ГАЗЕТА «ПЕРМСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ», КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКОВ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГАЗЕТА «ПЕРМСКИЕ ГУБЕРНСКИЕ ВЕДОМОСТИ», КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ НА РУБЕЖЕ 19-20 ВЕКОВ

Варанкина С.А. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением математики и английского языка «Школа дизайна «Точка» г. Перми
плетнева м.в. 1
1МАОУ СОШ «Школа дизайна «Точка» г.Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Газета «Пермские Губернские Ведомости», как источник по истории образования Пермского края на рубеже 19-20 веков

Выполнила:

Варанкина Светлана Александровна,

учащаяся 10 класса

МАОУ СОШ «Школы дизайна «Точка» г. Перми Руководители:

Плетнева Марина Владимировна,

учитель истории школы дизайна «Точка» г. Перми

Федотова Мария Аркадьевна,

ученый секретарь

Пермского краеведческого музея

Пермь, 2016

Оглавление

Введение………………………………………………………………… с.2-4

Глава 1. Образование в России конца 19 – начала 20 в.в……………. с.4-7

Глава 2. История образования в Перми и Пермской Губернии. Типы образовательных учреждений в Перми конце 19 – начале 20в.в…… с.7-9

Глава 3. Анализ Пермских Губернских Ведомостей, как источника по истории образования Пермского края на рубеже 19-20 в.в……… с.10-14

Заключение……………………………………………………………… с.14-15

Список источников и литературы……………………………………. с.15-16

Введение

Одной из актуальных проблем развития современной исторической науки является расширение базы источников за счет ввода новых источников в оборот исторических исследований. Одним из таких источников является периодическая печать, наше исследование мы будем проводить используя газету «Пермские Губернские Ведомости», так как в этом периодическом издании наиболее полно отражены все происходящие события в Перми и Пермской Губернии на рубеже 19-20 в.в. Это, прежде всего, события в экономике, в образовании, в местной системе судопроизводства, в общественной жизни города и губернии, а также публикация очерков, размышлений на актуальные для того времени темы.

Выбранная нами тема для исследования - тема образования, так как известно, что организации образовательного процесса была и будет актуальна в любое время, общество не стоит на месте, появляется что-то новое и это новое находит отражение в системе образования. Возможность проанализировать и изучить опыт организации системы образования в Пермской губернии на рубеже 19-20 в.в. предоставляет нам незаменимый источник – Пермские Губернские Ведомости.

Целью работы является: анализ повседневной жизни учреждений образования в Перми начале 20 вв. на основе публикаций в периодической печати (газеты «Пермские Губернские Ведомости»).

Задачами работы является:

    • Выделить основные изменения, появившиеся в системе образования в России в конце 19 – начале 20 вв.

    • Изучить систему образования в Перми в конце 19 – начале 20 вв., выделить ее положительные стороны и недостатки

    • Проанализировать все виды образовательных учреждений в Перми в конце 19- начале 20 вв.

    • Дать характеристику газете «Пермские Губернские Ведомости», как источнику по истории пермского образования.

    • Проанализировать материалы Пермских Губернских Ведомостей об учреждениях образования в Перми и Пермской Губернии, на основании анализа сделать выводы о приоритетных темах.

Работа с периодическим изданием «Пермские Губернские Ведомости» проходила в архиве Пермского краеведческого музея, в настоящий момент такой газеты уже не существует. Кроме этого нами были проанализированы монографии ученых, занимающихся изучением вопросов образования в Пермской Губернии: Белдыцкого Н.И. («Народное образование в Пермской губернии». Пермь, 1918.) , Верхоланцева В.С. («Город Пермь, его прошлое и настоящее: краткий историко-статистический очерк». Пермь, 1913г., «Летопись города Перми с 1890 по 1912» ( с приложением, вместо введения, хронологического перечня событий г.Перми с основания города по 1889 г. ). 1913 г. Основным источником по развитию образования в Перми и Пермской Губернии послужили подлинные номера газет « Пермские Губернские Ведомости» за 1907,1909 г.г.(архив Пермского краеведческого музея). Еще одним ученым, затронувшим развитие единого государственного образования в Прикамье, была Кальсина А.А.( «Становление и развитие единой государственной школы на Среднем Урале» (1917-1931 гг.) / НОУ ВПО «Зап.-Урал. ин-т экономики и права». – Пермь, 2011. – 356 с. Кроме этого, велась работа и с современными периодическими изданиями и электронной прессой.

