КЕРАМИКА И ФАРФОР КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

КЕРАМИКА И ФАРФОР КАК ЧАСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Новосельцева Н.А. 1
1
Заозерская О.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

История любого народа отражается в его творчестве. На занятиях в «Центре дополнительного образования» мы знакомимся с русским традиционным искусством керамики. Особенно ярко история русского народа и Российского государства проявляется в промыслах глиняной игрушки.

На уроках истории в школе мы изучали Древний Китай – одну из самых загадочных для европейца стран. Сегодня Китай входит в пятёрку мировых лидеров экономики, интерес к нему велик как никогда ранее. Россия географически сосед Китая. Наши страны пережили разные периоды во взаимоотношениях, от тёплой дружбы до враждебности. Но русский и китайский народы всегда симпатизировали друг другу, испытывали взаимное уважение к культурным ценностям своего соседа. Нас заинтересовало, можно ли узнать об истории Китая через знакомство с его традиционной керамикой.

Искусству керамики уже сотни тысяч лет. Первобытные люди научились изготавливать из глины посуду, фигурки богов, стены жилища. Однажды люди заметили, что на том месте, где горел костер, глинистая почва стала твёрдой, как камень и не размывается дождями, тогда они попробовали обжигать свои изделия на костре. Так появилась керамика – древнейшее искусство рождённое огнём [2c.13] .

Чтобы узнать об истории и технологии изготовления китайской керамики и фарфора мы обратились к специальной литературе. Из книги «Искусство стран Востока» под редакцией доктора исторических наук Р.С. Васильевского мы узнали, что учёные долгое время не считали керамическую скульптуру свойственной древнему Китаю. Но археологические находки, сделанные в 70-х годах 20 века, перевернули эти представления [4c.246]. О роли керамики в культуре Китая мы прочитали в книге Н.А, Дмитриевой и Н.А. Виноградовой «Искусство Древнего мира» [3c.174]. Ясную картину взаимосвязи китайского искусства с историей страны даёт статья «Искусство Востока» в «Энциклопедическом словаре юного художника», под редакцией М.В. Алпатова [6c.80]. Многообразие народной глиняной игрушки представлено в статье И. Алёшиной «Прошлое и настоящее китайской игрушки» [1c.26] .

Мы выдвинули гипотезу: керамика играет важную роль в культурном наследии Китая.

Итак, цель нашего исследования – определить степень значимости искусства керамики в национальной культуре Китая.

Она реализуется через решение следующих задач:

1. Узнать об истории возникновения и развитии искусства керамики в Китае.

2. Изучить особенности китайской керамики и фарфора.

3.Попытаться выполнить несколько образцов керамических изделий по мотивам китайской народной глиняной игрушки.

Объект исследования: Китайская керамика и фарфор.

Предмет исследования: Взаимосвязь искусства керамики с историей Китая.

При работе над данной проблемой были использованы следующие методы:

  • Изучение и анализ литературы, интернет - источников по истории и технологии китайской керамики.

  • Практические опыты по подбору керамической массы, способов лепки и декорирования скульптур в китайских традициях.

  • Анкетирование группы детей с целью выяснить степень их осведомленности по вопросу нашего исследования.

Глава 1

§1. Зарождение керамики

О жизни людей на территории современного Китая в эпоху неолита (5 – 3 тыс. до н.э.) долгое время ничего не было известно. Восстановить их образ жизни удалось лишь в 1921 году, когда была открыта культура неолитической расписной керамики. В 1954 - 1956 годах недалеко от города Сиань было раскопано поселение древних людей, где обнаружены печи для обжига посуды. Древнейшая расписная керамика Китая была искусно вылеплена от руки либо изготовлена на гончарном круге. Она поразила археологов мастерством изготовления, тонкостью и ровностью черепка, красотой расцветки – от густо-красной и коричнево-лиловой до лимонно-жёлтых тонов. Наиболее ранняя расписная керамика получила название Яншао, по месту раскопок в провинции Хэнань. Сосуды Яншао относятся к лучшим образцам неолитического искусства. Мастера, их изготовившие научились расписывать посуду до обжига, поэтому краски закреплялись навсегда, особые свойства сосудам придавали лощение кабаньим зубом и обжиг при высокой, свыше 1000 градусов, температуре. Сосуды покрыты сложными геометрическими и зооморфными узорами. Разнообразные по форме и размерам блюда, чаши, амфоры и кувшины предназначались не только для бытовых нужд, но служили урнами при погребении, в них наливали жертвенное вино и масло, хранили зерно, ими черпали воду из источников. [3c. 178-180]

