И ШТЫКОМ, И ПЕРОМ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

И ШТЫКОМ, И ПЕРОМ

Рахмонова М.Д. 1
1
Пономарева Н.Е. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Введение

В сравнении с древними городами история Нижнего Тагила не так уж велика. В 2022 году городу исполняется 300 лет. Но и за этот небольшой исторический срок город хорошо послужил Отечеству, в летопись которого тагильчане вписали немало ярких страниц. Это не только промышленный центр Свердловской области, но и город с богатыми культурными традициями. Город является участником реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011- 2018 годы). В рамках Года литературы в 2016 году в городе начал свою работу литературно-музейный центр «Дом Булата Окуджавы», на базе которого ведутся исследования творчества тагильских и уральских писателей, поэтов. Отдельные экспозиции музея посвящены теме журналистского подвига. В настоящее время проблема сохранения и изучения культурного наследия города является очень актуальной.

Среди жителей района, принёсших славу всему городу - строитель, журналист, поэт-фронтовик Леонид Вилкомир. Проведя опрос среди учащихся и педагогов школы, мы выяснили, что имя его мало кому известно. Из 150 опрошенных лишь 15% респондентов смогли ответить на предложенный вопрос анкеты. Ведь в городе Нижний Тагил нет даже улицы имени этого человека. Между тем, в истории России, особенно в советский период, печатное слово, слово журналиста, поэта играло всегда важную роль.

Итак, цель исследования - изучить творчество журналиста, поэта Леонида Вилкомира и его роль в истории культуры города Нижний Тагил

При этом решались следующие задачи:

  1. Рассказать о судьбе и творчестве Леонида Вилкомира как журналиста, поэта, друга семьи Булата Окуджавы.

  2. Проанализировать архивные материалы школьного музея, посвящённые журналистскому подвигу военкора Л. Вилкомира в годы Великой Отечественной войны

  3. Доказать, что печатное слово, слово поэта всегда оказывало большое влияние на сознание людей, как в мирное, так и военное время.

Объект исследования - история культуры города Нижний Тагил

Предмет исследования – общественная и культурная значимость деятельности поэта, военкора, журналиста - тагильчанина Леонида Вилкомира. В работе над проектом авторы использовали такие методы как анализ, синтез, наблюдение, обобщение, а также историко-системный метод, метод устной истории, метод соцопроса.

Источниками исследования послужили данные, полученные благодаря встречам с журналистами газеты «Тагильский рабочий» – выпускниками школы Колесник О., Иноземцевым С. Также были использованы материалы школьного музея «Память» и музея Уралвагонзавода. В 1988 году учащимися школы был собран материал о поэте-фронтовике Л. Вилкомире. С итогами своей работы ребята выступали в г. Саратов на Литературном празднике и получили слова благодарности за сохранение памяти о поэтах-фронтовиках. В 2007 году на базе школьного музея состоялась встреча с внештатным корреспондентом газеты «Тагильский рабочий», ветераном тагильской журналистики Мороча А.К., в ходе которой был собран интересный материал о тагильских журналистах.

Немало литературы посвящено деятельности журналистов, поэтов города Нижний Тагил. В 1986 году к 50-летию Уралвагонзавода вышла книга «Гордость моя – Вагонка». В ней приведены отрывки стихов Леона Вилкомира. В главе «Рождение завода» описывается «роскошное бессонное время»-30- е годы 20 века - время строительства завода-гиганта, время, воспетое в стихах сотрудников газеты «УралВагонстрой» (с 1933 г. - «Вагоногигант») Л. Вилкомира, И. Смирнова, А. Филипчука и С. Чистякова. Первый номер газеты вышел в свет 3 марта 1932 года. В газете крупным шрифтом звучит самый популярный тогда лозунг – призыв « В лобовую атаку на прорыв!». Время было такое, когда сама жизнь торопила, требовала строить в невозможно, казалось короткие строки. И люди трудились, создавали, строили, радовались своему делу[5, с.68].

Монументальным изданием является книга «След на Земле»8 том, изданная в 2006 году. Это пока первое крупное издание о тагильской журналистике. Журналистам-фронтовикам посвящены книги Б. Полевого «Правдисты в шинелях», С. Борзунова «Ради нескольких строчек в газете», Я. Макаренко «Строки из огня» и другие.

