Наш класс такой же, как и многие в России. Мы разные. Объединяет нас то, что мы ходим в школу, чтобы приобрести какие-то знания, получить аттестат, продолжить учёбу, устроиться в жизни. Нас объединяет его величество ОБЩЕНИЕ, а в остальном - спокойно-равнодушное отношение к учёбе. Отличников не выделяют, мы все равны. Да и зачем стараться, если знания, полученные в школе, не всегда пригодятся в жизни?
Родители упрекают, что я не думаю о своём будущем. Почему? Я думаю. Думаю, что знания важнее, чем богатство. Богатый может разориться, а знания пригодятся всегда.
Раньше я думал, что золотая молодёжь – это лучшие представители класса pubertat. Оказывается, я ошибался. Золотая молодёжь – это дети «денежных мешков». Им не надо ломать голову над учебниками. Всё решают папочкины миллионы. Их жизнь, как холостой мотор: вроде, всё есть, а на самом деле – пустота. Им ни к чему не надо стремиться, всё доступно. Поэтому они и носятся на машинах со скоростью света, ломая и калеча всё на своём пути, а потом выкладывают дикие ролики: посмотрите, какой я крутой. А крутой ли?
…Сегодня мы изучаем произведение Фонвизина «Недоросль». Как это всё далеко от меня! Сейчас приду домой, открою ноутбук… И начнётся другая жизнь!
Будто издалека звучит голос учительницы: «Задание на дом. Прочитать текст полностью, не в сокращённом варианте (!), и ответить на вопрос: в чём актуальность произведения?»
Подумать только, два века прошло с 1782 года, неужели что-то может показаться важным для меня, моих друзей, моего поколения? Не смешно!
Дома я с неохотой открыл книгу. Пробежал глазами по страницам, прочитал по диагонали. Отложил. И вернулся к ней снова, чтобы перечитать. Что же меня так «зацепило»? Да это же ЗЕРКАЛО! И что же я узрел в нём?
Я понял, что «недоросли» живы и в наши дни. На первый взгляд, Митрофан только смешон и жалок. «Дитя» - зовёт Митрофана Еремеевна, «робёнок»- кличет Простакова. А ведь ему скоро 16! Он старше меня. «Да поучись хоть немножечко»,- умоляет нянька. Мамаша плачется: «Троим учителям денежки платим». (Как у нас – репетиторам.) Учитель Цыфиркин страдает: «…третий год над ломаными бьёмся, да что-то плохо клеятся». Кутейкин возмущён: «Четвёртый год… трёх перечесть не умеет…, новой строки не разберёт» ( и у нас такие экземпляры не редки).
Митрофану не даётся учение не потому, что он глуп (хотя и в этом ему не откажешь), он ленив, он не хочет учиться. И никакие учителя не помогут ему, поскольку это недорослю не нужно. Нежелание учиться не с неба свалилось. Мать Митрофана вспоминает, как её отец обещал: «…прокляну робёнка, который… чему-нибудь учиться захочет». И никому из Простаковых учиться и не захотелось. Сама Простакова нанимает учителей только из моды. Её убеждение: «Без наук люди живут и жили», поэтому: «Хоть для виду поучись», - умоляет она сына. На что звучит ответ, который знает любой школьник в России: «Не хочу учиться, хочу жениться». В этой семье нет стремления к знаниям, нет желания служить Отчизне, а есть одно: жажда наживы. «Нашёл деньги – ни с кем не делись», - учит Простакова сына.
Митрофан усвоил уроки матери и шагнул дальше, он более жесток и жаден, чем она, хотя бы потому, что переступил и через её материнские чувства к нему.
И как не провести параллель с нашей «золотой молодёжью»? Разве это не те же митрофаны? Деньги родителей открывают для них двери престижных вузов, дипломы их не что иное, как липовый документ. Проходя по жизни с уверенностью, что им всё доступно, вряд ли смогут они быть полезными Родине, людям. Ведь основа любой профессии – знания. Золотая молодёжь, подобно Митрофанушке, не стремится к ним. Вральман утверждает, что таких, как Митрофан, «на свете миллионы, миллионы». И становится не по себе от мысли, что у нас вместо специалистов придут митрофаны, не имеющие никаких знаний по своей профессии и превращающие всё вокруг себя в фикцию, развалины, прах.
Во что тогда может превратиться Россия? Представить страшно…
Я прихожу на приём к врачу, который не может поставить диагноз и назначить лекарство. Учат учителя, подобные Вральману. Ракеты строят люди, не знающие технологии, математики, физики, химии. Дом строит архитектор, не умеющий делать проекты. И всё рушится, рушится, рушится…
Митрофаны совсем не безобидны. Это конкретное зло современного мира. Время требует высокообразованных людей, имеющих свои убеждения, умеющих их отстаивать. Без образования ты просто потребитель. Именно на такого человека ориентируются те, кто создаёт индустрию пустых развлечений.
А я, играющий в «танчики» вместо того, чтобы учиться? Не становлюсь ли я подобьем этого литературного героя? Как-то мне задали вопрос: «А не слабо ли тебе учиться на пятёрки?» Нет. Не слабо. Но – зачем?
А сейчас я думаю, что уже затем нужно, чтобы не стать митрофаном.
Стародум, положительный герой Фонвизина, выступает против неучей. «Видал я молодцев в золотых кафтанах, да с свинцовою головой…. Наличные деньги – не наличные достоинства. Золотой болван – всё болван». Не деньги главное в жизни. Я с ним согласен: золото, деньги не могут сделать человека лучше, чем он есть на самом деле. Тогда что же?
Образование даёт возможность стать успешным. Образованный человек понимает много из того, что происходит в мире, он не станет игрушкой в чужих руках. Образованному человеку интереснее жить, потому что его кругозор, его знания дают ему возможность быть полезным своей стране.
Но и это не всё. Любимые герои Фонвизина говорят о другом.
«Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»,- утверждает Стародум. С ним согласен и Правдин: «Прямое достоинство в человеке есть душа».
Да, век восемнадцатый немного наивен. Наличие души в наше время не решит многих проблем. Но и её отсутствие пагубно для всего общества. Понятия: «честь», «достоинство», «человечность» - должны быть вне времени.
Вот и заставил меня Фонвизин задуматься над многими вопросами. И прежде всего: каким быть?
Человеком, способным только потреблять то, что создают другие?
Или по-настоящему образованным, деятельным, нравственным, работающим на благо России?...
Я выбираю второй путь.
5