Краткая аннотация
Князь Александр Невский принадлежит к числу тех великих людей в истории нашего Отечества, чья деятельность не просто оказала влияние на судьбы страны и народа, но во многом изменила их, предопределила ход русской истории на многие столетия вперёд. Ему выпало править Русью в тяжелейший, переломный момент, последовавший за разорительным монгольским завоеванием, когда речь шла о самом существовании Руси, о том, сумеет ли она уцелеть, сохранить свою государственность, свою этническую самостоятельность или исчезнет с карты, подобно многим другим народам Восточной Европы, подвергшимся нашествию одновременно с ней. Главной его победой исследователи все чаще называют не военную, а политическую победу. Главный свой подвиг Александр Невский совершил не на поле брани в качестве военачальника, а на политическом поприще в качестве государственного деятеля.
Оглавление
Введение 1
Глава 1. Подчинение Руси Орде 3
Глава 2. «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». Александр Невский - правитель Северо-Западной Руси 4
Глава 3. Политика Александра Невского 6
3.1. «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке»….6
3.2. Тевтон или татарин?................................................................7
3.3. «Не в силе Бог, а в правде». Александр – Великий князь Владимиро-Суздальский………………………………………………..9
Глава 4. Значение деятельности Александра Невского в период раннего средневековья Руси 12
Заключение 14
Список литературы 16
Приложение 17
ВведениеМудрый правитель, талантливый полководец, причисленный православной церковью к лику святых. Таким до наших дней дошел образ Александра Невского. Считается, что святой Александр Невский является небесным покровителем и Забайкальской земли. Я заинтересовалась данным фактом и решила больше узнать об этом деятеле. Обратившись к литературе, я столкнулась с неоднозначной трактовкой деятельности Александра. Удивительно, но при всех заслугах истинная роль Невского в Отечественной истории не получила однозначной оценки. В биографии Александра Невского имеются факты и поступки, вызывающие неоднозначную реакцию у историков.
Обратившись к литературе, я столкнулась с неоднозначной трактовкой деятельности Александра. В настоящее время у историков не существует полностью единого мнения относительно личности Александра Невского и его роли в истории. В самом деле: с одной стороны, это выдающийся полководец, выигравший все сражения, сочетавший решительность с расчётливостью; с другой — это князь, вынужденный признать верховную власть иноземного правителя.
Возник вопрос: почему некоторые историки обвиняют его в предательстве и сотрудничестве с Ордой, хотя по официальной версии он является легендарным русским полководцем, сумевшим оградить Русь от западных агрессоров. Мне захотелось выяснить, почему существуют такие противоречивые оценки, и ответить на главный вопрос: Кем был Александр: защитником Руси или её изменником? Это стало мотивацией моей работы.
Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда происходит процесс переосмысления прошлого нашей страны, большое значение приобретает объективный анализ политики великого человека - князя Александра Невского.
Цель моей работы: выяснить, какую роль сыграла деятельность Александра Невского в его взаимоотношениях с Ордой в историческом развитии Российского государства.
Задачи:
1. Изучив литературу по данной теме, выявить особенности политики Александра;
2. Сравнить мнения историков о политической деятельности Александра;
3. Сформулировать выводы.
Методы, используемые в работе: теоретический (анализ и синтез материала); сравнительно-исторический (сопоставление оценок и суждений историков с фактами истории); картографический (работа с атласами и картами); структурно-системный (установление взаимосвязи социально-экономических явлений с деятельностью Александра).
Объект исследования: Александр Ярославович Невский и Золотая Орда.
Предмет исследования: внешняя и внутренняя политика Александра Невского как государственного деятеля.
Обращаясь к такому проблемному вопросу, я познакомилась с работами историков В.Т. Пашуто, Ю.К. Бегунова, Н.И. Костомарова и др.; прочитала и проанализировала «Житие Александра Невского». Собрала и обобщила материал по заявленной теме. Я придерживаюсь известной мысли Г.В. Вернадского о том, что Александр Невский совершил два подвига: дал отпор католическому Западу и пошел на смирение на Востоке. По мнению историка, православный князь Александр Невский считал первостепенным «сбережение православия» (источник духовной, нравственной силы русского народа): «Александр предпочел «дикую Азию» «цивилизованному Западу»: «отдать в рабство тело, но не исказить душу». То есть, потеряв независимость, но оставив православие, можно было надеяться на возрождение.
Таким образом, исследовательская работа базируется на принципах историзма, научной достоверности и объективности. В анализе событий прошлого использовался конкретно-исторический подход. На основе материала можно дать объективную оценку деятельности Александра Невского в его взаимоотношениях с Ордой.
