БОГАТЫРСКИЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БОГАТЫРСКИЕ ТРАДИЦИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

Шиненко К.Д. 1
1
Панцерная С.Г. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

  Введение

Эпоха Древней Руси относится к тому периоду отечественной истории, когда шёл процесс постепенного накопления народных сил, формирования прогрессивных традиций. Изучая героические традиции, мы обращаемся к героям прошлого, к людям чистой души и благородных стремлений, носителям передовых идей своей эпохи. Именно такими представляются нам богатыри Древней Руси.

Актуальность. В современных условияхочень часто можно слышать о традиционной агрессивности русских с древнейших времён до наших дней. Поэтому показ героических традиций богатырей, их роли в защите Родины имеет в настоящее время большое значение.

Новизна темы: в литературе героические традиции рассматриваются через деятельность русских князей, а подвиги настоящих героев остаются в тени.

Предмет исследования – богатыри, объект – их героические поступки и действия.

Цель данной работы: рассмотреть процесс зарождения боевых традиций русских богатырей на Руси в IX – XII веках.

Для достижения цели были определены следующие задачи: провести анкетирование; собрать и изучить имеющийся материал по данной проблеме; выявить героические поступки русских богатырей в процессе защиты своей Родины, послужившие основой для формирования боевых традиций; изготовить элементы богатырского вооружения.

Гипотеза исследования: богатырские традиции формировались в результате борьбы славян с многочисленными кочевниками

При написании работы использовались следующие методы: изучение источников и литературы; сравнительный анализ; анкетирование; метод выборки; метод обобщений.

Летописи являются ценнейшими источниками для исследования проблемы зарождения традиций. "Повесть временных лет" [10] - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII века, автор - монах Киево – Печерского монастыря Нестор. Неоценимым источником является Патриаршая или Никоновская летопись, датируемая XVI веком [16].

Важным источником являются былины [1 - 9]. Былины называют народным учебником истории. Если летописи превозносили деятельность князей, то былины воспевали подвиги богатырей, выделяя их лучшие качества.

В работе русского историка В.О.Ключевского[12], встречаются некоторые сведения о русских богатырях, позволяющие воссоздать правдивую картину о боевом прошлом Руси.

1. Богатыри Древней Руси 1.1. Богатыри в представлении учащихся и в источниках

В начале работы среди обучающихся 7 - х классов МАОУ «СОШ №18» было проведено анкетирование [Приложение I], с целью узнать, что известно школьникам о богатырях. Анкетированием было охвачено 64 человека. Результаты выглядят следующим образом.

Большинство учащихся (34 человека) составляет представление о богатырях из мультипликационных фильмов, которые не отражают исторической действительности и только 19 человек получают информацию из различных источников.

50 человек считают, что богатыри существовали на Руси, шесть – ответили отрицательно, а восемь человек затруднились с ответом.

Удручающие знания учащиеся показали в знании богатырей. Кроме известных богатырей, только три человека назвали Святогора, также известного по мультипликационным фильмам. Остальные учащиеся написали, что никого не знают или не помнят. Эти данные ставят под сомнение различные источники знаний учащихся о богатырях и показывают, что у учащихся не сформированы полные объективные представления о защитниках земли Русской.

Кто же такие богатыри?

Согласно словарям, богатырь — это

1) «человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. Сказочные богатыри, великаны, побивающие одним махом десятки врагов и разные чудища»[14]

2) «герой русских былин, совершающий воинские подвиги»[17].

