«АРХИТЕКТУРНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРЬКОВСКОЙ ДЕТСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«АРХИТЕКТУРНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГОРЬКОВСКОЙ ДЕТСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ»

Пономарёв П.В. 1
1МБОУ "Школа № 91 с углубленным изучением отдельных предметов", г. Нижний Новгород
Павлова Л.В. 1
1ННГАСУ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Вот уже почти 77 лет подряд 1 июня в Нижнем Новгороде открывает летний сезон Детская железная дорога и собирает учащихся кружка юных железнодорожников на открытие летней железнодорожной практики. И мне этим летом удалось прокатиться по маршруту Детской железной дороги и посмотреть, как мои одноклассники постигают азы своей первой серьезной профессии и очень ответственно подходят к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Это можно наблюдать каждое лето, когда ученики в красивой форме железнодорожников помогают пассажирам занять свои места, проверяют билеты, осматривают перед отправлением вагоны и сами, в роли машиниста, ведут поезд по своей первой профессиональной дороге.

После такой увлекательной поездки мне захотелось узнать, как же все начиналось в том далеком 1939 году?

Поиск ответов да данный вопрос позволил нам определить актуальность темы исследования, которая заключается в том, что материал, представленный в различных информационных источниках о Горьковской Детской железной дороге, требует систематизации и структуризации с целью восстановления хронологии событий, происходивших на Горьковской Детской железной дороге.

Цель исследования: изучение процесса становления и развития Горьковской Детской железной дороги

Объект исследования: Горьковская Детская железная дорога.

Предмет исследования: Архитектура зданий и техническое оснащение Детской железной дороги.

Задачи исследования:

1. Изучить этапы строительства и развития Горьковской Детской железной дороги.

2. Проанализировать архитектурный облик сохранившихся зданий Горьковской Детской железной дороги.

3. Собрать сведения об утраченных зданиях Горьковской Детской железной дороги.

4. Показать современное состояние Горьковской Детской железной дороги

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесен вклад в формирование базы данных по хранению информации об объектах архитектурно-исторического наследия Нижегородской области, в частности материал об утраченных зданиях станций «Пушкино» и «им. Маяковского».

Практическая значимость состоит в том, что собранный материал может быть использован в краеведческой работе, а также при воссоздании прототипов утраченных зданий станций Детской железной дороги.

Источниковой базой исследования являются архивные документы Государственного общественно-политического архива Нижегородской области, материалы периодической печати и фотоматериалы о Горьковской Детской железной дороге, а также личные воспоминания.

Объем и структура исследования:

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержит 15 страниц основного машинописного текста, 8 рисунков.

Глава 1. ГОРЬКОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

1.1.Основные этапы строительства и развития Горьковской

Детской железной дороги

Строительство детских железных дорог началось в СССР примерно в 30-х годах прошлого столетия. В многочисленных источниках указано, что первая в мире детская железная дорога была открыта 24 июня 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). Вскоре детские железные дороги появились и во многих других городах страны - за шесть предвоенных лет было построено более двадцати подобных дорог.

В апреле 1939 года с инициативой о строительстве детской железной дороги выступили пионеры неполной средней школы №15 Свердловского района г.Горького. История сохранила нам их имена, это – Нелли Деричева, Роза Лебедева, Ляля Каюсова, Рита Бандина, Альбина Казаринова, Нина Свидерская, Рита Кежутина и старшая пионервожатая Антонина Петрук[10].

Решение о начале строительства детской железной дороги по трассе «Сад 1 Мая – Автозовод» было принято 13 мая 1939 года на бюро Горьковского Обкома ВКП(б). Строительство детской железной дороги велось методом ударных комсомольских строек и субботников. Всего в ее постройке участвовало более 36 тысяч человек

1 июня 1939 года на совещании архитектурно-технического совета строительства Малой Горьковской были одобрены представленные проекты станции «Родина» архитектора А.А. Яковлева и станции «Счастливая» архитектора Б.М. Анисимова[1].

24 июня 1939 года было начато строительство станции «Родина» по проекту архитектора А.А. Яковлева. Строили станцию «Родина» рабочие, инженерно-технические работники и служащие завода им.С. Орджоникидзе.

   

а)

б)

Рис.1. а - Проект станции «Родина», б - проект станции «Счастливая» https://vk.com/club57873843

Здание станции «Родина» было в длину более 40 метров и состояло из двух частей: вытянутой прямоугольной и двухярусной цилиндрической. На верхнем цилиндре располагались часы и скульптурные фигуры юных пионеров-железнодорожников. Нижний цилиндр здания был рустован под кладку и украшен фризом с гербами союзных республик[5].