Глава 1. Образование в России конца 19 – начала 20 в.в.

В период правления Александра Второго в системе российского образования произошли значительные изменения, после его реформ количество образовательных учреждений существенно увеличилось, также возросло количество учеников, и уровень грамотности населения колоссально изменился в лучшую сторону. Образование стало подразделяться на начальное, среднее и высшее. Из-за роста потребности населения в сфере образования, появилась необходимость в создании общедоступной школы для населения в целом. Начальное образование включало в себя «Положение о начальных народных училищах» (от 14 июня 1864 г.). Произошла Ликвидация государственно-церковной монополии на образование, теперь учебные заведения разрешено открывать общественным организациям, земствам и частным лицам. Согласно «Положению о начальных народных училищах» 1864 года, начальная школа передавалась под контроль уездных и губернских училищных советов. Важно было ограничить участие общественности в народном образовании, уменьшить влияние земств на учебную работу с сохранением обязанности по содержанию училищ с учителями. В эпоху реформ появились Земские школы. Их содержание, т.е. финансирование школ полностью лежало на земских органах. Особенностью программы земских школ было: письмо, чтение, 4 правила арифметики и закона Божьего, преподавались элементарные сведения по истории, природоведению, географии. Обучение было бесплатным и длилось на протяжении трех лет. Итак, после реформы в системе начального образования учебные заведения стали делиться на: начальные училища, земские школы, крестьянские школы, частные школы, церковно-приходские школы. Это значительно продвинуло уровень образованности населения и увеличило его связь с общественной жизнью. Реформа образования распространилась и на среднюю школу. В среднем образовании был введен «Устав гимназий и прогимназий» ( от 19 ноября 1864 г.).

После семилетнего обучения в гимназиях учащиеся получали среднее образование. Классические гимназии готовили к поступлению в университеты, а реальные готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения. Особенностью гимназий было то, что поступать и учиться в ней могли представители разных сословий, званий и вероисповеданий, и принимали детей с десяти лет. Преподавали в гимназиях: древние языки – греческий и латинский (в реальных не преподавались) , большое число часов на математику , так же преподавался русский язык, естествознание, современные иностранные языки, физика, космография и черчение. Таким образом, после реформы среднего школьного образования появились новые типы учебных заведений, увеличилось число уроков латинского и греческого языка, а также был увеличен курс математики.

Реформа высшего образования была основана на « Университетском уставе» (от 18 июня 1863 года).Основные положения устава: была введена выборность ректоров и профессоров университетов. Реформа высшего образования понесла за собой значительные изменения. Была создана более удобная обстановка для научной и учебной деятельности, университет стал более самостоятелен во внутренних делах, увеличилось количество заинтересованных, образованных преподавателей после повышения жалования по новому документу, очень сильно повысился уровень получения образования у учащихся. Итогом реформы образования Александра Второго стало увеличение уровня грамотности, образования у населения страны. Количество учебных заведений увеличилось до 20 000 тысяч, а количество учеников увеличилось в полтора раза. После реформ Александра Второго, последовали контрреформы Александра Третьего. Эти контрреформы также коснулись и системы образования. Университеты и учащиеся в них студенты вызывали огромные волнения и переживания среди общества. Студенчество считалось основным источником республиканских идей и вольнодумства. Поэтому новый устав 1884 года упразднял их автономию. Следствием устава было: запрет на любые студенческие объединения, был ликвидирован университетский суд , избранные преподаватели должны были утверждаться в должности министром просвещения. Жизнью университета руководить стал государственный чиновник, также он назначал деканов, созывал ученый совет и наблюдал за преподаванием. Также у студентов была « обязанность по выполнению воинского долга», льготы по призыву были ограничены и минимальный срок военной службы увеличен.«Графу И. Д. Делянову (1818—1897), министру народного просвещения с 1882 г., принадлежит и авторство печально знаменитого циркуляра «о кухаркиных детях». В этом документе рекомендовалось ограничить поступление в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».

