Введение
40 градусов северной широты и 20 градусов восточной долготы. В этих координатах находится полуостров Афон, который с трех сторон омывается Эгейским морем. Полуостров венчает гора, которая высотой составляет 2033 метра, которую также называют Афон. Это название можно перевести как «тихое, беззвучное место». Здесь громко звучат только молитвы, обращенные к Богу и Богородице.
Гора Афон — место сосредоточения православных монастырей, основанных с X века. Большинство из них греческие, но некоторые находятся под эгидой русских, сербских и болгарских сообществ. Здесь проживает около 1500 монахов. Правила разнятся от обители к обители, а некоторые монахи, как в былые времена, даже живут отшельниками, селясь в пещерах и каливах[5].
Интересно высказывание патриарха Кирилла, который сказал про это место. «Святая Гора во многом обеспечивала духовную безопасность России»[5]. Что он имел ввиду? Попробуем в этом разобраться.
В работе поставлена цель - изучение духовной силы Афона.
Исходя из цели, были поставлены задачи:
- собрать и систематизировать информацию об Афоне, которая отражает познание объекта исследования;
- изучить значение Святой Горы для нашей страны и духовной жизни россиян»;
- представить исследования в форме, которая позволяет использовать эти результаты;
- сделать соответствующие выводы и предложения.
Объектом исследования явилось изучение жизни монахов на горе Афон.
В процессе исследования использовались логические методы, анализа и синтеза.
Афон, как колыбель русского монашества
В процессе изучения книг и журналов об Афоне, данных периодической печати было выявлено, что Афон – монашеская республика. Население полностью состоит из мужчин-монахов. Со всего мира сюда едут люди помолиться богу. Шестнадцать веков удивляет Афон, где шестнадцать веков люди молятся богу.
Древняя история полна загадок. Три с половиной тысячи лет назад здесь был древний город, который назывался Афос. Его населяли женщины и поклонялись богине Артемиде. В 953 году пришел Афанасий Афонский, чтобы построить здесь монастырь. Это был первый монастырь на Афоне. Афанасий Афонский столкнулся с затруднениями в его строительстве. Каждый вечер он обрушался. После молебна Святой Богородице ему было явлено, что на этом месте были бесы. И тогда Святой Афанасий построил Афон за один день. Он начал строить утром и закончил вечером. Литургия была отслужена в тот же день, чтобы победить тем самым бесов. На этом месте стал строиться монастырь.
Вверху горы на камне Святой Афанасий оставил свой посох и теперь на этом месте Кипарис, который в виде чудо растет на камне. Молитвы Святого Афанасия и монахов освятило Святое место. Каждый день монахи чувствуют на себе упование Божьей матери. Вершина горы – это место, куда подымалась по преданию Божья матерь. Теперь там, в честь нее скит Панагия (Приложение 1).
Сегодня в 20 монастырях Афона (Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен, Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита, Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра,Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат, Дионисиат, Зограф, Святого Пантелеимона, Констамонит) принимаются на ночлег всех приходящие паломники, независимо от вероисповедания и национальности.
Из двадцати, монастырь святого Пантелеймона является русским. Монахи этого монастыря говорят: «Каждый паломник из России отправляется в Афон со своими вопросами и слышит ответы от Бога в той мере, в которой он может услышать»[11].
Иверский монастырь (Приложение 2). Именно здесь находится Иверская икона – самая святыня Афона, которая связана с множеством тайн. Иверская икона, называемая еще Вратарницей или Привратницей, изображает Деву Марию с младенцем. Оригинал образа находится в Иверском монастыре на горе Афон в Греции. Согласно преданию, икону написал евангелист Лука, сподвижник апостола Павла. Существует легенда, которая и дала иконе одно из ее имен. В девятом веке образ хранился у вдовы, жившей около города Никеи. Чтобы спасти лик Богородицы от иконоборцев, женщина опустила икону в море. Через некоторое время — по разным источникам, между этими событиями прошло от нескольких дней до двух веков — монахи Иверского монастыря, расположенного на горе Афон, увидели ее в море. Икону поддерживал огненный столб. Святой Гавриил, инок монастыря, прошел по воде и принес икону в монастырь. Однако утром ее обнаружили над воротами. Согласно преданию, ее несколько раз пытались внести в помещение, но всегда она возвращалась обратно. Поэтому икону и прозвали Привратницей. Иверская икона прославилась чудесами, которые творились рядом с нею. Слух об образе Богоматери дошел и до России. Будущий патриарх Никон, бывший тогда еще архимандритом, обратился к настоятелю Иверского монастыря Пахомию с просьбой сделать список с иконы. 13 октября (по старому стилю) 1648 года копию доставили в Москву. С тех пор православные стали отмечать эту дату – день перенесения списка иконы. По календарю Русской Православной Церкви по новому стилю — это 26 октября. 25 февраля празднуется еще одна дата, посвященная Иверскойиконе Божьей матери. В этот день монахи монастыря на горе Афон обрели чудотворный образ[6].
