ЖИЗНЬ МОЯ, КИНЕМАТОГРАФ!

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЖИЗНЬ МОЯ, КИНЕМАТОГРАФ!

Маркина Д.С. 1
1
Гапочка Ю.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 I. ВВЕДЕНИЕ

Вместе с 2016-м в Россию пришел год российского кино (Приложение 1, Приложение 2).

В искусстве есть много направлений, и у каждого из них своя публика, но кино любят все. Со времен немого кино кинематограф вошел в жизнь современного человека и занимает здесь особое прочное место. Именно кино в силу своей популярности и массовости оказывает первостепенное воздействие на умы и чувства людей. Его влияние на нравственные установки общества переоценить невозможно. И так действительно происходило, начиная с 20-го века.

На сегодняшний день ситуация изменилась. Зритель стал мало ходить в кинотеатры, особенно, как это ни грустно, на наши отечественные кинофильмы. Хочется надеяться, что объявление 2016 года «Годом российского кино» послужит поводом для позитивных перемен в этой проблеме. Как заявил министр культуры России Владимир Мединский: «Сейчас важнее вернуть российского зрителя в кинотеатры на отечественное кино».

Выбор данной темы обоснован возрастающим интересом к кинематографу родного края, его истории, людей, стоявших у истоков Воронежского кино. От первого в России игрового фильма до анимационного мультфильма, от питомцев циркача Дурова до Котенка с улицы Лизюкова - за последние 120 лет Воронеж внес немалый вклад в развитие кино.

Целью работы является изучение истории кинематографа Воронежского края, а также приобщение к культуре своей малой родины.

Задачами является:

  1. Изучение краеведческой литературы, посвященной истории воронежского кинематографа, кинотеатров.

  2. Изучение творчества воронежских писателей и поэтов, чьи работы послужили основой для киносценариев.

  3. Ознакомление с биографией воронежских режиссеров и актеров кино, жизнь или творчество которых связана с Воронежем.

Методом исследования явилось изучение литературных источников и информации, размещенной в сети Интернет.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

II.1. Кинотеатры прошлого

Как только изобрели немое кино, практически по всему миру стали открываться залы для показов. В Воронеже первые электротеатры появились в 1907 году, хотя заезжие гастролёры привозили фильмы уже в 1905–м, и сеансы устраивались в шатрах. Как вспоминал киномагнат Александр Ханжовников, для сеансов годился «любой сарай, амбар, склад, магазин»: отгораживали будку для механика, прибивали полотняный экран и ставили пианино для тапера. Зрители часто обходились без стульев. Но уже спустя два года стали открываться кинотеатры по всему городу.

II.1.1. «Биограф»

Многим жителям и гостям областного центра знакомо кафе «Домино» в проеме между домами № 51 и 53 на проспекте Революции (ул. Б. Дворянская). На этом месте рядом с кондитерской Н.Ф. Гроссмана, которую знало не одно поколение воронежцев, в давние времена уютно расположился неподалеку от полицейской и пожарной части двухэтажный каменный особняк в виде буквы «Г» с театром «Биограф» на втором этаже дома (Приложение 4). И хотя очередной вызов на тушение пожара иногда отвлекал от начала сеанса, но все же это было дополнительное зрелище: спешащие на пожар бородачи из дружины, в начищенных касках, бравый брандмейстер с его отрывистыми командами, храпящие лошади, запряженные в повозки с оборудованием и инструментом – все это было для зрителей и просто зевак красиво и увлекательно. Открыт был «Биограф» 7 августа 1907 года, пользовался необыкновенным успехом, как у детей, так и взрослых.

Для поддержания роста посещаемости использовались различные приемы. Реклама кинотеатра была насыщена такими сочными выражениями, как: «мировая картина», «невиданный ужас», «подробности особо». По мнению дирекции, это привлекало внимание ее читателей. Это, к примеру, относилось к анонсу второй серии картины «Черный ящик». Также кинотеатр торговал аппаратурой и сдавал залы в аренду. Удавалось и приглашать артистов. К примеру, в конце мая 1916 года в «Биографе» гастролировал индийский факир Мон-Самба. В том же месяце приезжал знаменитый хор труппы Сабинина. Очень часто в выходные дни театр «Кино» предлагал дополнительный фильм, который шел сверх программы.

