ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ.

Филлипов Д.И. 1Поляков А.А. 2
1МОУ СОШ №1
2МОУ СОШ№1
Ржаных О.С. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Введение

«Информационные войны позволяют совершать разрушительные действия под заверение врагов в дружбе, под знаменем борьбы за высокие цели демократии, свободы и братства перекрывают политическую карту нашей планеты.»

Владимир Минск.

В 2013 году был проведен социологический опрос ВЦИОМ, показавший, насколько граждан нашей страны беспокоит будущее детей. Это значит, что, несмотря на значительный рост благосостояния россиян в последние 15 лет, мы точно не знаем, что же будет завтра: будут ли новые катастрофы или в стране вдруг начнется серия террористических актов? Фактически создают такие настроения средства массовой информации. Следовательно, на СМИ мы обращаем своё более пристальное внимание.

СМИ в наши дни, не спроста, носят звание «четвертой власти». Степень их влияние на сознание и мнение людей трудно переоценить: с их помощью формируются взаимоотношения целых стран и регионов. А то, что может быть использовано для манипулирования людьми, обречено быть использованным в качестве оружия.

Целью данной работы является: изучить на сколько серьезно влияние информационные войн на поведение и сознание людей

Задачи исследования:

1. Изучить литературу посвященной истории возникновения информационных войн.

2.Сформулировать определение Информационной войны

3. Изучить правила видения информационных войн, а так же их последствия

4. Определение отраслей наибольшего влияния на сознание людей.

5. Донести до учащихся школы результаты своего поиска.

Предмет исследования: влияние информационных войн.

объект исследования: информационные войны.

Методы проведения исследования:

  • Изучение литературных источников и мультимедийных изданий.

  • Беседы с учащимися, учителями, беженцами.

  • Наблюдение.

Для сбора информации мы посетил:

Центральную библиотеку г. Серпухова

Также мы использовала информацию с мультимедийных изданий и сайтов в Интернете.

Основная часть

1.1. История возникновения и развития понятия информационных войн

Впервые термин "информационная война" появился совсем недавно, в середине 80-х годов XX в. в связи с появлением новых задач у США, после окончания "холодной" войны, и стал результатом работы американских военных ученых Г.Е. Экклз, Г.Г. Саммерз и др. Далее термин получил активное употребление после проведения операции "Буря в пустыне" в 1991 г. в Ираке, где информационные технологии впервые были применены в военных целях.

Информационная война появилась из новых подходов к применению информации, определению ее роли и места в обществе. Две разные сферы функционирования информации - гуманитарная и техническая - являют два варианта расшифровки термина "информационная война".

В гуманитарной трактовке "информационная война" принято понимать как методы изменения информационного пространства. В информационных войнах этого типа речь идет об концепции навязывания модели мира, призванной обеспечить желаемые типы поведения, об атаках на структуры зарождения информации - процессы рассуждений.

Из опыта прошлогодних лет, современные СМИ, электронные в первую очередь, которые формируют информационный мир сейчас, являются технологически оптимальным способом воздействия на массовое сознание.

Общественного мнения и информационного пространства часто используется не только во внешней, но и во внутренней политике. Появилась хорошая возможность достижение военно-политических целей только посредством формирования общественного мнения. К слову, американские аналитики говорят о медиа-войне, которая создаёт очень сильный временной прессинг на лиц, принимающих решения, не оставляя времени для консультаций и анализа последствий принимаемых решений. Получается, противник достигает своих целей не только военными методами, но и чисто гражданскими.

Поэтому каждое общество для самосохранения использует релевантные информационные режимы. К примеру, бывший Советский Союз ограничивал внешние коммуникаций, видя в них прямую опасность сохранения строя. Запад же, наоборот, требовал культурных обменов, в результате, и приходила губительная для СССР информация.

1.2. Понятие информационных войн сегодня

Информационная война (англ. Information war) — термин, который имеет два обозначения:

1) Воздействие на гражданское население и/или военнослужащих другого государства вследствие распространения определённой информации. Термин «информационно-психологическая война» заимствован в русский язык из словаря военных кругов США.

2) Целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника при защите собственной информации.

