Объектом моего исследования стало творчество астраханской поэтессы Нинель Александровны Мордовиной и писателя Александра Сергеевича Маркова. Творчество астраханских писателей и поэтов для меня, как жителя Астрахани, очень интересно. Я считаю, что знать историю своей малой родины должен каждый. В произведениях астраханского писателя А.Маркова и поэтессы Н.Мордовиной полностью раскрывается история Астраханского края. Но еще важнее то, что это не выдуманные происшествия, а реальные события. В своей исследовательской работе я хочу показать, насколько интересна история Астрахани, понять, какими были эти люди, настолько точно и правдоподобно смогли раскрыть картину прошлого.
Цели моих исследований:
- разгадать особенность произведений астраханских писателей и поэтов;
-понять, какими же были эти люди, сумевшие так точно описать историю Астрахани.
Задачи, которые я поставила перед собой:
-исследовать эти произведения для создания более четкого впечатления о творчестве астраханских писателей и поэтов;
-показать, насколько интересно и доступно излагается история Астрахани в этих произведениях.
Проблема, к которой я обратилась в своей работе, звучит так: в современном мире люди практически не интересуются не только историей,но и историей своего города. Поэтому я показала в своей работе, что это неправильно. Ведь творчество астраханских писателей и поэтов затрагивает тему любви, взаимоотношения между людьми, великие события. Эти темы, хоть они и описываются в прошлом, по моему мнению, никогда не перестанут волновать сердца людей, поэтому я считаю свою тему актуальной.
ГЛАВА 1
Книги Маркова – словно машины, осененные памятью
и историей
Александр Сергеевич Марков (родился в 1931 году). Историк, писатель, журналист, художник. И все это в одном человеке, зовут которого А.С.Марков. Имя это в Астрахани знает и стар и млад. Никто лучше его не знает историю нашего края, никто лучше его не рассказывает о ней так увлекательно и ярко. А.С. Марков – «самый молодой член Астраханской областной писательской организации»[13:111]. Родился он в старинном рыбацком селе Марфино Володарского района, где легенды перемежались с былями. В три года мальчик заболел тяжелой болезнью, которую очень долго не могли определить. В какой-то момент Александр перестал вставать на ноги, и с тех пор передвигается только ползком или на коляске. Благодаря усилиям и заботам мамы, Евгении Алексеевны, поддержке друзей, юноша все же смог учиться в Марфинской школе, которая находилась на бугре.
А. Марков стал рядовым службы истории. Учитель по профессии, он обрёл второе призвание, кропотливо изучая исторические документы, хранящиеся в архивах Астраханской области. Этим вторым призванием стала его деятельность журналиста и писателя. Как журналист и писатель, А.Марков сложился в минувшем столетии. Его первым и весьма удачным произведением явилась историческая повесть «Восставший город» (1962г.)
А. Марков обращается к истории вовсе не для того, чтобы уйти от современности, а для того, чтобы показать живую связь времен и поколений, убедить наших современников, что история – это не колонки цифр, за которыми скрываются давно отшумевшие события и потухшие страсти. История - это непрерывная борьба за правду и справедливость, это пот и кровь множества людей, оставивших нам завет - хранить память о них и не сходить с пути, к которому пробивались, но не всегда умели они сами. А.С. Марков старался доказать, что в истории нет вторичного и третичного, и рядом с «гигантами» мысли и культуры, которыми мы гордимся и знаем очень хорошо, работали верные сыны Отечества.
Их дела если и менее известны миру, от того не менее важны, и всякое общество движется вперед не одними лишь героями, а мощной силой под названием народ. А. Марков написал более двух десятков книг, одни из которых «Семья Ульяновых в Астрахани», «Братья Сапожниковы», « Сто лет назад…», «Мозаика»(1965), «Тайный советник»( 1968), « Под знаменем Христа», « Были Астраханского края», « Атаман Метелка», « Поход в Персиду» и другие. Важными этапами своего творчества А. Марков считает и книги исторических очерков «Реестр открывает тайны», «Найдено в Астрахани», « Петр I и Астрахань», «История Астрахани в событиях и фактах». В книге «Петр I и Астрахани», выпущенный издательством «Форзац» в 1994году, автор собрал все, что объединяет Петра Великого и его державный интерес к нашему древнему городу, южному форпосту России. До Маркова это тема бедно освещена в исторической литературе, поскольку почти не были исследованы связи Петра I с Востоком и его интерес к укреплению государства Российского на южных рубежах, в Астрахани. Великодержавный правитель представлен в книге Маркова не как проезжий путешественник, а как заинтересованный и властный хозяин.
