ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ПОСЕЛКА ПУРПЕ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА ПОСЕЛКА ПУРПЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………………………...3-4

Основная часть

Глава 1. История образования поселка и Храм…………………………………………………..4-7

Глава 2. Икона Богоматери Неупиваемая чаша………………………………………………….7-8

Глава 3 Роль Церкви в жизни жителей поселка…………………………………………………9-10

Заключение…………………………………………………………………………………………10

Рекомендации………………………………………………………………………………………10

Список используемой литературы…………………………………………………………………11

Приложения …………………………………………………………………………………………12

ВВЕДЕНИЕ

Благочестивые наши предки не могли жить без храма –он был так же необходим для души народа,как дом и пища для его телесного существования.

Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

В сентябре 2013 году наш поселок отметил 35-летний юбилей. Я очень люблю свою малую Родину. И мне очень интересно знать историю своего поселка, обычаи, традиции и все что с ним связано. Каждый день по дороге в школу и обратно я с замиранием в душе прохожу мимо «сердца» моего родного поселка – храма Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Честно признаться, до недавнего времени я не знала о нём ничего. В этом учебном году мы начали изучать курс по духовно-нравственному развитию народов России, и на одном из занятий я узнала историю нашего храма. Я уже немного знала историю поселка из материалов школьной библиотеки, из рассказов нашего классного руководителя, но интересна история появления храма в нашем населенном пункте. Вот тогда-то я решила провести свое исследование и собрать по возможности материал об истории храма нашего поселка.

Тема исследовательской работы – «История храма села поселка Пурпе».

Цельисследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма поселка Пурпе и показать историческую значимость церкви в жизни поселка и людей.

Задачи:

  • Найти сведения о возникновении поселка Пурпе и строительстве православного храма;

  • Проанализировать отношение населения к церкви;

  • Обобщить данные и сделать вывод.

Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках изобразительного искусства, литературного краеведения и занятиях по курсу внеурочной деятельности мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом я и хотела написать в своей работе.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.

Проблема: почему храм появился в нашем поселке только в 21 веке ?

Гипотеза: я предполагаю, что исторические события повлияли как на рождение церкви.

При написании работы были использованы материалы книги Памятные места поселка Пурпе, материалы жительницы поселка Пурпе Нарбаевой Фавзии Кадыровны, статьи из районной газеты «Северный луч», материалы предоставленные иереем храма Неупиваемая чаша Андрееем Юнчиком. Был проведён социологический опрос среди учителей, учащихся нашей школы, прихожан нашего храма. Совершили экскурсию по территории церкви.

При изучении истории церкви были использованы разные методы и формы работы: поисковый опрос, работа с газетными публикациями, экскурсия, беседа, наблюдение.

В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю храма Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" найденных материалов, воспоминаний старожилов нашего поселка мне удалось воссоздать историю Храма и рассказать о её буднях.

Глава 1. История образования поселка и Храма.

История поселка началась в январе 1978 года, когда в 80 километрах от районного центра Тарко-Сале высадился первый десант первопроходцев, им предстояло найти место для строительства временного поселка, чтобы в дальнейшем обеспечить строительство железнодорожной станции Пурпе.

Был разбит палаточный городок и сделана привязка станции, которой дали название Пур-Пе, в честь притока реки Пяку-Пура, что в переводе с ненецкого означает «каменная река», - так начинался поселок Пурпе.

История поселка началась в январе 1978 года, когда высадился первый десант первопроходцев. Этим молодым и полным энтузиазма людям предстояло найти место для строительства временного поселка, чтобы в дальнейшем обеспечить возведение железнодорожной станции Пурпе. 31 января на третьи сутки, по бездорожью в район Пурпе прибыли первопроходцы: лесорубы Д.И. Данилюк и В.М. Иванюта и водитель Смольников Ю.В.