Глава 2.

История образования в Перми и Пермской Губернии. Типы образовательных учреждений в Перми конце 19 – начале 20 вв.

К началу 20 века Пермская губерния считалась одной из самых крупных в Европейской части России. «В системе среднего образования действовало семь мужских гимназий и прогимназий, двадцать одна женская гимназия, восемь реальных училищ и тринадцать учебных заведений профессиональной подготовки». [3]Основными учебными заведениями Пермской Губернии были: Мужская классическая гимназия, женская Мариинская гимназия, женская прогимназия, Духовная мужская семинария, Духовное мужское училище, частные гимназии, Епархиальное женское училище, Алексеевское реальное училище, церковно-приходские школы, техническое железнодорожное училище (с профессиональным образованием). Мужская классическая гимназия называлась «Российская градская Пермская школа»,затем ее переименовали в «Главное народное училище», вскоре в пермскую губернскую гимназию. Открытие новой гимназии происходило 29 июня».[2]В августе 1871 года гимназия была переделана в классическую мужскую гимназию, в которой преподавалось два древних языка, был открыт приготовительный класс и введен институт классных наставников. Весной 1872 года в гимназии первый раз проводились двойные экзамены (письменные и устные), из двадцати учащихся выпустились только десять. В 60-е годы 19 века на первый план была выдвинута проблема женского образования. Так были собраны средства и 28 декабря 1860 года в Перми открыли «женское училище 1-го разряда для приходящих девиц», назвали его Мариинским в честь императрицы Марии Александровны. Женское среднее учебное заведение было одним из первых в России. Финансирование учащихся производила городская дума, первое время училище находилось на частных квартирах, но вскоре братья «В 1864 году в училище происходил первый выпуск воспитанниц, и в том же году был открыт приготовительный класс. В 1871 году шестиклассное Мариинское женское училище было переименовано в Мариинскую женскую гимназию с открытием при ней седьмого класса».[2] Ввиду быстрого увеличения числа учениц, возникла проблема с нехваткой помещения, нужно было новое здание для гимназии. Земское собрание пожертвовало десять тысяч рублей для постройки нового здания для Мариинской женской гимназии, также помогла деньгами и местом для постройки городская дума, крупную сумму удалось набрать и благодаря земствам В августе 1884 года последовало открытие общежития для учениц женской Мариинской гимназии. Основная масса учениц - дочери чиновников и купцов. «Начальницами училища и гимназии состояли: М. Ф. Ильина (1860-1861), М. В. Колюбакина (1861-1866), Фирекк (1866-1871), А. Г. Черняевская-Грацинская (1872-1902), В. И. Захарова (1902-1906) и нынешняя Т. И. Пашихина (с 1906 г.)». Изначально в женской гимназии преподавали учителя из мужской гимназии, вскоре появились и свои учителя. Обучение в женской гимназии происходило на протяжении семи лет вместе с восьмым, профориентационным педагогическим классом. Обучение было платным. Количество часов женской гимназии было меньше чем в мужской. Помимо основных предметов также изучались: педагогика, методика обучения русскому языку в начальной школе. [3]

