МИСТИЧЕСКИЕ ГЕРОИ СКАЗОВ П. П. БАЖОВА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МИСТИЧЕСКИЕ ГЕРОИ СКАЗОВ П. П. БАЖОВА

Кульшарипов Т.Ф. 1Митяшина Д.В. 1Москалева В.К. 1
1Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
Христолюбова Ю.А. 1
1Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Павел Петрович Бажов самый удивительный уральский сказочник, прославивший свой край, его людей, его легенды и предания на весь мир. В своих сказах он воспевал красоту Урала, его природные богатства и загадки.

П.П. Бажов в совершенстве овладел жанром сказа, его книга «Малахитовая шкатулка» любима взрослыми и детьми по всему миру. Сначала «Малахитовая шкатулка была переведена на английский язык и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже. Затем книгу перевели на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего - на 100 языков мира.

В произведениях П.П. Бажова живут уникальные герои уральского края, настолько самобытные и таинственные, что, сталкиваясь с ними на страницах книги, попадаешь под их мистическое влияние. Многие исследователи творчества П.П. Бажова1 пытались объяснить загадочное влияние, которое оказывают герои уральского сказочника на читателя, но единого мнения по этому поводу до сих пор не существует – в этом и состоит актуальность нашего исследования.

Многие сказы П.П. Бажова знакомы нам с детства: «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Сюнюшкин колодец» и другие. В этом учебном году на уроках литературы мы заново открыли для себя сказы Бажова, вновь попав под их загадочное влияние.

В данной работе мы собрали воедино наши исследования по творчеству П.П. Бажова, попытались объяснить влияние его мистических персонажей на наш класс, написав продолжение сказа «Хозяйка медной горы», и, сняв по нему видеофильм. Наша исследовательская работа и видеофильм могут быть использованы для учащихся 1-6 классов:

- на уроках литературы при изучении сказов П.П. Бажова,

- на уроках внеклассного чтения и на классных часах по литературному наследию Урала,

- на библиотечных часах, праздниках, конференциях, посвященных творчеству П.П. Бажова и т.п.

В этом и состоит практическая значимость нашей работы.

Объект исследования: сказы П.П. Бажова.

Предмет исследования: мистические герои сказов П.П. Бажова.

Цель данного исследования - выяснить, какую роль в произведениях П.П. Бажова играют мистические персонажи.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить биографию П.П. Бажова,

- познакомиться со спецификой жанра сказа в литературе,

- прочитать и проанализировать сказы П.П. Бажова,

- показать разнообразие мистических героев сказов П.П. Бажова (на примере сказов «Великий полоз», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»),

- доказать, что Хозяйка медной горы – основной мистический персонаж в творчестве П.П. Бажова (на примере сказов «Хозяйка медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»),

- сделать выводы по заявленной проблеме,

- создать видеофильм «Продолжение сказа «Хозяйка медной горы».

ГЛАВА 1. П.П. БАЖОВ – ВЕЛИКИЙ УРАЛЬСКИЙ СКАЗОЧНИК

1.1 Биография П.П. Бажова, написанная дочерью - Ариадной Павловной Бажовой1

У писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского завода. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию. Восемнадцать лет учительствовал. Счастливо женился на своей ученице и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.

Он принял Октябрьскую революцию как возможность покончить с социальным неравенством, воевал в Гражданскую на стороне красных, стал журналистом, а затем - редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Всегда много работал, как сказали бы в советские времена, был "рядовым тружеником".

И вдруг, что называется в одночасье пришла к нему известность, да еще какая… В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ "Девка Азовка". В 1939 в "Сведлгизе" вышел первый сборник сказов "Малахитовая шкатулка". В 1942 и 1944 "Малахитовая шкатулка", заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах.

Он стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу. В 1944 году "Малахитовая шкатулка" переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 - в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, - на 100 языков мира.

О творчестве Бажова написано гораздо больше, чем написал он сам. Долгое время критики спорили между собой, что за явление "этот Бажов" - фольклорист, писатель, краевед, историк? А современники писали: "В волшебный мир старых уральских сказов Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы"…

"…Я вновь и вновь их (сказы) перечитываю, подлинно наслаждаясь и богатством выдумки, и слаженностью сказов, и сладкозвучным русским языком…" А.Сурков.

"С пожеланием творческого настроения и душевного покоя Ваш неизменный почитатель"… Игорь Грабарь. "Обладателю волшебной Малахитовой шкатулки от очарованного Федора Гладкова".

"…Самому лучшему, самому настоящему из всего, что я "добыл" на Урале" Лев Кассиль.

"Автору "Малахитовой шкатулки", который открыл секрет создания сказки, тысячелетиями хранившийся втайне. Не много открытий равных по значению Вашему. Спасибо Вам за это от одного из тех, кому сказка близка и мила…" Дмитрий Нагишкин.

"Бажов принес нам в личине сказа величие высокой простоты, любовь к одному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу. Целомудрие. Неуспокоенность исканий и стремлений. Стойкость. Дух времени…" Евгений Пермяк.

Сам же Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: "Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец - рабочий. А в действительности Бажову просто посчастливилось: он вырос в таких условиях, в таком месте, где оказалось большое скопление фольклорных сплетений. У него создалось преимущественное положение".

От похвал в свой адрес он всегда ежился и старался их тот час же снять или шуткой, или переведя разговор на другую тему. "Большое спасибо за фотографии и приятное письмо. За пожелания. Словом за все кроме заключительного комплимента, - писал он, - это лишнее. Мы, журналисты, должны обходиться без этого. Все же знаем, что всякий, кто не ленив, по хорошему материалу может сделать вещь, если предоставят время. Рассказы наших старых рабочих, как вы знаете, представляют редкий по качеству материал. И моя задача здесь сводится лишь к тому, чтобы не отклоняться от народного в изложении и подчеркнуть те точки, которые занимательны для современного читателя. Время и труд, конечно, требуются, но говорить об одаренности излишне и даже вредно. Поднимая одного автора, можно оттолкнуть других. А ведь собирать эту уходящую народную историю труда надо как раз многими руками и надо с этим спешить".

