Тема Кавказа в творчестве а.с. пушкина
Творческая эссе
Пушкин и Кавказ. Что связывает великого поэта с глухой и далекой российской провинцией? Что искал и что нашел он в краю суровой и дикой природы, «где люди вольны, как орлы»? Интересно, что до Пушкина ни один русский писатель всерьез не касался кавказской темы. Да и Пушкин, кажется, сюда не стремился.
Первая его поездка на Кавказ относится к 1820 году. Ее нельзя назвать добровольной. Причиной тому стала ссылка.
И вот, подъезжая к Ставрополю в начале июля 1820 года, Пушкин неожиданно увидел на краю неба гряду белых облаков - снежные вершины Кавказского хребта. Это видение поразило поэта. Позднее он напишет: «Великолепные картины, престолы вечные снегов, очам казались их вершины недвижной цепью облаков, и в их кругу колосс двуглавый, в венце блистая ледяном, Эльбрус огромный, величавый белел на небе голубом».
Через Георгиевск Пушкин с семьей Раевских проезжает на Горячие воды (ныне Пятигорск).
Так началось знакомство великого поэта с нашим краем. Кавказ произвел на Пушкина неизгладимое впечатление. Он пишет брату Льву: «Жалею, мой друг, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх Пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной. Кавказский край, знойная граница Азии – любопытен во всех отношениях». Память о счастливых днях, проведенных «в соседстве Бештау и Эльбруса» Пушкин всегда хранил в своем сердце. В эпилоге «Руслана и Людмилы» поэт нарисовал грандиозную картину Большого Кавказа, которую увидел со склонов Машука и Бештау: «Теперь я вижу пред собою Кавказа гордые главы. Над их вершинами крутыми, на склоне каменных стремнин, питаюсь чувствами немыми и чудной прелестью картин природы дикой и угрюмой…».
Здесь, на Кавказе, Пушкин задумал поэму «Кавказский пленник». Сюжет поэмы был подсказан самой жизнью. Удивительно, что поэта интересовали не победы русской армии на Кавказе, а взаимоотношения народов. Из рассказов бывалых инвалидов он не раз слышал, что русские военные пленники как храбрецы и знатоки своего дела нравились горцам, которые знали истинную цену мужеству и отваге. Восхищаясь русским пленником, «…черкесы грозные дивились и шепотом между собой своей добычею гордились», - пишет поэт в «Кавказском пленнике». Поэма наполнена картинами дикой природы, изображением воинственных горцев, а также историей трогательной любви юной черкешенки к русскому пленнику. «Черкесы, их обычаи и нравы занимают большую и лучшую часть моей повести», - признавался автор.
Большое место в «Кавказском пленнике» занимает тема свободы. Герой поэмы разочарован в жизни на родине, его предали друзья, он одинок. У него осталась одна мечта – мечта о свободе.
Попав в плен к черкесам, пушкинский герой восхищается отвагой горцев, их стремлением к свободе и независимости.
Известно, что поэма имела большой успех у читателей и вызвала массу подражаний. Вслед за Пушкиным своих «Кавказских пленников» написали М.Ю.Лермонтов и Л.Н.Толстой.
Для самого поэта тема свободы была основной в этот период творчества. Поэта привлекает природа, всякого рода природные стихии: море, океан, реки, горы. Все эти явления, попадая в поэтический текст, ассоциируются со свободой.
Этой теме посвящено стихотворение «Узник». В нем прослеживается тесная внутренняя связь между фактами человеческой жизни и жизни природы: «Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, мой грустный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюет за окном...»
Главная мысль стихотворения — воля превыше всего, человек должен быть свободным. Первая и вторая строфы стихотворения — мрачные. Темница — неволя — у Пушкина сырая и темная. «Грустный товарищ», знающий только свободу, взглядом и криком призывает узника разорвать оковы.
Третья строфа разительно отличается от первых двух: в ней — надежда на новую, свободную жизнь, в которой «белеет гора», «синеют морские края», свободно «гуляет... ветер». В ней заключительный аккорд стихотворения — образ воплощенной свободы: «Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, туда, где синеют морские края, туда, где гуляем лишь ветер... да я!..».
В «Узнике» обращение к образу свободного орла создает особую атмосферу ожидания. Лирический герой, хотя и находится в неволе, не теряет надежды на скорое освобождение.
А вот в стихотворении «Кавказ», которое было написано несколько позднее, в 1829 году во время второй поездки на юг, эта тема раскрыта в трагическом плане. В нем горы, орел, парящий в вышине, водная стихия (шумящие горные водопады, река Терек) — все те же символы свободы.
Он любуется могучим Тереком, олицетворяет его: «Играет и воет, как зверь молодой, завидевший пищу из клетки железной».
Терек, как и поэт, хочет вырваться из берегов — «из клетки железной», но «бьется о берег в вражде бесполезной и лижет утесы голодной волной...». Ему не дают вырваться на свободу «немые громады» утесов. Описание Терека приобретает глубокое аллегорическое значение.
Вторую поездку на Кавказ поэт запечатлел также в своем знаменитом «Путешествии в Арзрум», стихотворениях «Обвал», «Монастырь на Казбеке», «Делибаш», «На холмах Грузии» и др.
Отражение кавказской темы мы находим и в произведениях, ей не посвященных. Так в «Сказке о мертвой царевне…» богатыри выезжают из дома: «Руку правую потешить, сорочина в поле спешить, иль башку с широких плеч у татарина отсечь, или вытравить из леса пятигорского черкеса…».
У подножия Бештау побывал и странствующий по России Онегин: «Уже пустыни сторож вечный, стесненный холмами вокруг, стоит Бешту остроконечный…».
Кавказский след заметен и в стихотворениях о любви: «Нет, не черкешенка она», «Ее глаза».
В стихотворном послании В.Ф.Раевскому Пушкин вспоминает картину, которую не раз, вероятно, наблюдал в Пятигорске: помещенный в струи целебной волны предмет постепенно покрывается налетом минеральных солей, каменеет. Это явление неживой природы под пушкинским пером превращается в тонкую метафору: «Свою печать утратил резвый нрав, душа час от часу немеет; в ней чувств уж нет. Так легкий лист дубрав в ключах кавказских каменеет».
Мне показалась очень интересной встреча Пушкина в Пятигорске с первым кабардинским ученым и просветителем Шорой Ногмовым. Биограф просветителя А.П.Берже писал, что «Ногмов содействовал поэту в собирании местных народных преданий и что поэт, в свою очередь, исправлял Ногмову переводы песен с адыгейского языка на русский язык».
О связи Пушкина с адыгскими писателями говорит и тот факт, что, став издателем журнала «Современник», поэт в первом же томе печатает повесть Султана Казы-Гирея «Долина Ажитугай». При этом Пушкин дает высокую оценку произведению: «Сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей; черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы ни одного слова не хотели бы переменить в предлагаемом отрывке».
Погружение в тему кавказской лирики Пушкина заставляет по-новому взглянуть на творчество поэта. Пушкину первому в русской литературе удалось создать великолепный образ кавказской природы. Призывая любить и уважать простых людей, горцев Кавказа, великий поэт так глубоко и проникновенно описал их жизнь, трудолюбие, нравы и обычаи, что его можно считать не только непревзойденным художником, но и настоящим ученым-этнографом.
Кавказ стал для Пушкина предметом восхищения и темой его творчества, которую он пронес через всю жизнь: «В свое святилище глухое ты принимал меня не раз. В тебя влюблен я был безумно. Меня приветствовал ты шумно».