I.Введение
Никто, пожалуй, не станет оспаривать тот факт, что для многих людей компьютер стал важной и необходимой частью образа жизни. В настоящее время ни одна область человеческой деятельности не обходится без применения компьютерной техники. Компьютер помогает человеку при решении многих задач, облегчает труд, открывает новые горизонты для мысли и действий, предоставляет новые возможности. Но не стоит забывать о том, что существует и оборотная сторона медали.
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию. Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решил исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести влияние. А также меры по организации безопасных условий работы на компьютере.
Актуальность изучаемой темы.
Вопросы компьютеризации, влияние компьютера на здоровье человека являются одной из важных проблем современности. Компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. Погружаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от реальности, перестает интересоваться окружающим. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию.
Тем более, что компьютерный мир так заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. И поэтому я решил исследовать зависимость учащихся школы от компьютера, влияние компьютера на здоровье школьника и к каким изменениям в организме может привести это влияние.
Цель исследования: рассмотреть проблему компьютерной зависимости и влияние на здоровья школьников.
Задачи исследования:
Изучение литературы и определение роли компьютера в жизни современных школьников
Определение наличия проблемы виртуальной зависимости
Диагностика уровня виртуальной зависимости у ребят;
Подготовить инструментарий ( анкету) для проведения опроса
Провести анкетирование.
Проанализировать полученные данные, и сформулировать выводы
Выработать предложения и рекомендации для решения проблемы.
Предмет исследования: явилось изучение и анализ влияния компьютера на здоровье подростков.
Методы исследования:
общетеоретические: анализ специальной литературы, изучение терминологии, анализ нормативно- правовых документов.
анкетирование
Гипотеза: В наше время термин «компьютерная зависимость» все еще не признан многими ученными, занимающимися проблемами психических расстройств, однако факт влияния компьютера на психическое и физическое здоровье человека очевиден и приобретает все больший размах.
Мне кажется, что и злоупотребление компьютерными играми очень плохо влияет на личность играющего и конечно на его здоровье. Это мне и предстоит доказать.
Практическая значимость работы заключается в том, что:
1.Информационная часть работы может быть использована для профилактики возможных заболеваний при работе с компьютером;
2.Полученные данные могут быть использованы в качестве практического руководства и составления рекомендаций.
3.Они могут быть использованы для разработки программ по охране здоровья учеников
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1. 1. Появление компьютерной зависимостиПонятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость характеризуется стремлением уйти от повседневности. В этот момент у человека затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни
По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки
1.2. Виды компьютерной зависимости
Кибераддикция(зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:
Ролевые компьютерные игры
II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).
Неважно, какой тип игры человек выбирает – все они одинаково действуют на сознание: дают потрясающее ощущение контроля над происходящим в виртуальной реальности, избавляя от необходимости думать о действительно важных делах и принимать серьезные решения. Это рождает иллюзию того, что время, проведенное за компьютером, потрачено не впустую. Мозг в период игры может расслабиться. Постепенно человек привыкает жить по правилам, а в реальной жизненной ситуации, когда нужно самостоятельно что-то решить, он теряется. Уход от реальности в компьютерный мир со временем порождает безразличие к жизни, настоящие эмоции теряют свою яркость, стирается грань между чувствами. Впоследствии сужается круг интересов, падает работоспособность, а трудности коммуникации усиливаются. Необходимость в компьютере или игровых приставках возрастает и становится непреодолимой, конкурируя с голодом и жаждой, потребностью в отдыхе и живом общении.
Сетеголизм проявляются бесконечным пребыванием человека в сети. Иногда они находятся в виртуальном мире по 12-14 часов в сутки.
Некоторые признаки сетеголика:
1. Чрезмерная увлеченность проблемами Интернета.
2. Повторяющиеся, но имеющие успеха попытки держать под контролем свое использование Интернета или вообще прекратить им пользоваться.
3. Раздражение, ощущение пустоты, грусть или даже глубокая депрессия в случае продолжительного отключения от Сети.
