Введение
Ислам (предание себя Богу, покорность), третья и самая молодая религия. Он относится к числу самых распространенных религий на планете. Ислам исповедует более миллиарда человек (по некоторым расчетам, до 1 млрд. 300 млн.). Мусульманские общины имеются более чем в 120 странах. В 35 государствах мусульмане составляют большинство населения. В 28 странах, таких, как Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и др., ислам объявлен государственным вероисповеданием. Подавляющее большинство мусульман проживают в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке.
Актуальность выбора темы определяется тем, что в гендерологии и феминологии, как и вообще в современном обществе, остро стоит проблема женщины в исламском мире. Почти ежедневно из средств массовой информации мы слышим о нарушении прав женщин – мусульманок на их родине, о жестоком обращении с женщинами в исламском мире (см. приложение 2), а также о нарушении прав мусульманок в Европе, становимся свидетелями жарких дискуссий, многие из которых ведутся предвзятыми и некомпетентными оппонентами. К тому же и в самой России проживают около 15 млн. мусульман, что делает проблему более близкой для нас.
Тема положения женщины долгое время рассматривалась односторонне. В связи с возросшим интересом к данной проблеме важно выработать более объективный и целостный взгляд на роль и место женщины в мусульманском обществе, чем и определяется актуальность темы. Кроме того, в условиях религиозного ренессанса в странах постсоветского пространства, появилась категория женщин, сделавшая выбор в пользу исламского образа жизни. Эта инакомыслящие и инакоодевающиеся женщины должны быть поняты обществом, а для этого необходимы знания о гендерных аспектах ислама. Соответственно, данная тема и актуальна и практически значима для современного общества.
Важно выяснить истинное отношение ислама к женщине, не искажённое средствами массовой информации, массовой культуры и просто обывательским представлением о данной религии. Ведь здоровье и благополучие женщин – это основа процветания любого народа, а понимание сущности иной религии – залог мира и взаимопонимания. Все это, в конечном счёте, должно привести к выработке гендерной, этнической и религиозной терпимости, что актуально для России и мира.
Поэтому мы в нашей работе предпримем попытку объективно оценить основные положения вероучения мусульман, в т.ч. в гендерном аспекте. А также постараемся проанализировать положения Корана и других источников ислама о женщинах, определить реальное положение мусульманок в современном мире.
Уважение и статус, которыми пользуется мусульманская женщина, определяются не ее физической привлекательностью и участием в социальной жизни наравне с мужчиной, а ее благочестием и стремлением скрыть свою красоту и сексуальность, свое женское очарование и хранить их для того мужчины, с которым она состоит в браке. На самом деле Ислам предписывает хиджаб не только для защиты общества от негативного действия бесконтрольного полового влечения и защиты чести и достоинства женщины, но и для нейтрализации ее сексуальности, чтобы женщина была позитивной, конструктивной, а не вредоносной силой в обществе. Благодаря ее скромному одеянию и добропорядочности мужчины могут относиться к ней как к личности, а не как к сексуальному объекту, то есть ее ценность для общества определяется не ее физической привлекательностью, а исключительно ее человеческими достоинствами. Для мусульманской женщины источником общественного уважения и статуса являются ее характер и личные качества, ее скромность и достоинство, благочестие и образованность и ее роль жены и матери.
Цель работы: рассмотреть особенности положения женщины в Исламе.
Задачи работы:
рассмотреть духовные и нравственные качества мусульманской женщины;
определить статус женщины в Исламе;
изучить нормы поведения мусульманской женщины, её «внешний» и «внутренний» хиджаб;
показать роль женщины в воспитании детей в исламе;
обозначить роль и место женщины в обществе согласно исламу, её возможность реализоваться вне семьи, в своей профессии.
Методологические принципы и методы исследования: В работе использовались следующие методы: поисковый, исторический, анализ, сравнение, описание.
Объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются религиозные первоисточники ислама (Коран) и статьи, посвященные истории ислама.
Предметом исследования являются особенности положения женщины в исламе.
Гипотеза. Положение женщин в Исламе имеет свои особенности.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе преподавания истории, светской этики.
Глава 1
1.1.Духовная чистота и нравственные качества женщины в Исламе.
Статус женщины в исламе многими исследователями признается одной из наиболее спорных и вместе с тем серьезных проблем не только для самих мусульманок, но и тех, кто имеет отношение к сфере защиты прав женщин в мусульманском мире. Этому посвящено большое количество книг, монографий, коллективных сборников, научных статей, публицистических очерков, богословских текстов и т.д.
Наряду с другими проблемами в отечественной исламоведческой литературе статус женщины в исламе, особенно в 50-60-х годах XX века, рассматривали такие известные ученые как Бартольд В.В., Климович Л.И., Иманзаде С, Пальванова Б., Вагабов М.В., Ахметханова П., Шайдуллина И., ряд других авторов. Можно заметить, что исследованием данной проблемы в основном занимались ученые из регионов традиционного распространения ислама на территории бывшего СССР.