Глава 1. Подчинение Руси ОрдеВ 1237 году Северо-Восточная Русь подверглась нашествию отрядов Батыя. После гибели старшего брата Юрия в битве с татарами на реке Сить в 1238 г. Ярослав Всеволодович, отец Александра, обрел титул великого князя Владимирского и оказался правителем разграбленной и опустошенной монголо-татарским нашествием земли. Вскоре, вернувшись из похода в Центральную и Южную Европу, монголы вновь появились у границ Руси. В конце 1240 г. войско Батыя вторглось в Южную Русь, захватило Переяславль,
Чернигов, Киев, Галич и множество других городов. Разорив южнорусские земли, Батый двинулся в Центральную Европу. Были опустошены Венгрия, Польша. В конце 1242 г. в обширных степях между Дунаем и Обью возникло новое государство - Золотая Орда, границы которого протянулись от Иртыша на востоке, до Карпат на западе, от Приуралья на севере, до Северного Кавказа на юге. В вассальной зависимости от Орды были и русские земли.
Верховным правителем Орды стал внук Чингисхана - хан Батый. В 1235 году ему было доверено командование всеми войсками, посланными Великим ханом монгольской империи, в поход на западные страны. После завершения похода он стал управлять завоеванными землями, которые Чингисхан отдал во власть своему рано умершему старшему сыну Джучи - отцу Батыя. После татаро-монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды. Сложилась система, при которой русский князь должен был получать в Орде утверждение, «ярлык» на великое княжение.
Вызывая к себе русских князей, монголо-татары свою цель видели в том, чтобы использовать в своих интересах экономический и военный потенциал Руси. Для этого разумней было сохранить сложившуюся здесь систему управления и использовать её в интересах завоевателей. За право на власть, отныне, князья должны были отвечать перед ханом за всё, что происходит в их владениях, и, прежде всего, за полный и своевременный сбор дани. По отношению к своим подданным князья выступали как доверенные лица хана, его наместники в «русском улусе».
Первым был вызван в ставку Батыя в 1243 г. великий князь владимирский Ярослав Всеволодович и получил ярлык на великокняжеский, т.е. Владимиро-Суздальский престол.
Таким образом, после татаро-монгольского нашествия Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды, покорной монгольской силе, которой не могли противостоять разобщенные земли и княжества, опустошенные нашествием.
Глава 2. «Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет». Александр Невский - правитель Северо-Западной РусиС 1236 по 1240 год Александр непрерывно княжит в Новгороде.
Князь оказался на новгородском престоле в период страшных бедствий. Русь была разорена и обескровлена нашествием монголо-татар. Ослаблением Руси, абсолютно неготовой к сопротивлению, поспешили воспользоваться и ее северо-западные соседи, стремившиеся захватить псковские и новгородские земли. Избежав разорения от татар, Новгородская земля подверглась угрозе, исходившей от шведов и рыцарей Ливонского ордена. Неспокойно было и на западных границах государства, где находилось литовское княжество.
Князь Александр понимал, что главную угрозу для Руси таила Западная Европа. Это было время распространения влияния католической церкви. Папа Римский побуждал русских князей обратиться в католичество, обещая помощь против монголо-татар, и в то же время своими посланиями звал шведских и немецких рыцарей в крестовый поход на Северо-Восточную Русь.
Император Священной Римской империи Фридрих II направил немецких крестоносцев на завоевание Прибалтики и Руси. Немцы совершают походы в Прибалтику и постепенно покоряют ее. Они обращают в крепостное состояние прибалтийские народы, некоторых и вовсе истребляют.
Пришедший с Запада враг был опасен и безмерно жесток. Вот что пишет Лев Гумилёв: «К русским немцы и шведы относились еще более жестоко, нежели к прибалтам. Если, к примеру, захваченных эстов обращали в крепостное состояние, то русских просто убивали, не делая исключения даже для грудных младенцев».1 Угроза немецко-шведской интервенции стала для Руси очевидна, она нарастала с каждым днем.
Первый удар по Руси нанесли шведы. Воодушевленные на славный подвиг во имя господа Папой, в 1240 году шведы предприняли крестовый поход против Руси. Предводитель шведов, Биргер Магнуссон, вошел на кораблях в устье Невы и прислал Александру надменное объявление войны: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою».
Александр выступил навстречу шведам и лично участвовал в битве. По свидетельству летописцев, Александр сражался в первых рядах и «неверному кралю их возложил острием меча печать на челе». Шведы потерпели сокрушительное поражение. Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским.