« Поистине книги Маркова – словно машины времени – переносят нас в удивительно достоверный живой мир, осененный памятью и историей одновременно. Стремление писателя не удивить, а убедить, придает его книгам особую притягательность, скромность и простоту языка, меткость сравнений. Все это служит одной целью - учит нас хранить Память, чувствовать причастность к славным делам предков, гордится этим, соизмеряя их дела меркой сегодняшнего дня» [8:26]., - писал о Маркове в газете «Комсомолец Каспия» Ю.Самарский.
«Петр I и Астрахань» - как «исторический»роман о ярких
страницах астраханской истории
Петр I в Астрахани выявляется в архивах и разных источниках - старых изданиях и особенно в астраханских документах, что удивляешься, как бедно эта тема была освещена прежде в исторической литературе, которая почти не исследовала его связи с Востоком и его интерес в укреплении государства Российского на южных рубежах, в Астрахани. А.Марков словно заново открывает страницы и того знаменитого визита Петр I, и подготовки к Персидскому походу, и всего, что предшествовало этому решению. «Петр I и Астрахань» читается запоем, как увлекательный исторический роман при том, что автор скрупулезно точен в деталях и ссылках на многочисленные источники и архивные документы, которыми пользовался в своем исследовании одной из ярких страниц астраханской истории. Петру I показывают посох убиенного разинцами митрополита Иосифа, с которым Сампсон выходил к астраханцам, увещевая их во время знаменитого, много крови попортившего царю астраханского восстания, прозванного в народе «свадебным бунтом». Весть о подавлении астраханского восстания царь встретил словами: «Сие дело лутчей виктории равняться может». И здесь, в Астрахани, Петр I признается, что был неправ, ссорясь с Сампсоном из-за денег: «…жалею, что не застал в живых истинного пастыря». Низовая флотилия с Петром I и святой из Москвы в Астрахань отплыла 15 мая 1722 года. По дороге царь на 5 дней остановился в Новгороде, осматривая строящиеся суда для Персидского похода, посетил в Казани адмиралтейство и верфи, заводы, в Жигулях поднялся на Лысую гору, а ещё Артемий Валынский подготовил царю встречу с калмыцким ханом Аюкой, которому Петр подарил дорогую саблю. Из-за непогоды задержался в Царицыне, а по пути в Астрахань сделал остановку в Черном Яру, где после посещения часовни юного отрока Боголепа, и ныне почитаемого черноярцами, царь издал грозный указ: «…одного монаха гробницу сломать, сравнять с землею… и панихиду впредь по ней не петь». В главе « Крамольный отрок» Марков рассказывает о юном « князе Борисе, во иноцех Боголепа», настоявшем на протяжении, о чудесах на его могиле, об иконах с изображением Боголепа, дошедших до наших дней. В Астрахани к визиту Петра I в Кремле специально была построена резиденция, а на берегу Кутума в Замановском саду ещё один государев дворец. Как все это строилось, на какие средства, сколько и кем материалов приобреталось, - автор вовлекает читателя в процесс взволнованного ожидания царственного посещения. Марков не проходит мимо деталей, и каких деталей! « Во дворец доставили 200 аршин флеру. Видимо, летом тонкой кисеей-флером занавешивали окна». Заботливая попытка астраханцев защитить гостей от комаров! Рядом с Петром I в Астрахани были его сподвижники - тайный советник, дипломат и политик Петр Толстой, который ранее блестяще справился с тайным поручением царя - выманить из Австрии опального царевича Алексея, молдавский господарь князь Дмитрий Кантемир, совершенно незаменимый кабинет-секретарь Алексей Макаров и другие лица. В эти судьбы автор вглядывается спустя три века, с уважением оценивая их роль в окружении Петра. Об идеях Петра по строительству Волго-Донского канала и Варвациевского моста, как его назовут позже в Астрахани, соединившего Волгу с Кутумом. Крестник Петра I Абрам Ганнибал в течение десяти лет руководил сооружением нашего канала. Во время своего Персидского похода Петр I всегда старался подчеркнуть, что едет не для завоевания земель Прикаспия, а для того, чтобы точно также, как сейчас в междоусобной борьбе, это был не полыхающий район, и Петр I понимал, что имея такой город, как Астрахань, богатый и торговый, его надо обеспечить охраной. Торговля даст эффект, если она гарантирует купцам безопасность.