Первым частным образовательным учреждением в Перми стала мужская начальная школа Э.В.Циммерман, которая была открыта 22 февраля 1886 г. Уже в сентябре 1909 года школа была переделана в мужскую гимназию Э.В.Циммермана. Данная гимназия давала знания очень высокого уровня, основные учащиеся были - не поступившие в казенные учебные заведения. При гимназии существовало Общество вспомоществования учащимся. Еще одним частным учебным заведением была женская прогимназия, которая 5 ноября 1903 г. была переделана в женскую гимназию. Основные учащиеся были дочери интеллигентов. К осени 1909 года Пермь пополнилась тремя средними учебными заведениями: была открыта женская учительская семинария, также открыто частное мужское учебное заведение с правами прогимназии, и появилась частная женская прогимназия. Особенностью частных средних учебных заведений было то, что они не имели собственных помещений. Одно из лучших учебных заведений Пермской Губернии - Духовная семинария, она занималась подготовкой кандидатов священства. Изначально семинария находилась в деревянном доме, который пожертвовал от себя А.Медведев. В 1818 году при епископе Пермском Иустине семинария была переделана в заведение с более строгой систематизацией научного образования. Появились повышенные требования по уставу 1809 г. 18 сентября 1896 г. для практики учащихся выпускного класса была открыта церковно – приходская школа, находилась она в соседнем здании от училища. Также при Епархиальном женском училище было открыто Общество вспомоществования нуждающимся учащимся 22 сентября 1898г. Главой епархиального женского училища с 1891 г. была Л. В. Первушина.

Глава 3.

Анализ Пермских Губернских Ведомостей, как источника по истории образования Пермского края на рубеже 19-20 веков

Газета «Пермские губернские ведомости» (ПГВ) является основным, незаменимым источником информации о событиях Перми и Пермской Губернии середины 19 – начала 20 века. Она была первой издававшейся и распространявшейся в Перми и Пермской Губернии с 1838 по 1917 г.г. Изначально газету начали выпускать в 42 городах Пермской Губернии небольшим тиражом (около нескольких сотен экземпляров). ПГВ печатались в пермской губернской типографии и выпускались каждую неделю по субботам, за год выходило 52-53 номера. Как и вся периодическая печать, ПГВ перед выходом просматривались цензурой. ПГВ разделялись на две части: официальную и неофициальную. В официальной части газеты публиковался материал по государственным актам, манифестам, распоряжениям правительства, административным распоряжениям, постановлениям, публиковались указы, «высочайшие повеления и назначения», «установления». [8]

Неофициальная часть газеты считалась местной, в ней печаталась в основном информация только лишь по Перми и Пермской Губернии С ПГВ сотрудничали многие литераторы, историки , это делало газету еще поле популярней и интересней несмотря на то, что газета находилась в полной зависимости от губернского начальства(цензура и редакторство). Уже с 1894 г. ПГВ стали выпускать три раза в неделю, в это же время произошла реформа: неофициальную часть стали выпускать отдельно от официальной. Стало появляться больше статей на общественные темы, на темы сельского хозяйства, горнозаводской промышленности, экономики, образования и др.После появления частной прессы ПГВ стали не такими интересными, их стали реже выпускать и уже 10 марта 1917 года вышел последний 55 выпуск газет Как же была представлена учебная деятельность образовательных учреждений на страницах ПГВ?Из публикации в №44 от 26 февраля 1909 года мы узнаем, что в музее проводится первая общеобразовательная лекция по истории русской литературы и лекция по астрономии. « Сегодня, 26 февраля, в музее первая лекция по истории русской литературы, Лектор А.А.Лучин. Начало в 8 ч.вечера.», « Программа. Византийское влияние в нашей литературе. Начало просвещения славян. Деятельность св. Кирилла и Мефодия. Начало христианства на Руси…Также об открытии общеобразовательных курсов мы можем узнать из ПГВ публикации №35 от 15 февраля 1909 года. «С 15 февраля при музее устраивается ряд чтения по различным отраслям знаний. В течение поста в апреле месяце прочитано будет 15 лекций по русской истории (до Петра Великого), 6 лекций по истории русской литературы...».

Много статей в ПГВ было посвящено учительскому составу, их мероприятиям и событиям с ними связанными. Часто встречается информация об учительских квартирах или разных праздниках. Из ПГВ публикации № 16 от 31 января 1909 года мы узнаем: « Учительские квартиры обществом вспомоществования учащим и учащим пермской губернии на предстоящие три дня масленицы открываются: мужская - в помещении двухклассного мужского училища на Черном рынке, в доме Эскина, и женская – в помещении 1 женского училища, угол Пермской и Верхотурской улицы, дом уездного земства».