Не позволяя хвалить себя ни письменно, ни публично, Бажов делал упор на необходимость даже при наличии таланта труда в литературе. "Когда видишь небрежное отношение к историческим фактам, становится не по себе", - писал он. "Да еще хотят, - говорил он о некоторых авторах скороспелых однодневок, - всего достичь, не утруждая ни глаз, ни зада - за счет "голого таланта", а не выходит. И никогда не выйдет без большого участия глаз и сидения даже при самой большой одаренности. У стариков надо учиться именно этому непривычному для нас искусству.

Разве наш национальный гений А.С. Пушкин не поразителен и своей трудоспособностью? Работая над историей пугачевщины, он не только месяцами сидит в архиве, но он едет на Урал. Это ведь не на самолете и даже не в вагоне, а на перекладных. Попробуйте представить, что кто-нибудь из наших современников проделал адекватный труд! Да он бы написал несколько томов своих дорожных впечатлений, десятка два рассказов, четыре пьесы, пять сценариев и один малоформистский сборник, а у Пушкина все это вошло частично в "Капитанскую дочку" да в отдельные строки стихов. Вот и выходит густо. Читаем современников и говорим: "А у предшественников лучше!" Да. Потому что у предшественников больше предшествовало, чем у нас. Словом, был и остаюсь сторонником труда в литературе. Стоя на этой позиции, утверждаю, что каждый через какой-нибудь десяток лет работы может дать изумительное по своей неожиданности полотно".

У писателя Бажова было позднее цветение. Очевидно, потому что он очень серьезно относился к понятию "настоящая литература", слишком высоко ставил звание писателя и не считал его применимым к себе. Образцом, мерилом для писателей, работающих в жанре сказки, он считал А.С. Пушкина, "у которого сказка представляет тот чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта", и Л.Н. Толстого, "сказки и детские рассказы которого - неизмеримый образец простоты, ясности, занимательности, отсутствия языковых ухищрений. У него это выходило хорошо, потому что он был Львом Николаевичем Толстым".

В январе 1949 года торжественно был отмечен 70-летний юбилей П.П. Бажова. В зале Свердловской государственной филармонии собрались друзья, читатели. Много торжественных и смешных подарков. Юбиляр растроган, благодарен, взволнован. Он благодарил своих близких, друзей, литераторов, журналистов, издателей и читателей за внимание к его работе и за помощь и вновь повторил то, что говорил всегда: "Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенная"…

10-го декабря 1950-го года в морозный день мы похоронили отца на высоком холме, с которого виден Урал - леса и перелески, горы и пруды - все, что он любил, что всегда было дорого его сердцу, и вернулись домой. Еще пахло табаком, на столе лежала его трубка, а в машинку заправлено незаконченное письмо, но дом опустел…

Вечером у нас собралось много народа. Сначала было тихо, потом выпили, голоса стали громче, заговорили о том, что волновало каждого. Маршала Георгия Константиновича Жукова расспрашивали о днях войны, напоминали о встречах на фронтах, уговаривали писать мемуары. Мама сидела ко всему безучастная, да вряд ли слышала что-нибудь, а мне стало обидно, что вот уже забыли отца, забыли по какому поводу собрались в нашем доме. А в ушах зазвучал голос отца:

- Что приуныла, доченька? Не надо, жизнь ведь продолжается….

И она действительно продолжается в его книгах, в памяти людей, в произведениях искусства, созданных по мотивам сказов, в его детях, внуках и правнуках, среди которых есть строители, горные инженеры, историки, социологи, экономисты, рабочие и журналисты и те, кому еще предстоит выбрать профессию и определить свой путь в жизни.

ГЛАВА 2. СКАЗЫ П.П. БАЖОВА КАК КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ УРАЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1. Сказ как жанр литературы

Сказ как литературный жанр очень близок сказке. И для начала стоит разобраться, в чем же их отличия, и стоит ли определять сказ как отдельный жанр?

Существует множество определений жанра сказа:

«В «Краткой литературной энциклопедии» А. П. Чудаков и М. О. Чудакова (1971) определяют сказ следующим образом:

— особый тип повествования, строящегося как рассказ некоего отдаленного от автора лица (конкретно поименованного или подразумеваемого), обладающего своеобразной собственной речевой манерой»1.

«Толковый словарь Ефремовой`»

СКАЗ - м. 1) Повествование, ведущееся от лица рассказчика. 2) Произведение устного народного творчества о действительных событиях современности или недавнего прошлого, в котором повествование ведется от лица рассказчика. 3) разг.-сниж. Слова, речь, выражающие чью-л. волю, решение, мнение.

`Толковый словарь Кузнецова`

СКАЗ -а; м. 1. Эпическое произведение устного народного творчества о событиях прошлого или современности, в котором повествование ведётся от лица рассказчика. С. о народном герое. С. о великой битве. Уральские сказы. Северные сказы. С. передаётся из поколения в поколение. Герои народных сказов.

2. Лит. Форма повествования в литературном произведении, воспроизводящая особенности языка и характера героя, от лица которого ведётся рассказ. Некоторые произведения Н. Лескова написаны в манере сказа. Поэма "Василий Тёркин" написана в духе сказа. // Литературные произведен...

`Толковый словарь Ожегова`

СКАЗ -а, м. 1. Народное эпическое повествование. С. о народных героях. 2. В литературоведении: повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Сказы Лескова. * Вот (тебе) и весь сказ (разг.) — сказано окончательно, нечего больше разговаривать. II прил. сказовый, -ая, -ое.