Если этой безопасности нет, то никто не приедет в Астрахань, ни один купеческий караван. Петр I хотел мира, как он вел политику, чтобы склонить на сторону кавказских владельцев мирным путем, и многие уже тогда с готовностью хотели войти в союз России, войти в ее состав, чтобы Петр I принял их под свое высокое покровительство. Ну, например, в Астрахань к Петру I приезжал кабардинский хан Арсланбек, и, что интересно, есть документы, что Петр дарит ему панцирь, кованный арабскими мастерами. Другой панцирь он дарит Аксарайскому владетелю, третий панцирь- имаму, который сидел в Терках. Поход Петра I по сути дела положил начало успокоению кавказских земель. Его политика просматривается и в создании Каспийского флота, что дало возможность Астрахани стать и военным портом, и крупным торговым центром на юге. В Астрахани в Петровское время и по его указам появляются заводы селитренные, шелковые, кожевенные, садовые, различные манифактуры. Без астраханских селитренных заводов вряд ли возможно были ошеломляющие военные победы Петра I ,потому что основной боевой техникой того времени был порох, а без селитры порох делать было невозможно. В Астрахани при Петре I было построено несколько пороховых мельниц, и астраханские селитренные заводы поставляли более половины селитры, получаемой во всем русском государстве. При Петре I находилось под управление Рыбной конторы, которая строго следила за регламентом вылова рыбы, какая мерная, какая полимерная, какая считалась белугой. При царствовании Петра I государство стремилось держать контроль над большинством важных предприятий. Например, большинство уральских заводов были государственные. И была конкуренция между государственной собственностью и заводами Никиты Демидова. А сейчас вообще никакой конкуренции - взаимные неплатежи. К приезду Петра I в городе были сделаны большие приготовления. В Кремле снесены все ветхие строения, рядом с губернаторским домом построены специальная резиденция для императора и его свиты. Вниз по Кутуму, в Замановском саду, для Петра I построен роскошный дворец. В самом саду срочно отремонтированы различные увеселения: качели , карусели, места для скачек. Рядом с дворцом построен небольшой мост через ерик. Астраханцы к Петру I относились по-разному. На базарах царя открыто называли антихристом и находили этому
«подтверждение» и в Священном писании, и в поведении самого императора. Великого Петра интересовало в Астрахани многое: торговля, шелководство, рыбные и соляные промыслы. Но, прежде всего, он обращал внимание на то, что было связано с Персидским походом. «Изобильный город- порт, город- крепость,- такой осталась Астрахань в памяти Петра Великого»[6:135].
Прежде чем начать писать произведения « Петр I и Астрахань», А.Марков обратился ко многим источникам не только в библиотеках и архивах Астраханской облати и далеко за ее пределами. Историческое прошлое Астрахани А.Маркову было далеко не безразлично.
ГЛАВА 2
Н.А.Мордовина. Особенность ее строк- гармоничное слияние
истории и народа
Мордовина (Таяновская) Нинель Александровна год рождения 1927, место рождения – Читинская область, станция Сковородино. Семья: отец – Таяновский А.И.; командир погранвойск; мать – Таяновская Н.С. -комсомольский работник. Жили на Дальнем Востоке, в Хабаровске, во Владивостоке, на Камчатке, в Белоруссии. Там и застала их Великая Отечественная война. Ее мать с детьми эвакуировалась в Куйбышев, отец воевал, погиб в 1945 году, похоронен в г. Кишиневе. В конце 1931 года поступила на работу на центральный телеграф г. Куйбышева, освоив профессию телеграфистки.
В 1941 году ее приняли в комсомол, а затем по призыву ЦК ВЛКСМ она ушла на оборонный завод, где стала токарем – универсалом, была избрана секретарем комсомольской организации завода. «В 1945 году по состоянию здоровья была вынуждена уйти на более легкую работу- в Узел Наркомата Флота, где работала связисткой. В конце 1945 года вышла замуж за военного летчика, Мордовина В.Ю., и уехала с ним к его месту службы»[12:15].