С. Соловьёвписал: «Зная, какой характер носила эта борьба, с каким намерением приходили шведы, мы поймем то религиозное значение, которое имела Невская победа для Новгорода и остальной Руси; это значение ясно видно в особенном сказании о подвигах Александра: здесь шведы не называются как римлянами - прямое указание на религиозное различие, во имя которого предпринята была война». 2 Историк указывает на цель Александра: сохранить на Руси православную веру, а значит, и свою духовную независимость от запада.
Но угроза западной интервенции сохранилась. Шведы отступили, но остались немцы, тевтонские рыцари. Немецкие рыцари взяли Изборск. Псковские войска вышли им навстречу и были разбиты. Александр двинулся на неприятеля к Копорью, взял крепость. Решающее сражение произошло на Чудском озере, у Вороньего камня 5 апреля 1242 года. На восходе солнца началась знаменитая битва, слывущая в наших летописях «Ледовым побоищем». Битва решила исход войны. Ливонский орден был вынужден просить мира, отказавшись от всех завоеванных новгородских и псковских территорий. Говорят, что тогда-то Александр и произнес слова, ставшие на Руси пророческими: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» Битва на Чудском озере укрепила авторитет Руси. Русь отстояла свою целостность и вероисповедание. «Победу рассматривали как торжество православия над католичеством»3. В результате князь приобрел славу непобедимого полководца, заступника земли русской.
Но, несмотря на одержанные победы, Русь была ослаблена. Понимая потребность в сильном союзнике, а также в относительном спокойствии Руси, Александр Невский строит отношения с монголо-татарскими ханами.
Битвы показали, что Русь, даже захваченная монголами, продолжает сопротивляться за свои земли, не давая растащить её на куски. Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси, но на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом — монголо-татарами.
Глава 3. Политика Александра Невского3.1. «Крепить оборону на Западе, а друзей искать на Востоке»
Надо сказать, что, выиграв сражение на Чудском озере, Александр не решил политических задач. Победа не ликвидировала возможности немецкого наступления. Города-крепости Рига, Кенигсберг, Ревель служили удобными плацдармами для наступающего с Запада европейского рыцарства. Натиск западного врага на Русь был по-прежнему угрожающе реален.
Александру предстоял тяжелый выбор союзника. Выбирать приходилось между Ордой и Западом. Нужно отдать должное Александру Ярославичу: он разобрался в политической обстановке и сумел встать выше своих личных эмоций ради спасения Родины.
Александр понимал, что невозможно вести войну на «два фронта» - сражаться на западе, опасаясь, что в любой момент на его владения могут напасть с востока. В таких условиях был необходим временный союз с монголо-татарами. Видя опасность, надвигающуюся со стороны ливонских земель, Александр, по утверждению историка С.М. Соловьёва, в начале 1242 года отправился в Орду на поклон к Батыю.
Эту поездку, как и дальнейшие соглашения Александра с Ордой, потом не один раз ставили в вину князю, обвиняя его чуть ли не в предательстве. Александра интересовала перспектива получения от монголов военной помощи для противостояния натиску Запада. Именно за эту помощь Александр Ярославич готов был платить. Князь принял условия Батыя к замирению, которые касались дани, и спокойный за свой тыл вернулся в Новгород.
Таким образом, союзный договор с Ордой стал реальностью. Опираясь на союз с монголо-татарами, Александр решил не только остановить движение немцев на Русь, но и подорвать самую его возможность.
3.2. Тевтон или татарин?
К моменту гибели отца, Александр был князем Новгородским и Переяславским. За его спиной были блестящие победы над шведами, литовцами, немцами. Прощаясь с отцом, Александр уже знал, что ему предстоит тяжелая борьба за власть. Но вопрос о хозяине русского престола решался монгольскими ханами. И потому в начале 1247г. Александр и его брат Андрей отправились к Батыю. Для Александра это была уже вторая встреча с «Несокрушимым».
Батый, не желая вызвать гнев Великого хана своей самостоятельностью, не стал решать вопроса о великом княжении Владимирском и отправил князей ко двору Великого хана. По версии Н.И. Костомарова, приглашение Великого хана могло звучать следующим образом: «мне покорил Бог многие народы: ты ли один не хочешь покориться державе моей? но если хочешь сохранить за собою землю свою, приди ко мне: увидишь честь и славу царства моего». 4 В1247-1248 гг. Александру и Андрею пришлось совершить путешествие в Монголию, в ставку великого хана Гуюка в Каракоруме. Среди православных верующих Забайкальского края бытует предание о том, что Александр Невский, направляясь в Каракорум, посетил Забайкалье (к сожалению, данная гипотеза не имеетдостоверного подтверждения). Великий хан Гуюк проявил милость к Ярославичам, и оба были отпущены на Русь с ярлыками.
