротный портной, вооруженный тупыми своими ножницами, резал у них косы. Они, отряхиваясь, подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение и принимал в свою шайку. Все это продолжалось около трех часов. Наконец Пугачев встал с кресел и сошел с крыльца в сопровождении своих старшин. Ему подвели белого коня, украшенного богатой сбруей. Два казака взяли его под руки и посадили на седло. Он объявил отцу Герасиму, что будет обедать у него. В эту минуту раздался женский крик. Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них успел уже нарядиться в ее душегрейку. Другие таскали перины, сундуки, чайную посуду, белье и всю рухлядь. «Батюшки мои! — кричала бедная старушка. — Отпустите душу на покаяние. Отцы родные, отведите меня к Ивану Кузмичу». Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. «Злодеи! — закричала она в исступлении. — Что это вы с ним сделали? Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» — «Унять старую ведьму!» — сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца. Пугачев уехал; народ бросился за ним.

Здесь рассказывается о жестокой расправе над невинными людьми, реальность жестока, но образность повествования помогает не столько ужаснуться картиной казни, сколько задуматься над характерами героев:

  • гарнизонные солдаты – трусливы как «шелудивые псы», метафора «отряхиваясь, подходили к руке Пугачева» помогает нам понять это;

  • смелость и преданность Василисы Егоровны мы видим в соединение несоединяемого «оксиморона»- «нагая и растрепанная» она не закрывается от чужих глаз, а кричит на них «в исступлении», здесь можно увидеть и другие литературные прием, и в том числе эпитеты, и сравнения, таким образом, действительно, пушкинское изображение исторических явлений существенно отличалось от официальных источников, в его романе социальные проблемы и сами события отступают на второй план, ибо писателя интересуют люди – их миропонимание, характеры, их представления о вечных ценностях. [Кожевников, 2013; с. 105].

В.Т. Шаламов «Последний бой майора Пугачева», 1959 год

Солдатов зашел за спину дежурного, снял с гвоздя ключ, положил его в карман и схватил дежурного сзади за горло. В ту же минуту дверь отворилась, и на вахту в дверь со стороны лагеря вошел Иващенко, механик. Иващенко помог Солдатову задушить надзирателя и затащить его труп за шкаф. Наган надзирателя Иващенко сунул себе в карман. В то окно, что наружу, было видно, как по тропе возвращается второй дежурный. Иващенко поспешно надел шинель убитого, фуражку, застегнул ремень и сел к столу, как надзиратель. Второй дежурный открыл дверь и шагнул в темную конуру вахты. В ту же минуту он был схвачен, задушен и брошен за шкаф.

Солдатов надел его одежду. Оружие и военная форма были уже у двоих заговорщиков. Все шло по росписи, по плану майора Пугачева. Внезапно на вахту явилась жена второго надзирателя – тоже за ключами, которые случайно унес муж. – Бабу не будем душить, – сказал Солдатов. И ее связали, затолкали полотенце в рот и положили в угол.

«Изощреннейший в вопросах искусства» (по выражению близко знавшей его И.Сиротинской), Шаламов при этом проявлял огромное уважение к документальной литературе, к мемуарам, ко всякому не отягощенному излишней «художественностью» повествованию о лично пережитом, о времени. Факт резко возросшей во второй половине ХХ века популярности такой литературы он считал чрезвычайно знаменательным и важным для развития литературы и самосознания человеческого сообщества. «Доверие к беллетристике подорвано… Сегодняшний читатель спорит только с документом и убеждается только документом… Собственная кровь, собственная судьба – вот требование современной литературы», - писал он. Определение, которое дал сам Шаламов своей прозе, звучит так: «Не проза документа, а проза, пережитая как документ» (вариант – «выстраданная как документ»). Он описывает произошедшее на самом деле практически без фикций, конечно, бывают вкрапления художественного вымысла, но их количество невелико. Сам Пугачев - это конечно вымышленный герой.«Последний день майора Пугачева» - художественная литература, но все же в основном мы не пытаемся что-то осмыслить, мы просто ужасаемся тому что было, сострадаем тем, кто оказался там… Нам просто остается верить и надеяться, молить бога, чтобы того, что было никогда не случилось…С.А. Алексиевич «Последние свидетели»

История Леонида Шакинко «…Еще лопатками похлопали, чтобы было красиво…»Согнали к бригадирской хате... Всю деревню... Теплый день, трава теплая. Кто стоял, а кто сидел. Женщины в белых платках, дети босиком. На этом месте, куда нас согнали, всегда собирались в праздники. Пели песни. На зажинки, дожинки. И тоже – кто сидел, а кто стоял. Митинги там проводили.

Теперь... Никто не плакал... Не говорил... Даже тогда это меня поразило. Читал, что обычно люди плачут, кричат, предчувствуя смерть – ни одной слезинки не помню. Даже слезиночки... Сейчас, когда я об этом вспоминаю, начинаю думать: может, я оглох в те минуты и ничего не слышал? Почему не было слез?