1.2.1. Составные части информационных войн

Можно представить разные подходы к пониманию структуры информационных войн, мы попробовали представить наиболее обширную типологию:

  • меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях;

  • дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях;

  • психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага;

  • прямые информационные атаки - прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится;

  • физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем.

1.2.2. Информационная война как часть вооруженного противостояния

Информационные войны никогда случайным или обособленным не бывают, а подразумевают согласованную деятельность по использованию информации как оружия для ведения боевых действий - будь то на реальном поле брани, либо в экономической, политической, социальной сферах. Поэтому в качестве еще одного определения информационной войны предложим следующее: "Информационная война - это всеобъемлющая целостная стратегия, обусловленная все возрастающей значимостью и ценностью информации в вопросах командования, управления и политики".

Сфера действия информационных войн при таком определении оказывается достаточно широким и охватывает такие области, как:

1) инфраструктуру систем жизнеобеспечения государства - телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы и т. д.;

2) промышленный шпионаж - хищение патентованной информации, искажение или уничтожение особо важных данных, услуг; сбор информации разведывательного характера о конкурентах и т. п.;

3) взлом и использование личных паролей VIР-персон, идентификационных номеров, банковских счетов, данных конфиденциального плана, производство дезинформации;

4) электронное вмешательство в процессы командования и управления военными объектами и системами, "штабная война", вывод из строя сетей военных коммуникаций;

5) всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой, по некоторым оценкам, действуют 150.000 военных компьютеров, и 95% военных линий связи проходят по открытым телефонным линиям.

Более подробно хотелось бы описать именно информационно-психологический аспект «новых войн».

1.3. Современное видение информационных войн

«Самое обидное, что в информационной войне всегда проигрывает тот , кто говорит правду. он органичен правдой, лжец может нести все что угодно».

Роберт Шекли

1.3.1. Методы и черты ведения современных информационных войн

К основным чертам информационных войн относиться:

  • Объектом является как массовое сознание, так и индивидуальное. Индивидуального воздействия «удостаиваются» лица, от решения которых зависит принятие решений по интересующим противоборствующую сторону вопросам (президент, премьер-министр, глава МИД, дип. представители, главы воинских формирований и т. п.). Можно сказать, что методы информационной войны воздействуют на массовое сознание аналогично тому, как методы психотерапии воздействуют на сознание индивидуальное;

  • Средствами ведения информационной войны являются любые средства передачи информации — от СМИ до почты и сплетен;

  • Информационное воздействие содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.

Чаще всего, методами информационной войны является дезинформация, или представление информации в выгодном для себя ключе. Данные методы позволяют изменять оценку происходящего населением территории противника, развивать пораженческое настроение, и, в перспективе, обеспечить переход на сторону ведущего информационное воздействие. В качестве примера можно привести «прелестные письма», в которых Степан Разин призывал всех ищущих воли на свою сторону, выдавая себя за восстановителя справедливости, борца с предавшей царя местной властью. С появлением средств массовой информации и общим повышением уровня грамотности в XX веке ведение информационной войны стало более эффективным. Ярким примером изменения общественного сознания является деятельность Йозефа Геббельса, рейхсминистра народного просвещения и пропаганды.

1.3.2. Примеры ведения информационных войн в наше время

Одно из первых проявлений информационной войны было зафиксировано во время Крымской войны (1853—1856), когда сразу после Синопского сражения английские газеты в отчётах о сражении писали, что русские достреливали плававших в море раненых турок.

Ярким примером информационной войны можно рассмотреть конфликт Израиля и Палестины, который является глобальным, поскольку затрагивает интересы более десятка стран. Противоборствующие стороны используют в своих интересах разнообразные информационные ресурсы: печатную прессу, телевидение, радио, интернет.

В современном мире информационная война сопровождает все более менее значимые вооружённые конфликты, к примеру, военная операция НАТО против Югославии в 1999 году или во время грузино-осетинского конфликта в августе 2008

Однако наиболее масштабным по своему охвату примером информационной войны современности является информационное освещение событий в Украине 2013-2014 гг.