Богатыри, прирожденные воины, никогда не расставались с оружием. Только полная тревог и опасностей действительность могла породить такие былинные образы. Так, богатырь Волх Всеславьевич, ему от рождения всего – то полтора часа, а он уже требует:

«А не пеленай во пелену червчатую,

А не поясай в поесья шелковые, -

Пеленай меня, матушка,

В крепки латы булатные,

А на буйну голову клади злат шелом,

По праву руку – палицу,

А и в тяжку палицу свинцовую,

А весом та палица в триста пуд». [5, с. 72]

В русских былинах подробно описывается, как были вооружены богатыри. Богатыри – это конные воины, одетые в кольчужные брони, вооруженные копьями, мечами или саблями, луками и стрелами, палицами – булавами. Основным оружием являлся обоюдоострый меч с тяжелым клинком длиною 90 см. С X века известна на Руси и изогнутая сабля. Кроме меча, в бою применялись длинные и короткие копья, боевые топоры, булавы, рогатины, ножи, луки со стрелами. Из защитного вооружения воины имели шлемы – шишаки, кольчуги и щиты. Кольчуги, сплетённые из железных колец и называемые «бронями», на Руси широко применялись с X века, значительно раньше, чем в Западной Европе. Изучив «броню» и вооружение богатырей, автор изготовил кольчугу и макеты древнерусских топоров [Приложение IV].

Проанализировав «Повесть временных лет» [10], автором было установлено, что богатыри на Руси существовали. Путем выборки был составлен список богатырей, действительно живших на Руси [Приложение II]. Короткий список объясняется тем, что летописи составлялись при монастырях и призваны были возвеличивать деяния князя, при котором писалась летопись. Поэтому героические поступки простых людей, их лучшие качества и устремления вобрали в себя былинные герои. Важно отметить, что былинные герои имеют своих реальных прототипов. Так, прототипом Ильи Муромца является силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре с именем Илия, и причисленный в 1643 году к лику святых православной церкви как «преподобный Илия Муромец». По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево-Печерской лавре около 1188 года.

Историческим прототипом Алёши Поповича ослужил ростовский боярин Александр Попович. Согласно Повести временных лет, это был знаменитый «храбр», служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу. Со смертью Константина и вокняжением Юрия в 1218 году он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году. В Никоновской летописи Александр Попович представлен современником Владимира Святого.

Б. А. Рыбаков и некоторые другие исследователи отождествляют Вольгу Святославича и древлянского князя Олега Святославича, Добрыню Никитича с тысяцким Путятой.

Изучив источники и литературу, автор также пришёл к выводу, что богатырей можно разделить на две категории: те кто составлял княжескую дружину, и те, кто находился на службе князя, оберегая границы Руси.

1.2. Богатыри – дружинники князя

Первоначально дружины носили характер временных военных объединений, собираемых из числа молодёжи племени на период военных действий. Но частые войны VI – VII вв привели к постепенному зарождению дружины – объединения профессиональных воинов во главе с военными вождями - князьями. Вокруг князей складывается каста профессиональных воинов из юношей знатных семей и людей, выделяющихся своей воинской доблестью. Они находились на содержании вождя и жили обособленно от соплеменников, земледелием занимались мало, а средствами существования были: военная добыча, приношения соплеменников за защиту от врагов, дары от других племён (откуп от войны).

«Дружина моя добрая, хоробрая!

Станем – те теперь полону поделять!

Что было на делу дорого,

Что было на делу дешево?

А добрые кони по семи рублей,

А вострые сабли по пяти рублей,

А оружье булатное по шести рублей,

Палицы булатные по три рубля».

[3, с. 130]

С IX – XII дружинники, в первую очередь, старшие, за службу стали получать наследственные земельные владения и превращаться в феодалов – вассалов князя. В былинах встречаем про Вольгу Святославговича:

«Был у него родной дядюшка,

Славный князь Владымир стольно – киевской.

Жаловал его трима городами всё крестьянамы:

Первыим городом Гурчовцом,

Другим городом Ореховцем,

Третьим городом Крестьяновцем.»

[4, с. 134]

Они формируют собственные феодальные ополчения из подчиненных им более мелких феодалов («детей боярских») и слуг. Именно таким является Волх Всеславьевич, сын княжны и змея.