4. Время, проведенное за интернет-серфингом всегда более длительное, чем предполагалось в начале, когда вы только садились за компьютер.
. 1.3. Симптомы компьютерной зависимости.
Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.
Провел хотя бы одну ночь у компьютера.
Прогулял школу – сидел за компьютером.
Приходит домой, и сразу к компьютеру.
Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).
1.4. Влияние компьютерной зависимости на человека.
1) В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры могут быть даже полезными для человека, как средства развивающие логику, внимание и мышление. Многие компьютерные игры могут быть познавательными, а в Интернете можно прочесть много полезной и интересной информации.
2) Физические аспекты компьютерной зависимости характеризуются общим истощением организма - хронической усталостью. Как правило, люди, страдающие компьютерной зависимостью, пренебрегают сном и отдыхом. При этом, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости могут возникнуть различные нарушения психики и поведения.
•нарушения функций глаз (ухудшение зрения, синдром «сухого глаза»)
• опорно-двигательного аппарата (искривление позвоночника, нарушения осанки)
• пищеварительной системы (нарушение питания, гастрит, хронические запоры, геморрой), общее истощение организма — хроническая усталость вследствие дефицита сна и отдыха. При этом эйфория и возбужденность, вызванные играми или пребыванием в
• Интернете, могут маскировать усталость, что становится причиной еще большего утомления организма.
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:
Сидячее положение в течение длительного времени;
Воздействие электромагнитного излучения монитора;
Утомление глаз, нагрузка на зрение;
Перегрузка суставов кистей;
Стресс при потере информации.
Сидячее положение
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой, болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению.
Воздействие электромагнитного излучения монитора
Ионизирующее излучение, воздействуя на объект, в частности, на клетки человека, вызывает их повреждение за счет образование ионов. Эти повреждения могут быть летальными, когда клетка погибает, и сублетальными, когда клетка выживает, но информация, "зашитая" в нее, портится. Такие клетки могут быть источником возникновения рака.
Воздействие на зрение
В результате работа на компьютере серьезно перегружает наши глаза. Если к тому же монитор невысокого качества и интерфейс используемых программ неудачный, то последствия не заставят себя ждать. У пользователя ухудшается зрение, глаза начинают слезиться, появляется головная боль, утомление, двоение изображения... Это явление получило название "компьютерный зрительный синдром".
Перегрузка суставов кистей рук
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.
Стресс при потере информации
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
Основные правила гигиены зрения.
Комфортное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
Специальное питание для глаз.
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
Гимнастика для глаз.
Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха.
Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит для профилактики и на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.
Пути решения проблемы
Первый этап лечения компьютерной зависимости - диагностика причин формирования компьютерной зависимости, а также исключение возможных болезненных расстройств, в частности депрессии. В случае обнаружения скрытой депрессии при необходимости поводится ее лекарственное лечение. Основой лечения компьютерной зависимости является психологическая коррекция, которая проводится индивидуально и в специальных тренинговых группах. Психологическая помощь направлена на улучшение взаимоотношений с близкими и сверстниками, обучение саморегуляции и умению справляться с трудностями, воспитанию волевых качеств, повышению самооценки, формированию новых жизненных увлечений.
Важнейший этап лечения компьютерной зависимости - это привлечение страдающего ею человека в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессы не стали заменой реальности. Необходимо показать человеку, что существует масса интересных развлечений помимо компьютера (боулинг, сноуборд, выходы за грибами, пейнтбол, походы на байдарках, футбол и проч.), которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Самый простой и доступный способ решения зависимости — это приобретение другой зависимости. Любовь к здоровому образу жизни, общение с живой природой, творческие прикладные увлечения, такие как рисование, как правило, выводят человека из зависимости.
Рекомендации подросткам
Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером
Исследование проводилось на базе школы. В ходе проводимого исследования приняли участие 75 человека в возрасте от 12 до 14 лет.
