Введение
Гимн поселения Лесной городок
Светлый град, ты поселок Лесной!
Наш поклон тебе, низкий, земной!
Купола твои ярко горят!
И ласкают, и радуют взгляд!
Звон торжественный мирно плывет!
И народ здесь сердечный живет!
Лесной городок - поселок в Одинцовском муниципальном районе Московской области России. Он недаром называется Лесным. Куда не кинь взгляд, везде большие массивы деревьев, чаще всего берез, дубов, лип и елей. А вокруг нашей школы не только березы и ели, но и яблоневый сад. Когда цветут яблони, все вокруг благоухает. А еще у нас есть уникальный музей «Игры и игрушки», его поначалу называли даже несколько шутливо «Игрушкин теремок» (Прил.2). Такой музей, едва ли не впервые в стране, открылся в обычной школе. Было это в Лесном городке в 1978 году. А еще раньше более 40 лет назад открылся клуб друзей игры (КДИ). Бессменным его руководителем остается Лидия Ивановна Григорьева. Клуб занялся собиранием, изучением и организацией игр не только русского, но и разных народов. Начались походы, экспедиции за играми. Возникают и растут фонды хранения. Так и появился музей.
Главной задачей музея является его вклад в школьную жизнь. Регулярно совершаются экскурсии, а чаще экспонаты сами «путешествуют» по школе, приходя на уроки или внеклассные мероприятия. «Куклы в музее и вокруг»,- так говорят ребята.
Однажды я вошла в него и увидела макет самолета с названием «Александр Пушкин». Он отличался от остальных тем, что был старым и непохожим на другие экспонаты. Мне сразу захотелось узнать о нем всё. Почему самолёт назван именем поэта? Кто летал на этом самолёте? И почему его макет находится в нашем музее? А также почему Лидия Ивановна постоянно упоминает имя Новикова, писателя – пушкиноведа?
Цель моей работы: Изучить историю создания самолёта «Александр Пушкин», его вклад в победу, героический путь лётчиков, воевавших на этом самолёте.
Работая над проектом, я использовала не только научную и художественную литературу, но и материалы периодической печати, фотоматериалы, документы, ресурсы сети Интернет, занималась опросом людей, имеющим отношение к моему предмету исследования, выяснению судьбы самолёта. В процессе исследования были освещены биографические данные писателя и лётчиков, сражающихся на самолёте «Александр Пушкин», проанализирована их взаимосвязь во время Великой Отечественной войны. Выводы, полученные в ходе исследования, позволили узнать, как произведения А.С.Пушкина, работы А.И. Новикова ковали победу над врагом. Работа над проектом дала мне возможность создать свои собственные представления о том страшном времени - через мысли, через творчество людей и подвиги лётчиков, испытавших тяготы войны на фронте.
Исходя из выше изложенного, определились этапы работы:
1. Знакомства и встречи с людьми.
2. Изучение литературы и периодической печати.
3. Работа с архивными материалами.
4. Оформление работы.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Поиск историко-библиографического материала о самолете (библиотеки, вырезки журналов, музеи, воспоминания ) и составления списка литературы.
2. Изучить биографические данные писателя А.И.Новикова, летчика Ю. И. Горохова, (из литературных источников, периодической печати и бесед).
3. Показать, как великий поэт приближал победу.
4. Составить экскурсию для школьного музея, выступление на классных часах.
Методы и формы работы:
- поисковый, исследовательский, опрос, беседа, работа с архивным фондом школьного музея.
Прошлое нашей Родины очень богато историческими событиями. Одни освещены в учебниках, о других сняты фильмы, о третьих написаны книги. Старинное изречение гласит: «Когда говорят пушки, умолкают музы». Но в годы Великой Отечественной войны музы не молчали. Они не хотели и не могли молчать, они были нужны везде: и на фронте, бойцам, отправляющимся каждый день на бой, на смерть, и в тылу. Наше поколение никогда не должно забывать те страшные годы, тех людей, которые подарили нам жизнь.
Изучив статьи из газет, хранившихся в нашем музее, я начала свое исследование с неизвестного для меня писателя И. А. Новикова.