`Большой энциклопедический словарь`

СКАЗ -1) фольклорная форма (в т. ч. устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. Литературные сказы (Н. С. Лесков, П. П. Бажов) генетически связаны с фольклором.2) Принцип повествования, основанный на имитации речевой манеры обособленного от автора персонажа - рассказчика; лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь (А. Веселый, рассказы М. М. Зощенко)1.

В своем исследовании мы будем придерживаться последнего определения.

А что же такое сказка?

Толковый словарь Ожегова.

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, Maxime с участием волшебных, фантастических сил. Пример: Русские народные сказки. Сказки Пушкина.*** 2. - см. чудо N3 Пример: Костюм получился - с.!*** 3. - выдумка, ложь. Пример: Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пренебр.). *** 4. - список лиц, подлежащих обложению подушной податью Пример: Ревизские сказки (составлявшиеся при ревизии).

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

Сказка - 1. ж. 1) а) Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях. б) Литературное произведение такого характера. 2) перен. Что-л. фантастическое, заманчивое.3) разг. Неправда, вымысел, небылица, ложь; то, чему никто не поверит.2. ж. устар. Список лиц, подлежавших обложению подушной податью, составлявшийся при ревизии; ревизская сказка. 3. ж. устар. Официальное показание, сообщение, донесение.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

Сказка, -и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическоепроизведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина. 2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пре-небр.). 3. сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился - с.! * Ни всказкесказать, ни пером описать - в народной словесности: о ком-чем-н. оченьхорошем, красивом. II уменъш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). II прил.сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои.*** 2. , -и, ж. Список лиц, подлежащих обложению подушной податью. Ревизские сказки (составлявшиеся при ревизии)1.

«Сказка — это вымысел, а сказ — это описание реальных событий, но с элементами фантастики. В середине прошлого века известный знаток народной культуры К. С. Аксаков заметил: «К сказке, кажется, преимущественно должна относиться пословица «Красно поле рожью, а речь — ложью» - вымыслом». Сказки поражают, удивляют, радуют. Часто они бывают интересны и своими необычными юмористическими ситуации»2.

Несмотря на то, что сказ очень близок народной разговорной речи, самая характерная его черта – это наличие автора, как реального, так и автора-повествователя: «Характерная черта сказа -- наличие рассказчика, который не совпадает с автором, а стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой. Интонация изложения сказа может быть напевной, как будто слово «по волнам плывет», перетекает от строчки к строчке. Бывает и нагнетающая интонация, моменты борьбы, сражения, трагической судьбы и кончины, но, не смотря на целостную картину печали, обязательно в таком сказе появятся строчки радость и гармонии. А бывает и такой сказ, интонация повествования которого сказочная, загадочная, все в начале хорошо, беда, нагнетание, кульминация, ритм нарастает и счастливый, спокойный конец (48, С. 23 - 45)»1.

Сравнительная характеристика литературных жанров: сказка и сказ:

Сказка

Сказ

1. Хронотоп. Место.

События происходят в фантастическом, вымышленном мире;

Место действия

конкретное, реальное;

2. Хронотоп. Время.

Рассказчик повествует о временах давних, уже забытых;

Рассказчик либо свидетель, либо участник событий;

3. Литературный герой

В сказке главные герои не различаются по своему положению: и царевич, и крестьянский сын могут быть положительными героями;

В сказе это различие очевидно. Приказчик не может быть героем положительным, а мастер – труженик не может быть отрицательным;

4. Роль волшебства

В сказке волшебство – основа действия.

В сказе волшебная сила – лишь источник вдохновения мастера.

«Наиболее распространенные формы сказа -- это:2

а) подражание сказочному, былинному и песенному складу. «За Волгой в лесах, в Черной Рамени, жил-был крестьянин, богатый мужик. У того крестьянина дочка росла. Дочка росла, красой полнилась» -- сказочный сказ.

б) подражание местным и профессиональным говорам крестьянства: «Надоело ему это до смерти, злился он как змей лютый; а все по вечерам заходил к Прокудину. Стали большаки конопельку ссыпать, и Прокудин возов с пяток ссыпал».

в) подражание просторечию и профессиональным говорам городского населения, преимущественно тех групп его, которые не вполне владеют литературным языком: «Я его благодарю и говорю, что никаких желаниев не имею и не придумаю, окромя одного, -- если его милость будет, сказать мне...».

г) подражание устарелым и необычным формам письменной речи: «И сему-то подобным мирственным духом, как я вам представил, жили мы без малого яко три года. Спорилося нам все, изливались на нас все успехи точно из Амалфеева рога, как вдруг узрели мы, что есть посреди нас два сосуда избранных божия к нашему наказанию» (3, С. 34 - 56)».

Таким образом мы приходим к выводу, что сказ - это самостоятельный литературный жанр, к которому обращалось множество писателей: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.М. Лесков, М.Е. Салтыков-Щедрин, П.П. Бажов и др.

В своем исследовании мы подробнее остановимся на специфике сказов великого уральского сказителя П.П. Бажова.

2.2. Специфика сказов П.П. Бажова

«Русский сказитель Павел Петрович Бажов родился и вырос на Урале. Из года в год летом колесил он по родным местам, и в Уральском краю едва ли найдется уголок, где бы ни побывал этот добытчик устного речевого золота и искатель самородных сказаний. Везде-то он с интересными людьми знался, про жизнь слушал и во все вникал.

День и ночь работал сказочник. И на белых листах распускались неувядаемые каменные цветы, оживали добрые и злые чудовища, голубые змейки, юркие ящерки и веселые козлики.

Исследователи творчества П.П. Бажова называют «Малахитовую шкатулку» главной книгой писателя. Сам же писатель говорил: «Хотелось бы, чтобы эта запись по памяти хоть в слабой степени отразила ту непосредственность и удивительную силу, которыми были полны сказы, слышанные у караулки на Думной горе».

