ЖИЗНЬ В ТАНЦЕ, ИЛИ ПОЛЕЗЕН ЛИ ТАНЕЦ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ…

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЖИЗНЬ В ТАНЦЕ, ИЛИ ПОЛЕЗЕН ЛИ ТАНЕЦ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ…

Южанина У.И. 1
1
Иванова Н.Б. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Введение

Лучше неуклюже танцевать, чем ходить хромая

Ницше (немецкий философ)

Танцы и здоровье очень тесно связаны друг с другом - это, действительно, тот факт, который трудно подвергнуть сомнению. С другой стороны, для человека, который решил серьезно заниматься танцами, это утверждение звучит слишком абстрактно. Действительно, а как именно влияют на наше здоровье занятия танцами, и в чем заключается их положительный эффект?

Вот и я, занимаясь стилизованным народным танцем в хореографическом коллективе «Забава» в Детском Доме Культуры уже не первый год, задала себе этот вопрос: «Почему я занимаюсь танцами? Чем они полезны для здоровья?»

На занятия танцами меня впервые привела мама, т.к. вовремя медосмотра будущих первоклассников выяснилось, что у меня лёгкая степень сколиоза.

Гипотеза нашего исследования: занятия танцами помогают исправить у детей нарушения осанки.

Цель исследования: выяснить, почему люди танцуют и насколько танец полезен для здоровья.

Задачи:

  1. на основе изучения и анализа имеющейся литературы по проблеме изучить историю народного танца, определить основные понятия и термины по теме, обозначить виды народного танца;

1

  1. Выяснить, что развивают танцы и чем они полезны для здоровья

  2. Провести анкетирование среди ребят, которые занимаются танцами, по теме исследования;

  3. Подготовить мультимедийную презентацию по теме исследования;

  4. Подготовить и показать упражнения, для исправления сколиоза на научно-практической конференции.

Глава 1.Понятие, эволюция и виды народного танца.

Танец – искусство пластических и ритмических движений тела, исполняемых в собственном темпе и ритме в такт музыке. (Толковый словарь русского языка Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.)

Танец — древнейшее из искусств: оно отражает восходящую к самым ранним временам потребность человека передавать другим людям свои радость или скорбь посредством своего тела. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении.

Невозможно точно определить период, когда танец стал частью культуры человеческого общества, однако несомненно, что еще до появления древнейших цивилизаций он являлся важным элементом церемоний, ритуалов, празднований и увеселительных мероприятий. Существуют доисторические свидетельства наличия танца у древних народов, например, изображения танцующих в скальных жилищах Бхимбетка (Индия) и древнеегипетских захоронениях, датируемых 3 300 г. до н.э.

2

Танцев неисчислимое множество, условно которые можно разделить на бальные, народные, постановочные и реконструированные (средневековые, античные и т.п.). Но именно народный танец является родоначальником всех

направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его

основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец.

Следует заметить, что до сих пор нет четкого определения народного танца. Это понятие имеет множество определений, что создает определенные трудности при работе с этим понятием. Мы, в свою очередь, согласны с мнением тех исследователей танца, которые определяют народный танец как танец определенной национальности, народности или региона. Народные танцы являются формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций, характеризуются собственным хореографическим языком и пластической выразительностью. Как отмечается в литературе, народный танец не имеет никаких фиксированных правил или установлений. Эта традиция передается из поколения в поколение практическим путем. Сила, которая за этим стоит, есть влечение сердца. Чтобы понять природу народного танца, нужно заглянуть в историю...Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.

3 Основная форма исполнения - круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны. Хороводные танцы имеют конкретное значение, определенные цели: изгнать злых духов, исцелить больного, отогнать беду от племени. Самое распространенное движение здесь - топанье, возможно, потому, что оно заставляет землю трепетать и покоряться человеку. Танцы такого рода до сих

пор можно увидеть на островах южной части Тихого Океана, в Африке и в

Центральной и Южной Америке. Русские народные танцы – веселье, пляски, гуляния, юмор, красивые национальные костюмы. Яркий танец от всей души под веселую и заводную музыку - это характеристика русского человека. Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. Хранители традиций рассказывают о рождении самого знаменитого в мире движения «вприсядку» в русском народном танце. В 1113 году в Киеве жил Каменщик по имени Петро Присядка, который много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на главную улицу Киева и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, проезжая вечером по городу сразу заметил странную пляску и уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве.Принято считать, что всевозможные трюки и прыжки традиционного русского танца ("Коза", "Разножка", "Чёрт", "Пистолет", "Кольцо", "Бочёнок", "Щучка", "Бедуинский") были придуманы народом для того,

4

чтобы согреться, так как в основном все русские праздники проходят зимой или осенью, когда народ справился со всеми земельными работами. И изобретательный народ придумал такой выход из ситуации.