«Он набрал дружину себе семь тысячей;

Сам он Волх, в пятнадцать лет,

И вся его дружина по пятнадцати лет». [5, с. 72]

Хороший князь не жалел ничего для дружины. «Мстислав дебел телом, прекрасен лицом, с большими очами, храбр на ратях, милостив, любил дружину без меры, имения для нее не щадил, ни в питье, ни в пище ничего не запрещал ей» [10, с.165].

1.3. Богатыри – охрана земли Русской

Другая категория богатырей – это люди, защищавшие русские границы. Согласно былинам и летописным сводам, богатыри служили князю и стояли на страже рубежей святой Руси, защищая русский народ от нападений злых врагов.

В сказаниях, летописях, былинах встречаются имена богатырей, которые представляют обобщенные образы героев, часто имевшие своих исторических прототипов. По мнению академика Б.А. Рыбакова, «воинами «богатырских застав» на рубежах Русской земли были те смерды широкой лесостепной полосы, которые, то пахали землю на своих лошадях, то скакали на них в погоню за степняками. На степное порубежье бежали холопы со всех концов Руси, приходили крестьянские семьи, оторвавшиеся от своих общин и искавшие опоры вне своих старых связей»[11, с.18] Так, в летописи упоминается Демьян Куденевич, живший в действительности в Переяславе Южном во второй половине XII века. Прообразом былинного персонажа Ильи Муромца является силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома.

И хотя отношения богатырей с князьями не всегда были «добрыми», богатыри исправно несли воинскую службу. Показателен в этом ответ Ильи Муромца:

«Не буду служить тобе, собаке царю Калину,

Ещё буду служить я за веру за отечество,

А й буду стоять за стольний Киев – град,

А буду стоять за церкви за господни,

А буду стоять за князя за Владымира…»[7, с. 243].

Следовательно, русские богатыри – это воины, которые составляли княжескую дружину и воины, охранявшие русские рубежи от набегов кочевников. Богатырями могли стать люди из различных слоев населения, отличавшиеся мужеством, смелостью, любовью к родной земле.

2. Богатырские традиции

В летописях и былинах запечатлены многочисленные трагические для славян события, с которыми связаны смелые и мужественные поступки богатырей, положившие начало рождению героических традиций. В толковом словаре В. Даля дается объяснение: «традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений»[18].

2.1. Любовь к Родине

Главное место среди традиций занимает любовь к Родине и высочайший патриотизм, под которым понимают «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [17].

Наиболее ярким его носителем в былинах выступает богатырь Илья Муромец. Илья Муромец может, обидевшись на князя, посшибать золотые маковки с церквей или устроить буйный пир для «голи кабацкой», напугав и отколотив всю дружину князя Владимира. Но служение народу, защита Родины составляют для Ильи единственный смысл жизни. Он не выбрал ни «ту дороженьку, где богату быть», ни «ту дорожку, где женату быть», а «поехал добрый молодец в ту дорожку, где убиту быть».Ради Родины Илья забывает об обидах и несправедливости князя. Он идет в бой «ради жен и малых детушек, ради народа святорусского».

Патриотизм складывался в результате многовековой борьбы нашего народа с многочисленными врагами. Нашим предкам славянам с древнейших времен приходилось вести непрерывную борьбу с кочевниками. В VI веке авры (обры) обрушились на славян и создали между Дунаем и Карпатами воинственную державу – Аварский каганат. В IX

веке в низовьях Волги и Дона появляется государство кочевников – хазар - Хазарский каганат.

Крайне важно то, как русские богатыри понимали победу над врагом. Опыт многовековых войн против захватчиков убедил их, что победа над иноземным врагом означает не просто его поражение, а его полный разгром. Причина подобного понимания победы в том, что побежденный, но недобитый враг способен на коварное вероломство. В былине о Добрыне Никитиче и Змее после своего поражения Змей просит пощады:

«не убей меня да змеи лютою,

Да спусти – тко полетать да по белу свету.

