Слюдянский район имеет богатую историю насыщенную интересными событиями. На территории района, в частности, в самом городе Слюдянка и близлежащем поселке Култук, в отложениях на берегу Байкала нередко обнаруживаются многочисленные предметы, относящиеся к различным периодам истории. Нередко находки имеют большую историческую ценность.
Этим летом, занимаясь земляными работами в Слюдянке на огороде, я обнаружил в земле металлический предмет, пластину, которая имела необычную форму. Визуально определить ее принадлежность было невозможно, поскольку долгое пребывание предмета в земле усложняло эту задачу. Только принеся ее домой, и, очистив от земли, я понял, что этот предмет имеет религиозное назначение, и что, скорее всего, - это икона.
После этого в сентябре я показал находку своему учителю истории. Совместно мы очистили ее от земли уксусной кислотой, и увидели, что перед нами – фрагмент медного складня. Заинтересовавшись этой находкой, мы попытались собрать информацию о ней.
Гипотеза – данная краеведческая находка является фрагментом медного складня XVIII – XIX века
Цель работы - изучение необычной находки. Для этого был проведен поиск и анализ сведений по архивным документам, литературе и Интернету.
Методы – изучение литературы, интернет-изданий, сопоставление, сравнение, описание, анализ.
1. Место обнаружения находки и ее описание
Место, где была обнаружена икона, относится к старой части Слюдянки. Первоначальное строение, которое располагалось на этом земельном участке, до наших дней не сохранилось. Визуальный анализ почвы, из которой была извлечена находка, насыщена остатками перегнившего дерева, из чего можно сделать предположение, что этот фрагмент складня много лет назад был закопан под деревом, которое служило ориентиром.
Описание краеведческой находки
Фрагмент складня выполнен из медного сплава, высота – 16 см, длина – 9 см.
фото находки
В верхней части (в картуше) изображено Воздвижение честного Животворящего Креста Господня, в других клеймах (сверху вниз и слева направо) – Вознесение Христа, Воскресение Господне, Сошествие Духа, Успение Пресвятой Богородицы.
На обратной стороне фрагмента – резное изображение Голгофского креста в обрамлении орнамента и надпись в овальной рамке - КРЕСТУ ТВОЕМУ ПОКЛАНЯЕМСЯ ВЛАДЫКО И СВЯТОЕ ВОСКРЕСЕНIЕ ТВОЕ СЛАВИМЪ.
Таким образом, мы установили, что наш фрагмент – это часть складня, скорее всего, трехстворчатого или четырехстворчатого (о чем свидетельствуют уцелевшие фрагменты петель), который именовался «Двунадесятые праздники» и изображал наиболее почитаемые православными христианами праздники.
Чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, мы провели большую работу с историческими и литературными источниками.
3. Из истории складней
«Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на ... цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные... большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол)». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре. Основные типы складней, существовавших на Руси: нательные, нагрудные, киотные (поставные). Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход (некоторые многостворчатые складни так и назывались «походные»). Сохранилось свидетельство XVII века о том, как носили складни. «У всех ратников без исключения непременно имеется на груди красивый образ в виде тройного складня, с которым он никогда не расстается, и где бы ни остановился, ставит его на видном месте и поклоняется ему. Таков их обычай, как мы это сами видели», писал архидиакон Павел Алеппский.
В XIX веке металлические складни зачастую заменяли целые иконостасы и святцы. Первые складни попали на Русь одновременно с крестами, иконами и панагиями, которые ввозились из Византии начиная с X века. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, а также конструкция древнерусских меднолитых трехстворчатых складней, заимствованная у византийских. Размер створок древних складней определялся средником (центральной частью) и был равен его половине, то есть створки не заходили одна на другую, а закрывались встык. Прообразом такого типа складней, вероятно, послужили Царские врата, закрывавшие вход в алтарь церкви. Древние складни были мелкоформатные, с подвижным оглавием и предназначались для нательного ношения. Если сравнить количество дошедших до нас складней, от литых до конца XVII века, с количеством крестов и икон этого же периода, то складней окажется очень мало.
Этот факт можно объяснить тем, что процесс их изготовления был гораздо более трудоемким, так как створки, оглавия, отливались по отдельности и крепились к среднику. В первой половине XVIII века в связи с расцветом старообрядческой Выговской литейной мастерской появились совершенно новые типы складней, иные иконографические сюжеты, сменились и технологические приемы медного литья. Створы складней стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, и в них вставляли штыри. Благодаря этому изменилась конструкция складней: створы заходили одна на другую, что позволило увеличить их количество до четырех. Благодаря выговским мастерам особенно широкое распространение получили три типа складней:
1. Двустворчатые складни с малыми створами; основные сюжеты: - Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение;
- Деисус, Ангел-хранитель и святитель Никола Чудотворец.
2. Трехстворчатые складни разной величины; основные сюжеты: - Деисус (три вида);
- Деисус с избранными святыми, так называемые складни- «девятки», в среднике которых Деисус, на створках - изображения святых (по три фигуры на каждой), при этом существовало два варианта иконографического извода.