В Лесном городке дачи были многих известных людей. Среди них был и писатель Иван Алексеевич Новиков, автор книг об А. С. Пушкине. Иван Алексеевич проводил в нашем поселке всё лето и часто бывал в библиотеке. Там хранятся книги, им подаренные. На первом томе избранных сочинений И.А.Новикова - его дарственная надпись: «Лесногородской поселковой библиотеке от жителя этого прекрасного местечка - читателям библиотеки с пожеланиями им всяческого счастья. Автор данных книг Иван Новиков. 31 июля 1956 г.» (Прил.1).
Я очень многое открыла для себя и поняла, почему Лидия Ивановна, рассказывая про самолет, упоминает имя этого писателя, и как все это связано с Лесным городком и нашим музеем.
Глава 1
Биография Ивана Алексеевича Новикова
Из газетной статьи Степанова Г. «Писатель большой души»// Орловская правда// – 1970- 18 апреля, книги Григорьева В.М. «Лесной городок» 2005 и рассказов местных жителей я узнала, что И. А. Новиков родился в 1877 году в городе Мценске, в семье мещанина. Окончив сельскую школу, И. А. Новиков поступил в городское училище. Затем осенью 1896 года он уехал в Москву и поступил в Петровскую академию, где деятельно включился в студенческую жизнь.
Любовь к Пушкину родилась у Ивана Алексеевича ещё в раннем детстве. В доме Новиковых в Ильково было много книг — своя небольшая семейная библиотека. Влюблённость в русскую литературу скрашивала заполненную нелегким крестьянским трудом жизнь их семьи, приносила чувство душевной радости и гармонии.
Долгими зимними вечерами, когда за окнами бушевала вьюга, все домочадцы собирались у огонька и, затаив дыхание, слушали, как кто-либо из старших с выражением читал что-то интересное из любимых классиков... Особенно любила читать мать будущего писателя Анна Васильевна, не лишенная литературного дара. В доме Новиковых все — от мала до велика любили и знали наизусть многие стихотворения Некрасова, Лермонтова и особенно Пушкина...
Однажды, уже в зрелом возрасте, выступая на страницах "Комсомольской правды", И. А. Новиков сказал, что он всю свою жизнь мысленно был вместе с Пушкиным. В 20-е годы Иван Алексеевич Новиков принимал самое активное участие в организации Пушкинского государственного историко-литературного музея-заповедника.
Великий русский поэт особенно прочно, уверенно вошел в жизнь писателя, когда он впервые побывал в псковском имении матери поэта — Михайловском.
Вот что рассказывает об этом И. А. Новиков в автобиографии: "Мысль написать роман о ссылке Пушкина возникла во время моей поездки в Михайловское в 1924 году. Приехал я, вместе с товарищами-пушкинистами, в пушкинские места, в Михайловское, в тот самый день 9 августа старого стиля, когда 100 лет тому назад въезжал туда и Пушкин — из одной ссылки в другую, из Одессы в псковскую деревню! Тот самый пейзаж, тот самый воздух, та самая земля под ногами, такие же запахи хвои и почвы, та же свежесть воды и бегущего по ней ветерка. В самом деле: как не почувствовать в душе своей и самого Пушкина, когда идёшь и ступаешь, можно сказать, "след в след" поэту".
Нельзя не отметить тот громадный исследовательский труд, который предшествовал созданию романа «Пушкин в изгнании». Десять лет отделяют рождение замысла от начала непосредственной работы над книгой. Документальная основа романа И. А. Новикова довольно обширна. Десять лет И. А. Новиков пристально и тщательно изучал «Пушкиниану» — огромную, в сотни томов литературу о великом русском поэте, вчитывался в рукописи его произведений, знакомился с перепиской, официальными документами, воспоминаниями, сопоставляя события в жизни поэта с его творчеством, разыскивал и открывал с настойчивостью исследователя-литературоведа новые материалы о Пушкине.
Почти 30 лет работал И. А. Новиков над своим романом. Выставив в одном из последних прижизненных изданий романа "Пушкин в изгнании" даты "1924—1953 годы", наш земляк тем самым разделил всё своё творчество на два периода: до Пушкина (1899—1923 годы) и с ним (1924 год и до последних дней своей жизни —1959 год).
В 1948 году он пишет популярную, поэтически воссозданную биографию поэта для детей и юношества "А. С. Пушкин. Жизнь и творчество", тогда же выходит и его очерк "Жизнь Пушкина".