Важные сведения о журналистах-героях, в том числе о подвиге Леона Вилкомира содержатся в книге Д. Ортенберга «1942 г.».Героической работе фронтовых журналистов посвятил свой труд «История отечественной журналистики. Хрестоматия (1941-1945 гг.)» полковник в отставке, писатель С. М. Борзунов. В годы войны журналисты сражались в первом эшелоне, щедро отдавали Родине свой талант и «душевные боеприпасы». Их материалы читались в траншеях и землянках, в цехах военных заводов и в тылу врага.

В ходе исследования мы пытались доказать гипотезу о том, что в советское время слово поэта, журналиста всегда была тем инструментом, который убеждал, мобилизовывал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление трудностей.

Данное исследование использовалось при проведении праздников, классных часов. Также оно является теоретическим обоснованием музейной экспозиции, посвящённой 90- летию Булата Окуджавы, другом семьи которого был Леон Вилкомир.

Глава 1

Строитель, журналист, поэт

Мы победим. Мои - слова,

Моя над миром синева,

Мои - деревья и кусты,

Мои - сомненья и мечты.

Пусть на дыбы встаёт земля,

Вопит, и злобствует и гонит-

Меня к своим ногам не склонит,

Как в бурю - мачты корабля.

Я буду жить, как я хочу:

Свободной птицею взлечу,

Глазам открою высоту,

В ногах травою прорасту,

В пустынях разольюсь водой,

В морях затрепещу звездой,

В горах дорогой пробегу.

Я - человек, я всё могу.

Этот отрывок из стихотворения «А мне бы жить, как лес весною…». Его мы, авторы исследования жизни и деятельности тагильского поэта, журналиста Леонида Вилкомира нашли в одной из папок музея Уралвагонзавода. В этом стихотворении, написанном в 1941 году, чувствуется страстное желание жить, неистребимая вера в победув страшной войне. Сотрудники музея нам предоставили копии газет «Уралвагонстрой» за 1932г, 1933года, «Вагоногигант» за 1934, 1935, 1936 годы, где содержится информация о Вилкомире. В папке «Фонд Вилкомира. Письма» хранится письмо 1962 г в «Красную Звезду» полковника в отставке Немтинова, бывшего военкома 103 ШАП (Штурмовой авиационный полк), в которой он просит уточнить фамилию военного корреспондента, прибывшего в полк в июле 1942 года и погибшего во время боевого вылета 19 июля 1942 года. Он пишет о корреспонденте «Красной Звезды», что это был человек «воли, отваги, любви и ответственности к делу, которое выполнял.» В этой же папке хранится письмо И.А. Смирнова, из которого мы узнали, что Вилкомир был в числе тех, кто приехал на строительство вагонного гиганта.

Так кто же такой Леонид Вилкомир?

Леонид Вилкомир родился 4 марта 1912 года далеко от Урала в старой Бухаре. Здесь прошло его детство, и началась юность (См. Приложение1) Позже их семья переезжает в Москву. После окончания средней школы он идёт работать на завод «Борец». Здесь Леонид занимается в литературном кружке «Штурм», а в 1930 году в литкружковском сборнике публикует свои первые стихи.

Любознательного юношу увлекала героика первых пятилеток. Однажды на заводе «Борец» Леонид увидел объявление о том, что молодые рабочие приглашаются в Нижний Тагил на строительство вагонного завода. Так по комсомольской путёвке поехал Леонид со своими товарищами к нам на Урал. В фондах музея УВЗ хранится фотография четверых друзей. (См. Приложение 2). «Хотя и были мы очень молоды, но уже каждый прошёл на заводах столицы рабочую выучку. А сдружились мы в литературной группе «Штурм» при Краснопресненском Доме комсомола, куда пришли по лозунгу А. М. Горького о призыве рабочих ударников в литературу. И отсюда направились в Тагил. Здесь сначала работали в газете «Тагильский рабочий».Смотрим на старые пожелтевшие фотографии. На снимке (слева направо): Смирнов - ответственный секретарь редакции газеты «Вагоногигант», рядом Вилкомир - заместитель редактора газеты, Сергей Чистяков – художник, Александр Филипчук - корреспондент газеты, поэт, потом - редактор газеты издательства «Агентство печати новости». «То было роскошное бессонное время» - вспоминает И.А. Смирнов. [2, с.2].. В Нижнем Тагиле на огромной площадке будущего завода проверялся характер этих и многих других людей. Ломом, киркой, лопатой Леонид Вилкомир вместе с такими же отчаянными добровольцами писал на замёрзшей земле свои трудовые строки.