Мы напишем с тобой записи промеж собой,

То велики записи немалыи:

Не съезжаться бы век по веку в чистом поли,

Нам не делать бою – драки – кроволития…» [6, с. 267]

Добрыня Никитич верит Змею и отпускает его. Однако Змей начинает творить еще большие бесчинства. Тогда богатырь едет в «горы змеиные» и вновь вступает в битву со Змеем, в которой побеждает с огромным трудом.

В X веке печенеги перешли Волгу и быстро заняли всю степную полосу от Волги до Прута. По подсчетам Б. Д. Грекова, киевские князья серьезно воевали с печенежской ордой 16 раз, не считая мелких столкновений. [11, с. 45]. Тяжелая и продолжительная война с печенегами сформирует еще одну традицию, свойственную русским богатырям и запечатленную в былинах и летописях, — богатырский поединок перед битвой.

В 992 году юноша – Ян Кожемяко – идёт на бой с богатырём печенегов, чтобы избавить русскую дружину от войны. «На следующее утро пришли печенеги и стали вызывать: "Где же муж? Вот наш готов!". Владимир повелел в ту же ночь надеть вооружение, и сошлись обе стороны. Печенеги выпустили своего мужа: был же он очень велик и страшен. И выступил муж Владимира, и увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста. И размерили место между обоими войсками, и пустили их друг против друга. И схватились, и начали крепко жать друг друга, и удавил муж печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и побежали печенеги, и гнались за ними русские, избивая их, и прогнали»[10, с.139]. Позднее отрок стал «мужем великим».

Русские богатыри в поединке всегда отличались честностью и благородством, Дунай может без труда одолеть сонного Добрыню, но благородно решает:

«Не честь – хвала моя молодецькая,

Да не выслуга моя богатырьская –

Сонного мне равно мёртвого,

Лучше побудить да потегатися,

Да силушки своей да попытатися». [1, с. 292]

В XI веке славянам пришлось вести борьбу с более опасным врагом, чем печенеги, с половцами. В летописи находим, что в 1061 году «впервые пришли половцы войною на Русскую землю»[10, с.177].

Формируется еще одно качество, свойственное русским богатырям и запечатленное в былинах и летописях, — это самоотверженное, до последнего вдоха сопротивление врагу, как бы ни страшна была его мощь.

В описываемое время встречаем летописный рассказ под 1148 годом о богатыре Демьяне Куденевиче. Этот богатырь жил в Переяславе Южном у князя Мстислава Изяславича в то время, когда сын Юрия Долгорукого, Глеб, хотел врасплох напасть на Переяславль. Демьян со слугою Тарасом и пятью молодыми отроками «встретил князя Глеба Юрьевича на поле у посада, с яростью напал на его войско и многих убил нещадно». Но скоро Глеб с половцами пришел опять к Переяславлю, Демьян один выехал из города без доспехов, перебил много неприятелей, но сам был пострелян во многих местах от половцев и в изнеможении возвратился в город. Князь Мстислав пришёл к нему, принёс много даров, обещал дать волость; богатырь отвечал ему: «О суета человеческая! Кто, будучи мёртв, желает даров тленных и власти погибающей!» С этими словами Демьян уснул вечным сном, и был по нём плач великий во всём городе [16].

Богатыри берут не числом, а умением, отвагой, воинской доблестью. Князь Владимир гордо восклицает: «Ой есть, мои князи и богатыри! Цареградских богатырей было сорок два, а с ними было татар людей много, не рать ли в поле была? А моих богатырей только семь было!» [2, с. 582]

Таким образом, с древнейших времён наши предки беззаветно любили свою Родину, готовы были пожертвовать собой. Формируются следующие богатырские традиции: битва до полного, окончательного разгрома врага, богатырский поединок в начале битвы или с целью предотвращения битвы, сопротивление врагу, несмотря на его численное превосходство.

