Кавказ… Удивительный и живописный край, хранящий тайны гор и красоты природы. Место, где все люди вольны, как орлы. Несомненно, это место привлекло М.Ю. Лермонтова. Кавказ всегда присутствовал в жизни поэта. Именно в этом крае Лермонтов рождается как писатель.
Уже первый его приезд на Кавказ в возрасте 5-6 лет оставил отпечаток в детском сознании будущего писателя. Лермонтов не мог не поддаться обаянию величественного Кавказа: «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; Вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, Вы к небу меня приучили, и я с той поры всё мечтаю об вас да о небе…»
Писатель совершенно не скрывает своих эмоций, он открыто говорит о своем отношении к Кавказу. Считаю это скрывать в некоторой степени даже неуместным. Ведь это тот самый край, где М.Ю. Лермонтов чувствовал себя свободным, здесь расцветала его душа. Такие чувства настолько необъяснимы, что иногда они бывает и пугают. Эта природа, ее величие потрясает даже и в наше время. Так волшебна природа Кавказа…
На Кавказ в последующем писатель попадает в результате ссылки за стихотворение «Смерть поэта». Подробности первой ссылки на Кавказ отражены Лермонтовым в письме своему другу Раевскому: «С тех пор как выехал из России, поверишь ли, - сообщает поэт своему приятелю, - я находился до сих пор в беспрерывном странствовании, то на перекладной, то верхом; изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже…»
На мой взгляд, это письмо не может оставить в покое кавказское сердце. Ведь чувствуется, какое яркое впечатление о Кавказе осталось в сердце Лермонтова. Особенно, по моему мнению, проявляется интерес при прочтении «засыпал под крики шакалов». То есть писатель таким приемом показывает, насколько дика природа Кавказа, насколько проявляется всеми известный темперамент, но при этом все настолько родное сердцу, что писатель засыпает под эти самые крики.
Поэт нередко чувствовал себя одиноким, что отмечалось в дневниках. Однако с этим чувством он прощался, будучи на Кавказе. Его душа находила здесь упокоение, для него все было здесь родным:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!
Основная идея стихотворения – раскрытие мира души поэта и выражение искренней любви к Кавказу. Разве эти строки- не признание в любви! Разве это не признание того, что Кавказ для Лермонтова - малая родина. Для раскрытия этой идеи непосредственно используются средства языковой выразительности. Произведение насыщено метафорами («на заре моих дней», «пять лет пронеслось»), олицетворениями («степь повторяла», «сердце лепечет»), эпитетами («розовый час», «сладкая песня», «божественных глаз»), сравнениями («как сладкую песню отчизны моей»). Использование инверсии («отчизны моей», «люблю я», «розовый вечера час») усиливает выразительность произведения. Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий – подчеркивает лиризм стихотворения и усиливает поэтичность речи.
Как мне кажется, Лермонтов хорошо знал адыгский фольклор, был знаком с историей черкесов. Нетрудно об этом и догадаться. Написать поэму «Исмаил-Бей», не используя устный источник, нереально. Это произведение основано на легендах и исторический фактах. «Измаил-Бей» — самое значительное по форме и содержанию из ранних произведений Лермонтова. Здесь размышления юноши-поэта о смысле жизни, о добре и зле, о свободе, судьбе, о рае и аде, о назначении человека получают определенную логическую стройность и художественную завершенность. Кажется, не могло быть иначе. Для меня Лермонтов самый настоящий лирик, можно сказать, психолог души. Потому и неудивительно, что в этом произведении он касается таких философских тем. Здесь же можно упомянуть о «Герой нашего времени». «Герой нашего времени» — первый в русской прозе реалистический социально-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности. Главная тема романа — личность в процессе самопознания, исследование духовного мира человека. В романе она получает наиболее полную трактовку в раскрытии образа его центрального героя — «героя времени». Здесь можно заметить образ Лермонтова. Ведь поэт посвятил свою жизнь самопознанию, что меня очень привлекает. Как я считаю, духовное состояние поэта- состояние, к которому должен стремиться каждый из нас.
Как говорится, нет Лермонтова-художника без Лермонтова-писателя. Все мы знаем, что деятельность Лермонтова на Кавказе составляла не только военную и литературную, но еще и художественную.
На Кавказе наиболее полно раскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, - "Вид Пятигорска", "Кавказский вид с саклей". Один из самых известных портретов Лермонтова, едва ли не лучший, тот, где поэт изображен на фоне гор, в бурке, накинутой на куртку с кавказскими газырями. Через плечо, на ремне, перекинута черкесская шашка. Лицо- с огромными печально взволнованными глазами, хотя и черты неправильны-лицо прекрасное, вдохновенное. Не менее замечательно, что Лермонтов написал портрет сам, акварелью, глядя на себя в зеркало. Именно этот автопортрет - одна из его лучших живописных работ. Увидев этот портрет, можно подумать, что сам поэт таким образом пытался еще больше слиться с Кавказом, еще больше почувствовать себя его дитём…
В стихотворении «Сон» поэт почти до точности описал свою гибель на дуэли с отставным майором Мартыновым. Дуэль М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым состоялась близ Пятигорска 1841 г, у подножия горы Машук. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет…
В жизни Лермонтова Кавказ занимал особое место. Он всегда обращал внимание на красоту простого быта, который по сравнению с Петербургскими дворцами и петербургским светом, конечно же, казался диковатым. Но в этой дикости он увидел такое глубокое самоуважение, такое трепетное отношение к своим традициям, за что невозможно не ценить Лермонтова…
Свою работу хотелось бы закончить словами замечательного дагестанского поэта Расула Гамзатова. На одном поэтическом вечере Расул Гамзатов воскликнул: «Две вершины украшают Кавказ: Эльбрус и Казбек. Но главная вершина- Лермонтов!»