Жила в Ахтубинске, Волгограде, Астраханской области. У нее пятеро детей: сыновья – Александр, Владимир, Алексей, Юрий, дочь Людмила. У всех семьи и дети. Писать начала поздно . В 1965 году впервые принесла свои стихи в районную газету, а в 1966 году в Нижневолжском издательстве вышла ее первая книга «Синяя птица», а затем в 1969 году«Земное небо», там же, 1972году – «Испытание», а в 1973 году в Москве, в издательстве
« Советская Россия» книга стихов «Ахтуба»; в 1976 году в Нижневолжском издательстве книжка стихов для детей – «Ручные радуги», там же, в 1978году, сборник стихов « Иволга», в 1980 году в Москве, в издательстве
« Современник» сборник стихов « Степная пристань», в 1981 году в Нижневолжском издательстве сборник – «Пристань радости». Публиковалась в газетах «Труд», « Советская Россия», « Социалистическая индустрия», в
журналах « Волга», « Наш современник», «Альманах поэзии». Член КПСС с 1972 года, член СП СССР- с 1973 года. Общественной деятельностью
занималась всю сознательную жизнь, была председателем Областного отделения Фонда мира. С 1966 года руководила литературным объединением города Ахтубинска, города Волгограда, города Астрахани. Многие из этих литобъединений имеют свои книги, стали членами СП СССР. В 2001 году в шумной Москве на руках у своих сыновей, вдали от любимой Волги и Ахтубы, погасла самая яркая звезда астраханской поэзии – Нинель Александровна Мордовина. Общая мистическая атмосфера золотого века оказала влияние почти на всех поэтов, в том числе и на Мордовину Н.А. Каждый поэт рано или поздно вынужден решить для себя вопрос: что есть поэзия, в чем ее представление, и чем поэт принципиально отличается от обычного человека? Нинель Мордовина решила для себя этот вопрос. Ее творчество является одно из ценностей нашего края. Будучи не коренной
астраханкой, она настолько глубоко полюбила наш город, что открыла многим из нас глаза на его красоты и достоинства. Например: « Как в Астрахани ночи хороши». Корни рода Нинель Александровны глубоки и многозначительны. В ней, как и в нашей Астрахани, бурлила многонациональная кровь. Основополагающим началом в ее творчестве была любовь. Через любовь она создавала великолепные вещи. Любовь ко всему, начиная от лепестка и заканчивая любовью к Богу. Именно через это открытие ее творчество получило глубину, предвещание. Во всеобщей связи поэт становится пророком.
Поэт- это, прежде всего, учитель. Она открыта для других, ее переполняет любовь и выплескивается во всем. Культура речи Нинель Александровны была несравненно более сложной и многослойной, чем культура предшествующего ей поколения. Тонко чувствуя прекрасное, серьезно интересуясь проблемой родного края, она могла порой ещё в своих домыслах увидеть будущие перемены.
«Особенность ее строк – это гармоничное слияние городских построек с грустным, но порой, веселым астраханским пейзажем»[11:18]. В стихотворениях Нинель Мордовиной объединяются два начала: величие и скромность, на которое опираются наши современники. Не будет преувеличением сказать, что творчество астраханской поэтессы - одно из лучших и узнаваемых в нашей стране. Своеобразие стихотворений Мордовиной представляет собой живые, искрящиеся предложения и яркие фразы, восклицательные предложения.
Мнение о том, что Мордовина как поэт сложилась в зрелые годы, ошибочно. В отличие от других земных предназначений поэтом рождаются, а не становятся. Нинель Мордовина родилась поэтом.
Часто перечитывая стихотворения Нинель Александровны, каждый раз я находила что-то новое, чего еще вроде никогда не встречала. Видимо, это естественный процесс общения читателя с настоящим художником слова.
Нинель Александровна Мордовина была просто хорошим человеком, дом которого был всегда открыт, а добрый совет припасен как будто заранее. Она от природы была прозорливой и мудрой. Она все пропускала через свое чуткое сердце. Нам остались чудесные стихи - искренние, чистые, в которых всегда будет жить любящая и нежная женщина, добрая мать, патриот своей Родины в любые времена. Утрата интереса поэзии и вообще к творчеству Мордовиной также невозможно, как если бы когда-нибудь могли утратить красоту окружающей нас природы. Ведь нам просто необходимы для жизни деревья, травы и реки. Также нам необходима Нинель Мордовина. Этим она вечна.
Стихотворение«Незабываемое или, Как сгорела «Аркадия» -
стихотворение о реликвии, почитаемой астраханцами
Стихи Нинель Мордовиной подкупают своей искренностью и не могут оставить читателей равнодушными, они заставляют сопереживать, думать, делать выводы. Одним их стихотворений, которое глубоко тронуло меня, является стихотворение « Незабываемое или Как сгорела « Аркадия».