В советский период истории нашей страны большой вклад в исследование статуса женщины в исламе, проблем семьи и брака, эволюции семейно-бытовых традиций в мусульманском обществе внес профессор М.В. Вагабов. Многие ключевые проблемы, исследованные им еще в 60-70-х годах, а также в последующий период, находят своё отражение в современных исследованиях учёных.
Среди современных мусульманских авторов, посвятивших свои работы вопросам исламской морали, можно в первую очередь назвать исследования Мухаммада Фарук аль Набхана, Инайат Хан Хазрата, Дахлян ас Сайд, Ахмад ибн Зайний, Али Мансура Абдаллах Мурси, Сухи аль Салиха.
Мусульманку отличает от других женщин, прежде всего ее внутренняя чистота, благородство и целомудрие. Эти качества она воспитывает в себе и стремится быть наилучшей в следовании всем предписаниям Аллаха и Его Посланника.
Поведению мусульманки присуща скромность, достоинство, благонравие. Она незаметна на публике, но в укладе ее жизни заложен успех здорового общества и процветания. Верующую женщину можно сравнить с драгоценностью, которая обладает такой же чистой, лучезарной и совершенной природой.
Пророк Мухаммед сказал: «Стыдливость происходит от веры, а вера в Раю»(3).
В другом изречении (хадисе) говорится: «Скромность и вера неразрывно связаны между собой. Если удалить одно из этих свойств, то другое исчезнет само по себе»( 3).
В следовании предписаниям ислама мусульманка видит залог собственной безопасности и совершенствовании своей личности. Воспитывая в себе нравственные добродетели, она находится в гармонии с собой и с окружающим миром и идет навстречу Всевышнему Аллаху [4, 301] 3.
Внешний хиджаб.
Чаще всего мы используем в своей речи слово "хиджаб"(см. приложение 1). для, того, чтобы указать на стиль одежды мусульманки или на сам её наряд. Но если быть точными, то такой наряд в арабском языке называется "джильбаб" (см. приложение 1). А понятие "хиджаб" на самом деле не однозначно по своей сути и имеет гораздо более глубокий смысл.
Так вот, слово "хиджаб" означает "перегородка, преграда". Это то, чем мусульманка как бы окружает свое сознание, сердце и душу. Это не простокусок ткани и он служит не только как одежда, прикрывающая и согревающая тело. Это занавес застенчивости, скромности и благопристойности.
К одежде мусульманки предъявляется ряд требований:
1) открывать при чужих, не относящихся к категории Махрам, женщина может только лицо и руки;
2) джильбаб не должен облегать тело(см. приложение 3);
3) ткань должна быть достаточно плотной, ничуть не прозрачной, не оставляющей ни единой возможности угадать контуры фигуры или цвет кожи или волос;
4) джильбаб должен подчеркивать скромность, которую символизирует хиджаб. Он не может быть ярким, привлекающим к себе внимание;
5) джильбаб не должен походить на одежду людей другой религии: например, отражающую последний "писк" моды; или напоминающую одежду каких-нибудь группировок, например "байкеров";
6) не походить на мужскую одежду, так чтоб с трудом можно было разобрать: женщина это или мужчина;
В пределах скромности, описанных выше, мусульманка может свободно разнообразить гардероб и проявлять свой вкус.
Внутренний хиджаб.
Внутренний хиджаб обусловливает границы поведения.Мусульманки, живущие в немусульманском обществе, являются олицетворением культуры ислама для окружающих людей. Или, как сказал наш Пророк (мир ему и благословение), - послами ислама. Именно поэтому мусульманка, носящаяхиджаб, прикладывает все свои усилия к тому, чтобы выработать в себе достойные манеры, избегать легкомысленного поведения в форме кокетства или игривости. Общаясь с мужчинами, она ведет себя достойно, разговаривает ни тихо, ни громко, избегает шутливого тона и мягкой, вкрадчивой манеры в разговоре. Её общение с противоположным полом сводится до минимума, не обходимого для делового общения. Оно полезно, конструктивно и не беспредметно.
Хиджаб: взгляд изнутри.
Среди немусульман все еще сохраняется убеждение, что мусульманские женщины носят хиджаб просто потому, что они рабски следуют традиции, и это убеждение так сильно, что платок считается символом притеснения. Освобождение и независимость женщины, как думают многие немусульмане, невозможны без снятия хиджаба.
Такое мнение разделяют и "мусульмане", чьи знания об Исламе крайне ограниченны или вообще отсутствуют. Привыкшие к атеизму, к смешению всего и вся, они не способны понять и постичь, что Ислам универсален и вечен. Что женщины во всем мире, в том числе и неарабки, принимают Ислам и носят хиджаб, подчиняясь религиозным требованиям, а не из-за неверного измышления по поводу "традиции".