Обычно начало сеансов в «Биографе» было раньше, чем в других кинотеатрах. Фильмы крутили с 6 часов 30 минут, а по праздникам начинали в пять часов вечера.

Когда в декабре 1914 года Воронеж посетил Николай II, хроника этого события была заснята театром «Биограф». Он в то время единственный в Воронеже имел раз­решение на занятие киносъемкой. Таким образом, в Воронеже уже появились и соб­ственные кинохроникеры.

Позднее кинотеатр был переименован в «Пионер», и специализировался на детских киносеансах, поэтому туда взрослых пускали только с ребенком. Воронежцы порой покупали билет незнакомым ребятам, чтобы вместе с ними попасть на сеанс. О довоенном кинотеатре пишет в своей книге «Судьбе наперекор» журналист-коммуновец Юрий Поспеловский: «Ребячьей ватагой отправлялись мы в кино. Любимым нашим кинотеатром был «Пионер», неказистое, одноэтажное здание, которое стояло на проспекте Революции, рядом с Госбанком, напротив большого красивого «Пролетария». Здесь мы впервые приобщались к миру кинематографа. Я, например, с интересом познакомился с такими замечательными лентами, как «Дети капитана Гранта», «Остров сокровищ», «Джульбарс», «Чапаев», «Мы из Крондштата», «Веселые ребята», «Волга-Волга»…»

Разрушен кинотеатр был в годы фашистской оккупации.

II.1.2. «Электротеатр «Тауматограф»

Спустя ещё год в здании современной Филармонии появился «Тауматограф» – его построили потомственные почётные граждане города Типцевы (Приложение 3). Произошло его открытие в 1908 году. Обычно начало фильмов было в 6 часов вечера, и демонстрация сеансов заканчивалась не позднее 11 часов. Исключение составляли праздничные дни, когда первый сеанс начинался в 4 часа дня, и в кинотеатр пускали молодежь.

Начинали с драмы, затем шёл документальный фильм, потом комедия и, наконец, зарисовка. Один фильм длился не более 10 минут, после которого объявлялся антракт, во время которого можно было выпить чайку или перекусить.

«Тауматограф» был одним из старейших кинотеатров. В нем сформировалась постоянная публика, многие имели в нем собственные забронированные места (некоторые даже на год вперед), как в настоящем театре и шли на премьеры фильмов, как на праздник. Единственно, что не соответствовало моде – это сложное иностранное название, трудно выговариваемое пожилой публикой, на что посетители иногда высказывали хозяевам претензии. Правда, такое сложное название просуществовало всего несколько лет, и после некоторой реконструкции в 1915 году кинотеатр меняет свое название на «Кино».

В реконструированном «Кино» тоже «крутили» немые фильмы и оказывали свои услуги хозяева заведения. В него нередко приглашались лекторы с популярными сообщениями и демонстрациями фильмов, какие-то эстрадные знаменитости. К удовольствию любителей музыки газета «Воронежский день» извещала о том, что в январе 1916 г. на сцене «Кино» выступит «баян русской песни Михаил Алешин». А, к примеру, 20 ноября 1916 года в «Кино» читал лекции преподаватель Московской земледельческой школы Николай Федорович Преображенский.

Эти лекции проходили в рамках деятельности детских развлечений и внешкольных занятий Народного университета. Секция делала опыт постановки детского кинематографа. Московское общество научного кинематографа, которое представлял Н.Ф. Преображенский, дало урок полезности подобных занятий и отвлечение народа от «бульварной» низкопробной кинематографии. Единственно, что сдерживало развитие этого направления – дороговизна пленок научно-популярного характера. С воскресенья 20 ноября 1916 года в кинотеатре «Кино» стали практиковаться дневные сеансы. В афише было сказано, что вечерние сеансы отменяются.

В советское время в национализированном здании продолжали показывать немые фильмы. «Кино» он назывался и в начале 20-х годов, когда в нем демонстрировали уже новые советские фильмы, а заведовал им Николай Анатольевич Дедов. В советском кинотеатре фойе театра пустовало редко. Работал хороший буфет. В театре работал симфонический оркестр, услаждая слух посетителей. С семи часов вечера ежедневно начинались вечерние сеансы.