Практическая часть
Практическая часть реализовывалась с участием учеников нашей школы. Среди учащихся 7-8 классов школы №29, подростков в возрасте 12-14 лет было проведено социологическое исследование по теме: «Компьютерная зависимость у подростков и влияние компьютера на здоровье».
В опросе участвовало 75 респондент из них 37 мальчиков и 38 девочек. Проведена обработка данных по выявлению компьютерной зависимости и влияния компьютера на зрение и на психику.
Проведя анкетирование, я получил следующие результаты:
Большинство (96 %) учащихся имеют компьютер; 45% учащихся проводят за компьютером более 2 часов, 24% все свободное время; 21% учащихся есть постоянное желание играть в компьютерные игры; 79% ребят выбрали компьютер вместо прогулки. В основном дети используют ПК для выхода в интернет 50% и компьютерные Любимых игр много: и логические, и симуляторы и квесты они полезны тем, что игры. развивают логику, мышление, внимание, родители, по словам детей, у 76% хорошо и нормально относятся к компьютерным играм, а остальные 24% не одобряют их. У 10% детей с родителями возникают ссоры из-за компьютера, и 90% детей сами в состоянии выключить компьютер и отдохнуть. В результате длительной игры на компьютере 13% часто забывают о домашних делах, обязанностях, важных встречах, учебе и т.д.; 47% иногда забывают об этом, а 40% - никогда.
Но как показал опрос, компьютер не так уж плохо влияет на учебу т.к. 66% учатся хорошо и отлично. На здоровье испытуемые тоже не жалуются 63% здоровы и только 30% признались, что после работы за компьютером испытывают боль в спине, глазах, запястье. Усталость беспокоит 11 %, но 27% ребят все же иногда устают. Анкета на выявление компьютерной зависимости показала, что 5% опрошенных очень много времени уделяют компьютеру и у них выражены симптомы компьютерной зависимости.
На вопрос: «Что ты испытываешь во время игры на компьютере» 24% ответили – азарт, 59% - подъем настроения, 17% - отключение от реального мира.
43% опрошенных написали, что в игре их привлекает возможность посоревноваться друг с другом, стать лидером; 14% - наличие собственного мира, возможность уйти от окружающего мира и проблем, связанных с ним; 7% - отсутствие ответственности за происходящее; 7% - возможность исправить ошибку путем нескольких попыток.
В результате опроса мы выяснили, что подростки, у которых была выявлена вероятность компьютерной зависимости, играют, несмотря на то, что 50% из них считают, что компьютер вредит здоровью; 35% знают это, но сомневаются и 15% ответили: «слышал, но не верю».
Для выявления компьютерной зависимости у подростков был проведен опрос (приложение 2) который показал следующие результаты что у 60% учащихся не выявлена зависимость, у 35% есть предпосылки компьютерной зависимости ,а у 5 % подростков выявлена компьютерная зависимость и этим подросткам необходимы консультации у психолога и беседа с родителями.
Таким образом проведя социологическое исследование мы приходим к следующим выводам:
1. Эта анкета выявила, что компьютер является неотъемлемой частью нашей жизни прочно вошел в жизнь подростка, практически каждая семья имеет его.
2. Основная масса учащихся имеют доступ к Интернету.
3. Учащиеся проводят за компьютером до 2-х часа в день, но есть учащиеся которые уделяют компьютеру больше 5 часов.
4. У 5% учащихся выявлена компьютерная зависимость, которая влечет отрицательные последствия для самого подростка.
5. По данным нашего исследования наиболее подверженными компьютерной зависимости оказались подростки с высоким показателем экстраверсии. Таким образом, в результате исследования наша гипотеза подтвердилась. Мы предположили возможную причину данного явления. В каждом возрастном периоде есть ведущая деятельность. В подростковом и раннем юношеском возрасте этой деятельностью является общение. Подростки с ярко выраженной экстраверсией наиболее общительны, чем интроверты. Но если им не удается найти достаточного общения среди сверстников, то и они пытаются заменить это «живое общение» на общение с компьютером.
