ЕДИНСТВЕННАЯ СОХРАНИВШАЯСЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ XIX ВЕКА.

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЕДИНСТВЕННАЯ СОХРАНИВШАЯСЯ ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВЬ XIX ВЕКА.

Костюкевич К.В. 1
1МБОУ "Непряхинская СОШ" им. И.К. Бондарева
Нагимова А. 1
1МБОУ "Непряхинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

«За Отчизну!», «За Веру!» - два призыва, которые тысячелетие направляют русского человека, вынуждают его совершать великие поступки. Русская православная церковь всегда была основой духовной жизни страны. Во все времена люди искали в ней утешение. И какой бы тяжелый период не был у нашего государства, поддержку населению всегда оказывала церковь.

Лишь с верой в душе.

Актуальность В начале XXI века в нашей стране началось активное восстановление православных храмов, разрушенных в прежние годы. Чебаркульский район Челябинской области - не исключение, многие церкви сейчас реконструируют. Вот и у нас в Нижних Карасях усилиями местных жителей начались работы по восстановлению церкви Петра и Павла.

Цель исследования.

Сохранение культурного наследия Челябинской области – памятника деревянного зодчества конца XIX века, церкви Петра и Павла деревни Нижние Караси Чебаркульского района.

Задачи исследования.

  • Изучить воспоминания очевидцев

  • Найти фотографии прошлого века с видом церкви

  • Проанализировать всю имеющуюся литературу о Петропавловской церкви деревни Нижние Караси.

Гипотеза. В процессе изучения истории существования церкви можно раскрыть уникальность данного храма.

Методы исследования: поисковый, статистический, анализ, сравнение, обобщение.

Объект исследования: православная церковь Петра и Павла в деревне Нижние Караси Чебаркульского района.

Предмет исследования: история деревни Нижние Караси Чебаркульского района с момента основания часовни по настоящее время.

Новизна работы. Следует отметить высокую исследовательскую значимость работы, так как монографий или других опубликованных источников по истории церкви Петра и Павла нет. Были буквально по крупицам собраны ценнейшие источники информации со слов очевидцев, проанализированы воспоминания прошлого поколения православных жителей деревни Нижние Караси, собраны фотографии.

Территориальные рамки исследования – деревня Нижние Караси Чебаркульского района.

Глава 1. История церкви

Моя деревня Нижние Караси – старинное и красивейшее казацкое поселениев Чебаркульском районе, расположенное на левом берегу реки Караси. Основана она была во второй половине 18 века. По данным ведомости, составленной в 1768 году Исетской канцелярией известно, что у Чебаркульских казаков Фалькова и Тоузова на речке Караси имелись мельницы. [9] Апо данным 1901 года «Посёлок Нижнекарасинский Троицкого уезда расположеный у реки Караси имел 100 дворов , душ обоего пола 557, 1 деревянную школу, 1 водяную мельницу о 4-х поставах».[10]

В основном, у нас жили казаки, среди которых было много зажиточных. Например, моя бабушка, Тихонова Нина Ивановна, и сейчас живет в доме, которому более 100 лет. Построен он из лиственницы, это дерево настолько крепкое, что даже в наше время сложно забить в него гвоздь. Большому селу, где основная масса жителей православные с приличным доходом, была необходима своя церковь.

По данным Оренбургской Духовной Консистории, от 4 мая 1871 года известно, что в Оренбургской епархии, на средства жителей, производилась постройка деревянной часовни в отряде Нижне – Карасинском Троицкого уезда.[2]

Из рассказов Тырдановой (Рязановой) Татьяны Ивановны : « Часовня стояла на Пашиной горе, примерно в километре от деревни». На данный момент на месте часовни находится смотровая площадка для командиров, находящаяся на территории 255 общевойскового межвидового учебномго полигона Чебаркульского гарнизона. Туда в 2007 году приезжал Владимир Владимирович Путин, только я этого не помню, слишком маленький был.

Но часовни, для большого села было недостаточно, и уже в 1889 году была построена церковь Петра и Павла на территории деревни за счет средств золотопромышленника Симонова.