2.2. Охрана русских рубежей

Славянские племена с древнейших веков начинают сооружать крепкие оборонительные линии вдоль всей степной границы и формировать систему дозоров. Одной из первых линий являются Змиевы валы [Приложение III]. Они строились на пpотяжении целого тысячелетия, со II в. до н.э. и по XI в., постоянно пpодвигаясь в напpавлении Великой Степи. Название «Змиев вал» происходит от народных легенд о богатыре Никите Кожемяке, усмирившем Змея [15].

По свидетельству летописца, в 988 году киевский князь Владимир объявил: «Нехорошо, что мало городов около Киева». И стал ставить города по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города, так как была война с печенегами»[10, с.137]. Укреплённые линии на южной границе Руси сделали невозможным внезапное вторжение печенегов, что давало возможность Руси собираться с силами и переходить в наступление. [Приложение IV].

Постоянные гарнизоны в пограничные крепости набирались со всей страны.

«Под славным городом Киевом,

На тех степях Цицарскиих, стояла застава богатырская.

На заставе атаман был Илья Муромец,

Податаманье был Добрыня Никитич млад,

Есаул Алёша Поповский сын,

Ещё был у них Гришка Боярский сын,

Был у них Васька Долгополой»[8, с. 178].

Круглый год, день и ночь, стояли на высокой башне дозорные, постоянно вглядываясь в степные дали. Немногочисленный гарнизон крепости один встречал очередной печенежский набег, пока подходила княжеская дружина. Так, согласно Никоновской летописи, в 1001 году «Александр Попович и Ян Усмошвец, убивший печенежского богатыря, избили множество печенегов и князя их Родмана с тремя сыновьями его в Киев к Владимиру привели. Владимир же устроил светлый праздник и великие клади меду, и квасу, и вина поставил, и мясо, и рыбу, и всякие овощи, что кому хотелось, то и ели» [16]. В 1004 году, по сообщению того же летописца, когда снова пошли печенеги на Белгород, киевский князь «послал на них Александра Поповича с многими силами, печенеги же, услышав об этом, побежали в поле» [16].

К записи, относящейся к 1166 году, летописец упоминает ещё двух переяславских богатырей. Тогда «половцы воевоша Русь и убища двух богатырей, Андрея Жирославича и его брата Шварня, за Переяславлем» [16]. В летописи сохранились имена и других богатырей Владимирова времени: Рагдая удалого, ходившего на триста воинов: его смерть показана под 1000 годов, Андриха Добрянкова, отравленного слугами в 1004 году. Таких богатырей много полегло в смежных со степью русских областях в XI и XII веках. Как указывает В.О.Ключевский, на юго – западной Руси по пути между Переяславлем Русским и Киевом было богатырское кладбище «…тут богатыри кладутся русские»[12, с.284].

Важнейшим элементом обороны стали, вынесенные далеко в Дикое поле мобильные разведывательные группы. Они не просто охраняли границу, а действовали на упреждение. Они углублялись на два-три дня конного пути в расположение противника, разведывали места кочевий и стоянок печенегов, брали языков, получая необходимые сведения о планах противника, проводили разведку боем. Так Вольга Буславлевич со своей дружиной узнаёт о планах царя Турец – салтана:

«А поеду я на святую Русь,

Возьму я себе девять городов,

Подарю я девять сынов

А тебе, царица Панталовна,

Подарю я шубоньку дорогу». [3, с.128]

Богатырь со своим отрядом убивает царя Турец – салтана и громит его царство, не допуская вторжения на Русь.

Для воинов пограничья, стоявших на заставах, не могло возникнуть даже мысли о взаимных конфликтах — только боевое братство, взаимопомощь и взаимовыручка могли быть основой их нелегкой службы. Былины многократно описывают ритуал богатырского побратимства. Так, Илья Муромец приехав на заставу:

«Во – первых нашёл Добрынюшку Никитича,

Во – вторых нашёл Алёшеньку Поповица;

Он ведь тут с ими скоро знакомитсе;

Он побраталсе крестами золотыми тут.

