СОЧИНЕНИЕ «ПОМОРСКАЯ БЫЛЬ БОРИСА ШЕРГИНА»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЧИНЕНИЕ «ПОМОРСКАЯ БЫЛЬ БОРИСА ШЕРГИНА»

Межевых В.А. 1
1
Заозерская О.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Лежащий в печали человек

всегда хочет встать да развеселиться.

И чтобы сердце твоё развеселилось, совсем не надобно, чтоб вдруг изменились

житейские обстоятельства.

Развеселить может светлое слово доброго человека

Борис Шергин.

С творчеством Бориса Шергина я познакомилась ещё в раннем детстве, когда впервые посмотрела забавный мультфильм «Волшебное кольцо», снятый по мотивам сказки северного писателя. Мне понравилось в этом мультфильме всё: сюжет, персонажи, милый северный говор и конечно незабываемый голос рассказчика за кадром, в исполнении Евгения Леонова. Впоследствии я посмотрела другие мультфильмы по сюжетам Шергина, прочитала его книги, из них узнала много интересного и поучительного об истории моей родины – Архангельской области, выполнила скульптуры и картины по сказам и былям любимого писателя.

История Русского Севера древняя и славная. С давних времен из Новгорода к Белому морю, переселились предки нынешних поморов. Они стали ходить за рыбой сначала по Двине и у морских берегов, а потом– все дальше в море на промысел за тюленями и моржами. Все шире расселялись новые пришельцы по морскому берегу; их так и назвали поморами.

Родители Шергина Виктор Васильевич и Анна Ивановна были хорошими рассказчиками, мама любила поэзию. По словам Бориса: «Маменька мастерица была сказывать… как жемчуг, у нее слово катилося из уст». Он любил слушать увлекательные рассказы друзей отца – именитых корабельных плотников, капитанов, лоцманов и зверобоев. Еще учась в школе, стал собирать и записывать северные народные сказки, былины и песни. Вот как вспоминает о годах учёбы сам Шергин: «Больше всего успевал я, учась, в языках, совсем недавалась математика: из-за нее не любил я школы, бился зиму, как муха в паутине. Жизнь была сама по себе, а наша школа сама по себе. Город наш стоял у моря, а ни о Севере, ни о родном крае, ни о море никогда мы в школе не слыхали. А для меня; это всегда было самое интересное…»

Север завораживал маленького Борю своей таинственной красотой: «Родную мою страну обходит с полуночи великое Студеное море – седой океан. От Студеного океана на полдень развеличилось Белое море, наш светлый Гандвик. В Белое море пала Архангельская Двина. Широка и державна, тихославная та река идет с юга на полночь и под архангельской горой встречается с морем. Тут островами обильно: пески лежат и леса стоят. Где берег возвыше, там люди наставились хоромами. А кругом вода. Куда сдумал ехать, везде лодку, а то и кораблик надо. В летнюю пору, когда солнце светит в полночь и в полдень, жить у моря светло и любо. На островах расцветают прекрасные цветы, веет тонкий и душистый ветерок и как бы дымок серебристый реет над травами и лугами.». С детства проявлял Борис большие способности к рисованию. Срисовывал орнаменты и заставки старинных книг, учился писать иконы в поморском стиле, расписывал утварь. Первые три книги Шергина оформлены автором собственноручно в «поморском стиле». Борис Викторович с теплотой вспоминал годы учёбы в Москве в старейшем Строгановском центральном художественно-промышленном училище. Этот период жизни Шергина стал, вероятно, главным временем становления его творческой личности. Он по-настоящему глубоко и полно осознал значение народной культуры и ощутил настоятельную потребность сделать все, что в его силах, чтобы не дать погибнуть "отходящей красоте".

В годы учебы в Москве Шергин сам выступал в качестве исполнителя баллад Двинской земли, иллюстрировал своим пением лекции по народной поэзии в Московском университете. В рассказах Шергина и в переданных им старинных сказаниях с большой поэтической силой показана глубокая, крепкая связь поморов со своим «отеческим морем». Особенно ярко, своеобразно эта связь показана в сказаниях «Братанна» и «Гнев». Борьба с суровой природой выковала у поморов крепкий характер, уменье не теряться в трудных обстоятельствах, решительность и твердость духа.

Помор, ушедший в море на промысел, любит вдали от берега послушать и сам рассказать о виденном – он тонкий ценитель искусства слова. Испокон веку у поморов были свои талантливые певцы, сказители. В бурном, изменчивом море одному человеку несдобровать, и поморы шли на промысел артелью, дружиной. Крепкая дружба, взаимная помощь связывали дружину. Помор всегда был готов выручить в беде товарищей: на промысел выйдешь– опирайся на товарища, но и сам помогай ему, береги, как себя, – это закон для помора.

С одним из законов морского устава знакомит читателей рассказ «Круговая помощь»: «На веках в Мурманское становище, близ Танькиной губы, укрылось датское судно, битое непогодой. Русские поморы кряду принялись шить и ладить судно. Переправку и шитье сделали прочно и, за светлостью ночей, скоро. Датский шкипер спрашивает старосту, какова цена работе. Староста удивился: Какая цена! Разве ты, господин шкипер, купил что? Или рядился с кем? Шкипер говорит: Никакой ряды не было. Едва мое бедное судно показалось в виду берега, русские поморы кинулись ко мне на карбасах с канатами, с баграми. Затем началась усердная починка моего судна.Староста говорит: Так и быть должно. У нас всегда такое поведение. Так требует устав морской.» Но не всегда даже крепкое морское братство могло спасти поморов от неминуемой гибели в ледяном океане. В рассказе «Поморская быль» описан случай трагической гибели на пустынном островке двух братьев-поморов Ивана и Андрияна. Оставшись без лодки, унесённой штормом, братья не впали в отчаянье, а решили оставить людям весточку о себе. Из обломка лодки вырезали искусно памятную доску, где записали каждый день своего заточения на острове. С философским спокойствием относятся братья к неминуемой гибели: «Оттого, что ещё двух промышленников не станет на свете, белому свету переменения не будет…Смерть не всё возьмёт – только своё возьмёт…»

В 1922 году Шергин переехал в Москву, где жил бедно. В подвале в Сверчковом переулке он писал сказки, легенды, поучительные истории о своем русском Севере. При жизни писателя опубликовано 9 книг. Шергин как рассказчик и сказочник стал известен раньше, чем Шергин-писатель.

Уникальность писателя, неповторимость его творчества состоит в том, что он сумел соединить две художественные системы– литературу и фольклор. Книги Бориса Шергина в наши дни как никогда актуальны и современны, даже злободневны, в пору утраты представлений о духовных и культурных ценностях, оставленных нам в наследство прадедами, они возвращают нас к этим ценностям, вразумляют, радуют, обогащают. Он показывает читателю жизнь, наполненную высоким смыслом, жизнь, основанную на безукоризненных нравственных принципах. В 1979 году Виктор Калугин писал: «Чем больше вчитываешься в эту своеобразную поморскую летопись, составленную нашим современником, тем больше убеждаешься: не прошлому, а настоящему и будущему принадлежит она».

На всем протяжении своей творческой жизни и четыре десятилетия, прошедших со дня его смерти, Шергин тихо и ровно светит нам, как негасимая лампада, и ждет, когда мы за ослепительными вспышками фейерверков и назойливыми неоновыми огнями разглядим этот ясный свет и придем к нему.

Просмотров работы: 2666