СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА «ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СОЗДАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНОГО ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА «ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ»

Зайнетдинова Ю.В. 1Чигакова М.Л. 1
1МАОУ СШ №19 г.Димитровград
Каретина Л.З. 1
1МАОУ СШ №19 г. Димитровград
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

Чувство Родины нужно заботливо взращивать

прививать духовную оседлость.

Если не будет корней в родной местности,

в родной стороне,то будет много людей,

похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Дмитрий Сергеевич Лихачев,

филолог, культуролог, искусствовед,

академик Российской академии наук.

Особенности преподавания курса «Историческое краеведение» на современном этапе

На современном этапе преподавания истории курс «Историческое краеведение» включается соответственно в курс «История России» с 6 по 9 класс. Учитель вправе выбрать, как будут изучаться темы по истории родного края, соответствующие определенным периодам в курсе «История России».

  • Это могут быть отдельные обособленные уроки за счет резерва учебных часов в конце больших учебных тем;

  • это может быть единый учебный блок в конце учебного года (за счет резерва учебных часов);

  • это может быть вкрапление краеведческого материала в соответствующие темы по истории России.

Но в любом случае краеведческий материал не должен оставить обучающихся равнодушными, безучастными к родной истории!

Важным средством реализации положений, сформулированных в законе РФ об образовании, является изучение курса исторического краеведения, который способствует интеллектуальному развитию личности и служит основой для реализации гражданских свобод, прав и обязанностей.

Образовательная программа независимо от места жительства предусматривает разработку программно-методического обеспечения для обучения школьников историческому краеведению.

Проблема в том, что на сегодняшний день в нашем регионе имеется только одно учебное пособие «Историческое краеведение» для 7-9 классов общеобразовательных школ, которое рекомендовано Управлением образования администрации Ульяновской области (приказ №25 от 20.01.2000), а для изучения истории города Димитровграда пособие вовсе отсутствует.

Поэтому мы создали творческую группу и решили попытаться создать свое мультимедийное учебное пособие по истории родного края, в котором содержание будет не упрощенным, а более наглядным и интересным.

Мы считаем, что это не правильно и поэтому целью нашего проекта является создание электронного методического пособия по истории города Димитровграда, которое бы позволило учащимся лучше узнать об истории своего города, познакомиться с людьми, которые вложили большой вклад в его развитие и процветание.

Актуальность нашего проекта определяется важностью патриотического воспитания в современных условиях. Эта важность особенно подчеркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг».

Гипотеза: если изучить и внедрить в систему уроков, предполагающих использование регионального компонента, краеведческий материал, который мы собрали и оформили в мультимедийной презентации, то это не только расширит представления об историческом прошлом Родины, но и повлияет на воспитание любви к ней, сформирует активную гражданскую позицию.

Начиная работу над проектом мы ставили перед собой следующие задачи:

а)описать историю становления города Димитровград

б)выявить и описать объекты истории и культуры города

в)рассказать о людях, чья судьба тесно связанна с историей города

г)совершенствовать навыки самостоятельной работы: поиска и обработки информации, создания компьютерной презентации.

Практическая направленность

Наш проект призван помогать ученикам и учителям на уроках истории и краеведения. Он составлен программе Power Point и очень прост в использовании, он помогает эффективно использовать время на уроке, делать его более интересным и запоминающимся.Удобная навигация, гиперссылки, анимация-все это облегчает работу на уроке.

Основная часть

  1. Создание мультимедийного пособия по истории города Димитровграда «Дом, в котором мы живем»

Наш проект имеет следующие характеристики:

Типология: практико-ориентированный.

Категория учащихся: 6-9 класс.

Предметная область: история, краеведение.

Длительность: долгосрочный.

1.1.Формулировка темы проекта.

В рамках курса «Историческое краеведение» выбраны учебные разделы в соответствии с программой по истории России (авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина). Охватить весь курс «Историческое краеведение» в организации проектной деятельности обучающихся очень сложно, поэтому останавливаемся на том, что целесообразно представить тему по истории города Димитровграда «Дом, в котором мы живем».

1.2.Выбор возрастной категории обучающихся.

Это могут быть ученики средней, старшей школы, разновозрастные группы. В нашем варианте – это 9-классники. Проект ориентирован на учеников 6-9 классов.

1.3.Формулировка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы.

Проблема в том, что на сегодняшний день в нашем регионе имеется только одно учебное пособие «Историческое краеведение» для 7-9 классов общеобразовательных школ, которое рекомендовано Управлением образования администрации ульяновской области(приказ №25 от 20.01.2000), а для изучения истории города Димитровграда пособие вовсе отсутствует.