Следует упомянуть и такие сочинения И. А. Новикова, как пьеса (драматические сцены в 4-х действиях) "Пушкин на юге", киносценарий "Молодой Пушкин", три рассказа о разных периодах жизни поэта — "Камера № 14", "Часок в Захарове", "Свиданье с няней", цикл стихотворений о великом гении русской поэзии.
До последних дней своей жизни И. А. Новиков был председателем Пушкинской и Тургеневской комиссий Союза писателей СССР
Глава 2
РОЖДЕНИЕ "АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА"
Материалы газет «Приволжская правда» - 1995 - 22 февраля
«Рабочий край»-1979. - 7 июня помогли восстановить историю рождениясамолета «Александр Пушкин».
В начале Великой Отечественной войны из прифронтовых областей в глубокий тыл двигались многочисленные эшелоны с эвакуированными заводами, фабриками и людьми, оторванными от родных мест.
В одном из таких эшелонов в город Каменск-Уральский прибыл старейший советский писатель-пушкинист Иван Алексеевич Новиков. За его плечами была большая творческая жизнь и общественная деятельность. К этому времени И. А. Новиков был автором сорока книг, в том числе широко известного романа "Пушкин в Михайловском". В своем портфеле писатель вез рукопись нового романа - "Пушкин на юге".
Каменск-Уральский был типично рабочий город. Он возник в XVII веке как кузница русского оружия. Артиллерийские орудия, отлитые на чугунолитейном заводе (Прил.3), принимали участие в исторической Полтавской битве и в Отечественной войне 1812 года. Советская власть дала Каменску-Уральскому новую жизнь. Здесь были созданы гиганты социалистической индустрии: Синарский трубный, Уральский алюминиевый, металлургический и другие заводы.
Писатель увидел трудовой Урал в его суровых героических буднях. Днём и ночью работали у станков уральские труженики. Не уходили из цехов сутками. На заводах появились фронтовые бригады, которые вдвое - втрое перевыполняли сменные задания. Многие рабочие ушли добровольцами на фронт, и на их место встали женщины и дети. Рядом со старыми цехами в труднейших условиях, зимой при 40° мороза возводились и вступали в строй корпуса, оснащённые эвакуированным оборудованием.
На писателя произвело большое впечатление патриотическое движение каменцев, которые по примеру саратовского колхозника Ферапонта Головатова начали сдавать личные средства на строительство боевой техники для фронта.
В этом движении уральцев, в их упорном труде, который можно было приравнять к ратному подвигу, писатель видел несгибаемую волю рабочего класса, всего нашего народа, его веру в победу над заклятым врагом. Его очень взволновало и то, как уральцы, сами живущие во время войны в трудных условиях, с теплом и заботой принимали людей, эвакуированных из других городов.
Каждый день Иван Алексеевич с острым вниманием слушал сводки Совинформбюро. Шла великая битва под Сталинградом: на полях сражений решалась судьба Родины. Писатель всеми мыслями и чувствами был там, где происходила смертельная схватка с врагом. Ему страстно хотелось внести как можно больший личный вклад в общее дело разгрома фашистских захватчиков.
Наступил февраль 1943 года. Приближалась 106-я годовщина со дня смерти великого русского поэта А. С. Пушкина. Новиков обратился в горком партии с предложением провести платные вечера, посвящённые творчеству А.С. Пушкина. Полученные от прочитанных лекций деньги он намеревался внести на постройку самолёта имени поэта. Предложение было одобрено и принято.
Начались напряженные дни. Каждый вечер Иван Алексеевич отправляется на очередное выступление.
Переполненный и притихший клуб уральского алюминиевого завода. Писатель смотрит в зал и видит потемневшие от усталости лица слушателей. Со всею силою души, с огромным подъемом Новиков рассказывает собравшимся о Пушкине и России, о творчестве поэта, его огромном вкладе в общечеловеческую культуру, за которую шла борьба против черных сил фашизма.
- Пушкин - это символ величия нашего народа. Его творчество – наше достояние и оружие. Так пусть и имя поэта, начертанное на борту боевого самолета, тоже станет оружием, воодушевляющим наших соколов на борьбу с врагом! – сказал И.А.Новиков. Зал ответил бурными аплодисментами. Потом Иван Алексеевич читал главы из своего нового романа и чувствовал, как каждое его слово находит горячий отклик у слушателей, как светлеют лица людей, как с них словно бы снимается усталость.