Всего П.П. Бажов создал 56 сказов, в эту книгу вошли 32 из них. Книга иллюстрирована»1.

«В волшебный мир старых уральских сказов Бажов погружал живых уральских людей. Основная тема сказов Бажова - жизнь и быт рабочих Урала. Главным местом действия почти всех сказов является Полевской завод и его окрестности, а также Сысерть. В центре каждого сказа - жизнь рабочих людей, в которой вдруг случается чудо. Человек в сказах Бажова живет в тесном единении с природой. Сила трудового человека противопоставлена тайной силе природы»2.

И эта сила природы становится мощным духовным двигателем читателя, погружает его в таинственный и восхитительный мир преданий и легенд Урала.

«В сказах Бажова всегда присутствует рассказчик, умудренный опытом старик, дедушка Слышко. Его образ колоритен, у него своя речевая манера, это человек с юмором, с характером. Его речь богата присказками, пословицами, поговорками, он всегда имеет свое собственное мнение. Многие герои сказов Бажова имеют всегда очень точные прозвища: Огневушка - поскакушка, Синюшка, Кокованя, Недокормыш, Вихориха. В сказах звучит живая разговорная русская речь, которая оживляет произведение, помогает давать характеристики действующим героям.

Свою симпатию к героям автор выражает через уменьшительно-ласкательные имена: «Даренушка», «Федюнька», «Марьюшка»1.

Богат, удивителен и прекрасен язык П.П. Бажова, с одной стороны он максимально приближается к насыщенному уральскому говору, а с другой стороны писатель так искусно создает свою индивидуальную лексику, что проследить грань между естественными народными «словцами» и словами, придуманными Бажовым, практически невозможно.

И, конечно, достичь такого эмоционального эффекта уральскому сказителю помогают различные средства художественной выразительности и волшебные, мистические герои: «Автор использует эпитеты, например: «глазастый парнишко», «весна дружная», «худые думки», «земельное богатство»;

сравнения: «глаза такие большие, будто им тут вовсе и не место»; «береза старая, будто и вовсе неживая»;

метафоры: «змейки трепыхаются»; «поднимали семью»; «барин нетвердого ума»;

олицетворения: «темна ноченька приголубит, красное солнышко обрадует», «зима загнала старателей».

С предметами реального мира в сказах Бажова живут волшебные вещи и предметы, например: три перышка («Синюшкин колодец»), веточка с ягодками из змеевика («Хрупкая веточка»), каменный цветок, а также фантастические существа, которые воплощают «тайную силу», они испытывают героев, иногда помогают им, например: Хозяйка Медной горы, голубая змейка, козлик Серебряное копытце2.

Книга «Малахитовая шкатулка», созданная П.П. Бажовым по своему строению уникальна: все сказы в ней объединены единой темой и могут восприниматься как единое произведение, в котором одна история является логичным продолжением предыдущей, так и каждый сказ является самодостаточным произведением.

«Свои сказы Бажов объединял в циклы, где каждый новый сказ являлся продолжением следующего, оставаясь вполне самостоятельным произведением. Каждый сказ отличается четкостью и завершенностью композиции. Однако нередко в конце произведения встречаются фразы, которые указывают на «открытый конец», например, в конце сказа «Серебряное копытце» автор ставит вопрос, как бы требующий продолжения.

Павел Бажов делил свои сказы по тональности, по строю речи на три группы:

1.Сказы «детского тона» («Огневушка – поскакушка»).

2.Сказы «взрослого тона» («Каменный цветок»).

3.Исторические сказы («Марков камень»)»1.

«Картины уральской природы и люди с твердым и честным характером - все это делает произведения П. Бажова особыми, такими, что даже если совсем убрать слово «Урал», «уральский», все равно будет понятно, что это написано о батюшке седом Урале и именно Бажовым - замечательным уральским писателем.

Сказы П. П.Бажова – настоящее сокровище в русской литературе, истории, этнографии.

Традиции бажовских сказов в литературе продолжили такие писатели, как Степан Григорьевич Писахов и Борис Викторович Шергин»2.

ГЛАВА 3. МИСТИЧЕСКИЕ ГЕРОИ СКАЗОВ П.П. БАЖОВА

3.1. Разнообразие мистических героев сказов П.П. Бажова

(на примере сказов «Великий полоз», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»)

Сказ «Серебряное копытце». Москалева Влада.

Сказ «Серебряное копытце» - это история о девочке Даренке, дедушке Коковане, их рыжей кошке Муренке и о волшебном козлике Серебряное копытце.

П.П. Бажов в своем сказе «Серебряное копытце показал нам образы простых людей, которые любят мир природы, трудолюбивы, скромны и бескорыстны.

Действие сказа происходит зимой. Дом Коковани находится в лесу.

Мне очень понравились отношения Даренки и Муренки.

Волшебными, мистическими героями в сказе были козлик Серебряное копытце и кошка Муренка. Серебряное копытце обладал следующими волшебными свойствами: на его правой передней ноге было серебряное копытце, из-под которого вылетали волшебные камни, когда он им бил по земле.

Мне очень понравился этот козлик. Я считаю, что он положительный герой. Первые положительные эмоции при встрече с этим мистическим героем на страницах книги – это ожидание чуда.

Козлик помогает девочке Даренке и Коковане. Серебряное копытце дарит им драгоценные каменья. Автор тем самым показывает, что только чистым душою людям открываются настоящие чудеса.

Больше всего мне запомнилось, как Даренка встретила Серебряное копытце. А необычной показалось, как кошка Муренка общалась с козликом Серебряное копытце.

Этим сказом П.П. Бажов показывает нам, что само чудо важнее материальных благ, а красивые и яркие иллюстрации помогают полнее ощутить волшебство сказа.