Для людей того времени все эти предметы были не только утилитарными. Переходя из рук в руки, переносясь в новые места, они становились средством культурного общения, своеобразными сводами знаний. Люди читали по ним как по книгам. У мастеров из разных мест были свои излюбленные мотивы: сосуды Баньпо часто украшают рыбы и олени, сосуды Мяодигоу – ящерицы и черепахи, изделия Хуасянь – птицы. Постепенно появляются узоры нового типа, геометрические мотивы подчиняют себе зооморфные и растительные. Геометрические знаки (волнистые, прямые, вихревые линии, треугольники, ромбы, зигзаги, спирали, круги) породили ряд условных знаков китайской пиктографии. В этих узорах, обозначающих силы природы: грозу, воду, ветер, солнце, луну, звёзды, горы можно угадать очертания будущих иероглифов. [3c.181-182]

Традиционные формы сосудов сохранялись в Китае в течение многих веков. С древнейших времён пошла китайская традиция отношения к материалу – стремление подчеркнуть его пластические свойства, мягкость и красоту. [3c.183]

§2. Развитие и совершенствование керамического искусства.

Творческая жизнь Китая стала активнее и сложнее ко 2 тыс. до н.э. В это время возникло первое рабовладельческое государство Шан (или Инь). Возникли первые города, были изобретены письменность, техника бронзового литья, сложнее и конкретнее стали мифологические представления о мире. Древние китайцы верили, что благополучие их жизни полностью зависит от покровительства умерших предков, которые отождествлялись со зверем, родоначальником рода – тотемом. Культ предков, начиная с периода Шан на многие века, стал главнейшим в Китае. Погребальным обрядам и украшению гробниц придавали необыкновенно важный смысл. В гробницах вельмож устанавливались маленькие, расписные глиняные модели зданий, жилых интерьеров. Они поразительно точно, в мельчайших подробностях воспроизводят быт той эпохи и позволяют нам судить о конструкции и размерах домов городской знати и дозорных башен. [3c.200] Из глины изготавливали тигли для бронзового литья, черепицу, стоки для крыш, кирпичи, украшенные замечательными рельефами. Им свойственна обособленность отдельного образа, как и для ханьских иероглифов. Бытовые сцены на рельефах дают нам представление о жизни ханьского общества: труде, развлечениях, войнах. В художественном плане они замечательны своей динамичностью. На одном из кирпичей изображён танец с лентой, исполняемый на народных праздниках до сих пор. На другом - изображена жатва, крестьяне орудуют странными инструментами, такие давно вышли из употребления в Китае. Поэтому китайские исследователи долго не могли определить сюжет рельефа. Они обратились к монографии советского учёного Колчина «Металлургия и металлообработка в Древней Руси», из которой узнали о русских косах, оказавшихся аналогичными древнекитайским [4c.247-248].

Своего расцвета искусство и архитектура Древнего Китая достигли в 3 в. до н.э. – 3 в. н.э. Пожалуй, самое поразительное произведение китайских керамистов это терракотовая армия императораЦиня.В юности его звалиИн Чжэн, он пришёл к власти в возрасте семи лет, в течение семнадцати лет завоевал одно за другим шесть китайских царств, стал правителем объединенного Китая и принял имя Цинь Шихуанди.Особую славу у потомков он приобрёл тем, что построил Великую Китайскую стену. По преданию, после его смерти охраняло покой Циня глиняное войско. Историки долго считали эту легенду красивым, но сказочным эпосом [4c246]. В 1974 году в провинции Шеньси на Северо-западе Китая, пытаясь пробурить в своем огороде артезианскую скважину, несколько крестьян, наткнулись лопатами на крупный булыжник. Это оказалась терракотовая голова древнего воина. По разным источникам подземное войско насчитывает от 8 до 20 тысяч скульптур (Прил.1,Рис.4). На сегодняшний день откопана лишь одна десятая часть погребального комплекса. В самой большой по размерам галерее расположены в боевом порядке шесть тысяч солдат. Всего 11 рядов, 38 колонн с лошадьми, повозками, вооружением.

§3. Китай – родина фарфора.