Сердце Ивана Алексеевича переполнено радостью и воодушевлением от встреч с людьми, от полного взаимопонимания и слияния с залом, от той душевной щедрости и теплоты, которые шли к нему от участников этих необычных вечеров.
В перерыве к нему приблизился старый мастер, крепко пожал руку:
- Хорошо задумано, народ поддержит!..
С таким подъёмом проходили все пушкинские вечера, на которые собирались сотни трудящихся - рабочих, инженеров, техников, служащих.
Когда необходимые средства были собраны, писатель направил телеграмму Председателю Государственного Комитета Обороны И. В. Сталину:
"В 106-ю годовщину со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, при горячей поддержке со стороны общественности и трудящихся города Каменска-Уральского, я провёл ряд пушкинских вечеров, выступая с отдельными главами из моего нового романа о Пушкине. Народ глубоко чтит память своего величайшего поэта, и эта неумирающая к нему любовь позволила мне собрать этими вечерами 100 000 рублей на боевой самолёт "Александр Пушкин". Пусть этот самолёт, носящий гордое имя поэта, примет участие в освобождения от неистового врага нашей родной земли. Прошу включить в список действующей авиации самолёт "Александр Пушкин". Писатель Иван Алексеевич Новиков, г. Каменск-Уральский» (Прил.4).
5 марта пришла ответная телеграмма: "...примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. Сталин".
В конце марта Иван Алексеевич обратился с письмом к командующему ВВС: "...прошу Вашего распоряжения уполномоченному одного из авиационных заводов об отпуске самолёта и передаче его в действующую армию. Необходимо также Ваше указание об изготовлении на самолёте надписи "Александр Пушкин".
Ночами Ивану Алексеевичу не спится. Не покидают думы о войне, о занятой врагом его родной Орловщине, о том, что земля, на которой он родился, стонет под коваными сапогами захватчиков...
Давно нет писем с фронта от любимого племянника Александра Андреевича Новикова. А теперь мысли писателя ещё и о том неизвестном отважном лётчике, который будет летать на купленном им самолёте: "Как зовут этого сокола? Сколько ему лет? Где сейчас сражается?"
В те дни Иван Алексеевич неожиданно получил письма с фронта - незнакомые бойцы благодарили писателя от всей души за его патриотический поступок, о котором они узнали из газет, сообщали ему о своих боевых делах, давали клятву громить врага и просили поддерживать с ними переписку.
Вскоре пришла телеграмма от генерал-майора авиации Волкова: "На собранные Вами средства построен боевой самолет-истребитель "Александр Пушкин", который 28 июня 1943 года передан в военно-воздушные силы Красной Армии лётчику капитану Горохову".
Эта телеграмма несказанно обрадовала и взволновала писателя. Наконец-то его мечта сбылась: самолёт с дорогим для него именем поэта не только создан, но и находится уже в действующей армии.
"Как много людей - замечательных тружеников приняло участие в его рождении! - размышлял Новиков. - И вот теперь этот самолёт вручен одному человеку - капитану Горохову! Какой он? Откуда родом? И почему именно ему передали эту машину? Чем он заслужил такое доверие?"
ГЛАВА 3
"ХОРОША МАШИНА!"
Из рассказа Лидии Ивановны, Суходольского Николая Емельяновича и книги Кирпоноса Е., Новиковой М. «На истребителе «Александр Пушкин», я узнала, что в конце июня 1943 года группа лётчиков 2-й эскадрильи 163-го истребительного авиационного полка во главе с капитаном Гороховым была командирована на подмосковный аэродром для получения новой боевой техники. Это были истребители Як-7. Лётчики обратили внимание, что на одном из них красовалась белая надпись "Александр Пушкин".
Всех невольно потянуло к этой машине с дорогим для их сердец именем великого поэта. Но особенно взволновала эта надпись на боевом истребителе капитана Горохова.
Он подошел к военпреду и спросил не без волнения:
- Что это за самолёт?
- Как мне сообщили, - сказал военпред, - этот самолёт построен на средства писателя Ивана Алексеевича Новикова. Он дал имя самолёту и пожелал, чтобы истребитель был передан лучшему лётчику. По решению вашего командования передаю этот самолёт вам.
