ГЕРОИ МОЕЙ СЕМЬИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГЕРОИ МОЕЙ СЕМЬИ

Чернова А.А. 1
1МАОУ Чажемтовская СОШ
Бичурина Н. 1
1МАОУ Чажемтовская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Методический паспорт учебного проекта

1. Название проекта – «Герои моей семьи»

Предметная область: краеведение, история.

2. Ф.И.О. разработчиков учебного проекта:

Чернова Александра, 9 «А» класс

Руководитель: Бичурина Надежда Фёдоровна, учитель математики,

МАОУ «Чажемтовская СОШ»

3. Название образовательного учреждения: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чажемтовская средняя общеобразовательная школа.

4. Год разработки учебного проекта: 2016г.

5. Опыт использования (степень распространения): -

6. Проблемная ситуация - Тема воинского долга и подвига, проявление чести и доблести наших дедушек и бабушек во время Великой Отечественной войны никогда не должна быть забыта. Каждый гражданин России должен знать и помнить об этом, рассказывать своим детям и внукам о доблести нашего народа, проявленной в борьбе против врага.

7. Проблема проекта – К сожалению, многие дети не имеют полного представления о Великой Отечественной войне. Некоторые не знают даже о родственниках, отдавших жизнь за Победу. Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста.Возможно, они сами, их родственники были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу и внесли вклад в Победу над фашистской Германией.

Необходимо собирать и сохранять исторические свидетельства, знакомить с ними ровесников.

8. Цель — Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно - исследовательской деятельности.

9. Задачи:

  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

  • Взять интервью у родителей о жизни родственников в годы войны;

  • Создать презентацию о жизни родственников в годы войны;

  • Рассказать о них на классном часе "Мы помним, гордимся, благодарим".

10. Гипотеза:

Надеемся, что наша работа обогатит знания учащихся о своих прадедах, поможет привить уважение и любовь к ветеранам Великой Отечественной войны. Наша работа напомнит, какой ценой завоевана мирная жизнь.

11. Ожидаемые результаты

  • приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

  • расширение знаний о Великой Отечественной войне;

  • раскрытие творческого потенциала участников проекта;

  • удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками;

12.Практическое применение, полезность выполненной работы

  • - сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;

  • - появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;

  • - возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;

  • - приобрели навыки поисково-исследовательской работы;

  • - получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

12. Методы исследования:

  • беседа

  • опрос

  • работа с документами военных лет, архивных документов

  • поиск и изучение старых фотографий

13.Форма организации деятельности детей: индивидуальная.

14.Ведущая деятельность: исследовательская, творческая, прикладная

15.Сфера применения результатов: социальная, внеурочная

16.Используемые технологии: проблемные, проектные, ИКТ.

17.Форма продукта проектной деятельности: мультимедийная презентация для представления проекта, собранная информация в виде семейного архива.

18.Способ объединения результатов на презентации: выступление в форме отчета и видеопрезентация.

19.Количество участников и их состав: 1 участник,1 руководитель.

20.Время работы: краткосрочный (один год).

21.Режим работы: урочно-внеурочный, внешкольный.

22.Материально-техническое оснащение:

  • доступ к книжному фонду, архиву;

  • компьютерное обеспечение, оборудование для печатных работ и сканирования;

  • мультимедийная установка;

  • презентация «Microsoft Office Pover Point 2003.lnk»

  • текстовый редактор « Microsoft Word 2003»

  • фотографии из личного архива семьи Сергеевых Л.Г.

23.Кадровое оснащение: педагог школы.

24.Учебно-методическое оснащение:

Архивные документы военкомата г. Колпашево.

Интернет ресурсы «ОБД МЕМОРИАЛ»

Введение

Тема воинского долга и подвига, проявление чести и доблести наших дедушек и бабушек во время Великой Отечественной войны никогда не должна быть забыта. Каждый гражданин России должен знать и помнить об этом, рассказывать своим детям и внукам о доблести нашего народа, проявленной в борьбе против врага.

Проблема проекта.

Но, к сожалению, многие дети не имеют полного представления о Великой Отечественной войне. Некоторые не знают даже о родственниках, отдавших жизнь за Победу. Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста.Возможно, они сами, их родственники были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу и внесли вклад в Победу над фашистской Германией.

Актуальность.

Актуальность военной темы в наше время очевидна. Тревожные события в Украине, война. Гибнут мирные жители, дети. Необходимо еще раз напомнить миру о недопущении войны, о необходимости беречь мир всеми силами.

Цель проекта:

Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся; сохранение преемственности поколений; развитие навыков проектно - исследовательской деятельности.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;

  • Взять интервью у родителей о жизни родственников в годы войны;

  • Создать презентацию о жизни родственников в годы войны;

  • Рассказать о них на классном часе "Мы помним, гордимся, благодарим".

Гипотеза:

Надеемся, что наша работа обогатит знания учащихся о своих прадедах, поможет привить уважение и любовь к ветеранам Великой Отечественной войны. Наша работа напомнит, какой ценой завоевана мирная жизнь.