Сказ «Великий полоз». Кульшарипов Тимур.

В этом сказе рассказывается, как два мальчика, сыновья Левонтия встретили Семеныча, а он познакомил их с Полозом, который дал им золото.

На мой взгляд, П.П. написал этот сказ, чтобы мы поняли, что всегда человеку помогут, если он в беде.

События сказа происходят на прииске в деревне Рябиновке. Мистическим героем в сказе является Полоз.

Он обладает волшебными свойствами: там, где проползет Полоз под землей, на небольшой глубине появляется золото. А золото он дает только тем людям, которым оно по-настоящему нужно.

Полоз, на мой взгляд, положительный герой. В сказе он играет ответственную роль, он защищает золото от жадных и злых людей.

Сказ «Синюшкин колодец». Митяшина Дарья.

В этом сказе рассказывается о колодце, в котором было много богатства, но его охраняла бабка, которую звали Синюшка.

События в сказе происходят в лесу около колодца, вокруг которого синий туман.

В этом сказе есть мистический герой. Это бабка Синюшка. Она не обладает волшебными способностями, но она мне очень нравится. Бабка Синюшка с одной стороны положительный герой, а с другой отрицательный.

Мне было интересно читать про бабку Синюшку, так как я люблю всякие мистические события.

Этот персонаж имеет главную роль в сказе.

Мне запомнился весь сказ, т.к. он мистический, интересный и необычный. Мне очень хотелось побывать там, где происходят события сказа.

Мне было очень интересно читать.

Выводы.

Мистические герои в сказах П.П. Бажова играют центральную роль. С одной стороны, они всегда помогут и щедро наградят чистых душой, бескорыстных людей, а с другой стороны, никто не уйдет от жестокого наказания, если он пытался силой и корыстью завладеть их богатством.

С одной стороны, к ним тянешься, с ними хочется повстречаться, а с другой стороны задумываешься: «Справлюсь ли я с испытанием?»

Встреча с мистическими героями сказов Бажова – это настоящее испытание для любого человека. И каждый получит награду, которую заслужил.

3.2 Хозяйка медной горы как основной мистический персонаж сказов П.П. Бажова

Как мы убедились, мистические герои играют главную роль в сказах П.П. Бажова, они таинственны, они завораживают, сталкиваясь с ними, попадаешь под их влияние, буквально впадаешь в состояние гипноза.

Но особое впечатление произвел на нас особый мистический герой сказов Бажова – это Хозяйка медной горы.

На наш взгляд, она является центральным мистическим персонажем сказов П.П. Бажова, т.к.:

  1. Сборник сказов П.П. Бажова называется «Малахитовая шкатулка», мистический персонаж которого Хозяйка медной горы.

  2. Мистический персонаж – Хозяйка медной горы, встречается сразу в нескольких сказах сборника: «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы» и «Каменный цветок», «Травяная западенка» и др.

Но кто она такая - Хозяйка медной горы? Главное слово здесь – хозяйка, а значит вольна в своих владениях делать, что хочет, и любой, кто пришел на ее землю, должен заплатить высокую цену.

«Хозяйка Медной горы — таинственный персонаж сказа — прекрасная хранительница драгоценных камней, предстающая перед читателем то в образе женщины, то в образе ящерицы»1.

Мистические способности, присущие Хозяйке Медной горы, которые показались нам самыми подходящими в нашем исследовании2:

1. Хозяйка Медной горы — могущественная и справедливая волшебница, хранительница драгоценных пород и камней. Перед людьми она предстает то в виде прекрасной женщины с неподвижной косой, то в виде ящерицы с короной на голове. Платье на ней из шелкового малахита то блестит, будто стекло, то полиняет, то алмазной россыпью засверкает, то медным станет, то зеленым шелком. Медной горы Хозяйка повелевает камнем и металлами. Повелевает Малахитница и живыми существами - ящерками.

2. Может любую руду обратить в пустую породу, в обманку. Слезы ее превращаются в редкостный, дорогой камень – медный изумруд. А сама она состоит из живого камня... Весь образ Хозяйки медной горы воплощает красоту природы, вдохновляющую человека на творческие искания.

3. Хозяйка Медной горы – владелица земных богатств, демоническое создание; в любом контакте с ней содержится потенциальная опасность:

«Хозяйка эта – Малахитница-то – любит над человеком мудровать»; «Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало». В то же время очевидна женская природа Хозяйки, этим объясняется поведение мужчин: «Парень испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится. Хоть она и тайна сила, а все ж таки девка. Ну, а он парень – ему, значит, и стыдно перед девкой оробеть».

4. Малахитница ищет себе жениха, поэтому часто заманивает в свои владения молодых мастеров и испытывает их. В сказе «Травяная западенка», основанном на пародировании кладоискательских тайн, подчеркивается, что Хозяйка Медной горы «женатым не пособляет».

В своих поисках жениха Хозяйка использует различные мотивы, в том числе и жажду познания человеком тайны прекрасного. Малахитница испытывает мастеров – Степана, Андрюху Соленого, Данилу – на смелость («Мне как раз такого и надо, который никого не боится»; «Видно, Хозяйка горы смелость мою пытает. Это, говорят, у ней первое дело», некорыстливость («…не обзарился ты на мои богатства…», верность («…не променял свою Настеньку на каменну девку…».

5. Самым трудным испытанием оказывается испытание памятью: «Все будет устроено, и от приказчика тебя вызволю, и жить безбедно будешь со своей молодой женой, только вот тебе мой сказ – обо мне, чур, потом не вспоминай. Это третье мое тебе испытание будет». Степан не может забыть слез «каменной девки», как не может изменить слову, данному Настеньке. Он «принимает смерть» с этими слезами, оказавшимися «редкостным камнем», – медным изумрудом – на Красногорском руднике, где встретил Малахитницу в первый раз.