Затем кинотеатр получает новое, соответствующее времени название «Комсомолец».

Первый звуковой фильм, который в нем демонстрировали, носил имя соответствующее – «Пуск броненосца». Естественно броненосец тихо на воду не спускали! Народ стоял в очереди за билетами часами, и перекупщикам было легко получить за день неплохой доход.

Годовой оборот от сеансов составлял тогда 2 564 000 рублей. Учитывая, что валовая прибыль кондитерской фабрики в том же году была чуть более двух с половиной миллионов рублей, кинотеатр был очень выгоден городу.

Открывался он в 11 часов утра, а контора кинотеатра начинала свою деятельность с 9 до половины четвертого. Ну, а под филармонию это здание было отдано только в 1960 году.

II.2. Кадры кино и кадры судеб

Первые съемки в самом Воронеже были хроникальными. Они запечатлели открытие памятника поэту Никитину, отлитому на народные деньги, парад кадет и визит Николая II. В 1930-е в городе работало отделение "Союзкинохроники" - по всему Черноземью снимали передовиков и физкультурников, наведались в цыганский колхоз "Красный октябрь"… После войны тут был корпункт Ростовской студии кинохроники, выпускавшей на экраны журнал "Время". Когда программа с таким же названием появилась на Центральном телевидении, хронику переименовали во "Время и люди". Сюжеты выходили до начала 1990-х.

Игровой фильм в Воронеже первым снял знаменитый цирковой артист Анатолий Дуров, живший тут с 1901 по 1916 год. Картина называлась "Золото, слезы и смех" и рассказывала о трагичной любви клоуна. Съемки проходили в Воронеже, куда приехали столичные звезды, а также в окрестностях. Премьера состоялась в воронежском электротеатре «Паллас» в 1915 году.

Также здесь он создал фильм «Наполеон наизнанку», в котором все роли исполняли звери, а Вильгельма II сыграла обезьянка.

Цеха воронежского авиазавода стали декорациями для "Особо важного задания" с Людмилой Гурченко - фильм о том, как героически делали самолеты в годы войны, удостоился первой всесоюзной премьеры и в 1981-м был одним из лидеров проката.

Киноповесть Станислава Ростоцкого "Белый Бим Черное ухо" заставила прослезиться не одно поколение подростков. Фильм снимали в Калуге, но по произведению воронежца Гавриила Троепольского.

К первому фильму о любви тоже приложили руку воронежцы, так как именно по книге нашей землячки сняли первую мелодраму «Ключи счастья». Писательница Анастасия Вербицкая родилась в Воронеже в небогатой дворянской семье в 1861 году. В доме царил настоящий культ театра. С ранних лет Настя участвовала в театральных постановках, рано начала писать и с 1894 года с головой ушла в литературу. Популярность у массового читателя она завоевала благодаря роману «Ключи счастья».

Наш земляк Василий Гончаров был ни много ни мало одним из первых режиссёров российского немого кино. Он родился в 1861 году в семье мещанина. Известно, что он много лет работал чиновником на железной дороге. При этом очень увлекался театром и пробовал писать пьесы. Весной 1908 года Гончаров оставил службу и вплотную занялся театром, но смог пристроить только две своих пьесы. В то же время он загорелся идеей немого кино. Съездил во Францию, посмотрел, как там снимают фильмы, и вернулся с массой планов и необходимой для съёмок аппаратурой.

Сюжеты он черпал в истории, фольклоре и литературе. До этого российские кинотеатры показывали в основном зарубежные ленты, но Гончаров решил традицию изменить. Известность ему принесли исторические картины «Стенька Разин», «Пётр Великий», экранизировал «Песнь про купца Калашникова» и «Преступление и наказание».