Несмотря на общую направленность данной работы - рассмотрение отрицательных сторон влияния компьютерных игр на человека, не стоит забывать о возможности использования компьютерных игр в положительных. При рассмотрении компьютерных игр и виртуальной реальности с отрицательного полюса речь идет о злоупотреблении, о излишне длительном нахождении в виртуальности, что и вызывает негативные последствия. Разумеется, это относится далеко не ко всем людям, увлекающимся компьютерными играми. По данным психологов, около 30% от увлекающихся играми, злоупотребляют нахождением в виртуальности и 10% находятся на стадии психологической зависимости. Но и эти проценты очень не малы.
Выводы:
Развитие новых технологий обучения в школе, требует хорошее знание персонального компьютера. Изучить самостоятельно работу во многих программах довольно – таки сложно. Надо иметь достаточно сильную мотивацию, чтобы в одиночку постичь «неизведанное». Но все – таки лучше сделать компьютер не средством развлечения, а инструментом для обучения,в этом школьникам поможет школа.
Проведя анкетирование, я получила следующие результаты:
1. 63% учеников заботятся о здоровье.
2. Большинство (96 %) учащихся имеют компьютер
3. 15% учеников не знают и пренебрегают нормами работы с компьютером.
4. 20% учащихся проводят за компьютером от 4 до 10 часов..
Ученые проводят параллель между частым использованием компьютера и резким ухудшением зрения у подростков. Однообразная и длительная работа с компьютером приводит к чрезмерному напряжению глаз и проблемам с фокусировкой. Симптомы проявляются в виде головных болей, неприятных ощущений в глазах, расплывчатости изображения. Но, как это ни странно звучит, дети быстро адаптируются и, скорее всего, просто не обращают внимания на проявившиеся симптомы.
Проводя исследования я выяснила, что у 53 % опрошенных проявляются подобные симптомы, но они либо не обращают на это внимания, либо немного отдыхают. По данным медосмотра у учащихся школы также наблюдается рост заболеваемости органов зрения и опорно-двигательной системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.Я провёл анкетирование. Выявил учеников, находящихся на стадии формирования зависимости. Основываясь на исследовании и изучив литературу, по вопросу влияния компьютера на здоровье школьника я сделал вывод, что компьютер хоть и облегчает человеку жизнь, но в то же время может вызвать серьезную зависимость. И особенно уязвимы в этом плане дети и подростки, которые еще не сформировались как личности и легко поддаются пагубному влиянию.
Подводя итог, вернемся к нашей гипотезе. Компьютер с одной стороны, - терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учебе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны – творец сказочных миров, друг, с которым не скучно. Наряду с огромной пользой, которая неоспорима, компьютер оказывает, пагубное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА1. Бурова В. А. «Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости» (http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm)
2..Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете /Под ред. А.Е. Войскунского. – М., "Можайск-Терра" , 2000, с.11-40
3. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета //гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000. С. 100-131.
4. Жичкина А. Пространство, населенное другими.// Интернет. 1999 № 16 ( в соавторстве с Е.П. Белинской) с. 76-81
Приложение 1
Время работы за компьютером.
1.Сколько часов в день вы сидите за компьютером?
а) от 1 – до 2 часов; б) от 2 – до 4 часов; в) от 4 – до 10 часов
2.Соскольки лет вы работаете на компьютере?
а) с 4 лет; б) с 10 лет; б) свой вариант ответа __
Зависимость от компьютера.
1.Есть ли постоянное желание играть в игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
2.С лёгкостью можете оторваться от игры?
а) да; б) нет; в) не знаю
3.Какое общение вы предпочитаете?
а) общение по электронной почте; б) с другом на яву; в) не важно как
4.Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?
а) не может; б) да; в) не знаю
5.Вы кушаете, пьете чай, готовите уроки у компьютера?
а) да; б) нет; в) когда как
6.Проводили вы хоть одну ночь за компьютером?.
а) нет; б) да;
7.Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?
а) да; б) нет;
8.Вы забывали чистить зубы и кушать заигравшись за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
9. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да; б) нет
10. Что вас больше всего интересует?
