ОХ, УЖ ЭТА МАТЕМАТИКА!

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОХ, УЖ ЭТА МАТЕМАТИКА!

Матвиенко К.А. 1
1ГБОУ ПО г. Севастополя "Севастопольский индустриально-педагогический колледж имени П.К. Менькова", 2 курс
Цымбалюк Е.В. 1
1ГБОУ ПО г. Севастополя Севастопольский индустриально-педагогический колледж имени П.К. Менькова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
– Ох, уж эта математика! – взвыл Сашка. Шел второй час битвы с дробями, и нервы пятиклассника были на пределе. – Все, с меня хватит! Достали! Только и твердят, что математика – царица наук! Математика – всему голова! Математика – основа любой профессии! Математика! Математика! Математика! Математика!!! Сами учите свою математику!

– А мама говорит, что если будешь хорошо знать математику, станешь бизнесменом, как папа, – протянула Аленка, не отрываясь от кукол. Она только пошла в первый класс и еще не столкнулась со всеми «прелестями» царицы наук.

– «Как папа»! Ей легко говорить: она-то в своей мастерской с математикой не мучается. Рисует себе – и горя не знает! А у меня, может, аллергия на математику! Может, мне от нее ген нетерпимости передался! Точно! Буду художником, как мама. Нет математики – нет проблем! Пойду к ней, пусть научит.

В мастерской мамы не оказалось, она сидела на кухне возле окна и что-то увлеченно рисовала.

– Что делаешь? – Саша начал издалека.

– Да вот папа цветы подарил, решила нарисовать, – пожав плечами, ответила мама.

Заглянув через ее плечо, Сашка опешил: мама чертила геометрические фигуры.

– Какие ж это цветы? – возмутился мальчик. – Это же геометрия сплошная!

– А что ты ожидал? Перед тем как рисовать что-то, нужно разбить это на простые фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, – а потом уже их детально прорисовывать. Тогда и пропорции будут правильные.

– Какие еще пропорции?

– Пропорции – это математические соотношения. Если их соблюдать, картина получится красивой и реалистичной.

– Математические? Ну уж нет! Сами рисуйте свои пропорции! Не буду я художником. Буду лучше музыкантом – и прощай математика! Пойду к дедушке, пусть меня научит!

В это время дедушка обычно давал уроки. Тихонько, чтобы не отвлекать от занятий, Сашка приоткрыл дверь в кабинет. В дальнем углу кабинета за пианино сидел мальчик и исполнял какую-то бодрую мелодию, но то и дело сбивался. Дедушка же стоял рядом и считал:

– Раз–два–три, раз–два–три… – когда ученик сбивался, дедушка сурово качал головой и заново начинал считать, – раз–два–три, раз–два–три, раз–два–три…

– Что это ты считаешь? – не сдержал любопытства Сашка.

– Количество долей в такте, – прервав занятие, ответил дедушка.

– Каких долей?

– Доля – это единица измерения музыкального размера (метра), часть от целой ноты, или, иначе говоря, дробь. Группа долей даёт ритмический рисунок. А вот повторяющийся ритм даёт мелодию. Другими словами, любая мелодия – это правильно составленное математическое уравнение. Вот я и считаю…

– Уравнение!? И тут математика!? Это без меня! Считайте свои уравнения сами, не буду я музыкантом. Уж лучше экстремалом буду, как Дима!

Саше не разрешалось входить в комнату брата. На двери даже были две надписи: "НЕ СТУЧАТЬ!" и "НЕ ВХОДИТЬ!". Но, воспользовавшись благовидным предлогом, Сашка сделал все с точностью до наоборот: он дважды постучал и, не дожидаясь ответа, вошёл. Комната была сверху донизу завалена разного рода снаряжением – от гидрокостюма до альпинистского ледоруба. Хозяин комнаты сидел на полу, увитый веревками, и сосредоточено высчитывал что-то на калькуляторе.

– Привет… Эм… Что делаешь?

– Хай! Длину резинки рассчитываю. Завтра прыгать будем.

– Рассчитываешь? Зачем?

– Как зачем? – Дима невольно усмехнулся. – Чтоб не сдохнуть раньше времени, вот зачем! Я экстремал, дорогуша, а не суицидник. Чтобы от прыжка получить адреналин, а не крышку гроба, прыгать надо правильно. А для этого нужно произвести расчеты, учитывая расстояние от моста до поверхности воды, глубину водоема, скорость течения, коэффициент растяжения резинки, свой рост, массу тела и притом все это с поправкой на ветер!

– Да что вы все сговорились, что ли… – прошептал Сашка, чуть не плача от досады. Пулей он вылетел из комнаты брата. Выбежав на веранду, Сашка уже готов был расплакаться, но его досада быстро улетучилась, гонимая щелканьем спиц и бархатным голосом:

– 56... 57... 58... – бабушка сидела в кресле и методично провязывала пестрые петли одну за другой.

– И ты считаешь? – Саша пытался говорить как можно более естественно, но голос предательски дрожал.

– А как же? – бабушка улыбнулась. – Математика, внучек, верная подруга человека. Она встречает нас у ворот этого мира в момент рождения, всю жизнь сопровождает, указывая верный путь, и только на пороге смерти прощается с нами, проливая горькие слезы, словно мать, провожающая сына на фронт. Очень важно понять это и принять её заботу и помощь. Понимаешь?

– Да, я понял. Только что.

Вернувшись в свою комнату, Сашка, полный решимости, снова сел за уроки.

– Решил все-таки стать бизнесменом? – съехидничала Аленка.

– Выбрать профессию я всегда успею, а математика в любом случае необходима.

Просмотров работы: 396