Мы поставили для себя такую задачу и рискнули предположить, что создание мультимедийного пособия по истории города Димитровграда силами самих обучающихся облегчит изучение истории родного края!»

1.4.Формулировка дидактических целей проекта.

Их формулирует учитель. В качестве наиболее значимых могут быть выделены следующие:

  • формирование компетентности обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • совершенствование навыков работы с большим объемом информации;

  • развитие умений видеть проблему и намечать пути ее решения;

  • формирование критического мышления школьников; навыков работы в команде.

1.5.Формулировка методических задач.

  • Освоить в совместной деятельности метод проектов с применением ИКТ;

  • способствовать формированию навыка краткого изложения своих мыслей в устной или письменной формах;

  • произвести отслеживание результатов проектной деятельности обучающихся с применением ИКТ;

  • создать мультимедийное пособие по истории родного края как конечный продукт исследовательской проектной деятельности мультимедийное пособие по истории города Димитровграда «Дом, в котором мы живем»

1.6.Формулировка проблемы (выбор темы индивидуальных исследований).

Обучающиеся самостоятельно формулируют темы индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта, определяют, какие частные вопросы им хотелось бы осветить в теме. На данном этапе учитель также может использовать «мозговой штурм» и метод наводящих вопросов. Главное не забывать, что роль педагога меняется, замечания «Почему ты так считаешь?» должны вытеснить «Это не так!»

1.7.Выдвижение гипотез решения проблемы.

Гипотезы формулируются как возможные варианты решения проблем. Затем, в ходе исследования гипотезы подвергаются проверке. В нашей теме в процессе работы возникла проблема сбора достоверной информации). Можно: воспользоваться архивными материалами для решения проблемы, материалы музейной экспозиции (Димитровградского историко-архитектурного музея) могут пролить свет на решение вопроса.

1.8.Определение творческого названия проекта.

Напомним, что возраст участников проекта влияет на название. Название проекта мультимедийное пособие по истории города Димитровграда «Дом, в котором мы живем» звучит патриотично, придает работе значимость, показывает неразрывную связь истории большой и малой Родины.

2.1. На подготовительном этапе мы определили тему и цели и задачи проекта.

Цель: Знакомство с историей своей малой Родины на фоне событий истории России.

Задачи:

  • Показать роль и место Димитровграда в истории страны и ее народа в период XVI-XIX веков.

  • Совершенствовать навык работы с источниками.

  • Создать мультимедийное пособие по истории родного края для обучающихся.

Приступая к работе, мы определили для себя, какие частные вопросы нам хотелось бы осветить в теме проекта, и выделили следующую тематику и предполагаемые темы исследования.

Курс состоит из Введения и3 разделов.

Введение знакомит учащихся с современным обликом города Димитровграда: его географическое положение, климат, численность населения, символику г. Димитровграда и тд.

Первый раздел «...»предполагает изучение истории города Димитровграда с 17 века до современности

Второй раздел «Символы г. Димитровград» позволит познакомить вас с культурным и историческим наследием нашего города

Третий раздел «...» рассказывает об известных личностях, прославивших наш город далеко за его пределами

В результате изучения данного курса ученик должен:

Знать /понимать:

  • геральдическую символику города Димитровграда, историю становления и развития города,

  • производства и промыслы, издавна развивающиеся на территории города, современное состояние промышленности и сельского хозяйства,

  • знаменитых земляков, людей прославивших наш город,

  • необходимость бережного отношения к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Уметь:

  • описывать основные этапы развития нашего города,

  • систематизировать знания о Димитровграде,

  • работать в интернете, подбирать литературу по заданной теме, пользоваться ей при выполнении творческих заданий.

Ожидаемые результаты:

  • возрастет интерес к истории, краеведению,

  • возрастет самостоятельность, кругозор учащихся их познавательные интересы,

  • возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой Родине,

  • сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего села, района, области, страны.

2.2. В ходепроектировочногоэтапа формулируется основополагающий вопрос Далее планируется распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы (кто отвечает за иллюстративный ряд, за текстовый документ); определяются источники необходимой информации (оговаривается, что источники не должны быть однотипными). Также определяются способы представления результатов (формы) проекта, устанавливаются критерии оценки его результатов. Нами были выделены следующие критерии работы: актуальность, научность, практическая направленность проекта, связь с пользователями, креативность и т. д.