Через полмесяца прибыло пополнение. Под руководством В.Я. Блаженских первопроходцы расчистили площадки для будущих построек. Начали с палаточного городка, который разбили посреди тайги в 65 километрах к югу-западу от Тарко-Сале. Это был палаточный городок строителей монтажного поезда № 611, строивших дорогу «Сургут - Новый Уренгой». Строительно-монтажный поезд (СМП-611) был образован в феврале 1978 года управлением «Тюменстройпуть», на него были возложены большие задачи. Только в первый год коллективу СМП-611 предстояло проложить зимник, перевезти около 100 тонн груза, построить ЛЭП, мост через реку Пяку-Пур, завезти топливо. Также было необходимо начать строительство котлопункта, общежитий, котельной, пилорамы, пекарни, овощехранилища, магазина. На возведении этих объектов работали 10 бригад численностью 126 человек. Первым начальником СМП-611 назначили Валерия Яковлевича Блаженских.

14 апреля 1980 года из Москвы со знаменитой Комсомольской площадки, отправился в путь Всесоюзный ударный комсомольский отряд «Молодогвардеец». Всего в нем было 7 тысяч бойцов. В Тюменскую область 16 апреля прибыло 2200 молодых посланцев союзных республик, краев и областей страны. На Всесоюзной ударной комсомольской стройке, железной дорогой Сургут - Новый Уренгой, взял шефство комсомол Белоруссии.

В Пурпе было направлено 207 человек из 6 областей Белоруссии: Гродневской Гомельской, Минской, Брестской, Витебской, Могилевской. Командиром отряда был Анатолий Подъячев, комиссаром Валерий Лебедевич. Было принято решение направить отряд в полном составе в строительно-монтажный поезд № 611. Бойцы отряда «Молодогвардейцы» трудились на строительстве многих объектов жилья и соцкультбыта: школы, дома связи, железно-дорожных путей.

В память о тех событиях названы улицы поселка Пурпе: Энтузиастов, Таежная, Молодежная, Аэродромная. Там, где сейчас в поселке находится улица Энтузиастов, располагался первый палаточный городок. Место для палаточного городка определял В.Я. Блаженских с учетом привязки к станции, которой дали название Пур-пе. Именно в районе сегодняшней улицы Энтузиастов началась история железнодорожной станции и северного поселка Пурпе. Творили ей романтики и энтузиасты, приехавшие зимой 1978 года покорять суровый край.

В сентябре 1979 года в двадцати километрах от поселка Пурпе была построена и запущена газокомпрессорная станция (КС-02), Ноябрьского управления магистральных трубопроводов, здесь же был построен поселок газовиков, который в дальнейшем станет вторым населенным пунктом, территориально входящим в состав муниципального образования, с названием Пурпе-1.

В октябре 1979 году от города Ноябрьска до станции Пурпе завершилось строительство железнодорожного полотна. Первый поезд прибыл в Пурпе 16 октября 1979 году.

17 октября 1979 года, исполком Совета народных депутатов Тюменской области принял решение зарегистрировать поселок Пурпе при строящейся железнодорожной станции в Пуровском районе и образовать Пурпейский сельский Совет с центром во вновь образованном поселке.

25 ноября 1979 года были проведены первые выборы председателя сельского совета. На первой сессии народные депутаты избрали председателя исполкома сельсовета – Николая Григорьевича Кислицына.

Самым красивым сооружением в поселке Пурпе является православный храм Иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша". Его история началась 23 мая 2003 года.

Жители посёлка Пурпе всегда были богобоязненны и желали духовного окормления, поэтому долгое время они посещали Храм в городе Губкинский. Благодаря великим трудам отца Валерия Колесникова, начал подыматься вопрос о строительстве храма в самом посёлке. 23мая 2003 года, был установлен поклонный крест, и проведён чин освящения места, под строительство Храма. Впереди много было хлопот и препятсвий, но усилиями и молитвами иерея Валерия, потихоньку началось строительство Божьего Дома. Прихожане создали «Фонд строительства Православного Храма в посёлке Пурпе».

Место, как это и положено для строительства храма, было выбрано очень красивое и удобное. Это видно из того, что неоднократно в храм заходят люди, которые хотят помолится перед отъездом домой, ведь он стоит недалеко от железнодорожного вокзала.