Из удостоверения, выданного Вилкомиру Леону Вульфовичу 2 июля 1934 года, мы узнали, что с марта 1931 года по февраль 1932 года он работал в редакции газеты «Тагильский рабочий». Весной 1932 года становится сотрудником заводской многотиражной газеты «Уралвагонстрой». В то время редакция этой газеты даже не имела помещения. Вся работа проводилась в недостроенном бараке, без отопления, при температуре, равной наружной. В таких условиях могли работать только энтузиасты, любящие своё дело до самозабвения. Бывший редактор газеты «Тагильский рабочий» Мелентьев рассказывает о Вилкомире: «Леонид был способным журналистом, умел быстро ориентироваться в обстановке, отличать главное от случайного, живо писать о людях, жить сегодняшним днём». [12, № док. 10] Вилкомир любил людей, преклонялся перед их трудовым подвигом, хотел быть похожим на них:

«Я в этом трудном городе мечтал характером стать на него похожим». Он печатал звонкие очерки и зарисовки о своих комсомольцах, помогал им делом и словом. Просматривая газеты «Уралвагонстроя» тех лет, часто встречаешь очерки, публикации Леонида Вилкомира. Вот о чём писала газета тех лет (материалы Л. Вилкомира, опубликованные в «Уралвагонстрое»). Читая их чувствуешь дух того непростого, с одной стороны, тоталитарного, а с другой - героического времени.

«12.06.32г.

Цеховая, партийная и комсомольская ячейки, цеховой комитет должны спуститься до бригады, до звена, должны идти на место стройки, в барак и там вести работу со строителями, повседневно за улучшение культурно-бытового положения рабочих, разоблачая чужаков, ведя широкую разъяснительную работу в массах. Именно этот путь даст в руки партийной, комсомольской, профсоюзной организацией возможности поднять строителей на большевистскую борьбу за вагонный комбинат.

2.08. 32. Пример бригады Абаимова.

На строительстве дорог тоже есть свои герои – энтузиасты. Так, например, плотники лучшей ударной бригады Абаимова по своей собственной инициативе в течение нескольких дней исключительно сверхурочно проложили тротуар по управлению стройки до Салдинского тракта. Вот пример живой, самоотверженной, инициативной работы».

Ряд статей носит осуждающий характер. В этом опять дух того времени, тех сложных 30-х годов, когда в обществе существовал образ «врага народа» (статьи: «Товарищ Иорданский сознательно срывает постановление партийного комитета от 21.08.32., «Кто виновник?» от 21.08.32.) Вряд ли мы, современное поколение, можем осуждать журналиста за такие критические статьи. Это было время энтузиазма, когда люди готовы были выносить всё: и голод, и холод, и сложный труд ради светлого будущего. В обществе нетерпимо относились к человеческой лени, безынициативности. Но несмотря, ни на что, даже в те сложные времена люди радовались жизни, любили и верили. В тот период работала в редакции Аня Лыткина. «Леон полушутя - полусерьёзно пригласил её в многотиражку. Трещали сибирские морозы. Барак продувало насквозь. Но рядом был он - чародей Лёня. Он диктовал ей свои репортажи. Она согревала его своей улыбкой, самозабвением. И судьба навсегда свела их» [2, с.2]..

Ветеран Уралвагонзавода Чевардин М.В. вспоминал: «Первым редактором газеты был Хайкин Семён, секретарём был Леонид Вилкомир, а машинисткой - Лыткина Анна. Их труд по выпуску газеты бы поистине самоотверженным. Готовя очередной номер газеты, они вынуждены были после верстки ходить в любую погоду пешком в город, чтобы отпечатать гранки в тагильской типографии, затем вернуться снова на Вагонку, сверить гранки и нести их опять в город, уже для окончательной отпечатки газеты. в ненастную осень, зимнюю пургу и как правило ночью шли эти энтузиасты за 9 км, дважды покрывая это расстояние, чтобы утром строители могли прочитать новости стройки, страны и события за рубежом. Вспоминается случай. Как то поздней осенью в проливной дождь в 2 часа ночи, приходит на квартиру товарища Окуджавы редакторХайкин и секретарь Вилкомир. Мокрые, в грязи, они только вернулись из города с гранками завтрашнего номера газеты. В такую погоду, о каком либо транспорте не могло быть и речи. А нужно было снова идти в город. И они пошли. К утру газета была доставлена строителям»[12, № док. 5], (См Приложение 2.)