28 июня 1939 было начато и строительство станции «Счастливая» по проекту архитектора Б.М. Анисимова и была самой известной авторской работой архитектора.

Здание выделялось своим нарядным обликом: по всему периметру его опоясывал декоративный цветной фриз с растительным орнаментом, на четырехколонном портике с балюстрадой стояли скульптуры пионеров с горнами. Выходы на перрон были обрамлены крупными арочными проемами[3,4].

 

Станцию «им.Маяковского» построили на расстоянии трех километров от станции «Родина» на территории Инструментального поселка, напротив завода «Двигатель революции» (рис.2).

Рис.2. Станция ««им.Маяковского»,

архитектор К.П.Сидорчук

https://vk.com/club57873843

 

Станция была спроектирована молодым архитектором управления Горьковской железной дороги комсомолкой К.П. Сидорчук [6]. Одноэтажное деревянное здание имело зал ожидания для пассажиров, кабинеты начальника и дежурного по станции, билетную кассу, буфет и комнату для сторожа (рис.2). Возведение здания станции было поручено "Станкотяжстрою".

Проект станции «Пушкино» был разработан архитектором из управления Горьковской железной дороги С.Р. Бажаном. Деревянное здание вокзала станции было спроектировано в русском стиле, станция располагалась в 3 километрах от предыдущей, недалеко от Ворошиловского поселка[6].

 

Оформленная по мотивам сказок А.С. Пушкина с резными сказочными теремками, станция представляла собой авторское переосмысление неорусского стиля и выглядела не менее красиво, чем конечные станции Горьковской ДЖД.

Рис.3. Главный фасад ст. «Пушкино», архитектор С.Р. Бажан

https://vk.com/club57873843

На малочисленных фрагментах фотографий станции «Пушкино» на ее главном фасаде можно увидеть сказочную птицу, а во внутреннем убранстве станции - персонажей сказок А.С. Пушкина (рис.4). Однако мы обнаружили в некоторых источниках, что в то время станция имела название «Пушкинская», хотя на фотографии, которую мы обнаружили в соцсетях на форуме «Нижний Новгород. История. Хроника» [6]очень хорошо читается название станции – «Пушкино»(рис.4).

Что же касается самого здания станции «Пушкино», оно было разобрано в шестидесятых годах и больше никаких упоминаний о дальнейшей судьбе станции мы не нашли.

   

Рис.4. Станция «Пушкино» в период 1939 https://vk.com/club57873843

Открытие Горьковской детской железной дороги состоялось 8 ноября 1939 года и стало значительным событием в жизни города. Ровно в 14 часов была перерезана красная ленточка и начальник станции «Родина», ученица 8-го класса Рахиль Шнейдер дала знак к отправлению. В свой первый путь отправился состав из шести вагонов с первыми пассажирами – отличниками школ г. Горького, которые соревновались за право быть первыми пассажирам. 23 ноября 1939 года детская дорога была полностью сдана в эксплуатацию. На вагонах, которые отправлялись в путь и на билетах было написано «Счастливая – Родина», а на лицах детей были счастливые улыбки и гордость за свою Родину, в которой они могли жить и учиться.

7 августа 1941 года детская железная дорога была закрыта и все ее имущество передано в ведение отдела подготовки кадров управления Горьковской ЖД. Почти всю войну дорога использовалась для обучения железнодорожников больших дорог. На тот период времени подвижной состав дороги состоял из 2 паровозов, 12 пассажирских мягких вагонов, 6 товарных платформ, 1 крытого вагона, мотовоза, автодрезины «Пионер» и путеизмерительной тележки.

25 августа 1944был издан приказ № 523/43 о восстановлении детской дороги, но восстановление дороги шло очень медленно и только спустя два года, 25 июля 1946 года, был издан второй приказ (№ 285/43) о передаче детской дороге ее же имущества. Срок исполнения этого приказа был указан 10 августа 1946 года, но точная дата открытия дороги не известна.

Глава 2. ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА ГОРЬКОВСКОЙ ДЕТСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

2.1. Архитектурный облик зданий станций Горьковской Детской железной дороги

После Великой Отечественной войны Детская железная дорога развивалась медленнее, чем этого хотелось, но постепенно возвращала себе звание лучшей в стране.