Наиболее популярным изводом является: - апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец, московский митрополит Филипп (левая створка);
- Ангел-хранитель, святые Зосима и Савватий Соловецкие (правая створка); - изображения избранных трех из Двунадесятых праздников; - Двунадесятые праздники (створы большие); - Распятие Христово, Троица Ветхозаветная, Богоматерь Знамение; - Богоматерь Владимирская, Спас Нерукотворный, преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский (тройные малые створы).
3. Четырехстворчатые складни, так называемые «большие праздничные створы» с кокошниками (килевидное завершение каждой створы); основные сюжеты: - изображения Двунадесятых праздников (на трех створах); - изображения местночтимых икон Богоматери с избранными святыми (четвертая створа). Оборотная сторона складней (крышка) украшалась резным или литым изображением Голгофского креста.
Складни отливались в огромном количестве на протяжении XVIII - начала XX века и имели хождение по всей России. Помимо перечисленных типов складней существовали и иные, связанные с другими старообрядческими толками и литейными мастерскими. Однако от выговских образцов они резко отличаются качеством литья, некоторой примитивностью и грубоватостью не только изображений, но и самих отливок.
Меднолитая пластика — кресты, иконы и складни — это крупное национальное явление русской художественной культуры. То совершенно особое отношение к медному литью, которое существовало в России на протяжении тысячелетия, за прошедшее столетие оказалось совершенно забытым в народной памяти.
Новый период истории меднолитейного дела неразрывно связан со старообрядческим движением в России, когда во второй половине XVII в., после раскола в русской православной Церкви, противники реформы патриарха Никона вынуждены были спасаться от преследования властей, бежать из центра на отдаленные окраины, скрываться в лесах. В таких сложных условиях именно старообрядцы сохранили и продолжили древнерусские традиции медного литья. Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно. Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в беспоповских согласиях, главным образом у поморцев, происходит расцвет медного литья. Как бесценные реликвии древние меднолитые образки бережно вставлялись в рамы-киоты и вкладывались в деревянные живописные или резные складни.
Но старообрядцы не только сберегли древнерусское наследие, но и создали свою особую религиозную и духовную культуру. Меднолитые образа, «как прошедшие очищение огнем» и не руками «творенных» получили широкое почитание в народной среде. Разнообразие формы, иконографии, композиции и декоративного убранства, старообрядческих меднолитых крестов, икон и складней поражает. А горячие разноцветные эмали и огневое золочение усиливают их декоративность. Отдельно хочется отметить четырехстворчатый складень с изображением Двунадесятых праздников — так называемые «большие праздничные створы». Этот складень являющийся целым походным иконостасом, пользовался необычайной популярностью и не только среди старообрядцев. Все в этом меднолитом памятнике — и форма, и тщательность проработки миниатюрных клейм, и орнамент наружной стороны второй створы — свидетельствует о таланте и высоком мастерстве литейщиков знаменитой выговской «медницы».
Уже в начале XVIII столетия трехстворчатый складень с двунадесятыми праздниками был развернут в так называемые «большие створы». Появляется четвертая створка, на которой изображались сюжеты обретения четырех чудотворных икон, наиболее почитавшихся в Русской Церкви в дониконовское время. Это обретение Смоленской иконы Божией Матери с избранными святыми, сретение (встреча) Владимирской иконы с почитаемыми московскими чудотворцами, явление Тихвинской иконы с избранными святыми и образ Божией Матери Знамение с новгородскими святыми. Створки увенчиваются куполообразными навершиями, в которых размещаются еще четыре сюжета: Распятие с предстоящими, Троица Новозаветная в окружении Ангелов, Воздвижение Креста и Похвала Богородицы.
Расцвеченные многочисленными эмалями, иногда вызолоченные, эти «большие створы» становились настоящими путевыми иконостасами и вместе с молитвами странников впитывали в себя историю огромных староверческих семейств, целых согласий, скитавшихся на огромных пространствах от Австро-Венгерской границы до Восточной Сибири.
Большие створы отливались, наверное, самыми большими тиражами — путевой иконостас хотела иметь каждая старообрядческая семья. Однако до нашего времени в полном четырехстворчатом составе дошли немногие иконостасы. Советская власть, провозгласившая борьбу с религией и атеизм, разрушила даже веками проверенный на прочность уклад старообрядческого семейного быта. Семья разрасталась, сыновья уходили на сторону, и когда умирал последний хранитель семейного иконостаса, складень разбирался на створки, каждая из которых уходила в новую семью. И по сей день во многих семьях, которые едва помнят о своих старообрядческих корнях, хранятся потемневшие, стершиеся почти до полной неразличимости изображений отдельные створки праздничного складня.
Таким образом, мы установили, что наш фрагмент относится к четырехстворчатым складням, так называемым «большим праздничным створам» с кокошниками.