Если рассматривать официальные позиции внешнеполитических ведомств России и ЕС по этим событиям получается.

Официальная история отформатирована западными СМИ следующим образом:

— причина внезапной эскалации насилия — не нападение группы боевиков на здание парламента, а немотивированная агрессия Януковича;

— огнестрельное оружие начали применять не боевики, а полицейские;

— Янукович — пророссийский политик;

— происходящее — это «протесты населения против поворота в сторону России»;

— у протестующих нет никакой помощи, все против них;

— во всём виновата Россия и её давление на Януковича против подписания соглашения с ЕС;

— Россия очень сильно вмешивается в происходящее».]

Не трудно заметить, насколько различны в своих мнениях стороны. И именно Россия и Запад выступают в роли информационной поддержки двух сторон украинского конфликта.

Но украинские СМИ сыграли одну из ключевых ролей в политическом кризисе – до сих пор не утихают не только локальные перестрелки сторон, но и ожесточенные споры внутри самой Украины.

Если провести анализ и взаимоотношение и влияние западных СМИ на СНГ можно сделать вывод, что конфликт на Украине именно вызван информационным давлением западных и украинских СМИ.

Так как сегодня основное потребление информации населением происходит в Интернете и социальных сетях. Есть специальная категория людей, занимающаяся лишь разжиганием конфликтов – Интернет-«тролли». Стоит заметить, что некоторые из них вовсе не являются простыми людьми, а сообщения пишутся со страниц-«однодневок».

Для того чтобы немного разобраться в ситуации, оперировать данными с разных «фронтов» информационной войны, попытаться отречься от эмоциональной составляющей новостных сводок, в своем классе я провел несколько уроков политинформации, на которых мы всем классом изучали новости украинских и российских СМИ.

На основе всего выше перечисленного были составлены рекомендации, призванные помочь членам информационного общества грамотно анализировать все происходящие события, а также сохранить свое эмоциональное и психологическое равновесие. (см. приложение стр.

1.4. Последствия информационных войн.

Влияние информационных войн на жизнь современного общества трудно переоценить. Мы попробовал систематизировать последствия информационных войн, а также подкрепить свои рассуждения мнениями людей, специализирующихся на работе в сфере информационной безопасности и здравоохранении.

1.4.1. В политике

Основной целью ведения информационных войн является изменить общественное сознание в «правильное» русло, направленное на:

  • подрыв доверия населения страны к существующей власти, человеку во власти или целому государству;

  • изменение господствующей идеологии в государстве;

  • разжигание внутриполитических конфликтов в стране.

Хочется подчеркнуть, что большинство современных информационных войн вызваны вмешательством западных стран во главе с США в дела других суверенных государств.

Вот так высказался об информационных войнах специалист в IT-технологиях Игорь Ашманов:

«Войны последнего времени в Югославии, Ираке, Ливии, Сирии показывают, что информационными средствами можно сменить режим, обосновать военное вторжение внешних сил, скрыть правду о реальных событиях вторжения и итогах смены режима.

Фактически, сейчас информационное доминирование - аналог господства в воздухе прошлых лет. Если у тебя есть информационное доминирование, ты можешь начинать и обычную войну. А иногда его одного хватает для победы».

1.4.2. Психо-эмоциональное здоровье человека

То, что под ударом информационной войны оказываются все слои населения страны не вызывает сомнения. И мы снова обратимся к украинским событиям.

Кризис в этой стране, вызванной информационным воздействием, перерос в конфликт на Юго-Востоке Украины. Так как основной причиной начала операции АТО в двух областях Украины является идеологические расхождения местного населения и новой украинской властью, то и все продолжающиеся события также являются продолжением информационной войны, начатой осенью 2013 года.

Наш город, как и многие города по всей России, принял к себе украинских беженцев из Донбасса. Наш школьный психолог работал с детьми, приехавшими в Пыть-Ях. Вот что она сказала: «Меня больше всего заставил задуматься один случай. Многие дети строили игрушечные домики для своего развлечения, однако те из них, которые приехали непосредственно из эпицентра боевых действий, называли построенные домики не «домиками», а бомбоубежищами. Это действительно страшно, когда слышишь такое от детей».