Горохова охватило душевное волнение. Он ласково провёл рукой по консоли боевой машины и поблагодарил военпреда.
И вот уже звучит команда "По самолётам!". Горохов садится в кабину именной машины. Лётчики, занимая свои места, весело шутят.
- Не подкачают коняги? - спрашивает кто-то из них.
- Всё в порядке, товарищи, будьте спокойны! - заверяет военпред. - Теперь дело за вами!
- За нами дело не станет - дадим врагу жару!
Перед самым взлётом Горохов высунулся из кабины и произнёс, почти прокричал:
Ретив и смирен верный конь.
Почуя роковой огонь,
Дрожит. Глазами косо водит
И мчится в прахе боевом,
Гордясь могущим седоком.
Его услышал стоявший поблизости военпред, но, не разобрав слов, попросил аэродромного механика Серёгина выяснить, в чём дело.
Серёгин подбежал к самолёту. Задрав голову и жмурясь от яркого солнца, закричал, стараясь пересилить шум моторов:
- Что, товарищ капитан, что вы сказали?
Юрий наклонился и повторил строки из поэмы. Молодой механик улыбнулся:
- Пушкин, "Полтава"!
Горохов утвердительно кивнул и прокричал:
- Молодец! Пятёрка! Молодец!
Но вот кабина закрыта, Горохов увеличивает обороты двигателя, отпускает тормоза, и истребитель, вздрогнув, начинает разбег.
Плавно поднимается самолёт, за ним другой, третий, зелёные "кони" набирают высоту.
В стороне виднеется Москва. Юрий с волнением вглядывается в очертания родной столицы и вспоминает тяжёлые бои за Москву в 1941 году.
Вспомнил, как, ещё будучи курсантом Оренбургского лётного училища, ездил на побывку домой через Москву и тогда впервые побывал на Красной площади, стоял в длинной очереди у Мавзолея и вот, наконец, переступил порог... Торжественная суровость. У горла - комок... Хотелось запомнить, вобрать в себя черты вождя. В них запечатлелись навеки великая мысль, несокрушимая воля. Хотелось задержаться, постоять, но нельзя...
И вот сейчас, сидя в самолёте, он мысленно снова на Красной площади, у Мавзолея В. И. Ленина. В памяти возникли пушкинские строки:
Москва... Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нём отозвалось!
Юрий еще раз бросил взгляд на Москву. Он, конечно, не мог предположить, что видит столицу в последний раз...
28 июня 1943 года было значительным днём в жизни Юрия Ивановича Горохова. Личный состав выстроился на аэродроме. Командир полка Пётр Иванович Колонии обратился к присутствующим с короткой речью:
- Товарищи! Мы получили новые самолёты. Среди них к нам поступил истребитель, созданный на средства видного советского писателя и носящий имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Наш народ отдаёт все свои силы и средства на борьбу с проклятым врагом. С каждым днём ширится патриотическое движение советских людей за вооружение родной армии боевой техникой, носящей имена наших национальных героев.
Мы гордимся тем, что этот замечательный самолёт передан нашему полку, и это обязывает нас ещё крепче наносить удары по гитлеровским захватчикам.
Коломин на мгновение смолк и снова продолжал:
- По решению командования самолёт передается лучшему нашему лётчику - истребителю капитану Юрию Ивановичу Горохову.
Взволнованный и торжественный, Юрий вышел из строя и перед лицом боевых товарищей дал клятву с честью оправдать оказанное ему доверие. Эту клятву повторили все воины его эскадрильи.
После митинга летчики столпились у самолёта. Все поздравляли Юрия, пожимали ему руку и желали успеха на новой боевой машине.
- Значит, с "Пушкиным" теперь врага громить будем! - похлопывая по фюзеляжу самолёта, произнес Афонин.
- Не зря ты стихи его назубок знаешь! - сказал Юрию Барановский.
- Почитай сейчас!.. - попросил кто-то из лётчиков. Глаза у Юрия блеснули, улыбка озарила лицо, и он стал читать:
Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар, и млад; летят на дерзновенных.
Сердца их мщеньем возжены.
Лётчики несколько секунд молчали, а потом Сергей Киселев воскликнул:
- Как современно звучит!
В это время механик Филатов придирчиво осматривал новую машину. Лётчики добродушно подтрунивали над ним:
- Ну, хорош "ястребок"?
- Как цыган коня осматривает!
