РАЗРАБОТКА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ SCRATCH ПО ТЕМЕ «СОСТАВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ТИПОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В THE PAST SIMPLE TENSE И THE FUTURE SIMPLE TENSE В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РАЗРАБОТКА ДЕМОНСТРАЦИОННОГО МАТЕРИАЛА СРЕДСТВАМИ ЯЗЫКА ПРОГРАММИРОВАНИЯ SCRATCH ПО ТЕМЕ «СОСТАВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ТИПОВ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В THE PAST SIMPLE TENSE И THE FUTURE SIMPLE TENSE В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

Томс Т.Е. 1
1
Руднева О.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Содержание работы

Введение 2

Глава 1. Среда программирования Скретч 4

Глава 2. Разработка демонстрационного материала средствами языка программирования Scratch по теме «Составление разных типов предложений в The Past Simple Tense и The Future Simple Tense в английском языке» 5

Заключение 12

Список использованной литературы 12

Приложения

Введение

Грамматика в английской языке выполняет функцию строительного материала речи (устной и письменной). Обучение грамматике того или иного языка имеет целью научить обучающегося правильно говорить и понимать читаемый текст. Это значит, что задачей является не овладение грамматической системой иностранного языка, всеми его формами и конструкциями, а развитие умений и навыков грамматически правильной речи (в рамках школьной программы). Кроме большого практического значения, обучение грамматики имеет также и образовательное значение. Обучающийся улавливает разницу между средствами выражения в родном и в изучаемом языках, что расширяет его лингвистический кругозор. Кроме того, давно замечено, что грамматика развивает логическое мышление, а главное - вырабатывает навыки правильной речи на основе самонаблюдения и самоконтроля. В школе учащимся даётся грамматический материал в минимальном объёме (грамматический минимум), необходимом для развития умений и навыков речевой деятельности, что и отражено в программе. Особое внимание обращается на умение выбора и употребления материала в устной и письменной речи. Отобранный грамматический материал должен быть достаточным, чтобы обеспечить практическую цель изучения иностранного языка.

Задачей любого учителя является выработка таких способов организации учебного процесса, которые будут улучшать раскрытие учебного материала. То есть при изучении учитель особенно остро сталкивается с необходимостью поиска, разработки и использования соответствующих методических приемов и демонстрационных материалов.

Актуальность исследования определяется необходимостью использования различных средств наглядного обучения, чтобы интересно, доступно донести до учащихся учебный материал. Однако применительно к предмету английского языка наблюдается практически полное отсутствие фабрично изготовленного наглядного грамматического учебного оборудования. Поэтому учителям приходится самостоятельно изготавливать наглядный материал.

Цель данной работы теоретическое обоснование и разработка демонстрационного материала средствами языка программирования Scratch по теме «Составление разных типов предложений в The Past Simple Tense и The Future Simple Tense в английском языке». Для достижения поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:

– изучить справочную литературу по данной теме;

– изучить среду программирования Скретч;

– разработать демонстрационный материал, способствующий эффективному усвоению учащимися темы «Составление разных типов предложений в The Past Simple Tense и The Future Simple Tense в английском языке»;

– проанализировать результат применения демонстрационного материала средствами языка программирования Scratch по теме «Составление разных типов предложений в The Past Simple Tense и The Future Simple Tense в английском языке»» в учебном процессе.

Объект: cреда программирования Скретч.

Предмет: процесс обучения логическому мышлению с помощью среды программирования Скретч.

Гипотеза: демонстрационный материал по теме «Составление разных типов предложений в The Past Simple Tense и The Future Simple Tense в английском языке», позволит повысить:

  • мотивацию учебной деятельности по данной теме за счет использования нестандартной формы подачи учебного материала;

  • интерес обучающихся к средам программирования.

Методы исследования: изучение литературы и среды программирования Скретч. Анкетирование учащихся.

Глава 1. Среда программирования Скретч

Скретч (возможно от англ. fromscratch — «с чистого листа») — визуальная среда программирования для обучения школьников [1]. Она основана на построении программ из разноцветных кирпичиков-команд (Рис. 1).