С огромной болью и острой обидой описывает она, как сгорел деревянный театр в парке « Аркадия» - одна из любимых и почитаемых астраханцами реликвия. В начале 80-х годов прошлого века на части Рождественского бугра бывшим морским офицером коммерсантом К.А. Поляковичем был заложен большой парк. На этом же бугре находилась церковь Рождества Христова. Сначала Полякович построил открытую сцену, затем деревянный театр, курзал, клуб Общественного собрания, несколько буфетов. И весь этот процветающий комплекс (часть зданий сооружались по проекту архитектора А. Малаховского) сгорел в одночасье 4 июня 1898 года. Константин Александрович назвал этот парк « Аркадия» в честь сказочных садов древности. В начале XX века вокруг театра был создан роскошный парк с тенистыми аллеями. Это был целый увеселительный комплекс: театр два вокзала, открытая эстрада, музыкальная раковина, летний клуб общественного собрания, бассейн с небольшими фонтанчиками, деревянные резные ворота с остроконечной кровлей и затейливым шпилем.
Театр играл огромную роль в культурной жизни города вплоть до начала 70-х годов прошлого века. Но затем театр закрыли. Здание требовало большого ремонта. Театр практически не охранялся, его даже огородили забором. Вечером 13 ноября 1976 года театр загорелся. В считанные минуты пламя охватило огромное деревянное здание. Так мы потеряли лучший деревянный театр в Поволжье.
НЕЗАБЫВАЕМОЕ
или. Как сгорела « Аркадия»
Торжествовало пламя до небес!
Хватились поздно - не унять разбоя:
Жар нестерпимый из окошек лес,
Похрустывал старинною резьбою,
Змеился по витой красе колонн,
Над крышей вспыхивал протуберанцем…
Еще вчера ходили на поклон
К реликвии прекрасной астраханцы.
Сегодня пляшет пламя на стене,
Кровавя слезы на щеках актера.
Художники стояли в стороне-
Бессилие порой страшней позора:
Торжествовало пламя над трудом
Искуснейших мастеров России:
Горел – театр! Деревянный дом
Потомкам оказался не по силе,-
Не сберегли от зависти тупой
Бесплодных душ - и отыскалась спичка…
Зря сторож, одолевший перепой,
Крестился на огонь: мол- тут отмычка…
Все – настежь: ни забора, ни плетня…
Он был приговорен, театр старый,
К суровой беспощадности огня,
И что теперь все требованья кары?-
Кого карать? Причем тут сторожа?!
Мартышкин труд - отыскивать причины.
Честней, на сердце руку положа,
Признать себя виновником кручины:
Все знали, как был беззащитен дом,
Как нужен всем он – тоже понимали…
… Пожарники приехали потом, -
Когда вокруг деревья дотлевали.
Описывая пожар, Мордовина использует олицетворение «пламя живое», оно пляшет, торжествуя победу, змеится по колоннам, и в этом глаголе мне слышится что-то злобное, грозящее гибелью. Жар лезет из окошек, протягивая свои длинные, обжигающие лапы к старинной резьбе, и с хрустом уничтожая ее. Так и слышишь треск падающих досок, шум ветра, вызванное огнем шипение пламени. Пожар никогда не бывает тихим.
Описание пожара прерывается горестными размышлениями поэтессы о том, чем был театр для астраханцев. И горе тех, для кого театр был родным домом, неизмеримо. Кровавыми слезами плачут художники, актеры.
« Будешь ты у меня кровавыми слезами плакать», - так говорят, угрожая чем-то страшным, обещая жестокую расправу. И вот это наступило. Не только театр горит. Гибнет часть души сердца, в которое вошел этот театр, которым прикрепились люди к этому дому.
Слово «до» как синоним театра тоже неслучайно употреблено в стихотворении. В этом слове заложены тепло, уют, родство и близость. И он, действительно, объединял, согревал теплом и добротой, исцеляя души от скверны, облагораживая их красотой. И оттого, наверно, переживия поэтессы сильны, как при потере родного существа. Отсюда обилие в стихотворении восклицательных и вопросительных предложений, неполных и простых. Кажется, голос очевидца этого пожара прерывается от волнения, мысли бегут вперед, опережая язык в его попытках успеть за ними.
Очень часто люди, столкнувшись с трагедией, начинают искать стрелочников. И сейчас многие обвинили бы сторожа - пьяницу. « Вот он, не проспавшийся на рабочем вместе с перепоя, как на кошмарное видение,
крестится на огонь. Так и слышишь его « Свят, свят, свят!» под клацанья зубов. Но автор лучше других понимает, что искать виноватых- « мартышкин труд», да и ни к чему это. « Честней, на сердце руку положа, признать себя виновником кручины», потому что знали, как беззащитен дом, должны были
предвидеть, что бесплодные души, неспособные к созданию чего-то прекрасного, тупой завистью когда- нибудь решатся на поджог, подобно Геростату. Знали, но ничего не предприняли, чтобы сберечь. В этой части стихотворения совсем нет эпитетов. Да, горе уничтожает краски, делая мир черно-белым. Позорнее бессилие, растерянность перед лицом трагедии преданы уменьшением количества глаголов. Зато здесь появляются фразеологизмы - мартышкин труд, на сердце руку положа, которые усиливают эмоциональность. Употребление архаизмов « кручина», « кара» как бы ставят современников в один ряд с теми, кто видел иные пожарища, когда горели разоряемые врагами русские земли, пылали храмы и крепостные стены. Просторечия « хватились», « разбой» дополняют эту
картину. Жизнь состоит из обретений и потерь, так было всегда, как это ни горько.