6. Последствия контакта с Хозяйкой Медной горы проявляются в дальнейшем в жизни и смерти мастеров. Степан находит «малахитовую глыбу во сто пуд», поскольку «он все нутро горы вызнал, и сама Хозяйка ему пособляла». Данилу все называют «горным мастером. Против него никто не мог сделать».

7. Печать «потусторонности» лежит на детях мастеров – Танюшке и Митюньке. Танюшка «на заводских девчонок будто и вовсе не походит». Степан сравнивает зеленые глазки дочери с малахитом, черные волосы – с землей и зовет девочку Памяткой. Только ей впору украшения из малахитовой шкатулки, подаренной Хозяйкой Медной горы Настасье. Она, неласковая даже к членам своей семьи, «льнет» к малознакомой страннице; та называет ее «доченькой да дитятком», ни разу не поминая «крещеное имечко». Настасья же на вопрос, кем ей приходится Танюшка, отвечает: «Дочерью люди зовут». Ненароком, будто бы случайно Настасья определяет истинную – сверхъестественную, инфернальную – сущность Танюшки. Все выявленные маркеры «инаковости» позволяют предположить, что Танюшка – дочь Степана и Хозяйки. Вероятно, Малахитница подменила ребенка, что проговаривается и самой Настасьей: «Красота-то красота, да не наша. Ровно бы кто мне подменил девчонку».

Рассказчик в произведениях Бажова прекрасно осведомлён о свойствах уральских самоцветов.

«Малахит, который в Европе XIX века называли «русским камнем», – основной символический камень сказов Бажова. Мастер Евлах в «Железковых покрышках» так отзывается о нем: «…наш родной камень, в коем радость земли собрана». Малахит традиционно рассматривается как камень, который возвращает душевное равновесие, отводит зло и оберегает хозяина от злого рока, изгоняет хандру и меланхолию. Как символ жизни и роста, малахит часто выступал в качестве «детского оберега», так как «кусочек малахита, прикрепленный к детской колыбели, отгоняет злых духов». Но одновременно он – камень смерти. Виной всему зеленый цвет малахита, который символизировал не только юность, надежду и веселье, но ассоциировался также с несчастьем, печалью и скорбью. Так, негативная символика зеленого цвета проявляет себя в выражении «зеленая тоска».

В сказах о Хозяйке малахит символически воплощается в трех предметах: зала малахитовая в царском дворце, камни для которой были вырублены Степаном; малахитовая шкатулка, подаренная жене Степана Настасье, а на деле предназначенная для земной дочери Малахитницы – Танюшки, и, наконец, каменный цветок, создаваемый мастером Данилой.

Малахитовая зала петербургского дворца – символ магической власти камня в суетном, тщеславном и корыстном земном мире. Малахитовая палата во дворце, где Танюшка уходит в гору, становится символом каменной силы Медной горы Хозяйки в человеческом мире. Итак, малахитовая глыба, которою можно украсить царские палаты и из которой можно вырубить столбы малахитовые для церкви, как это делает Степан, символизирует в сказах Бажова магию природного камня, приспособленного для земных людских нужд, что в принципе не нравится Хозяйке. Поэтому она всячески стремится продемонстрировать свою власть даже над этим, уже отработанным и, следовательно, очеловеченным камнем. Малахит, отданный во дворец, заставляет дрожать от страха его обитателей при виде растворившейся в стене Танюшки – новой хозяйки Медной горы. Малахит, отданный на украшение главной церкви в Санкт-Петербурге, приводит к исчезновению богатств Гумешковского рудника и его последующему затоплению. При этом рассказчик объясняет это тем, что Хозяйка «огневалась» за столбы, которые «в церкву поставили».

Малахитовая шкатулка – материальный символ «каменной силы» малахита. Это символ красоты, которая дается одному человеку, да и то тесно связанному с тайной силой… Вообще же шкатулка – классический женский символ, «символ сюрприза, загадочного, пугающего и манящего». В истории с малахитовой шкатулкой Хозяйка выступает соблазнительницей мужчин и соперницей земных женщин. С этой точки зрения становится понятно, почему она отказывает в помощи женатым мужчинам. И Степан, и Данила общаются с ней до брака. Однако уровень постижения героями «каменной силы» Хозяйки различен. Степан добывает малахитовые глыбы, о дальнейшей судьбе которых он не задумывается. Не понимает он, и тайны малахитовой шкатулки-завещания.

Шкатулка становится символом тайны, связавшей навечно Степана и Хозяйку, символом совершившегося между ними тайного брака. Она, безусловно, предназначена не для земной невесты Степана Настасьи, которая «простой человек, обыкновенный», а для «чудесного ребенка» Танюшки, классического образца «подменыша» – плода горного духа и смертного человека. Поэтому закономерно, что только одна Танюшка может оценить магию чудесного подарка Хозяйки. Так что «если на Настасью малахитовые украшения… веют холодом, то дочери от них тепло»1.

Сказ «Хозяйка медной горы». Москалева Влада.

В сказе «Хозяйка медной горы» рассказывается о столкновении простых людей с Хозяйкой медной горы.

События в сказе фантастические, вымышленные, а в основе сказа народные легенды и предания.

Наибольшее впечатление на меня оказала встреча Малахитницы со Степаном.

В этом сказе встречаются следующие мистические персонажи: Хозяйка медной горы и ее слуги-ящерки. Хозяйка охраняла гору с драгоценными камнями, а ящерки ей в этом помогали.

Мне понравилась Хозяйка медной горы, я считаю, что она положительный герой.

Когда я читала этот сказ, Хозяйка вызвала у меня чувство уважения и осторожности, ведь Малахитница никому не приносит ни радости от исполненных желаний, ни покоя.

Недаром сказ заканчивается словами: «Вот она, значит, какая Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму радости мало».