Рис. 1

Скретч разрабатывался под руководством профессора Митчелла Резника в 2007 году, как учебная среда для обучения школьников программированию [5].

Основными компонентами Скретч - программы являются объекты- спрайты. Спрайт состоит из графического представления — набора кадров-костюмов(costume) и сценария – скрипта [3]. Спрайту можно задать команды, задающие его движение, общение с другими спрайтами. Для редактирования костюмов спрайтов в скретч встроен графический редактор. Действие скретч - программы происходит на сцене(stage) в середине сцены [2].

Рис. 2

Для программирования сценариев в Скретче блоки из окна блоков перетаскиваются в область скриптов (Рис. 3).

 

2

1

 

Рис. 3

1 – Область скриптов

2 – Окно блоков

Чтобы создать скрипт нужно просто совместить графические блоки вместе. Перетаскивая блоки, можно построить любую программу–игровую, обучающую, презентацию, фильм. В Scratch реализованы основные алгоритмические структуры: ветвления, циклы [4].

Глава 2. Разработка демонстрационного материала средствами языка программирования Scratch по теме «Составление разных типов предложений в The Past Simple Tense и The Future Simple Tense в английском языке»

Демонстрация материала ведется в форме диалога с Ученицей, которая помогает составлять разные типы предложений в английском языке.

Мультфильм состоит из семнадцати сцен:

Первая сцена. Виды предложений.

Сцена запускается на выполнение при нажатии на клавишу пробел. После чего появляется меню с выбором времен глаголов (Рис. 4). Для того, чтобы ученики успели записать или запомнить, можно перезапустить сцену, повторным нажатием клавиши пробел. Для подсказки выбора действий появляются сообщения главного героя – Ученицы.

Рис. 4

Вторая сцена. Виды предложений в The Past Simple Tense

Сцена запускается при нажатии на клавиши p или 5. После чего появляется меню с выбором типов предложений в прошедшем простом времени (Рис.5)

Рис. 5

Третья сцена. Утвердительное предложение в The Past Simple Tense.

Сцена запускается при нажатии на клавишу 2 [I], после чего строится структура английского утвердительного предложения в следующем порядке слов: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения. Строгий порядок слов в английском предложении - это главное отличие от предложений русского языка.

Следует пояснить, что сказуемое в прошедшем простом времени может быть выражено глаголом во второй форме (если глагол «правильный», то вторая форма образуется добавлением окончания –ed; если глагол «неправильный», то берем вторую форму из таблицы неправильных глаголов).

Рассматриваем теоретический материал на конкретных примерах. Первое предложение с правильным глаголом: He played tennis. Второе предложение – с неправильным глаголом: I swam last summer.

Четвертая сцена. Отрицательное предложение в The Past Simple Tense.

Сцена запускается на выполнение нажатием клавиши 1. В отрицательном предложении порядок слов остается таким же, как и в утвердительном предложении, но происходят изменения в образовании сказуемого. Появляется вспомогательный глагол «did» и отрицательная частица «not». Смысловой глагол берется в начальной форме [II].

Пятая сцена. Классификация типов вопросительных предложений в The Past Simple Tense.

Сцена запускается на выполнение нажатием клавиши 3раскрывает классификацию типов вопросительных предложений английского языка. В английском языке 4 типа вопросительных предложений: общий вопрос, альтернативный вопрос, разделительный вопрос и специальный вопрос [III].

Шестая сцена. Общий вопрос в The Past Simple Tense.

Сцена запускается при нажатии клавиши управления курсором влево [IV]. Общий вопрос – это вопрос ко всему предложению. В русском языке мы просто меняем интонацию на вопросительную и получаем общий вопрос. В английском языке необходима строгая упорядоченность. При построении общего вопроса вспомогательный глагол «did» перемешается на первое место. Остальные члены предложения не меняют своего места. Общий вопрос требует краткого ответа: да или нет, поэтому в примерах приводятся оба варианта ответа.