- Верно! Только что в зубы не глядит!
- И как, товарищ старший сержант?
Филатов закончил осмотр, подошел к острословам и удовлетворенно сказал:
- Порядок! Хороша машина!
Глава 4
ЛЁТЧИКИ САМОЛЕТА
Найти сведения о летчиках мне помогли материалы о Героях Советского Союза из Краткого биографического словаря. (Т.1. М.:Воениздат, 1988 и статьи « Кинешемский сокол.» // Приволжская правда 1971 - 14, 17 августа).
Горохов Юрий Иванович - командир эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка 309-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной армии Западного фронта, капитан. (Прил.6).
Родился 1 августа 1921 года в деревне Федосцино Заволжского района Ивановской области, в семье крестьянина. С 1933 года жил в городе Кинешма, здесь же окончил школу-семилетку. С 1937 года работал токарем на заводе им. Калинина, одновременно учился в кинешемском аэроклубе им. С.Леваневского.
В Красной Армии с ноября 1938 года. В 1939 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков. Службу проходил в Забайкалье, в городе Чите. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны.
На фронте с июля 1941 года. Боевой путь начал в составе 13-го истребительного авиационного полка на истребителе И-16. Сражался на Западном фронте. К сентябрю 1941 года провел 15 воздушных боев и сбил 5 самолётов противника. 20 сентября был тяжело ранен в голову, но привёл самолет на свой аэродром.
В феврале 1942 года вернулся на фронт. Воевал на истребителях Як-1, затем Як-7. В августе 1942 стал командиром эскадрильи. В 1943 году капитан Горохов получил именной истребитель «Александр Пушкин», построенный на средства, сданные в Фонд обороны писателем Иваном Алексеевичем Новиковым. В день получения самолёта "Александр Пушкин" на его счету числилось 300 боевых вылетов и 14 лично сбитых самолётов врага.
Но были и другие причины, которыми руководствовалось командование, вручая этот самолёт прославленному асу. Капитан Юрий Горохов был страстным поклонником творчества великого поэта. Он наизусть знал множество его стихотворений. В перерывах между боями однополчане с большим вниманием слушали стихи Пушкина, которые вдохновенно читал Юрий. На самолёте "Александр Пушкин" первый боевой вылет Горохов совершил 28 июня 1943 года. В этот вылет он открыл новый боевой счёт - сбил вражеский самолёт.
К сентябрю 1943 года командир эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка (309-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) капитан Ю.И. Горохов совершил 307 боевых вылетов, провёл 57 воздушных боёв, сбил лично 16 и в группе с товарищами 10 самолётов противника. Был представлен к присвоению звания «Герой советского Союза».
Отважный лётчик погиб в воздушном бою 1 января 1944 года в небе Смоленщины. К тому времени капитан Ю.И. Горохов совершил около 400 боевых вылетов, провёл более 70 воздушных боёв, сбил 23 вражеских самолёта лично и 10 в составе группы.
Похоронен в братской могиле у деревни Красная Горка Краснинского района Смоленской области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, капитану Горохову Юрию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями.
В городе Кинешма Ивановской области в школе и на заводе, где он работал, созданы стенды о жизни Героя. Его имя носят улицы в городах Заволжск и Кинешма.
Но "Александр Пушкин" продолжал сражаться. Дело в том, что в бою 1 января 1944 года командир эскадрильи вылетел на другой машине. Самолёт - подарок находился на профилактике.
Позже на самолёте "Александр Пушкин" били врага старший лейтенант В.А.Бахирев, капитан В. М. Афонин, командир полка Герой Советского Союза Коломин и другие лётчики. (Примечание: на счету Василия Андреевича Бахирева - 9 личных и 5 групповых побед, Василия Максимовича Афонина - 14 личных и 3 групповые, Петра Ивановича Коломина - 17 личных и 7 групповых).
