…Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
М.Исаковский
На дворе осень. Пасмурно. Дождик рисует на окне печальные водяные дорожки. Капельки постукивают по крыше, выводя свою непонятную мелодию.
Вечер… Мы сидим в тихой уютной комнате. На стене мирно тикают часы. Рядом – моя прабабушка, стуча поминутно спицами, старательно вывязывает шерстяные носочки. Её лицо в мелких морщинах, волосы седые, как будто посыпаны серебром. Руки тоже морщинистые, но ещё крепкие, с длинными искорёженными временем тонкими пальцами, которые так и мелькают, перебирая петельку за петелькой. Глядя на неё, я часто задаю себе вопрос: откуда она берёт столько оптимизма в жизни? Почему в свои 89 лет она не перестаёт улыбаться, старается, в силу своих возможностей, помогать нам, своим внукам и правнукам? А ведь ей очень трудно сейчас: годы берут своё… За плечами этой хрупкой женщины – тяжелые блокадные дни военного времени. Сколько горя и слёз пришлось пережить, знает только она.
Я тихонько подсаживаюсь к ней и прижимаюсь к тёплому плечу.
- Бабуля, расскажи мне о войне…
После долгого молчания, тяжело вздохнув, она произнесла:
- Внучок, не дай Бог тебе узнать, что такое война. Что такое каждый день просыпаться в страхе за свою жизнь. Что такое голод…
И вот, под тихое постукивание часов, она начала свой рассказ.
- Когда началась война, мне было уже пятнадцать лет. Работала на заводе, где выпускали боевые снаряды. Ты не представляешь, что такое работать часами почти натощак. Всем работающим давали по 150 грамм хлеба на день. Он был невкусным и чёрствым. В его состав входило больше опилок, чем муки, но я даже не замечала этого. Я считала каждую крошку, которая оставалась после еды…
В этот момент её голос дрогнул, и на глазах появились слёзы. После недолгого молчания она продолжила.
- Люди умирала от голода прямо на улице. Мама моя умерла в первые два месяца блокады, отец ушел от нас, когда мне было четыре года. Каждое утро я просыпалась в одиночестве. Было страшно. Боялась, что новый день – последний в моей жизни. Город бомбили почти каждый день: улицы, здания… Боже мой, какие были ужасные времена, когда ни в каком месте не было безопасно – ни на земле, ни под землёй, ни под водой, ни в воздухе! И те проблемы, которые происходят сейчас с нами в повседневной жизни – это мелочи, они ничего не значат по сравнению с тем ужасом, страхом, которые пришлось пережить в военное время…
Бабуля замолчала надолго. Смотрит куда-то в сторону, думает о своём. Долго – долго мы сидели обнявшись. Я боялся нарушить это молчание, а сам сидел и думал: какая же она у меня сильная. Я горжусь ей. Ни холод, ни голод не сломили её. Вот она та правдивая история, которую должен знать каждый, помнить и почитать!
А за окном всё тот же дождик продолжал стучать по окнам. На стене так же мирно тикали часы, напоминая о том, что жизнь не стоит на месте, а всё идёт и идёт вперёд, оставляя воспоминания о прошлом.
Пока мы живы, и память о тяжёлых временах тоже будет жить. Память – это преодоление времени, преодоление смерти.