Хозяйка медной горы выступает как хранительница богатств природы, ее тайн и красоты. Это поэтический образ, в котором воплотилась сама Уральская природа.

Мне понравились все герои этого сказа. Хозяйка медной горы – могущественная и справедливая волшебница. Степан – честный и трудолюбивый человек. Жаль, что он так и не смог забыть Хозяйку, из-за чего и погиб.

Сказы П.П. Бажова учат нас дыть добрее к друг другу и беречь нашу природу.

Делая вывод, можно подытожить основные черты Хозяйки медной горы:

- Хозяйка Медной горы бережёт богатства Уральских гор, показывает их только тому, кто способен оценить красоту камня, кто никогда не будет растрачивать их попусту. Так, она помогает Степану добыть малахитовую глыбу, из которой потом делают колонны для Петербургского собора, показывает Даниле-мастеру каменный цветок, чтобы помочь ему понять всю красоту и силу камня.

- Хозяйка Медной горы может наказать за жадность, за жестокое отношение к другим людям.

- В образе Хозяйки Медной горы люди выразили свою надежду на справедливость.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель нашего исследования была: выяснить, какую роль в произведениях П.П. Бажова играют мистические персонажи.

В своем исследовании мы пришли к выводу, что мистические персонажи играют главную роль в сказах П.П. Бажова. Они создают то неописуемое, таинственное впечатление, которое сохраняется еще долгое время после прочтения. И даже тот, кто никогда не бывал на Урале сможет ощутить всю его таинственность, красоту природы и величие.

Воздействие, которое оказывают мистические герои на читателя объяснить невозможно, его можно сравнить с гипнозом или «Бермудским треугольником», как доказательство силы природы, с которой не может состязаться человек.

Подтверждением этого служит практическая часть нашего исследования, в которой мы показали, как наш класс попал под это магическое влияние.

Одной из главных задач исследования была доказать, что Хозяйка медной горы – это главный герой сказов П.П. Бажова.

Подробно рассмотрев образ Хозяйки медной горы, мы пришли к выводу, что это центральный мистический герой сказов Бажова.

Во-первых, сталкиваясь с Хозяйкой, никто не может справиться с ее испытаниями. Она хозяйка, и этим все сказано. И все, кто приходит к ней в гости незвано, получит свою награду.

Во-вторых, сборник сказов Бажова назван «Малахитовая шкатулка», как сказ, в котором центральный мистический персонаж – Хозяйка медной горы.

А в-третьих, Хозяйка медной горы, в отличии от других мистических героев, встречается в сказах Павла Петровича несколько раз.

«В поэтическом образе Хозяйки Медной горы воплощена сама уральская природа, вдохновляющая человека на творчество. Фольклорный образ Малахитницы претерпел здесь существенные изменения. В горнорабочих «тайных сказах» Малахитница - только хозяйка горных недр, оберегающая свои сокровища, а у Бажова-хранительница секретов высокого мастерства. Больше того, олицетворяет она вечную творческую неудовлетворенность»1.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Скорино Л. Павел Петрович Бажов. М., 1947;

Гельгардт Р. Стиль сказов Бажова. Пермь, 1958;

Перцов Б. О Бажове и фольклоре // Писатель и новая действительность. М.; 1958;

Батин М. Павел Бажов. М., 1976;

Усачев В. Павел Бажов журналист. Алма-Ата, 1977;

Бажова-Гайдар А.П. Глазами дочери. М., 1978;

Мастер, мудрец, сказочник: воспоминания о Бажове. М., 1978;

Пермяк Е. Долговский мастер. О жизни и творчестве Павла Бажова. М., 1978;

Рябинин Д. Книга воспоминаний. М., 1985. С.307-430;

Жердев Д.В. Поэтика свазов П.Бажова. Екатеринбург, 1997;

Хоринская Е.Е. Наш Бажов: повесть. Екатеринбург, 1989;

Слобожанинова Л.М. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40 годов. Екатеринбург, 1998;

Слобожанинова Л.М. Сказы — старины заветы: Очерк жизни и творчества Павла Петровича Бажова (1879-1950). Екатеринбург, 2000;

Акимова Т.М. О фольклоризме русских писателей. Екатеринбург, 2001. С. 170-177;

Неизвестный Бажов. Малоизвестные материалы о жизни писателя / сост. Н.В.Кузнецова. Екатеринбург, 2003.

2. http://www.bazhov.ru/b1.htm

3. Шмид B. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. – 312 с. – 186 С.

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/shmid/04.php

4. http://enc-dic.com/word/s/Skaz-14569.html

5. http://что-означает.рф/сказка

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/10/20/osobennosti-yazyka-skazov-pavla-petrovicha-bazhova

6. ФГОУ ВПО «ЧГАНиИ» Факультет информационных ресурсов и технологий. Кафедра библиотечно - информационной деятельности. Курсовая работа на тему: Идейно-художественные особенности литературных сказов уральских писателей. Челябинск, 2012. http://knowledge.allbest.ru/literature/3c0a65625b3bc68b4c43b88421306d26_0.html

7. http://www.e-reading.by/book.php?book=68583

8. http://pandia.ru/text/77/468/23759.php

9. http://govorra.ru/mednojj-gory-khozyajjka/

10. http://studnb.ru/literatura/itemlist/tag/Медной%20горы%20хозяйка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЕДОВАНИЯ.

Видеофильм «Продолжение сказа П.П. Бажова «Хозяйка медной горы» в исполнении учащихся 6 класса»

Практическая часть нашего исследования – это видеофильм – продолжение сказа «Хозяйка медной горы».

После рассмотрения творчества уральского сказителя П.П. Бажова и анализа его сказа «Хозяйка медной горы на уроках внеклассного чтения по литературе, нам было дано задание: написать продолжение сказа. Из работ учащихся 6 класса, мы выбрали сочинение Дарьи Митяшиной:

«Как-то ночью Настя услышала шум в соседней комнате, где лежал уже мертвый Степан.