В святогорских документах упоминается обитель Пресвятой Богородицы Ксилургу (Приложение 3). Древнейший сохранившийся в мире русский храм, датируемый началом XI века. Именно в нём зажглась первая русская лампада на Афоне, и именно отсюда было перенесено благословение Святой горы на землю Русскую. Есть косвенные данные, что развитию этой обители помогал в древние времена сам Ярослав Мудрый [7].
Первооснователь монашества на Руси был преподобный Антоний Печерский, афонский постриженик[11]. Преподобный Антоний, отец русского иночества, родился в местечке Любече, и в крещении получил имя Антипы. С юных лет Антипа почувствовал в себе желание уединенной жизни. Там, на родине его, поныне показывается пещера, в которой юный Антипа испытывал силы свои для великих подвигов иночества[14]. «Бог положил ему на ум, – говорит преподобный Нестор Летописец[10], – желание странствовать и, странствуя, достиг он Святой Горы. Здесь он осмотрел многие обители чудные и, возжелав облещись в чернеческие ризы, молил игумена одной из обителей постричь его; тот возложил на него монашеский образ, назвав его Антонием, и учил его монашескому чину».
Позже Игумен в Афоне, по внушению от Бога, отправил его на родину, сказав: "Антоний! Пора тебе и других руководить во святой жизни. Возвратись в свою Русскую землю, да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы, от тебя произойдет множество иноков"[2]. Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне. По смотрению Божию, на одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом (впоследствии святой Митрополит Киевский). Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым. В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 году постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского[13].
Таким образом, можно говорить о том, что Афон является колыбелью русского монашества.
Пантелеймонов монастырь, как твердыня и оплот Святой Руси
История русского присутствия на Святой Горе насчитывает более тысячи лет. За эти долгие годы как все русское святогорское иночество пережили времена упадка и запустения, драматические времена ХХ века. Двадцатый век стал периодом тяжелого испытания для монастыря св. Пантелеймона (Приложение 4). Октябрьский переворот 1917 г. сделал невозможными контакты между Святой Горой и Советской Россией. Русские монахи оказываются отрезанными от своей Родины. В этот период незначительное пополнение в Пантелеймоновым монастыре происходило поначалу только за счет населения Закарпатья, а позже русских эмигрантов, проживающих в Западной Европе и США. Коммунистический режим конфисковал все имущество Пантелеймонова монастыря, сами насельники подворий подверглись репрессиям, а некоторые из них приняли мученическую смерть за Христа.В этот трагический период русский святогорский монастырь, Милостью Божией, был теснейшим образом связан с именем преподобного Силуана Афонского[3]. Этот великий современный подвижник широко известен, не только в Греции и России, но и во всем православном мире. Вся последующая жизнь преподобного Силуана была посвящена ежедневному духовному подвигу. В своих записках Святой рассказывает о явлениях ему Господа и Пресвятой Богородицы. Старец постоянно вспоминал явление Спасителя и писал о том чувстве, которое поселилось в его душе: “Господь нас так много любит, что мы сами не можем так любить..и если бы люди Духом Святым познали, каков наш Господь, то все бы изменилось: богатые презрели бы свои богатства, ученые — свои науки, а правители — свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в земном мире и любви, и на земле была бы великая радость”[1].Душа старца скорбела от того, что происходило в России и во всем мире. Молитву за человечество он со слезами ежедневно возносил к Господу десятки лет.
Жил преподобный Силуан Афонский на монастырской мельнице, где ему и явился по преданию Сам Господь. Здесь расположен Свято-Ильинский храм, именуемый еще «храмом на жерновах», где постоянно молился преподобный. Здесь же расположен храм в честь преподобного Силуана Афонского (Приложение 5).