Эта поездка, вероятно, привнесла много полезного для политика Александра. Он научился уживаться с монголами, изучил те качества иноверцев, которые теперь необходимо было усвоить русичам, чтобы ужиться с непобедимыми завоевателями. «Чрезвычайная сплоченность сил, безусловное повиновение старшим, совершенная безгласность отдельной личности и крайняя выносливость - вот качества, способствовавшие монголам совершать свои завоевания, качества совершеннопротивоположные свойствам тогдашних русских, которые, будучи готовы защищать свою свободу и умирать за нее, еще не умели сплотиться для этой защиты». 5
И в 1249 г. Александр стал «старейшим» среди русских князей: он получил Киев. Владимир достался Андрею. Таким образом, наследство Ярослава Всеволодовича было разделено на две части. Это создало напряженность в отношениях между братьями. Александр должен был чувствовать себя обделённым, т.к. владимирский «стол» был более значительным, чем киевский.
Запад не оставил попыток покорить Русь. Практически же западные интервенты ставили перед собой свою задачу: используя русских ратников, изгнать монголов с Руси, а затем покорить обескровленную Русь, подобно Прибалтике. К князю приезжали послы от папы римского Иннокентия IV с целью насадить католическую веру на Руси. Есть известие, что папа Иннокентий IV в 1251 году прислал к Александру двух кардиналов и обещал помощь ливонцев в борьбе с татарами, убеждал Александра подчиниться римскому престолу и принять католичество. Но Александр отказался. К этому времени он сделал выбор — и не в пользу Запада. Как полагают исследователи, увиденное на пути от Владимира к Каракоруму произвело на Александра сильное впечатление: он убедился в несокрушимой мощи Монгольской империи и в невозможности разоренной и ослабленной Руси противиться власти татарских «царей».
Летописец пишет, что Александр Невский ответил на это: «…си вся съведаем добре, а от вас учения не принимаем». В этом ответе князя был выбор и религиозный, и политический. Александр понимал, что Запад не сможет помочь Руси в освобождении от ордынского ига; борьба же с Ордой, к которой призывал папский престол, могла оказаться гибельной для страны.
Александр Ярославич хорошо понимал и всю опасность западного нашествия на Русь, которой западные рыцари готовили участь Византийской империи, разграбленной и захваченной в 1204 году. «Латинская вера или латинский меч» - альтернатива, предложенная для Руси крестоносцами. Агрессия с Запада угрожала государственному и национальному существованию Руси, представляла опасность для русской культуры, языка, религии. Орда же, союз с которой заключил князь Александр, не препятствовала политической самостоятельности русских земель и отличалась полнейшей веротерпимостью. Монголо-татары не посягали на духовный образ жизни русских людей, на православную веру, язык.
Таким образом, князь избрал для себя путь отказа от всякого сотрудничества с Западом и вместе с тем путь вынужденной покорности Орде, принятия всех её условий. Именно в этом увидел он единственное спасение как для своей власти над Русью, так и для самой Руси.
3.3. «Не в силе Бог, а в правде». Александр – Великий князь Владимиро-Суздальский
Александр Невский проявил себя в отношениях с Ордой тонким дипломатом. И своей главной задачей он считал предотвращение любого конфликта между Русью и монголо-татарами. С этой целью Александр в 1252 г. отправился в Орду, к сыну Батыя и преемнику - Сартаку, принявшему православие и ставшему, по преданию, побратимом Александру.
Именно с этого времени можно определённо говорить об особой «татарской политике» Александра Невского — политике умиротворения татар и беспрекословного повиновения им. Последующие его частые поездки в Орду (1257, 1258, 1262 годы) имели целью предотвратить новые вторжения на Русь. Князь стремился исправно выплачивать огромную дань завоевателям и не допускать выступлений против них в самой Руси.
Нелегко было Александру удерживать этот союз: многие, близкие ему люди,были против союза с монголо-татарами. Активно выступал против татар князь Даниил Галицкий и вынашивал план восстания. Его политический курс состоял в том, чтобы сделать Галицко-Волынское княжество феодальным самостоятельным государством, ориентированным на Запад. Даниил начал искать союзников и рассчитывал на Андрея, князя Владимиро – Суздальского. В намечавшийся союз надеялись вовлечь и Александра. Но Александр был благоразумнее и дальновиднее. Он не разделял надежд Даниила на помощь с запада от римского папы и католических государей. Именно в них он видел более опасных врагов для Руси. Андрей Ярославович поднял мятеж против власти татар. В ответ Батый направил на Русь карательную рать царевича Неврюя. Александр, получив ярлык на великое княжение Владимирское, вернулся в разорённые земли. «Неврюево нашествие» оказалось ещё более кровавым, чем предыдущие.