Дети сбились в отдельную стайку, хотя никто нас не отделял от взрослых. Почему-то матери наши не держали нас возле себя. Почему? До сих пор не знаю. Обычно мы, мальчишки, мало с девчонками дружбу водили, принято было: девчонка – значит, надо отлупить, за косички потаскать. Тут все прижались друг к другу. Понимаете, даже собаки дворовые не лаяли.

В нескольких шагах от нас поставили пулемет, возле него сели два эсэсовских солдата, о чем-то они стали спокойно разговаривать, шутили и даже рассмеялись.

Мне запомнились именно такие детали...

Подошел офицер молодой. И переводчик перевел:

– Господин офицер приказывает назвать имена тех, кто держит связь с партизанами. Будете молчать, расстреляем всех.

Люди как стояли или сидели, так и продолжали стоять и сидеть.

– Три минуты – и вас расстреляют, – переводчик сказал и выбросил вверх три пальца.

Теперь я смотрел все время на его руку.

– Две минуты – и вас расстреляют...

Жались теснее друг к другу, кто-то что-то кому-то говорил, но не словами, а движением руки, глазами. Я, например, ясно себе представлял, что нас расстреляют и нас больше не будет.

– Последняя минута – и вам капут...

Я видел, как солдат снял затвор, зарядил ленту и взял пулемет в руки. До кого было два метра, до кого – десять...

Из тех, что стояли впереди, отсчитали четырнадцать человек. Дали им лопаты и приказали копать яму. А нас подогнали ближе, смотреть, как они копают... Копали они быстро-быстро... Летела пыль... Я помню, что яма была большая, глубокая, на полный человеческий рост. Такие ямы копают под дом, под фундамент.

Расстреливали по три человека. Поставят у края ямы – и в упор. Остальные смотрят... Не помню, чтобы с детьми родители прощались или дети с родителями. Одна мать подняла подол платья и закрыла дочке глаза. Но даже маленькие дети не плакали...

Расстреляли четырнадцать человек и стали закапывать яму. А мы опять стояли и смотрели, как забрасывают землей, как утаптывают сапогами. А сверху еще лопатками похлопали, чтобы было красиво. Аккуратно. Понимаете, даже углы срезали, почистили. Один пожилой немец вытирал платком пот со лба, как будто он в поле работал. К нему подбежала маленькая собачка... Никто не мог понять – откуда? Чья она? Он ее погладил...

Через двадцать дней разрешили убитых раскопать. Взять в семьи и похоронить. Вот тогда закричали бабы, заголосила вся деревня.

В этом рассказе мы не можем над чем-то задуматься, не можем поразмышлять. Мы можем только увидеть эту ужасную картину, которая заставляет нас плакать, которая заставляет нас сострадать.

В 1985 году Светлана Алексиевич написала книгу «Последние свидетели». Все эти истории, написанные в книге, она собирала от людей, детство которых прошло во время войны. Будучи уже взрослыми они рассказали о страданиях, которые им довелось пережить в детстве. На самом деле, книга Светланы Алексеевич оказалась для меня очень страшной. Обычно, когда читаешь художественную литературу, ощущение совсем другое, более спокойное и равнодушное. Да, конечно, ты переживаешь за героев, но понимаешь, что это вымышленное произведение, а тут все совсем иначе, все, что мы услышали и увидели в книге «Последние свидетели», все оказалось реальным, без любых преувеличений и поэтому чувства уже другие. Представить трудно, что такое и вправду было. Рассказали все эти ужасающие истории из своей жизни простые люди, которым во время Великой Отечественной войны было 5, 10 лет. Они свидетели этой эпохи жестокости и страданий. Эта эпоха отняла у них самую лучшую, самую счастливую пору в жизни человека- детство… Сколько погибло их, сколько пропало и все это из-за человеческой жестокости. Этот страх искалечил их души, оставил след, которого нельзя убрать. О таких книгах рассуждать очень сложно. Потому что это даже не книги, это живые голоса детей. Передать все как было, передать все ужасы войны в фильмах или книгах невозможно. Но думаю, у Светланы Алексеевич это получилось…В этой книге описаны реальные события, без единого преувеличения. И такая литература, называется документальной. Это и есть нон-фикшн.

Выводы по второй главе

  1. Повесть А.С. Пушкина, описание в ней исторической действительности образно и художественно, писатель не конкретизирует описание действительности, она воспроизводится в ходе событий на примере человеческой жизни, а читатель понимает все по-своему, в диалоге с автором, то есть это художественная литература, в основе которых лежат исторические события, но главное в них человеческий характер.

  2. В повести В.Т. Шаламова документ лежит в основе образа, так как по мнению Шаламова необходимо убедить читателя, а читатель, современный читатель верит только факту и документу, поэтому его изображение исторической действительности отличается от Пушкина своей конкретностью и документалистикой; но все же это художественная проза, в основе которой образность, построенная на документе.