30 сентября 2007 года было завершено строительство прекраснейшего храма из бруса, который своей формой напоминает корабль. Своей красотой и величием он поражает каждого, кто его увидит. Этот духовный корабль, плывёт среди бурного житейского моря, пробуждая каждого от духовного сна, в котором пребывает современный мир. Даже одно название в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» показывает, что он призван для помощи каждому страждущему человеку, для подкрепления его душевных и телесных сил.

Стены храма выполнены из оцилиндрованного бревна (строевая сосна) диаметром 300 мм и соединены "в чашку". Этот метод строительства считается наиболее надежным. Всего на сооружение храма ушло около полутора тысяч бревен длиной в 6 метров. Кровля покрыта листовой медью, 7 куполов с крестами облицованы нитрат-титановым покрытием, поэтому они сверкают в любую погоду и в любое время суток. На колокольне установлено 6 колоколов, радующих своим праздничным звоном поселок.

21 сентября 2008 года состоялось открытие храма, где присутствовали все те, кто потрудился для создания этой духовной сокровищницы! Иерей Валерий отслужил Благодарственный молебен, и благословил прихожан продолжать молится, каждое воскресенья читая акафист. Каждую среду отец Валерий приезжал для совершения таинств и приходских треб. Прихожане радовались, тому, что начал потихоньку оживать приход. Некоторые прихожанки, которые принимали участие в основании прихода, вспоминают, как они каждый раз ожидали приезд отца Валерия.

С благословения Владыки Димитрия, 25 апреля 2009 в храме была совершена первая Литургия. 18 мая, на храмовый праздник в честь иконы «Неупиваемая Чаша» была вторая Литургия. Первое Таинство Крещения младенцев состоялось 10 сентября 2009, крестилось 5 детишек. 28 октября Таинство Крещения приняло 10 младенцев. С того времени раз в месяц батюшка приезжал совершать Божественную Литургию. В храме принимали присягу казаки и ученики кадетского класса .

28 октября 2012 года по Благословению епископа Салехардского и Ново-Уренгойского Николая, для окормления прихода посёлка Пурпе, был назначен настоятелем храма иерей Андрей Юнчик. С появлением священника службы стали проводится регулярно и, по надобности прихожан, проводятся Таинства и Богослужения. При храме открылась детская и взрослая воскресная школа.

Большое внимание и заботу о храме проявляет правящий архиерей владыка Николай. Каждый раз проезжая по Ноябрскому благочинию, он посещает и этот духовный уголок своей епархии.17 января 2013 года епископ Николай вновь посетил посёлок и проверил как идёт подготовка храма к освящению

Православный Храм посёлка Пурпе, в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», по своей неописуемой красоте в народе уже начали называть «Жемчужиной Ямала». Однажды глава района, Скрябин Евгений Владимирович, при очередном своём посещении храма вспоминал: «Большими трудами нам пришлось строить этот храм и Слава Богу всё получилось очень красиво!»

Глава 2. Икона Богоматери Неупиваемая чаша.

Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» – одна из чудотворных икон, явленная во Владычнем монастыре в городе Серпухове в 1878 г. По иконографии она относится к типу одного из htmlimage 2 древнейших изображений Божией Матери – "Оранта", только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это чаша Причащения, источающая приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительным подвигом Иисуса Христа.

История явления этой иконы связана с жизнью одного отставного солдата Тульской губернии, который беспробудно пил и не мог бросить, несмотря на постигшую его нищету и болезни.

И вот этому совершенно уже опустившемуся человеку однажды во сне явился светоносный старец, повелев идти в монастырь города Серпухова и отслужить перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молебен, после чего он будет исцелён от пагубного недуга.

Без гроша в кармане, не владея ногами, крестьянин не рискнул отправиться в путешествие. Но святой старец явился ему второй, третий раз и уже настолько грозно приказал исполнить повеление, что несчастный пьяница немедленно отправился в путь, преодолевать который ему пришлось на четвереньках.