В 1934 году Леонид уезжает в Москву для поступления в литературный институт. Шалва Окуджава, ответственный секретарь Уралвагонстроя, 10 мая 1934 года дал ему следующую характеристику:

«Комсомолец Вилкомир Л.В. за два года проявил себя на Уралвагонстрое (Нижний Тагил) активным руководящим работником газеты, комсомола и выполнял неоднократно ответственные поручения парткома. Товарищ Вилкомир не струсил перед трудностями первых месяцев стройки, выдержанно пережил труднейшие условия и проявил себя искренне преданным делу партии. Как газетный работник товарищ Вилкомир показал себя квалифицированным журналистом, способным самостоятельно выполнять ответственную газетную работу. Леону Вилкомиру довелось видеть и слышать Максима Горького. Он указал Леону трудный, но единственно верный путь- путь литератора, военного корреспондента».

Но Леонид Вилкомиру не удалось избежать и критики. Среди газетных материалов архива музея УВЗ есть статья «Вредоносные следы в поэзии. Об ошибках тагильской литературной группы», в которой поэтическому творчеству Вилкомира приписываются « чужие нотки, вредоносные следы», осуждается уважение поэта к творчеству Бориса Пастернака и то, что одно из стихотворений поэта посвящено С. М. Кирову. У Леона Вилкомира есть такие строчки: «Ты выбирай в любую рань одни лишь трудные дороги». Именно трудовые будни и трудные дороги подготовили журналиста и людей его поколения к подвигу на войне.

Таким образом, изучая документы довоенного времени, можно сделать следующий вывод. В 1930-е годы, годы героических строек большую роль играла агитационная печать, литературное слово, призывающее к самоотверженному труду. И в этом смысле большую роль играли выпуски газеты Вагоногигант », в которой печатались стихи Вилкомира. Героизм, самоотверженность, преданность своему делу-вот качества, которые формировала довоенная литература. Эти качества проявились и в страшную годину Великой Отечественной войны.

Глава 2.

Военкор, солдат, герой

22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Тысячи лучших сыновей и дочерей нашей страны отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. И Леонид Вилкомир в первые же дни войны уходит на фронт в качестве корреспондента «Красной Звезды». Попал он под Ленинград и сразу в бой. 27 сентября 1941 года газета писала о бое батальона Марчука. В боевых порядках шёл наш корреспондент». [4, с.2]. «На пикирующем бомбардировщике»,- так называлась первая военная корреспонденция Вилкомира. Блокноты журналиста были полны именами героев, подробным описанием того, как тот или иной солдат, политрук, командир, санитар, связист вели себя в минуту опасности, что предприняли, что кричали, идя в атаку и что шептали, будучи тяжело ранены. « Не самосохранение, а самопожертвование-инстинкт героя… Время в бою исчисляется ударами сердца. Одна какая-нибудь минута вмещает и смерть и победу.… Воевать тоже можно и как поэту - с вдохновением, и как ремесленнику, - читаем в очерке Леонида Вилкомира. Д. Ортенберг главный редактор «Красной звезды» в книге «Время не властно пишет: « В войну Вилкомир, вероятно не сочинял стихов, и тем более по своей природной скромности, не предлагал их редакции. Он всего себя отдал корреспондентской работе».[8, с.45]..Сначала Вилкомир был под Ленинградом, на Волховском фронте, а затем, на Южном фронте. «Высокий, крупный, несколько угловатый, с густой шевелюрой русых волос» - таким запомнился Леонид Вилкомир Ортенбергу. В редакции Вилкомира в шутку называли «армейским комиссаром». Чем-то Вилкомир и своей могучей фигурой, и носом с горбинкой - напоминал начальника ПУРа Л.З. Мехлиса.