Ожидаемые результаты.

  • приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

  • расширение знаний о Великой Отечественной войне;

  • раскрытие творческого потенциала участников проекта;

  • удовлетворенность от общения с родителями, родственниками, одноклассниками;

  • создание «Странички памяти» своей семьи

Методы исследования:

  • беседа

  • опрос

  • работа с документами военных лет, архивных документов

  • поиск и изучение старых фотографий

Идут года, приближается юбилейный День Победы.

70 лет назад отгремели последние залпы орудий. Все меньше остается среди нас героев той страшной войны. И мне хочется, чтобы память о них осталась другим поколениям, нашим детям и внукам. Чтобы не забывали, какой ценой завоеван мир и спокойная жизнь. И не допустили новой войны.

Я собрала сведения о своих родственниках – прадедушке и двух дядях.

Прадедушка Сергеев Тихон Петрович, его сыновья Сергеев Сергей Тихонович и Сергеев Иван Тихонович.

Для этого пришлось поднять семейные архивы всех родственников, сделать запросы в военкомат г.Колпашево, искать данные на сайте интернет ресурсов «ОБД МЕМОРИАЛ».

Жизнь до войны.

Мой прадедушка Сергеев Тихон Петрович 1896 года рождения. Родился в с. Алан в Татарии. Позже родители решили сменить место жительства, переехать в Сибирь.

Двенадцатилетнем мальчиком привезли его родители в с.Старокороткино. В школе он учился недолго. Окончив четыре класса татарской школы, он стал помогать родителям по хозяйству, так как болела мать. Умел делать все - косить, доить корову, работать в поле.

Подростком пошел работать в колхоз им. «Когановича» на разные работы. Работал очень хорошо. Старался изо всех сил, за работу получал благодарности от начальства.

Женился на такой же работящей девушке. Всей родней построили дом. Жили, работали в колхозе. Семья росла, прабабушка Наталья растила детей, их было шестеро: три дочери и три сына. Работы по дому хватало всем.

Дети подрастали, учились в школе.

Была теплое лето 1941 года. Колхозники работали на полях и фермах, когда пришло страшное известие, фашистская Германия напала на нашу Родину.

Все как один пошли наши земляки на фронт. Ушел на фронт и прадед Тихон Петрович. Вместе с ним ушел на фронт его сын Сергеев Сергей Тихонович 1922 года рождения, которому только исполнилось 19 лет. Попали они 370- стрелковую дивизию.

370-я стрелковая дивизия.

Славный боевой путь прошла 370-я стрелковая дивизия. Сформированная из сибиряков в г.Асино, в основном из призывников Асиновского, Колпашевского и Чаинского районов в сентябре 1941 года. Первым ее командиром был участник гражданской войны Ф.Г. Песчанский. Дивизия в конце ноября 1941 года была переброшена на Северо-Западный фронт в район Старой Руссы, где шли ожесточенные бои. Немецкие войска стремились овладеть Ленинградом.

За 14 месяцев боев на Северо-Западном фронте 1483 воина 370-й стрелковой дивизии были награждены орденами и медалями. Ведя упорные бои западнее Ковеля, она прорвала мощную оборону противника и вступила на территорию Польши. С боями, проявляя героизм и мужество, воины 370-й прошли по польской земле.

За успешно проведенные боевые операции при освобождении Люблина и Пулавы дивизия была награждена орденом Красного Знамени, а за прорыв сильно укрепленной обороны врага южнее Варшавы - орденом Кутузова II степени.

За мужество и отвагу, проявленные в боях при освобождении от врага территории Восточной Пруссии, 370-я стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

8 воинов дивизии стали Героями Советского Союза, 30 - полными кавалерами ордена Славы.

Продолжая своё наступление на запад, соединения 69-й армии вышли к реке Эльба в районе города Магдебург, где встретились с передовыми частями 9-й американской армии.

2 мая 1945 г. окружённая группировка частей 9-й армии противника была полностью разгромлена. В тот же день пал Берлин. За успешные бои в провинции Бранденбург 370-я Краснознамённая, ордена Кутузова стрелковая дивизия сибиряков получила почётное наименование «Бранденбургская».

Фашистская Германия была разгромлена. В этих боях Тихон Петрович получил ранение и после госпиталя был направлен в 212 Армейский запасной стрелковый полк, который был сформирован из маршевых рот.

В письмах к жене Наталье он просил быть мужественной и заботиться об остальных детях. Писал, что идет страшная война, где погибают молодые ребята, и горе это всех матерей земли русской. Чтоб она ждала его и не беспокоилась, верила, что вернется он с победой. Все его письма пронизаны любовью, теплотой и заботой о своих родных, жене, детях.

Ещё из последнего письма он узнал, что 15 мая 1943 года ушел на фронт сын Иван, ему исполнилось 18 лет.

Сергеев Сергей Тихонович.

Также из писем ему стало известно о горе, постигшем их семью. Его сын сержант, командир отделения Сергеев Сергей Тихонович погиб в бою 28 марта 1943 года около деревни Медниково, Старо-Русского района Ленинградской области.