Клейма нашего складня должны быть таковы (слева направо и сверху вниз по каждой створе): Первая створа: 1. Распятие Христово (в кокошнике) 2. Благовещение 3. Рождество Христово 4. Рождество Богородицы 5. Введение Богородицы во храм Вторая створа: 6. Троица Новозаветная (Отечество) (в кокошнике) 7. Сретение Господне 8. Богоявление (Крещение Господне) 9. Преображение 10. Вход в Иерусалим
Третья створа: 11. Воздвижение Креста Господня (в кокошнике) 12. Воскресение Христово (Сошествие во ад) 13. Вознесение Господне 14. Живоначальная Троица 15. Успение Богородицы
Четвертая створа: 16. Похвала Богородицы (в кокошнике) 17. Поклонение иконе Тихвинской (?) Богоматери 18. Поклонение иконе Владимирской (?) Богоматери 19. Поклонение иконе Смоленской (?) Богоматери 20. Поклонение иконе Богоматери «Знамение»
Клеймы в четвертой створе могут отличаться в зависимости от местности, где был произведен складень и того, какие иконы почитались на этой территории, поэтому мы их отметили знаками вопроса.
Изучив литературу и интернет-источники, мы отыскали изображения целого складня «Двунадесятые праздники» в каталоге Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (г. Москва) и на форумах любителей старины (Приложения )
Единственное несовпадение с описаниями в литературе – это полное отсутствие следов эмали на фрагменте. Мы долго думали над этой загадкой, пока не нашли объяснение одного искусствоведа, которое полностью вписывалось в картину нашего исследования.
Даже в XIX веке литые иконы и складни с эмалью стоили довольно дорого. Складень "Двунадесятые праздники" и так уже имел достаточно высокую цену, а нанесение эмали поднимало ее еще выше. По этой причине специально делались более "бюджетные" (как модно говорить сейчас) варианты матриц для литья складней без эмали вообще.
Этот вывод логически завершил наше исследование.
Выводы.
Таким образом, изучив все доступные исторические, литературные и интернет-источники, я пришел к выводу, что найденная мною находка, является фрагментом четырехстворчатого складня, который назывался «большими праздничными створами» или «Двунадесятыми праздниками». Период создания – конец XVIII – XIX век (ориентировочно).
В ходе исследования цель была достигнута, наша гипотеза полностью подтвердилась.
Кроме того, можно сделать предположение, что данный фрагмент складня принадлежал потомку старообрядческого рода, который жил в Прибайкалье на территории нынешней Слюдянки. Можно также предположить, что род был небогатый, поскольку складень был выполнен в «бюджетном варианте» - без эмали. После революционных событий 1917 года, Гражданской войны и установления советской власти, которая взяла курс на запрет религии и борьбу с ней и верующими людьми, владелец данного фрагмента складня захотел его сохранить как реликвию своей семьи, закопав под дерево. Со временем хозяин либо не смог его найти, либо не имел такой возможности, и его семейная святыня открылась нам спустя многие десятки лет в наше время.
Конечно, это лишь мое предположение, но эта версия имеет право на жизнь.
Данная находка свидетельствует о том, что люди, жившие в наших краях XVIII - XIX веках, обладали изделиями меднолитой пластики, а значит, были приобщены к наследию русской художественной культуры.
Источники информации
Карпенко Е.В.Образ литой, старинный. / Изд: Минск. Белорусский дом печати - 2006. –176 с.
Коллекция меднолитой пластики [Электронный ресурс]: Складни. Деисусы. - Режим доступа:http://www.solovky.ru/reserve/collections/plastika/skladni2.htm
Лучшева З.А.Старообрядческое медное литье в собрании Государственного музея истории религии. / Изд: СПб. - 2001. – 132с.
Форум владимирских кладоискателей [Электронный ресурс]: Немного о складнях. - Режим доступа: http://detector33.ru/index.php?topic=1053.0
Христианство в искусстве [Электронный ресурс]: Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. - Режим доступа: http://www.icon-art.info/book_contents.php?lng=ru&book_id=92&chap=4&ch_l2=0
Гнутова С. В., Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни. Медное художественное литье XI — начала XX века. Из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева : Альбом. — М., Интебрук-бизнес, 2000. — ISBN 5-89164-060-0 — 136 c.: ил.
Перетц В.Н. О некоторых основаниях для датировки древнерусского медного литья. Л., 1933. С. 33.
Винокурова Э.П. Модель меднолитого складня «Двунадесятые праздники» конца XVII — начала XVIII в.в. / Древнерусская скульптура. М., 1991. С. 170–171.
Приложения
Рис. 1-2. Большой праздничный складень. XIX век
Рис. 3-4 Четырехстворчатый медный складень «Двунадесятые праздники» XIX век
Рис. 5-6. Складень XVIII - XIX века "Двунадесятые праздники и похвала иконам Богоматери"
Рис. 7-8 СкладеньXVIII - XIX века "Двунадесятые праздники и похвала иконам Богоматери" из частной коллекции
15