Придя в монастырь и рассказав о своих сновидениях, страждущий попросил отслужить молебен. Но никто в монастыре не знал иконы Божией Матери с названием Неупиваемая Чаша. Тогда кому-то пришла мысль: а не та ли это икона Богородицы, которая висит в проходе из храма в ризницу с изображением чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне иконы действительно увидели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что, взглянув на икону преподобного Варлаама, ученика святителя Московского Алексия, недугующий крестьянин сразу же узнал того старца, который являлся ему во сне. Из Серпухова он возвратился вполне здоровым.

Весть о чудном прославлении иконы Божией Матери Неупиваемая Чаша быстро распространилась не только в Серпухове, но и по всей России. Одержимые страстью пьянства, их родные и близкие спешили к чудотворной иконе с молитвами об исцелении от недуга, и многие, очень многие, приходили уже для того, чтобы возблагодарить Богородицу за Её милость.

Перед этой иконой православные христиане молятся об исцелении от алкоголизма и наркомании – в церкви засвидетельствовано множество чудесных исцелений по молитвам перед этой иконой.

Так, например, вся икона, находящаяся во Владычнем монастыре увешана золотыми украшениями – в знак благодарности за исполненные прошения, за исцеления от недуга, по древней традиции со временем из этих даров иконам изготавливались драгоценные оклады, эти украшения – зримое свидетельство об исполненных молитвенных прошениях.

Иконографически образ восходит к типу Богородицы-Оранты: Младенец Христос изображен стоящим в чаше, которая символизирует Чашу Причащения. Богородица на иконе с поднятыми вверх руками молится за грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения.

Сегодня в России существует много центров помощи больным алкоголизмом во имя иконы Неупиваемая чаша. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» определяют основную причину алкоголизма и наркомании как духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров.

В конце 2005 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II дал благословение на создание при храмах Москвы групп самопомощи для людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью.

Глава 3 Роль Церкви в жизни жителей поселка.

Ни хлебом единым мы сыты,

Но если в душе пустота,

То будем мы также забыты –

Не будет над нами креста!

Б. Ковтун

Совершая экскурсию в сегодняшний храм поселка Пурпе, мы помолились перед Иконой Казанской Божьей Матери, поставили свечи за здравие.

По окончании воскресной службы, на которой были бабушки и женщины, мы задали им такой вопрос: Какие чувства испытывают они после посещения Храма? (Приложение 1).

Самкова Л.Н. «Я испытываю чувство легкости и радости. Прихожу домой в приподнятом настроении».

Коломиец Н.В. «После посещения Храма мне хочется многое сделать. Мне так легко, что хочется летать».

Иванова М.А. «Я забываю о неприятностях, болезнях, они сами уходят. Мне легко на душе».

Назарчук В.З. «Для меня в церкви наступает благоденствие, мне спокойно, а воздух Храма меня просто лечит».

Учащаяся 4 класса Морозова Агата ответила так «Мне кажется, когда я стаю в церкви, меня окружают Ангелы».

В храм Божьей Матери я решила пойти не только как на экскурсию, мне были интересны мои ощущения после посещения Храма. На самом деле, мне было так спокойно, дышалось легко. Во время службы я наблюдала за пожилыми людьми: как они молятся, как стоят, а как они красиво поют!

Вместе с руководителем мы разработали анкету, которая служит доказательством для выдвинутой гипотезы.

В анкетировании принимало участие 45 человек. (Приложение1)

В результате проведенного анкетирования на вопрос: Верите ли вы в Бога? – 100% опрашиваемых ответили, что веруют в Бога. Все из опрошенных крещенные, т.е – 100 %.

На вопрос: Посещаете ли вы Храм – да ответили - 65 %, нет – 35%.

Считаете ли появление в поселке храмов правильным делом? – 100% - ответили - да.

На вопрос: Знаете ли вы, полное название храма поселка Пурпе? 50%- ответили – нет.

Большинство участников, 76% , обращаются к Богу в трудную минуту, произнося «Господи, помоги!». 24% участников кроме «Господи, помоги!», благодарят Его «Слава Тебе, Господи!». (Приложение 1)

Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожали через церковь. Не значит ли это, что именно церковь - тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие человеческие качества.

Так, судя по результатам, духовная жизнь села возрождается.

