«Эта память верьте, люди, всей земле нужна.
Если мы войну забудем, вновь придет война».
Память – понятие очень важное и широкое. Память бывает разная. Есть память о Родине, о прошлом родной страны и своего народа, о родных и друзьях, о счастье и любви, и о многом другом, но каждая из них очень важна. Представьте на миг, что вы потеряли память, вы не знаете, кто вы, откуда. Как прожить человеку без памяти?
Человеческая память... Она безгранична, она может быть долгой и благодарной. Есть такие вещи, которые человек помнит всю жизнь, но есть и такие, которые хочется поскорее забыть. Больше всего люди хотят забыть годы Великой Отечественной войны, но не могут этого сделать, так как помнят это не мыслями, а сердцем. Годы войны – это самое ужасное время в жизни человека. Всё дальше и дальше уходят от нас события тех лет, всё меньше и меньше остаётся в живых участников этой великой битвы. Но память об этой священной войне, о подвиге наших солдат и тружеников тыла, об узниках фашистских лагерей, о величайших страданиях и беззаветном мужестве советского народа должна жить в сердце каждого гражданина России.
Великая Отечественная война унесла огромное количество жизней наших соотечественников, причинила боль и страдания членам их семей, оставила после себя разрушенные города и сёла. Война не обошла стороной ни одну советскую семью. В каждом доме она оставила свой след. Не обошло это горе и нас, поэтому я решила узнать, кого из моих родных и близких коснулась та страшная трагедия, кто с оружием в руках защищал нашу Родину. Для этого я выполнила это исследование. Моя работа, наверное, не может претендовать на какое-то глобальное историческое открытие. В первую очередь, я хотела узнать о прошлом своего рода, так как считаю, что память о наших предках составляет главное богатство русской души.
Проблемный вопрос:
существует угроза утраты исторической памяти о великом подвиге нашей Родины.
Цель исследовательской работы:
узнать, кто из моих родственников участвовал в Великой Отечественной войне.
Задачи:
систематизировать собранный материал с целью восстановления судьбы моих предков в годы Великой Отечественной войны;
продолжить составление родословного древа семьи;
изучить необходимые источники и литературу.
Методы:
интервью с родственниками;
анализ и систематизация полученной информации;
систематизация полученной информации;
составление родословной семьи.
У каждого человека своя история жизни. Мы знаем, где и когда мы родились, помним знаменательные даты семьи, дни рождения близких людей, храним семейные фотоальбомы. Но так ли глубоки наши знания?
На уроках окружающего мира мы познакомились с наукой генеалогией, которая изучает прошлое семьи, его родословную. Оказывается, многие народы считают своей обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена. А как обстоят дела у нас в классе? Я провела анкетирование среди своих одноклассников и получила следующие результаты:
Известна ли тебе история твоей семьи?
Знаешь ли ты о жизни своих прабабушек и прадедушек?
Кто рассказывает тебе о семье?
Воевали ли ваши прадеды в годы ВОВ?
Есть ли в твоей семье «Генеалогическое древо»?
Выводы оказались неутешительными. Мы плохо знаем свои корни. Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений. Это наша беда, ведь нельзя жить, не зная родства, нельзя изучать историю Родины, не зная истории своей семьи.
Страница 1. «Генеалогическое древо»«Изучая дедов, узнаём внуков,то есть, изучая предков,узнаём самих себя».
В.О.Ключевский
Листая семейный фотоальбом, я обнаружила старые снимки и решила узнать, какое отношение они имеют к моей семье. Постепенно накапливались знания о моих предках, кто они и откуда, что представляли собой, как жили, чем занимались, так создавалось мое родословное древо.
Для графического изображения родословной, я выбрала данную схему (Приложение), она мне, казалась, простой и наглядной. Моя работа вызвала большой интерес в семье, и в графическом изображении родословной отразилось все наше совместное творчество.
Моя родословная пока небольшая, но здесь я расположила родственников, о которых собрала сведения, с маминой стороны, так как о них я слышала больше, чем о предках с папиной.