Изделия китайских керамистов всегда отличались разнообразием форм, их совершенством, высокими техническими качествами, что послужило основой для появления и расцвета искусства фарфора. Фарфор – это изделия, посуда из белого плотного керамического материала, получаемого спеканием массы огнеупорной глины, каолина, полевого шпата и кварца. [5c.80]История фарфора насчитывает более 3 тысяч лет. Начало производства относится примерно к 6-7 веку до н.э., когда путём совершенствования технологии и подбора исходных компонентов стали получать изделия, которые отличаются белизной и тонкостью черепка. [6c.80]

Издавна фарфоровые изделия из Цзиндчжэня отличались высоким качеством. Молва гласит, что они были ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл и благозвучны как колокольчик. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору. Их краскам свойственны прочность и чистота. Первым видом фарфоровой росписи была подглазурная роспись синим кобальтом (Прил.2,Рис.1). Затем с введением надглазурной росписи и новых техник оформления, все цвета стали достоянием фарфоровых изделий. Рисунки по фарфору, особенно те, в которых воссоздана природа Китая, очень жизненны. Художники по фарфору - блестящие мастера рисовать розы, пионы, лотосы, хризантемы, орхидеи, ветви цветущей сливы или вишни, стебли бамбука (Прил.2,Рис.2). Лучшее, что создавали мастера, приобреталось императорским двором. Китайский фарфор экспортировался за рубеж (на Средний Восток и в Европу) вместе с парчой и бархатом по «шелковому пути». Традиционные фарфоровые изделия: вазы, разноцветные глазурованные скульптуры, отличаются изяществом форм и богатыми украшениями отражают глубину китайского мышления (Прил.2,Рис.3).

Современные китайские мастера широко применяют достижения своих предшественников. Дизайнеры не только делают из фарфора традиционные: посуду, вазы, скульптуры, кукол, но используют этот удивительный материал для создания оригинальных коллекций одежды, изображений современной техники (Прил.2,Рис.4,6,7).

В Тяньцзине, находится необычный, «китайский дом». Стоимость этого дома оценивается в 2,5 млрд. юаней. Принадлежит он Чжан Ляньчжи, успешному бизнесмену. Чжан Ляньчжи увлекается китайской культурой и искусством и уже много лет коллекционирует фарфор. Свой новый дом он решил превратить в своеобразный гимн своему хобби и выставку антиквариата. С 2002 по 2007 годЧжан Ляньчжи украшал старинный особняк во французском стиле огромным количеством фарфоровых изделий. На отделку израсходовали: 400 млн. фрагментов древнего фарфора, 10 000 античных ваз, 5000 старинных фарфоровых чаш, 500 фарфоровых кошек, 300 каменных львов и столько же статуй Будды, сделанных из белого мрамора. Более 80% фарфора – это поврежденные или разбитые изделия. Но этот изъян совершенно незаметен – так искусно вплетены они в причудливый орнамент. Особенно впечатляют туристов многометровые изображения четырёх драконов, которые обвивают дом. Кроме того здание «играет» 20 тоннами натуральных кристаллов (Прил.2,Рис.5).

Китайский фарфор ценится как яркая жемчужина в художественном наследии человечества. В сложных узорах и формах китайской керамики отразились опыт и мудрость многих поколений, проявился высокий артистизм, творческий дух Китая.

Глава 2

§1. Особенности народной глиняной игрушки.

Китайские глиняные игрушки имеют древнюю историю. Недаром одно из преданий, посвящённое появлению первых людей на Земле, начинается с того, что богиня Нюйва вылепила фигурки мужчин и женщин. В прошлом крестьяне в свободное от полевых работ время лепили из глины разнообразные куклы, раскрашивали их. Их продавали на шумных ярмарках, зачастую продажа превращалась в весёлую игру. Игрушки располагали рядами: сначала небольшие по размеру, за ними всё более и более крупные. Затем устраивали соревнование. Тот, кому удавалось набросить на игрушку бамбуковое кольцо, мог взять её себе.

§2. Изготовление скульптур в стилистике китайской игрушки.

В каждой провинции Китая игрушки имели свои особенности. Мы выполнили изделия по мотивам работ пекинских мастеров. Для копирования выбрали две многофигурные композиции. Внимательно рассмотрев скульптуры на фото, мы выбрали конструктивный способ лепки. Подготовили керамическую массу, состоящую из глины и песка. Вылепили последовательно и соединили основные части изделий, добавили детали. (Прил.3,Рис.1,2) Изделия высушили в течение недели и обожгли в муфельной печи. Затем расписали гуашью (Прил.3,Рис.4), чтобы добиться максимального сходства с оригиналом (покрытым над глазурной росписью), изделия покрыли двумя слоями прозрачного лака.