Взойдя на великое княжение, Александр отстраивал города и церкви, восстанавливал хозяйство. Александр делал все, чтобы устоять и не дать полностью разорить свою землю ордынцам. И постепенно Владимирская Русь стала залечивать раны.
Между тем в Орде шла смена власти. После смерти Батыя к власти пришёл Сартак, вскоре внезапно скончавшийся. Его место занял брат Батыя – Берке, и летом 1257 г Александр вместе с другими князьями отправились к нему на поклон. Вернулись князья на Русь с тревожной вестью: «поганые» решили провести перепись населения с целью определить точные размеры дани.
Зимой 1257 года татарские «численники» «исчислили всю землю Суздальскую, и Рязанскую, и Муромскую», — записывал летописец «Жития». Перепись проводили при содействии хана Берке, а также самих русских князей, в первую очередь, Великого князя Владимирского. За мир с Ордой, за спокойствие на Русской земле надо было чем-то платить, и платить дорого. Александру пришлось оказать содействие ордынским чиновникам в переписи русских земель для регулирования взимания дани.
В Северо-Восточной Руси Александру удалось провести перепись без особых конфликтов, иначе сложилась обстановка в новгородской земле. Этот факт вызвал возмущение новгородцев. Александр знал, что именно он, как великий князь Владимирский, непременно должен заставить новгородцев смириться с переписью, и сделал это насильственным усмирением недовольных. Тем самым спас новгородскую землю от погрома, подобного тому, что испытала Северо-Восточная Русь в 1237-1238 и 1252 годах. Не понимая этого, многие обвиняли его в трусости, в предательстве, в дружбе с монгольскими ханами.
«Союзный договор с Ордой оказался впоследствии благом для Руси, с точки зрения установления порядка внутри страны. Хоть Русь и оставалась зависимой от монголо-татар, но и установилась обстановка союза».6
В конце 1262 года Александр вновь отправился в Орду. «Было в те времена насилие великое от иноверных, — рассказывает княжеское «Житие», — гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошёл к царю (ордынскому хану Берке), чтобы отмолить людей своих от этой беды». Князь стремился также избавить Русь от новой карательной экспедиции татар: в том же 1262 году в ряде русских городов (Ростове, Суздале, Ярославле) вспыхнуло народное восстание против бесчинств сборщиков татарской дани. Полки монгольские были посланы на Русь для расправы. Александр Невский лично отправился с дарами в Орду к хану Берке.
Многие историки именно в этом и видят «предательство» русского народа её защитником, но не надо забывать, что в данный момент Русь ещё была не готова противостоять Золотой Орде. Поведение Александра предотвращало более кровавые расправы со стороны захватчиков.
Это была его последняя поездка в Золотую Орду. Возвращаясь домой, Александр по дороге занемог и 14 ноября 1263 г. скончался в Городце. Есть вероятность и того, что в Орде Александра отравили. Известны слова, которыми митрополит Кирилл возвестил народу о кончине великого князя: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» По-другому выразился новгородский летописец: князь Александр «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».
Таким образом, заручившись поддержкой на Востоке, Александр решил укрепить западные позиции Руси. Наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения. Многочисленные договоры, поездки - все это способствовало возвышению статуса Руси, учету ее интересов в политике государств Европы. Л.Н. Гумилев видит значение этого договора для русских князей в том, что они сохранили большую свободу действий, то есть могли по своему усмотрению решать внутренние проблемы.
Глава 4. Значение деятельности Александра Невского в период раннего средневековья РусиМожет ли один человек повлиять на ход истории? Не напрасно ли принесена в жертву свобода? Верно ли выбран путь православия на Руси? Трудно через столько лет размышлять над этими вопросами. Но значение событий того времени и роли Александра несомненно велико.
К началу XIII века Русь оказалась в крайне тяжелой внешнеполитической ситуации. Ужас такого положения выражался в том, что, с одной стороны, над ней нависла угроза нашествия степных кочевников - монгол, что вело к порабощению, в лучшем случае, и к уничтожению в худшем. С другой, балтийской стороны наилучший вариант сулил русскому народу отказ от христианской веры и преклонение перед знаменами западного католицизма.
Эпоха была насыщена политическими событиями большого значения. И этот стремительный ход событий не позволяют однозначно определить мотивы и причины поступков. Этим объясняется расхождение точек зрения на одни и те же факты историков. Историки по-разному оценивают ордынскую политику Александра. Преимущества той или иной причины союза с монголами до сих пор не определены однозначно. Здесь мнения расходятся.