В книге «В редакцию не вернулся» есть очерк-воспоминание М. Цунца о Вилкомире. Из этих воспоминаний становится ясно, что Вилкомир был корреспондентом, который не любил писать с чьих то слов. Со штабных донесений. Ему всё надо было почувствовать на себе. « Я не могу жить на войне без войны», - писал он родным. Из письма жене Ане от 23 февраля 1942 года из города Малые Вишеры:

«Дорогая Аня!.. Я знаю, что ты просматриваешь «Красную Звезду» и не находишь моих корреспонденций. Я знаю, что ты при этом горько разочаровываешься во мне. Но не объясняй это моей неорганизованностью, и что я всё пишу на ходу, в последнюю минуту и не работаю над материалом основательно, капитально. Есть этому и другие причины: трудный долг газетчика - ежедневные информации, метание из армии в армию, из дивизии в дивизию. Командирские статьи съедают много времени. Пока же могу сказать тебе честно, что я честно и без страха исполняю долг военного корреспондента. Я бываю на передовых позициях, я делаю пешком и на машинах по десятку километров. Я участвовал в танковой атаке и попал при этом в головной танк. Нас подбили, пробили броню, ранили командира танка. Меня только ударило осколком. Мы сумели развернуть танк под огнём противника, вынести на руках раненого командира. Не успели мы отползти и десяти метров от танка, как налетела авиация. «Юнкерсы» пикировали, бомбили, а «Мессершмидты поливали пулемётным огнём. Несколько заходов, несколько долгих минут…это было моё второе прощание с жизнью за один день. Было и третье прощание. Вечером я возвращался с линии огня в разбитую и сожжённую деревню. Впереди-костёр. Вот, я думаю, погреюсь. Но опять мина. Опять лежу. Встал, подошёл к костру. Мина попала прямо в него. А здесь грелись десять, а может двадцать бойцов… Всё это эпизоды только одного дня. Кстати было это в новогоднюю ночь и новогодний день»

Он стремился быть в гуще событий, если надо в пекле боя. Вилкомир выполнял задания с блокнотом и винтовкой, штыком и пером - это честное выполнение своего солдатского и журналистского долга. « В письмах, как и во всём своём поведении на войне, Леон был не только честен, правдив, но и поразительно скромен… В письмах не сказано, что именно он спас истекающего кровью командира танка, именно он под непрекращающимся огнём помогал эвакуации бойцов, застигнутых миной у костра. И бойцы, конечно, не подозревали, что этот сердечный, невесть откуда взявшийся человек-военный корреспондент, и что привёл его сюда, в пекло боя, не приказ свыше, а зов собственной совести»[12, № док. 5].Фронтовые корреспонденты, друзья Вилкомира, помнят, как он говорил: «Журналисты и писатели на фронте - глаза и уши воюющего народа. А глаза должны видеть всё, уши - слышать всё. Мы ответственны не только перед современниками, но и перед потомками. Люди спросят вас, скажите. как выглядела атака, воздушный бой, что представлял собой окоп, огневая точка, и главное, как вели себя люди на войне, как оборонялись и наступали, как умирали и что завещали… Но чтобы действительно увидеть войну. Наш брат должен идти на известный риск, неужели же у нас не хватит этого мужества?» [7, с.4]..

На Новгородской земле 11 апреля 1942 года Леонид получил высокую боевую награду - орден Красной Звезды. Но война жестока и бесчеловечна. Весь ужас её в том, что она забирает жизни.