Первая игрушка отражает сюжет, любимого народом танца, во время которого актёры в костюмах сказочных львов делают замысловатые движения. Лев мыслится народной фантазии существом грозным, но способным защитить от злых сил. Животное раскрашено в серо-зелёный цвет, его грива обозначена штрихами золотой краски, белый пушистый мех образует своеобразный воротник вокруг головы. От малейшего движения она начинает раскачиваться, и создаётся впечатление, будто лев хочет вырвать из рук мальчика красный шар. В её основе лежит такая сказка: Однажды у принца похитили его возлюбленную и заточили во дворце, каждую дверь там охраняли свирепые львы. Но принц узнал секрет: их можно победить, если бросить им шар (Прил.3, Рис.5).

Сюжет второй основан на старинной легенде: В 3 веке до н.э. в княжестве Чу жил известный поэт Цюй Юань. Будучи патриотом, он пытался давать местному князю разумные советы, но тот отклонял их, и поэту ничего не оставалось, как покинуть родину. Он тосковал и однажды в момент отчаяния пришёл к реке, сочинил стихотворение, проникнутое любовью к отчизне, и бросился в воду. Простые люди решили принести жертву душе Цюй Юаня и, как полагалось, бросили в реку рис. Но жадный дракон, её обитатель, съел рис, и душа несчастного продолжала являться рыбакам. Тогда они положили зёрна в листья, завернули их в форме треугольников, обмотали нитками и бросили в воду. С тех пор китайцы стараются приготовить в это день рисовые пампушки «цзунцзы» Летом в июне, отмечают шумный и весёлый праздник Драконовых лодок «Дуаньу». Игрушка знакомит нас с этим праздником. Он предусматривает соревнование и парад лодок, украшенных головами драконов (Прил.3, Рис.3).

Познакомившись с творчеством народных мастеров можно сделать вывод: китайские наролные игрушки тесно связаны с историей и традициями страны. Они иллюстрируют местные события, сказки, легенды. По форме игрушки довольно сложные, тщательно проработанные, каждая деталь несёт глубокий смысл (что характерно для китайского искусства в целом). Роспись игрушек многоцветная, яркая. Керамика дополнена иными материалами: проволокой, перьями, бусинами, мехом, украшена позолотой. Через китайские глиняные игрушки мы познаём глубокие пласты народной культуры этой древней страны.

§3. Анкетирование группы учащихся по теме исследования.

С целью выяснить, что знают о китайской керамике школьники, мы провели опрос группы учащихся 5 классов МОУ «ОЛ№3». В опросе приняли участие 50 человек, обоего пола. Им была предложена анкета. (Прил.4, Рис.1) У ребят не вызвал сомнений ответ на первый вопрос, для 86% из них Китай прежде всего – родина многих изобретений. (Прил.4, Рис.2). Но в вопросе о сути этих изобретений мнения опрошенных разделились. Значительная часть считает, что китайцы не изобрели порох (22%), фейерверк (30%), шёлковую нить (18%), фарфор (14%), бумагу (28%). Многие дети знакомы с китайской керамикой: 38% читали о ней в книгах, столько же в интернете, посещают выставки – 12%, видели у знакомых – 20%, никогда не видели – 20%. (Прил.5, Рис.1) Большинство опрошенных (56%) хотели бы посещать выставки китайской керамики, но частью домашнего интерьера и обихода видят её лишь – 48%. Многие респонденты считают, что мы могли бы поучиться у китайцев изобретательности (60%) и трудолюбию (58%), а вот патриотизму, по мнению опрошенных нас, учить не надо (8%). (Прил.5, Рис.2) Подавляющее большинство учащихся считают, что изучать культуру других стран и народов необходимо для расширения кругозора (80%), для взаимопонимания (38%), в связи с глобализацией (26%). (Прил.5, Рис.3)

По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы: у детей велик интерес к истории и культуре других стран, в том числе Китая; китайскую керамику они воспринимают скорее как предмет искусства, а не домашнего обихода; знания ребят по вопросу нашего исследования необходимо расширять и углублять.

Заключение

В ходе написания данной исследовательской работы мы провели анализ литературы, анкетирование группы учащихся, выполнили коллекцию изделий в стилистике китайской народной глиняной игрушки, выступили с одноимённым творческим проектом на школьной конференции. Наша гипотеза, что керамика играет важную роль в культурном наследии Китая, полностью подтвердилась.