Заканчивается стихотворение горьким резюме « Пожарники приехали потом, когда вокруг деревья дотлевали». Долгая пауза, обозначенная многоточием в начале предпоследней строки и в конце предыдущей, создает впечатление, что героиню, погруженную в горькие размышления, в упреки в свой адрес, заставляет очнуться резкий звук сирены пожарной машины. Возвращение в реальность и невеселая усмешка» « Вы, как всегда вовремя».
Стихотворение написано 5- стопным ямбом. А.П. Сумароков писал об этом размере « Ямб есть гордая, живая , великолепная стопа…ямб разговору посвящен». Этот размер более всего подходит к форме монолога, в которой выдержано стихотворение. Обилие пиррихиев делает строки неровными, что позволяет сделать реалистичным описание пожара, предает суматоху, панику, а с другой стороны - передать волнение очевидца случившейся
трагедии. Сейчас на месте старого «Аркадия» стоит безликое, серое здание Астраханского музыкального театра…Парк восстановлен, но той «Аркадии», что по-гречески означает «страна счастья», уже нет.
Исторические страницы жизни Марии Мнишек
Мария Мнишек родилась 5 сентября 1588г., умерла в 1614г. Мнишек
(Марина или по-польски, Марианна Юрьевна)- дочь Сандомирского воеводы, жена Лжедимитрия 1. Ее знакомство с Лжедимитрием произошло около 1604г., и тогда же последний, после своей известной исповедью был помолвлен с ней. Быть женой известного и некрасивого бывшего холопа Марина согласилась вследствие желания стать царицей и уговоров католического духовенства, избравшего ее своим орудием для проведения католичества в « Московию». При помолвке ей были обещаны самозванцы,
кроме денег и бриллиантов, Новгород и Псков, и предоставлено право исповедовать католичество и выйти за другого, в случае неудачи Лжедимитрия. В ноябре 1665г. состоялось обручение Марины с дьяком Власьевым, изображавшим лицо жениха- царя, а 3 мая 1606г, она с большой пышностью, сопровождаемая отцом и многочисленной свитой, въехала в Москву. Через 5 дней состоялось венчание и коронование Марины. Ровно неделю царствовала в Москве новая царица. После смерти мужа начинается для нее бурная и полная лишений жизнь, во время которой она показывает твердость характера и находчивость. Не убитая во время резни 17 мая только потому, что не была узнана, а затем защищена боярами, она была отправлена к отцу, и здесь, говорят, вступила в отношение с Михаилом Молчановым. В августе 1606г. Шуйский поселил всех Мнишеков в Ярославле, где они прожили до июля 1608г. В состоявшимся тогда перемирии России с Польшей, было, между прочим, постановлено отправить Марину на родину, с тем, чтобы она не называлась московской царицей. На пути она была перехвачена Зборовским и доставлена в Тушинский стан. Не смотря на отвращение в Тушинскому вору, Марина тайно обвенчалась с ним ( 5 сентября 1608г.) в отряде Сапеги и прожила в Тушине более года. Плохо
жилось ей с новым мужем, как видно из ее писем к Сигизмунду и папе, но стало еще хуже с его бегством ( 27 декабря 1609г) из Тушина. Боясь быть
убитой, она в гусарском платье, с одной служанкой и несколькими сотнями донских казаков, бежала (февраль 1610г.) в Дмитров к Сапеге, а оттуда, когда город был взят русскими, в Калугу, к Тушинскому вору. Через несколько месяцев, после победы Жолкевского над русскими войсками, она является с мужем под Москвой, в Коломне, а по извержении Шуйского ведет переговоры с Сигизмундом о помощи для взятия Москвы. Между тем москвичи присягнули Владиславу Сигизмундовичу, и Марине было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором или Гродно. Последовал гордый отказ, и с ним прибавилось новая опасность - быть
захваченной поляками. Поселившись в Калуге с мужем и новым защитником, Заруцким , она прожила здесь до начала 1611г. Заруцкий и Марина с сыном были вынуждены бежать на юг. Им удалось добраться до Астрахани. Здесь с помощью Заруцкого сын Мнишек был объявлен наследником престола. Захватив в городе власть, Заруцкий призывал народ к мятежу против московских властей. В марте 1614г. К Астрахани подошло посланное царем Михаилом Романовым войско. В Астрахани вспыхнуло восстание против Заруцкого, который заперся с Мариной в Кремле. Ночью им удалось выйти в Каспийское море, оттуда на реку Яик. Яицкие казаки выдали место укрытия Заруцкого. Все были схвачены и отправлены в Москву. Там Иван Заруцкий подвергся страшным пыткам, а несчастный маленький царевич публично повешен. Марина была отправлена в Коломну, по преданию, заточена в одну из темниц городского кремля:
Там погибла медленно в темнице
Марина, русская царица.