Поскольку свое мультимедийное пособие по истории для учащихся 7-9 классов авторы решили представить в виде презентации, то каждый должен был отвечать за свой раздел по выбранной теме. Работа должна быть выдержана в едином стиле, а полет фантазии у каждого свой! Поэтому на этапе планирования было решено прорекламировать содержание своей темы так, чтобы обучающимся захотелось заглянуть в ссылки, где более подробная информация, обучающего характера представлена в форме презентации.

2.3.На практическом этапе (или этапе исследования) происходит сбор и уточнение информации. Как найти источники информации по теме исследования – в школьной (городской) библиотеке, в мультимедийной энциклопедии, в Интернете, как соблюсти авторские права при использовании видеофрагментов. Кроме того, на обозначенном этапе выявляются и обсуждаются альтернативы, возникшие в ходе выполнения проекта. Так, например, было решено, что такой богатейший материал, как материал по культуре Димитровграда, должен быть представлен более широко и нагляднее. На этом этапе идет поэтапное выполнение исследовательских задач. При этом не следует забывать о практической направленности нашего проекта. В процессе самостоятельной работы составляется план с точным указанием того, кто за что отвечает, и сроки выполнения. Например, одни отвечают за сбор материалов, другие – за составление тестовых заданий, кроссвордов, головоломок, ребусов, которые будут использоваться в качестве заданий для самопроверки. В этом случае обучающиеся нацелены на установление обратной связи с пользователями, чувствуют свою значимость, что способствует социализации личности.

2.4.Контрольно-коррекционный этап содержит систематизацию и оформление материала. Производится анализ собранной и представленной информации, формулируются выводы, соответствующие поставленным целям и задачам в работе. Оформляется проект, не забывая о едином стиле.

2.5.Рефлексия.На заключительном этапе проекта происходила его защита и оценка результатов. Защита проходила на IV региональном форуме исследовательских проектов учащихся «Море талантов», где работа заняла 1 место.

Заключение

Сейчас встречается очень разное понимание проектной деятельности. Но все-таки в литературе выделяется несколько отличительных черт. Наиболее значимыми, на наш взгляд, это – практический результат, который полезен не только обучающимся, но и другим людям; наличие проблемы, побуждающей к совместному ее решению; исследовательская деятельность учеников, сопровождающаяся использованием имеющихся школьных знаний и поиском необходимых новых.

Мы считаем, что применение на уроках краеведения мультимедийного пособия по истории города Димитровграда «Дом, в котором мы живем» приведёт к следующим результатам:

  • возрастет интерес к истории, краеведению,

  • возрастет самостоятельность, кругозор учащихся их познавательные интересы,

  • возрастет чувство патриотизма, любви к своей малой Родине,

  • сформируется чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своего села, района, области, страны.

Таким образом, представленное вашему вниманию учебное пособие является попыткой найти наиболее эффективные и продуктивные формы работы, позволяющие не только не только расширять знания учащихся об истории своей малой Родины, но и развивать творческие способности детей.

Библиография

  1. Казанцева М. Город Димитровград. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, Ульяновское отделение, 1976. – 62 с.

  2. Касимов Ф. Мелекесс и его окрестности. – Димитровград: Изд-во «Поинт», 1996. – 120 с.: ил.

  3. Ерѐмина А. Житница области: [Мелекесский район] // Ульяновская правда. – 2008. – 8 мая. – С. 12. Димитровград // Деловое обозрение. – 2010. - №5. – С. 19.

  4. Словесность становится актуальной для ПФО: объявлен IV окружной конкурс проектов на участие в «Культурной столице Поволжья-2004» // Ульяновск сегодня. – 2004. - №13. – С. 23.

  5. Федотова М. Репортаж из «Аллеи гласных»: [Димитровград – культурная столица] // Культура. – 2004. - №23. – С. 4.

  6. Школьная А. Культурные процессы набирают обороты: [Димитровград – культурная столица Поволжья] // Народная газета. – 2004. – 19 мая. – С.1.;

  7. Город молодой: Димитровграду – 305 // Народная газета. – 2003. - №104. – С. 20.

  8. Димитровградцы изучают Марс: [ФГУП «ГНУ РФ НИИАР» (г. Димитровград, Ульяновской области) продолжает участвовать в международных программах исследования космоса] // Народная газета. – 2003. – 15 июля. – С. 3.;

  9. Отпущенко В. Быть ли Димитровграду наукоградом? // Народная газета. – 2002. – 22 марта. – С. 3.

Приложение

Ниже представлено несколько слайдов из мультимедийного пособия по истории города Димитровграда «Дом, в котором мы живем»

Просмотров работы: 699