Одни видят простое угодничество перед безжалостным и непобедимым врагом, стремление любыми средствами удержать в своих руках власть над Русью. По их мнению, политика Александра Невского привела к закрепощению Руси. Из-за этого Невского порой изображают чуть ли не виновником ордынского ига. Этой позиции придерживаются, в частности, Игорь Данилевский, Джон Феннел, Сергей Смирнов.
Другие, напротив, считают важнейшей заслугой князя. «Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке, — писал крупнейший историк Русского Зарубежья Георгий Владимирвич Вернадский, — имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа. Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром».7 Эта точка зрения мне наиболее симпатична. Такие крупнейшие русские историки, как Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев уделили значительное внимание личности князя и при этом воздали должное уважение его деятельности.
Политика великого князя на самом деле была евроазиатской и заключалась в балансировании между силами Запада и Востока. На Западе приходилось выступать с оружием в руках и — в благоприятный момент — с предложениями «мягкого мира» и союза, не поступаясь, однако, вопросами веры; на Востоке — действовать методами переговоров, просьб, платежами дани и, нередко, проявлять смирение.
Как бы то ни было, бесспорно, что политика Александра надолго определила взаимоотношения между Русью и Ордой, во многом обусловила выбор Руси между Востоком и Западом. Впоследствии эту политику умиротворения Орды продолжат московские князья — внуки и правнуки Александра Невского. После Александра Ярославича Невского, после его духовных и кровных наследников остались Владимирская и Московская Русь, из которых выросла могучая Россия.
А после Даниила Романовича Галицкого, уже через 85 лет после его смерти, Галицко-Волынская Русь была разделена между Польшей и Литвой (1349 г.), а впоследствии полностью отошла к Польше. То есть Западная Русь перестала существовать. А славяне, её населяющие, белорусы и украинцы, на пять веков стали «холопами»!
Чем обернулось бы создание «второй латинской империи» для Руси - отследить довольно просто. Очень скоро по всей Европе запылали костры инквизиции, на которых сжигали лучшие умы той эпохи. По сути это было жертвоприношение католическому «богу».
Вот еще один пример. В городах Киевской и Владимирской Руси, бывших «под игом», и доныне сохранились памятники мирового значения XI-XIII веков. В Киеве - Софийский собор, комплекс Киево-Печерской лавры; в Чернигове — Борисоглебский собор, Спасо-Преображенский собор; во Владимире — Успенский собор, Золотые ворота; Собор Рождества Богородицы в Суздале; Софийский собор в Великом Новгороде и др.
А теперь посмотрим на древние славянские города Гомель, Житомир, Минск, Могилев, Львов, отданные Даниилом под власть «культурного католического Запада». Здесь нет ни одного православного храма XI-XV веков! Всё было стерто с лица земли. Римская католическая церковь не знала религиозной терпимости. Другими словами, после Даниила, уже через 85 лет после его смерти, канула в небытие Галицко-Волынская Русь. Не осталось ни государства, ни веры, ни древних церквей.
В условиях разорения Руси монголо-татарами умелой политикой Александр Невский ослабил тяготы ига, спас Русь от полного уничтожения. Это был великий правитель, в тяжелейшее время обеспечивший стране десять лет мирной жизни.
ЗаключениеПотрудился Александр для Русской земли. В момент страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой. В своей политике относительно Орды Александр твердо наметил путь, по которому пошли его ближайшие потомки, московские князья, собиратели земли русской. Успехи сына Даниила, внука Ивана Калиты и праправнука Дмитрия Донского были бы невозможны без Александра. Он повлиял на судьбу будущих столетий России.
Побеждая везде, он никем не был побежден. В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он «Богом рожден». Русская церковь причислила его к лику святых.
В результате проведенного исследования я пришла к следующим выводам:
1.Благодаря одержанным победам Александру Невскому удалось приостановить продвижение крестоносцев на Восток, тем самым, сохранив русскую культуру, основанную на православных традициях.
2. Александр проявил себя не только как талантливый полководец, но и как мудрый политик. Отказавшись от сопротивления Батыю и пойдя с ним на вынужденный союз, он не только сумел отразить агрессию с запада, но и дать русским землям передышку от монголо-татарских набегов.
3. Дав Руси хоть шаткий, но мир, Александр способствовал ее будущему возрождению.
Той цели, которую я поставила перед собой, приступая к написанию работы, я достигла. И, думается, что тема эта будет интересной и полезной всем, изучающим и интересующимся отечественной историей, так как, по мнению Н.М. Карамзина, «всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума, а российская украшает отечество, где живём и чувствуем, и имя русское имеет для нас особенную прелесть».