Путь, которому следуют обнаженные (или почти обнаженные) люди,
удаляет у них чувство стыда и низводит их до статуса и уровня животных. В Японии женщины употребляют косметику, только когда они выходят на улицу, и практически не придают значения тому, как они выглядят и смотрятся у себя дома. В Исламе жена будет стараться выглядеть красивой для своего мужа, и ее муж будет стараться хорошо выглядеть для своей жены. Существует скромность даже между мужем и женой, и это украшает взаимоотношения.
Мусульмане обвиняются в щепетильности и чрезмерной чувствительность по поводу человеческого тела, но степень сексуального преследования женщины, которое происходит в наши дни, утверждает справедливость иправильность ношения скромного платья. Так же, как короткая юбка может послать сигнал, что ее носительница является доступной мужчинам, хиджаб дает громкие и ясные сигналы: "я запрещена для тебя".
Вывод. Ислам повелел женщине сторониться нескромности и быть целомудренной.
1.2. Статус женщины в Исламе.
Бесспорной и непреложной аксиомой в Исламе является то, что согласно Исламскому праву женщина является живым человеческим существом, имеющим точно такую же душу, как и мужчина. Коран дает четкое доказательство тому, что женщина полностью равна с мужчиной перед Богом по своим правам и обязанностям. Аллах Всевышний сказал в Священном Коране: «О люди! Будьте послушными вашему Господу, который от одной души сотворил Человека и от него сотворил подобную ему супругу, а от них двоих размножив мужчин и женщин, расселил их по Земле» (Коран, 4:1).3
Подчеркивая эту благородную и естественную концепцию, Аллах заявляет: «Это Он (Аллах), который сотворил человека от одной души, затем сотворил ему супругу, с которой он мог бы жить в любви...» (Коран, 7:189). 3
«И Аллах дал вам супругов из вашей же плоти и дал вам от ваших супругов детей и внуков и насыщает вас благами. Так неужели после этого будут веровать в суетных и станут отвергать благотворительность Бога» (Коран, 16:72). 3 Каждый человек, будь то мужчина или женщина, несет ответственность в равной степени за совершенные поступки.
«Для каждой души залогом за нее будут совершенные ею поступки» (Коран, 74: 33).3
«И ответил им Господь их: «Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других» (Коран 3:195). 3
При оценке поступков мера наказания и вознаграждения будет зависеть только от соответствия деяний добру или злу на чаше весов. «Кто бы не делал доброе дело, мужчина или женщина, будучи верующими, мы дадим поистине блаженную жизнь, предоставим им вознаграждение, которое будет соответствовать их благим делам» (Коран, 16:97). 3
Согласно Корану женщина не виновна в первой ошибке Адама. Они оба вместе виновны в своем непослушании Богу, оба раскаялись и оба были прощены (Коран 2:36, 7:20-24)3. В одном стихе (Коран, 20:12) 3 действительно Адам определенно был обвинен.
Издавна в религии женщине отводилась роль хозяйки, хранительницы домашнего очага, матери, верной и любящей жены(см. приложение 3,4). Данный образ стал доминирующим в религиях. Мужчине же отводилась иная роль, более привилегированная, фактически главенствующая над женщиной. И, наверное, проблема не в распределении семейных обязанностей – “домохозяйка-кормилец” – а в том, что именно эти роли, непротиворечащие друг другу, а наоборот, гармонизирующие отношения, становятся камнем преткновения. Складываются нелепые стереотипы об интеллектуальных, физических и прочих недостатках женщин по сравнению с мужчинами. Быть домохозяйкой считается проявлением слабости, а роль кормильца – это независимость, сила. Во многом эти стереотипы пришли к нам из религиозной традиции. И задача любого цивилизованного общества уважать каждого человека, будь то мужчина или женщина, считать равноправным, что отнюдь не мешает быть верующим.
В исполнении религиозных обрядов, таких как ежедневные молитвы, пост, обязательные пожертвования в пользу бедных и паломничество, обязанности женщины не отличаются от обязанностей мужчины. А в некоторых случаях женщина имеет некоторые привилегии по сравнению с мужчинами. Она освобождается от поста в период беременности и кормления ребенка грудью и ухода за ним, если имеется какая-либо опасность ее здоровью или здоровью ребенка. Если пропущенный пост (в месяце Рамадан) является обязательным, то она может пропущенный пост возместить в любое время. Она не обязана компенсировать пропущенные по любым указанным выше причинам молитвы.