Я планирую собрать больше сведений о родственниках до седьмого поколения, изучить историю моей семьи, которую я люблю и горжусь.
Страница 2. «Мои прадеды – герои войны»«Нет в России семьи такой,где б ни памятен был свой герой»
Как и во многих других семьях, война оставила глубокий след в истории моей семьи. Своих прадедов, фронтовиков, участников военных действий я в живых не застала, но много слышала о них из воспоминаний родственников. Как реликвию храним мы в семье документы, связанные с ними.
Иванников Федор ВасильевичМой прапрадед Иванников Федор Васильевич был призван на войну с первых дней, два сына Федора Васильевича тоже воевали, оба вернулись живыми. А на Федора Васильевича пришла похоронка, но при переезде она не сохранилась. Мама долго искала хоть какие-нибудь сведения о дедушке, а нашла через сайт ОБД Мемориал. Затем был отправлен запрос в администрацию Залегощинского района, из ответа узнали место захоронения прапрадеда.
Это стало известно всем родственникам и в 2015 году мамин двоюродный брат Рогачев Дмитрий Николаевич, который является депутатом Государственного Совета Республики Крым, посетил Братскую могилу моего прапрадеда Иванникова Федора Васильевича и привез фотографии.
А еще в нашей семье хранятся военные письма – переписка двух молодых горячо любимых людей, родственников бабушки. Срок давности письмам более семидесяти лет…
В 1939 году через два месяца после свадьбы Турыгин Иван Степанович был призван на службу в ряды Красной Армии. Осенью 41-го Турыгин И.С. должен был вернуться домой, но в июне началась война.
Из письма (было написано на пятый день начала войны, т.е. 27 июня 1941 года) супруги Турыгиной Евгении Гавриловны своему мужу Турыгину Ивану Степановичу:
«Ваничка, Милый Ваничка! Как тяжело сложилась наша жизнь! В какое время мы живем? Весть о войне я узнала в городе Острогожске в 12 ч. дня. Как громом меня поразила эта весть, я как чумная сидела, заливаясь слезами.
Когда я приехала в Абрамовку, то на станции было полно народу. Я целый день не могла уехать домой и все это время я была на станции и видела, сколько эшелонов прошло и мои глаза искали тебя среди красноармейцев. А как жаль всех! Ведь все молодые, и как хочется жить, творить и созидать. А ведь война ведет на разрушение…
У нас в деревне все полны решимости и уверенности в победе. Много добровольцев мужчин и женщин идут защищать родину. Я тоже, Ваничка, хочу идти помогать тебе, вместе с тобой громить озверелые полчища фашистских поросят…
Будь, Ваничка! Смелым, отважным командиром и возвращайся на родину с победой. Пусть тебе помогает от пуль сберегает моя молодая горячая любовь. Везде и всюду чувствуй мою любовь и заботу…».
Письмо не застало адресата, т.к. Иван Степанович с началом войны был переведен в другое место, поэтому оно вернулось обратно.
До призыва Ивана Степановича в ряды Красной Армии супруги Турыгины вместе в одной школе учили сельских детей: он - директор школы и учитель математики, она – учитель русского языка и литературы.
Из письма 28.01.1942 г. младшего лейтенанта Турыгина И.С. своей жене Турыгиной Е.Г.:
«…в скором времени приму активное участие в уничтожении оккупантов. Помни, Женечка, что биться буду храбро: рука не дрогнет, сердце не сожмется и глаз не подведет. Отомщу за брата, за страдания народа и за прерванную нашу горячую, молодую любовь. Вы же живите дружно, помогайте взаимно.
Родителей моих не бросай, помогай им по возможности и необходимости. Окажи помощь (какая потребуется) моему племяннику… Твой милый образ всегда предо мной, как живой в воображении. Если придется погибнуть, то твое имя будет на моих устах…».