«Пораженные информационным оружием не способны сформировать психически здоровое следующее поколение. По законам социальной наследственности они могут воспитать только себе подобных. Рядом с нервозным, закомплексованным, а то и просто «зомбированным» человеком, как правило, вырастает такой же невротик или зомби. В итоге после информационных войн проигравшее государство не способно восстанавливаться. А эти войны часто не имеют окончания».

А если к этой цитате добавить то, что наиболее уязвимыми в информационном плане являются дети и подростки, что также подтверждается результатами проведенного мною социологического опроса (см. Приложение – 2), складывается опаснейшая ситуация, при которой целые страны могут лишиться своего информационно независимого будущего.

1.5. Предложения по нивелированию угроз, исходящих от информационных войн.

К сожалению, информационные войны остаются одним из важнейших и наиболее качественных инструментов манипулирования общественным сознанием по всему миру. В будущем, в связи с еще более глубоким внедрением информационных технологий в нашу жизнь, ожидается учащение развязывания таких войн, а также ужесточение противостояния людей, обманутых, и попросту используемых ради достижения политиками своих целей.

Мы считаем, что человеку можно и нужно как можно больше рассказывать о вреде, которые приносят такие войны, а также научить его противостоять влиянию на свою сознание «извне».

На государственном уровне нужно создавать такие институты и принимать такие законы, которые будут направлены на защиту информационного и цифрового суверенитета нашего государства от атак других стран.

Что касается общественности, то мы должны добиваться создания СМИ «народного доверия», которые будут находится под контролем не иностранных компаний, не государства и не частных лиц, а именно народа. Усилиями истинно гражданского общества будут проводиться частые инспекции таких СМИ, проверки их на надежность, а также участие самого гражданского общества в создании и распространении максимально правдивой информации хотя бы на местном уровне.

На уровне образовательных учреждений, в рамках предмета «Обществознание» должен быть внедрен курс «Информационная безопасность», в рамках которой научно-популярным языком будет объясняться феномен информационных войн, а также методы и способы защиты от их негативного влияния.

Заключение

Информационная война — зона рискованного земледелия, в которой отсеивают разумное, доброе, вечное.

Евгений Ханкин

Связи с общественностью играют важную роль в жизни общества. Изначально созданные для информирования общественности о ключевых событиях в жизни страны и властных структур, они постепенно стали выполнять еще одну не менее важную функцию - воздействие на сознание своей аудитории с целью формирования определенного отношения к сообщаемым фактам, явлениям действительности. Это воздействие осуществлялось при помощи методов пропаганды и агитации, разрабатываемых на протяжении не одной тысячи лет.

Проанализировав собранный материал, побеседовав с учащимися, учителями и беженцами, можно сделала вывод, что влияние информационные войн на поведение и сознание людей очень велико. Об этом свидетельствуют многие факты. Влияние на массовое сознание, так и индивидуальное по средствам передачи информации — от СМИ до почты и сплетен; воздействие на людей содержит искажение фактов или навязывает подвергающимся ему эмоциональное восприятие, выгодное воздействующей стороне.

В ходе своей исследовательской работы мы смогли ответить на интересовавшие нас вопросы. Мы узнала очень много нового, неизвестного ранее.

В скором времени связи с общественностью заняли важное место в жизни государств, а с развитием техники и технологии стали активно использоваться и на международном уровне с целью приобретения каких-либо преимуществ контролируемым им государством. В наши дни особое внимание следует уделить роли связей с общественностью в международных конфликтах, в том числе и геополитического характера, поскольку в последние годы наряду с классическими видами оружия все чаще применяется информационно-пропагандистское, в основе которого - работа с различными средствами массовой информации.

Однако сегодня влияние СМИ настолько велико, что мы сами становимся заложниками убеждений и мыслей, которые нам преподносят. Но готовы ли мы самостоятельно отсортировывать информацию, идущую из СМИ? Можем ли мы наконец-то положить конец попустительства масс-медиа и предотвратить куда более опасные конфликты в будущем? Ответ остается за самим человечеством.

Просмотров работы: 5694