В 1947 году было торжественное открытие первого летнего послевоенного сезона на Горьковской детской железной дороге. Железная дорога длиной 9,1 км опять соединила два района г. Горького – Железнодорожный (Канавинский) и Автозаводский.

В послевоенные годы она была особенно популярна у горожан. Проложенная в том же направлении трамвайная линия, в те годы была очень сильно перегружена, и горожане стали использовать ДЖД как еще один вид городского транспорта. Только за первый год эксплуатации дорога перевезла более 100 тысяч пассажиров.

18 августа 1951 года заместитель начальника Малой Горьковской дороги А.П. Покровский в справке о работе детской дороги, направленной в обком комсомола, указывая на нерешенные вопросы и обращаясь за помощью, писал: «До сих пор не восстановлено прекрасное здание-дворец станции «Счастливая», а также сгоревший во время войны вокзал станции «им. Маяковского»». Позднее, ввиду отказа управления Горьковской железой дороги выделить средства и рабочую силу для ремонта здания вокзала станции «Счастливая», оно было на 5 лет сдано в аренду автозаводу им. Молотова под клуб[2].

 

К станции «Родина» судьба оказалась более благосклонной, хотя с конца 40-х годов часть учебных кабинетов станции «Родина» была занята посторонними организациями, ее удалось восстановить и она до сих пор используется по назначению, являясь станцией Детской железной дороги (рис.7).

Рис.5. Фото из архива А.К. Филиппова

(приблизительно 1943-44гг.)

Архитектура здания решена в формах постконструктивизма 1930-х годов с использованием мотивов неоклассицизма, отрадно, что внешний облик здания сохранился практически полностью. И в наши дни на главной станции «Родина» располагаются билетные кассы, зал ожидания, музей, а потолочное панно под названием «Счастливое детство», расписанное художником М.М. Тихомировым просто поражает воображение [7].

   

Рис.6. Современный вид станции «Родина» и потолочное панно (фото автора)

В 1955 году насупили тяжелые времена для Детской железной дороги и в это время начальником Горьковской железной дороги В.Г. Труновым было дано задание руководству ДЖД продумать предложения о ее консервации, как нерентабельного предприятия. Однако вмешался обком комсомола, направивший 18 августа 1955 года в транспортный отдел областного комитета партии записку «О неудовлетворительном состоянии Малой Горьковской железной дороги» с просьбой оказать ей помощь в решении ряда вопросов. По результатам обсуждения были разработаны меры технического оснащения детской железной дороги новым паровозом, более совершенной техникой, станками для мастерских, а также по улучшению содержания путей, зданий и постановки политехнического обучения школьников[9].

20 сентября 1955 года был издан приказ №322 по Горьковской железной дороге «О работе Детской железной дороги имени Горького», который обязал руководителей служб дороги взять на свой баланс отдельные участки хозяйства детской дороги, привести их в порядок и в дальнейшем содержать в исправности [2]. В том же году детская дорога получила новый паровоз Кп4-430, в 1958 году – тепловоз ТУ2-155, дрезину, новые вагоны, на перегонах электрожезловая система была заменена на автоматическую и полуавтоматическую автоблокировки.

2.2. Горькие события для Горьковской Детской железной дороги

В 1960-е годы детская железная дорога оказалась в зоне жилищной застройки и строительства скоростной автомагистрали, встал вопрос о ее переносе. Горисполкомом был утвержден проект изменения трассы. Как потом выяснилось, для его реализации потребовалось бы снести 48 жилых домов. Хотя этот проект не был реализован, для Детской Железной дороги это был последний год, когда протяженность ее путей составляла 9,1 км, а на билетах была надпись: «Счастливая - Родина».

В 1965 году была разобрана значительная часть линии узкоколейной железной дороги, за исключением небольшого участка у станции «Родина». От прежних почти девяти километров дороги осталось всего 1,4 км.

Вокзал на станции «Счастливая» оказался без железнодорожных путей. Отрадным фактом в этой истории является лишь то, что здание вокзала не было снесено, а получило вторую жизнь после передачи его Автозаводскому району под Дворец Бракосочетания (рис. 7).

Конечную станцию дороги назвали «Счастливая» и это название для здания действительно оказалось счастливым (рис.8). Построенное в стиле постконструктивизма, здание поменяло свое предназначение, но в архитектуре изменений почти не произошло [3.4].

Пожалуй, только убрали пионеров с горнами и знаменем, стоявших на четырехколонном портике с балюстрадой по аналогии со станцией «Родина», а шпиль со звездой заменили на шпиль с шаром. Сегодня здание находится под охраной государства и является памятником архитектуры местного значения[3].

   

Рис. 7. Станция «Счастливая» - Автозаводской Дворец Бракосочетанияhttps://vk.com/club57873843

2.3. Новое время для Детской железной дороги

После событий 1965 года дорога долго эксплуатировалась в урезанном виде и лишь в 1991 году начались работы по ее реконструкции. Сохранившийся при монтаже основной части дороги небольшой участок рельсового пути между станциями «Родина» и «им. Маяковского» был продлен до одного километра. На этом участке, находившемся в нескольких километрах от прежней станции «Пушкино», была построена новая станция, которая и была названа в память о старой станции. Вот так в 1992 появилась новая платформа и станция «Пушкино».

В 1994 году вступил в строй еще один новый участок дороги, а в память о станции «Счастливая» станцию и платформу на ней назвали Счастливой. Неизменной и сохранившей свое назначение осталась только станция «Родина».

Жаль, что самих зданий станций «им. Маяковского» и «Пушкино» уже давно нет и увидеть их можно лишь на макетах в музее Детской железной дороги и малочисленных фотографиях (рис.8).

   

Рис. 8. Макеты станций в музее Детской железной дороги (фото автора)

2.4 Техническое оснащение Детской железной дороги

Подвижной состав дороги на сегодняшний день состоит из паровоза Кп 4-430, тепловозов: ТУ2 – 155, ТУ2 – 233, ТУ7 – 2567, ТУ10 – 003, имеет двенадцать пассажирских вагонов ПВ51 и открытых вагонов типа «Дилижанс», есть на Детской Железной дороге и грузовые платформы.

И в наши дни можно с ветерком прокатиться по Горьковской Детской железной дороге, которая открывается каждый год 1 июня и для этого знаменательного события паровоз Кп 4-430 торжественно прицепляют к составу. Пассажирский поезд отправляется от станции «Родина», затем прибывает на станцию «Пушкино», меняет направление движения и следует до станции «Счастливая», там состав вновь перецепляется и возвращается на станцию «Родина» [6].

Паровозы данного типа строили в пятидесятых годах в Польше на локомотивном заводе в городе Хшанув (завод Fablok), причем паровой котел делали в Сосновце, а тендер - во Вроцлаве. Не стоит так же забывать, что данный паровоз был создан на основе проекта паровоза П24, разработанного в 1941 году на Коломенском заводе (Московская область).

В книге К.И. Вороницына «Узкоколейный паровоз типа 0– 4– 0 с нагрузкой на ось 4 тонны и результаты его испытаний», которая находится в единственном экземпляре в библиотеке Горьковской железной дороги в научно-технической отделе, мы нашли подробное описание того, как происходит отопление паровоза дровами.

Вот некоторые из правил отопления паровоза: «…чем тяжелее состав и труднее лежащий впереди профиль пути, тем толще должен быть слой топлива, при напряженной работе паровоза топка практически загружается дровами полностью. Перед трудным подъемом паровозная бригада должна заправлять топку заблаговременно, с таким расчетом, чтобы к моменту форсированной работы паровоза дрова хорошо разгорелись. Если этого не сделать, то топка не способна будет выделить достаточное количество тепла, давление в котле начнет падать и паровоз в первые же моменты напряженной работы на таком профиле пути будет испытывать недостаток в паре…»

   

Рис.9. Действующий паровоз Кп 4-430 на Горьковской Детской железной дороге (фото автора)

И действительно, чтобы попробовать себя в роли машиниста паровоза, необходимо пройти серьезный путь и многому научиться.

Современная детская железная дорога – уникальное подразделение большой магистрали со станциями, вокзалами, поездами, устройствами автоматики и связи, где есть железнодорожный кружок, который ведёт инструктор. Обучение проходит в несколько этапов. Сначала юные железнодорожники осваивают работу дежурного стрелочного поста: устройство стрелочного перевода, порядок приготовления маршрутов приёма и отправления поездов, изучают должностные обязанности, правила техники личной безопасности. Ведь работа на детской железной дороге – не забава, а серьёзный и вместе с тем очень приятный путь к технической культуре. Прокатившись хоть раз на несовременной «кукушке» (так называют паровоз серии Кп4-430 в народе), или побывав в роли машиниста, немало ребят продолжают свой профессиональный железнодорожный путь и становятся отличными железнодорожниками.