Шёл июль 1942 года. Под напором превосходящих сил противника, наши войска отступали от Северского Донца на Новочеркасск, Ростов, а затем и дальше на юг и юго-восток страны. В эти тяжёлые дни наша истребительная 216 авиационная дивизия, впоследствии 9-я Гвардейская истребительная авиационная Мариупольско-Берлинская, ордена Ленина, Ордена Богдана Хмельницкого Краснознамённая дивизия, прикрывала с воздуха советские наземные войска, ведя воздушную разведку и нанося штурмовые удары по противнику. Заместитель командира 103 ШАП подполковник С. А. Фомин и военком, старший батальонный комиссар А.Н. Неметинов сообщали о гибели корреспондента «Красной звезды» старшего политрука товарища Вилкомира 19 июля 1942 года: « 19 июля 1942 года на аэродром, где дислоцируется 103 ШАП прибыл корреспондент «Красной Звезды» старший политрук Вилкомир за получением информации о боевых действиях лётчиков. Узнав о предстоящем вылете группы самолётов на боевое задание, товарищ Вилкомир стал проситься взять его в полёт. Командир и военком части отказали ему в просьбе. Тогда товарищ Вилкомир обратился к находящемуся в то время на аэродроме командиру 216 ИАД генерал-майору авиации Щевченко. Генерал сначала отказал в просьбе, затем, вследствие настойчивой просьбы Вилкомира, он дал своё согласие. Вилкомир полетел на головном самолёте, который пилотировал лейтенант Маслов. При выполнении боевого задания самолёт был подбит с танковой пушки противника на высоте 400 метров и упал на землю в районе станции Ермаковская - территории, занятой противником. Лётчик-лейтенант Маслов и корреспондент Вилкомир в часть не вернулись. Об этих героических, последних минутах жизни Леонида Вилкомира и лейтенанта Маслова в газете «Красная Звезда» сообщил её спецкор Д. Исаков: « Вот уже вражеские цепи. Штурмовик идёт в атаку. И вдруг удар. Самолёт подбит из танковой пушки. Всего 400 метров высоты. Под крыльями район, занятый противником. Совсем недалеко свои. А пламя лижет корпус самолёта. Не дотянуть. Так вот он, смертный час! И встречают его двое - лётчик и корреспондент, - два воина, два коммуниста. Солдаты видели, как горящий «ИЛ» врезался в самую гущу гитлеровцев. И люди вспомнили в этот миг Гастелло» (См. Приложение 3). Всего 30 лет было Вилкомиру, когда он погиб. И неизвестно, кем бы он стал: публицистом, поэтом. С блокнотом и винтовкой выполнял он свой журналистский долг, и штыком и пером боролся он против ненавистного врага; сражался как солдат, и умер, как герой. Чтобы увековечить память этого, одного из первых строителей Вагоногиганта, замечательного поэта, Гражданина, журналиста, был учреждён Диплом имени Леонида Вилкомира. Первый диплом был присуждён лучшему рабкору Пётру Самойлову. Имя Вилкомира занесено на мемориальную доску Вечной Славы в редакции газеты «Красная Звезда» и Доску Центрального Дома журналистов СССР. Рядом с полем, где погибли два героя, поднялся обелиск.

Мы, учащиеся школы, познакомившись с творчеством Леона Вилкомира, стараемся сохранить литературные традиции. В нашей школе выпускается Литературный альманах и школьная газета, где печатаются начинающие поэты и писатели. Среди них немало стихов о Вагонке, а также о её героях. Одно из них, автором, которого является выпускник нашей школы Вернигор Кирилл, представлено в Приложении 4.

Таким образом, мы проследили фронтовой путь Леона Вилкомира и пришли к выводу, что на фронте военные корреспонденты выполняли не только свою непосредственную роль журналистов, но и воевали, разили врага, как печатным словом, так и боевым оружием. А самое главное, они донесли до нас правду о войне, о её героях. Часто очерк журналиста был единственным источником, подтверждающим тот или иной факт. В журналистской среде бытует фраза, что журналисты не просто пишут для газеты ту или иную статью. Они пишут «историю мира за одни сутки»… И это действительно так. Из всех фактов, чувств и мыслей, содержащихся в корреспонденциях военкоров, в письмах с фронта и тыла, в сознании вырисовывался величественный портрет могучего народа, победившего фашизм.

Заключение

В истории культуры города Нижний Тагил поэт, журналист Леон Вилкомир оставил неизгладимый след. В годы героических строек 30-х годов 20 века большую роль играла агитационная печать, литературное слово, призывающее к самоотверженному труду. Печатное слово звало на подвиг. Личность самих журналистов служила в этом примером.