Виды народных танцев Народный танец столь же разнообразен, как разнообразна жизнь и культура разных народов. Несмотря на различия исторического характера, народные танцы разных стран имеют много общего в ритмическом строении и рисунке движений. У многих народов танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики часто держат в руках (кастаньеты, тамбурин, барабан, дойра, гармошка, балалайка) или танец исполняются под живую музыку оркестра народных инструментов. Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок, шляпа, блюдо, чаша). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, плавности хода русской и грузинской танцовщицы помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском и венгерском мужском танце — отбивка по полу кожанами сапогами. Среди самых известных видов народных танцев можно назвать следующие.Аттан – традиционный национальный танец Афганистана. Варс — чешский танец.Гопак — национальный украинский танец.Жок — массовый молдавский народный танец.Зика — чеченский народный танец. Исполняется только мужчинами.Краковяк — быстрый танец польского происхождения. Коло- сербский народный танец

Лезги́нка - распространён среди всех кавказских народов. По́лька — быстрый, живой чешский танец. Трепа́к — старинный русский народный танец. Основные движения — дробные шаги и притоптывания.

5

Ча́рдаш — традиционный венгерский народный танец.

Глава II. Польза танца для здоровья.

Для начала ответьте сами себе на вопросы: Видели ли вы когда-нибудь танцовщицу с кривыми ногами? Или сутулого танцора? Думаю, что нет. А почему?

Для этого нужно вспомнить, как устроен наш опорно-двигательный аппарат. Он состоит из костей (скелета) и прикрепленных к костям мышц. Сами по себе кости оказывают влияние только на размерные пропорции (длинные руки, короткие ноги и т.д.), но на выработку осанки, походку и, самое главное, на положение костей влияют мышцы. Они как нитки натянуты между костями, и от того, в каком эти «нитки» находятся состоянии, зависит то, как ты смотришься со стороны, как ходишь и как двигаешься. Походка тяжелая, движения скованные и неуклюжие. Если же мышцы в тонусе – тогда совсем другое дело — пружинистая легкая походка и ловкие движения.

Нормальная (правильная) осанка выглядит так, как изображено на рисунке 1.

Рис.1

6

К сожалению, в настоящее время всё больше и больше детей с различными отклонениями в осанке.

Рис.2

Из беседы с нашим участковым педиатром в школе мы выяснили, что самое часто встречающееся отклонение в осанке среди детей, это сколиоз, который имеет следующие признаки: (см. рисунок 3 )

Рис.3

Это отклонение в осанке имеет несколько степеней. Исправить лёгкую и среднюю степень отклонений можно занимаясь танцами. Вследствие занятий

7

танцами не только исправится осанка, но и выработается красивая походка. Кроме того, как показало наше анкетирование, проведённое среди ребят, занимающихся танцами в хореографическом коллективе «Забава» Детского Дома Культуры, а также среди ребят нашей школы, которые занимаются танцами в других танцевальных коллективах нашего города, занятия танцами – это прекрасный способ совместить приятное с полезным. Среди 76 опрошенных ребят, на 1 вопрос: «Нравится ли тебе танцевать?» 71 ответили, что им очень нравится, и только 5 человек отметили, что им иногда надоедает,

а на вопрос: «Почему ты занимаешься танцами?» 67 ребят дали ответ «Просто нравится», и только 7 из них отметили «Для здоровья», что доказывает следующее: занимаясь танцами, ребята получают удовольствие, мало кто, посещая занятия, думает о пользе танца для здоровья,

хотя на 3 вопрос нашей анкеты «Знаешь ли ты, как танец влияет на здоровье?» большинство, а именно 57 человек ответили: «Да».

8

49 ребят из 76, так же, как и я до моего исследования, считают, что танец положительно влияет только на опорно-двигательную систему нашего организма, 11 из них ответили правильно: «На все системы», 9 человек не знают, а 7 считают, что на кровеносную систему.

55 ребят в будущем хотят стать известными танцорами.

На наших занятиях для выработки красивой и правильной осанки мы на каждой разминке выполняем ряд упражнений, полезных для исправления сколиоза:

9

Упражнение 1

Упражнение 2

10

Упражнение 3

11

Как видно они не сложные, и если у вас сколиоз лёгкой или средней степени, вы сможете это исправить, выполняя каждый день дома эти несложные упражнения. Мне удалось преодолеть это заболевание уже на втором году занятий танцами.

Таким образом, гипотеза нашего исследования, что занятия танцами помогают исправить у детей нарушения осанки, подтвердилась.

В ходе нашего исследования мы пришли к следующему выводу: танец, несомненно несёт в себе положительные стороны для здоровья человека:

  •  
    • красивая и правильная осанка;
    • улучшение общего физического состояния человека;
    • укрепление мышц;

    • придание телу гибкости, ловкости и внутренней силы;

    • выработка чёткой координации движений;

    • улучшение эмоционального состояния в целом;

    • танцы – хорошее средство от стресса.

12

Заключение

Каждый хочет быть здоровым и красивым, но не каждый готов прикладывать усилия для достижения этих целей. Главное, наверное, подобрать занятия по душе. Соединить прекрасное с полезным можно занимаясь танцами.

В своей работе мы постарались показать пользу танца для опорно-двигательной системы нашего организма. В дальнейшем мы планируем продолжить своё исследование, рассмотрев пользу танца для дыхательной и кровеносной системы организма человека.

13 Список литературы 1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. – СПб.: «ЛЮКСИ», «РЕСПЕКС». – 256с. 2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка./ Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. - М.: АЗЪ, 1993. – 960с. 3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256с.

4. Роот З. Я. Танцы в начальной школе. // М., 2006. – 70 с.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.prince-dance.ru/article.htm

  2. syl.ru/article/169907/new_vidyi-...

14
Просмотров работы: 2010