Таким образом, проведя исследование по данной теме по найденным мною источникам, я могу утверждать, что Александр Ярославович не был предателем интересов Руси. Моя гипотеза подтвердилась.
Список литературыБегунов Ю.К. Александр Невский. – М.: Яуза - Эксмо, 2009.
Борисов Н.С. Русские полководцы XIII - XVI веков: Кн. для учащихся ст. классов.- М.: Просвещение, 1993.
Вернадский Г.В. Русская историография. Два подвига св. Александра Невского. - М.: Аграф, 1998.
Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992.
Житие Александра Невского/Памятники литературы Древней Руси: XIII век. – М.: Художественная литература, 1981.
Карамзин Н.М. Предания веков: Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»/ Сост. и вступ. ст. Г.П. Макогоненко.- М.: Правда, 1988.
Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей - М: Эксмо, 2006.
Пашуто В.Т. Александр Невский. - М.: «Молодая гвардия», 1974.
Платонов С.Ф. Учебник русской истории для средней школы: Курс систематический. В 2 ч. - Москва, 1994.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соловьев С. М. Сочинения: В 18 кн. - Москва, 1993. Кн. 2.
С.М. Авдеев. Святой благоверный князь Александр Невский в Забайкалье. – Ежемесячная газета «Мир православия» № 8 (101),август2006.
Борьба Руси с иноземными нашествиями в XIII в.
Борьба северо-западной Руси с агрессией шведских и немецких рыцарей
в XIII в.
ПРИБАЛТИКА
ШВЕЦИЯ
объединяются в Ливонский орден
1237 г.
Захват Псковской земли
1240 г.
1241 г.
Тевтонский орден 1226 года
Орден меченосцев 1202 года
Основание рыцарских орденов крестоносцев
Вторжение флота и высадка на берег в устье реки Невы с целью захвата городов Старая Ладога и Новгород
Цели:
1.Захват новых земель
2.Распространение католичества
15 июля 1240 г. НЕВСКАЯ БИТВА
Неожиданное и молниеносное нападение на шведов новгородских воинов во главе с князем Александром Ярославичем
Блестящая победа русских дружин
Разгром рыцарей и предотвращение их дальнейшего вторжения в русские земли
Успешные боевые действия русских воинов во главе с князем Александром Невским
5 апреля 1242 г. Битва на Чудском озере
(ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ)
I. Поход хана Батыя на Русь
1237 г. |
Разорение Рязанского княжества |
1238 г. |
Вторжение во Владимиро-Суздальское княжество |
4 марта 1238 г. |
Сражение на реке Сити. Поражение дружин Владимирского, Ростовского, Ярославского, Углического и Юрьевского княжеств |
1239 г. |
Покорение Черниговского и Переяславского княжеств |
1240 г. |
Захват Киевского княжества |
6 декабря 1240 г. |
Разорение Киева |
1241 г. |
Разрушительный поход через Галицкое и Волынское княжества в Восточную Европу и на Балканы |
1243 г. – образование на юго-восточных границах Руси нового государства – Золотая Орда
Этимология
Орда – от древнерусск. – стан, кочевье – объединение кочевых племен под вдастью хана
Хан – с турецк., уйгурск. - император
II. Причины поражения Руси в борьбе с монголами
Высокое воинское мастерство монгольского войска
Раздробленность и отсутствие единства в русских землях
Столкновение двух различных типов социально-экономической и политической организации общества:
1-й тип: Русь – оседло-земледельческий
2-й тип – Монголия – кочевой, ориентированный на военные завоевания
Монголо-татарское иго на Руси
Суждения и оценки
(основные точки зрения на взаимоотношения Руси и Орды в XIII – XV вв.)
1. Традиционная оценка
(С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и большинство историков)
Для Руси являлось большим бедствием
ИГО
Система отношений завоевателей (монголов) и побежденных (русских), которая проявлялась в:
- Политической зависимости русских князей от ханов Золотой Орды, выдававших ярлыки (грамоты) на право княжения в русских землях;
- Даннической зависимости Руси от Орды. Русь платила дань Золотой Орде (продовольствием, ремесленными изделиями, деньгами, невольниками);
- Военной зависимости – поставкой русских воинов в монгольские войска.
2. Ига на Руси не было
(Л.Н. Гумилев)
Существовали союзнические отношения Руси и Орды. Русь платила дань, а Орда взамен обеспечивала безопасность русских княжеств.
3. А. Фоменко, В. Носовский
Так называемое монголо-татарское иго – просто специфический период в истории русского государства, когда страна была разделена на
Две части
Постоянное регулярное войско – Орда под управлением военачальников - ханов
Мирное гражданское население, управляемое князьями
Об Александре Невском говорят…
«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси, сделали его самым видным историческим лицом в нашей древней истории от Мономаха до Донского».