«Башня, где встретила смерть, гордая полячка, расположена на углу кремлевской стены. Это башня и поныне носит ее имя» [9:59]
Стихотворение Н.А.Мордовиной: «Марина Мнишек в
Астрахани» - трагическое стихотворение о эпохе смутного
времени
Перед рассветом снятся ей
Прохладный Сан
И тени буков у стены старинной,
Родных лесов таинственный туман…
Отцовский взгляд с тяжелостью орлиной,
Он все еще преследует ее:
Во сне и наяву - повиновенье!
… Уже кричит над башней воронье,
Почуев утра нового рожденье,
И женщина, не размыкая глаз,
В подушку глухо шепчет: « Матка Боска!
Сейчас опять чужая речь…
Сейчас чужая жизнь…».
А в середине отголоска:
- Где прошлое!- Роскошные пиры,
Беспечность юности, летящей, гордый танец,
Мольба поклонников-
Пьянящий риск игры…
И тот – все загубивший самозванец.
Как беспощаден был отца приказ!
Как ненавистно ласка московита…
Не только трона – головы не спас.
Ах, ей бы тоже лучше быть убитой!-
Двум лжецаря толкнул ее в кровать
Отцовский гонор, жаждавший короны,-
Кривой, кровавый путь борьбы за троны,
Где гибели и ей не миновать.
Что, снова этот колокольный звон?-
Пойти, сказать, чтобы звонить не смели!-
Пугается ребенок в колыбели:
Так хрупок сын…
Так беззащитен он…
Он, матка Боска!- Как судьба страшна:
В чужом краю, чужая всем… Нелепо…
Как душно ей среди степного лета,
Где в жилах кровь от зноя сгущена.
Зачем ей это крепость на реке?-
Разор души не прикрывают стены.
В глаза у воеводы тень измены
И тень камней у челяди в руке…
Любовь ушла…
Надежды тоже нет,
И хода нет обратно: в Сандомире
Отец раздавлен тяжким грузом лет
А с братьями ей не ужиться в мире:
Им и своя-то доля «не щедра»-
Друг другу норовят в кадык вцепиться.
Что им родная кровь?
Она - сестра ?!
Была б сестрой, когда б звалась царицей…
Но не сбылась отцовская мечта,
Замкнулась жизнь в каком - страшном круге.
И душен день ей,
И душа пуста…
… Остался год- до проруби в Калуге.
« Молитва Марины Мнишек». Боль и отчаяние женской
души
Матерь Божия! Матерь Божия!!!
Да услышишь ты сердце горький стон-
Заплуталась я в бездорожии-
Тьма кромешная с четырех сторон.
Надвигается сила страшная-
Злоба лютая, беспощадная…
У кого спасения испрашивать?
Как шагнуть во тьму непроглядную?
Ты прости меня, Матерь Божия,-
Не жалею дней, что сосчитаны.
Ты поймешь - ты Мать: всех дороже мне
Дитя малое, беззащитное.
Без меня ему не прожить и дня
Остывать нам с ним от подрогожами…
За мои грехи весь ответ с меня,
А его возьми в царство Божие.
Сын мой, птенчик, душа невинная,
Как недолго мы вместе пожили…
Тьма находит- с кольём, с дубинами…
Огради его, Матерь Божия!
Защити его, Матерь Божия!
Забери с собой, Матерь Божия!
Стихотворение « Марина Мнишек в Астрахани» и « Молитва Марины Мнишек» охватывает эпоху смутного времени. Экспозиция стихотворения настраивает читателя на раздумье, что-то трагическое, необъяснимое. Перед нашими глазами проходит судьба изгнанницы. Завязка только в нескольких строчках.
