ЭССЕ: "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЭССЕ: "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"

Иванова А.А. 1
1Ульяновская область, г.Димитровград, МБОУ СОШ №2
Омётова О.Л. 1
1МБОУ СШ №2
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Иванова Анастасия Александровна, ученица 8 класса «А» Муниципального Бюджетного Общеобразовательного учреждения Средняя Школа №2 города Димитровграда, Ульяновской области.

Творчество Александра Сергеевича Пушкина представляет собой различные произведения. Связано это не только со зрелым возрастом поэта, но и с тем, что к этому времени окончательно завершился период становления особого художественного метода Пушкина, состоявшего в правдивом отображении действительности.

Ярким примером можно считать «Капитанскую дочку», названную автором романом, но по сути имеющую размеры повести. Роман написан простыми предложениями, события охватывают около двух лет: с начала зимы 1772-1773 года по январь 1775. Основа произведения-это осмысленное понятие чести и долга.

Главным героем романа является Пётр Гринев, молодой дворянин, офицер екатерининской армии, человек долга и чести, в котором прочны нравственные устои, взращенные в родительском доме: «Береги платье снову, а честь-смолоду».(наставление отца). Однако, представление об этих качествах отличаются у отца и сына Гриневых. Если для первого, это прежде всего, честь дворянина и офицера, верность государю при любых обстоятельствах, то второй сумел расширить его до гуманного и гражданского значения. Гринев, стараясь выполнить свой долг перед государством и императрицей, не присягает Пугачеву и готовится достойно принять смерть, как это сделали комендант и его помощник. Позже на военном совете Пугачёва, Гринев снова отказывается присягнуть ему, объясняя свое нежелание тем, что он уже присягнул императрице и не может изменить своему долгу.

Автор рассматривает и на примерах других героев произведения. Интересна точно зрения «антипода», названного выше персонажа. Он- типичный представитель гвардейского офицерства, видит в себе человека, которому все дозволено. При этом Швабрин глубого презирает народ, ненавидит и боится Пугачёева, как более сильного духом. В отличии от Гринева, Швабрин, пытаясь спасти свою жизнь, сразу переходит на сторону Пугачева. Он изменяет своему долгу перед государством в лице императрицы. Свою честь он и вовсе теряет после случая с Машей Мироновой. Его поступок, то есть попытка насильно женить Машу на себе, лишь бы досадить Гриневу, обнажает низость и подлость его натуры.

Среди простого люда также озвучивается представление о чести и долге. Савельич лучшие годы своей жизни прослужил барину, исправно, верой и правдой. Он был готов отдать свою жизнь «за барского дитя». В образе Савельича показана не столько рабская покорность, а осознание важности исполняемых обязанностей. Восстание помогает увидеть Савельича как мудрого и заботливого наставника.

В итоге, мы можем предположить, что Пугачевский бунт, описанный Пушкиным в своем произведении, является своеобразным индикатором чести и долга. Каждый из героев, имел определенные представления об этих понятиях, сталкиваясь в реальности с восстанием, по-разному проявляет их. А мы, читатели, знакомясь с «Капитанской дочкой», имеем право выбора пути на примере того или иного героя.

Просмотров работы: 321