Называет их крестовыми всё братёлками». [9, с.161]

Следовательно, постепенно формировались традиции укрепления русских границ от нашествия кочевников и создания системы дозоров, формируется богатырское братство, товарищество.

2. 3. Постоянное стремление к совершенствованию

боевого мастерства, повышению военных знаний.

Богатыри большое внимание уделяли совершенствованию боевого мастерства. Готовясь к битвам, «они выходили на открытое поле заниматься воинскими играми: учились быстрому, дружному нападению и согласованным движениям, дающим победу»[13, с.96]. Подготовка велась как в форме прямого обучения младших старшими, так и в соревновательной форме при погребении павших товарищей. Согласно древнему славянскому обычаю, над могилой павших воинов насыпался курган. На нём устраивались поминальные игрища. Ратники штурмовали холм в единоборстве друг с другом, стремясь захватить его вершину. Единоборство на холме являлось весьма результативным. Оно требует устойчивости, умения ориентироваться в пространстве. Располагающийся выше оказывается заведомо сильнее благодаря своей более выгодной позиции на холме. Здесь даже самый физически сильный был вынужден больше ориентироваться на ловкость и тактические уловки, чем на природные данные. Постоянно меняющаяся обстановка развивала реакцию, способность мгновенно оценивать ситуацию.

Русские былины доносят до нас некоторые особенности техники древнего единоборства:

«Изучил Добрынюшка бороться,

Изучился он с крутой

С носка спущать…»[13, с.14].

«Изловчился Усыня да ударил

Уходя ударом на полруки

На полруки, да поперёк груди» [13, с.15].

В этом эпизоде «удар на полруки» представляется как удар предплечьем, весьма эффективный в ближнем бою. В других былинных сказаниях описываются приёмы с захватом рук:

«… да в руцех опожатием снороил,

За себя сноровил откинути»[13, с.15]

Широко практиковался приём, которым в совершенстве владел Добрыня Никитич. «Изучился он крутой, с носка спущать». Бросок этот заключался в следующем. Борец, покосив противника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ноги его левую ногу и мгновенно бросал на землю. В последующем этот бросок назовут «московским», и сложится поговорка «Москва бьёт с носка». Сложились и не писаные правила единоборств, поражающие своим благородством и великодушием. Запрещалось бить «под ложечку», в спину; позором считалось ударить поверженного наземь противника.

Итак, постепенно формировалось и совершенствовалось боевое мастерство и высокая боевая готовность.

Заключение

Проведя исследование, можно прийти к следующим выводам:

1) школьники практически не имеют достоверного представления о русских богатырях и их роли в защите Родины;

2) богатыри – это воины, защищающие землю Русскую от врагов. Они составляли дружину князя или уходили на окраины Руси, с целью охраны земли Русской от кочевников;

3) в результате постоянной борьбы с кочевниками среди богатырей постепенно формировались боевые традиции. Самая главная – это беззаветная любовь к родной земле, к своему народу. Важными традициями стали:

  • битва до полного, окончательного разгрома врага;

  • богатырский поединок в начале битвы или с целью предотвращения битвы;

  • отчаянное, мужественное сопротивление врагу, несмотря на его численное превосходство;

  • укрепление русских границ от нашествия кочевников и создание системы дозоров, действующих на упреждение вражеских действий;

  • богатырское братство, товарищество, готовность прийти на выручку в трудную минуту;

  • формирование и совершенствование боевого мастерства и высокая боевая готовность.

Эти традиции будут приумножены в дальнейшие века и восприняты современными Вооруженными силами Российской Федерации.

4) автором была составлена таблица летописных богатырей X – XII вв и изготовлены элементы богатырского вооружения, для дальнейшей пропаганды героического прошлого нашей страны среди учащихся МАОУ «СОШ №18».

Данная работа носит практический характер, так как на основе собранного материала можно проводить внеклассные мероприятия, классные часы, использовать на уроках истории, ведь русские богатыри являются примером мужества и доблести, эталоном патриотизма.