- Где прошлое?- Роскошные пиры,
Беспечность юности, летящий, гордый танец,
Мольбы поклонников-
Пьянящий риск игры…
Почему же многоточие в конце строфы? Нинель Александровна готовить нас к развязке. В следующих строках и боль, и отчаяние, и гибель.
Как беспощаден был отца приказ!
Как ненавистно ласка московита…
Не только трона- головы не спас.
Ах, ей бы тоже быть убитой!
Каждая строка стихотворения – хрупкая судьба героини, ее падение, несбыточность мечты, горечь от безысходности.
А с братьями ей не ужиться в мире:
Им и своя-то доля « не щедра»-
Друг другу норовят в кадык вцепиться.
Что им родная кровь?
Она - сестра?!
Была б сестрой, когда б звалась царицей…
Но не сбылась отцовская мечта,
Замкнулась жизнь в каком-то страшном круге.
В стихотворение поэтесса дважды употребляет обращение: « Матка Боска!». Произносится оно разными интонациями: «… в подушку глухо шепчет…» и с отчаянным криком: « О, Матка Боска! – Как судьба страшна…».
В стихотворении используются метафоры: « с тяжелостью орлиной», «пьянящий риск игры», « кричит воронье», « замкнулась жизнь». Не каждому дано так прочувствовать и побывать в « шкуре» своих героев. Нинель Александровне это удалось.
Стихотворение « Молитва Марины Мнишек» охватывает читателя пронзительной болью. Крик души героини выражен в обращении к Матери Божьей. Происходит диалог между героиней и Матерью Божьей. Марина Мнишек перед смертью, перед тем « как шагнуть во тьму непроглядную» просит:
Ты прости меня, Матерь Божия,-
Не жалею дней, что сосчитаны.
Она умоляет пощадить ее сына и забрать его « в царство Божие». Эпитеты « душа невинная», « дитя беззащитное», « дитя малое» в этом стихотворении носят трагический характер, несмотря на их красоту. Страшная картина гибели встает перед нашими глазами.
Тьма кромешная с четырех сторон.
Надвигается сила страшная-
Злоба лютая, беспощадная…
Невозможно без сострадания прочитать последние строки стихотворения.
Огради его, Матерь Божия!
Защити его, Матерь Божия!
Забери с собой, Матерь Божия!
Так могла написать только Нинель Александровна. Она выболела в себе судьбу героини.
Обращаясь к исторической теме, поэтесса призывает к памяти, просит помнить о потерянном.
ГЛАВА III
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате моей работы я пришла к выводу, что наш город и его история далеко не безразлична Александру Сергеевичу Маркову и Нинель Александровне Мордовиной. В В произведении «Петр I и Астрахани» Марков словно заново открывает забытые исторические факты нашей истории. В поэзии Мордовиной присутствует ее своеобразная система образов. Город в ее стихотворениях одушевлен: он живет, дышит, переживает, смеется и радуется.
Авторы взялись за эту трудоемкую работу, чтобы помочь читателю разобраться в трудных переплетениях нашего исторического прошлого, выработать многомерное видение истории нашего края в контексте российской истории, возбудить чувства патриотизма, любовь и гордость за свою малую Родину. Слишком глубоки и прочны связи истории с жизнью, слишком важна для сегодняшнего дня хранимая в ее памяти информация.
Я хочу надеяться на то, что в ближайшем будущем наше человечество все- таки будет помнить о своих исторических истоках и не забывать их.
Заканчивая мои исследования, я хочу сказать, что так писать о нашей родине, нашей Астрахани могли только тот поэт и писатель, которые искренне, без черноты в душе любит ее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Марков А. С. История Астрахани в событиях и фактах – 1996г, Астрахань.
2. Марков А.С. Львов С. Астрахань на старинных открытках. – 1999г, Астрахань.
3. Марков А.С. Сквозь времен и годы. Исторические очерки -2003г, Астрахань.
4. Марков А.С. Забытая страницы Советская Россия – 1984г, Москва
5.Макаренко Ю.А История Астраханского края – 1985г, стр.135
6. Мордовина Нинель. Избранное. Стихотворения и поэмы. Астрахань Волга- 2003г.
7. Немировская Д. На грани веков – 2000г, стр.26
8.Носова Н.А Памятные страницы истории и культуры – 1999г , стр.59
9. Статья «Быть добру» .Куликова Н. Волга - 1986г. - 12 ноября - №159, стр.18
10. Статья « На поэтической орбите». Волга- 1987г,12 июля , №159, стр.15
11.Чиров Д. Писатели Нижней Волги – 1973г, стр.111
12.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона