ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ В ЖИЗНИ В. Г. ШУХОВА

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСКУССТВО ФОТОГРАФИИ В ЖИЗНИ В. Г. ШУХОВА

Поддубная М.Н. 1
1
Мотайло М.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

«Я по профессии инженер,

а в душе фотограф»

В.Шухов

О великом человеке судят по его вечным и добрым деяниям. Одним из таких людей, по праву является В.Г.Шухов- замечательный конструктор конца XIX — начала XX столетия, — один из основоположников современных строительных конструкций. Его называют по-разному. Но в начале XX века только так — Первый инженер России. Как он сам говорил, этим званием он обязан тому, что с самого начала своего инженерного пути отказался от подражания иностранным образцам и стал творить в оригинальном, чисто русском стиле, опираясь на лучшие традиции Ломоносова, Менделеева, Казакова, Кулибина.

Но личность этого выдающего человека интересна не только как великого инженера, ученого, но и как простого человека с его разносторонними творческими интересами. Шухов прекрасно разбирался в искусстве фотографии, литературе, знал пять иностранных языков, был широко образованным человеком.

Постоянный поиск новых путей при решении технических задач был присущ Шухову и при работе с фотокамерой. Его фотографические интересы многогранны: документально-жанровая фотография, фотографии инженерных конструкций, городской пейзаж, картины московской жизни и жизни российской провинции конца девятнадцатого — начала двадцатого века и портреты. Самобытный свободный взгляд русского интеллигента и ученого на окружающую действительность России интересен тем, что Владимир Григорьевич делал фотографии не для публикации, не по заказу, а для себя и своего окружения. Он владел редким умением видеть неповторимость и самобытность окружающего и фиксировать это своей фотокамерой.

В своей работе мне хотелось показать уникальность и гениальность этого человека, моего земляке- уроженца г. Грайворона Белгородской области, в плане фотографического искусства, определить роль фотографии в творческой деятельности ученого.

Я считаю, что моя работа актуальна, так как способствует патриотическому воспитанию меня и моих сверстников, направлена на развитие кругозора и интеллектуальных познаний, возможность иметь активную жизненную позицию. Я горда тем, что такой всемирно известный человек является уроженцем той местности, где родилась и выросла я. Поэтому, мой долг знать историю своего края и способствовать привлечению внимания сверстников к тематике моей работы.

Цель работы: показать роль творческих интересов в жизни В.Г.Шухова на примере искусства фотографии.

Задачи работы:

  1. Изучить и проанализировать материал по данной теме.

  2. Выяснить направления фотографического искусства, интересовавшего В.Г.Шухова.

  3. Показать роль фотографических работ В.Шухова в отражении исторических событий и фактов в России того времени, жизни простых людей, их интересов, окружающей действительности.

  4. Показать гениальность и талант великого ученого, моего земляка- В.Г.Шухова в мире фотоискусства как культурной составляющей общества.

Гипотеза исследования: если фотография занимала в жизни ученого особое место, смогло ли это увлечение В.Шухова оставить свой след в его многогранной творческой деятельности.

Объект исследования: многогранность фотографических интересов В.Г.Шухова.

Предмет исследования: уникальность и самобытность, инновационность фотографического искусства В.Г.Шухова, его вклад в развитие художественной культуры общества.

Методы исследования: сбор первичной информации, анализ полученных данных, классификация материала, обобщение, наблюдение.

Глава 1.

Роль искусства фотографии в жизни В.Г.Шухова

Фотография – это язык, говорящий на уровне эмоций. Языком фотографии можно рассказать историю не только одного конкретно взятого человека, но и целой семьи, целого рода, а порой даже и всего человечества.

Фотография занимала в жизни великого русского инженера, конструктора и учёного Владимира Григорьевича Шухова особое, и, пожалуй, одно из главных мест. Постоянный поиск новых путей при решении технических задач был присущ Шухову и при работе с фотокамерой. В своем творчестве он открывал новые направления в мире фотоискусства за десятилетия до их расцвета.

Фотографии были сделаны В.Шуховым на «Вероскоп», французский фотоаппарат конструкции Жюля Ришара, снабженный мощными для того времени оптическими линзами Карла Цейса. Техника была проста в использовании, обладала изысканным дизайном, и такая техническая новинка не могла не привлечь Владимира Шухова. Поражает не только количество снимков и их временной охват, но и тематическое разнообразие - на них запечатлены виды Москвы, Ялты, Гурзуфа, Алупки, Симеиза, Ореанды, Парижа, архитектурные памятники, лица родных и знакомых, хроника московской жизни на протяжении нескольких десятилетий и ход строительства сооружений самого Владимира Григорьевича. Шухов фотографировал свои постройки с профессиональными целями в 1890-е годы, но потом стал регулярно брать с собой камеру на прогулки. Одним из первых в России он начал снимать городские виды и простых горожан просто так, в качестве хобби, без специальной цели. Москва на этих фотографиях - не пафосная, не парадная, а спокойная и будничная, какая-то даже очень "частная", домашняя. Лыжники у конечной остановки трамвая на Большой Царицынской улице, каток в Хамовническом парке, собственный особняк Шуховых на Смоленском бульваре, доходные дома близ площади Мясницких ворот - все это ценные, симпатичные штрихи к общему портрету города. "Он снимал только то, что ему было интересно, в чем он видел сюжет, красоту. И он одним из первых в России показал - с неким даже романтизмом - эстетику индустриального строительства, культуру производства", - отметил правнук инженера В. Ф. Шухов. Владимир Григорьевич был одним из основоположников стереоскопической фотографии в России (сегодня это направление снова вызывает интерес историков и краеведов).

Зоркий глаз архитектора и художника позволял Шухову видеть необычное и новое в городской среде. В среде, которую он сам же во многом и создавал. Многие из этих любительских фотографий безошибочно выдают в их авторе инженера, творца новых конструктивных форм, новых силуэтов города. Выражаясь современными терминами, Шухов был одним из первых в нашей стране стрит-фотографов. У него есть совершенно эксклюзивные кадры. Чего стоят, к примеру, панорама, снятая с башни Киевского вокзала (Шухов спроектировал его дебаркадер), или виды улиц Пресни после революционных событий 1905 года. Его фотографии Москвы - это интереснейшая "сюита" о жизни большого города, его домов, улиц, обитателей. Это одновременно документальное свидетельство и художественное явление. Сегодня снимки Шухова вызывают интерес признанных арбитров художественного вкуса - например, директора Московского дома фотографии Ольги Свибловой. Авторитетный британский фотограф и коллекционер Ричард Пэр написал: "Шухов обращается ко всему спектру различных возможностей использования фотографии, от документальных снимков производственных процессов на заводе до бытовых фотографий, снятых с любовью и деликатностью в теплой домашней атмосфере или на отдыхе в Крыму. Рассматривая эти снимки в наши дни, мы ощущаем, как исторические события становятся ближе, и мы можем лучше понять происходившее в те далекие годы.

Но на протяжении многих десятилетий к авторским фотографиям Шухова, хранившимся в семье инженера (а это около 2500 снимков), не проявляли особого интереса ни исследователи, ни музейщики, ни журналисты. Ведь с точки зрения советских властей, Владимир Григорьевич снимал "не то": похороны профессора Московского университета Сергея Муромцева, трактиры и лавки Охотного ряда, крестный ход в Кремле, наводнение на Москве-реке... Даже события революции 1905 года у него поданы в "аполитичном" ракурсе. Проиллюстрировать такими фотографиями тезисы о классовой борьбе и угнетении пролетариата в дореволюционной России было бы затруднительно. И негативы хранились в семье, ожидая своего часа. Они были бережно сохранены в эпоху реквизиций, репрессий, переездов семьи с одной квартиры на другую.

Современники отмечают, что удивительно высокое, вполне профессиональное качество фотографий - как в техническом, так и в эстетическом плане, чрезвычайно много дают для понимания личности, внутреннего мира их автора [1]

Глава 2.

Направления фотографического искусства В.Г.Шухова

Владимир Григорьевич не оставил мемуаров, его рабочие тетради и письма крайне бедны на "лирические отступления", и тем не менее мы поразительно много знаем о нем как о человеке: о его быте, домашнем окружении, о том, какие события интересовали его, кто входит в круг близких ему людей, в каких он бывал поездках, где любил гулять, как одевался, чем занимался в короткие часы досуга и т.д. и т.п. Такую редчайшую возможность предоставляют нам сделанные Владимиром Григорьевичем фотографии. Они - зримое свидетельство того, что при своей непомерной занятости, погруженности в инженерное творчество В.Г.Шухов вовсе не был "кабинетным человеком" и интересы его были очень разнообразными.

Именно из его фотографий я узнала, что он любил спорт: играл в теннис, бегал на лыжах и коньках, стрелял из лука, бросал бумеранг, участвовал в велосипедных гонках (став в 1880-е годы даже чемпионом Москвы среди любителей), хорошо играл в шахматы. Большое место в его жизни занимало искусство. Он обожал балет и классическую музыку, любил литературу. Владимир Григорьевич был заботливым, отцом пятерых детей, их жизни и занятиям посвящено очень много снимков. Домашнее музицирование, хореографические занятия дочери, уроки рисования старшего сына - все это мы видим на фотографиях.

Семья в фотографиях В.Г.Шухова

Именно с портретов родных и близких В.Г.Шухов начинал свои занятия фотографией, и эта тема оставалась любимой для него как фотографа на протяжении всей жизни. Уже в самых ранних работах ему удавалось достичь большой выразительности и психологической глубины. Великолепен, например, выполненный им в 1890 году портрет отца. Ни один из снимков Григория Петровича, сделанных в профессиональных фотоателье, не передает в такой мере силу, одухотворенность и благородство его личности, как это делает маленькая фотография работы Владимира Григорьевича.

Фото 1. Гостиная дома В.Г.Шухова в Скатертном переулке. 1901 У рояля – Анна Николаевна с дочерьми Ксенией и Верой. На переднем плане – сыновья Сергей и Фавий

Фото 2. Вера и Сергей Шуховы в доме на Смоленском бульваре.1912год.

Большой теплотой и искренностью отличаются автопортреты Шухова с женой. Владимир Григорьевич вступил в брак в 1893 году. Его избранницей стала Анна Николаевна Мединцева, дочь железнодорожного врача, с семьей которого Шухов познакомился во время служебной поездки в Воронеж. По линии матери Анна Николаевна происходила из древнего, но обедневшего рода Ахматовых и доводилась родственницей будущей знаменитой поэтессе Анне Горенко, как известно, взявшей литературным именем фамилию своей прабабушки Ахматовой. Анна Николаевна была очень уравновешенной, умной женщиной, сумевшей объединить семью и создать в доме спокойную, доброжелательную атмосферу.

Фото 3.Столовая дома В.Г.Шухова в Скатертном переулке. 1900. За столом – мать Владимира Григорьевича Вера Капитоновна и жена Анна Николаевна

Неподдельную нежность, душевную близость, связывавшую Владимира Григорьевича и Анну Николаевну на протяжении всей их почти полувековой совместной жизни, особенно полно передает фотография 1910 года - взятый крупным планом стереоскопический двойной портрет супругов.

До сих пор вызывает восхищение даже профессионалов стереоскопический снимок дочери Веры, раскачивающейся на качелях: Шухову удалось остановить мгновение, сохранив динамику момента и живое настроение девочки, что для фотографической техники того времени было почти непосильной задачей. Через крошечный отпечаток хорошо виден его инженерный и творческий талант.

Фото 4. Дочь Вера. Фото В. Г. Шухова. 1904год

Воспоминанием об очень важной странице личной жизни Шухова служат одни из самых ранних снимков, сделанные им еще в 1865 году. На них запечатлены горячо любимые Владимиром Григорьевичем младшие сестры Ольга и Александра обществе будущей знаменитой актрисы Московского Художественного театра Ольги Леонардовны Книппер, ее матери и брата Константина.

Письма Ольги Леонардовны к Владимиру Григорьевичу погибли в революцию во время пожара в шуховском особняке. Уже под конец своей долгой жизни актриса выразила желание встретиться с его внучками, но потом, к сожалению, передумала. Так что единственным дошедшим до нас документальным свидетельством близкого знакомства О.Л.Книппер и В.Г.Шухова, а также и их семей, являются эти несколько фотографий.

Фото 5. В.Г.Шухов с внучкой Аллой. Фото С.В.Шухова 1938 года

Фотопортреты позволяют установить круг общения В.Г.Шухова, рассказывают о его отношениях с друзьями и знакомыми. В самых разных жизненных ситуациях на множестве снимков Владимир Григорьевич запечатлел своего ближайшего друга еще со студенческих лет, знаменитого профессора Технического училища Петра Кондратьевича Худякова, облик которого иначе был бы известен лишь по нескольким "официальным портретам".

Дома В.Г.Шухова на его фотографиях

В 1898 году он купил небольшой одноэтажный дом на углу Скатертного и Мерзляковского переулков, в котором прожил со своей семьей до осени 1901 года.. (Интересно, что в эти же годы в Мерзляковском переулке жила и семья Книппер. В 1898 году Ольга Леонардовна как раз познакомилась с А.П.Чеховым, женой которого стала в мае 1901-го).

Фото 6. Дом В.Г.Шухова на Смоленском бульваре.

Фото 7. Автопортрет за рабочим столом.1900 год

В 1904 году Шухов приобрел новый, более поместительный особняк на углу Смоленского бульвара и 1-го Неопалимовского переулка, и этот свой дом покинул только в сентябре 1918-го по предписанию новой власти. Оба московских дома Шухова не сохранились, но их внешний облик и интерьеры можно видеть на многочисленных снимках Владимира Григорьевича. Он любил свою семейную обстановку, чувствовал себя дома уютно и комфортно, и это свое ощущение сумел выразить в фотографиях, на которых внимательно и любовно запечатлел каждую комнату, каждый уголок своего жилища.

На этих снимках мы видим рабочий кабинет Владимира Григорьевича, в котором он делал свои изобретения, его письменный стол, книжные шкафы и знаменитую картотеку, где в строжайшем порядке инженер хранил свои чертежи, расчеты, выписки из иностранных технических журналов. Мы видим парадную анфиладу комнат, гостиную, в которой Шуховы принимали гостей, устраивали литературные и музыкальные вечера с участием Гольденвейзера, Игумнова, Поплавского. На фотографиях есть и столовая, а в ней - семья за обедом, чаепитием, есть детская, спальни, сад при доме на Смоленском с любимой скамейкой В.Г.Шухова и его гимнастическими снарядами, запечатлены рождественская елка, праздники и обыденные, ежедневные занятия членов семьи. Какие газеты читали в доме, чьи фотографии висели на почетном месте, какие предметы стояли на столе Владимира Григорьевича, - ответы на эти и подобные, казалось бы, мелкие, однако важные в биографическом плане вопросы можно получить, рассматривая фотографии.

Помимо своего документального значения сделанные В.Г.Шуховым кадры имеют ценность и как произведения фотоискусства. Владимир Григорьевич обладал даром мгновенно схватывать интересные эпизоды, живые сцены, умел избегать натянутости, застылости "студийных" снимков и создавать эффект присутствия зрителя на месте события. Особенно это относится к стереоснимкам, в которых иллюзия погружения в атмосферу шуховского дома доведена до полного совершенства. Важно отметить, что ни к каким специальным приемам, искусственным эффектам Владимир Григорьевич не прибегал, никогда не делал "постановочных" снимков, как это практиковали его современники фотографы-профессионалы.

Городская жизнь того времени на фотокадрах В.Г.Шухова

В полном смысле слова рождение Шухова-фотографа совпало с моментом наивысшего расцвета его инженерного творчества, и решающей здесь оказалась произошедшая при подготовке к Нижегородской выставке встреча Владимира Григорьевича со знаменитым нижегородским мастером, "фотографом Императорской Академии художеств, свободным художником" Андреем Осиповичем Карелиным, которому была заказана серия снимков спроектированных Шуховым выставочных павильонов и водонапорной башни для рекламного альбома фирмы Бари. Восхищенный дарованием Карелина (который сумел блестяще понять и запечатлеть оригинальность и изумительную красоту инженерных идей В.Г.Шухова), Владимир Григорьевич много беседовал с ним, узнавая тонкости такого сложного в техническом отношении дела, каким была тогда фотография. После этой встречи он снимал постоянно, внимательно следя за всеми новинками в области фотографии, используя новые фотоаппараты, оптику, химические реактивы.

Фото 8. Велосипедисты на Девичьем поле. 1913. Крайний слева – Сергей Шухов.

Именно с этого времени из стен своего дома Владимир Григорьевич выходит с фотокамерой "на улицу". В своем любимом портретном жанре он уже не ограничивается снимками близких, но, возможно, под впечатлением от работ Карелина и его ученика Максима Дмитриева (также фотографировавшего постройки Нижегородской выставки), продолжавших традиции художников-передвижников, начинает создавать собственную галерею типажей городской жизни. Извозчики, городовые, торговцы, дворники, пожарные, мастеровые, гимназисты, студенты, барышни, дети, а позднее, в полном соответствии с наступившей военной эпохой - солдаты, офицеры, сестры милосердия - всех их можно увидеть на снимках Шухова занятых своим делом, а иногда и специально ему позирующих.

Фотоаппарат Владимир Григорьевич берет теперь во все поездки. Так появляются серии подмосковных пейзажей, видов Крыма, Кавказа, Парижа. Но основную и наиболее ценную часть коллекции фоторабот В.Г.Шухова составляют снимки Москвы, ее панорам, улиц, бульваров, архитектурных памятников, отображение облика города в его бытовой повседневности и во времена крупных исторических событий.

Фото 9.Купальни на Москве-реке у Большого Каменного моста. 1908

Фото 10. Вербный базар на Красной площади. 1904

Фото 11. Первомайская демонстрация 1917 года на Тверской улице

С любимыми фотоаппаратами, жилетно-карманным "Кодаком" и купленным в Париже стереоскопическим "Полископом" фирмы Краусс" Владимир Григорьевич никогда не расставался, длинные прогулки считал лучшим отдыхом после часов напряженной работы, а в результате появлялись снимки, количество и своеобразие которых позволяют говорить об особой шуховской Москве.

Фото 12. Конка на Большом Каменном мосту. 1900-е годы

Благодаря работам Шухова мы можем увидеть рядовую застройку Москвы начала ХХ века, узнать облик улиц и переулков, нечасто или даже вовсе никогда не посещавшихся фотографами. Это и Смоленский бульвар, который Владимир Григорьевич снимал зимой и летом, с разных точек зрения, в том числе и с крыши собственного дома, Плющиха с прилегающими к ней переулками, Дорогомилово, Симоново (где находился котельный завод Бари), район Новослободской.

Владимиру Григорьевичу, как, может быть, никому другому, удалось схватить и передать в своих фотографиях очень разный, пестрый и одновременно единый, целостный образ Москвы. На оставленных им кадрах (главным образом стереоскопических, "объемных") мы видим народное гулянье на Красной площади в Вербное воскресенье, Страстной и Пречистенский бульвары с их каждодневной публикой, торговлю в Охотном ряду, каток и масленичные балаганы на Девичьем поле, стены Новодевичьего монастыря с пасущимися возле них коровами, купальни у Большого Каменного моста, Трубную площадь, Нескучный сад, Смоленский рынок, Зоологический сад, в большинстве своем давно исчезнувшую застройку центральных улиц и площадей, давно вырубленные скверы, церкви, в том числе Казанский собор на Никольской, такой, каким он был в начале ХХ века, и лютеранскую кирху Петра и Павла в Старосадском переулке,средства передвижения того времени: пролетки, кареты, линейки, вагоны конки, трамваи, поезда; видим москвичей - представителей самых разных слоев и сословий.