Когда она зашла, то чуть не упала в обморок. Перед ней стоял Степан, жив и здоров. Настя обрадовалась, но ничего не могла сказать.

- Иди спать, это был просто обморок, - сказал своим голосом Степан Насте.

- Ладно, - еле смогла она ответить.

Утром, когда пропели петухи, Степан пошел на Красну гору к Хозяйке медной горы. Когда он пришел, то сразу увидел ящерицу длинною в метр, с человеческой головой. Он сразу понял, что это сама Хозяйка. И вдруг ящерица говорит:

- Степан, ты молодец, выполнил и это препятствие, я думала, ты не справишься.

- Мы недавно поссорились с Настей и разошлись. Я подумал, я согласен быть твоим женихом.

- Что-же, я это предвидела, - сказала Хозяйка. - Я согласна, только мне осталось показать главное приданное. Иди за мной.

Она привела его к большой малахитовой двери с надписью: «Малахитовый зал». Они туда зашли. Пол, потолок, стены были малахитовыми. По середине комнаты стоял большой малахитовый стол.

Степану понравилось, и Хозяйка позвала главную ящерицу. Ящерица была длинной в полметра, но с человеческой головой.

- Это мой жених, - сообщила Хозяйка ей, показывая на Степана.

Ящерка сразу дала два обручальных кольца из малахита с алмазами. Хозяйка и Степан поженились. Степан превратился в такую же ящерицу, как и Хозяйка.

Село, в котором жил Степан, давно забросили, так-как все жители переехали в город.

Хозяйка превратила всех своих слуг-ящерок в людей, и сама со Степаном стала человеком. Они стали жить в том селе, подданные Хозяйки построили большой малахитовый дворец.

Скоро у Степана и Хозяйки появились дети: Настя и Ваня. Сразу после их рождения, они завели ящерицу малахитового цвета.

Хозяйка со слугами и Степан навсегда стали людьми.

А за Красной горкой поговаривают, что Хозяйка человека невинного заколдовала и в подземное царство утащила.

На красной горке все еще находят малахитовых ящерок, да говорят, нашел недавно один купец малахитовую ящерку длинною в метр и с косой, да с короной алмазной на голове. Больше его так и не видели».

Далее, использовав сочинение Даши как сценарий, мы создали из разных материалов героев сказа и декорации, а затем сняли свой фильм.

Вывод, который мы сделали, в ходе изучения творчества П.П. Бажова и сказа «Хозяйка медной горы»:

Уральский край, наша родина, - неудержимый и живой источник вдохновения и наслаждения для любого, кто родился в этом крае.

Это и сумел показать в своих сказах П.П. Бажов – «воспеватель» нашей Родины.

Благодаря ему, мы можем показать всему миру ту прелесть и таинственность Урала, которыми может наслаждаться любой житель этих мистических и воистину прекрасно-загадочных мест.

1 Скорино Л. Павел Петрович Бажов. М., 1947;Гельгардт Р. Стиль сказов Бажова. Пермь, 1958;

Перцов Б. О Бажове и фольклоре // Писатель и новая действительность. М.; 1958;

Батин М. Павел Бажов. М., 1976;

Свердловск, 1983;

Усачев В. Павел Бажов журналист. Алма-Ата, 1977;

Бажова-Гайдар А.П. Глазами дочери. М., 1978;

Мастер, мудрец, сказочник: воспоминания о Бажове. М., 1978;

Пермяк Е. Долговский мастер. О жизни и творчестве Павла Бажова. М., 1978;

Рябинин Д. Книга воспоминаний. М., 1985. С.307-430;

Жердев Д.В. Поэтика свазов П.Бажова. Екатеринбург, 1997;

Хоринская Е.Е. Наш Бажов: повесть. Екатеринбург, 1989;

Слобожанинова Л.М. «Малахитовая шкатулка» П.П.Бажова в литературе 30-40 годов. Екатеринбург, 1998;

Слобожанинова Л.М. Сказы — старины заветы: Очерк жизни и творчества Павла Петровича Бажова (1879-1950). Екатеринбург, 2000;

Акимова Т.М. О фольклоризме русских писателей. Екатеринбург, 2001. С. 170-177;

Неизвестный Бажов. Малоизвестные материалы о жизни писателя / сост. Н.В.Кузнецова. Екатеринбург, 2003.

1 http://www.bazhov.ru/b1.htm

1 Шмид B. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. – 312 с. – 186 С. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/shmid/04.php

1 http://enc-dic.com/word/s/Skaz-14569.html

1 http://что-означает.рф/сказка

2 http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/10/20/osobennosti-yazyka-skazov-pavla-petrovicha-bazhova

1 ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств» Факультет информационных ресурсов и технологий. Кафедра библиотечно - информационной деятельности. Курсовая работа на тему: Идейно-художественные особенности литературных сказов уральских писателей (На примере сказов южно-уральских писателей С.И. Черепанова, С.К. Власовой, Н.Г. Кондратковской). Челябинск, 2012. http://knowledge.allbest.ru/literature/3c0a65625b3bc68b4c43b88421306d26_0.html

2 Там же.

1 http://www.e-reading.by/book.php?book=68583

2 http://pandia.ru/text/77/468/23759.php

1 http://pandia.ru/text/77/468/23759.php

2 http://pandia.ru/text/77/468/23759.php

1 Там же.

2 Там же.

1 http://govorra.ru/mednojj-gory-khozyajjka/

2 http://studnb.ru/literatura/itemlist/tag/Медной%20горы%20хозяйка

1 http://studnb.ru/literatura/itemlist/tag/Медной%20горы%20хозяйка

1 http://studnb.ru/literatura/itemlist/tag/Медной%20горы%20хозяйка

Просмотров работы: 14506