Аккуратно и бережно разворачиваю письма, карандаш от давности едва заметен на бумаге. Читая, впитываешь каждую строчку в себя, как будто примеряешь чужую рубашку. Задаешься вопросом, сколько же лет было этой молодой паре, 21 или 23, может 24, не более. Откуда такой патриотизм, забота о будущем, глобальная сознательность и ответственность. В письмах: боль, ужас, трагизм, а все вместе история.
Из последнего письма 17.03.42г младшего лейтенанта Турыгина И.С. своей жене Турыгиной. Г:
«…Если несколько месяцев я о фронтовой жизни знал из газет и рассказов товарищей, то теперь лично все переживаю и вижу. Часто приходится слышать и видеть разрывы бомб, мин, снарядов и пр. Привык к этому. Собственными глазами вижу варварство немецких захватчиков. Некоторые деревни совершенно уничтожены – сожжены. Но и фрицев валяется порядком – это видеть приятно. Ведь сколько бед и горя фашисты принесли нашему народу. За все это отомстим… Женечка, милая не забывай родителей и будь верна. Верь, придет время радостной встречи…».
Жаль, что такого человека не стало, скольких детей он мог научить и воспитать такими, каким был сам. В письмах Иван Степанович советовал жене продолжить образование в высшем учебном заведении, беспокоился за родителей, интересовался школой, советовал на какие классы какого нужно педагога поставить и т.п.: «…Женечка, обязательно продолжи обучение в институте, будущее страны за людьми, образованными и воспитанными…». Евгения Гавриловна последовала совету мужа: после войны окончила педагогический ВУЗ. Трудовая карьера ее сложилась успешно: работала учителем, главным редактором районной газеты, вторым секретарем ЦК ВЛКСМ в городе Коломне, а вот личная жизнь осталась глубокой раной в сердце.
Перед смертью бабушка Женя отдала свои бережно хранимые, перевязанные веревочкой, пронумерованные письма своей племяннице - моей бабушке. Теперь моя бабушка главная хранительница этих писем, в которых отражена только одна судьба любящей пары. А сколько их было по всей стране, никто не скажет точно…
9 мая бабушка достает и перечитывает вслух, мы вместе обсуждаем, мысленно переносимся в то время… Бабушка мечтает об издании маленького буклета в основе которого будут письма, ведающие о любви, верности и долге перед Родиной…
Младший лейтенант Турыгин Иван Степанович пропал без вести в апреле 1942 года, последнее письмо от него было получено 27 марта 1942 года и потом потянулись долгие дни ожидания и безызвестности. И только в 1945 году Евгения Гавриловна получила извещение о смерти:
Страница 3. Заключение«Тот, кто не помнит своего прошлого,
рискует его повторить»
Я рассказала только о двух членах нашей семьи и только по маминой линии. Но их было значительно больше. К сожалению, в живых из наших родственников-ветеранов войны, уже не осталось никого.
Мы вспоминаем о той далекой войне все реже, все меньше. Но забыть вовсе не имеем права. Это все равно, что жестоко предать тех, кто добывал для нас мир, беззаботное детство, счастливую мирную жизнь. А тот, кто не помнит своего прошлого, не имеет и будущего.
И пусть в настоящее время мало кто изучил историю своего рода. Самое важное – начать её создавать, собирать по малым крупицам. Понятие «безродности», как «бездомности», должно уйти из нашей жизни, потому что род – это одно из главных наследий, которое получает ребенок от рождения. Он наследник, он – продолжение рода.
С данной работой я выступила перед своими одноклассниками. А затем попросила ответить на 2 вопроса:
Хотели бы вы изучить историю своей семьи в годы ВОВ?
Как вы считаете, интересна ли данная тема современной молодежи?
Данная тема становится с каждым годом актуальней, а современная молодёжь интересуется историей своей семьи и страны.
На примере истории своей семьи я доказала это!
Светлой памяти наших ушедших родных
С благодарностью эти слова посвящаем.Нас бы не было, если бы не было их.Мы потомки - их любим и не забываем!
Список литературы1. Личный архив моей семьи.
2. Официальный сайт ОБД Мемориал, ссылка: http://www.obd-memorial.ru/html/info.htm?id=2655386 .
Приложение