В заключение хотелось бы выразить слова благодарности всем сотрудникам Горьковской (Нижегородской) Детской железной дороги, которые дают путевку в жизнь многим школьникам нашего города и стараются привить любовь к профессии.

Заключение

На основании всего вышесказанного мы можем сделать следующие выводы:

1. Построенная еще в довоенное время, Горьковская Детская железная дорога и сегодня является действующим учебно-развивающим центром, в котором дети учатся не только водить настоящие поезда, но и развивают творческое и профессиональное мастерство.

2. Сохранившиеся здание станции «Родина» и здание Автозаводского Дворца бракосочетания, где раньше располагалась станция «Счастливая» Детской Железной дороги напоминают нам о былом величии Малой Горьковской железной дороги и нам всем необходимо помнить, что возвращенные к жизни здания, необходимо беречь и охранять для будущих потомков.

3. Сбор и обработка информации о бывших деревянных зданиях станций Горьковской детской железной дороги позволит по фотографиям и чертежам воссоздать утраченные здания современными технологиями 3D-моделирования, что для нашего будущего исследования представляет особый интерес.

4. Горьковская (Нижегородская) Детская железная дорога является одной из двух Детских железных дорог России, где еще сохранился в рабочем состоянии паровозКп 4-430.Вторая такая Детская железная дорога с действующим узкоколейным паровозом Гр №185, типа 0-4-0, расположена в Ростове-на-Дону[1].

Список использованных источников

1. Государственная архивная служба Нижегородской области [Электронный ресурс]: орган государственного управления архивным делом. – Электронные данные. – Нижегор. обл. : сор. 2006. - Режим доступа :http://www.archiv.nnov.ru

2. М.А. Марченко. Малая Горьковская, подарившая счастливое детство и путевку в жизнь [Электронный ресурс] / Марченко, М.А. – Электронные данные. – Нижегор. обл. : сор. 2006. - Режим доступа : http://www.archiv.nnov.ru/?id=3162

3. А.А. Гордин Дела семейные: [об Автозаводском Дворце бракосочетания] // Автозавод ONLINE. –2011.– 4 с.

4. А.А .Гордин. Историко-архитектурное наследие архитектора Б.М. Анисимова // Приволжский научный журнал. - 2012. - 226-231с.

5. О.В. Орельская. Архитектура эпохи советского авангарда в г. Нижнем Новгороде / О.В. Орельская. – Н.Новгород: Промграфика, 2005. – 192 с.

6. Белкина, А.А. Деревянное железнодорожное зодчество. Станции Горьковской Детской железной дороги/ А.А. Белкина, Л.В. Павлова// 69-я всерос. науч.-технич. конф. студентов, магистрантов и аспирантов вузов с международным участием. 20 апреля 2016 г. Ярославль: сб. материалов конф. [Электронный ресурс].- Ярославль: Издат. Дом ЯГТУ, 2016.- С.1127-1130.

Интернет-источники:

7. Нижний Новгород. История. Хроника [Электронный ресурс] . – Электронные данные. – Нижний Новгород : 2014. – Режим доступа :https://vk.com/club57873843

7. В ОТПУСК.РУ [Электронный ресурс]: достопримечательности. – Электронные данные. - Режим доступа: http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=18014#ixzz3yTRWs4B9

8. Ирина Михайловна Яковлева. Капризы памяти [Электронный ресурс]:творения архитектора А.А. Яковлева. Станция "Родина" детской железной дороги / И.М. Яковлева. – Электронные данные. – Режим доступа: http://sundry.wmsite.ru/moja-genealogija/arh-hud-jakovlev/tvorenija-jakovleva/stancija-rodina-dzhd

9. Инновационный дайджест [Электронный ресурс]: все самое интересное о железной дороге. – Электронные данные. – Режим доступа:http://www.rzd-expo.ru/new_link/children_railway/Malaya%20Gorkovskaya%20jeleznaya%20doroga/

10.Детские железные дороги: сайт Сутягина Дмитрия. - 2000 [Электронный ресурс]: история и современность детских железных дорог СССР. – материалы РГАКФД, ЦГАКФФД, ЦГКФФАУкр., ЦСДФ. - Электронные данные. – Режим доступа: http://www.dzd-ussr.ru/towns/

Просмотров работы: 772