Изучение ПГВ может натолкнуть на статью о заболеваниях учащихся, таковой была публикация ПГВ № 27 от 4 февраля 1909 года. « В духовном училище. В духовном училище один из воспитанников захворал оспой. В видах предупреждения распространения болезни училищным врачом всем воспитанникам были сделаны предохранительные прививки». Также ПГВ №16 от 21 января 1909 года « В народных школах. Ввиду распространения в городе скарлатины и дифтерита среди детей, не мешало бы учительскому персоналу делать детям школьникам разъяснения о сущности этих заболеваний и меры предосторожности от них». Из ПГВ мы очень подробно узнаем о разных событиях и новшествах в школах, гимназиях и училищах, помимо этого мы видим темы учителей и разных внутренних изменений или проблем в образовательных учреждениях.

Организация деятельности учебных заведений в городе играла очень важную роль. Ведь само образование было важно, а значит и нужна была хорошая организация учебного процесса. Во многом учебные заведения были зависимы и нуждались в государстве и благотворительности. Государство снабжало образовательные учреждения финансами, многие благотворители жертвовали своими зданиями под школы и гимназии, выделяли большие суммы для постройки новых школ, училищ и др. За внутреннюю организационную работу отвечали родительские комитеты образовательных учреждений. В городе проводились благотворительные лотереи в пользу учащихся, так в публикации №277 от 29 декабря 1909 года мы узнаем о такой лотерее. « Благотворительная лотерея в пользу городского училища. 27 сего декабря в селе Ильинском пермского уезда была разыграна лотерея с обращением дохода на усиление средств предназначенных на постройку здания городского училища в этом селе…».Финансирование образования в Перми очень часто публиковалось в газете ПГВ, так из публикаций мы узнали о том, что пермское земство получило от министерства народного просвещения пособия на организацию всеобщего народного обучения .( №40 от 21 февраля 1909 года ПГВ).

В городе также открывались и необычные школы , об этом мы узнаем из публикации № 14 от 18 января 1909года ПГВ. « Открытие школы для глухонемых. Пермское общество попечения о глухонемых устраивает сегодня в 1ч. дня, освещение открываемой городом школы для глухонемых в квартире Н.Е.Красноперовой по Екатерининской ул., д.№83, близ Красноуфимской».Особую роль во внутренней жизни образовательных учреждений играли родительские комитеты. На их собраниях обсуждались многочисленные вопросы по проблемам, по финансам, по образованию внеучебной деятельности, по различным заболеваниям и разным новшествам.

Внеучебная деятельность была самым интересным аспектом для изучения. И поэтому многие статьи в ПГВ были посвящены этой теме. Писали о школьных праздниках, благотворительных концертах, каникулах, экскурсиях на заводы, спортивных мероприятиях, досуге, репетиторстве. Этот раздел был таким же важным для публикации, как и публикации о государственных делах т.к. эта тема касалась самой обычной обыденной жизни людей.

Многие пермяки занимались благотворительностью, проводились различные театральные представления, елки, концерты, чтения и многое другое. Об этом мы узнаем из публикации № 32 от 12 февраля 1909 года « В воскресенье 22 февраля в пользу недостаточных учениц Мариинской женской гимназии дан будет местным драматическим кружком в городском театре спектакль…». Также из публикации №273 от 20 декабря 1909 года ПГВ, мы узнаем о проведении елки в пользу детей. « 25 декабря в помещении школы , на Слудской площади устраивается рождественская елка в пользу общества призрения детей в ремесленно – землевладельческих колоннах».

Одними из радостных событий каждого человека являются праздники и каникулы. Об этом часто выходили публикации в газетах. Например из №45 от 27 февраля 1909 года в ПГВ, мы узнаем, что по случаю столетнего юбилея Н.В.Гоголя детей освободили от занятий, а накануне праздника решили устроить чтения в память о Гоголе. « синод предписал начальству духовно - учебных заведений а) в день рождение великого писателя, 20 марта, освободить учащихся от занятий и дать им возможность присутствовать на богослужении в этот день и б) накануне этого дня, 19 марта, устроить чтения, посвященные памяти Н.В.Гоголя, не освобождая учащихся от занятий». А также в публикации №273 от 20 декабря 1909 года, мы узнаем, что все учащиеся местных учебных заведений уходят на рождественские каникулы. « Вчера,19 декабря, произведен роспуск учащихся на рождественские каникулы, всех местных учебных заведений».