Этот храм, будучи непосредственно связан с жизнью и подвигами глубоко чтимого афонского старца, является величайшей православной святыней Святой Горы, став в последнее время местом паломничества всех, кто посещает русскую обитель на Афоне.
В 1959 г. в Пантелеймоновом монастыре произошел пожар, в результате которого пострадала библиотека. Число братии продолжало уменьшаться. Огромный урон обители нанёс опустошительный пожар 23 октября 1968г., когда выгорела вся восточная часть монастыря с шестью церквами, сгорели гостиницы и кельи[14].
К этому времени от бывших 2000 насельников в обители оставалось около 20 немощных стариков, после смерти, которых некому было бы передать и сохранить традиции Русского Афона. На повестке дня стоял вопрос заселения Русика греческими монахами и превращения его в греческий монастырь, как это ранее произошло и с бывшим русским Свято-Андреевским скитом.
По всем внешним признакам Русский Свято-Пантелеймонов монастырь на Афоне должен был постепенно прийти к полному упадку, оставшись без русских насельников. Однако сложилось все иначе.
В 1960-е гг. в истории Русика открывается новая страница. В 1965 году правительство Греции предоставило греческое гражданство пяти монахам из Советской России и разрешило им прибыть на Святую Гору.
Среди новых насельников из СССР был и нынешний игумен Свято-Пантелеймонова монастыря отец Иеремия (Алехин), которому ныне 100 лет. В 1930-е – 1940-е гг. он прошел через советские и немецкие концлагеря. Целых 14 лет ему довелось ждать разрешение на переезд на Афон. И все же, несмотря на все сложности, 26 августа 1974 года патриарх Константинопольский Димитрий сообщил, что из шести заявленных монахов из СССР только двум дано разрешение на поселение на Святой Горе. И вот в апреле 1975 года на постоянное жительство на Афон приехал отец Иеремия. Через три года, в декабре 1978 года, он был избран наместником игумена, а 5 июня 1979 г. патриархом Константинопольским утвержден в должности игумена Русского афонского монастыря. Сегодня о нем говорят монахи:
«Отец-игумен – один из тех немногих, чьи молитвы слышит Господь и отвечает на них. Он не оратор, не проповедник, но слово его исполнено такой необычайной духовной силы, которая сокрушает любое черствое сердце и делает его вместительным для благодати, которую он почерпает из сокровищницы своей души, закаленной многолетним подвигом самоотвержения, смирения и послушания»[16].
Новый период в жизни Свято-Пантелеймонова монастыря открылся в начале 1990-х гг. с падением советской системы на Родине. Число русских монахов в монастыре постепенно возрастало и на сегодня составляет более 80 человек (всего на Афоне ныне около 2000 монахов). Последние несколько лет активно ведутся работы по капительному ремонту и восстановлению полуразрушенных сооружений обители.
Возрождаются и утраченные традиции паломничества православных русских людей к святыням Русика.
Заключение
Русский Афонский Свято-Пантелеймонов монастырь является многовековой бесценной духовно-национальной сокровищницей русского народа, его национальной гордостью и духовно-культурной твердыней, олицетворяющий 1000-летнюю историю пребывания русских монахов на Святой Горе Афон.
Но, кроме этого, обитель ценна еще и тем, что в ней издревле хранятся многочисленные чудотворные и целебные святыни православного значения, к которым может свободно приложиться и помолиться любой из паломников.
Библиотечно-архивный комплекс Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, являясь местом сосредоточения монастырских коллекций рукописей, книг, архивных документов, нот, фотографий и т.п., представляет собой бесценный центр сохранения и изучения отечественной и все православной духовной культуры и наследия[14].
На сегодняшний день в библиотеке зарегистрировано более 42 тысяч наименований книг; более 88тысяч томов, а также более 40 тысяч экземпляров различных брошюр на духовные темы, изданных Пантелеймоновым монастырем в дореволюционный период.
Также в монастыре хранятся древние рукописи, насчитывающие 2399 наименований. Все они по языку текста условно делятся на четыре группы: греческие (1595 наименований); славяно-русские (1434 наименования); иноязычные (45 наименований).
Архив Русского Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне содержит материалы, убедительно подтверждающие тот факт, что разрыва в духовной жизни между Россией и Афоном никогда не было. Русские афонские монахи вдали от Родины сохранили и до наших дней донесли российскую духовную культуру. И после обнародования духовного наследия русских подвижников Афона, их жизни и учения, все это станет одним из мощных факторов духовного возрождения не только России и других славянских государств, но и всего православного мира.