Владимир Григорьевич тщательно фиксировал происходившие на его глазах политические события и природные катаклизмы. 16 июня 1904 года на Москву обрушился сильнейший ураган - Шухов побывал с фотокамерой в пострадавших Сокольниках, Анненгофской роще, Люблине. Два дня, 11 и 12 апреля 1908 года, снимал залитые водой во время самого разрушительного в истории города наводнения улицы, набережные, переулки. В 1926 году случилось новое наводнение, Владимир Григорьевич запечатлел и его последствия, одновременно передав неузнаваемо изменившуюся за прошедшие двадцать лет атмосферу города.

В 1908 году Шухов присутствовал на первых в Москве автогонках, в 1909-м фотографировал открытие памятника Н.В.Гоголю работы скульптора Андреева - значимое для московской интеллигенции событие, в 1913-м - встречу императора и парадное по этому случаю убранство города.

Наступил 1914 год - на снимках Шухова появились отправляющиеся на фронт эшелоны, казармы на Ходынском поле (где находились его старшие сыновья, Сергей и Фавий, проходившие ускоренный курс в Александровском военном училище), интерьеры госпиталей (где работали его дочери и жена). На следующих снимках нашли отражение события февраля и октября 1917-го, появились красноармейцы, разрушенные церкви, очереди и вместе с тем стройки - будни первых десятилетий советской жизни.

И в начале века, и в 1920-е годы архитектурные памятники Москвы оставались одной из главных объектов снимков Шухова. Конечно, облик этих выдающихся сооружений хорошо известен по работам других мастеров, тем более ценно, что фотографии Шухова отличаются от всех прочих и необычностью выбранной точки зрения, и композицией кадра. Владимир Григорьевич обладал сильно развитым пространственным мышлением, способностью чувствовать градостроительную ситуацию, а потому ему удавалось находить ракурсы, в наибольшей степени раскрывающие суть архитектурного замысласооружения. Яркий пример тому - сделанный в начале 1900-х годов снимок храма Христа Спасителя. Это здание снимали много и и часто, и на всех снимках оно предстает тяжеловесным и не пластичным, каким и было. Шухов нашел свой ракурс, и непостижимым образом архитектура обрела стройность, даже изящество. (Владимир Григорьевич любил храм, не столько его художественные достоинства, сколько атмосферу места. В сиреневые сады возле храма он часто приходил гулять со своими детьми и делал снимки.)

В.Г.Шухов часто снимал в Кремле. Казалось бы, сюжет избитый. Что нового, неожиданного можно привнести в такие снимки? Но Шухову удалось и это, причем опять-таки без использования каких бы то ни было искусственных приемов, ракурсов, искажающих реальные пропорции объектов, и т.д. На его снимках мы можем видеть запечатленные в своем живом, повседневном окружении не сохранившиеся до наших дней кремлевские памятники: разрушенные в 1929 году Малый Николаевский дворец, Чудов и Вознесенский монастыри; можем видеть и поныне

Фото 13. Кремлевская стена. 1900-е годы

Необычное впечатление от этих кадров получается благодаря тому, что Владимиру Григорьевичу была дана способность видеть то, что никто не смог заметить ни до него, ни после. Так, например, сделанная с реки панорама Большого Кремлевского дворца и Соборной площади интересна удивительной гармонией параллельных линий воды, гранитных откосов набережной и самих сооружений. Снимок Кремлевской стены с башнями и собором Василия Блаженного на заднем плане отличает подчеркнутая графичность, достигнутая использованием светотени. Очень необычны сделанные Шуховым фотографии памятника императору Александру II. В отличие от других авторов Владимир Григорьевич снял его с угла (как и храм Христа) и с видом на него из Кремля, так что памятник на снимке воспринимается на фоне панорамы Замоскворечья и вполне органично вписывается в занимаемое им пространство.