Об этом есть запись на стене памяти. Там выбита фамилия Сергеева Сергея Тихоновича.

Также мы нашли выписку о смерти моего дяди Сергеева Сергея Тихоновича.

Эти данные были получены от работника по военным архивам военкомата г. Колпашево Рябовой С.И. Для этого был отправлен запрос в Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации г. Подольска.

Информация из донесения о безвозвратных потерях

     

Фамилия

Сергеев

 

Имя Сергей

   

Отчество Тихонович

   

Дата рождения/Возраст

__.__.1922

 

Место рождения

Новосибирская обл., Колпашевский р-н, ст. Короткино

 

Дата и место призыва

Колпашевский РВК, Новосибирская обл., Нарымский окр., Колпашевский р-н

 

Последнее место службы

370 сд

 

Воинское звание

сержант

 

Причина выбытия

убит

 

Дата выбытия

28.03.1943

 

Название источника информации

ЦАМО

 

Номер фонда источника информации

58

 

Номер описи источника информации

18001

 

Номер дела источника информации

773

 
 
   

Сергеев Тихон Петрович.

Тяжело было узнать отцу о смерти сына. С болью и ненавистью бил врагов мой прадед. В письмах домой он писал жене, чтоб берегла детей, ведь они самое главное, ради кого мы воюем. Писал, что разобьет врага, отомстит за погибших детей и вернется домой. Но этого не случилось…

05марта 1944 года мой прадед Сергеев Тихон Петрович скончался в военном госпитале №589 ТППГ, и был похоронен у д.Туркин Перевоз, третий слева, могила №3.

Он не узнает, что его сын сержант Сергеев Иван Тихонович, сражается на Белорусском фронте и будет освобождать землю от фашистских захватчиков, и дойдет до Берлина и будет мстить фашистам за отца и брата.

И теперь уже Иван пишет письма маме – обещает вернуться живым, просит беречь себя. А младшим братьям наказывает помогать матери, заботиться друг о друге.

Окончит войну Иван в мае 1945 года в Берлине.

Сергеев Иван Тихонович.

Иван Тихонович 24 июня 1945 года будет участвовать в параде Победы, нести поверженное фашистское знамя к подножью мавзолея Ленина.

Для участия в парадах личный состав отбирался с особой тщательностью. Первыми кандидатами становились те, кто проявил в боях мужество и героизм, храбрость и воинское мастерство. Немаловажное значение имел и рост.

Так, в приказе по войскам 1-го Белорусского фронта от 24 мая 1945 г. указывалось, что рост должен быть не ниже 176 см, а возраст — не старше 30 лет.

Награды.

Сержант Сергеев Иван Тихонович награжден

«Орденом Слава 3 степени», медалью «За боевые заслуги»,

медалью «За взятие Берлина».

Медалью «За взятие Кенигсберга», медалью «За Победу над Германией».

После войны.

Не узнает мой прадедушка, что после войны Сергеев Иван Тихонович останется в Белоруссии, женится на белорусской девушке Соне, с которой вырастят и воспитают троих детей. Будет восстанавливать разрушенный оккупантами город - герой Минск, работать на заводе, ежегодно принимать участие в парадах Победы.

Будет ездить в Сибирь к своей старенькой маме, которая до конца жизни будет ждать, и верить, а вдруг ошибка, вдруг и ее сын Сергей жив.

Уйдет из жизни Иван Тихонович в 1974 мирном году.

Каждый год в день Победы собираются односельчане на митинг, почтить память погибших и возложить цветы и венки.

Проводится легкоатлетический забег «Эстафета поколений», участие в нем принимают дети и взрослые. С 5 летнего возраста я участвую в забегах вместе с мамой.

И как обидно, что не узнал мой прадед, что осталась после него большая семья, которая не может собраться за одним столом, потому что нет такого стола который, вместит столько народу.

У его пятерых детей 32 ребенка, 66 внуков, 107 правнуков,

А родословная семьи Сергеевых насчитывает уже 205 человек.

Заключение:

В результате проделанной работы цель исследования достигнута. Во время встреч с родственниками, воспоминаний, обработки материалов из семейных, военных архивов мы стали больше знать о своих семейных героях. Приобрели навыки поисково-исследовательской работы. Создали презентацию о жизни родственников в годы войны. Научились понимать, ценить и уважать ветеранов войны.

Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа.

Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям Великой Отечественной Войны, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!

Практическое применение, полезность выполненной работы

- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945гг и добывал Победу в тылу;

- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;

- возникло чувство уважения к ветеранам войны и труда;

- приобрели навыки поисково-исследовательской работы;

- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.

Источники.

1.Архивных документов военкомата г. Колпашево.

2.Воспоминания: Сергеевой Л.Г., Колобовой Т.Н.

3.Интернет ресурсов «ОБД МЕМОРИАЛ»

4.Личный фото и архив семьи Сергеевых Л.Г.

5.Материалы взяты из истории села, родственников.

Просмотров работы: 2473