Именной самолёт принял Василий Бахирев, ведомый комэска.Пр.7
И опять в надёжные руки попал "Александр Пушкин". На счету Василия Бахирева уже было несколько сбитых фашистских самолётов. Немало вражеских солдат нашли себе могилу и от метких залпов пилота во время штурма. Отсчёт огненных дней Бахирев начал ещё в июне 1941 года. Поднимал в небо И-16, "Чайку". Под Ростовом был ведомым у Сергея Луганского, впоследствии прославленного аса, дважды Героя Советского Союза. Храбро сражался и под Москвой. В небе Курска делал по 7 - 8 вылетов за день. И всегда крыло в крыло с Юрием Гороховым. Не раз тогда благодарил истребителей за надёжное прикрытие прославленный штурмовик, позже дважды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Николаевич Ефимов. И вот, начав летать на именном самолёте, Бахирев сбил ещё 2 фашистских машины. Но война есть война, под огонь попадает и храбрый.
5 сентября 1943 года пилоты вылетели на сопровождение группы бомбардировщиков. Среди них был и Василий Бахирев. За линией фронта путь нашим машинам пыталась преградить группа FW-190. Наши лётчики ринулись в атаку. На долю Бахирева достались 2 вражеских истребителя. Закружилась огненными трассами карусель. Советский лётчик сразил один фашистский самолёт, атаковал второй. Но тут ударила ответная очередь. Пули вонзились в левую руку лётчика. Ранен был Бахирев и в голову. Но не вышел из боя, пока не убедился, что наши бомбардировщики боевую задачу выполнили. Приземлив повреждённую машину на соседнем аэродроме, лётчик потерял сознание. Очнулся уже в госпитале.
Расстались и больше не встречались Василий Бахирев и "Александр Пушкин". После лечения пилот воевал на другом истребителе, с другим командиром, но в сердце навсегда сохранился образ Героя Советского Союза Юрия Ивановича Горохова, который передал Бахиреву опыт бойца, научил его военной хитрости, мастерскому ведению боя."Александр Пушкин" - замечательный советский Як-9 - видел небо Белоруссии, Польши, Германии.
Заключение
И.А.Новиков гордился своим вкладом в поддержку фронта, следил за боевыми успехами пилотов эскадрильи, возглавляемой истребителем «Александр Пушкин», состоял с ними в переписке.
В ответ на приветственную телеграмму писателя лётчики эскадрильи капитана Горохова решили считать И.А.Новикова почётным членом эскадрильи. Это значило - сражаться с врагом так, будто их, лётчиков, на одного человека больше.
Пилоты подтвердили свое решение боевыми делами. В этом можно убедиться, читая книгу «На истребителе «Александр Пушкин».
Иван Алексеевич Новиков в последние свои годы любил подолгу жить на даче в Лесном городке. Потом и его приёмные сын и дочь продолжали ту же традицию.
Им очень хотелось, чтобы юное поколение больше читало и лучше понимало книги И.А.Новикова. Для этого решили организовать Новиковские чтения в местной библиотеке, опираясь на участие школьников и учителей. Посоветовавшись в библиотеке и в школе, решили, что одной из тем чтений может стать история самолёта, носившего имя великого поэта.
Под руководством Лидии Александровны Кебиковой, учительницы литературы, школьники стали собирать материалы о жизни и творчестве И.А.Новикова, готовиться в экспедицию по местам, связанным с его жизнью и творчеством.
Эти планы были выполнены благодаря искренней увлечённости и педагогическому мастерству Лидии Александровны. Под её руководством поездка лесногородских школьников на родину И.А.Новикова оказалась на редкость плодотворной.
Посещены были не только мемориальные места Орловщины, связанные с именем писателя, но и установлены творческие связи с красными следопытами клуба «Дорогой отцов» в г. Орле, ведущими поиск материалов по истории самолёта, построенного благодаря их земляку И.А.Новикову и сражавшегося за город Орёл.
Привезли с Орловщины в Лесной городок множество материалов и - чем особенно гордились мальчишки - изготовленный их новыми орловскими друзьями макет боевого истребителя «Александр Пушкин».
Под руководством Лидии Александровны была оформлена комната-музей И.А.Новикова, для чего школа, хоть с трудом, но изыскала небольшое помещение. Здесь проводились экскурсии, музейные материалы использовались на уроках не только Лидией Александровной, но и другими учителями.
Жаль, что Лидии Александровне пришлось по состоянию здоровья уйти с педагогической работы. Без такого педагога-энтузиаста школа уже не сумела выкраивать возможности для содержания музея. Основная работа по новиковской тематике сосредоточилась теперь в поселковой библиотеке.