  • Во времена неолита глиняные предметы являлись средством культурного общения, своеобразными сводами знаний. Люди читали по ним как по книгам.

  • Геометрические орнаменты, украшавшие древние сосуды, породили ряд условных знаков китайской пиктографии. В них угадываются очертания будущих иероглифов.

  • Маленькие глиняные модели, обнаруженные в гробницах вельмож, позволяют нам судить о конструкции и размерах зданий и жилых интерьеров в древнем Китае.

  • Бытовые сцены на рельефах гробниц дают нам представление о жизни китайского общества той поры: труде, развлечениях, войнах.

  • Керамика всегда имела (имеет и сегодня) огромное утилитарное значение: в древности из глины изготавливали посуду, тигли для плавки бронзы, строительные материалы.

  • В древнем Китае возник фарфор. Он до сих пор является предметом национальной гордости китайцев, высоко ценится во всём мире.

Таким образом, цель нашей работы: определить степень значимости искусства керамики в национальной культуре Китая была успешно достигнута. Наше исследование может быть полезно для учеников и педагогов тем, что даёт подробную картину развития керамического искусства в Китае. Искусство воздействует на эмоции человека, а всё что прошло через сердце лучше нами запоминается.

За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры, но с началом XX века она стала приходить в упадок под натиском вооруженного новейшей техникой Запада. Однако в последние десятилетия Китай вновь вошёл в число мировых лидеров экономики, науки, искусства. И сегодня произведения китайских мастеров могут найти достойное место в интерьере современного дома. В любой стране!

Список литературы:

1. Алёшина И. – Прошлое и настоящее китайской игрушки – М., Юный художник №12,1985 – 26-29с.

2. Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь глина – СПб., Кристалл, 1998 – 272с.

3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. – Искусство Древнего мира – М., Детская литература, 1986 – 207с.

4. Искусство стран Востока, под ред. Васильевского Р.С. – М. Просвещение, 1986 – 303с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., Русский язык, 1990 – 916 с.

6. Энциклопедический словарь юного художника, под ред. Алпатова М.В. и других, составители Платонова Н.И., Синюков В.Д. – М., Педагогика. 1983 – 416 с.

Приложение 1

Рис.1Расписной керамический сосуд,

около 2000г. до н.э. Рис.2 Расписная керамическая модель трёхэтажного дома, первые века н.э.

Рис.3 Рельеф с изображением пахоты,

2в. н.э.

Рис.4 Терракотовая армия императора Циня,

3в. до н.э.

Приложение 2

Рис.1 Старинный кувшин Рис.2 Фарфоровая ваза Рис.3 Фигурка девушки

Рис.3 Платье из фарфора

Рис.4 Фарфоровый дом

Рис.5 Современный чайник Рис. 6 Модель машинки

Приложение 3

Рис.1,2 Лепка драконовой лодки.

Рис.3 Драконовая лодка.

Рис.4 Роспись игрушки. Рис. 5 Танец льва.

Приложение 4

Что вы знаете о китайской керамике?

  1. Что вы знаете о Китае?

  • самая многонаселённая страна

  • лидер мировой экономики

  • родина многих изобретений

  1. Что изобрели не китайцы?

  • порох

  • фейерверк

  • шёлковую нить

  • фарфор

  • керамику

  • бумагу

  1. Вы видели где-нибудь китайскую художественную керамику?

  • в музее

  • на выставке

  • в книгах (журналах)

  • в интернете

  • у знакомых

  • никогда не видел (не видела)

  1. Посещали бы выставки китайского искусства (имея возможность)?

  • да

  • нет

  1. Хотели бы вы использовать китайскую керамику и фарфор дома?

  • да

  • нет

  • у меня уже есть

  1. Чему мы могли бы поучиться у китайцев?

  • трудолюбию

  • патриотизму

  • терпению

  • изобретательности

  • скрытности

  1. Зачем нужно изучать национальную культуру других стран?

  • расширение кругозора (новые знания)

  • взаимопонимание (толерантность, мир)

  • глобализация (работа, проживание в других странах)

Рис.1 Анкета.

Рис.2 Диаграмма 1. Что вы знаете о Китае?

Приложение 5

Рис.1 Диаграмма 2. Вы видели где-нибудь китайскую керамику?

Рис.2 Диаграмма 3.Чему мы могли бы поучиться у китайцев?

Рис. 3 Диаграмма 4. Зачем нужно изучать национальную культуру других стран?

17

Просмотров работы: 2101