Седьмая сцена. Альтернативный вопрос в The Past Simple Tense.

Сцена открывается при нажатии клавиши управления курсором вверх. Альтернативный вопрос предполагает наличие выбора (появляется союз «или»). По структуре этот тип вопроса строится так же, как и общий вопрос. Союз «или» (по-английски «or») располагается там, где нужно предложить выбор [V].

Восьмая сцена. Разделительный вопрос в The Past Simple Tense.

Сцена открывается при нажатии клавиши управления курсором вправо. Разделительный вопрос или вопрос «с хвостиком» сложен для понимания русскими учениками: «Он играл в теннис, не так ли?», «Он играл в теннис, не правда ли?» Первая часть вопроса представляет собой утвердительное предложение, вторая часть – «хвостик». Части отделены друг от друга запятой [VI].

Девятая сцена. Специальный вопрос в The Past Simple Tense.

Сцена открывается при нажатии клавиши управления курсором вниз. Специальный вопрос – это вопрос к одному из членов предложения. Он начинается с вопросительного слова: что, где, куда, когда, зачем и т.д. Далее идет вспомогательный глагол, подлежащее, смысловой глагол в начальной форме и второстепенные члены предложения. Особо выделяется вопрос к подлежащему: он строится без вспомогательного глагола [VII].

Десятая сцена. Виды предложений в The Future Simple Tense.

Сцена запускается при нажатии на клавиши f или 6.После чего появляется меню с выбором типов предложений в будущем простом времени [VIII].

Одиннадцатая сцена. Отрицательное предложение в The Future Simple Tense.

Сцена запускается при нажатии на клавишу 7 (IX), после чего строится структура английского отрицательного предложения в следующем порядке слов: подлежащее, сказуемое в которое входит вспомогательный глагол will, отрицательная частица not, и смысловой глагол, затем идут второстепенные члены предложения.

Рассматриваем теоретический материал на конкретных примерах. Первое отрицательное предложение: He will not play tennis next week. Второе предложение - с сокращенным вариантом will + not: He won’t play tennis next week.

Двенадцатая сцена: Утвердительное предложение в The Future Simple Tense.

Сцена запускается при нажатии на клавишу 8 [X]. Появляется схема утвердительного предложения. Сказуемое во The Future Simple Tense выражено вспомогательным глаголом will и смысловым глаголом: He will play tennis next week.

Тринадцатая сцена: Виды вопросительных предложений в The Future Simple Tense.

Сцена запускается при нажатии на клавишу 9 [XI]. Появляется общепринятая в английском языке классификация вопросительных предложений: общий вопрос, альтернативный вопрос, разделительный вопрос и специальный вопрос.

Четырнадцатая сцена: Общий вопрос в The Future Simple Tense.

Сцена запускается при нажатии на клавишу d [XII]. Вспомогательный глагол will занимает первую позицию в схеме предложения, остальные члены предложения остаются на своих местах: Will he play tennis tomorrow?

Пятнадцатая сцена: Альтернативный вопрос в The Future Simple Tense.

Сцена запускается при нажатии на клавишу r [XIII]. Этот тип вопроса строится точно так же, как и общий вопрос: на первом месте вспомогательный глагол will. Но появляется ситуация выбора посредством появления союза or (или). Выбор может быть построен с любым членом предложения. Например, с дополнением: «Он будет играть в теннис или в футбол завтра?» На английском языке это звучит: Will he play tennis or football tomorrow?

Шестнадцатая сцена: Разделительный вопрос в The Future Simple Tense.

Сцена запускается при нажатии на клавишу g [XIV]. Схема построения разделительного вопроса одинакова во всех временах английского глагола: записываем утвердительное предложение, ставим запятую, строим «хвостик». Для этого вспомогательный глагол берем в противоположной форме, записываем после запятой. Подлежащее заменяем местоимением и записываем его после вспомогательного глагола, ставим знак вопроса: He will play tennis tomorrow, won’the?