В некоторых мусульманских странах женщины имеют свободный доступ в мечеть, в других - нет. Имамом может стать только мужчина, однако женщина может быть имамом (предводителем на молитве) перед другими женщинами. Женщины, обычно посещают мечеть когда пожелают и не обязаны присутствовать на совместных молениях по пятницам, в то время, как для мужчин это является обязательным (по пятницам). Хотя женщины могут ходить, и ходили в мечеть в дни пророка, тем не менее посещение мечети во время Пятничной молитвы для них необязательно, в то время как это обязательно для мужчин (в Пятницу). Ислам принимает во внимание физиологические и психологические особенности, связанные с естественными функциями женского организма, облегчая предписанные ей обязанности (1).
Внешняя красота - это качество физическое. Внутренняя красота - это качество религиозное и нравственное. Учтивая женщина любезна со своим мужем и проявляет к нему уважение. Она не медлит в том, что на его взгляд, она должна делать быстро, и не проявляет торопливости в том, что, по его мнению, должно делаться медленно (8).
Вывод. Ислам - это религия, призывающая к исправлению общества и семьи.
Для женщины он - надёжная крепость и защита от бед и соблазнов. Невозможно перечислить все положения Ислама, касающиеся сохранения семьи, одной из опор которой является женщина.
Один поэт сказал: «Мать - это школа, которая готовит к жизни благородный народ».
Глава 2
2.1. Роль женщины в исламском обществе.
Роль женщины в обществе, так же как и мужчины велика и обширна. По замыслу Всевышнего все созданные Им творения существуют в парах, и только Бог один и нет Ему равных. Такое устройство служит залогом развития жизни на земле и продолжением рода созданных видов живых существ. В этом смысле на женщину возложена великая по своей значимости функция - сохранения человеческого рода. Цель воспитания – вырастить ребёнка в духе ислама, мусульманином. Этот процесс, естественно, требует определенной подготовки и наличия знаний в разных областях жизни.
Среди немногих наставлений в Исламе, которых мусульмане строго придерживаются до сего дня, - особое отношение к матери. Уважение, с которым мусульмане относятся к своим матерям, общеизвестно. Особенно теплые отношения между мусульманской матерью и ее детьми и то глубокое уважение, которое проявляют мусульманские мужчины к своим матерям , поражают людей на Западе.
В Исламе уважение к матери и ценности материнства неразделимы. Коран ставит доброе отношение к родителям на первое место сразу после поклонения Всемогущему Аллаху. В Коране говорится об огромной роли матери в рождении и воспитании дитя: "Заповедовали Мы человеку почитать родителей своих. Мать носила его, испытывая тягости, отлучила его от груди в два года. Повелели Мы: "Благодари Меня и родителей своих - ко Мне вернешься ты"(3).
Особо красноречиво роль и место матери в жизни человека описаны Пророком Мухаммадом: "Один человек спросил Пророка: "Кого я должен уважать в первую очередь?" Пророк ответил: "Мать". "А кого потом", - спросил человек? "Мать", - ответил Пророк. "А кого после нее?" "Мать". "А после этого?" - спросил человек. "Отца"(3).
Хадис гласит, что Пророк сказал: «В таком случае служи и будь послушным матери, потому что рай там, где она ступает» (Ахмад б. Ханбал. Муснад; Насаи. Сунан). Более того, в хадисах Пророк говорит спрашивающим, что служение матери стоит на первом месте по сравнению с джихадом. Например, Посланник Аллаха сказал: «Иди, служи матери и утешь ее. Если ты исполнишь это, получишь награду как от большого паломничества (хаджа), малого паломничества (умры) и джихада вместе взятых» (см. приложение 1) (Таргиб. Бухари. Муслим. Абу Давуд. Тирмизи).
Роль женщины в исламе велика. Женщина - это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо Всевышним. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. По поводу матерей, в достоверном хадисе (изречении) сказано: «Рай находится под ногами матерей», т.е. отношение к ним определяет благополучие мужчины-мусульманина в вечности. Что же касается сестер, дочерей и жен, то мужчины ответственны за них перед Всевышним, так как «Каждый из вас является управляющим, и каждый из вас будет ответственен за управление, возложенное на него» (хадис) (см. прилежание 1). От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага; воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения. Что касается прав их, то они едины в правах своих с мужчинами во всем. Не нужно понимать это в том смысле, что если мужчина поднимает 32 кг гири, то и женщина также должна их поднимать. У каждого своя функция в этой жизни. Если женщина рожает детей, вскармливает их молоком своим и воспитывает, то мужчина должен прикладывать максимум усилий для моральной, психологической и духовной стабильности в семье; для материального достатка её и защиты от внешней агрессии. Одним из самых главных единств и равенств в правах является то, что все едино вознаграждаемы за правильность выполнения и ответственность подхода к тем функциям, которые были возложены на них, как на являющихся мужчинами, так и являющихся женщинами. «Мужчинам - доля из того, что они приобрели, а женщинам - доля из того, что они приобрели. Просите у Всевышнего его милости. Поистине, Аллах знает все» (Коран, 4:32)3.