Про церковь известно, что она была деревянная, обшитая тесом, на каменном фундаменте с колокольней. Крыша была крыта железом. Ограда деревянная. Сторожка саманная, крыта железом. [1] Благодаря тому, что церковь построили из лиственницы, она и сохранилась до наших дней. Правда неизвестно откуда привозили бревна, ведь у нас лиственница не растет. Скорее всего с территории современного заповедника Зюраткуль, который находится близ города Златоуст. Так же мы не знаем, где обтесывали камень для фундамента. Сам камень, скорее всего местный, потому что у нас во дворе лежит такой же, только размер меньше. Так же известно, что «земли при церкви состояло: усадебной вместе с погостом церковным – десят, квадр, саж». [1] Сейчас на этом месте растут тополя, но говорят, что там похоронены некоторые служители церкви. Это же подтверждают слова матушки Елены Травниковской церкви: «До революции священников хоронили под стенами храма, в довоенное время эти места целенаправленно засаживали деревьями». Хотя и на кладбище, где сейчас хоронят наших односельчан, сохранились могильные плиты конца 19 века. На них выбиты фамилии, которые встречаются в связи со строительством Чебаркульской крепости.

Благодаря данным, полученным от Валентины Владимировны Кавки, я узнал про некоторых священников церкви святых апостолов Петра и Павла села Нижние – Караси:

1902 год - священник Александр Введенский,

14.12.1906 – 1915 год - священник Георгий Антонович Антонов,

с декабря 1915 – 1917 - священник Константин Васильевич Юдин,

с 1925 года Священник Георгий Семёнович Ракитин.

Так же при церкви с 1914 года был староста казак Андрей Андреев Тырданов.

Как рассказывает бабушка, когда моей прабабушке Ращетаевой Анне Васильевне, 1914 года рождения, было 5 лет, она пришла в церковь исповедоваться в грехах. Взяла у родителей деньги и, придя в церковь протянула их священнику, сказав, что пришла «грехи сдавать», тогда это так называли, он рассмеялся сказав: «Какие у тебя грехи?!», вернул деньги и отправил домой.

Первоначальный интерьер церкви был в серо-зелёных тонах. На стенах были фрески, которые еще видны, хотя и повреждены временем и человеком. Также сохранились остатки лепнины и колер интерьера.

Наша церковь представляет собой редкий для Челябинской области образец деревянной храмовой архитектуры. Но как и большинство церквей страны в период становления советской власти она была разграблена, а само здание стали использовать в качестве клуба.

Из рассказов Тырдановой (Рязановой) Татьяны Ивановны: «В 1937 году приехали какие - то люди ломать церковь. Вокруг собралось много народу смотреть как лошадьми стаскивали колокол, снимали опалубку и ограду. Колокол, иконы и церковные документы увезли в село Медведево. Люди даже не плакали – боялись».

А бабушка говорит, что не все иконы увезли, некоторые забрали местные жители. Кто-то их сохранил и уже в наше время отреставрировав, осветил и передал церкви , как, например, семья Калинина Александра Алексеевича. А кто-то вместо досок стелил дома, заделывая дыры в полу. По - разному было. Ясно одно – сейчас найти и вернуть церкви исконную утварь и иконы уже не удасться.

После того как церковь разрушили, примерно до 1957 года, там был клуб, где проходили танцы. Затем клуб перенесли в дом купца Симонова, где кроме танцев показывали фильмы. Когда в 1972 году напротив церкви построили новый клуб, в ней уже размещалось зернохранилище. Для удобства работ расширили вход для въезда колёсного трактора. Мне удалось найти несколько фотографий этого периода. Когда крыша начала протекать, вместо зерна стали хранить силос. На долгое время церковь была забыта, на нее просто не обращали внимание.

Первыми кого всерьез заинтересовал этот вопрос была семья Зорицких, которые приехали к нам с Дальнего Востока в 2000 году. Будучи людьми очень набожными Сергея и Наталью возмутило то, что под стенами церкви там, где сейчас тополя, у коров брали кровь на анализ перед тем как отправлять в стадо. Они уговорили жителей деревни почтительнее относиться к святыне, стали инициаторами регулярных субботников в самом здании и возле него. Позже, когда люди стали более активны, заказали новую икону Петра и Павла.