Заключение

На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение Храма в нашем поселке. Каким только гонениям не подвергалась Церковь! Её пытались разрушить, уничтожить веру. Но все это прошло, и Церковь Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша Россия.

Когда в поселке есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.

Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне. Изучив множество источников, я пришла к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа. Бережно относились к вере своих предков.

Рекомендации

1. Результаты исследований можно использовать на уроках истории и ОРКСЭ.

2. Провести классные часы для учащихся МБОУ «СОШ № 3» п. Пурпе Пуровского района и донести информацию о результатах работы до максимально большого количества учащихся.

Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог!

Николай Мельников.

Список используемой литературы

  1. Дудников Н.Ф. Пур-надежда России. Москва «Вертикаль», 2004 г

  2. Памятные места поселка Пурпе , 2014 г

  3. Пуровский район. ОАО «СибНАЦ», 2007 г

Интернет-ресурсы

  1. http://www.purpe.info/o-purpe/2011-06-29-09-14-38

  2. http://gcbs.ru/_version/Oktober_2014/V_YANAO.htm

  3. http://пурпе.ямалсити.рф/новости/Поселку-Пурпе-исполнилось-тридцать-пять-лет/4112/

  4. http://yamalrpc.ru/pages/id/129

  5. http://www.patriarchia.ru/db/text/110696.html

  6. http://www.ihtus.ru/chron/82005/15.shtml

  7. http://www.travellers.ru/city-purpe-(posjolok)

Приложение 1

В анкетировании принимало участие 45 человек.

В результате проведенного анкетирования на вопрос:

Верите ли вы в Бога? – 100% опрашиваемых ответили, что веруют в Бога.

Все из опрошенных крещенные, т.е – 100 %.

Знаете ли Вы полное название нашего храма?

Считаете ли строительство храмов правильным делом? – 100% - ответили - да.

Приложение 2

Поклонный крест, поселок Пурпе 2003 г

Строительство храма поселок Пурпе, 2003 г

Служба в храме поселка Пурпе Иерей Андрей Юнчик

Приложение 3

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Неупиваемая чаша»

Молитва первая перед иконой Неупиваемая чаша

О, Премилосердая Владычице! К Твоему заступлению ныне прибегаем, молений наших не презри, но милостивно услыши нас: жен, детей, матерей и тяжким недугом пианства одержимых, и того ради от матере своея — Церкви Христовой и спасения отпадающих, братьев и сестер и сродник наших исцели. О, Милостивая Мати Божия, коснися сердец их и скоро возстави от падений греховных, ко спасительному воздержанию приведи их. Умоли Сына Своего, Христа Бога нашего, да простит нам согрешения наша и не отвратит милости Своея от людей Своих, но да укрепит нас в трезвении и целомудрии. Приими, Пресвятая Богородице, молитвы матерей, о чадех своих слезы проливающих, жен, о мужех своих рыдающих, чад, сирых и убогих, заблуждшими оставленных, и всех нас, к иконе Твоей припадающих. И да приидет сей вопль наш, молитвами Твоими, ко Престолу Всевышняго. Покрый и соблюди нас от лукаваго ловления и всех козней вражиих, в страшный же час исхода нашего помози пройти непреткновенно воздушныя мытарства, молитвами Твоими избави нас вечнаго осуждения, да покроет нас милость Божия в нескончаемые веки веков. Аминь.

Молитва вторая перед иконой Неупиваемая чаша

Царице наша Преблагая, надеждо наша, Пресвятая Богородице, приятелеще сирых и странных Заступнице, бедствующих помоще и озлобленных покрове. Зрише нашу беду, зрише нашу скорбь: отвсюду искушениями одержимы есмы, а заступающего несть. Ты убо Сама помози нам, яко немощны, окорми, яко странны, настави нас, яко заблудших, уврачуй и спаси нас, яко безнадежных. Не имамы иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбных и обремененных. Призри на нас, грешных и во озлоблении сущих, покрый нас Честным Твоим Омофором. Да избавлени будем от зол, обышедших нас, наипаче же пиянства. Да восхвалим всегда Пресвятое имя Твое. Аминь.

Просмотров работы: 940