Рассматривая исламскую семью, женщина, в первую очередь, это праведная жена своего супруга и хранительница домашнего очага. Аллах Всевышний сказал: «Одним из Его знамений является то, что Он для вас от вас самих сотворил супруг, чтобы вы могли найти для себя друг в друге опору, мир и душевный покой. Вот в этом именно истинное знамение для людей размышляющих и отзывчивых». (Коран, 30:21)3.
Супружество является отдельной темой разговора. Эта особая сфера человеческих взаимоотношений, включающая четкие предписания обязанностей и прав мужа и жены, где муж - это глава семейства, а жена хозяйка дома.
Однако, не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Просто это естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры. При желании женщина-мусульманка с согласия мужа или родственника, который отвечает перед Аллахом за сохранность ее чести и морали, может заниматься собственным бизнесом или участвовать в общественной и политической жизни общества, работать во благо мусульманской уммы (см. приложение 1) в приемлемых для нее сферах, таких как медицина, образование, моделирование и пошив одежды, кулинария. Как известно, супруга Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), - Хадиджа успешно вела торговое дело; история указывает нам имена мусульманок-государственных деятелей: это, к примеру, легендарная татарская царица Сиюмбике.
И сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают (см. приложение 4). Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Другое дело, что эти вопросы решаются индивидуально в каждой конкретной семье. Ведь, в конечном итоге, чем бы ни занималась женщина вне дома, ей не под силу (в отличие от мужчин) «с головой уйти» в работу, до конца отвлечься от мыслей о семье и своих близких. Дом, с которым ее связывают наиболее крепкие узы, объективно продолжает оставаться «на ней». Так стоит ли разрываться на части? Потому-то большинство мусульманок и делает добровольный выбор в пользу своего изначально женского дела - посвятить жизнь своим близким, родным людям. Тем более что Шариат не ограничивается только декларированием уважительного отношения к женщине. Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.
В целом, истинное отношение Ислама к женщине обусловлено образом жизни кочевых арабских племен. Оно характеризуется следующими установками:
Женщина есть самостоятельное существо, которое, несомненно является человеком, имеет душу и свободную волю дабы принимать решения о браке или совершении добрых или злых дел. Награда за праведную жизнь для женщин не отличается от награды для мужчин и рассчитывается по тем же принципам.
При этом женщина, несомненно, слабее мужчины, потому в некоторых случаях (брак, несовершеннолетие или старость женщины) он может выступать как ее опекун, но приказывать ей он не может (наиболее близкие по строению к отношениям вещь-хозяин являются отношения между мужчиной и женщиной в браке, однако это является прямым следствием того, что вступая в брак женщина клянется повиноваться своему мужу).
Вышенаписанное вытекает лишь из кочевых традиций, поскольку в рамках кочевой жизни женщина действительно была слабее мужчины.
Раннеисламское общество отнюдь не отвергало женщину и позволяло ей участвовать во всех мужских делах, следовательно, никаких ограничений в деятельности для женщин не существует.
В Исламской догматике не существует никаких предписаний относительно накрывания лица для женщины.
Институт наложниц и гаремов с тысячами жен не был введен Исламом и подобное положение дел никоим образом не вытекает из священных текстов.
При жизни Мухаммада женщины имели то же социальное положение, что и мужчины и равные права с ними. Поэтому обвинения ислама как религии в том, что он ограничивает права женщин безосновательны.
Искажение со временем исламских догм по отношению к женщинам не могло быть не замечено ими самим. Бунты женщин (особенно образованных) были довольно частым явлением.
Среди оседлых арабов-язычников женщина составляла часть имущества ее мужа или отца. На нее смотрели, как на низшее существо и неодушевленную вещь. Ее можно было свободно продать, обменять или убить. Знать полагала добродетелью убивать девочек в младенчестве, пока они не навлекли позор на семью.
По смерти отца сын мог жениться на собственной мачехе, и общество рассматривало это как простую смену главы семейства.
