ПЕРО,ЧЕРНИЛЬНИЦА,ТЕТРАДЬ. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПЕРО,ЧЕРНИЛЬНИЦА,ТЕТРАДЬ. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

Лобанова Д.А. 1
1ГБОУ СОШ с.Орловка
Киселёва Е.Н. 1
1ГБОУ СОШ с.Орловка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 23 января в мире отмечается всемирный праздник-День ручного письма. Инициатором праздника стала американская Ассоциация производителей пишущих принадлежностей. День ручного письма прошел и у нас в школе. Это был интересный день-день открытий для меня и моих одноклассников. День ручного письма, который учреждён с целью, напомнить всем нам об уникальности ручного письма, о необходимости практиковаться в нём, о неповторимости почерка каждого человека.

Цивилизация нашего времени всё дальше и дальше уводит нас от минувшего столетия. Но, как и прежде, от восторга замирают и взрослые и дети, когда с восхищением рассматривают музейные редкости школьных принадлежностей. Все они - своеобразный памятник своей эпохи и имеют свою неповторимую историю возникновения и использования.

Тема представляется мне интересной, потому что - школьные принадлежности, а именно: перо, чернильница, тетрадь - обязательные спутники любого ученика. Каждый день мы пользуемся этими простыми и привычными предметами, не подозревая, сколько интересных подробностей таит в себе история школьных принадлежностей

В дореволюционной России чистописание входило в программу гимназии. В арабских и некоторых восточных странах каллиграфию до сих пор считают непременной составляющей хорошего образования. Каллиграфией люди там занимаются « для души» и в зрелые годы.

В 18-19 веках перья продавались на улицах, рынках, а также в магазинах. Гусиные перья были наиболее популярными. Лебяжьи перья ценились выше, чем гусиные, но и стоили дороже. Для тонких линий лучше всего подходили перья вороны.

Гусиное перо было, по своему происхождению, природным материалам. Подготовка пера требовала, определенной сноровки. Кончик нужно было срезать так, чтобы края были острыми и гладкими, а перо скользило по бумаге и не оставляло клякс. Для этих целей использовали перочинный нож. Некоторые чиновники были в своём деле настоящими профессионалами - делали это так искусно, что их только за то и держали на службе, если других способностей они не проявляли. [Приложение А.1]

Гусиное перо - примета времени. Гусиное перо как знак эпохи. Человечество использовало перо и ставило неизбежные при письме кляксы на протяжении четырех тысяч лет. Шариковыми ручками мы пишем всего несколько десятилетий и даже не задумываемся, что живем после одной из самых масштабных революций в цивилизации, которая не просто изменила способы и формы письма – она изменила нас. [Приложение А.2]

Гусиное перо и чернила отлично подходили для письма на пергаменте. Более того, если кончик пера специальным образом заточить, то можно писать с наклоном и нажимом, утолщая штрихи или делая их тоньше. Именно гусиное перо позволило разнообразить письмо, предав ему изящество и большую функциональность. Последние очень важно, поскольку с применением гусиного пера в алфавитах европейских языков появились прописные буквы, раньше в письменности использовались только заглавные буквы. Современные пишущие перья мало похожи на те, которыми писали в старину. Сохранилось только название.

Перо, напоминающее то, которое применяется и в наши дни, изобретено в Древнем Египте. Тростниковую палочку, с помощью которой писали папирусы, расщепляли, по канальцу между половинками тоненькой струйкой стекали чернила. [Приложение A.3]

В 18 веке, когда в высшем обществе Европы вошла в моду частная переписка, прибор для письма стал украшением рабочего стола. Часто в письменные приборы встраивались часы, зеркала и небольшие потайные ящики. Старинные письменные принадлежности, выполненные на высоком художественном уровне, приносят в кабинет атмосферу аристократизма и роскоши.

Работая над этим материалом, довелось увидеть много фотографий, картинок. На одной из них – письменный прибор, включавший чернильницы, подставку под перо.

Массивный, внушительный прибор, такому надо стоять на огромном письменном столе, и чтоб столешница обязательно была затянута кожей или темно-зеленым сукном. И чтоб книжки стопкой лежали - тоже в кожаных переплетах. [Приложение A.4]

Исследуя данный материал, я открыла для себя целый мир- мир удивительный и прекрасный! Как в сказке.

Я представила себе, как не «… в глуши забытого селенья», а в красивом хрустальном дворце во времена, когда писали гусиным пером, за крохотным ажурным столиком, витая в облаках, сидит Татьяна и пишет письмо Онегину:

Я к вам пишу - чего же боле?

Что я могу ещё сказать?