Василий Павлович Осинцев, хотя и живет в Москве, помог жителям тем, что осветил этот вопрос в интернете, привлек более широкое внимание к проблеме. В 2013 году написал письмо президенту, в котором помимо прочих проблем говорилось и про церковь. А когда ремонтировал свой дом, отдал для нужд храма много мешков цемента.

Конечно, все православные жители деревни принимают активное участие в воссоздании первоначального вида церкви. Самые большие суммы пожертвований собирают в Петров день. Помогает и отец Димитрий. Сейчас восстановительными работами руководит Калинин Александр Алексеевич. На данный момент сделан достаточно много: частично отремонтирована крыша, установлена новая дверь, на окнах покрасили решётки и закрыли их поликарбонатом, заменили пол возле алтаря и поставили на крышу новый крест.

Глава 2. История семьи Симоновых

Когда я начал работу по этой проблеме, самым первым моим вопросом был: «Почему церковь названа в честь Петра и Павла?». Зная на чьи средства она построена стал всех расспрашивать про купца Симонова. Но никто не мог назвать даже его имя, только показывали на сохранившиеся дома, поинадлежавшие его семье. Всего их четыре: разрушенный на данный момент, двухэтажный кирпичный особняк самого золотопромышленника; одноэтажный кирпичный дом его сына, в котором после войны располагалась начальная школа; два одинаковых деревянных с каменными цокольными этажами дома дочерей купца Симонова, которые сейчас находятся в частной собственности. [4]

Мне удалось найти самого старшего из правнуков золотодобытчика Симонова – Симонова Алексея Анатольевича. Он рассказал мне всю историю их семьи. Самого золотодобытчика звали Григорий Петрович, он был из старинного казачьего рода, занимался золотодобычей. В семье ходит легенда о смерти его отца Петра. Когда он поехал за новыми жерновами для мельницы, один жернов упал с телеги и Петр, будучи очень сильным, попытался в одиночку поднять его обратно, не рассчитал силы и был насмерть придавлен этой глыбой. Насколько это правда Алексей Анатольевич не знает.

Нет ничего удивительного что, будучи не единственным зажиточным казаком в деревне, спонсировал строительство церкви только он потому, что в семье Симоновых, кроме купцов были и священники, один из которых, скорее всего прадед Григория Петровича даже ходил на святую землю в Иерусалим. Кроме этого известно, что он давал солдатам, которые уходили на войну, лошадей, золото, помогал с обмундированием.

У Григория Петровича было трое детей: две дочери, имена которых не известны и сын, дедушка Алексея Анатольевича, Василий Григорьевич. Примерно в 1924-25 году он женился на дочери зажиточного казака Мельниковой Анне Евграфьевне, 1903 года рождения. Мне удалось найти фотографию её отца Мельникова Евграфа Николаевича. В приданное Анна Евграфьевна получила дом, в котором в последствии располагался садик. В 1927 году у них родился первенец Алексей. Его дочь Алла Алексеевна Телегузова сейчас живет в Кусе, она с радостью согласилась помочь в поиске данных о своих предках и поделилась некоторыми фотографиями. На самой ранней из них запечатлены Василий, Анна и трехлетний Алексей, они тогда жили еще в Н.Карасях. Буквально вскоре после того как была сделана эта фотография, в 1929 году, их молодую семью репрессировали и долгие годы они жили в землянках на Еманжелинских копях. Георгий Петрович тоже был репрессирован, но Алексей Анатольевич не знает куда, известно только, что умер он в ссылке. У Василия и Анны в Еманжелинске родились еще четверо детей: Борис, Владимир, Валентина и младший Анатолий – отец Алексея Анатольевича.

После ссылки Василий работал сначала на железной дороге, но после несчастного случая остался без ноги и работал сапожником в ДОСе в Чебаркуле в Военторге. Алексея Васильевича в 1943 в возрасте 16 лет призвали на фронт, где он служил связистом в десантном полку, потом был военным фотокорреспондентом. Вернувшись из армии, он переехал жить в Кусу, где продолжил работу фотографа в газете, сохранилось много его статей о жизни населения Челябинской области.