Соловьев Сергей Михайлович, историк
«… Два подвига Александра Невского — подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке — имели единственную цель — сбережение православия как источника нравственной и политической силы русского народа».
Вернадский Георгий Владимирович, историк
«Оценивая деятельность Александра Невского, полную борьбы, смелости, риска и компромиссов, следует признать, что вряд ли другой человек на его месте в той катастрофической обстановке мог бы сделать большее».
Кирпичников Анатолий Николаевич, историк
«Если сказать об Александре Невском кратко, то надо сказать словами летописца XIII в.: «потрудися за Новъгородъ и за всю Русьскую землю».
Кучкин Владимир Андреевич, историк
«Александр Невский олицетворяет истинный патриотизм, твердое стояние в отеческой вере, стратегическую дальновидность государственного деятеля, чувство ответственности земного правителя пред Богом за судьбы людей, порученные ему».
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
«Своей осторожной осмотрительной политикой он уберёг Русь от окончательного разорения ратями кочевников. Вооружённой борьбой, торговой политикой, избирательной дипломатией он избежал новых войн на Севере и Западе, возможного, но гибельного для Руси союза с папством и сближения курии и крестоносцев с Ордой. Он выиграл время, дав Руси окрепнуть и оправиться от страшного разорения».
Пашуто Владимир Терентьевич, историк, член-корреспондент АН СССР
«Известный полководец Александр Невский заложил основы многовекторной российской дипломатии и уделял большое внимание укреплению российского государства …
Он уделял большое внимание собиранию российских земель, укреплению российского государства.Александр Невский – фигура легендарная – политик, полководец, дипломат и государственный муж».
Лавров Сергей Викторович (1950), министр иностранных дел РФ
ЕЖЕМЕСЯЧНАЯГАЗЕТА "МИРПРАВОСЛАВИЯ"
№ 8 (101)август2006
Святой благоверный князь Александр Невский в Забайкалье
«По воле Батыя Александр с Андреем должен был отправиться в Татарию — «за Байкальское озеро».За Байкалом лежала эта горная окраина страшной азиатской пустыни Гоби. Здесь находилась ставка верховного хана и его столица — Каракорум. Русским князьям во время их путешествий приходилось проезжать через обширные степи и пустыни Средней Азии. Путь князя пролегал через разоренные монголами земли народов, живших севернее Каспийского и Аральского морей. За Уралом вступили в совершенно безводную и пустынную страну кангитов (ныне — Киргизия). Долго ехали по земле огузов, живших на Сырдарье. Далее двигались к северу, в неведомый край черных китаев — между отрогами Тянь-Шаня и озером Балхаш. Южнее озера Балхаш лежала гористая и холодная земля найманов — язычников и кочевников, уничтоженных монголами. Оставив в левой стороне Байкал, путники после трех или четырех месяцев пути достигли цели своего путешествия и оказались при дворе Огул-Гамиш… Нельзя с достоверностью утверждать, что именно в Каракоруме хан принимал послов, так как пребывание в одном месте не нравилось монголам и они переезжали с места на место, кочуя по родным забайкальским землям».
С.М. Авдеев.
Доцент кафедры педагогикиЗабайкальского педагогического университета.
Карта передвижения Александра Невского в Каракорум
Сарай-Бату
Киргизия
Владимир
Каракорум
Тянь-Шань
Все что за последних 800 лет осталось от столицы мира – империи монголов города Каракорума
Святой Александр Невский – небесный покровитель Забайкалья
Часовня Александра Невского
Часовня Александра Невского, расположенная на Титовской сопке, освящена в сентябре 2001 года в день памяти святого Благоверного Великого князя Александра Невского.
Памятник Александру Невскому в Чите (архитектор Виктор Кулеш)
1 Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. - Спб: Юна, 1992., с. 118.
2 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. - Москва, 1993. Кн. 2., с. 174.
3 Платонов С. Ф. Учебник русской истории для средней школы: Курс систематический. В 2 ч. - Москва, 1994., с. 86.
4 Костомаров Н.И. РУССКАЯ ИСТОРИЯ в жизнеописаниях ее главнейших деятелей – М.: Эксмо, 2006., с.159.
5 Костомаров Н.И. РУССКАЯ ИСТОРИЯ в жизнеописаниях ее главнейших деятелей – М.: Эксмо, 2006., с.162.
6 Бегунов Ю.К. Александр Невский. – М.: Яуза- Эксмо, 2009, с.277.
7 Вернадский Г.В. Русская историография. Два подвига св. Александра Невского. - М.: Аграф, 1998., с. 446.