В проекте мы проанализировали жизненный путь Леона Вилкомира, как «тагильский» так и «военный» период его творчества. С начала Великой Отечественной войны Леонид Вилкомир - на фронте. "Красная звезда" публикует его очерки, написанные после полета на штурмовике, громившем вражеские объекты. Вилкомир летает на боевых самолетах, входит в состав танковых экипажей.Он не просто военкор, но и солдат, защитник Родины. Его активная деятельность подтверждение того, что в годы Великой Отечественной войны печатное слово формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся. В ходе исследования мы подтвердили свою гипотезу. Давно заросли раны на полях сражений. Давно сняли гимнастерки участники войны. Многие не вернулись с войны.Среди них поэты и писатели. Судьба многих из них достойна пера романиста. К таким людям можно отнести и Вилкомира. Теперь от нас, молодого поколения зависит, сможем ли мы сохранить память о таких тагильчанах, как Вилкомир.

Сегодня в прессе активно обсуждается вопрос о деятельности в Нижнем Тагиле культурного центра поэта Булата Окуджавы. Другом его отца был Леонид Вилкомир. Музей становится центром сохранения и развития нашего культурного наследия. Подобный проект поможет донести до каждого тагильчанина золотые имена тагильских писателей, поэтов, и наконец, позиционировать Нижний Тагил не только как промышленный центр, но и как замечательный культурный город.

Список литературы и источников

1. Борзунов С.М. История отечественной журналистики. Хрестоматия (1941–1945 гг.). М.: ВУ, 2009,144 с.

2.Гамаюнова Т. Багровая река // газета «Свет Октября» 5 мая 1974

3. Дзержинский район: Годы и люди – Екатеринбург : Независимый Ин-т истории материальной культуры, 2003. – 175 с.

4.Исаков Д. Войдя к потомкам поутру// Советская печать №2, 1964

5.Кузьмина Г.М. Костромин В.И. «Гордость моя - Вагонка», Свердловск, Среднеуральское книжное издательство ,1986, 200 с.

6.Макаров А. «Критик и писатель». М., Советский писатель, 1974

7.Мачнёв Д.К. Леонид Вилкомир// Машиностроитель, 04.07.75

8. Ортенберг Д. Время не властно. Писатели на фронте, М., Советский писатель,1975, 275 с.

9.Ортенберг Д. 1942 год. М.: Советский писатель, 1988, 462 с.

10.След на земле, т.8. Нижний Тагил «Медиа-Принт»,2006, 347 с.

11. Чевардин М.В. «А утром строители читали газету»// Машиностроитель, 1972

12. Архив музея Уралвагонзавода, г. Нижний Тагил Свердловская область

13. Материалы сайта: newzz.in.ua

14 Материалы сайта: uraltourist.ru

Приложение 1

Копии фотографий Л. Вилкомира из семейного альбома

Фрагменты альбома школьного музея, посвящённого Л. Вилкомиру

Приложение 2

Копия групповой фотографии партактива Уралвагонстроя 1933 г. (во 2 ряду - Ш. Окуджава)

Фрагменты альбома школьного музея, посвящённого Л. Вилкомиру

Приложение 3

Фрагменты альбома школьного музея, посвящённого Л. Вилкомиру

Однополчане Леона Вилкомира.

Первый ряд (слева направо): А.Д.Журавлев, Г.Е.Емельянов, А.Н.Немтинов, Т.К.Маслов, Г.П.Коваленко. Второй ряд: М.В.Пронин, С.А.Фомин, П.С.Назаров, Н.А.Шиндяпин. Май. 1942

Приложение 4

Последний бой

« Будь проклята война седая!» -

Сказал мой друг в тени листвы.

Мы после боя отдыхали

Усталы, бледны и грязны.

Потери были. И какие!

Окоп весь кровью был залит

Друзей мы, как родных любили

И не могли их так забыть.

Нас тридцать с небольшим осталось,

А с гор всё прёт туман немецких табаков.

Лишь только отступать осталось,

Но ни один солдат не бросил ров.

-Ждать подкрепления бессмысленно теперь,-

Два офицера дали волю нервам.

- И чёрт с ним, с подкреплением, поверь,

Мы все здесь бились, не теряя веры!

Мы шли за Родину! За мать и за отца!

За брата и сестру! За друга и невесту!

И вера сдерживала девять грамм свинца,

И шли мы смело, не теряя чести!

Да ладно, будь последним этот бой! - сказал другой

Не пряча слёз в глазницах.

Но нашею останется судьбой вбить немцам,

Что есть - русская граница!

(автор – выпускник МБОУ СОШ №4 Вернигор К., 2006 г.)

22

Просмотров работы: 537