Мало что известно о втором сыне Василия – Борисе. Одно время он жил в Челябинске, там же родились две его дочери, затем они переехали, но куда не известно. У третьего сына Владимира родилось двое сыновей Виталий 1971 года рождения и Андрей 1990 года рождения, который сейчас живет в Уйске. Василий Григорьевич умер в 1978 году, похоронен на кладбище в Чебаркуле, его жена Анна Евграфьевна прожила намного дольше до 1997 года, похоронена там же.

К сожалению, из-за большого количества потомков восстановить весь домашний архив проблематично, многие фотографии были утеряны, а некоторые документы осознанно уничтожены.

Заключение.

В процессе работы было выявлено, что данная церковь является древнейшей из сохранившихся деревянных церквей в Чебаркульском районе Челябинской области. Церковь Петра и Павла – уникальный памятник деревянного зодчества конца 19 века.

Проведённое исследование дало следующие результаты:

- на данный момент невозможно установить, почему церковь была названа в честь святых Петра и Павла;

- являлась ли часовня предшественницей церкви либо она существовала обособленно.

- достоверно выяснены материалы, из которого изготовлена церковь, и ее примерный внешний вид.

- установили точную дату разрушения церкви.

- установили проблемы восстановления церкви в настоящее время.

- найдены потомки золотодобытчика Симонова, на чьи деньги была построена церковь.

В дальнейшем было бы интересно провести археологические раскопки на месте тополиной рощи рядом с церковью Петра и Павла, чтобы подтвердить или опровергнуть факт наличия там захоронений первых священников, работавших в Нижних Карасях. Следующим этапом планируется поиск фотографий или зарисовок художников церкви и часовни в период до 1900 года.

Цель исследования: «Сохранение культурного наследия Челябинской области – памятника деревянного зодчества конца XIX века, церкви Петра и Павла деревни Нижние Караси Чебаркульского района», достигнута.

Гипотеза «В процессе изучения истории существования церкви можно раскрыть уникальность данного храма», подтвердилась.

Список литературы и источников

  1. Рахимов Э. Х. Чебаркульский край / Э.Х. Рахимов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Чебаркуль: изд. центр Челябинского государственного университета, 2004. – 200 с.

Интервьюируемые.

  1. Симонов Алексей Анатольевич. Житель города Чебаркуль.

  2. Осинцев Василий Павлович. Житель города Москва.

  3. Костюкевич Наталья Альгисовна. Житель деревни Нижние Караси.

  4. Барышникова Светлана Ивановна. Житель деревни Верхние Караси.

  5. Калинин Александр Алексеевич. Житель города Челябинск.

  6. Тырдановой (Рязановой) Татьяны Ивановны. Житель города Миасс.

  7. Кавка Валентина Владимировна. Житель города Чебаркуль

Приложения

Приложение № 1

Проект первоначального внешнего вида церкви святых апостолов Петра и Павла

Приложение № 2

Церковь святых апостолов Петра и Павла, построенная в 1889 году (Фотография 2010 года)

Приложение № 3

Северная сторона Нижне – Карасинского храма. (Фотография 2010 года)

Приложение № 4

Нижние Караси. Остатки росписи в алтаре разрушенного храма святых апостолов Петра и Павла.

Приложение № 5

Моя прабабушка Ращектаева Анна Васильевна

Прилоежение № 6

Служба в стенах церкви Петра и Павла.

Приложение № 7

Главные ворота церкви до расширения. (фотография 1946 года)

Приложение № 8

Клуб в здании церкви (фотография 50-х годов)

Приложение № 9

Симонов Алексей Анатольевич. 2012 год

Приложение № 10

Симоновские дома (фотографии 2016 года)

Приложение № 11

Семья Симоновых (фотография 1928 года)

Приложение № 12

Мельников Евграф Николаевич (фотография конца XIX века)

Просмотров работы: 891