РОЛЬ ОТЦА В РИМСКОЙ СЕМЬЕ

II Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

РОЛЬ ОТЦА В РИМСКОЙ СЕМЬЕ

Исаева В.С. 1
1МОУ "СОШ №2 ЗАТО Светлый Саратовской области"
Соколов И.Ю. 1
1МОУ "СОШ №2 ЗАТО Светлый Саратовской области"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Семья – это объединение людей, которые являются друг другу кровными родственниками или близкими. Члены семьи ведут общее хозяйство, живут в одном доме или квартире, объединяют свою зарплату и расходуют её сообща. Главная особенность семьи – чувство любви и привязанности, которое объединяет её членов1.

Все мы связаны с семьей, семьи могут быть разными, например, двух или многопоколенные, полные, не полные, традиционные или демократические. Мне стало интересно, что из себя представляла семья в Древнем Риме. Так как эта тема очень обширная, я решила остановиться на роли отца в римском обществе. Это является целью моей работы.

Главным источником моей работы являются «Законы XII таблиц». Первые десять из них были написаны в 451 году до н. э, а остальные две в 450 году до н.э. Законы XII таблиц были написаны комиссией из десяти человек и касались всех сфер жизни общества. В том числе и семьи2.

Римская семья

В Риме семья называлась familia или domus. Два термина используется потому, что familia это семья в значении «члены семьи», а domus – «собственность семьи», то есть дом и прочее имущество семьи. Отсюда и два наименования отца: paterfamilias– «отец семейства» и dominus– «хозяин», «владелец имущества»3.

Во главе семейства, как уже было указано выше, стоял отец, (pater). Под его властью находился весь состав familia(семьи), куда также входила, его жена(uxor)– мать семейства. Замужнюю римлянку называли «матроной» (matrona)4. Сюда же относились их несовершеннолетние и уже взрослые дети(liberi), а также жены и дети взрослых сыновей. Но на этом состав семьи не заканчивался. В римскуюfamiliaвходили liberti (вольноотпущенники), а также рабы(servi).Вольноотпущенники– это рабы, которые получили свободу, но по своему правовому статусу были тесно связаны с бывшими хозяевами. Они пополняли ряды клиентов своего господина.

Знатные и богатые римские граждане могли покровительствовать бедным, простым римлянам и иноземцам. Покровителей называли патронами, а тех, кому они покровительствовали, – клиентами. Патрон защищал клиентов, помогал им деньгами. Cliens(клиент) выполнял различные работы, выказывал знаки почтения своему патрону5.

На этом список членов римской семьи не заканчивался. В нее также входили божества-покровители. К ним относились лары – покровители общин и их земель6, пенаты – фамильные или «отеческие» хранители дома и прежде всего запасов продовольствия7, манны – боги загробного мира, затем обожествленные души предков8.

Уже в древнейшие времена семья была в Риме прочной и сплоченной ячейкой общества, в которой безраздельно властвовал отец семейства — «paterfamilias». Понятие семьи («familia») в римских правовых памятниках было иным, чем сегодня: в состав ее входили не только отец, мать, незамужние дочери, но и замужние, не переданные формально под власть мужа, наконец, сыновья, их жены и дети. Фамилия включала в себя и рабов и все домашнее имущество. В состав семьи, под власть отца попадали или путем рождения от законного брака и ритуального «принятия» ребенка в семью, или путем особого юридического акта, называвшегося «адопцио» (усыновление), причем усыновленный сохранял независимость в том, что касалось его правового статуса, или же, наконец, путем акта «аррогацио» — особая форма усыновления, при которой новый член семьи полностью переходил под власть отца семейства. Власть отца распространялась на всех членов фамилии9.

Власть отца

Власть отца можно условно разделить на три категории:

I.религиозный глава;

II. хозяин семейной собственности;

III. судья.

I. Отец является верховным руководителем во всем, что касается домашней религии. В качестве религиозного главы он отвечал за непрерывность культа, а следовательно, и за непрерывность рода.Он имел право признать или отвергнуть новорожденного ребенка.Право прогнать жену в случае бесплодия, так как род не должен прекращаться.

Право выдавать дочь замуж, т.е. уступать другому власть, которую он имеет над ней. Право женить сына: женитьба сына имеет большое значение для продолжения рода. Право исключать сына из семьи и из семейного культа. Право усыновлять, то есть вводить чужого в культ домашнего очага. Право назначить перед смертью опекуна жене и детям. Все эти права принадлежали исключительно отцу и никому другому из членов семьи10.

«Отец занимает первое место близ очага; он возжигает его и поддерживает; он его верховный жрец. Во всех религиозных священнодействиях он исполняет самые высшие обязанности: он закалывает жертву, его уста произносят формулу молитвы, которая должна привлечь благоволение богов на него и его семью; им увековечиваются семья и культ; он один представляет собою весь ряд потомков; на нем держится домашний культ, и он почти что может сказать, подобно индусу: «Я сам — бог». Когда же придет смерть, то он станет божественным существом, и потомки будут ему молиться»11.