Благодаря своему количеству и оригинальности кремлевские снимки Шухова вполне могут составить отдельный и очень интересный альбом.

Инженерные объекты по проекту В.Шухова в фотографиях

Фотография становится важным вспомогательным средством в инженерной деятельности Шухова (и в этом влияние Карелина, несомненно). Владимир Григорьевич начинает фиксировать внешний вид, конструктивные узлы, стадии монтажа своих сооружений. Вместе с простейшими моделями из бумаги и дерева снимки помогали изобретателю искать наилучшие пропорции построек, вписывать их в окружающую среду. Сохранились серии выполненных Шуховым снимков барж собственной конструкции, сетчатых башен, разнообразных покрытий, резервуаров для хранения нефти, нефтепроводов, промышленных цехов.

Фото 14. Дебаркадер Брянского вокзала

Также сверху, забравшись на монтируемые арки, Шухов фотографирует дебаркадер Брянского вокзала, возводимый по его проекту, а заодно и открывающуюся с этой точки панораму Дорогомилова.

Особо нужно сказать о сделанной им серии снимков радиобашни на Шаболовке, являющейся ценнейшей иллюстрацией к оставленному изобретателем дневнику работ. Владимир Григорьевич зафиксировал ход монтажа, последствия произошедшей аварии, общий вид сооружения после завершения строительства, и он же сделал первый снимок изнутри башни, ставший предтечей знаменитого кадра Родченко и всех его многочисленных повторений, в том числе в эмблеме телевидения.

Фото 15.Шаболовская радиобашня

 

Фото 16.Артиллерийские платформы системы Шухова в походном положении. 1916.

Занятий фотографией В.Г.Шухов не оставлял и в последние годы жизни, приобщив к нему сына Сергея (создавшего великолепную, очень разнообразную галерею фотопортретов отца в старости) и своих внучек. Приходившие в шуховский дом знакомые, сотрудники Владимира Григорьевича рассказывали, какое огромное впечатление производил на них просмотр снимков из его собравшейся за многие десятилетия коллекции. К стереотипам - их было несколько, и больших настольных, и ручных, - выстраивались очереди, и о полученном удовольствии люди вспоминали потом долгое время.

Заключение

Сегодня, когда за окном XXI век, память о Владимире Григорьевиче Шухове, замечательном человеке, гениальном инженере, разностороннем и творческом человеке, которого интересовало буквально все, жива и свежа. Для новых и новых поколений российских инженеров и исследователей, фотографов и интеллектуалов он был и остается символом инженерного гения и примером служения своему делу, своему Отечеству. Этот человек проектировал оригинальные конструкции маяков, радиомачт, водонапорных башен, участвовал в развитии российской нефтяной промышленности и трубопроводного транспорта. Однако, несмотря на колоссальную занятость, Владимир Шухов успевал фиксировать мир вокруг себя посредством фотографий, внося тем самым огромный вклад не только в промышленную составляющую страны, но и в культурную.

И нам, его землякам остается только гордиться тем, что родились и жили с ним на одной Земле.

Список литературы:

1. Журнал «Наше наследие». Е Шухова «Московская жизнь в объективе В.Г.Шухова»

2.Журнал « Наше наследие». Е.Шухова » Труды и дни инженера В.Г.Шухова»., Москва, 2007 год.

3. Большая Советская Энциклопедия том-48 2-ое издание 1957 г.

4. “Белгородский алфавит” – Борис Осыков. Воронеж. Центрально-Чернозёмное издание 1990 г.

5. Гений В.Г.Шухова и современная эпоха/Материалы международного конгресса/под редакцией В.Багдасарьян, издательство МГТУ им. Баумана, 2015г.

6. Белгородская Энциклопедия Белгород: Издательство Областная типография 2000 г.

7. Интернет-портал: nasledie-rus.ru

8. Альманах "Великая Россия. Личности. Год 2003-й. Том II", 2004, АСМО-пресс.

17

Просмотров работы: 749