Православное паломничество – это значимая составляющая полноценной церковной жизни. По этой причине паломничество к святыням Афона было и остается древнейшей духовно-исторической традицией русского православия.
Ныне, с возрождением Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, возрождаются и утраченные когда-то традиции паломничества православных русских людей к святыням Русика.
Как отмечает один из паломников Игорь Михайлов: «Паломничество в Пантелеймонов монастырь, участие в богослужениях и поклонения его многочисленным целебным и чудотворным святыням и мощам оставляют неизгладимый след, преображая как духовно, так и физически. Этот опыт посещения Русского Афона, сердца Святой Руси в Уделе Божией Матери – незабываем. Его невозможно ни с чем сравнить. Кроме того, приятно ощутить в Пантелеймоновом монастыре традиционное славянское гостеприимство, открытость и радушие, а еще - русский язык, как в общении, так и на богослужении. На Афоне это ощущается особенно остро, поскольку ни в одном из греческих монастырей не разговаривают по-русски. Так что Пантелеймонов монастырь воистину является твердыней и оплотом Святой Руси на Афоне»[14].
В 2016 году исполняется 1000 лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи между Русью и центром православного монашества и духовности на Афоне. Несмотря на все трудности, которые сегодня переживает наше Отечество, этот юбилей имеет важное значение. Ведь подлинное возрождение общества возможно только через обращение к собственному духовному наследию и первоистокам, где русское святогорское монашество всегда занимало одно из важнейiих мест.
Старцы говорят: «Кто молится лишь о себе, совершает большую ошибку». Они молятся о нас, о русском народе. Бог, услышав молитву монаха, помогает миру, монах не говорит: «Я спас мир».Он говорит:«Бог спас мир»[8].
Таким образом, можно сделать вывод:
1. Святая гора, как колыбель русского монашества, несет людям возрождение, прежде всего в себе через молитву к Богу;
2. Монахи Афона смогли сохранить веками книги, иконы, способствовали углублению веры, что является духовной безопасностью, прежде всего России.
Интерес к Святой Горе, растущая потребность нового поколения россиян в духовном поиске позволяют надеяться: лучшие годы русского монашества на Афоне еще впереди.
Список литературы
Афонский С.Искусство борьбы с помыслами /С. Афонский - М.: «Индрик», 2010.-144с.
Афонский С. Преподобный Антоний Киево-Печерский /С. Афонский - М.: «ИНК-М», 2009.-121с.
Афонский С.Тропа в белых облаках, или Семь сотен ступеней в Небеса собственного сердца / Монах Симеон Афонский. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2014. — 60 с.
Акцорин В.А. Афон – источник русского монашиства /В.А. Акцорин Альфа, 2000,- 187с.
Воробьев В. Места паломников/ В. Воробьев // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, - №2(14), - апрель, май, июнь 2015, - С.54-56
Гурьянова Л.Вам поможет Иверская икона Божией Матери / Л. Гурьянова, АСТ, 2009,- 60с.
Загребельный П. Ярослав Мудрый / П. Загребальный, Издательство: Дрофа, 1994.-315с.
Иеромонах Дорофей. Статья об Афоне / Иеромонах Дорофей // Православие и современность - №13 - 2009.-С.45-48
Крупин А.В. Афон. Стояние в молитве / А.В.Крупин, Издательство: Вече Год, 2010, 145с.
Летописец Нестор. Повесть временных лет/ Летописец Нестор, Изд-во Современность, 2006,-123с.
Маркова А. Преподобные Антоний и Феодосий Печерские /А. Маркова, Издательство АРТ, 2011.- 132с.
Никитин В. В., Никитина Т. Б. К истокам Афона / В.В. Никитин, Т.Б. Никитина – Йошкар-Ола.: Мар.кн.изд-во, 2004 – 148с.
Поселянин Е. Феодосий Печерский. Детство и юность. С кого пошло русское монашество / Е.Поселянин, Издательство: "Книга по Требованию" , 2013.-143с.
Якимчук И. Русская Святая гора/ И.Якимчук// Православие и современность - №5 - 2015.-С.14-15
http://wikipedia.org
http://yandex.ru/images›
http://AutoTravel.ru
Приложение 1
Скит Панагия
Приложение 2
Иверский монастырь
Приложение 3.
Монастырь Ксилургу
Приложение 4
Пантелеймонов монастырь
Приложение 5
Монастырская мельница