– Немое кино во многом было не очень качественным, – считает Владимир Елецких. – Всё упиралось в деньги, и зачастую, чтобы сэкономить, снимали в маленьких помещениях и очень посредственных актёров. Например, в фильме «Жизнь и смерть Александра Пушкина», который снял наш режиссёр Гончаров, роль Пушкина исполнял малоизвестный артист, причём совершенно не похожий на писателя. Актёр был очень толстым и единственное, чем напоминал Пушкина, – это бакенбардами, да и то – приклеенными. Но, несмотря на это, модного режиссёра принимали даже в царской семье. Лично Николай II согласился выделить военных для съемки батальных сцен фильма «Оборона Севастополя». Это был первый подобный фильм в России, первая полнометражная картина в мире. В этом фильме игровые эпизоды сочетались с кадрами хроники. И хотя публика его встретила неоднозначно – некоторые пеняли на слишком вольное отношение к историческим событиям, лента в прокате собрала большие деньги.

Однако быть первым не всегда хорошо. Гончаров так и не смог стать полноправным обладателем авторских прав на свой же фильм. В то время считали, что авторством тут и не пахнет, ведь всё сделала… камера.

Связан город и с мультипликацией. Здесь родились Самуил Маршак, чьи стихи и сказки охотно экранизировали в СССР, Виталий Злотников, придумавший Котенка с улицы Лизюкова, и Альберт Иванов - автор историй про Хому и Суслика. Первый, неподражаемый мультик про них снял Гарри Бардин, позже появились фильмы и других режиссеров.

В XXI веке Воронеж играет видную роль в коммерческой анимации - ленты про Снежную королеву студии «Wizart» выходят в прокат по всему миру. В конце апреля 2016 года состоялась премьера картины «Волки и овцы».

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После изучения краеведческой литературы и информации сети Интернет, стало ясно, что Воронежский кинематограф внес огромный вклад в развитие кино как направления в искусстве. В его создании принимали участие многие люди, рассматривающие это понятие с разных точек зрения. Успешного результата они смогли добиться в силу того, что их объединяли общие цели, а главное, желание сделать более образованными не только воронежцев, но и весь советский, а позже и российский народ. Их имена навсегда вписаны в страницы истории, как отцов отечественного кинематографа.

Ввиду этой работы дальнейшим этапом знакомства с родным краем является посещение разнообразных выставок, изучение художественной и научной литературы, участие в других исследовательских работах и др.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бойкова И.В. Король шутов, но не шут королей. – Воронеж, 2014. – 188 с.

  2. Выпуски № 27, № 28 газеты «Коммуна», 2016.

  3. Елецких В.Л. Немое кино в Воронеже. – Воронеж: ООО «Творческое объединение «Альбом», 2007. – 128 с.

  4. Слодарж И.Г. Методическое пособие в помощь организации мероприятий, посвященных Году российского кино. – Екатеринбург, 2016.

  5. Панин В.С. Дорога в кино. – Воронеж: Коммуна; ИПФ Воронеж, 2001. – 220 с.

  6. Панин В. С. Мой путь в кинематограф. – Москва: Граница, 2012. – 232 с.

  7. Пензин С.Н. Кино в Воронеже. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2011. – 130 с.

  8. Ресурс сети интернет: http://www.innoros.ru/entsiklopediya/events/voronezh-i-nemoe-kino

Приложение 1

Официальный логотип Года российского кино

7 октября 2015 г. Указом Президента Российской Федерации 2016 год в Российской Федерации объявлен Годом российского кино. Минкультуры России разработало официальный логотип Года российского кино. На нем изображены отрывной билет с соответствующей надписью и три прямоугольника с цветами флага Российской Федерации. Логотип отражает преемственность поколений кинематографистов, старых и новых технологий. Слева можно увидеть фрагмент кинопленки, которая символизирует кинопроизводство и говорит о важности сохранения лучших традиций отечественного кинематографа. В то же время три окна в мир кино, открывающиеся слева, — это экраны. Образ также не случаен, ведь основной проект Года кино — развитие сети кинотеатров в малых городах России. Благодаря этой программе миллионы граждан страны получат доступ к новому кино. Кроме того, красный и синий окошки могут интерпретироваться как 3D-очки, это образ инноваций в кинематографе, которые ведомство также поддерживает.

Приложение 2

Указ президента РФ

Приложение 3

«Электротеатр «Тауматограф» (слева внизу)

Приложение 4

«Биограф»

Просмотров работы: 410