  3. Проза С.А. Алексиевич полностью лишена художественного вымысла, более того автор выступает в роли записывающего и воспроизводящего чужие голоса человеком, не давая никаких комментариев, это новое направление в современной литературе, которая требует абсолютно голой, подчас откровенно жестокой правды, чтобы читатели, испугались, ужаснулись и задумались.

Заключение

Сколько прошло лет от «пушкинских» до наших времен? Много, очень много, но все равно обсуждаемые проблемы, темы того времени актуальны и сейчас... Равнодушие, доброта, любовь, грусть. Эти вечные проблемы и темы литературы будут существовать в мире нашем всегда.Все же время идет.. Что-то меняется, а что-то остается прежним. Современный человек, вечно спешащий, много делающий и много узнающий, нуждается в том, чтобы информация доходила до него в сжатом виде. По –моему, сегодня художественная литература стала мене востребованная, и вовсе не потому, что интереса, а потому что нет времени у человечества на чтение, переживание и додумывание художественной литературы. Наверное, поэтому методы в литературе стали другими.

Изменилось и изображение исторической действительности в литературе, конечно документы должны быть использованы в литературе, но лучше, чтобы мы читали и изучали их в истории.

В данной работе определены и приведены определения понятий «стиль», «метод», «историзм»; определен общий метод в творчестве А.С. Пушкина, В.Т. Шаламова и С.А. Алексиевич – это реализм – полное и верное отражение жизни, сохранение жизненного правдолюбия в изображении событий, людей, предметов вещного мира и природы такими, какими они являются в самой действительности [Тимофеев, 1963; с. 127]. Выявлены и различия в особенностях воспроизведения исторической действительности данных авторов:

А.С. Пушкин - «социальные проблемы и сами события отступают на второй план, ибо писателя интересуют люди – их миропонимание, характеры, их представления о вечных ценностях». Повесть А.С. Пушкина, описание в ней исторической действительности образно и художественно, писатель не конкретизирует описание действительности, она воспроизводится в ходе событий на примере человеческой жизни, а читатель понимает все по-своему, в диалоге с автором, то есть это художественная литература, в основе которых лежат исторические события, но главное в них человеческий характер.

В.Т. Шаламов – «пишущий очень реалистично, подчас грубо и жестко, но за фактами чувствуется гармония новой, поэтически ритмизованной и философско-символической прозы». В повести В.Т. Шаламова документ лежит в основе образа, так как, по мнению Шаламова, необходимо убедить читателя, а читатель, современный читатель верит только факту и документу, поэтому его изображение исторической действительности отличается от Пушкина своей конкретностью и документалистикой; но все же это художественная проза, в основе которой образность, построенная на документе.

С.А. Алексиевич - литература, основанная на реальных фактах (при чем, не важно каких), так сказать "никакой фикции". Проза С.А. Алексиевич полностью лишена художественного вымысла, более того автор выступает в роли записывающего и воспроизводящего чужие голоса человеком, не давая никаких комментариев, это новое направление в современной литературе, которая требует абсолютно голой, подчас откровенно жестокой правды, чтобы читатели, испугались, ужаснулись и задумались

Сейчас человек более требователен к количеству информации, которую он может воспринять, поэтому, видимо, меняется способ изображения исторической действительности: от образности к реальности (нон-фикшн» литературе), но нельзя забывать, что литература-это человековедение, а не историеведение, история предоставляет нам информацию, а литература учит нас любить и понимать, поэтому важна для развития духовных качеств человека, которых так стало не хватать.

Библиографический список использованной литературы

и электронных ресурсов

  1. Есипов В. Шаламов. – М.: Молодая гвардия, 2012. – 346 с.

  2. Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Ч. 1 – М.: Просвещение, 2013. – 399 с.

  3. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. – 546 с.

СЛОВАРИ

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М.: ООО «Издательство «Оникс», 2008. — 974 с.

  2. Тимофеев Л.И. и Венгров М.П.. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., «Учпедгиз», 1963. – 192 с.

  3. Толковый словарь русского языка: в 4 т./ под ред. Д.Н. Ушакова. — М.: Терра, 1996.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Алексиевич С.А. Последние свидетели: Книга недетских рассказов. – М.: Молодая гвардия, 1985. - 175 с.

  2. Пушкин А.С. Проза. – М.: Моск. рабочий, 1983.- 384 с.

  3. Шаламов В.Т. Колымские рассказы. Магадан., 1989 – 216 с.

  4. Шаламов В.Т. Кто он, майор Пугачев?». СПб., 2015 – 216 с.

ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ

  1. Википедия. [Электронный ресурс ].- Режим доступа : https://ru.wikipedia.org/

  2. Светлана Алексиевич. Последние свидетели (соло для детского голоса) Текст. [Электронный ресурс].- Режим доступа : http://lib.ru

  3. Рецензия (лат recensio рассмотрение), критическая статья или заметка, в которой содержится отзыв на литературное, музыкальное, театральное Статья. [Электронный ресурс ].- Режим доступа : http://pochit.ru

Просмотров работы: 3702