Семнадцатая сцена: Специальный вопрос в The Future Simple Tense.

Сцена запускается при нажатии на клавишу t [XV]. Порядок слов в специальном вопросе следующий: вопросительное слово, вспомогательный глагол, подлежащее, смысловой глагол и второстепенные члены предложения. Например: What will he play tomorrow?

Таким образом, ученики могут изучить сложный грамматический материал по английскому языку в доступной и интересной форме.

Данный демонстрационный материал был показан во время уроков английского языка учащимся 6 «В» класса нашей школы.

Учащиеся проявили большой интерес к теме, когда при объяснении материала был использован данный проект (Рис. 6), более того более половины учащихся проявили желание начать изучать одну из сред программирования, что подтверждается результатами анкетирования [XVI] (Рис. 7).

Рис .6

Рис .7

Во время демонстрации в классе возникла атмосфера познавательной деятельности, даже самые пассивные из учащихся с огромным желанием включались в работу и отвечали на вопросы учителя, что подтверждается результатами анкетирования [XVI] на второй вопрос (Рис. 8).

Рис .8

Заключение

Созданный демонстрационный материал с озвученными мною примерами позволяет сделать процесс обучения более интересным и увлекательным за счёт богатства возможностей среды программирования Скретч и эффективно решает проблему наглядности обучения, расширяя возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Очевидно и то, что данный демонстрационный материал может служить стимулом для создания дополнительного интереса к учебному материалу при изучении разделов «The Past Simple Tense» и «The Future Simple Tense», а также развить мотивацию к средам программирования. Разработанный материал может быть использован учителями информатики и английского языка в школьном курсе, а также во внеклассной работе.

Список использованной литературы
  1. Патаракин Е. Руководство для пользователя среды Scratch // http://www.supercode.ru/download/scratch_by_patarakin.pdf.

  2. С. Шапошников. Введение в Scratch. Лаборатория юного линуксоидаhttp://younglinux.info 2011 г.

  3. Патаракин Е. Учимся готовить в среде Скретч. // http://school39.tgl.ru/sp/pic/File/gia/scratch/patarakin_Scratch.pdf.

  4. Создавайте истории, игры и мультфильмы. Делитесь с людьми по всему миру http://scratch.mit.edu.

Третья сцена. Утвердительное предложение в The Past Simple Tense.

Четвертая сцена. Отрицательное предложение в The Past Simple Tense.

Пятая сцена. Классификация типов вопросительных предложений в The Past Simple Tense.

Шестая сцена. Общий вопрос в The Past Simple Tense.

Седьмая сцена. Альтернативный вопрос в The Past Simple Tense.

Восьмая сцена. Разделительный вопрос в The Past Simple Tense.

Девятая сцена. Специальный вопрос в The Past Simple Tense.

Десятая сцена. Виды предложений в The Future Simple Tense.

Одиннадцатая сцена. Отрицательное предложение в The Future Simple Tense.

Двенадцатая сцена: Утвердительное предложение в The Future Simple Tense.

Тринадцатая сцена: Виды вопросительных предложений в The Future Simple Tense.

Четырнадцатая сцена: Общий вопрос в The Future Simple Tense.

Пятнадцатая сцена: Альтернативный вопрос в The Future Simple Tense.

Шестнадцатая сцена: Разделительный вопрос в The Future Simple Tense.

Семнадцатая сцена: Специальный вопрос в The Future Simple Tense.

Анкета для обучающихся

  1. . Возникло ли у тебя желание начать изучать одну из сред программирования?

А) да

Б) нет

В) не знаю

  1. Помог ли тебе использованный демонстрационный материал при изучении тем «Составление разных типов предложений в The Past Simple Tense и The Future Simple Tense в английском языке»?

  1. А) да

  2. Б) нет

  3. В) не знаю

3. Понравился ли тебе демонстрационный материал на тему «Составление разных типов предложений в The Past Simple Tense и The Future Simple Tense в английском языке»?

  1. А) да

  2. Б) нет

  3. В) не знаю

Просмотров работы: 664