Теперь я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

На её столике стоит старинный предмет венской бронзы - знаменитая во всем мире изящная чернильница «Беседка». Букет ромашек на окне.

А на столе Онегина - письменный прибор, состоящий из чернильницы и из песочницы с воткнутым в него гусиным пером. Онегин пишет письмо Татьяне:

Предвижу всё: вас оскорбляет

Печальной тайны объяснение.

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

Я представляю, как Евгений Онегин высушивает написанное чернилами письмо, посыпая его мелким песком …

Александр Сергеевич Пушкин, автор романа! Создав прекрасные образы своего романа, отодвинул на край стола высокий подсвечник и бросил рядом с чернильным прибором гусиное перо…

Гусиное перо является символом писательского труда в поэзии. А к чернильнице у Александра Сергеевича Пушкина особое отношение, выраженное в стихотворении « К моей чернильнице»:

Подруга думы праздной,

Чернильница моя,

Мой век разнообразный

Тобой украсил я. [Приложение Б.1]

Современные пишущие перья мало похожи на те, которыми писали в старину.

Сохранилось только название.

Первые слова…Первые кляксы…Первые испытания. Вот как, например,

Салтыков-Щедрин в своём произведении описывает урок письма: «Перо вертелось между пальцами, а по временам и вовсе выскальзывало из них; чернил зачерпывалось больше, чем нужно; не прошло четверти часа, как разлинованная четвертушка, уже было усеяла кляксами; даже верхняя часть моего дела как-то неестественно выгнулась от напряжения. Недели с три каждый день я, не разгибая спины, мучился часа по два кряду, покуда, наконец, не достиг кой-каких результатов». [Приложение Б.2-Б.3]

К середине 19 века эра гусиных перьев близиться закату, их вытесняли металлические ручки.

Стоит ли об этом сожалеть? Конечно, нет. Время неумолимо идёт вперёд. И мало кто уже помнит, что такое промокашка. А ей находили уникальное применение.

В18 в чернила осушали при помощи сухого речного песка. И изготовляли наборы чернильница и песочница. Слово промокашка имело в начале 20 века уважительный оттенок. В своём романе А. Толстой писал: «…с почтением относился он, Кулик, ко всему, что касалось гимназии: к одежде своей, книжкам, швейцарам, к вешалкам, даже промокашку называл чернильно-промокательной бумагой». [Приложение Б.4-Б4]

Наши бабушки и дедушки помнят, что такое чистописание, пропись, как писать тонким пёрышком, что такое перочистки. Чернильницу носили с собой в специально сшитых мешочках с верёвочкой, которая затягивала горловину. Для предохранения от пролива при падении, чернильница в верхней части имела конус, направленный узкой частью вовнутрь чернильницы. Поэтому её и называли « непроливайка». Каждый день чернильницу надо было забирать с собой домой, поставить аккуратно в портфель. Выбежав из школы после уроков, начинаешь на этом портфеле зимой кататься с горки вместо санок, забыв обо всём на свете. Сколько раз все тетради и учебники были залиты чернилами. [Приложение В.1-В.2]

В музеях на красивых стеллажах стоят чернильницы без чернил - и будто просят-

не забывать древнее мастерство ручного письма. Эту бесценную память принимаем в наследство мы, ученики 21 века.

За окном - цветущий сад,

На окне – букет ромашек.

Перо, чернильница, тетрадь

И радуга из промокашек.

В косую линейку страничка

Исписана вся-до конца,

Белый фартук, бантик, косичка-

Времени счастливого страничка…

Недавние высказывания Умберто Эко о том, что шариковая ручка убила в рукописных текстах «душу, стиль и личность» заставляют серьёзно задуматься лишь немногих. А жаль! Успеть бы во время задуматься. Успеть бы… Но мы обещаем…. Ведь мы же обещаем помнить об этом?...

Напомним всем нам: ручное письмо - это мастерство, это лишняя возможность для нас заявить миру об уникальности опыта каждого человека, о том, что каждый из нас - особенный и неповторимый.

Библиография

1. Пушкин А.С. Собрание сочинений М..,1975 Лирика

2. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений М..,1982

3. Толстой А. «Жизнь замечательных людей» М..,1986

4. Черемных М.М «Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» М..,2015

5. Интернет- ресурсы

[email protected]

Приложение А

[Приложение А.1] [Приложение А. 2]

[Приложение А.3] [Приложение А.4]

Приложение. Б

[Приложение Б.1] [Приложение Б.2]

[Приложение Б.3]

[Приложение Б.4]

[Приложение Б.5]

Приложение. В

[Приложение В.1]

[Приложение В.2]

12

Просмотров работы: 989