а) компьютер; б) чтение книг; в) разгадывание логических игр
Психологические симптомы
1. Пребывали вы в плохом, раздраженном настроении, не могли ничем заняться, если был сломан компьютер?
а) да; б) нет;
2. Конфликтовали вы, угрожали, шантажировали в ответ на запрет сидеть за компьютером?
а) нет; б) да
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером.
1.Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?
а) 1 час; б) 2часа; в) 10 часов
2.Устают ли глаза при работе с компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения
3.Вы делаете гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится
4.Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?
а) да; б) нет; в) мне все равно
Влияние компьютера на развитие интеллекта.
1.В какие игры вы предпочитаете играть.
а) брадилки; б) стратегии; в) логические
2.С приобретением компьютера твой интеллект:
а) повысился; б) остался на том же уровне; в) не замечаю
Приложение 2
Симптомы компьютерной зависимости.
1. Как часто ты играешь в компьютер?
а) каждый день б) день через день в) когда нечем заняться
2. По сколько часов играешь?
а) 2-3 часа, ну больше б) час ну или 2 часа (когда заиграюсь) в) не более часа
3. Сам ли ты выключаешь компьютер?
а) в большинстве случаев по требованию родителей, или если очень сильно устану, а бывает, совсем не выключаю
б) когда как, иногда даже сам выключаю компьютер
в) конечно сам и по своей воле
4. Когда есть время, ты его тратишь на ...
а) конечно на компьютер на что же ещё
б) ну не знаю, всё зависит от случая (могу и за компьютером посидеть)
в) вряд ли сяду за компьютер
5. Прогуливал ли ты работу, учёбу, другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть в компьютер?
а) да прогуливал, и что здесь такого
б) ну было пару раз, да и то не такое важное событие в) нет
6. Часто ли ты думаешь об компьютере или играх на компьютере?
а) да постоянно б) ну пару раз на дню вспоминаю в) редко, почти не вспоминаю
7. Какую роль для тебя играет компьютер?
а) всё, или почти всё
б) ну значит много, но ещё есть много вещей, которые для меня много значат
в) да ни какой роли он для меня не играет
8. Приходя домой, ты первым делом...
а) сажусь за компьютер
б) всегда по-разному, могу и сесть за компьютер
в) ну уж точно не сяду за компьютер
каждый ответ «да» - 5 баллов
Интерпретация теста:
От 0 до 9 баллов: норма
От 10 до 18 баллов: человек очень много времени уделяет компьютеру
От 19 до 25 баллов: ярко выраженные симптомы компьютерной
зависимости.
Приложение 3
Зависимость от компьютера
Есть ли постоянное желание играть в игры
Я выяснил, что 21 человека (28%) респондентов ответили, что у них есть постоянное желание играть в игры каждый день, через день 12 человек (16%) Вероятно, эти ученики склонны к игромании. 56% ответили, что у них нет тяги к компьютерным играм.
Я поставила перед выбором ребят: компьютер, чтение книг, рисование 59 человек (79%) выбрали духовное развитие, а 21%, 16 человек – компьютерные игры.
В свободное время ты предпочитаешь
Психологические симптомы
На вопрос конфликтовали ли вы с родителями, угрожали им, шантажировали их в ответ на запрет сидеть за компьютером?
76% ответили, что, не конфликтовали 24% ответили, что вступают с родителями в конфликтные ситуации из-за запрета «общения» с компьютером.
Здоровьесберегающие технологии при работе с компьютером
На вопрос, сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером - 80% ответили, что можно сидеть за компьютером от 1-го часа до 2-х часов, а 10% ответили, что надо сидеть за компьютером от 2-х часов до 10-ти часов.
На вопрос, вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью 24 человека (33%) ответили, слышал, но не верю, 24 человека (33%) ответили – сомневаюсь, и 27 человек (34%) вредит
Устают глаза, спина, кисти рук при работе с компьютером у 21 человека (28%) опрошенных ответили да, у 54 человека (72%) глаза, спина не устают.