Нечестивый обычай заживо закапывать новорожденных девочек впервые завели вожди племени Бану Асаад, и впоследствии этот обычай переняла высшая знать племен Бану Рабийя, Бану Кунда и Бану Тамим. Видя плачевно жалкое состояние нравов, Святой Основатель Ислама со всей серьезностью приступил к своей миссии освобождения женщин и уравнивания их в правах с мужчинами. Эта задача была воистину трудной и требовала от него терпения и упорства. Для арабов она была тождественна революции в сознании, ни больше, ни меньше. Абсолютный переворот должен был совершиться в их отношении к женщинам. Они должны были постичь, что их жены достойны любви, дочери - внимания, матери уважения и благоговения. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах, должен был духовно просветить их заскорузлое сознание. Он выполнил свою задачу самым замечательным образом. При этом он вызвал на себя бурю недовольства своих противников. Мекканская знать обвинила его в том, что он навлек на них бесчестье своими проповедями об общественном равенстве мужчин и женщин. Но их уверенность, что женщина существо неодушевленное, было навсегда опровергнуто Кораном так:
«О люди, бойтесь Владыки своего, Который создал вас из единой души, и из нее создал подругу ей, и от них двоих распространил множество мужчин и женщин; и бойтесь Аллаха, во имя Коего вы взываете друг к другу, и (страшитесь Его особенно) в отношении родственных уз. Истинно, Аллах блюдет за вами» (4:2). 3
Тем самым Священный Коран установил равенство между мужчиной и женщиной, исходя из того, что они сотворены из одной души. Ну не ирония ли это, что Ислам должен быть постоянно обвиняем в том, что он отрицает наличие души у женщины, тогда как он делает особенное ударение на ее равенстве с мужчиной?
Среди мусульман, за исключением живущих в «западном» духе и некоторых других - в основном, сбившейся с верного пути молодежи - такое поведение поистине редкость. Взаимоотношения мужчины и женщины, боящихся Бога и строго соблюдающих Его ограничения, строятся совершенно по-иному. Для сознательных мусульманина или мусульманки внимание со стороны представителя противоположного пола, кроме собственного супруга, проявляемое посредством вольной беседы, комплиментов, игривости, двусмысленных замечаний, всякого рода прикосновений (в том числе рукопожатий и похлопываний по плечу) и всего прочего, имеющего сексуальную подоплеку, является оскорбительным, унизительным и весьма порицаемым (3, 108). 3
Подводя итог, скажем, если отсутствуют принципы и ограничения, подобные рассмотренным выше, нет уверенности в том, что такое поведение запретно и будет весьма строго наказано в грядущем. Это влечение, естественно, будет искать способы свободного проявления, как мы это и наблюдаем в западном обществе. Сознавая его силу и постоянное присутствие в любой ситуации, когда мужчина и женщина свободно общаются друг с другом, остаются наедине, не покрыв одеждой соответствующие части тела. Ислам запрещает общение в подобной форме, поскольку гораздо более желательно и эффективно - как и гораздо более реально - предотвратить соблазн, чем рассчитывать, что люди смогут сами сопротивляться ему, в то время, как обстоятельства этому благоприятствуют.( 8)
Ислам также настаивает, что человек имеет право иметь супруга, принадлежащего только ему, то есть такого, телом которого не наслаждались глаза или руки других. Он полностью отвергает мнение о том, что в качестве критерия истинного и ложного принимаются чувства людей по отношению друг к другу или удовольствие, получаемое от общения, а также о допустимости преобладания над человеком необузданного стремления к удовлетворению животных желаний. Моральный и духовный ущерб, наносимый людьми себе, а, следовательно, и обществу, когда они пренебрегают жизненной необходимостью человека в чистоте и целостности, следуя слепым физическим стремлениям, не может быть оценен никем, кроме Бога, Который однозначно и полностью запретил подобное и уведомил нас о страшных наказаниях за это в будущей жизни (5, 354). 3
Вывод. Для мусульманской женщины источником общественного уважения и статуса являются ее характер и личные качества, ее скромность и достоинство, благочестие и образованность и ее роль жены и матери.
2.2. Занятость мусульманской женщины.
Многие мусульмане сравнивают положение женщины в Исламе с униженным положением женщины на Западе. Они отмечают, что на Западе женщины трудятся в течение многих часов, ибо испытывают нужду в деньгах. Кроме того, на их плечи ложатся многие заботы по дому, воспитанию детей. И вот западные идеологи утверждают: "От этих работ их трудно освободить!". И добавляют: "Недостойно мусульманкам быть только домохозяйками. Общество нуждается в женщинах: женщинах-лекторах, журналистках, врачах. Мусульманка - специалист по гинекологии может получать очень солидный заработок".
Ислам уважает право женщины на труд - труд созидательный, на благо семьи и общества. В Исламе нет абсолютного запрета на женский труд, но, принимая во внимание особенную природу женщины, шариат определил несколько условий, обеспечивающих работающей женщине охрану ее чести, здоровья и безопасности:
1. Женщина должна, по возможности, трудиться отдельно от мужчин, так как смешивание вредно как для женщин, так и для мужчин.
2. Женщина, пожелавшая работать, должна получить согласие со стороны своего мужа, отца, брата или опекуна.
3. Труд не должен отрицательно сказываться на физическом и духовном состоянии женщины.
4. Женщинам рекомендуется приложить свои усилия в тех областях, где это было бы наиболее эффективно и целесообразно:
Сфера воспитания и образования, в частности, девичьего.