II. Собственность признавалась первоначально принадлежащей всему роду, как предкам, там и потомкам. Эта собственность по самой природе была не делима; в каждой семье мог быть только один собственник – сама семья, и только один владелец – отец семьи. Собственность не могла быть разделена и находилась целиком в руках отцах. Ни жена, ни сын не имели ничего своего. Приданое жены полностью принадлежало ее мужу, который имел по отношению к нему права не только распорядителя, но и собственника. Она не получала обратно даже своего приданого, когда становилась вдовой. Сын был в таком же положении, как и жена; ему ничто не принадлежало. Он ничего не мог приобрести: плоды его работы, прибыль от торговли – все это принадлежало его отцу. Если какой-нибудь посторонний человек делал завещание в пользу сына, то не сын, а отец получал наследство. Отец мог продать своего сына. Проданный сын не становился абсолютным рабом покупателя. Отец мог требовать, чтобы сын был продан ему обратно. В таком случае он получал снова власть над ним и мог его вторично продать. Закон двенадцати таблиц разрешает повторять эту продажу до трех раз, но заявляет, что после троекратной продажи сын освобождается от власти отца12.

III. В Риме жены точно так же, как и дети, не могли являться в суд даже в качестве свидетелей. Из всей семьи только отец имел эту привилегию. За то он нес ответственность за преступления, совершенные кем-либо из его домочадцев. Если сын или жена были лишены государственного суда, так это потому, что они подчинялись домашнему суду. Их судьей был глава семейства, который творил суд на основании своей власти отца и мужа.

Женщины не были вовсе подсудны государству, только семья имела право судить их. Даже Сенат относился с уважением к этому старому обычаю и предоставлял отцам и мужьям произнесение над женщинами смертного приговора.

Право суда, которое отец семьи имел над своими домочадцами, было полное, и на его решение не могло быть апелляции. Он мог приговаривать даже к смертной казни, как это делал магистрат города. Никакая власть не имела права изменить его решение. «Муж, – говорит Катон Старший, – судья своей жены, и его власть не имеет границ: он делает, что хочет. Если жена совершила проступок – он ее наказывает; если она выпила вина – он ее приговаривает; если она вступила в связь с другим – он ее убивает»13.

Такое же право отец имел по отношению к детям. Ошибочно думать, что отец имел неограниченное право убивать своих детей. Он был их судья; если он их и казнил, то лишь на основании своего права суда. Отец имел право изгнать сына из семьи, но он в тоже время знал, что если поступить таким образом, род может прекратиться и маны его предков подвергнутся вечному забвению. Он имел право усыновить чужого ребенка, но религия запрещала это делать, если у него был родной сын. Он мог прогнать свою жену: «приказал своей жене взять принадлежащие ей вещи и, отняв у неё ключ изгнал её»14, но при этом ему приходилось решаться порвать религиозную связь, которую брак устанавливал между ним и его женой. Таким образом, религия налагала на отца столько же обязанностей, сколько давала ему прав15.

Заключение

В итоге римская семья сильно отличается от современной. Во-первых, в состав вримской семьи входили: божества, рабы, вольноотпущенники. Более того в семью входили не только ныне живущие люди, но и предки, и потомки. Во-вторых, отношение между членами семьи регулировались традициями и религиозными обычаями. В третьих, раньше власть отца над своими домочадцами была больше, чем сейчас. Отец полностью распоряжался жизнью и здоровью членов семьи. Представлял свою семью в суде, только он распоряжался собственностью семьи.

Список используемых источников литературы

Источники

Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под.ред. В.В. Струве. М., 1953. Т. III.

Литература

1.Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима // http://labyrinthos.ru/text/ vinnichuk _v-rimskoy-semie.html

2.Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск: Русич, 2001.

3.История. Древний мир. 5 класс / В. И. Уколова; М.: Просвещение, 2013.

4.Латинско-русский и русско-латинский словарь/ Под общ.ред. А.В. Подосинова. М.: Флинта: Наука, 2007.

5.Мифологический словарь / Под.ред. Е. М. Мелетинского. М: Советская энциклопедия, 1991.

6. Обществознание. 5 класс./ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012.

7. Фюстель де Куланж Н. Д. Гражданская община Древнего мира // http://ancientrome.ru/ publik/article.htm?a=1290961418

1Обществознание. 5 класс./ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М.: Просвещение, 2012. С. 26.

2 Законы XII таблиц // Хрестоматия по истории Древнего мира / Под.ред. В.В Струве. М., 1953. Т. III. С. 21-33.

3Латинско-русский и русско-латинский словарь / Под общ.ред. А.В. Подосинова. М.: Флинта: Наука, 2007.

4История. Древний мир. 5 класс / В. И. Уколова;М.: Просвещение, 2013. С. 122-123.

5 Там же. С. 120.

6Мифологический словарь / Под.ред. Е. М. Мелетинского. М: «Советская энциклопедия», 1991. С. 331.

7Мифологический словарь / Под.ред. Е. М. Мелетинского. М: «Советская энциклопедия», 1991. С. 435.

8 Там же. С. 343.

9Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима // http://labyrinthos.ru/text/ vinnichuk_v-rimskoy-semie.html

10Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск: Русич, 2001. С. 35.

11Фюстель де КуланжН. Д.Гражданскаяобщина Древнего мира // http://ancientrome.ru/ publik/article.htm?a=1290961418

12 Законы XIIтаблиц.IV. 2.

13Цит. по: Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск: Русич, 2001. С 36.

14 Законы XIIтаблиц.IV. 3.

15Гиро П. Быт и нравы древних римлян. – Смоленск: Русич, 2001. С 35 – 37

Просмотров работы: 1745