Библиографический список

Источники

1. Бой Добрыни с Дунаем// Былины/сост., вступ ст., вводные тексты Калугина В.И. – М.: Современник, 1991 – с. 288 - 296

2. Богатырское слово// Там же – с.566 – 582

3. Вольга // Там же – с.122 – 130

4. Вольга и Микула// Там же – с.131 – 140

5. Волх Вселавьевич// Там же – с.69 – 77

6. Добрыня и змей// Там же – с.258 – 278

7. Илья Муромец и Калин - царь// Там же – с.225 – 248

8. Илья Муромец на заставе богатырской// Там же – с. 178 – 185

9. Исцеление Ильи Муромца// Там же – с. 145 – 162

10. Повесть временных лет [Текст] // Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – XII века/сост. и общая ред. Д.С.Лихачёва. Л.А.Дмитриева – М.: Худож. лит.,1978 – с.23 - 278

Литература

11. Каргалов, В.В. Народ – богатырь [Текст] /В.В.Каргалов – М.: Воениздат, 1971 – 198с

12. Ключевский, В.О. Сочинения. В 9-ти т. Т.I. Курс русской истории. Ч.I [Текст] / В.О.Ключевский; под ред. Янина В.Л. – М.: Мысль, 1987 – 430с

13. Попов, Г. Боевые единоборства народов мира [Текст] /Г.Попов – М.: Международные отношения, 1993 – 158с

Интернет – ресурсы

14. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.classes.ru/ - Дата обращения: 12.09.2015

15. Никита Кожемяка (русская народная сказка) [электронный ресурс] - Режим доступа: http://rasskajem.ru/nikita-kozhemyaka - Дата обращения: 12.09.2015

16. Полное собрание русских летописей. Т.IX. Патриаршая или Никоновская летопись [электронный ресурс] – Режим доступа: http://history-fiction.ru/books/all/book_1709/ - Дата обращения: 14.09.2015

17. Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [электронный ресурс] – Режим доступа: http://slovari.ru – Дата обращения: 12.09.2015

ПРИЛОЖЕНИЕ

I

Анкета «Что Вы знаете о русских богатырях?»

1. Из каких источников Вы знаете о богатырях?

1) из мультфильмов

2) из рассказов родителей, учителей

3) читал былины, сказания

4) всё перечисленное

2. Как вы считаете, настоящие богатыри существовали на Руси?

1) да

2) нет

3) затрудняюсь ответить

3. Назовите известных вам богатырей, кроме Ильи Муромца, Алёши Поповича, Добрыни Никитича.

II

Богатыри летописные (X – XII века)

Богатырь

Когда жил

Где служил Родине

Андрих Добрянков

X - начало XI века

(убит в 1004 году)

Переяславль

Александр Попович

XI век

(дата смерти неизвестна)

Белгород

Андрей Жирославич

XII век

(убит в 1166 году)

Переяславль

Демьян Куденевич

XII век

(убит в 1148 году)

Переяславль Южный

Рагдай Удалой

X век

(убит в1000 году)

Переяславль

Шварня Жирославич

XII век

(убит в 1166 году)

Переяславль

Ян Кожемяко (Усмошвец)

XI век

(умер предположительно после 1004 года)

Белгород

Таблица составлена на основе данных «Повести временных лет» [10] и «Патриаршей или Никоновской летописи» [16].

III

Змиевы валы

IV

Схема. Основные рубежи обороны Южной Руси в X – XI вв

V

Элементы богатырского вооружения

(изготовлено автором с помощью отца)

Кольчуга из проволоки железной, оцинкованной

Размеры:

длина – 51 см

ширина – 37 см

длина рукава – 25см

Общий вес – 7 кг

Общее количество колец – 2571

Способ плетения: 4 –в – 1 (каждое кольцо соединяет четыре соседних).

Срок изготовления – 4 месяца

 

25

 

Просмотров работы: 2711