Сфера здравоохранения, особенно гинекологии.
Сфера производства женской одежды и т.п.
Сфера консультационных услуг в области бизнеса, психологии, дизайна.
Писательская деятельность.
5. Работа не должна занимать слишком много времени. Женщине необходимо уделять время себе, детям и мужу.
6. Женщине нельзя пользоваться косметикой и парфюмерией вне дома. Следует одеваться скромно, без излишеств и вести себя перед посторонними как подобает истинной верующей.
Некоторые нежелательные последствия занятости женщин на работе вне дома:
1. Большая скученность, давка и связанные с ними ежедневные транспортные проблемы, отрицательно сказываются на внешнем и внутреннем, духовном состоянии женщины.
2. Чрезмерная занятость на работе отвлекает женщину от ведения домашнего хозяйства, воспитания детей. Мужчина желает видеть в женщине не передовика производства, а любимую женщину и добрую, заботливую мать своих детей.
3. Нередко деловые взаимоотношения женщины и мужчины, являющихся сотрудниками одного офиса, предприятия, перерастают в интимные связи, что, как правило, в конечном итоге, после череды скандалов и прискорбных объяснений, приводит к разрыву законных семейных уз, поскольку сатана всегда подстерегает верующих, чтобы совратить их с истинного пути.
4. Мы видим, что дети, лишенные материнской заботы и ласки, что особенно заметно в странах Запада, выброшенные фактически на улицу, пополняют ряды социально опасных преступников.
5. Иногда несчастные матери, из боязни потерять работу, вынуждены оставлять своих малолетних детей одних без присмотра, и зачастую случаются непоправимые беды. Разве сегодня редкость: услышать или прочитать о пожарах, унесших жизни малых детей или других несчастных случаях, произошедших по вине подобных матерей. Так стоят ли заработанные рубли, доллары, динары жизни невинных младенцев? Какая польза от такой работы, когда теряешь самое дорогое, что у тебя есть!
6. Женщины, устремившись за мнимой свободой, отстранив мужчин от работы, взвалили на себя непосильную ношу. Кризис экономический повлек за собой кризис духовный. Мусульманские семьи, являвшиеся когда-то очагом любви и тепла, разваливаются на глазах. Мораль пала так низко, что скромность и верность, уступили место мерзости и распутству.
Вывод. Соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования, как в духовной, так и в материальной сфере.
Заключение.
В представленной работе говорится о положении женщины в соответствии с мусульманскими законами. Упор сделан на первоначальные и аутентичные источники Ислама.
Подводя итог исследовательской работы хотелось бы отметить:
1)Положение женщины в исламе даёт ей возможность жить счастливо, быть любимой, наслаждаться земными и духовными благами. Но женщина мусульманка не должна совершать таких поступков, которые бы не одобрял её муж.
2) Женщина играет огромную роль в семье, но в общественной, политической и экономической жизни государства ограничена. То есть её место и смысл жизни – дом, семья, дети. Не зря в правовых вопросах голос двух женщин стоит голоса одного мужчины.
3) Отношение к женщине в странах, проповедующих Ислам, существенно отличается от западных стереотипов, но это идёт только на благо семьи, то есть на пользу для самой женщины. Ведь аморальный образ жизни, который жёстко пресекается исламом, не может принести ничего полезного и конструктивного.
4)По мусульманскому обычаю женщине следует «завешивать перси покрывалом, показывать наряды только своим мужьям, отцам или свекрам, сыновьям или пасынкам, братьям».
Все эти нормы наряду с многоженством определяются в большей или меньшей степени Кораном и личностью самого пророка Мухаммеда.