Из всего проанализированного материала можно сделать вывод о том, что газета «Пермские губернские ведомости» является незаменимым источником информации во всех аспектах жизни общества, особенно в положении образования. В ней содержится огромное количество информации как государственного, так и общественного характера. Эта газеты была доступна и давала возможность узнать обо всем лучше.

Заключение

В ходе работы мы рассмотрели положение системы образования в России в конце 19 – начале 20 вв. Итогом всех реформ народного образования стало повышение уровня грамотности общества. Россия встала на новый путь развития и усиления мощи государства. Увеличилось количество учебных заведений, повысилась квалификация педагогов, учителей, значительно увеличилось число учащихся, как в начальных, так и в средних, высших учебных заведениях. Реформа образования положительно сказалась на развитии общества и государства в целом

Также мы изучили особенности системы образования в Пермской губернии в конце 19 – начале 20 вв., основными образовательными учреждениями являлись женские гимназии, а мужская существовала всего одна. Кроме этого, нам удалось выделить типы образовательных учреждений: частные и государственные , религиозные, светские и профессиональные. Большое продвижение в области образования произошло в Перми в 80-е годы 19 века. К концу 19 века в Перми и Пермской Губернии уже сложилась система разноуровнего образования. Обучение играло огромную роль в развитии города, с каждым годом количество учеников и учебных заведений становилось больше, а общество жителей города образованней.

В основной части работы мы изучили материалы Пермских Губернских Ведомостей, содержащие информацию об учреждениях образования в Перми и Пермской Губернии в н. 20 века. Можно сделать вывод о том, что газета «Пермские губернские ведомости» является одним из наиболее содержательных источников информации обо всех аспектах жизни пермского общества, в том числе и об образовании. На страницах издания содержится информация об организации учебного процесса, внеучебной деятельности, собраниях родительские комитетов, организации питания, учительских кадрах и т.д. В дальнейшем мы планируем изучение и анализ материалов ПГВ, связанных с другими сторонами жизни учебных заведений, углубленным изучением отдельных аспектов (досуга или благотворительности) или другим периодом в истории города (например: периодом революций в России).

Список источников и литературы

  1. Белдыцкийй Н.И. Народное образование в Пермской губернии. Пермь, 1918.

  2. Верхоланцев В.С. Город Пермь, его прошлое и настоящее: краткий историко-статистический очерк. Пермь, 1913г.,1994г., 2000 г

  3. Верхоланцев В.С. Летопись города Перми с 1890 по 1912( с приложением, вместо введения, хронологического перечня событий г.Перми с основания города по 1889 г. ). 1913 г. – 99с.

  4. Газета « Пермские Губернские Ведомости» за 1909 год (архив Пермского краеведческого музея).

  5. Кальсина А.А. Становление и развитие единой государственной школы на Среднем Урале (1917-1931 гг.) / НОУ ВПО «Зап.-Урал. ин-т экономики и права». – Пермь, 2011. – 356 с.

  6. Корчагин П.А. Губернская столица Пермь. Пермь: Книжный мир., 2006. - 320 с. с ил.

  7. Александр Второй [электронный ресурс ] -https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_II - дата обращения 19.10.16

  8. Газета «Пермские губернские ведомости» [ электронный источник] - http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1803869784 - дата обращения 25.11.16

  9. Университетская реформа Александра Второго [ электронный ресурс] - http://www.rosimperija.info/post/2935 - дата обращения 11.11.16

  10. Университетский устав 1863 года [ электронный ресурс ] - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2_1863_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0 - дата обращения 20.10.16

  11. Реформы Александра Второго [ электронный ресурс ] -http://www.studfiles.ru/preview/5567123/page:2/ - дата обращения 11.11.16

  12. Реформы Александра Второго [ электронный ресурс] - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_II – дата обращения 25.11.16

16

Просмотров работы: 1409