А вот макет самолёта «Александр Пушкин» хранится в школе уже 42 года, в музее КДИ,(«Клуба друзей игры»), которым руководит Григорьева Лидия Ивановна. Ребята приступили к его реставрации. Пр.8
Мы обязаны помнить прекрасных русских патриотов, горячо любивших свою Родину, какими были отважный лётчик капитан Горохов, Василий Бахирев и московский писатель-пушкиновед И.А.Новиков. Конечно, у каждого россиянина существует свой Пушкин, каждый воспринимает, оценивает и понимает его по-своему: всё зависит от собственной души, сердца, степени любви к своей Родине и к своему народу. В поэзии Пушкина мы всегда ищем и находим ответы на многие «вечные вопросы»: что такое Отечество? Добро? Зло? Наше понимание долга и чести, совести и счастья. Вот почему, думая о Пушкине - гении и великом патриоте, каждый из нас вправе с гордостью сказать словами Марины Цветаевой «Мой Пушкин!».
Поэзия и дух его бессмертны. Гении не умирают: они живут в каждом новом поколении людей.
ЛИТЕРАТУРА
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.1. М.:Воениздат, 1988
Григорьев В.М. Лесной городок // 2005
Кирпонос Е., Новикова М. Кинешемский сокол. // Приволжская правда 1971 - 14, 17 августа
Кирпонос Е., Новикова М. На истребителе "Александр Пушкин". - М.: Воениздат, 1981. - 85 с., ил.
Любин О. Самолет "Александр Пушкин" // Аврора. - 1985. - № 6. - С. 84-86.
Навечно в сердце народном. - 3-е изд., доп. и испр. - Минск, 1984.
Подвиг. 3-е издание, испр. и доп. - Ярославль: Верхне-Волжское кн. изд., 1980
Поспелов П. Истребитель // Приволжская правда. - 1995 - 22 февраля
Рожнов А. Славное имя самолета // Рабочий край. -1979. - 7 июня
Рассказы жителей Лесного городка: Смирновой Татьяны Михайловны, Григорьевой Лидии Ивановны, Питерской Ольги Андреевны, Суходольского Николая Емельяновича.
Степанов Г. Писатель большой души.// Орловская правда – 1970- 18 апреля
П Р И Л О Ж Е Н И Е
1
Лесногородская библиотека
2
Музей «Игры и игрушки» Лесногородской школы
3
Чугунолитейный завод
4
Копия телеграммы Председателю Государственного Комитета Обороны И. В. Сталину
5
Як-9 — советский одномоторный самолёт-истребитель Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 годы, всего было построено 16769 самолётов.
6
Горохов Юрий Иванович - командир эскадрильи 162-го истребительного авиационного полка 309-й истребительной авиационной дивизии 1-й Воздушной армии Западного фронта, капитан.
7
Василий Бахирев
8
Макет самолёта «Александр Пушкин»
АННОТАЦИЯ
исследовательской работы «C именем поэта в бой».
Цель работы: Изучить историю создания самолёта «Александр Пушкин», героический путь лётчиков, воевавших на этом самолёте.
Для достижения цели были поставлены задачи:
1. Поиск историко-библиографического материала о самолете (библиотеки, вырезки журналов, музеи, воспоминания ) и составления списка литературы.
2. Изучить биографические данные писателя А.И.Новикова, летчика Ю. И. Горохова, (из литературных источников, периодической печати и бесед).
3. Показать, как великий поэт приближал победу.
4. Составить экскурсию для школьного музея, выступление на классных часах.
Данная работа – о музее «Игры и игрушки», макете боевого истребителя «Александр Пушкин», который привезли из Орла в Лесной городок 42 года назад, об истории создания самолета «Александр Пушкин» и героическом пути лётчиков.
В процессе исследования были изучены и освещены биографические данные писателя И.А. Новикова. Автором впервые был обобщен материал об истории создания, построения самолета "Александр Пушкин", о лётчиках, летавших на нем. Проанализирована взаимосвязь судьбы писателя И.А.Новикова и данного самолета во время Великой Отечественной войны.
Выводы, полученные в ходе работы, позволили открыть новую страницу в истории Великой Отечественной войны, узнать, как ковалась победа над врагом, как имена великих людей связаны с историей Лесного городка.
Практическая значимость работы: эти материалы можно использовать как региональный компонент и на уроках, и во внеклассных мероприятиях.
Научный руководитель Юрина Г.В.
32