Но не стоит забывать о следующих фактах: 1. История мусульман богата именами женщин, совершивших великие деяния во всех сферах жизни, начиная еще с седьмого столетия (н.э.). 2. Никто не может оправдать неправильное отношение к женщине ссылкой на какие-либо указания и правила Исламского законодательства, никто не может взять на себя смелость уничтожить, ограничить или исказить четко определенные Исламом права женщин. 3.Во всей истории репутация, добродетельность и материнские достоинства мусульманских женщин вызывали восхищение непредвзятых наблюдателей. Стоит отметить, что положением, которого достигли женщины в наши дни, они обязаны не доброте мужчин или природному прогрессу. Эти права были завоеваны женщинами в долгой и продолжительной борьбе только в последнее время, после двух мировых войн, и благодаря техническому прогрессу. Применительно к Исламу, такое, исполненное сострадания и благородства отношение к женщине, было закреплено законодательно еще в седьмом веке. И высокое положение женщины в мусульманском обществе было достигнуто не из-за актов протеста и давления со стороны женщин и женских организаций, а благодаря сути учения Ислама. В заключение мы хотим познакомить вас с высказываниями Его Святейшества Имама Хомейни, в которых отражается его отношение к женщине: - Мы хотим, чтобы женщина как человек занимала высокое положение и сама решала свою судьбу. - Женщина - человек, великий человек. Она воспитатель общества. Все люди происходят из лона женщины. Счастье и несчастье страны зависит от женщины. Своим правильным воспитанием женщина создает человека, а правильно воспитанные люди создают благоденствие страны. Всякое счастье и благополучие начинается с женщины, с нее должно начинаться счастье. - Женщина - олицетворение чаяний человечества. Женщина - воспитатель достойных женщин и мужчин. Из лона женщины мужчина попадает в рай. В лоне женщины вырастают великие жены и великие мужи. - Смелыми и отважными мужчины становятся благодаря женщинам. Священный Коран формирует человека, и женщина воспитывает человека. Родить и воспитать человека - долг женщины, и если женщин, порождающих человека, отнимут у народа, народ потерпит поражение и погрязнет в пучине разврата. - Место женщины высоко и почетно. Женщина в Исламе занимает высокое положение. - С точки зрения Ислама, женщина играет важную роль в создании исламского общества. Ислам настолько высоко ценит женщину, что она вновь может обрести свое истинно человеческое место в обществе, перестав быть вещью. В соответствии с возрастанием своей роли женщина может также участвовать в исламских органах власти.( 8) Итак, сделаем вывод – женщина в исламе имеет свои права и обязанности, которые не должны входить в противоречие с исламом, семьёй и мужем. Женщина мусульманка не должна противоречить мужу, обязана заниматься семьёй и домашним хозяйством, а на мужчине лежат обязанности по обеспечению безопасности и финансовой поддержке. Вопрос о статусе женщины в исламе и в мусульманском обществе не является ни новым, ни окончательно решенным. Несмотря на многочисленные исследования в западной, мусульманской и отечественной науки, освещение многих проблем, касающихся этой темы, не отличается объективностью. Пусть защитит Аллах тебя, пусть пресечет Он слово злоеВедь на тебе земля стоит людские держатся устои.Пусть тот, кто про тебя солжет, умрет и сгинет без остатка,Ведь на тебе стоит народ, о женщина, о мусульманка!(10) |
1. Д-р Шериф Абдул-Азым. Женщина в Исламе и в иудейско-христианском мире.
2. Еремеев Д.В. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. М.: Просвещение, 1992.
3.Коран. Автор:ад-Дусари, М.бин Ахмадбин Салих. Переводчик:
А.Нирша.Издательство:Московского.иламского ун-та. Год2007.
4. Краткое иллюстрированное руководство, способствующее лучшему пониманию Ислама. Русский перевод книги «A Brief Illustrated Guide to «Understanding Islam», автор I.A.Ibrahim, издание второе. Ассоциация культурно-просветительских общественных объединений «Собрание», Москва, стр.87-88.
5. Мухаммад-посланник Аллаха. Автор: Абдуррахман бин Абдулькарим Аш Шиха. Офис по содействию в призыве, наставлении и просвещении этнических меньшинств в районе Рабва г.Эр-Риад, Королевство Саудовская Аравия.
6. Панова В.Ф., Вактин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Просвещение, 1990.
7. Яновая С.И. Почему русские женщины принимают Ислам? Голос России. № 41(256), 2004.
8. Сайт «Ислам как он есть» www.aboutislam.ws.
9. Сайт www.islamecologia.ucoz.ru и свободной энциклопедии www.wikipedia.org.
10. www.muslim-info.com/forum/viewtopic.php?p=2823
Приложение 1
Словарь
Джиха́д (от араб. الجهاد [dʒɪ’hɑ:d] — «усилие») — понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, борьба за веру. Это священная война, которую ведет мусульманин с дьяволом, собственными страстями, и направлена она на распространение истины.
Оппонент (от латинского opponens, родительный падеж opponentis - возражающий) - противник в споре.
Хиджабозначает "перегородка, преграда",стиль одежды мусульманки (на арабском языке -джильбаб).
Шариат- свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны (мусульманских священных преданий), содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права".
Хадис - мусульманские предания, описывающие какие-либо исторические или вымышленные периоды жизни Мухаммеда. В IX веке шесть таких сборников были отобраны в Сунну - Священное предание ислама.
Никаб - мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо с узкой прорезью для глаз 8.
У́мма (араб. أمة — община, нация) — в исламе: религиозная община. Значение данного термина складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммада и окончательно сложилось к концу его пребывания в Мекке (620—622 8).
Умра – добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время.
Ислам— «предание себя Богу» («покорность Богу»).
Хадж — совершение паломничествав Мекку. Этот столп ислама обязателен к совершению один раз в жизни.
Приложение 2. Вероучение Ислама.
Наказание
Приложение 3
Материнство.
Приложение 4. Женщина в семье и на работе